"Эстетическое отношение"

    Эстетическое сознание

    Эстетическая культура

    Искусство как часть действительности и предмет эстетики

    Искусство как социокультурный институт

    Морфология искусства как эстетическая проблема

    Краткая характеристика стилевых проявлений искусства

    Виртуальная эстетика

    Авангардное искусство первой половины ХХ века

    Классическая и неклассическая эстетика

    Эстетика изобразительного искусства, театра, литературы, хореографии

    Эстетика зрелищных форм в искусстве

    Эстетические основания взаимодействия различных видов искусства

Раздел 1. Теоретические аспекты эстетического знания

основание эстетического знания

Эстетическое отношение раскрывает особый уровень связи между субъектом и объектом. Сутью этого отношения является то, что оно включает в себя как утилитарную связь, проявляющую чувственную реакцию субъекта на объект, так и теоретическую, представленную процессами осмысления. Само же эстетическое отношение возникает как переход чувственного в осмысляемое. Эстетическое отношение делает чувство человека управляемым.

Тема . Эстетические категории: сущность и виды систематизации

Понятия, используемые как частные случаи основных эстетических категорий

прекрасное

безобразное

возвышенное

низменное

трагическое

комическое

Красивое Прелестное Изящное Грациозное Милое Хорошенькое Симпатичное привлекательное

Отвратительное Отпугивающее Ужасное Некрасивое Отталкивающее непривлекательное

Романтическое Удивительное Сказочное Ослепительное Фантастическое Поразительное соблазнительное

Омерзительное Недостойное Унизительное

Драматическое патетическое

Юмор Сарказм Гротеск ирония

Эстетические категории:

2 уровень

система основных эстетических категорий: прекрасное -- безобразное, возвышенное -- низменное, трагическое - комическое и те понятия, которые раскрывают частные случаи проявления основных эстетических категорий

3 уровень

комплекс наиболее употребляемых понятий эстетики, заимствованный из других наук: образ, произведение искусства, творчество, автор, вид искусства, искусство, человек, действительность, стиль и т.д.

Наиболее общая характеристика основных эстетических категорий

Прекрасное - высшая ступень красоты, выражаемой посредствам совершенного и гармоничного единства жизненно важного содержания и полноценной, выразительной формы. Восприятие и переживание прекрасного возможно только при условии особого духовного развития человека. Только духовно развитый человек способен к переживанию истинно прекрасного. Духовная развитость человека проявляется многогранностью эстетического переживания прекрасного, которое может быть представлено достаточно широким спектром граней эмоциональной сферы.

Прекрасное может быть выражено при помощи понятий близких по смыслу и служивших в различные исторические эпохи синонимами понятию прекрасное--это красивое (совершенство внешней формы и акцент на внешнем), изящное и грациозное (как характеристики особых качеств живых существ с позиций легкости и ладности, хрупкости и нежности), "прелестное" (совершенство и гармония малых форм), поэтическое (способность к тонким переживаниям, одухотворенности и мечтательности с оттенком легкой грусти), пленительное, кокетливое, завораживающее и т.д.

Прекрасное - это единичное, присущее множественному и потому ставшее всеобщим.

В прекрасном происходит проявление единства объективных достоинств и субъективными условия восприятия. Физическая красота мира при совпадении с духовным величием человека дарит самому человеку состояние умиротворенности, спокойствия и ощущения соответствия своего существования законам мира. Поэтому истинное восприятие и переживание прекрасного невозможно без духовного богатства личности. Чем богаче внутренний мир человека, тем полнее и совершеннее его переживание прекрасного.

Прекрасное отражает меру совершенства, достигшую равновесия, но обладающую при этом потенциалом изменения и динамики. Если мы не видим в воспринимаемом явлении потенциала к динамики, значит данное мертво и не может быть в высшей мере прекрасным. Поэтому прекрасное связано с динамикой, изменением, жизнью.

Прекрасное является проявлением идеала в искусстве. Создавая прекрасные творения мастера выражают свои представления о совершенном идеале. В прекрасном проявляется наше желание удовлетворенности.

Прекрасное в традиционной эстетике претендовало на место метакатегории. Считалось, что все остальные категории "возвышенное, трагическое, безобразное, и т.д.) есть разные формы проявления прекрасного. В истории эстетики существовала и другая крайняя позиция, согласно которой прекрасное-понятие сложно определяемое, а, следовательно, и ненаучное.

Однако категория прекрасного и по сей день остается одной из ключевых понятий эстетики. Но сегодня прекрасное рассматривается как категория подвижная в своем определении. Каждая культурно-историческая эпоха создает свое определение прекрасного, но такие признаки прекрасного как мера и гармония, уравновешенность и динамичность, устремленность к идеалу и совершенству по-прежнему остаются неоспоримыми его свойствами. Меняются в первую очередь представления об идеале и совершенстве, уравновешенности и динамике, степени меры и гармонии, но эстетическое переживание прекрасного всегда для человека остается неизменным. Способность человека переживать прекрасное, выделять его для себя в окружающем мире всегда остается одной из главных человекообразующих характеристик Человека.

Безобразное характеризуется несовершенством, конфликтностью содержания и формы, сущности и явления в воспринимаемом объекте. Безобразны для нас песни патриотической направленности, написанные или исполняемые в форме куплетов, или частушек, или пародий и т.д. В безобразном наблюдается не просто нарушение равновесия, а полный разрыв, недопустимость для данного содержания воплотится в данной форме.

Безобразное-противоположность прекрасному, выражающее полную дисгармонию, несоответствие содержания форме или наоборот. В эстетике существует мнение, что категорию безобразного нельзя считать эстетической категорией. Однако такое мнение является ошибочным не только по тому, что любое воспринимаемое нами явление ярче высвечивается для нас, когда рядом есть его антипод. Безобразное имеет место не только в реальной действительности, но и в искусстве, о чем свидетельствует огромный интерес к этому явлению мира со стороны человечества (особенно искусство ХХ века).

Вообще интерес к безобразному в искусстве проявился достаточно рано. Уже первобытные люди считали, что безобразные уродства способны вызывать восхищение. Например, представители архаических племен, населяющих сегодня острова Новой Зеландии, используют специальные приспособления, позволяющие им растягивать себе губы до огромных размеров. Некоторые племена Африки изменяют форму черепа, делая ее "бутылкообразной", вытягивают себе конечности и т.д.

В средние века появляется мода на гротескные маски и фантастические существа, которыми в прямом смысле украшали здания культового характера (достаточно вспомнить знаменитые статуэтки-дьяволы, грустно взирающие на мир с Собора Парижской Богоматери). Популярны в это время химеры, украшающие водостоки, тема грешников, лица которых искажены безобразием страдания.

Человеческое уродство так же не обошли вниманием художники. Например, уже художники Возрождения проявили интерес к человеческим уродствам. Особо знаменитыми стали рисунки гримас Леонардо да Винчи, который говорил о том, что безобразное не менее интересно для художника, так как в природе найти его так же сложно, как и прекрасное.

К безобразному проявляли интерес Дюрер и Гойя. В 16 веке безобразное популярно как мотив в оформлении интерьеров. Например, модно изготавливать камины, в виде пасти ужасного чудовища, украшать мебель страшными головами фантастических животных.

В 18 веке существовала мода на безобразные гримасы и уродства, выполненные в виде малой скульптуры и предназначенные для украшения фасадов жилых зданий (Мессершмидт, А.Броувер). Иногда такие скульптуры украшали парки знатных господ во Франции.

В 19 веке появляются первые опыты портретов душевно больных людей (Т.Жерико, Занетти, П.-Л.Гази, Г.Бернини, Дж.Пиччини). Интересно, что для художника этого времени безобразное в человеке уже не связано с отклонением от физической нормы, как это было для художников Возрождения, а обусловлено проявлением духовного опустошения, смертью при жизни.

ХХ век проявил новый интерес к безобразному. Достаточно вспомнить таки имена как А.Джакометти (скульптура), Э.Дитман (инсталяции), Р.Магрит (художник), М.Шамякин (художник).

ХХI век, принесший компьютерные технологии, создает свое понимание безобразного. Примером тому творческие опыты М.Шамякина, создающего художественные циклы на основе изображений насекомых ("Карнавал Венеции"), переделки древних масок и скульптур в стиле, названном им неоготикой ("Петербургские карнавалы").

Сегодня отмечается особый интерес к безобразному, которое не просто уверенно входит в сферу художественного, но все чаще претендует в нем на звание одной из главнейших категорий. Например, А.Петлюра, модельер-дизайнер, называющий себя "художником-дерматологим" представил изысканной публике Парижа коллекцию моделей созданных на основе собранных с помойки вещей. Демонстрацию этих моделей осуществляли не профессиональные манекенщицы, а люди, "подобранные" мастером из "низов общества" и обученные особым образом. Это те, кто в прошлом был бомжем или алкоголиком, а значит потенциальным хозяином собранных вещей. Сама экспозиция демонстрировалась в духе театрализованного шоу, сопровождаясь музыкой и параллельным показом на большом экране фильма о Петлюре. Эстетика шоу явно нацелена не на прекрасное, а на безобразное. Главным в нем оказывается не вкус, шик, а элементарная тяга к хламу и низменному восприятию. Самое интересное, что парижская публика принимала русского "маэстро костюма" с восторгом. Такое шоу оказалось достаточно развлекательным.

Совершенство может проявляться и в духовной сфере. В данном случае прекрасное тяготеет к нравственным началам человека. В результате такого взаимопроникновения эстетических и этических начал образуется категория возвышенного. Возвышенное не может быть выражено в конечных чувственных формах. Согласно идеям Гегеля возвышенное проявляется исключительно в символических формах искусства.

Если прекрасное связано с гармонией, то возвышенное проявляет дисгармонию. Речь идет о совершенной дисгармонии, проявляющей единство природного и социального начал в человеке. Когда человеческие желания и устремления соответствуют представлениям общества об идеальной деятельности отдельной личности на благо общества, и способны принести человеку удовлетворение от совершаемых им поступков, говорят о проявлении возвышенного.

Возвышенное тяготеет к духовному. Оно проявляет устремленность человеческой личности к самосовершенствованию и соответствию общественным идеалам. Как объективное проявление возвышенное характеризует объект эстетического восприятия с позиции его общественно-человеческой значимости.

Противоречивость возвышенного проявляется в том, что в нем "превалирует общее существенное над особенным явленческим" (Н.Крюковский).

Возвышенное в искусстве характеризуется особым содержанием, которое связано с глобальным и общезначимым значением (например, темы любви, добра, мира, красоты, которые в силу своей широты и многообразия просто не возможны для полного раскрытия в одной форме). Возвышенное-это всегда грандиозное, но не раскрывшееся до конца. Явно преобладающая по значимости и совершенству идея, т.е. содержание не может выразиться в существующей для нее форме до конца. Форма является ограничивающим повышенную и рвущуюся к бесконечности идею началом. Особая насыщенность содержания обусловлена чрезвычайным человеческим значением. В искусстве отражение возвышенного требует от художника особой интенсивности, яркости средств художественной выразительности.

Эстетическое переживание возвышенного вызывает восторг, восхищение, иногда даже страх или удивление. Но, как правило, всегда возвышенное обладает для человека притягивающим эффектом. Восприятие возвышенного позволяет субъекту эстетического отношения ощутить превосходство над собой воспринимаемого объекта.

Возвышенное может быть представлено как помпезное (прославляющее возвышенное), грозное (устрашающее возвышенное), экстравагантное (когда форма претендует на значимость содержания), романтическое (выделение переживаний личностного или более тонкого характера), элегическое (возвышенное с оттенком грусти и нежности) и т.д.

Низменное проявляет несовершенство, но в отличие от безобразного оно тяготеет к духовному уровню человека. Низменное проявляет качества человека с позиций его личности. Поступок человека может быть и безобразным и низменным, но в первом случае отсутствует сознательность установки к действию. Оно раскрывает слабость духовного начала в человеке и преобладание в нем чувственно-физического полюса. Поэтому низменное-это, прежде всего духовное несовершенство человека. Оно может вполне соседствовать с физической красотой человека, его реальным совершенством.

Низменное является одной из категорий, представляющих огромные возможности для критического раскрытия в искусстве. В низменном сражается плоть и дух, но плоть, физическое, телесное оказывается сильнее. Здесь же наблюдается противостояние индивидуально-личностного и общественного. Ведь часто низменное в отдельном человеке проявляется в случае противопоставленности его желаний общественному идеалу. Низменное способно разжигать в человеке сильную страсть, то, что в христианском мире получает название похоти.

Низменное имеет не только социальную основу проявления, но это еще эстетическое свойство грозных отрицательных сил, представляющих общечеловеческую опасность. Разновидностями низменного выступают демоническое (акцент на отсутствие божественности), пошлое (недостойное человеческих идеалов), вульгарное (пошлое с элементами скандального вызова обществу), прозаическое (принижена значимость духовного).

Трагическое - категория, характеризующая значительное разногласие между желаемым идеалом и реальными возможностями, в результате которого происходят мучительные страдания или смерть. Трагическое нацелено на вызов сострадания и участия. Данная категория характеризует разногласие между особо значимым содержанием и легковесной, поверхностной формой. Содержание здесь оказывается явно преобладающим над формой.

Разновидностями трагического могут быть понятия патетического (трагическое с проявлением чувственного в виде плача, крика и т.д.), драматическое (преобладание страданий над смертью), героическое (акцент на особой значимости поступка) и др.

Трагическое характеризует переход гибели человека в воскресение, его скорби в радость. Оно связано с присутствием оптимизма, неизбежности победы доброго и светлого начал. Аристотель считал, что в трагедии осуществляется катарсис-процесс перехода негатива для человека в позитив. Если человек боится смерти в реальности, то страх в данном случае-негативная реакция. Искусство трагедии раскрывает перед боящимся человеком возможность не только бесстрашно умереть, но и умереть, сознавая свою победу над смертью и переживая радость от нее. Ведь античная трагедия показывает человеку, что смерть ради других людей приносит возможность стать героем, а герой для греков-это тот, кто становится полубогом, получая бессмертие.

В философии проблема трагического тесно связана с нравственностью и смертью. Трагическое помогает человеку смирятся с небытием после жизни. Трагическая смерть человека отличается тем, что раскрывает в нем добрые и прекрасные с позиций нравственности начала. С другой стороны трагическая смерть возможна только тогда, когда в обществе существует понятие человека как самоценности. Если человек живет в обществе, то его интересы должны совпадать с интересами людей, окружающих этого человека. Только в таком случае погибающий герой находит продолжение жизни в обществе.

Существует культурная и историческая динамика понимания трагического. Буддистская традиция практически не имеет трагического в личностном понимании, так как буддизм рассматривает смерть как продолжение жизни в иной форме. Греческая (а, следовательно, и европейская традиция) рассматривает трагическое как героическое.

В средние века трагическое выступает как мученическое, так как в нем главным становится не акт смерти и ее мотив, а процесс предшествующий ей. Большое место в средневековом понимании трагического занимает момент сверхъестественного.

Возрождение рассматривает трагическое как столкновение человека с внешними для него обстоятельствами, названными роковыми. Трагедия - это итог проявления человеческой активности и проявления его воли.

В последующие эпохи трагическое характеризует разные проявления разлада человека и общества. Трагическое становится многообразным: тяжкие страдания и гибель человека; невосполнимость для человека и общества утраты отдельной личности; высшие проблемы бытия и смысл жизни; трагическая активность человека по отношению к противостоящим обстоятельствам; неразрешимые противоречия и т.д.

Комическое - категория, выражающая конфликт между реальностью и идеалом, сущим и должным. В комическом гибнет реальное: безобразное и ничтожное выражение форме явно преобладает над идеализированным содержанием. Идея оказывается слишком отдаленной от реальных возможностей довлеющей формы. Поэтому возникает оттенок иронии и сарказма. Комическое может иметь несколько разновидностей: юмор (когда порицание не вызывает обиды и злобной реакции), ирония (наполненная язвительностью и не содержащая доброжелательности), сатира (сознательная и открытая борьба со злом), сарказм (особое преувеличение злобного элемента) и гротеск (преувеличение насмешки).

Комическое имеет место тогда, когда гармоническая целостность прекрасного нарушается в сторону преобладания явленческого, индивидуального в объекте.

Комическое как категория связано оценкой ценности данного явления. Вторым определяющим моментом комического является смех. В нем происходит осмеяние того, что оценивается обществом как недостаток. Поэтому комическое интенсивнее проявляется в массовости (театр, кино, цирк). С другой стороны смех в комическом есть проявление демократии: это сила, враждебная всем формам насилия, самовластия и неравноправия. Перед смехом все равны-и король, и шут.

Актуальность особенно важна для комического, так как мишень смеха всегда конкретна. Оно раскрывает противоречие двух начал, связанных с положительным и отрицательным. Положительное в комическом оказывается привлекательным, которое на деле оказывается ложным. Например, человек хочет в данном видеть значительное или прекрасное, а на деле увидел пустое или безобразное. В таком случае можно говорить о том, что в комическом присутствует не только позитивное, но и негативное переживание для человека.

Комическое невозможно без чувства юмора. Это чувство связано с развитостью интеллекта и духовности в человеке. Только при этих условиях комическое связано с добром. В противном случае комизм может приобретать оттенок пошлости, цинизма, скепсиса и скабрезности. Мы говорим о юморе человека, который способен по доброму реагировать на комичное и об остроумии человека, который способен творить комичное.

Способность смеяться и шутить в истории чаще всего связывалось с особой разумностью человека. Только умный человек может смеяться по настоящему. В качестве примера можно привести одного из героев русских народных сказок Ивана-дурака. Именно дурак всегда в конце событий оказывается "на коне". В данном случае очевидно проявление "перевертывания" ситуации, столь характерное для комического.

Культурные формы проявления остроумия и насмешки очень разнообразны: французский каламбур, гротеск просветительства, благг 19 века и гегг ХХ века.

В целом комическое направлено на осуждение несовершенства и получение радости от осознания этого.

Тема . Эстетическое сознание и деятельность человека

Эстетическое сознание влияет на характер всех видов деятельности человека. Деятельность человека, во всем своем многообразии, в свою очередь развивает, усложняет эстетическое сознание человека.

Формы и виды деятельности человека разнообразны. Особое место среди видов деятельности человека принадлежит эстетической деятельности. Эстетическая деятельность-это деятельность духовного характера, которая осуществляется в душе человека и связана с осмыслением и преобразованием чувственного опыта человека. Это деятельность по осуществлению катарсиса-перехода чувственного в духовное. Эстетическая деятельность связана с активностью человека, поэтому она может направляться, управляться им самим.

Эстетическая деятельность своеобразна в силу того, что она сопровождает другие виды деятельности. Например, мы говорим о наличии эстетического проявления в художественной деятельности, религиозной деятельности, научной деятельности, познавательной деятельности, воспитательной деятельности, образовательной деятельности, бытовой деятельности и т.д.

Тема . Эстетическая культура

Эстетическая культура личности определяется тремя основными показателями: разнообразием эстетических переживаний, сформированностью и устойчивостью эстетического идеала и умением соотносить воспринимаемое с идеалом, т.е. наличием эстетического вкуса.

Эстетическая культура общества определяется наличием и спецификой эстетических идеалов общества, отраженных в мироощущении людей, многообразием культурно-художественных традиций и их воплощений в конкретных предметах или процессах, а также характером преобладающих критериев в оценке эстетических ценностей.

Общество способствует формированию эстетического идеала каждой личности через разные каналы, но наиболее действенным является художественное образование и семейное воспитание.

Личность взаимодействует с культурой общества через эстетическое воспитание и художественное творчество, когда личность выступает в качестве заказчика, а общество-выполняет это заказ.

Личность воздействует на культуру общества через собственную деятельность.

Когда мы говорим об уже сформировавшейся личности, то речь идет не столько о формировании эстетической культуры, сколько о ее динамике. Тогда возникает и становится преобладающим еще один канал - самовоспитание.

Эстетика средневековья

В период господства религиозного мировоззрения эстетические взгляды строились на отрицании языческих, т.е. античных представлений. Отрицалась не только плотская, телесная красота, но и вообще красота природного мира. И в то же самое время религиозная философская эстетика пользовалась тем философским языком и теми понятиями, которые были выработаны в эпоху античности. Поздняя античность также уходила от материалистических представлений древних греков.

Неоплатонизм уже сочетал в себе элементы мистики и идеи сверхчувственного. От этого был один шаг к идее мира как воплощения божественного замысла, к сверхчувственной красоте Бога. Согласно воззрениям религиозных философов, вечная, сверхчувственная, абсолютная красота есть Бог. Мысли Платона о сверхчувственном мире идей были здесь доведены до предела. Но Платон через эту мистификацию делал шаг к постижению природы человека.

К постижению того, что человек живет в мире идей, его деятельность основана на идеях, на претворении в жизнь идей. А потому и взаимодействие человека с предметным миром основано на восприятии соотношения идеи и чувственного единичного предмета. Религиозная эстетика абсолютизирует еще сильнее идеальный мир человека, превращая его в трансцендентный мир Бога. И полностью противопоставляет идеальное и материальное. И в познании, и в творчестве человек имеет противоположность идеи и вещи, но только во взаимосвязи. Религия, абсолютизируя духовное начало, возможно, и выявляет его действительное значение в жизни человечества, но вместе с тем искажает реальное взаимодействие духовного и материального в природе человека.

Фома Аквинский (1225-1274) фактически подвел итог западной средневековой эстетике. Он перенес акцент красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе. У него вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность. Красоту Фома определяет как совокупность ее объективных и субъективных характеристик. Объективные характеристики: «должная пропорция или созвучие, ясность и совершенство». Субъективные аспекты он усматривал в соотношении прекрасного с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. Под искусством Фома понимал всякую искусную деятельность и ее результат.

Эстетика эпохи возрождения

Мировоззрение Возрождения можно представить себе из приводимого ниже отрывка из знаменитой «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико деллаМирандолы. Мирандола(1463- 1494) пишет, что Бог, сотворив человека и поставив его в центр мира, обратился к нему с такими словами: «Не даем мы тебе, о, Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю». Возрождение принято считать возвратом к античности. Но оно отличается от античности радикально пониманием человека, идеалом человека. Античность формирует представление о человеке, границы которого ограничены и определены его природой. Мировоззрение же Возрождения впервые осознает, что никаких пределов развитию человека этот мир не поставил. Начинает ощущать безграничность творческих сил человека. Возрождение - эпоха раннего капитализма. Средние века подготовили развитие производительных сил, выросло население, усовершенствовались ремесла, человек стал постигать законы природы. И он сам стал изменяться. Получало развитие его мышление, воля, интерес, потребности. Стало необходимостью его собственное развитие.

Ранний капитализм принес необходимость личной активности, предприимчивости. И человек пересматривает отношение к самому себе, понимание самого себя. Мыслители Возрождения считают, что человек по природе добр, не склонен ко злу, благороден, а самое главное, что человек своими делами делает себя великим. Эпоха Возрождения богата титанами духа. Идеал эпохи - мастер. И титаны Возрождения знают несколько языков. Владеют несколькими видами искусств. Леонардо да Винчи и скульптор, и инженер, и поэт, и зодчий, и живописец, и философ, теоретик искусства. В центре искусства Возрождения природный, чувственный человек, который живет земными радостями. Но в то же время Возрождение создает идеал человека чести, достоинства, высокой духовности и нравственности. Данте в «Божественной комедии» проходит по векам, прожитым человечеством, и обозревает нравственное состояние этих эпох на примере судьбы исторических личностей, попавших в ад. Боккаччо в «Декамероне» полон иронии по отношению к показному благочестию служителей церкви. Фактически он выступает против вселенского ханжества, которое характерно для верующего человечества. И ищет подлинную чистоту человеческого духа.

Философия этой эпохи больше занята проблемами искусства. Искусство в эту эпоху несет основную мировоззренческую функцию. Оно создает чувственный идеал эпохи и в то же время оно есть творение человеком своей чувственности. Своей человеческой чувственности. Теоретики эпохи считают искусство формой познания природы. И это верно, ибо природа человека как чувственно воспринимаемая природа не дается человеку наследственно. Он создает эту природу и присваивает ее. Создает силой воображения.

Эстетика эпохи классицизма

Эпоха становления единого экономического рынка на больших территориях. Возникают сильные централизованные государства. В силу этого возникают нации с единым языком, единым психологическим складом. Происходит развитие наук, научного склада мышления. Общее требование эпохи - подчинение индивида гражданскому долгу. И в то же самое время возникает необходимость усиления роли государства во взаимоотношении индивидов, так как усиление буржуазных отношений чревато войной всех против всех. Эстетические взгляды эпохи

испытывают воздействие своего времени. Рационалистическое мировоззрение рождает эстетику НиколоБуало (1636-1711). В своем произведении «Поэтическое искусство», написанном в стихотворной форме, Буало проводит идею регламентации жанров и видов искусства. Согласно его взглядам, духовное начало делает внешнее, материальное прекрасным. Но для него духовное начало - рацио, разум. Красоты вне истины нет. Строгая определенность жанров искусства, скажем, в драме принцип единства времени, места и действия, исходит из понимания того, что разумность - прежде всего организованность, согласно логике разума, четких логических форм. Ярким примером такого понимания искусства служит сад Версаля, где исповедуется принцип привнесения красоты в природу. Не дикая природа красива, а только облагороженная разумом человека.

Эстетика эпохи просвещения

Следующий этап развития капиталистического общества характерен горячей враждой к крепостному праву. Идея приобщения к Богу, возвышения до божественного сменяется идеей просвещения, образования народа. Вожди просвещения отстаивают интересы народных масс, крестьян. Они верят в то, что ликвидация крепостничества принесет с собой общее благосостояние. В эту эпоху происходят ранние буржуазные революции. Буржуазия выступает как прогрессивный класс, который несет освобождение народу. Идеи буржуазии в эту эпоху прогрессивны. Ее духовные вожди борются с невежеством, обскурантизмом, религиозным дурманом, средневековой псевдонаукой, антигуманной феодальной моралью, с религиозным искусством и эстетикой.

Эстетика этой эпохи составная часть идеологии третьего сословия перед Великой Французской революцией. Эта эстетика развивает представление об искусстве, которое доступно всем, которое демократично, исповедует принцип воспроизведения жизни и совершения суда над ним, правдиво и идейно. Дени Дидро приходит к мысли, что искусство воспроизводит типические характеры, что каждое сословие имеет свои характерные черты, свои человеческие типы. Практически все деятели этой эпохи пишут и спорят о воспитательной роли искусства. А французский философ Э. Кодильяк (1714-1780) усматривал главную причину возникновения искусства в потребности общения людей.

Современная среднеевропейская эстетика

К началу XX века, под воздействием естественных наук, а также частично в результате психологических исследований и разрабатываемой классификации психических элементов, формировалась идеалистическая методология феноменологии. Рассматривая внеопытные структуры сознания, освобожденные от натуралистических установок, она снимает расчлененность на субъект и объект, сводит деятельность рефлексии сознания исключительно как подчиненную самопознанию. Одним из основоположников феноменологии выступает Ф. Брентано. Э. Гуссерль же был учеником Ф. Брентано и начал свою философскую карьеру, когда наиболее влиятельными направлениями в западной философии были позитивизм, неокантианство, а в целом «господствовали» эмпиризм, индивидуализм, сциентизм, конвенционализм. Скептицизм и релятивизм, по мнению Э. Гуссерля, разрушающие человеческое знание, вызывали в его душе резкий протест и он находит новую, логически достоверную базу в виде феноменологической редукции. «Своему открытию мира объектов, обладающих абсолютным бытием, Гуссерль придавал очень большое значение. Тут-то и обнаружилась, по его мнению, подлинная обширная аподиктическая основа, на которой можно построить человеческое знание. Феноменологическая редукция приводит к изменению точки зрения, установки, человека: осуществив редукцию, он переходит от естественной установки сознания к феноменологической.

При естественной, природной, установке сознания существование объектов изучения относительно и подвержено сомнению; при феноменологической установке оно абсолютно и несомненно»4. Новая позиция Э.Гуссерля привлекла к себе много молодых философов, таких как М.Шелер, Н.Гар-тман, А.Пфендер, М.Гайгер, А.Рейнах, О.Беккер, в их числе был и М.Хайдеггер, которые образовали феноменологическое движение. Эстетическая теория XX-го века получает в феноменологии все необходимые средства для своего развертывания и существования в контексте довольно сложной духовной картины Западной Европы. Метод редукции дает возможность исследовать понимание субъекта познания не как эмпирического, а как трансцендентального, что для эстетики принципиально важно. Человек выступил как (своего рода целый) мир обозначаемых истин, находящихся над эмпирико-психологическим сознанием и придающим ему смысл.

Гуссерлевский метод выявления априорных структур человеческого существования активно применяли в эстетике такие ученые феноменологического направления как М. Мерло-Понти, М.Дюфрен, Р.Ингарден и др. В своей философской концепции Морис Мерло-Понти истолковывает человеческое отношение к миру через такую характеристику сознания как интенциональность. Возводя категорию восприятия к «верховной и центральной», философ находит то «нейтральное поле», где человеческие намерения (интенции) осуществляют связь с миром. Занимаясь проблемами лингвистического характера, М.Мерло-Понти создает ряд предпосылок для анализа художественно-эстетических явлений и их экзистенциальной трактовки. Феноменологическую связь с эстетикой, искусством и литературной критикой проявил ученый более позднего поколения Микель Дюфрен.

В своих взглядах на содержание, состояние и перспективы развития искусства он высказал ряд принципиальных дополнений к новоевропейской эстетической мысли в таких трудах как «Феноменология эстетического опыта», «Поэтическое» и др., а также в статьях «Эстетика и философия» /I967/, «Философия на Западе» /I973/. Ученый предлагает учитывать по отношению к современному искусству такие показатели как интернационализация, распространенность искусства в репродукциях, причины агрессивности антиискусства, соотношение «новых средств» художественного производства», стандартизация промышленности и творческая свобода художника. Философско-антропологическая традиция в виде классического психоанализа привлекала широчайший интерес деятелей искусства не только в Европе, ведь психоаналитический подход сильно способствовал избежать не столько художественных коллизий, сколько психологической замкнутости на самих себя. Полная эмоциональная открытость произошла не сразу и воплощение идей З.Фрейда в художественные произведения вели к десоциологизации искусства, снижению его общезначимости.

Впрочем, сам З.Фрейд скорее всего отдавал себе отчет в том, на какой стадии духовной зрелости находится человечество, во всяком случае каковы причины его беспокойства, несчастья и тревожных настроений. «Мне кажется, пишет Фрейд,-- что вопрос о судьбе рода человеческого зависит от того, удастся ли развитию культуры, и в какой мере, обуздать человеческий позыв агрессии и самоуничтожения, нарушающий сосуществование людей. В этом отношении, быть может, как раз современная эпоха заслуживает особого интереса». Человеческая личность во всей полноте ее сущностных особенностей находится в центре учения персонализма, которое также исходит из соотнесения человеческой воли с богом как высшим началом. Деятельности человека персоналисты придают не столько рационалистический, сколько эстетически-поэтический характер. Так, Эммануель Мунье через поэтические образы делал осязаемыми понятия и размышления о духе и теле, о биологическом, физическом и существующем во времени. «Магический язык» преобразования мира персоналисты заключали в поэзию и искусство, протестуя против некоторых направлений модернизма и контркультуры. В романтической манере и с глубокой грустью высказывается Э. Мунье в своих наблюдениях над средствами искусства и вообще судьбой персоналистской эстетики: «Являясь бестелесной, поэзия также не сводится ни к чистому созерцанию идеи, ни к творческой мощи духа. На всем протяжении человеческой истории она выступает чувственным выражением внутренней безосновности существования; ей свойственно развенчивать привычные точки зрения, направлять божественный свет на обыденные предметы и привносить в возвышенные сферы волнующее присутствие обычного.

Верно и то, что многие играми в абстракции прикрывают свою неспособность постичь пределы человеческого, в то время как другие, разочаровавшись во всякого рода, хитросплетениях, утешаются внешней красивостью или тем, что сегодня в моде. Верно также и то, что всевозможные деформации в искусстве, являются признаком глубокого нигилизма эпохи».8 Приводимое замечание мыслителя ценно еще и тем, что в нем как бы спрогнозирована современная ситуация, когда эстетическое в структуре человеческого бытия не находит концептуального аналога в теории, как это отражено (пусть иерархически) в классической гносеологии. Философское осмысление искусства в его отношении к сознанию приобретает космическую размерность, которую пытаются встраивать в миры исторических реалий и социальных форм человеческой жизни. Действительно, онтология искусства требует социокультурного измерения, но значит ли это, что нужно полностью отказаться от классических основ методологии, позволит ли это выйти на новый уровень постижения природы искусства, как уникального феномена человеческого бытия? До тех пор пока вопрос остается открытым, всегда есть надежда на некий «прорыв», который завладел бы вниманием социальной антропологии в направлении «эстетической экспертизы» на человеческое и человечность. Ведь в традиции философской антропологии такой опыт имеется.

Накануне ХХІ-го века «обращенность на себя» эстетической теории становится все более значимой, различные аспекты становления и существования этой науки все таки постоянно интересуют ученых. Тем более, что объективная, эссенциалистская (сущностная) теория искусства нужна и возможна. Другое дело, что на этапе постмодернизма, где все оказывается в прошлом и это нормальная ситуация в которой находится не только мировая культура, но в известной мере и наша тоже: «...Возникает новая ситуация, при которой культурология как метанаука становится единственным способом адекватного описания и анализа этого типа отношений, в то время как традиционная эстетика в силу ее иерархичности бессильна понять, что же происходит»9. Растерянность и предполагаемый кризис эстетической науки мог бы перейти в конструктивный процесс через обращение к коренным основаниям самой эстетики, ее эмпирическому и теоретическому уровню, исходя из той же философско-антропологической традиции.

Не утратили свою актуальность исследования эстетического знания как теоретической системы, анализ функциональных ориентаций эстетики. В связи с тем, что эстетика является областью методологической рефлексии, обращенной к гуманитарному знанию, а следовательно к науке апелирующей к человеку, в поле зрения эстетических завоеваний попадают интерпретационно-феноменологическое и деятельностно-конструктивное, философско-эстетическое и научно-эстетическое начала. Усилиями многовекового культурного творчества в совокупности с индивидуальными теоретическими построениями отдельных ученых-эстетиков, образовались три типа эстетической теории в зависимости от преобладающего системообразующего начала: философско-эстетическая теоретичность, общеэсте-тическая теоритичность и частнонаучные эстетико-теоретические конструкты.

Ныне устанавливается новый стиль методологического размышления, формирующий определенный тип методологического отношения к познанию и философско-эстетическому преобразованию. По своему содержанию этот путь интегрирует предметное эстетическое и философское знание. Однако наибольшая сложность возникает при интерпретации понятия «картина мира» в качестве предметных границ и полноты объема что касается строгой научности категорий, принципов, законов современной эстетической теории. Наряду с биологической, физической, философской, можно выделить чувственно-пространственную, духовно-культурную, метафизическую картины мира. Дискутируя этот вопрос «...мы делаем предметом специального изучения амбивалентность человеческого мироотношения, его противоречивость, которая в граничных проявлениях, выступает как антиномичность.

Человеческая экзистенция содержит в себе фундаментальную напряженность, проявления которой - от «всеязыковой» семантичной диалогичности до напряженной человеческой между конечностью и бесконечностью, смыслом и бессмыслицей, жизнью и смертью, и т. п.». Таким образом, философская антропология интегральную сущность которой составляют феноменология, экзистенциализм, психоанализ, неотомизм, персонализм и их всевозможные модификации, выступает контекстом для новой фундаментальной онтологии эстетического.

XVIII век, именуемый в истории культуры веком Просвещения, поставил задачу формирования человека разумного, владеющего знанием и применяющего его для всестороннего понимания и преобразования мира. Решение этой задачи, в свою очередь, предполагает вопрос, а что изменять в человеке, как формировать человека разума? Над этим вопросом задумался А. Баумгартен (1714-1762) - немецкий философ, который шел от антропологии. В XVIII веке человек рассматривался как совокупность трех духовных способностей: разума, воли, чувства. Обозначив этот «треугольник», Баумгартен обнаружил, что первые две способности рассмотрены еще античной философией. Философия, занимающаяся понятийной сферой, давно оформлена - это логика. В XVIII в. считалось, что отношение к миру может быть только познавательным, отсюда и наука, рассматривающая законы рационального познания - логика. Вторая способность - это воля, т.е. свобода поступания, также давно, еще в античности («Никомахова этика» Аристотеля), осмыслена философией в этике, философии поступка, смысловая сторона которого и интересует философию. Но есть еще сфера непосредственного, чувственного постижения мира. Философия этим начала заниматься с XVIII века, но соответствующего раздела философского знания еще выделено не было. В 1750-1758 гг. Баумгартен публикует свой знаменитый труд под названием «Эстетика» («Aesthetica»), который обозначил рождение новой науки. И здесь Баумгартен обращается к древнегреческому aisthetikos - чувственный, эмоциональный. Чувственный, в том числе, имеет общий смысл и с древне-славянским «чуять», т. е. и для русского сознания чувствовать - значит постигать, проникать куда-то. А Баумгартен и говорил, прежде всего, о чувстве как способности постижения мира, тех его сторон, которые недоступны рациональному познанию: например красоты и гармонии мира. Затем он пробросил мостик: высшая форма чувствования - чувство красоты, а высшая форма красоты - искусство, и в эстетику он включил и сферу эстетического, и сферу художественного. С этого момента эстетика существует как философская наука, философия эстетического и искусства.

Окончательное становление эстетики как науки произошло в философии немецкого Просвещения в трудах И. Канта (1724-1804). Кроме «Критики чистого разума» (1781), « Критики практического разума» (1788), Кант создает «Критику способности суждения» (1790), а точнее «Критику оценочной способности суждения», где Кант формулирует специфику этой сферы. А. Баумгартена принято называть отцом эстетики, поскольку имя науке дал именно он, на самом деле он только зафиксировал сложившиеся реалии. Эстетика как философская наука начинается с Канта, потом будет Гегель, романтики и далее. История эстетики занимается становлением эстетической проблематики в исторической динамике. Нас интересует теория эстетики и потому определим объект и предмет эстетики.

  • 2. Предмет эстетики

    Заметим, что объект эстетики не равен ее предмету. Объект - те реалии, которые внеположены человеку, на которые направлена его познавательная активность. Специфику науки определяет предмет - цель постижения, модальность существования объекта и это внутреннее содержание науки. Предмет - это то, что « я хочу» познать в объекте и понимание чего составляет науку.

  • Начнем с тех внешних сторон действительности, которые человек выделяет в эстетическом отношении к миру. Эти особые качества человек назвал: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и т. д. Итак, первый пласт объекта эстетики - эстетические явления действительности. Что здесь пытается понять эстетика? Эстетика пытается понять природу этих явлений: откуда они, в чем их сущность и специфика конкретных проявлений, таких, как красота, например. Сразу определим, что мы не сводим все многообразие эстетических явлений к красоте: эстетическое как особая реальность давно уже не есть только красота. Главный вопрос - вопрос о смысле, человеческом предназначении этой сферы, и этим вопросом эстетика задается всегда. Как писал Н. Заболоцкий в своем стихотворении «Некрасивая девочка»:

    ……………….что есть красота?
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота?
    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    По сути, эстетика занимается постижением глубин и основных закономерностей эстетических реальностей, это и делает эстетику философской наукой.

    Второй пласт объекта эстетики как науки: эстетическая реальность дается человеку через определенные субъективные механизмы, хотя долго считалось, что эти механизмы не имеют определенных специфических характеристик. Но есть эстетические реалии, которые очевидны как приметы определенной субъективности, например, эстетический идеал. Впервые проблему эстетической субъективности поставил Кант, выделив те свойства, процессы, которые носят ментальный, внутренне субъективный характер, которые выступают способом открыть и освоить сферу эстетических явлений. Речь идет о существовании особого функционального механизма, связанного с человеческой психикой, особого, эстетического сознания и его отдельных элементов, структур. Сюда входят структуры, на которых базируется эстетическое отношение к миру: эстетический вкус, идеал, восприятие, переживание, установки, эстетические ценностные ориентации, эстетические потребности, эстетическое самосознание. Эстетическое сознание является специфической структурой: может быть нравственно развитый человек, который глух к эстетическому и, наоборот, феномен эстетства - гипертрофия развитого эстетического сознания, упоенного красотой человека, нравственный аспект поступков которого совсем не рассматривается.

    Эстетическая выразительность и ценность мира является человеку, будучи опосредована психическими проявлениями, например, эстетическими переживаниями. Мир ценностей красоты и уродства, трагического и смешного, является только через особый опыт переживания. Поэтому тот, кто не имеет опыта переживания эстетических ценностей и искусства, не сможет понять науку эстетику.

    В чем же предмет эстетики? В системном качестве эстетического. Общепсихологическими механизмами обнаружения эстетического в опыте чувств занимается психология, задача эстетики - понять универсальные для этой сферы и одновременно специфические основания, структуры и процессы эстетического сознания. Можно зафиксировать неразрывность первого и второго пластов: эстетического бытия и эстетического сознания. Категориальным выражением неразрывности эстетического бытия и эстетического сознания становится в эстетике категория эстетического отношения, объясняющая это интегрирование.

    Мы можем сказать, что объектом эстетики является эстетическое отношение к миру или эстетическое освоение мира - важнейшая категория, начиная с Ф. Шиллера (1759-1805) и И.В. Гете (1749-1832). Предметом эстетики является изучение наиболее общих оснований и закономерностей эстетического освоения мира человеком.

    Третий пласт объекта эстетики связан с пониманием того, что люди не только чувственно осваивают, но сами творят эстетически выразительную среду, начиная с эпохи верхнего палеолита. Создавая орудия труда, они стали одновременно украшать их, свое жилище и свое тело. С самого начала культуры это присуще человечеству, и сфера многостороннего переустройства мира максимально расширяется в настоящее время. На рубеже XIX и XX вв. возникла деятельность, которая специфически проектирует формы такого переустройства - дизайн. Эстетическаяпрактика и есть созидание эстетически значимого мира, и дизайн отвечает за эту сторону универсальной эстетической практики. Эстетическая практика формирует и меняет не только объект - окружающий мир, в ее ходе формируется и субъект эстетического отношения. В эстетической практике происходит очень тонкая работа над духовным миром человека. Речь идет об эстетическом воспитании и самовоспитании. В этом прикладном плане эстетику можно назвать философией эстетического воспитания так же, как и философией дизайна.

    Наконец, четвертый пласт - искусство. На протяжении веков искусство мыслилось как форма эстетического отношения к миру, элитарное культивирование способности созидать красоту. Сегодня, в ХХI веке мы не можем свести искусство к эстетическому началу. В русском языке это обозначено: наряду с «эстетическим», существует другое слово - «художественный». Искусство - система художественной деятельности человека и продуктов этой деятельности.

    Второй макрообъект эстетики - искусство, а ключевая категория, на которой базируется современная эстетика, художественное.

    Традиционный взгляд заключается в том, что художественное совпадает с эстетическим (древний взгляд), затем для Гегеля, в эпоху классической эстетики, эстетика - это философия искусства, и эстетическое живет только в искусстве. Подобной позиции уже в XX веке придерживался М.М. Бахтин (1895-1975). Другая крайность: эстетическое и художественное не пересекаются - это позиция современной американской эстетики. Согласиться с этим нельзя, искусство остается формой эстетического отношения к миру, до сих пор преследуя эстетические цели. Эстетическое качество мы находим во всех трех звеньях искусства: в художественном творчестве - как эстетическое отношение автора к миру и его видение эстетических ценностей; в художественном произведении, которое есть единство эстетически значимого содержания и эстетически совершенной формы, где художественная ценность включает ценность эстетическую; в художественном восприятии, предполагающем наслаждение красотой и выразительностью формы. Сегодня выясняется, что не только в форме красоты, но и уродства эстетическое присутствует в искусстве. И здесь возникает вопрос: как понимать художественную деятельность, что к ней относить? Все ли, что «сотворил» человек, считающий себя художником, и есть искусство? Чем же занимается эстетика в применении к искусству? Что она пытается понять? Философия искусства ставит следующие вопросы:

    1. Что есть искусство? В чем его сущность? В чем интегральная специфика искусства, позволяющая результаты творчества относить к сфере художественной?
    2. Какова структура искусства? Что составляет феномен искусства?
    3. Для чего искусство? Каковы социокультурные функции искусства?
    4. Каковы закономерности генезиса и исторической эволюции искусства?
    5. Что есть историческая типология или историческая морфология искусства, т. е. каковы исторические типы искусства.
  • Итак, статус эстетики как науки определяется ее предметом - выявлением наиболее общих оснований и закономерностей эстетического и художественного освоения мира.

    Особенностями предмета эстетики определяется философско-мировоззренческая природа и место науки в структуре гуманитарного знания. Эстетическое отношение к миру, возникающее в архаической культуре, является одним из фундаментальных мироотношений, выявляющих меру соответствия мира и человека, характер вписывания человека в мир. Категории эстетики раскрывают мироощущение, мировосприятие, миросозерцание и миропонимание человека, ценностные приоритеты культурных эпох.

  • 3. Историческое развитие эстетической мысли. Классическая и неклассическая эстетика

    Хотя сам термин «эстетика», как мы видели, ввел Александр Баумгартен в эпоху Просвещения, эстетическая мысль уходит корнями в глубокую древность и представляет собой свободное осмысление эстетического опыта как внутри других наук (философии, риторики, филологии, богословия и т. п.), так и самими творцами искусства - художниками. Благодаря трудам Платона мы знаем о первых философских размышлениях о прекрасном. Задолго до XVIII века, уже в эпоху античности, определились основные категории и проблематика науки эстетики, которые рассматривались на протяжении всех последующих этапов ее развития. Исследователи истории эстетики (В.В. Бычков) выделяют условно три периода становления науки: протонаучный (до середины XVIII века, до появления труда Баумгартена), классический , совпадающий с развитием классической философской эстетики (середина XVIII-XIX в.) и постклассический или неклассический (с Ф. Ницше и до настоящего времени).

  • В «протонаучный» период предмет размышления античной эстетики (пифагорейцы, Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.), Платон (428 или 427-348 или 347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.), римские риторики) - природа красоты, особенности искусства и его восприятия. Такие категории как прекрасное, трагедия и трагическое, возвышенное, комическое, эстетическое наслаждение и катарсис навсегда вошли в арсенал эстетической науки, благодаря античности. Средневековая эстетика (Августин Блаженный (354-430), прежде всего) ввела в систему эстетических категорий понятие символического образа, рассмотрев его главные модификации (подражательный, аллегорический, знаковый), выделила творчество как процесс, вызывающий к жизни красоту и искусство. Важным моментом преемственности развития эстетики внутри первого этапа является убежденность мыслителей в теснейшей связи прекрасного с ценностями этическими - добром, благом, любовью. Эстетика Возрождения и последующих классицизма и барокко, опираясь на идеи античности и средневековья, акцентирует внимание на анализе закономерностей художественного творчества и выявлении оптимальных, с точки зрения человека, правил построения художественного произведения.

    В европейской традиции на первом этапе эстетика активно развивалась в античности, в особенности в рамках древне-греческой философии, затем в Средние века, и - далее в Возрождении и культуре XVII века внутри художественно-эстетических направлений классицизма и барокко.

    Развитие науки эстетики в классический период связано, прежде всего, с немецкой классической философией в лице Лессинга (1729-1781), Шиллера (1759-1805), Гете (1749-1832), и, главным образом, Канта (1724-1804) и Гегеля (1770-1834), а в XIX веке - с культурами романтизма, реализма и символизма.

    Начавшийся с Ницше (1844-1900) неклассический этап философии, радикально меняет характер и понятийный аппарат философской эстетики, выводя ее за пределы аналитики в сферу метафорического рассмотрения. Неклассическая эстетика XX века вернулась к категориальному анализу сущности эстетического и искусства, но существенно дополнила состав и понятийные доминанты аппарата науки.

    Идеи классической эстетики органично продолжали размышления античности, правда, менялась трактовка сложившихся категорий в зависимости от философских позиций мыслителя. Немецкая и английская (Шефтсбери (1671-1713), Берк (1729-1797), Юм (1711-1776)) философия XVIII века ввела проблемы изучения эстетического субъекта в качестве главных для эстетики. Значительное место классической эстетике будет уделено в наших лекциях, где мы еще обратимся к ее трактовке эстетического и искусства.

    Начало неклассического этапа эстетики определяется философским поворотом второй половины XIX века, определяемым в свою очередь радикальной культурной модернизацией, продолженной XX веком. В XX веке проблемы эстетики продуктивно рассматриваются в контексте таких наук как искусствознание, культурология, психология, социология, семиотика, лингвистика и новейших философских направлений, таких как феноменология, психоанализ, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, семиотическая философия и философия постмодернизма. Категориальный аппарат и методология названных наук значительно обогатили эстетику в исследовании современных форм эстетической практики и искусства и определили возможность их объяснения. Например, характерная черта эстетической практики человека ХХ в. - стремление к созданию чего-либо уродливого; это становится закономерностью эстетического формообразования и художественной формы, и является приметой кризиса культуры, ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Понятно, что категория безобразного становится полноправной категорией новейшей эстетики. Таким образом, если обратиться к арсеналу ее категорий, становится понятной приставка «не»: эти категории не являются эстетическими с точки зрения эстетики классической. Неклассическая эстетика или нонклассика в качестве главных берет проблемы существования современного человека, употребляя категории симулякр, артефакт, абсурд, заумь, безобразное, жестокость («жесть» в просторечии), деконструкция. С утверждением в гуманитарных науках исследования феномена повседневности как специфической сферы человеческого существования, в эстетику вошли такие категории как арт-практики (новейшие формы искусства), актуальное искусство (в противовес изящному, классическому).

  • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С. 544.
  • Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под. ред. В.В. Бычкова. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2003. - 607 с. (Серия «Summa culturologiae»).
  • Глава 12.

    Биологические основы этики и эстетики

    Не смотря на то, что этика и эстетика часто рассматриваются как две самостоятельные системы управления поведением человека, они являются, скорее всего, разными проявлениями единой стратегии управления, цель которой сделать поведение оптимальным в данных условиях. Поскольку они служат единой цели, то имеют множество общих точек соприкосновения и зачастую пользуются одними и теми же поведенческими механизмами, взаимно дополняя и повышая результативность друг друга.

    Этика оперирует в первую очередь механизмами волевого контроля и установками, преимущественно социального характера. Установки могут быть индивидуальными. В таком случае говорят о персональной этике – этике одного индивида. От чистого эгоизма такая этика отличается тем, что в соответствии с ней, человек при необходимости отказывается от неких благ или идет на самопожертвование ради общественного блага, но пользуется при этом правилами и нормами, отличными от принятых во всем прочем социуме, в котором он живет.

    Эстетика опирается в основном на системы аффективного поведения. Именно поэтому в структуре эстетического поведения большое место занимают эмоциональные дисплеи, двусмысленность образов, трудности с прочтением релизинговых стимулов и т.д.

    Отношения между двумя системами строятся на основе комплиментарности. Эстетические произведения служат повышению эффективности передачи, укреплению укреплению и претворению в жизнь этических норм. В то же время в кризисные периоды эстетическое творчество принимает активное участие в дезавуировании старых этических принципов и становлению новых.

    Как тот, так и другой механизмы призваны сделать поведение оптимальным с точки зрения его коллективных, перспективных, экологических, онтогенетических целей, возможно, в ущерб актуальным мотивациям отдельных индивидов. Указанные факты говорят о том, что с общебиологических позиций этика и эстетика представляют собой механизмы управления стратегиями поведения.

    Несмотря на то, что в этой связке этика является доминирующей системой, с операциональной точки зрения удобнее рассмотреть сначала биологические основы эстетического поведения.

    Биологические основы эстетики

    Слово эстетика непроизвольно наводит на мысль о прекрасном. Оно воспринимается нами как синоним некой гармонии, чего-то такого, что соответствует высоким идеалам. По выражению И. Айбл-Айбесфельда «эстетическое восприятие характеризуется особыми свойствами привлекательности и призыва». Однако произведения искусства во все времена изображали не только привлекательные явления природы и поступки людей, но также и угрожающие явления (картина «Девятый вал» И.К. Айвазовского и “Последний день Помпеи» К.П. Брюллова), сцены агрессии («Апофеоз войны» В. В. Верещагина, «Кавалерийская атака Н.А. Зауервейда), порочное поведение («Оргия» В.А. Катарбинского), людей, опустившихся на дно жизни («Нищий» Николае Григореску, «Едоки картофеля» Винсента Ван-Гога), непосильный труд («Бурлаки на Волге» И.Е. Репина, «Тройка» В.Г. Перова), сцены бесправия («Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» Н.В. Неврева) и лицемерия («Встреча папы Павла III, короля Франциска I и императора Карла V » Себастьяня Риччи), кроме того, в искусстве присутствуют сюжеты и темы нейтрального характера. Спокойные медленные мелодии, пейзажи, цветы, оказывающие релаксирующее действие. Однако последние, так же как и сюжеты, вызывающие сильное эмоциональное переживание, модифицируют поведение, только апеллируют они к эмоциям, выполняющим иную физиологическую функцию. Таким образом, в эстетике присутствуют сюжеты и объекты, обладающей эмоциональной значимостью, способные индуцировать у нас соответствующие эмоциональные состояния, которые, в свою очередь, модифицируют наше поведение в заданном направлении. Искусство – не обязательно призыв, это могут быть любые формы эмоционального резонанса, опосредованные художественным произведением, включая релаксацию и сопереживание, торможение и избегание.


    С этой позиции эстетика должна быть определена как форма поведения, преимущественно эмоционального характера, использующая перцептивные и когнитивные процессы, которые активируют наше сознание таким образом, что вызывают интерес и внимание к определенным предметам, явлениям или процессам, формируя чувство прекрасного. При этом искусство ориентирует наше поведение на оптимальную норму вне зависимости от того отрицательные или положительные переживания рождает изображаемый в произведении сюжет. Они способствуют приобретению (закреплению) данного поведения, объекта или свойства, если эстетическое восприятие индуцирует положительные эмоции, или к отказу от них, исключению из своего поведенческого репертуара, в случае отрицательных эмоций. Поскольку, эмоциональное впечатление от произведения искусства может быть очень велико, соответственно и воздействие его на поведение будет значительным.

    Здесь полезно определить понятие прекрасного с общебиологической точки зрения. Совершенно очевидно, что восприятие прекрасного относится к категории положительных эмоциональных переживаний, а последнее означает что, то, к чему стремятся – приближаются, что несет в себе, безусловно, высокий приспособительный результат, для индивида лично или для социального агрегата, к которому данный индивид принадлежит. Следовательно, прекрасное можно определить как совокупность норм поведения и оценок, ведущих к высокому приспособительному результату.

    В контексте этих рассуждений кажется неясным вопрос о том, почему в искусстве не менее высоко ценятся достоверно изображаемые сюжеты, отражающие негативные паттерны поведения – агрессию, разврат, обман, предательство и т.д. Дело, по-видимому, в том, что в художественных произведениях эти отрицательные явления сопровождаются сюжетными линиями, указывающими на их отрицательные последствия: агрессор и обманщик – наказаны, развратник – раскаивается. «Неистребленное зло» может быть оставлено «в живых» в контексте, активирующем эмоциональную деятельность в направлении борьбы с этим явлением. Горестные же или печальные сюжеты возбуждают эмоции сострадания к героям и точно также как и произведения с позитивным эмоциональным содержанием утверждают идеалы доброты и взаимопомощи. С этой точки зрения прекрасное отражает в определенной мере идеализированный (акцентированный) вариант механизмов стратегий поведения, присущих данному социуму и его этических норм. В определенной мере потому, что уровень идеализации и акцентуации также зависит от развития и характера общественных отношений конкретной культуры. Именно поэтому готическая литература и любовные романы XVII–XIX, бывшие очень популярными в свое время, сегодня, за небольшим исключением, полностью забыты или воспринимаются со значительной долей иронии.

    В наиболее общем смысле эстетика, как форма поведения направлена на поддержание главных этических ценностей сообщества, которому данный вид искусства принадлежит, дополняя их логически сухие формы эмоциональными переживаниями, усиливающими значимость этих норм. В отдельных случаях произведения эстетики могут быть ориентированы на некие частные принципы, ситуации и цели. Не редко они посвящаются знаменательному событию какого-либо коллектива или индивида, непосредственно его персоне, имеют учебные цели (иллюстрации в книгах, дидактическая поэзия и т.д.). В конечном итоге, именно масштабность целей и временные параметры событий или общественных явлений, которые данные произведения отражают и определяют значимость произведения. Творения, отражающие наиболее общие и незыблемые нормы, получают широчайшее признание в обществе и обретают бессмертие.

    Рассматриваются эстетика как философская наука, история эстетических учений, сущность эстетического отношения и эстетической ценности, категории эстетики, аксиологическая (неоаксиологическая) интерпретация природы искусства, введены понятия эстетического и художественного как метакатегории эстетики. Имеется краткий терминологический словарь.
    Подготовлено в соответствии с типовой программой дисциплины. Студентам ВУЗов, всем интересующимся проблемами современной эстетики.

    Предмет эстетики.
    Термин «эстетика» (от древнегреч. aisthetikos - чувственный) относится к чувственному восприятию.
    В истории развития эстетики можно выделить два основных периода:
    эстетики имплицитной (от лат. implicite - неявный, в скрытом виде);
    эксплицитной (от лат. explicite - распутанный, приведенный в порядок; в развернутом, явном виде).

    Имплицитная эстетика существовала во все периоды человеческой истории и представляет собой осмысление эстетического опыта как внутри мифологического сознания, так и в теоретических дисциплинах (философии, риторике, филологии, богословии).

    Рождение эксплицитной эстетики в качестве самостоятельной науки произошло в XVIII в. в трудах немецкого философа Александра Баумгартена («Эстетика», 1750-1758), который назвал эстетику низшей ступенью философии, наукой о чувственном познании, а ее совершенной формой - красоту. Ученый мыслил в традициях современной ему философии Нового времени.

    По мнению другого философа того же времени, Г. Лейбница, существует три сферы духовного мира человека -воля, разум и чувство. Баумгартен считал, что изучением разума в европейской философии занималась логика, воли - этика, изучением чувства не занимается никто. Эстетика и была призвана восполнить этот пробел.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение
    Глава 1. Эстетика как философская наука
    1.1. Предмет эстетики
    1.2. Структура эстетической теории и задачи курса эстетики в системе образования
    1.3. Методы и функции эстетики, ее функции
    1.4. Эстетика в системе гуманитарного знания
    Глава 2. История эстетических учений
    2.1. Основные теории античной эстетики
    2.2. Средневековая эстетика
    2.3. Эстетика эпохи Возрождения
    2.4. Эстетика классицизма
    2.5. Эстетика Просвещения
    2.6. Эстетические идеи немецкой классической философии
    2.7. Марксистский этап в развитии эстетической мысли
    2.8. Неклассические концепции западноевропейской эстетики XIX в
    2.9. Развитие русской эстетической мысли
    2.10. Эстетика в Беларуси
    Глава 3. Эстетическое отношение, эстетическая деятельность, эстетическая ценность и эстетическая оценка
    3.1. Эстетическое отношение
    3.2. Эстетическая деятельность
    3.3. Эстетическая ценность и эстетическая оценка в свете неоаксиологии
    Глава 4. Категории эстетики
    4.1. Система эстетических категорий
    4.2. Эстетическое как метакатегория эстетики
    Глава 5. Объектные категории эстетики
    5.1. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное
    5.2. Категории эстетики: возвышенное и низменное.
    5.3. Категории эстетики: трагическое и комическое
    Глава 6. Эстетическая структура личности, эстетическое сознание и субъектные категории эстетики
    6.1. Эстетическая структура личности
    6.2. Эстетическое сознание
    6.3. Субъектные категории эстетики
    Глава 7. Художественное как метакатегория эстетики
    Глава 8. Природа искусства
    8.1. Эстетические основания искусства
    8.2. Полифункциональность искусства
    Глава 9. Морфология искусства
    Глава 10. Виды искусства
    10.1. Художественная литература
    10.2. Архитектура
    10.3. Дизайн
    10.4. Изобразительные искусства
    10.5. Синтетические искусства
    10.6. Музыка
    10.7. Хореография
    Глава 11. Художественное творчество и художественное произведение
    11.1. Сущность и природа художественного творчества
    11.2. Художественное произведение
    11.3. Категории, анализирующие степень ценности художественного произведения
    Глава 12. Эстетика XX века
    12.1. Основные тенденции развития эстетики в XX в.
    12.2. Модернизм
    12.3. Постмодернизм
    Заключение
    Краткий терминологический словарь
    Литература.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Основы эстетики, Кирпиченок Е., Салеев В., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать pdf
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.