Мусор из Москвы и Питера предлагают вывозить по железной дороге в другие регионы. Сколько его и куда повезут эти отходы?

По данным информагентства, единым оператором проекта организации перевозки мусора железнодорожным транспортом стала компания «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий», там разрабатывают технико-экономическое обоснование комплексной услуги по вывозу твердых коммунальных отходов железнодорожным транспортом на удаленные региональные полигоны. Также сообщается, что потенциальный объем вывоза отходов составляет до 3 млн тонн из Москвы и до 2 млн тонн из Санкт-Петербурга. На данный момент изучается вариант транспортировки отходов в опломбированных герметичных контейнерах.

В какие регионы отправятся московские отходы? Могут ли жители участвовать в приятии решения о создании в их районе свалки? Эти и другие вопросы Sobesednik.ru задал Алексею Киселеву , руководителю токсической программы «Гринпис России»:

Мало кто знает, куда это все хотят отправлять. После заявления господина Донского губернатор Калужской области [Анатолий] Артамонов сказал, что у них есть простаивающие сортировочные мощности, - напоминает эксперт. По его словам, будут строиться перегрузочные станции, но больше никто не хочет принимать отходы.

Напомним, по данным Минприроды Московской области, из 55–60 млн тонн всех твердых коммунальных отходов, образующихся в России за год, пятая часть (11,7 млн тонн) приходится на столичный регион, при этом с 2013 года в Московской области закрыто 24 из 39 мусорных полигонов. Четыре из них - после скандала с балашихинской свалкой, когда президенту Владимиру Путину во время прямой линии пожаловались местные жители. Ранее Sobesednik.ru выяснил последствия закрытия свалки в Балашихе. Полигон хотели перевезти в другие места, жители которых выражали свое недовольство подобным соседством.

Это, в общем, очень мутная история. Непонятно, почему она так внезапно появилась. Вообще-то это не дело министра - такими делами заниматься, - уточняет Киселев. - Есть закон об отходах [ФЗ «Об отходах производства и потребления»; по нему отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены или подлежат удалению]. Федеральному министру Закон об отходах - статья третья, пункт второй - приписывает приоритеты госполитики в сфере борьбы с отходами, которая уже должна действовать более трех лет.

Согласно закону, направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности: максимальное использование исходных сырья и материалов; предотвращение образования отходов; сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования; обработка отходов; утилизация отходов; обезвреживание отходов.

Хочется в связи с этим спросить: дорогой товарищ министр, а что вы сделали за эти три года по уменьшению количества отходов, что предписывает вам закон? Мы несколько раз пытались узнать, что делается по этому закону в Министерстве природных ресурсов РФ, но не получили никакого внятного ответа, - сетует Киселев.

Эксперт говорит о том, что в России обычно не привлекают население к принятию решения об открытии мусорных полигонов:

От Калининграда до Владивостока везде, где появляется идея строить полигоны для отходов, возникает общественный протест. Происходит это по двум причинам. Во-первых, все решается кулуарно, людям ничего не рассказывается, они никакой информации не имеют, живут только слухами. Во-вторых, жители беспокоятся о своей безопасности, возможности снижения стоимости собственности. Они [чиновники] какой-то протест хотят раскочегарить? Это очень странные заявления.

По словам Киселева, любое место обращения с отходами в РФ подлежит процедуре оценки воздействия на окружающую среду: по правилам должна быть назначена процедура, которая завершается оценкой общественного мнения. Это могут быть общественные слушания, референдум, опрос - зависит от органа местного самоуправления, но учет мнения жителей необходим и обязателен.

Могут ли использоваться сортировочные комплексы как постоянные хранилища?

По информации РБК, на узловых грузовых станциях будут размещены мусоросортировочные комплексы, куда отходы будут свозиться со всего города, прессоваться и вывозиться в другие регионы. Киселев исключает, что составы с отходами на подобных площадках могут использоваться в качестве долгосрочных хранилищ. По его словам, в мусоре из российских городов огромное количество упаковки, что будет способствовать гниению отходов. Кроме того, понадобится много вагонов и мест, где их можно было бы ставить. Таких ресурсов в распоряжении операторов сейчас нет, считает эксперт.

Проще выполнить закон, - резюмирует Киселев. - Если люди, которые у нас отвечают за обращение с отходами, не могут выполнить закон, нужно искать тех, кто сможет обеспечить его работу. Этот закон прямого действия, дайте по нему отчет. Расскажите, что получилось, что не получилось. Почему берутся такие экстравагантные меры? Регионы молчат, нам говорят, что регулятор федеральный.

Разобраться с мусором московской мэрии поможет РЖД, в районе Некрасовка почти достроен первый перевалочный пункт

Московские власти приступили к реализации ранее озвученных планов по вывозу мусора по железной дороге в отдаленные регионы страны. Первый такой комплекс «Производственный погрузочно-разгрузочный Кластер» уже скоро появится на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал».

На первый взгляд, придраться вроде бы не к чему. Согласно размещенному на сайте госзакупок контракту №31503053617 , на территории производственной базы АО «Мосводоканал» «Некрасовка» строится комплекс по обращению с отходами обработки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод Люберецких очистных сооружений. Только вот действия чиновников по изменению законодательства о создании мусорных объектов в городе, а также сделанные местными жителями видео стройки, завозимого на объект оборудования, и кадры тренировок персонала, указывают на то, что вывозить отсюда будут не илы и осадки, а твердые коммунальные отходы.

Хаос 1990-2000 годов отбросил отечественную сферу обращения с отходами далеко назад. Чиновники на местах, бандиты и коммерсанты быстро увели отрасль в глубокую тень, причем во всех смыслах: технологическом, экономическом и социальном. И вот у государства, наконец, дошли руки и до этой сферы. Чему, признаться, поспособствовала озарившая ну очень больших начальников, гениальная в свое простоте мысль «отходы жизнедеятельности человека будут всегда, а значит, их переработка и утилизация, всегда будут приносить доход». Так возникли призванные решить проблему всяческие проекты и стратегии. А город Москва становится пилотным регионом для их реализации.

Возникшие в Москве проблемы с утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО), помимо озвученной выше, вызваны еще двумя причинами. Первая заключается в том, что чиновников вновь подвело их стремление отдавать «все и вся» на аутсорсинг частникам, в том числе и отрасли, напрямую влияющие на жизнь и здоровье граждан. Так, заключенные контракты жизненного цикла с региональными мусорными операторами, согласно которым регоператоры должны были не только вывозить столичные отходы, но и создать отрасли переработки, так и остались мертворожденными. Со времени заключения договоров прошло 6−8 лет (контракты заключались в 2012-2014 гг.), а обещанных сортировочных заводов и полигонов так и не появилось.

Очевидно также, почему этого не произошло. Вывозить мусор на имеющиеся в Подмосковье свалки оказалось в разы дешевле, а при доверительных отношениях с надзорными органами так и безопаснее. Это и есть вторая причина сегодняшних проблем.

Такое положение дел в корне не устроило администрацию Московской области. Переговоры всех заинтересованных участников процесса ни к чему не привели. Кто же захочет отказываться от баснословных и зачастую не облагаемых налогами барышей. Тогда из администрации губернатора Воробьева нанесли «ответный удар», начали массово закрывать Подмосковные свалки. Неверно говорить о том, что только интересами игроков все ограничивается, но влияние федеральных игроков на процесс нетранспарентно, а оперировать совсем уж откровенными слухами мы не будем.

Выведенная благодаря «Прямой линии с президентом» тема утилизации отходов, и последующих массовых протестов, приобрела федеральный масштаб. В настоящее время для ее решения выбраны две стратегии, в большей или меньшей степени наносящие урон как экологии, так и жизненным интересам рядовых граждан. Одни лоббистские группы предлагают мусоросжигание, по самым смелым оценкам, по всей стране могут построить свыше 300 МСЗ. Сторонники другой модели предлагают построить в отдаленных от мест проживания людей так называемые ЭкоТехнопарки, куда мусор будут вывозить по железной дороге.

Московские чиновники выбрали второй вариант решения проблемы. И уже с начала 2018 года стали готовить правовую базу для реализации проекта. 18 января текущего года на сайте РБК вышел материал с рассказом о желании РЖД выйти на рынок перевозки мусора, который компания будет доставлять из Москвы в другие регионы в специальных вагонах.

Позднее в июне 2018 года журналистам газеты «Коммерсант » стало известно о том, что власти Москвы обратились с неофициальным предложением в Минприроды изменить законодательство для упрощения процедуры создания мусорных объектов в Москве. Журналисты выяснили, что речь идет о замене общественного обсуждения проектов создания таких объектов на решение специальной комиссии, а также сокращении размера санитарно-защитных зон для создания «погрузочно-разгрузочных железнодорожных кластеров». Кроме того, опубликованный материал дает основания считать, что в мэрии рассматривается возможность строительства на территории столицы новых МСЗ. По крайней мере в обращении в Минприроды они также настаивают на сокращении санитарно-защитных зон вокруг объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов (ТКО).


Дарья Антонова © ИА REGNUM Строительство первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка»

Еще раньше весной 2018 года без каких-либо обсуждений с местными жителями, не дожидаясь утверждения соответствующей нормативно-правовой базы, московские власти приступили к строительству первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка». Добавлю, что строительство ведется с весны, а документально его оформить сподобились лишь в июле 2018 года, когда разместили на портале госзакупок информацию о проведении соответствующего тендера.

Несмотря на то, что строительство объекта по перевалке мусора, давно стало «секретом Полишенеля», чиновники активно маскируют свои планы. Сделанные местными жителями видеосъемки наглядно свидетельствуют о том, что на территории базы Мосводоканала «Некрасовка» будут заниматься не столько сбором и транспортированием осадочных илов, как о том указано в конкурсной документации, сколько перевалкой ТКО. Никем не скрываемое участие РЖД в проекте также подтверждается тем, что от ближайшей ж/д станции «Люберцы-2» тянут 4 железнодорожные ветки. Оборудование, которое установили на объекте, а также съемки тренировок по погрузке/разгрузке отходов также указывают на то, что речь идет не об илах, а о работе с ТКО. Есть информация, что кластер «Некрасовка» будет принимать порядка 300 мусоровозов в сутки.

Не является секретом и то, куда поедут отходы жизнедеятельности москвичей и гостей столицы. На портале госзакупок размещены два тендера на проведение работ по созданию «ЭкоТехноПарка» близ деревни Михали в Калужской области. Жители Архангельского поселка Шиес пусть не так доказательно, но смогли установить причастность столичных ведомств к проекту строительства на их территории очередной свалки. Почему свалки? Под якобы «ЭкоТехноПарк» выделено 56 гектаров, а в местное лесничество поступил запрос на отведение 5000 гектаров (50 квадратных километров) лесного фонда для строительства промышленной площадки. Трудно вообразить производство на такой территории. «Рука Москвы» спровоцировала мусорные конфликты в Ярославской, Владимирской и ряде других областей.

Пренебрежение московских властей интересами горожан настолько очевидно, что не стоит особого обсуждения. Важно понять другое - на смену местечковым «мусорным королям» железной поступью идет олигархия, в интересах которой и реализуются громко названные мусорные проекты. А значит, вновь будут разрушать природу теперь уже супергигантскими свалками, травить людей выхлопами МСЗ почти под окнами домов, как это сейчас и происходит в Некрасовке, строить перевалочные кластеры. Ни о каком рециклинге здесь не может идти и речи, нет, нас, конечно, и мусор заставят собирать раздельно, и платить за это, а также за другие якобы современные способы утилизации отходов. Вместо сокращения потребления, а следовательно, и выработки отходов узкая группа лиц в целях своего обогащения решила сделать сферу обращения нескончаемым источником прибылей.

Помните у Бутусова: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Мы зарастаем собственными отходами. Больше всех «мусорит» столица — факт, как и то, что в крупнейшем городе России живёт 10% населения страны. Но свалки вокруг Москвы переполнены, места для новых нет.

В прошлом году московские власти нашли решение - увезти мусор куда подальше.

1 А именно - в Архангельскую область, в незаселённую глушь, где на десятки километров вообще ничего нет. В интернете сейчас громко обсуждают тему, пытаясь представить, как «Москва завалит всех мусором».


Фото РБК

2 Но такое в Архангельской уже есть. Наверху картинка из сети, а это уже реальное фото из Ленского района, где находится Шиес. Только вокруг Урдомы шесть подобных свалок, из которых только две легальные. Впрочем, это как раз законная и есть. Экологично?

3 То, что собираются строить в Шиесе, будет выглядеть скорее вот так. Даже название «экотехнопарк» как бы намекает, что это будет не обычная помойка, а высокотехнологичный объект.
В брикетах не сено, а спрессованный мусор. В таком виде его безопасно перевозить железнодорожным транспортом и он даже не воняет, в отличие от «современных» помоек российских городов. Технологию ещё 20 лет назад придумали шведы, те самые, у которых в стране теперь закончился мусор и они ищут, у кого бы его купить - приспособились же делать из отходов тротуарную плитку и топливо. Ходят байки, что брикеты из Шиеса в конце-концов и уедут в Скандинавию, если договорятся.


Фото © recyclecdn-a.akamaihd.net

4 Шиес с высоты. Спасибо квадрокоптеру, можно посмотреть. Настоящая задница мира - ни души вокруг на десятки километров. Пустое место, как планета Железяка. Ни полезных ископаемых, ни редких животных, ни даже минералки. Поэтому и выбрали этот глухой угол, хотя площадку искали в пяти регионах.

5 Здесь даже есть минимальная инфраструктура в виде запасных путей и ж/д станции, правда заброшенной, поезда на ней не останавливаются. Станционная будка это всё, что осталось от леспромхоза из 70-х.

6 Осенью сюда пригнали кучу техники и строителей, началась паника, что вот-вот сюда привезут московский мусор и насыпят гору до небес, будет вонять до самого Архангельска. Но все эти полгода проводили только инженерные изыскания, чтобы понять, можно тут вообще строить полигон или нет.

7 Сейчас здесь работает 56 человек вахтовым методом, а будут набирать ещё 500, преимущественно из местных жителей. Работают вахтовым методом, за 15 дней в месяц платят от 50 тысяч, водилы Камазов получают 70, а экскаваторщики все 80. Зарплаты выглядят неплохо даже для Москвы, что говорить про край, где работы вообще никакой нет. Подумал, что будь я вахтовиком, вторую половину месяца тупо жил бы в Таиланде: если им реально столько платят, хватит даже с учётом билетов. На работе же вообще всё включено: одежда, кровать, трёхразовое питание.

8 Хотя понятно, настоящие вахтовики ни в какую Азию не поедут - им детей кормить. Регион нищий, люди питаются подножным кормом и пытаются выжить в условиях крайнего севера. Есть относительно благополучная Урдома, где по счастливой случайности проходит труба «Газпрома» со всеми вытекающими из неё плюшками в виде дотаций и рабочих мест.

9 «Урдома» переводится с языка коми как «белкин дом», на гербе посёлка тоже изображена белка. Так что, назвать место дырой никак не получится - это дупло.

10 Урдомская администрация облезает и скоро рассыпется.

11 При этом, здесь водятся дорогие тачки. На фоне разваливающихся бараков они смотрятся особенно цинично. Но те, кто уже пришёл к успеху, работая на госкорпорацию, считают себя выше безработной черни. Все же друг друга знают, и пока одни жители ждут возможности устроиться на Шиес, другие травят их детей в школе - “твой папа помоечникам продался”.

12 Собственно, в Урдоме и происходит вся протестная движуха, превратившаяся уже в натуральную истерику с элементами психоза. Настоящий дурдом! Почитаешь, что пишут об этом в интернете и сам сойдёшь с ума: «Да у них тут Чернобыль!». С неба валятся «ступени Плесецка» (отделившиеся части ракет, запущенных ) и отравляют экологию, все уже больны раком и вот-вот умрут, а виноват, конечно, московский мусор. С окнологией здесь действительно жопа, говорит даже официальная статистика. Но полигона нет ещё даже на бумагах, а люди уже болеют. Экологически чистым район не назовёшь, вверх и вниз по реке стоят два больших ЦБК, в Коряжме и Сыктывкаре. Будет ли с «мусоркой» ещё хуже, если объект собираются строить максимально далеко от людей, упаковывать всё в несколько слоёв защитных материалов, а заводы просто стоят на реке и всё в неё сливают?

13 Полтора года назад я по Архангельской области и Коми, и хотя до Урдомы не доехал (она осталась на другом берегу) успел познакомиться со спецификой региона. Скажу честно - даже на фоне многих других регионов страны это бедный и отсталый край, где не то что 21-й, а местами даже 20-й век ещё не наступил. Вместо дорог - грунтовые направления, люди живут в деревянных избах без удобств и во всех своих бедах винят Москву. Куда при первом же случае едут работать, в области с этим напряг.

14 Основная часть Ленского района стоит вдоль левого берега Вычегды, тогда как Урдома (и железная дорога) на правом. Перебраться можно только на пароме летом и по льду зимой, капитальных мостов вообще нет на всём протяжении от Архангельска до Сыктывкара, а за переправу платят из своего кармана - от 400 рублей за «легковушку». Этой зимой она стала бесплатной, щедрый подгон от инвесторов технопарка, которые взяли расходы на себя. Тем, кто принципиально против строительства в Шиесе, предложили класть деньги за переправу в специальный ящик, но копилочка подозрительно пуста.

15 На другом берегу картина гораздо печальнее, чем в Урдоме. Ладно мёртвые деревни, куда хуже смотреть на забытые богом селения вдоль дороги, где люди пока ещё живут. Весной и осенью тут, кстати, не проехать - грунтовая дорога превращается в жидкую кашу, машины застревают. Приток инвестиций в регион помог бы решить эту проблему.

16 Вот Яренск, бывший уездный город, разжалованный до села со статусом райцентра. В отличие от лесоповальной Урдомы, здесь можно встретить остатки былой роскоши, красивые деревянные дома, многие из которых стараются поддерживать. От Яренска разит безнадёгой и боярышником, но это не мешает ему быть по-своему очаровательным. А ещё, здесь в 1704 году «побывал» Робинзон Крузо, нанявший в этом городке три баржи, на которых отчалили в Архангельск.

17 Упоминание городка в знаменитом романе Даниэля Дэфо нашёл яренский краевед Олег Угрюмов (на фото слева). Он и сам написал несколько книг о родном крае, ходит в походы с молодёжью и учит их бережному отношению к природе. После того, как Угрюмов поддержал строительство технопарка, противники стали травить его в интернете и называть «предателем».

Угрюмов на них не обижается, понимает, откуда «ноги растут». По его словам, самые ярые противники стройки в Шиесе люди более обеспеченные, в сравнении с остальными. Те, кто живёт в благоустроенном жилье и понимают, что если в район пойдут денежные вливания, лично они от этого ничего не получат, зато по их мнению, недвижимость может упасть в цене.

Масло в огонь подливают в соцсетях местные пенсионеры: несколько лет назад в области проводили курс компьютерной грамотности для пожилых: научили на свою голову 🙂 Теперь бабушки смотрят ролики на ютубе и сами снимают всё на смартфон. Отсюда и истерические нотки в голосе протеста, и теории заговора вроде ракетных ступеней и руки Госдепа. В интернете некоторые живут в воображаемом мире и выдают желаемое за действительное, это хорошо знакомо мне даже по комментариям в блоге.

18 Здание начальной школы Яренска было построено в 1934 году. Пристройка слева появилась в 50-е, но развалилась раньше основного здания, сейчас она закрыта и не используется. Школа в селе одна, в ней 643 ученика, в «началку» ходят 295. Занятия в две смены. Детдомовские ребята учатся вместе с остальными.

19 Урок физкультуры: дети спускаются на лыжах с крыши полуразрушенного сарая.

20 Несмотря на почтенный возраст и долгое отсутствие ремонта, школа не выглядит упаднически - видел и хуже. Хотя в коридорах зябко, старые деревянные рамы не защищают от январских морозов.

21 Положительная температура в классах поддерживается при помощи масляных радиаторов, хотя они с трудом справляются с обогревом помещений.

22 Яренск очень рассчитывал на новую школу, которую областное правительство давно обещало построить, но в 2007 году сгорело здание средней школы в Урдоме, им построили новую, на которую яренцы теперь смотрят с завистью: “Да там школа вообще картинка, наверное у вас в Москве не все школы так оборудованы, как урдомская!”

23 С 2007 года прошло 12 лет, успели выпуститься тогдашние первоклашки, а воз и ныне там. И если в классах более-менее прилично, туалеты просто за гранью. Пикантности добавляет то, что здесь нет современной канализации, под полом обычная выгребная яма.

24 Директор яренской школы говорит, что по современным требованиям в каждом учебном классе должна быть раковина, а у них даже возле туалетов умывальник выглядит как бочка с краном из стены. «Ленский район не может себе это позволить, он и так дотационный».

25 Школа в Урдоме действительно выглядит круто, но до школы ещё нужно дорасти.

26 Детский сад «Ласточка» - вы не хотели бы отдать сюда своего ребёнка.

27 Старое деревянное здание давно нужно снести, но другого нет, родители приводят детей на свой страх и риск. В стенах дыры и щели, ремонт не делали много лет.

28 Помещение обогревают тепловой пушкой.

29 Мебель из СССР, а игрушкам даже больше лет, чем мне. И это в относительно благополучной Урдоме.

30 Пока инженеры проводят изыскания на объекте, руководство будущего технопарка проводит встречи с жителями Ленского района и соседями из Коми. 29 января такое мероприятие было в доме культуры в Урдоме, где перед собравшимися отчитались о результатах инженерных изысканий на площадке и напомнили о своих приоритетах: появление объекта в Шиесе означает не только приём столичных отходов, но и рекультивацию всех действующих свалок в районе и постоянный экологический контроль ситуации.

31 Сторонники проекта принесли плакаты в поддержку строительства: этим людям надоело жить в нищете и что их дети учатся в разваливающихся школах, а ещё им нужна работа.

32 Как раз про рабочие места было много вопросов из зала, жители рассчитывают не только на то, что их жизнь улучшат какие-то дяди, но и готовы делать это сами, была бы возможность применить свой труд.

33 Хотя и тех, кто против, я могу понять: в России народ уже привык, что его обманывают, и не у всех есть уверенность, что эти миллиарды дойдут до Ленского района, а не осядут в том же Архангельске. Для этого жители уже создали общественный фонд контроля, и с ним пообещали тесно сотрудничать.

34 В какой-то момент в зале вырубили свет, но это не помешало провести мероприятие до конца. Как выяснилось потом, это не пробки выбило: обесточили половину посёлка, включая школу, поликлинику и пресловутый детсад «Ласточка». То, что это не случайность не оставляет сомнений, так противники пытались сорвать встречу. Теперь хулиганами займётся полиция.

35 Как потом оказалось, кто-то пустил слух, что в ДК проводят общественные слушания «без участия народа», хотя до настоящих слушаний ещё минимум три месяца. В интернете бурлили говна, а само мероприятие прошло спокойно.

36 Только в самом конце, когда люди стали расходиться, в зал ворвалось несколько человек. Они с ходу стали орать матом, скажу без цензуры - крыть всех хуями без разбора. Зачинщики беспорядка кричали «Вы кого сюда привезли, это не урдомчане!» - рассчитывая привлечь внимание телекамер, а потом, уже гораздо тише разговаривали с оппонентами и называли их по именам. Хотя справедливости ради, в зале действительно были не только жители Урдомы, а всего Ленского района.

37 Несмотря ни на что, с людьми разговаривают, хотя кучка неадекватов и пытается представить так, как будто их не слушают. Если бы не говорили, в Урдоме уже работал бы ОМОН. А тут проводят митинги, одиночные пикеты - ни одного задержания! Кстати, передаю привет бабушке, стоявшей с плакатом возле «Пятёрочки». Когда с ней пытались поговорить журналисты и узнать, чем именно она недовольна, старушка потребовала не мешать ей протестовать. Впрочем, большинство жителей ни за и ни против, они наблюдают со стороны.

38 Так нужен технопарк или нет? Региону это даст не только рабочие места и налоговые отчисления, но и улучшение уровня жизни. Москва договорилась с Архангельской областью, что выделит из своего бюджета 6 миллиардов рублей на социальные и инфраструктурные проекты, куда как раз входят и строительство дороги Заболотье-Сольвычегодск-Яренск, включая постройку моста, и новая школа в Яренске, и очистные сооружения, сколько можно в яму-то ходить? Да, взамен им в самом деле придётся хранить у себя московский мусор. Конечно, data-центр Google или склад Amazon был бы предпочтительней, но мировые гиганты почему-то в северную глубинку инвестировать не готовы.

Прочитал на днях материал Медузы о бурлящей в последние недели экологической теме, - пишет в ЖЖ блогер Свтославий.

Оказывается, мусор из Москвы собираются везти на север страны в Архангельск.

Полторы тысячи километров уютненькими поездами РЖД - мечта же, ну? Плацкарт же отменят скоро, а зарабатывать надо.

Почему поездами, почему в Архангельск, подумал я и полез гуглить. Выясняется, что мусор сначала сортируют в Подмосковье, потом заводе его брикетируют, упаковывают в несколько слоев пленки и только потом везут в Архангельск.

(Почему, почему его не сжигают? Почему его везут в Архангельск?! вскричал мой разум вместе с архангелогородцами.)

Гуглим дальше. В Архангельске масштабные акции протеста против мусора из Москвы. Москва, в свою очередь, вяло пытается объяснить, что мусор в брикетах безопасен и обещает какие-то космические инвестиции в регион. 10 миллиардов (Захарченко, молчать!), плюс налоги, плюс строительство объектов инфраструктуры, больницы, дороги, детские сады, спортивные объекты. (Короче, везите свои брикеты ко мне в город, я покажу свободные места и под них, и под инфраструктуру!)

«Что, черт побери, тут вообще происходит?» - еще раз спрашиваю я себя.

Решил разобраться детально.

Интернет пестрит комментариями псевдоэкологов и экспертов, но доверия к ним, честно говоря, никакого. Решил прибегнуть к старому доброму, ныне заблокированному Linkedin, благо, что у меня есть зарубежные прокси.

Вооружившись переводчиком, я методом веерной рассылки раскидал 150 сообщений зарубежным экспертам в области утилизации и переработки отходов. Удивился, но многие ответили.

Выяснил, что действительно технология брикетирования является достаточно эффективной и востребованной в Европе. Эксперт из Дании Могенс Слот Кнудсен заметил, что для Дании брикетирование не является наиболее эффективным методом. Этот метод актуальнее для стран, где логистика требует перемещения отходов на сравнительно большие расстояния , а также для стран с развитой агрокультурой. Он отметил среди таких стран Швецию, США и Россию.

На мои попытки узнать, насколько безопасно такое хранение отходов выяснил, что в Европе перерабатывают почти весь мусор, а то, что не перерабатывают сжигают и лишь 2% мусора хранятся на полигонах. Эти 2 процента и хранятся сортированными в брикетах, а полигоны представляют собой не просто свалку, а целое предприятие с очистными сооружениями.

Стефан Сандбака из Финляндии рассказал, что для такой страны, как Россия, с довольно низким уровнем культуры утилизации отходов, сжигание отходов с восстановлением энергии (как это делается в Финляндии и Швеции) было бы лучшим способом начать процесс улучшения ситуации с загрязнением окружающей среды.

В общем, каждый эксперт, с кем я общался, сказал, что само по себе брикетирование это правильно, но в глобальном смысле решить проблему оно не способно. Выход один - строительство мусоросжигающих заводов. С ними все еще интереснее, чем с брикетированием…

Сжигаются те отходы, которые невозможно переработать, логика вроде понятна. При этом, если завод оснащен современным оборудованием, то вредных выбросов от него в сотни раз меньше, чем от полигонов. Более того, если свалку нужно строить на отдалении в 10 км от населенных пунктов, то все выбросы от завода рассеиваются на расстоянии до 1 км. А энергия, полученная от сжигания, может быть использована для производства электроэнергии и централизованного теплоснабжения. В Швеции, например, на этой энергии работают заводы!

Цена вопроса - 12 миллиардов рублей. Именно столько стоит строительство современного мусоросжигательного завода, оснащенного всей необходимой техникой.

Объясните теперь мне, пожалуйста, для чего рубить гектары леса, строить очередной полигон еще и платить за это области почти такую же сумму? Где спит логика у людей, принимающих данные решения?

Почему нельзя построить в том же Архангельске (да и вообще в любом другом городе (да и вообще во всех городах)) мусоросжигательный завод? Учитывая, какие объемы мусора нужно сжигать для его эффективной работы они бы и со своими, и с остальными свалками разобрались. Те же рабочие места, те же налоги в бюджет, вот только подход принципиально новый и прогрессивный.