МОСКВА, 25 дек — РИА Новости, Андрей Станавов. Полутораметровая труба цвета хаки, компактный прицельный механизм и ремень через плечо. Это, на первый взгляд, несложное устройство за спиной пехотинца таит в себе смертельную угрозу для пилотов самолетов и вертолетов, действующих на высотах ниже 4,5 тысячи метров.

Уйти от "сорвавшейся с поводка" ракеты новейшего российского переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) 9К333 "Верба" практически невозможно — она не реагирует на тепловые ловушки и прочие хитрости, а как привязанная преследует главную цель. До тех пор пока не достанет и не уничтожит. О том, на что способен уникальный комплекс, — в материале РИА Новости.

Карманная ПВО

Первые ПЗРК появились в 1960-х и сразу стали врагом номер один для пилотов, приспособившихся укрываться от дальнобойных зенитных ракет на малых высотах. Заметить замаскированного в складках местности "человека с трубой" из кабины самолета или вертолета практически невозможно, при этом, в отличие от пулеметов и пушек, единственное удачное попадание небольшой ракеты может одним махом "приземлить" даже крупный летательный аппарат. В случае с ПЗРК не нужно тратить драгоценное время на развертывание, заряжание и установку. Навел, выстрелил, забыл.

Все дивизии ВДВ России перевооружены на ПЗРК "Верба" четвертого поколения Новые комплексы малой дальности, в отличие от своих предшественников, обладают расширенными боевыми возможностями и обеспечивают высокую эффективность поражения целей.

Особого успеха в разработке принципиально нового на тот момент оружия ПВО удалось добиться советским конструкторам. Командование поручило в сжатые сроки создать максимально недорогой и компактный комплекс, подходящий для эффективного прикрытия сухопутных частей и подразделений с воздуха без лишней возни. Задача стояла нетривиальная: сделать систему, годную для борьбы со всеми типами воздушных целей на высотах до 1,5 километра и на дальности до трех. Ракета должна была гарантированно поражать самолеты навстречу и вдогонку. Обязательное условие — возможность ведения огня одним человеком, причем с неподготовленной позиции.

Так родился первый советский ПЗРК 9К32 "Стрела-2", устроивший настоящую революцию в развитии средств ПВО. Комплекс, принятый на вооружение в 1967-м, включал в себя пусковую трубу, ракету с планером "утка" и двигательной установкой, наземный блок питания, переносной пассивный радиопеленгатор и наземный радиозапросчик, а также средства техобслуживания.

Шок, ужас и полное непонимание происходящего — именно так можно охарактеризовать эмоции израильских пилотов, которым "посчастливилось" первыми попасть под град русских "Стрел" во время Арабо-израильского конфликта. В первой же воздушной атаке было сбито 30 процентов самолетов, после чего ВВС Израиля решили приостановить налеты на несколько дней.

От "Стрелы" до "Вербы"

Затем была усовершенствованная и более помехозащищенная "Стрела-3", потом 9К38 "Игла", которую тоже несколько раз модернизировали, и вот теперь ей на смену пришла "Верба". Точный, чувствительный и устойчивый к помехам комплекс четко разделяет самолеты на "свои" и "чужие" и бьет без промаха, не реагируя на тепловые ловушки и другие помехи. С помощью "Вербы" пехотинец может в одиночку "снять" с неба самые разные летательные аппараты, начиная с ударных вертолетов и самолетов и заканчивая крылатыми ракетами. Диапазон дистанций и высот уже не тот, что был у первых "Стрел", а соизмерим с показателями более серьезных систем войсковой ПВО.

ПЗРК "Верба" получил систему целераспределения от "Ночного охотника" Современные российские переносные зенитные ракетные комплексы получили систему распределения целей, созданную с учетом научно-технического задела, накопленного при разработке комплексов для ударных вертолетов Ми-28Н "Ночной охотник".

Твердотопливная ракета нового ПЗРК играючи достает цели на высотах до 4,5 тысячи метров и на дальности до 6,5 километра. Фактически это полностью перекрывает высотный диапазон работы фронтовой авиации — штурмовики, тактические бомбардировщики и вертолеты можно "укладывать" прямо из окопа. В этом смысле "Верба" существенно превосходит не только "Иглу-С", но и зарубежные аналоги, в том числе знаменитый американский FIM-92 "Стингер". Для сравнения: "Игла-С" берет воздушные цели на высотах до 3,5 километра, а "Стингер" — до 3,8. Кроме того, нижняя граница высоты захвата цели для "Стингера" — 180 метров, а "Верба" начинает работать уже с десяти. В комплекте поставляется компактная РЛС, устойчивая к помехам. Станция "видит" воздушные цели на удалении до 80 километров.

Автоматизированная система управления учитывает скорость и направление полета самолетов или крылатых ракет и распределяет их между зенитчиками, местоположение каждого из которых на местности определяется по ГЛОНАСС. Бойцы обладают точными векторами для стрельбы. Интересно, что "Верба" через тактический комплекс "Барнаул-Т" интегрируется в общую систему ПВО и может получать информацию о воздушных целях, которые "ведут" большие радары.

Разборчивая невеста

Высокой чувствительностью и "избирательностью" к типам целей ракета "Вербы" обязана фирменной трехспектральной головке самонаведения, "зрение" которой работает в ультрафиолетовом, ближнем и среднем инфракрасных диапазонах. Ракета еще на подлете способна отличить самолет или вертолет от выпущенной им тепловой "ловушки" и сделать правильный выбор.

Как и многие другие аналогичные ЗРК, "Верба" может не только работать "с плеча", но и устанавливается на корабли и ударные вертолеты в качестве вспомогательного противовоздушного средства. Важное новшество — комплекс гораздо проще в обслуживании, чем "Игла". Ее уже не надо "морозить" — новая конструкция головки самонаведения не требует охлаждать ее азотом. Изготовка к стрельбе занимает считаные секунды с момента обнаружения цели.

"Вербу" начали поставлять в войска относительно недавно, комплектами и партиями. Так, буквально на днях очередной бригадный комплект новейшего ПЗРК поступил в мотострелковое соединение Центрального военного округа (ЦВО), дислоцированное в Алтайском крае. Как считают военные, новые комплексы обеспечат надежное прикрытие войсковых подразделений не только от атак авиации, но и от массовых налетов крылатых ракет. Кроме того, сейчас на вооружении зенитных отделений, зенитных ракетных взводов и батарей в составе зенитных дивизионов, а также других подразделений Вооруженных сил России стоят тысячи комплексов семейства "Игла", среди которых есть как ранние модификации, так и продвинутые с индексом "С".

Генералы, готовьте деньги. И главное, молитесь, чтобы в решающий момент не было сильного тумана или ливня. И чтобы нападающая сторона не научилась вызывать их по желанию. Оцените красоту защиты: приближающуюся ракету или артиллерийский снаряд встречает мощный лазерный луч. Бабах и готово. Уже спрашиваете, сколько стоит?

Идея сбивать объекты в воздухе при помощи сильного лазерного луча носится в этом же воздухе почти столько же лет, сколько существует фантастическая литература. Однако пока системы ПВО довольствуются ракетным и пушечным вооружением. Ведь для того, чтобы взорвать ракету лазером, последний должен быть весьма мощным. А это сооружение ещё нужно и с собой возить. Если, конечно, мы говорим о ПВО для войск, групп техники, небольших и важных объектов, типа штаба или пункта связи.

Да, а мы и говорим именно о таком назначении лазерной ПВО. Точнее, не мы, а американские инженеры.

На днях компания Northrop Grumman в общих чертах обнародовала проект новой системы ПВО Skyguard на основе мобильного высокомощного лазера.

Оптическая система THEL – ключевой элемент системы. Она может довольно быстро разворачиваться в любую сторону и точно удерживать летящий объект в прицеле (фото Northrop Grumman).

Система Skyguard, которую компания активно развивает в настоящее время, базируется на уже хорошо проработанном лазере THEL (сокращение от Tactical High Energy Laser — «Тактический высокомощный лазер»).

Это химический лазер на фториде дейтерия. Если кому-то интересны цепочки реакций между исходными компонентами (лазер питается набором реагентов — фторидом азота, этиленом, перекисью водорода и так далее), которые обеспечивают накачку лазера энергией, читайте описание THEL (PDF-документ).


Схема лазерной ПВО (здесь показан стационарный вариант) от Northrop Grumman. Точки на траектории цели означают: 1- обнаружение цели радаром, 2 – начало оптического сопровождения, 3 – начало точного сопровождения, 4 – начало облучения лазером, 5 – разрушение цели. Кроме того, показаны: 6 – лазерный комплекс, 7 – радар, 8 – защищаемый объект (иллюстрация Northrop Grumman).

Мы же скажем, что всё его оборудование достаточно компактно, чтобы поместиться на паре крупных автомобильных прицепов или на борту многоосных армейских грузовиов. А мощность луча (точные данные, видимо, секрет), достаточна для того, чтобы нагреть корпус и инициировать взрыв заряда и/или топлива в летящей тактической ракете, выпущенной из системы наподобие «Катюши», гаубичном снаряде, миномётной мине, крылатой ракете. Ну и самолётам, понятно, ничего хорошего ждать от такого луча не приходится.

Сомневаетесь? Но лазер этот опробован в деле давно. Ещё пару лет назад мы рассказывали , как THEL сбил ракету. А вообще проектирование и отработка системы начались в 1990-х и продолжаются по сей день.


Реальные испытания комплекса. Запущенные и взорванные лучом ракеты были самыми обычными, без каких-либо «поблажек» (фотографии Northrop Grumman).

На этой странице можно найти видео, показывающее испытания системы в действии. Лазер такой мощный, что виден со стороны (на видеокадрах, сделанных в инфракрасном диапазоне), так как часть его мощности уходит (увы) на нагрев воздуха, а скорее – пыли и водяного пара в нём.

К слову, почему упомянутая страница — об израильском оружии. Американские инженеры развивают этот проект не только для армии США, но и для армии Израиля, при этом израильские компании весомо участвуют в работе над системой.

Продолжим. По замыслу Northrop Grumman, грузовики с этим лазером, а также другим оборудованием, развернувшись в кратчайшее время, способны создать вокруг себя защитный пузырь диаметром порядка 10 километров. Именно в таком диапазоне данный лазер сохраняет достаточную убойную силу.


Радар системы (фото Northrop Grumman).

Приближающуюся цель сначала обнаруживает радар, который передаёт координаты компьютеру лазерной установки.

Та наводит на цель оптическую систему (что мы видим на снимках), которая играет двойную роль. Во-первых, через неё инфракрасная камера лазера визуально обнаруживает и сопровождает цель, выполняя ювелирную наводку луча. А во-вторых, через этот же «прожектор» система направляет на цель боевой луч – инфракрасный, непрерывный.

Skyguard может быть стационарным и прикрывать склады… (иллюстрация Northrop Grumman).

Две, три, пять, десять секунд удержания на цели (в зависимости от её типа), и та взрывается с эффектным фейерверком.

Систему уже испытывали (и успешно) с реальными боеприпасами (ракетами, снарядами), выпускаемыми по одиночке и группами, в том числе – нескольких видов одновременно, причём «неожиданно» для Skyguard, чтобы проверить реакцию электроники.

Заметим, что Northrop Grumman, создавшая этот мощный лазер, активно развивает направление именно химических лазеров и именно такой, только ещё более мощный, она создала для системы


Как создавалась первая в стране система наведения на цель перехватчиков.

4 января 1960 года начались войсковые испытания первой в Советском Союзе системы наведения на цель истребителей-перехватчиков «Воздух-1». Первоначально она использовалась на реактивном истребителе Су-9. Система позволила существенно повысить эффективность сил ПВО страны.

Противоядие против американских шпионов

В середине 50-х годов в стране в обстановке строжайшей секретности полным ходом создавался ракетно-ядерный щит. В 1956 году, когда затевалось строительство космодрома «Байконур», у американцев появился самолет-разведчик U-2, обладавший столь высокими характеристиками, что с ним не в состоянии были справиться существовавшие на тот момент средства ПВО. Он мог 6,5 часа парить на высоте 21500 метров. И при этом пилот мог периодически отключать двигатель, поскольку самолет обладал уникальной аэродинамикой планера. Все наши строжайшие секреты могли быть раскрыты американцами без особого труда.

Для борьбы с U-2 был «назначен» перехватчик Т-3 – прототип самолета Су-9, разрабатывавшийся тогда в ОКБ Сухого. Когда до производства прототипа оставалось совсем немного времени, от ОКБ потребовали в кратчайшие сроки поднять потолок истребителя до 21000 метров. Это задание было перевыполнено за счет отказа от второстепенных систем, что снизило вес машины. С самолета сняли даже пушку. Несмотря на то, что в ЛТХ Су-9 указана цифра 20000 м, он неоднократно поднимался выше 26 км, а на 23 километрах мог совершать длительный горизонтальный полет.

Перехватчик вооружили шестью ракетами «воздух-воздух» К-5МС разработки КБ-455 (ныне корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). А в 1958 году постановлением Совета министров СССР предписали создать на базе Су-9 комплекс перехвата. В него предполагалось включить наземную систему наведения и управления «Воздух-1», связанную с бортами самолетов-перехватчиков.

Такое решение значительно увеличивало боевые возможности истребителя. «Воздух-1» представлял собой сеть наземных РЛС (ее называли «Паутиной»), данные от которых поступали в центр наведения. Аналоговая ЭВМ «Каскад» вычисляла координаты целей и, соотнеся их с положением самолета-перехватчика, передавала на борт с помощью радиолинии управления «Лазурь-М» информацию о необходимых для успешного перехвата маневрах (заданный курс, команды целеуказания, включения форсажа, включения РЛС, пуска ракет, отворота от цели и т.д.). Су-9, приблизившись к цели на расстояние до 8 км, захватывал ее своей РЛС и поражал ракетами, наводящимися по радиолучу. Цель атаковывалась в заднюю полусферу на высоте, равной высоте перехватчика, поэтому максимальной высотой перехватываемой цели мог быть практический потолок истребителя, составляющий 20 тыс. м.

Система наведения ракеты действовала следующим образом. После обнаружения цели бортовой РЛС пилоту необходимо было, управляя самолетом, вывести ее отметку в центр экрана радара, то есть совместить продольную ось самолета с направлением на цель. После чего станция переводилась в режим захвата. При приближении на расстояние от 8 километров и меньше производился пуск ракеты. До момента поражения необходимо было сохранять направление на цель, удерживая ее в зоне облучения.

Ракета класса «воздух-воздух» К-5

Ракета К-5МС была выполнена по аэродинамической схеме «утка», сопла двигателя выходили в стороны, поскольку в хвостовой части ракеты монтировалась аппаратура системы наведения. Ракета имела осколочно-фугасную БЧ массой 13 кг и неконтактный радиовзрыватель. Для подвески и пуска ракет на крыле перехватчика монтировались 4 несъемных пилона с пусковыми устройствами.

Тихоходы самые опасные

Работа перехватчика по различным целям имела свои особенности. Несложно было поражать цели, имеющие околозвуковую скорость на средних высотах. С этой задачей справлялись даже пилоты средней квалификации. Не представляла особой проблемы и встреча со сверхзвуковым самолетом. В этом случае при наведении Су-9 на цель использовался способ стрельбы на отставание. Перехватчик выводился в упрежденную точку по курсу цели немного впереди и ниже нее. И пускал ракеты, когда цель обгоняла его.

Гораздо сложнее было с низкоскоростными целями на большой высоте. Потому что при значительном расхождении скоростей цели и перехватчика у пилота оставалось очень мало времени на то, чтобы произвести необходимые действия: Су-9 мгновенно настигал ее и вырывался вперед. В то же время сильно «тормозить» на высоте в 20 км было невозможно, поскольку самолет «проваливался» вниз. На этой высоте, в отличие от тихоходного американского разведчика U-2, имея не столь высокое аэродинамическое качество, Су-9 мог держаться только на скорости 1,7М.

Система «Воздух-1» значительно повысила эффективность перехвата, за счет того, что пилот получал от КП точную информацию относительно режимов полета, учитывающую упреждение, маневры цели и прочие летные обстоятельства.

Во время испытаний КП с наземной аппаратурой «Воздух-1» находился на расстоянии в 320 километров от аэродрома. В то же время система имела следующие характеристики по дальности действия. Съем, передача и отображение воздушной обстановки для радиолокационной роты происходит в радиусе от 150 км до 300 км, для батальона – от 300 км до 600 км, для КП соединения ПВО – от 600 км до 1200 км. Высоты целей передаются в пределах от 0 до 31750 м с дискретностью 250 м.

Следующим этапом внедрения в войсках систем наведения стала мобильная система «Воздух-1п». А через некоторое время появились и воздушные КП, устанавливаемые на самолетах ДРЛО.

Стрельба по воздушным шарикам

Войсковые испытания системы «Воздух-1» начались 4 января 1960 года. Они прошли успешно, и по их результатам система начала массово внедряться в строевые части ПВО. А до того были проведены государственные испытания. Принимавший в них участие в качестве пилота-испытателя Степан Анастасович Микоян (сын наркома торговли и племянник авиаконструктора Микояна) вспоминал о них, как об очень грандиозном мероприятии. «Бригада по испытаниям комплекса перехвата значительно превышала по количеству специалистов обычную бригаду по испытаниям какого-либо опытного самолета, - писал Степан Анастасович в своей книге «Мы – дети войны». - Она включала в себя более ста инженеров и техников из нашего Управления и других подразделений Института (НИИ ВВС). Руководитель бригады фактически руководил также и работой участвовавших в испытаниях представителей промышленности». И представителей КБ, участвовавших в создании системы, также было не менее сотни.

В бригаду пилотов-испытателей были включены 7 человек, среди которых был будущий космонавт Георгий Тимофеевич Берговой.

В качестве мишеней для условных пусков ракет были использованы два самолета – Ту-16 и Як-25РВ. Туполевский самолет был способен подниматься лишь до высоты 12500 метров. А яковлевский добирался до необходимых 20 тысяч за счет того, что на базовой модели Як-25 стреловидное крыло заменили на прямое большой площади и сняли практически всю аппаратуру.

После условных пусков ракет перешли к реальной стрельбе. Для расстрела использовали воздушные шары, поднимавшиеся до высоты 20 километров. Эту самую сложную работу выполнял Береговой. И не только сложную, но и опасную. Дело в том, что в Советском Союзе впервые проводились испытания самолета на скорости более 2000 км/час. С двигателем на предельной высоте и скорости несколько раз происходил помпаж, когда до его разрушения оставались считанные секунды. И лишь хладнокровие и мгновенная реакция пилота спасала и его, и самолет. А однажды заклинило ручку управления. В такой ситуации Береговому следовало покинуть самолет. Однако он, как пишет С.А.Микоян, несколько раз «с нечеловеческой силой» рвал ручку на себя, и в итоге выбил застрявший болт. За спасение самолета Берегового наградили кинокамерой.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-5МС (РС-2УС):

Принятие на вооружение – 1960 год

Длина – 2,5 м
Диаметр – 200 мм
Размах крыла - 0,654 м
Стартовая масса – 82,7 кг
Скорость – 800 км/ч
Дальность – 8 км

Зона поражения по высоте – от 2,5 км до 20,5 км
Боевая часть – 13 кг
Тяга РДТТ – 1340 кгс
Время управляемого полета – 12 с.