4-10-2016, 18:54

Всем доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сегодня у нас в гостях один из легендарнейших танков, тяжелый немецкий танк восьмого уровня, который называют королевским - перед вами Tiger II гайд.

Думаю, ни для кого не секрет, что Королевский тигр является гордостью танкостроения Германии времен Второй мировой войны. Эту машину действительно боялись и уважали, а серийное производство данных агрегатов началось в марте 1944 года, после чего с конвейера сошло 489 танков этой модели. Сейчас же мы рассмотрим Tiger II характеристики и разберемся, на что способен легендарный тяж в нашей любимой игре.

ТТХ Tiger II

Первое, о чем вы должны знать, в нашем распоряжении имеется не самый большой, но довольно внушительный запас прочности, а также очень хорошая базовая дальность обзора в 390 метров, что дает нам определенные преимущества.

Что касается живучести, то у Tiger 2 ТТХ бронирования относительны. Если говорить о корпусе, то самым прочным местом, без сомнений, можно назвать ВЛД. Эта деталь может отбивать снаряды даже машин десятого уровня, если хорошо доворачивать корпус, но стоя лбом прямо, нас могут пробивать даже одноклассники.

Бортами тоже можно танковать, но опять-таки, только если ставить свой Tiger II World of Tanks ромбом под хорошим углом, а самой уязвимой точкой является НЛД.

Что касается башни, она неплохо держит удар от орудий, чей боевой потенциал не превышает 200 миллиметров бронепробития, все что выше, пробьет нас с высокой долей вероятности. Чтобы вам был понятен этот момент с живучестью, тяжелый танк Королевский тигр способен танковать, только если вы будете правильно доворачивать корпус и башню, в остальном нашу броню назвать хорошей сложно.

Зато в плане подвижности все гораздо проще - у нас есть неплохая максимальная скорость, но сильный дефицит лошадиных сил на тонну веса делает Tiger 2 WoT слабо подвижным. Все вы прекрасно понимаете, что эта махина имеет действительно большие размеры, так что и поворачиваемся мы медленно.

Орудие

С вооружением у нашего гордого представителя семейства кошачьих дела обстоят очень хорошо, ведь на борту установлена внушительная 105-миллиметровая, истинно немецкая пушка.

Для начала, Tiger II орудие имеет не самый большой, но приятный альфастрайк, а также достаточно высокую скорострельность, хотя мы все равно можем нанести только около 1850 урона в минуту (хорошо, но бывает и лучше).

Касательно бронепробития все еще лучше, базовых ББ хватает чтобы, чтобы Королевский тигр мог уверенно воевать даже с техникой девятого уровня, а при выцеливании слабых зон, мы способны перестрелять даже топовые машины. Но примерно 20-25% голдового запаса не помешают, когда представиться возможность затащить бой.

Ну и самое приятное - точность у Tiger 2 World of Tanks по-настоящему немецкая. Очень хороший для тяжа разброс на сто метров, достаточно быстрое сведение и годная стабилизация, делают из нас опасного противника в любой ситуации.

К тому же Tiger II танк WoT может похвастаться отличными углами вертикальной наводки, ствол опускается на 8 градусов, что при наших габаритах очень кстати.

Преимущества и недостатки

Несмотря на свою знаменитость, гордое имя и помпезность, наш немец помимо сильных сторон, все же имеет и слабые, так что для более полного понимания игры Tiger 2, стоит уделить этим нюансом особое внимание.
Плюсы:
Достойный урон в минуту;
Отличная точность;
Высокая бронепробиваемость;
Комфортные углы вертикальной наводки;
Хорошая дальность обзора.
Минусы:
Посредственное бронирование;
Слабая подвижность;
Сарайные габариты;
Криты двигателя при попадании в НЛД.

Оборудование для Tiger II

Королевский тигр по праву можно считать очень комфортной машиной с большим потенциалом, а чтобы раскрыть этот потенциал в полной мере, необходимо укомплектовать танк правильными дополнительными модулями, так что на Tiger 2 оборудование выглядит следующим образом:
1. – чем больше урона в минуту мы будем наносить, тем лучше, так что данный вариант всегда в приоритете.
2. – хотя у нас и есть хорошая точность, сделать процесс нанесения урона еще более приятным не повредит.
3. – с этим модулем можно догнать обзор до максимальных значений и получить преимущество над менее зрячими противниками.

Разумеется, так как в наших руках тяжелый танк, дальностью обзора можно пренебречь (в этом плане и так все хорошо) и сделать уклон на боевую мощь, установив . Но учтите, отдавать предпочтение такому выбору лучше, когда вы уже прокачали перки на обзор.

Обучение экипажа

Не менее важным нюансом в игре на этом немецком произведении искусства будет правильно распределение умений для нашего классического экипажа из пяти человек. Чтобы долго не разглагольствовать сразу приступим к делу, на Tiger II перки качаем в такой последовательности:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger II

Самым простым процессом, как всегда, можно считать выбор оборудования, ведь в нашем случае, как и во многих других, в целях экономии можно ездить с , , . Ну а если запас серебра позволяет, и вы хотите повысить свою выживаемость, лучше Tiger II снаряжение возить в виде , , . Конечно, вместо последнего варианта можно взять , но это на свой страх и риск.

Тактика игры на Tiger II

Геймплей на любом танке подразумевает знание его сильны и слабых сторон, а также применение этих знаний на практике. Королевский тигр не исключение, главное, о чем вы должны помнить игра на нем, два основных минуса: посредственная броня и плохая подвижность.

Учитывая эти недостатки, на Tiger II тактика ведения боя заключается, прежде всего, в выборе направления для атаки. Дело в том, что нам очень тяжело сменить фланг или вернуться на защиту базы, так что придется идти до конца. При этом, выбирая направление нужно учесть наличие в бою артиллерии и постараться обезопасить себя от нее.

Касательно поведения в бою, мы все равно можем отправиться на первую линию. Tiger 2 World of Tanks способен такновать, вы только должны скрывать НЛД, доворачивать корпус и вилять им и пританцовывать. Но, если дело касается боя внизу списка, танкование лучше предоставить более крепким тяжам, соперники десятого уровня будут пробивать нас без каких-либо проблем.

В плане сдерживания противника, немецкий тяжелый танк Tiger II также может играть от бортов. Становясь обратным ромбом и показывая гусли и часть своего корпуса под хорошим углом, высовываясь из-за здания или другого укрытия, рикошеты и непробития будут радовать вас очень часто.

Не стоит забывать о нашем точном орудии. Tiger II танк WoT отлично себя чувствует в перестрелках на больших дистанциях. Мы без труда можем выцеливать уязвимые точки в броне врага, а благодаря хорошему пробитию реализовывать свой ДПМ будет настоящим удовольствием.

В остальном нужно действовать осторожно, следить за мини-картой, анализировать ситуацию и лучше никогда не соперничать с превосходящим числом противников. Королевский тигр действительно неповоротлив и если нас начнут крутить, без помощи отбиться будет практически невозможно.

А чтобы еще лучше понять на что способен этот тяж, почерпнуть для себя что-нибудь полезное или просто насладиться захватывающим боем под приятную музыку, посмотрите Tiger 2 видео от сайт.

Имел отличное вооружение и солидную защиту, но по балансу характеристик уступал своему предшественнику, первому Тигру.

История создания

В августе 1942 года было разработано задание создать тяжелый танк, который заменит тяжелый танк На машину планировалось поставить новую пушку 88-мм. Проектированием занялась фирма Henschel и завод Friedrich Krupp AG.

Ничего принципиально заводом Круппа нового придумано не было – прототип VK 4502(Р) был почти таким же, как первый Тигр – с той же ходовой и силовой установкой, только немного переработанным под новые требования. В других вариантах было предложено использовать другие типы двигателей, также существовало два варианта компоновки – с задним и передним расположением башни.

Однако проект был слишком дорогим, с ненадежной трансмиссией, и в целом незаконченным, но несколько башен все же было выпущено, и затем установлено уже на серийные машины. У фирмы Henschel дела обстояли лучше – их прототип VK 4503(Н) был максимально унифицирован с танком Пантера II и лучше соответствовал требованиям.

В итоге, когда в январе 1943 года модель VK4503(Н) показали Гитлеру, он ее одобрил. До конца 1943 изготовили первые предсерийные машины, которые получили название Panzerkampfwagen VI Ausf.B (Sd.Kfz. 182). Позже его заменили на Panzerkampfwagen Tiger Ausf.B или Tiger II.

Неофициальное имя, «Королевский Тигр», в Германии почти не использовали, но у противников, особенно у СССР, именно оно стало самым популярным.

Серийно производить танк начали в 1944 году. По плану должно было быть изготовлено 1237 машин, но из-за бомбардировок заводов план выполнен не был.

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 68 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1945;
  • Годы эксплуатации – 1944-1945;
  • Всего выпущено – 489 штук.

Размеры

  • Длина корпуса – 7380 мм;
  • Длина с пушкой вперед – 10286 мм;
  • Ширина корпуса – 3755 мм;
  • Высота – 3090 мм;
  • Клиренс – 495 мм.

Бронирование

  • Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 150 / 50° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 80 / 25° мм/градус;
  • Корма корпуса — 80 / 30° мм/градус;
  • Днище – 25-40 мм;
  • Крыша корпуса – 40 мм;
  • Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
  • Маска орудия – 65-100 мм;
  • Борт башни — 80 / 20° мм/градус;
  • Корма рубки — 80 / 18° мм/градус;
  • Крыша башни — 40 / 80-90° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 88-мм KwK 43 L/71;
  • Тип пушки – нарезная танковая;
  • Длина ствола – 71 калибр;
  • Боекомплект – 77 или 84, в зависимости от башни;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – примерно 4 километра;
  • Прицел — телескопический TZF 9d/1;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34 и 1 × 7,92-мм MG-42 (не у всех моделей);
  • Другое вооружение – мортирка 26-мм Nahkampfgerät.

Подвижность

  • Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
  • Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – 150 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
  • Удельная мощность — 10,3 л.с./тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 метров.

Модификации

Фактически существовала только одна модификация. Первые 47 серийных танков выпустили с башней от VK 45.02(P) Порше, остальные с башней VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков переоборудовали в командирские Panzerbefelhswagen Tiger II:

  • Sd.Kfz. 267 для связи в звене «полк-дивизия»;
  • Sd.Kfz. 268 для связи «рота-батальон».

Sd.Kfz. 267
Sd.Kfz. 268

Машины на базе Королевского тигра

На базе PzKpfw VI была построена все одна машина – САУ Panzerjäger Tiger, или Jagdtiger. Весила 75 тонн, что делало ее самым тяжелым образцом серийной бронетехники в мире. Базировалась на шасси второго Тигра, вооружалась пушкой PaK 44. Было выпущено 70-79 САУ этого типа. Применялись эти машины мало, но иногда показывали себя эффективно – в одном бою Ягдтигр смог уничтожить 19 «Шерманов».

Применение в бою

Сразу после производства Королевские тигры стали поступать в танковые батальоны для замены танка Тигр I. Новых частей со вторыми Тиграми не создавалось.

Их первый полноценный бой произошел в Нормандии, на западном фронте, 18 июля 1944 года. 26 Королевских тигров вместе с обычными контратаковали в районе Кана против англичан. Тигры проявились себя отлично – у англичан сожгли 40 танков, а «Королевских тигров» было потеряно всего лишь три. Кстати, любопытно, что первый «Королевский тигр» был уничтожен тараном – достаточно редкая ситуация.

Для союзников новый танк немцев оказался сюрпризом, причем весьма неприятным. Эффективно ос ним мог сражаться только Шерман-Файрфлай и американские САУ. Впрочем, удавалось подбивать тигров крупной артиллерией и авиацией, особенно эффективны были авиаудары по базам снабжения и тылам.

В основном «Королевские тигры» сражались на советско-германском фронте – впервые сражение прошло в августе 1944, на первом Украинском фронте, на Сандомирском плацдарме. В ходе этого известного эпизода было подбито несколько вторых Тигров, хотя точное число установить проблематично. Больше всего машин было уничтожено экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта П.А. Оськина – он сжег минимум три немецких машины. А ночью 12-13 августа два Т-34 ворвались в Оглендув и за счет внезапной атаки получили в свое распоряжение целых три новых «королевских», даже с полным боекомплектом.

С осени 1944 по весну 1945 PzKpfw VI продолжали действовать на советском-германском фронте в Пруссии, Польше и Венгрии. Танки были капризны в эксплуатации, малоподвижны и ненадежны, но благодаря 88-мм орудию достигали впечатляющих результатов, к примеру, в Венгрии. Но эффективны они оказывались, только оказавшись в нужное время в нужном месте.

Последний уничтоженный в бою «Королевский тигр» подбили в Берлине, второго мая 1945 года, на мосте Шпандау.

Королевский тигр в культуре

Королевский Тигр достаточно популярен в стендовом моделизме – его выпускает японская Tamiya и китайский Dragon. Модели российской фирмы «Звезда» выпускаются по лицензии китайцев. У фирмы Tamiya есть отличная full-option kit модель, с красивыми движениями и аутентичными звуками. Также получить модельку «Королевского Тигра» в масштабе 1:72 можно было в сентябрьском номере журнала «Танки мира» за 2013 год.


Pzkpfw.VI Tiger-B 1k35 (Dragon)

В компьютерных играх машина тоже представлена очень широко – ее можно встретить почти в любой игре, посвященной Второй мировой войне, например, «Panzer Elite Action» или «Call of Duty: World at War». Также Тигр II присутствует в онлайн-играх World of Tanks и . Очень часто ТТХ и применение компьютерных «Тигров» совершенно не соответствует реальности.

Память о танке

Сегодня Королевские Тигры представлены во многих музеях мира – во Франции, в Германии, в США, в Швейцарии и, конечно же, в российском музее техники в Кубинке. А в Англии, в танковом музее Бовингтона, стоит единственный сохранившийся до наших дней PzKpfw VI c башней Порше.


Королевский Тигр С башней Порше в Бовингтоне

Фото и видео




Panzerjäger Tiger в Кубинке
Королевсуий Тигр в Кубинке
Королевский тигр, захваченный американскими войсками
Уничтоженный Jagdtiger

Как играть на тигре 2 (Tiger II) или как его называют Королевский Тигр – классический тяжелый немецкий танк, который имеет все достоинства и недостатки этого типа техники. Какое оборудование ставить, а так же какие перки качать экипажу.

Посмотреть видео о танке. Отличаясь мощным точным и бронебойным орудием, машина недостаточно маневренна и имеет слабое бронирование кормы и бортов.

Тактика игры на этом танке зависит во многом от положения в таблице. Если вы в топе, то тогда вы зачастую самый сильный танк среди союзников и на вас возложены некоторые обязанности перед командой. Играя в топе придется быть всегда на острие атаки, продавливая оборону противника. Лобовой брони будет достаточно для того, чтобы выдержать несколько попаданий из тяжелых орудий противника. Но в любом случае стоит заботиться о своей безопасности. Точность пушки позволяет держаться стрелять на ходу, затрудняя прицеливание для врага.
В средней линии или внизу команды задачи КТ неоднозначны. С одной стороны слабое бронирование и не самое лучшее пробитие не позволяют этому танку на равных драться с тяжами выше уровнем. Но в то же время вы можете доставить немало проблем противнику. Оставайтесь во второй линии, атакуя тяжы противника только тогда, когда они связаны боем с одноклассниками. Заходите в тыл или фланг к противнику и прошивайте своим точным орудием.
Сражась с СТ, который пытается вас закрутить, никогда не поворачивайтесь к нему спиной. Старайтесь доворачиваться корпусом, чтобы быть к противнику всегда лицом. Тогда вероятность пробития снизится и вы выйдете победителем с дуэли.

Экипаж и оборудование на тигре 2

  1. Прокачка Шестого чувства сделает игру на Tiger II более размеренной, так как не засветы и чемоданы от арты можно будет оперативно реагировать.
  2. Кроме того, важным параметром будет ремонт, чтобы не остановиться от сбитой гусли в самый неприятный момент.
  3. Так как немецкие тяжи очень любят гореть, перк Чистота и порядок выручит вас не раз.
    Что касается модулей, то их комплект будет зависеть от тактики игры.
  4. Если вы используете все преимущества орудия и играете во второй линии, то ставить нужно Досылатель, Стабилизатор и Вентилятор.
  5. Это увеличит точность и скорость перезарядки.
  6. Если вы любите танчить, то Оптика и Вентилятор дают возможность увидеть противника по полсекунды раньше, а значит и выстрелить первым.

Tiger II – отличный танк в своем классе. Хоть многие и придерживаются мнения, что это проходной танк на пути к Е75, при должном умении владения точным и мощным орудием, этот танк становится грозой своих одноклассников.

Танки Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» 503-го батальона тяжелых танков во время учений на полигоне Майли-ле-Камп во Франции в сентябре 1944 года

Отслеживая тенденцию совершенствования танков союзников (в первую очередь Советского Союза) в плане повышения броне защиты, немецкое командование обоснованно пожелало усилить танковое вооружение, приспособив для них мощнейшие полевые буксируемые 88-миллиметровые противотанковые пушки, принятые в 1943 году на вооружение и больше известные как РаК 43 и РаК 43/41 (Panzerabwehrkanone). Бронебойный снаряд (масса 10,2 кг) выпускаемый из этих пушек с начальной скоростью 1000 метров в секунду пробивал на дистанции 2 тыс. метров броню толщиной 132 миллиметра, установленную под углом 30 градусов к нормали, а подкалиберным - и того больше.


Техзадание на машину, которая превосходила «Тигр» по огневой мощи и другим параметрам, выдали в августе 1942 года компании Хеншель и КБ Порше, то есть задолго до окончательной отработки орудия KwK43. Важным требованием являлось рациональное расположение бронелистов корпуса как на советских танках Т-34.

Ф. Порше и Э. Адерс опять начали состязание, чья машина будет признана лучшей. Как и прежде, Порше проиграл. Он стал попросту подгонять «Тигр» под новые требования. На танке «тип 180» в башне, смещенной вперед, конструктор предлагал установить 150-миллиметровую пушку (L/37) или 105-миллиметровой с длиной ствола 70 клб. Однако вскоре данную затею оставил и начал создавать VK4502(P). Но большая потребность в дефицитных материалах, таких как медь, поставила на этом танке крест.

Первый образец Адерса также был отвергнут, а вот вторая машина VK4503(H) была принята. Прототип изготовили в октябре 43-го года. Правда, Адерсу было предложено включить в машину некоторые удачные конструктивные находки компании MAN, работавшей в то время над Pz Kpfw «Panther II». Заказчик требовал унифицировать последующие поколения серийных машин.


Варианты тяжелого танка VK 4502 конструкции Порше с передним и задним размещением башни

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» с башней Порше

Тяжелый танк Pz Kpfw VI Ausf B «Tiger II»

Компоновка тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В "Tiger В»

Производство танков Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II» Sd Kfz 182 (в отечественной литературе известен под названием «Королевский тигр»), начали в январе 44-го года. Вначале со сборочного конвейера компании Хеншель сходили две «шестерки». Несмотря на это, в 1944 г. выпустили 377 танков «Королевский тигр», а в период с января по март 45-го - 112 машин. Максимальное производство в месяц - 84 танка - пришлось на август 44-го года. Всего же было построено 489 «Королевских тигров».

Первые 50 Pz Kpfw VI Ausf В имели башни обтекаемой формы разработанные Порше. Основание командирской башенки выступало за боковую стенку башни. Заметный «заман» создавался закругленной лобовой частью башни. Данным специфическим термином тонко характеризовался главный недостаток конструкции: снаряд, который попадал в скошенную броню, рикошетил вниз и пробивал тонкую крышку корпуса. Машины с июля 44-го года начали комплектовать более простой башней конструкции Адерса, которая в лобовой части имела 185-миллиметровую броню вместо 100-миллиметровой у башни Порше.

Кроме мощной пушки, «Tiger II» выгодно отличался бронированием и рациональной формой корпуса. Верхний лобовой лист, имеющий толщину 150 миллиметров, устанавливался под углом 50° к вертикали.

Под таким же углом устанавливался 100-миллиметровый нижний лист. На 25 градусов были наклонены верхние боковые стенки, на 30 градусов кормовые бронелисты, нижние были расположены вертикально. Толщина стенок корпуса составляла - 80 миллиметров, крыши и дна - 40-42 миллиметра; кормы и бортов башни - 80 миллиметров. Листы кормы имели наклон 21 градус. Однако гомогенная броня (имела пониженное содержания легирующих добавок из за дефицита связанного с потерей украинской сырьевой базы) уступала по снарядостойкости броне, применявшейся ранее на «Элефантах» и «Тиграх». Перед сваркой бронелисты соединялись сложным способом при помощи шипов, «ласточкиного хвоста» и тому подобное.

Третья часть боекомплекта - 22 снаряда унитарного заряжения в горизонтальном положении - размещалась в кормовой большой нише башни около казенника пушки. Это вместе с механизмом заряжания облегчало работу заряжающего и повышало боевую скорострельность.

«Королевские тигры» оснащались высококачественными оптическими приборами. Командир танка имел еще и панорамный артиллерийский прицел. Следовательно, дальность стрельбы теперь ограничивалась лишь максимальным углом возвышения орудия - 15 градусов (для сравнения: у «Элефанта» - 14 град., у «Тигра» - 10 град.).

В отличие от «Пантеры» и «Тигра» башня не имела полика. Механический привод поворота башни (как на «Тигре») дополнялся гидростатическим. Управлять башней могли командир и наводчик.

Чтобы уменьшить загазованность боевого отделения, имелась система продувки канала ствола пушки сжатым воздухом после выстрела до открытия затвора. Командирская башенка была аналогична башенке «Пантеры». Через люк, выполненный в заднем обводе башни, производили замену ствола пушки, загружали боеприпасы. Кроме того, он служил для покидания танка в аварийных ситуациях. В прямоугольной дверце имелась пистолетная амбразура.

Немецкие десантники едут на броне танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II» («Королевский тигр») во время наступления в Арденнах

В корме размещалась силовая установка - «Майбах» HL230P30, та же, что и на «Пантере». Трансмиссии «Tiger» отличались друг от друга лишь некоторыми деталями: на Ausf В у механизма поворота отсутствовали две степени свободы для прямолинейного движения. Для управления механизмом поворота служил гидросервопривод штурвала; резервным являлся механический привод.

Более существенными были различия в ходовой части. Сдвоенные катки, имеющие внутреннюю амортизацию и шахматное расположение, в промежутки с соседними блоками не заходили, а чередовались на коротких и длинных осях балансиров. Подвеска – одинарная, торсионная. Первый и девятый узлы имели гидравлические амортизаторы. Ширина боевых гусениц – 800 миллиметров. При перевозке по ж/д путям они заменялись узкими транспортными ширеной 660 миллиметров, внешние катки снимались. Верхние ветви гусениц были прикрыты экранами, которые защищали машину от кумулятивных снарядов.

В дуэльном бою «Королевский тигр» превосходил все танки, используемые во Второй мировой войне. Имел он и наибольшую боевую массу - 68 тонн. Командирские танки оснащались доп. радиостанцией.

Новыми танками вооружили тяжелые танковые батальоны вермахта и войск СС. Они воевали на Западном и Восточном фронтах, особенно интенсивно в 44-м году в Арденнах и в Польше. Последний раз данные машины участвовали в сражении в мартовском наступлении 45-го года в Венгрии в районе озера Балатон, где большая часть Tiger II была уничтожена войсками Красной армии.

Технические характеристики тяжелого танка Pz Kpfw VI Ausf В «Tiger II»:
Год выпуска – 1944;
Боевая масса – 68000 кг;
Экипаж – 5 человек;
Основные размеры:
Длина по корпусу – 7260 мм;
Длина с пушкой вперед – 10260 мм;
Ширина – 3760 мм;
Высота – 3080 мм;
Защищенность:
Толщина бронелистов лобовой части корпуса (угол наклона к вертикали) – 150 мм (50 град.);
Толщина бронелистов бортов корпуса (угол наклона к вертикали) – 80 мм (25 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни (угол наклона к вертикали) – 180 мм (9 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 40 мм;
Вооружение:
Марка пушки – KwK43;
Калибр – 88 мм;
Длина ствола – 71 кпб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;
Калибр – 7,92 мм;
Боекомплект – 5850 патронов;
Подвижность:
Тип и марка двигателя – «Майбах» HL230P30;
Мощность двигателя – 700 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 35 км/ч;
Запас топлива – 860 л;
Запас хода по шоссе – 170 км;
Среднее давление на грунт – 1.07 кг/см2.

Немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» едет вдоль колонны пленных американских солдат в Бельгии

Венгерский солдат курит вместе с членом пулеметного расчета части СС у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Тигр II». Венгрия. Конец декабря 1944 года

Экипаж одного из немецких тяжелых танков Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf.B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст»

Немецкие и венгерские солдаты у танка Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 503-го тяжелого танкового батальона в Будапеште, во время операции «Панцерфауст». В октябре 1944 года, немцы, опасаясь потерять нефтяные месторождения Венгрии, совершили в Будапеште государственный переворот, в результате которого власть перешла к Ференцу Салаши

Тигр II (Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II» с башней «Порше») 1-й роты 503-го танкового батальона (1./sPzAbt 503), сожженный экипажем. Танк из 503-го батальона буксировался «Бергепантерой» (эвакуационная машина на базе танка «Пантера»), с которой была сделана эта фотография

Подбитый на территории Германии немецкий тяжелый танк «Тигр II»

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» («Тигр II») с советским трофейным номером 300. Танк имеет следы пожара - отслоение покрытия «циммерит» на башне

Подбитый в борт Pz.Kpfw VI Ausf. B «Тигр II», тактический номер 331, командира 3-й роты Рольфа фон Вестернхагена 501-го батальона тяжелых танков, действовавшего в составе 1-го танкового корпуса СС. Подбит батареей СУ-100 под командованием капитана Васильева (1952-й самоходно-артиллерийский полк). На борту виден номер (93) советской трофейной команды. Венгрия, район озера Балатон

Старший лейтенант Кирилл Деревянко - ассистент фронтового кинооператора Николая Прозоровского - у подбитого немецкого тяжелого танка Pz.Kpfw. VI «Tiger II» во время Балатонской операции.

Немецкий тяжелый танк Тигр II, увязший в сырых лугах. Окрестности чешского города Тржебонь. май 1945 г

Немецкий тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС (SS-Pz.Abt. 501), подбитый на улице Rue Haut Rivage в бельгийском городе Ставело (Stavelot)

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский Тигр» №321 из состава 502-го танкового батальона с орудием от танка «Пантера».
Утром 28.03.1945 во время немецкой контратаки в районе населенного пункта Кюстрин-Китц (Küstrin-Kietz), танк подорвался на мине, потерял ход, но продолжал вести огонь из орудия. В итоге он был добит трофейным «фаустпатроном», из экипажа в живых остался один человек.
Необычное вооружение танка связано с трудностями снабжения немецких войск в последние месяцы войны. Взамен поврежденного оригинального орудия при ремонте было установлено орудие от танка «Пантера»

Советские офицеры осматривают уничтоженный тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из неустановленного подразделения. У правого офицера в руках кавалерийская венгерская сабля. Дорога Балашноди - Армат, Венгрия

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» командира 3-й роты тяжелого танкового батальона «Фельдхернхалле», брошенный в районе города Секешфехервар. Номер советской трофейной команды «333а»

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 501-го тяжелого танкового батальона СС, застрявший и уничтоженный советской артиллерией. Номер советской трофейной команды «95». Район озера Балатон

Тяжелый танк Pz.Kpfw. VI Ausf. B «Королевский тигр» из состава 509-го тяжелого танкового батальона, захваченный советскими войсками. Танк был брошен без горючего, но машина была полностью исправна. Белая краска на танке нанесена советскими солдатами во избежание столкновения с танком транспортных средств при ночной езде. Район Будапешта

Американские солдаты на трофейном немецком танке «Королевский Тигр». «Королевский Тигр» с тактическим номером 2-11 из s.Pz.Abt 506 был потерян немцами 15 декабря 1944 за день до начала Арденнского наступления. Танк был отремонтирован американским 129-м ремонтным батальном

Генерал Эйзенхауэр, командующий союзными войсками в Европе, и подбитый немецкий тяжелый танк Тигр II в районе города Шамбуа во Франции. «Фалезский котел»

Немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Выпускался серийно с марта 1944 года вплоть до самого конца войны. Всего построено 489 танков.

По сути был мощнейшим серийным танком времён Второй мировой войны, а также последним тяжёлым танком нацистской Германии, который выпускался серийно. Благодаря очень мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём любые танки антигитлеровской коалиции. Толстые листы брони, размещённые под большими углами наклона, обеспечивали танку очень высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем большой вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».

Обозначения и названия танка

Во время создания танка, обозначение перспективной машины несколько раз менялось. Итоговая история изменения обозначения проекта танка при проектировании выглядела следующим образом:

VK 45.02 (H) - присвоено 15 апреля 1942 года;
-Tiger II VK 45.02 (H) - 18 сентября 1942 года;
-Tiger III (VK 45.03) - 12 октября 1942 года;
-Henschel Tiger B - 8 января 1943 года;
-Tiger II VK 45.03 - 3 марта 1943 года;
-Pz.Kpfw. Tiger Ausf. B, Pz.Bef.Tiger Ausf. B - 2 июня 1943 года.

Серийный танк получил следующие обозначения и названия:

По специальной немецкой классификации - Sd.Kfz. 182;
-по армейской немецкой классификации - Panzerkampfwagen VI Ausf. B (PzKpfw VI Ausf. B, Pz. VI Ausf. B);
-«Tiger II» (использовалось в армиях различных воюющих сторон как полуофициальное обозначение);
-«Королевский тигр» (полуофициальное обозначение в армиях различных воюющих сторон, в частности, нем. Kоnigstiger, что в немецком языке значит "бенгальский тигр", англ. King Tiger, Royal Tiger);
-«Тигр-Б» (в ряде официальных советских документов 1940-х годов).
-«T-VIB» (в советской литературе).

История создания

После столкновений войск вермахта с советскими танками КВ-1 и Т-34 в Германии резко увеличились темпы работ по проектированию тяжёлого танка, итогом которых стало появление на полях сражений танка «Тигр» , сильнейшего на тот момент в мире. Однако действия разведки и допросы пленных советских офицеров, в том числе весьма высокого ранга, позволили немецкому командованию составить вполне реальное представление о возможностях военно-промышленного комплекса СССР. Картина для немецких войск вырисовывалась не самая радужная - стало ясно, что очень скорое появление в распоряжении Красной армии новых танков с характеристиками, далеко превосходящими немецкие, причём в очень больших количествах.

Помимо этого, у Управления вооружений вермахта и лично Гитлера было стойкое желание получить танк, вооружённый очень удачной и мощной 88-мм пушкой Kw.K. 43 L/71, которую в силу её размеров ни на одном из имевшихся танков разместить не удавалось.

Все эти факторы вылились в концепцию танка-истребителя, который должен иметь повышенную защиту и быть вооружённым очень мощным орудием. При этом подвижностью машины можно было пренебречь - предполагалось, что танк будет действовать в обороне, преимущественно из засад, и обстреливать противника с больших расстояний, что позволяла великолепная немецкая прицельная оптика.
В августе 1942 года фирмы «Нибелунгенверке» под руководством Фердинанда Порше, и «Хеншель и сын АГ», чьё КБ возглавлял доктор Эрвин Адерс, получили техническое задание на танк с более толстой бронёй, чем у «Тигра», размещённой к тому же под большими углами наклона, как у Т-34. Вооружение танка должна была составлять 88-мм пушка KwK 43 L/71 с длиной ствола 71 калибр (такая же, как на истребителе танков «Фердинанд»).

Прорабатывая новый проект, Порше взял за базу свой отвергнутый ранее проект «Тигра» VK 4501(P) и постарался подогнать его под новое техническое задание. Получившаяся в итоге машина «тип 130» в общем повторяла «Тигр Порше» и должна была нести 150-мм пушку (длина ствола 37 калибров) или 105-мм пушку (70 калибров), в башне, смещённой вперёд. Однако вскоре Порше забросил этот проект и создал новый, получивший обозначение VK 4502(P). Поскольку в среде конструкторов господствовало убеждение, что на этот раз Порше выиграет соревнование с Адерсом, фирма «Вегманн» начала работу по созданию башни для танка Порше. К началу 1943 года альтернативный проект VK 4502(H) разработал и Адерс.

Однако по итогам испытаний прототип Порше вновь был отклонён. Главной причиной являлась сложная электрическая трансмиссия танка, требовавшая большого количества дефицитных материалов (в частности - меди). Проект Адерса же был в принципе одобрен, и в январе 1943 года контракт с фирмой «Хеншель» был подписан. Однако Адерсу предложили включить в свою машину некоторые удачные конструктивные решения, применённые фирмой MAN в создававшемся параллельно проекте танка «Пантера II». В первую очередь это было продиктовано желанием добиться определённой степени унификации этих машин. Проект танка пришлось несколько доработать, и этот процесс затянулся на полгода. В итоге второй проект фирмы «Хеншель» - VK 4503(H) - был готов только к осени 1943 года, а в октябре был построен его прототип.

Однако к этому моменту, когда проект Порше был отклонён, для его модели уже было изготовлено 50 башен. Башни Порше отличались обтекаемой формой и основанием командирской башенки, выступавшим за боковую стенку. Эти уже изготовленные башни было решено применять для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. Таким образом, первые «Королевские тигры» всё-таки получили кое-что и от Порше. В дальнейшем (с июля 1944 года) танки оборудовались новой башней Адерса упрощённой конфигурации, но с большей толщиной брони в лобовых деталях.

Серийный выпуск

С фирмой Хеншель сначала был подписан контракт на постройку трёх опытных экземпляров, а затем в октябре 1943 года - на поставку ещё 176 танков. Первый опытный экземпляр VI сошёл с конвейера в октябре 1943 года, а первые серийные танки были выпущены в январе 1944, и в июне этого года начали поступать в танковые батальоны. Производство танков постоянно задерживалось в связи с союзническими бомбардировками или нехваткой материалов, так что до окончания производства в марте 1945 года было выпущено, по разным оценками, от 479 до 489 «Тигров II». В боевых действиях Второй Мировой войны приняло участие не более 450 ед. Pz.VI Ausf/B "Бенгальских тигров". На заводах Хеншеля удалось достичь довольно высокого для такой машины темпа сборки - так, на пике производства, на сборку «Королевского тигра» от начала и до конца уходило 15 дней.

В процессе серийного выпуска конструкция танка незначительно модифицировалась. Изменения касались основным образом установки несколько усовершенствованного варианта орудия KwK 43 L/71, пушки KwK 43/III того же калибра и схожих характеристик, но более технологичной в производстве и имевшей ствол, состоявший из двух частей. Кроме того, пушка имела слегка видоизменённую маску. Также присутствовал ряд мелких усовершенствований бронирования силового отделения. Кроме того, танки отличались друг от друга способом крепления ЗИП на бортах.

К моменту оккупации Касселя и прекращения работы завода «Хеншель и сын АГ», в разной степени готовности находились ещё несколько усовершенствований для «Тигра II».

Непосредственно перед оккупацией в стадии разработки находился проект усовершенствованной системы рулевого управления, которая при сохранении всех базовых характеристик позволила бы существенно упростить производство, а кроме того - добиться значительного увеличения крутящего момента. Необходимость в таком усовершенствовании была продиктована появлением нового двигателя «Майбах» объёмом 23 л и мощностью около 1000 л. с., который планировалось эксплуатировать на «Тигре II».

Также предпринимались попытки адаптировать для танка различные двигатели других фирм, в частности - «Аргус», «Штейер-Даймлер-Пух» и «Клокнер-Гумбольд-Дойц верке». «Аргус» представил двигатель Н-образной формы, «Штейер-Даймлер-Пух» - V-образной, а «Клокнер-Гумбольд-Дойц верке» предложила применять дизель. Фирма БМВ также представила свой вариант силовой установки, так называемый «БМВ-звездообразный», однако его эксплуатирование оказалось невозможным по причине нехватки места в моторном отсеке. С декабря 1944 года стартовал второй этап работы над проектом переоснащения «Тигра II» другим двигателем, который продолжался вплоть до оккупации и не успел дать каких-либо реальных результатов.

Также в 1943 году были начаты работы по разработке проекта новой гидравлической трансмиссии для «Королевского тигра», также не вышедшие из стадии опытных конструкций.

Модификации

Существовал в единственной модификации - Pz.Kpfw. VI Ausf. B. 3 опытных экземпляра V1-V3 и 47 первых серийных танков (номера ходовых частей 280001-250047) были выпущены с башнями, созданными специально для модели VK 45.02(P) Порше, все последующие (280048-250489) - с башнями для VK 4502(H) Хеншеля.

10 танков (с башнями типа «Хеншель») были переоборудованы в командирские танки (Panzerbefelhswagen Tiger II) двух типов:

-Sd.Kfz. 267

Командирские танки для связи в звене «полк - дивизия», с радиостанциями Fu5 (штатной) и Fu8, переделано 5 машин.

-Sd.Kfz. 268

Командирские танки для связи в звене «рота - батальон», с радиостанциями Fu5 (штатной) и Fu7, переделано также 5 машин.

Из-за расположения дополнительных радиостанций боекомплект на всех машинах был урезан до 63 снарядов.

Описание

Вооружение

«Тигр II» является одним из немногих примеров в практике мирового танкостроения, когда не орудие проектировалось для танка, а танк - для орудия. Таковым являлась 88-мм нарезная танковая пушка 8.8 KwK 43 L/71, спроектированная на базе 88-мм зенитной пушки обр. 1941 года. Ряд экспертов с обеих противоборствующих сторон были склонны считать Kw.K. 43 L/71 самой мощной пушкой своего класса за весь период Второй мировой войны. По дальности стрельбы и бронепробиваемости пушка превосходила практически все танковые орудия, имевшиеся в распоряжении антигитлеровской коалиции.

Kw.K. 43 L/71 - самая длинноствольная танковая пушка из всех, когда-либо применявшихся войсками вермахта. Длина ствола составляла 71 калибр, то есть 6248 мм (с дульным тормозом - 6592 мм). Начальная скорость бронебойного калиберного снаряда составляла 1000 м/с. Бронепробиваемость орудия на дистанции 1500 м при угле встречи 60 град. составляла 148 мм. Даже на дистанции 4000 метров снаряд орудия всё ещё был способен пробить 80-мм вертикальную бронеплиту (то есть, теоретически, при условии удачного бортового попадания уничтожить, к примеру, танк «Шерман»).

Однако за столь высокие показатели пришлось расплачиваться большими размерами и огромным весом (1605 кг, вся установка с маской - 2265 кг). По этим причинам пушка устанавливалась, помимо «Тигра II», только на истребители танков «Фердинанд/Элефант», «Насхорн» и «Ягдпантера», на которых в силу отсутствия вращающейся башни возможно было разместить столь тяжёлое орудие без существенного увеличения боевой рубки. Кроме того, проблемой для скорострельной пушки был высокий износ ствола. В связи с этим, пушки танков поздних выпусков имели ствол, состоящий из двух частей. Ещё одной проблемой была большая длина и масса унитарных выстрелов для орудия (23,4 кг). По этой причине боекомплект размещался максимально близко к орудию.

Орудие располагалось на цапфах в лобовой части башни при помощи специального уравновешивающего механизма, размещавшегося в башне справа от пушки. Горизонтальное наведение установки осуществлялось поворотом башни, вертикальное, в пределах от -8 до +15 град. - вручную, при помощи винтового или электрического механизма, в зависимости от поворота рычага. Спусковой механизм пушки - электрического типа, с предохранителем.

Орудие оснащалось устройством продувки канала ствола сжатым воздухом. Продувка осуществлялась через две форсунки по обе стороны затворного кольца. Сжатый воздух поступал из компрессора, располагавшегося в боевом отделении под сиденьем наводчика. Позднее была введена бескомпрессорная продувка канала ствола сжатым воздухом, нагнетаемым энергией обратного хода ствола пушки. Продувка канала ствола позволяла эффективно удалять остаточные пороховые газы после выстрела, снижая тем самым загазованность боевого отделения танка.

Боекомплект орудия размещался в лотковых укладках, в надгусеничных нишах в отделении управления и боевом отделении, а также в кормовой нише башни. В нише башни типа Порше размещались 16 снарядов, тогда как в башне Хеншеля - 22. Данные об общей численности боекомплекта варьируются от 72 до 77 (для танков с башней Порше) и от 80 до 84 (для танков с башней Хеншеля). В боекомплект входили унитарные выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными,осколочно-фугасными снарядами и кумулятивными (соотношение между бронебойными и осколочно-фугасными снарядами в боекомплекте танка составляло, как правило, 1 к 1).

Вспомогательное вооружение танка составляли два-три 7,92-мм пулемёта. Один, модели MG-34, располагался в спаренной установке с пушкой, другой, курсовой MG-34 - в лобовом листе корпуса справа, в шаровой установке Kugelblende 150, обеспечивавшей вертикальную наводку пулемёта в пределах?10…+15 град., горизонтальную - в пределах +...-5 град.. Для наведения курсового пулемёта применялся телескопический прицел KZF 2, имевший увеличение 1,8х при поле зрения в 18 град.. Третий пулемёт, модели MG-42, при помощи стандартной турели Fliegerbeschussgerаt 42 съёмно монтировался на командирской башенке большинства танков и предназначался для противовоздушной обороны. На части танков поздних выпусков в спарку с орудием вместо MG-34 также устанавливался MG-42. Общий боекомплект пулемётов составлял 5850 патронов в 39 лентах по 150 штук.

В качестве дополнительного вооружения, «Тигр II» вооружался мортирой «Nаhkampfgerаt» («устройство ближнего боя») калибром 26 мм, с боекомплектом из дымовых, осколочных и осколочно-зажигательных снарядов. Мортира размещалась в крыше башни танка справа и предназначалась для обороны от вражеской пехоты на близких дистанциях.

Средства наблюдения и связи

Для наведения на цель спаренной установки на танках ранних выпусков применялся бинокулярный шарнирный телескопический прицел TZF 9d/1, в дальнейшем заменённый монокулярным TZF 9d. TZF 9d/1 имел переменное увеличение 3х при поле зрения 26 град., либо 6х при поле зрения 13 град.. TZF 9d имел переменное увеличение 2,5х при поле зрения 25 град., либо 5х при поле зрения 12,5 град.. Прицел был откалиброван на стрельбу бронебойными снарядами на дистанцию до 3000 м, осколочно-фугасными - до 5000 м и из спаренного пулемёта - до 1200 м. Великолепное качество оптики фирмы Carl Zeiss позволяло добиваться попаданий на дистанциях до 2500 м, а иногда и свыше.

В передней части крыши корпуса танка оборудовались смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищённые П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева был сделан вырез для обеспечения максимального обзора механику-водителю. На крыше башни устанавливалась стандартная для немецких танков позднего периода Второй мировой войны командирская башенка с семью смотровыми приборами. Из башенки командир танка имел довольно удовлетворительный обзор (хотя в походном положении предпочитал ехать, высунувшись из люка по плечи). Все смотровые щели были защищены бронестёклами.

На лобовом бронелисте, слева от курсового пулемёта устанавливалась фара, оборудованная колпаком светомаскировки.

На танк монтировалась штатная радиостанция FuG5 (Fu5). Мощность радиостанции составляла 10 Вт, частота работы передатчика - 27 200-33 000 КГц, частота работы приёмника - 27 200-33 000 КГц, дальность передачи - 4 км.

На командирские танки на базе «Тигра II» в дополнение к штатной радиостанции также устанавливались:

На танки Sd.Kfz. 268, предназначенные для связи в звене «рота - батальон» - FuG7 (мощность - 20 Вт, частота работы передатчика - 42 100-47 800 КГц, частота работы приёмника - 42 100-47 800 КГц, дальность передачи - 30 км).
-На танки Sd.Kfz. 267, предназначенные для связи в звене «полк - дивизия» - FuG8 (мощность - 30 Вт, частота работы передатчика - 1130-3000 КГц, частота работы приёмника - 580-3000 КГц, дальность передачи - 10 км).
Для внутренней связи все танки оборудовались стандартным переговорным устройством на 5 абонентов.

Двигатель и трансмиссия

«Тигр II» оборудовался V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, производства фирмы «Майбах», модели HL 230 P30. Двигатель имел рабочий объём в 23 095 см3 и развивал номинальную максимальную мощность в 700 л. с. при 3000 об/мин, однако на практике обороты двигателя обычно не превышали 2500 в минуту, что вызывало снижение реально развиваемой мощности. Так, в руководстве по эксплуатации танка мощность HL 230 PL указывалась как 600 л. с. при 2600 об/мин. Двигатель размещался в моторном отделении вдоль продольной оси танка. Система питания двигателя включала в себя семь топливных баков общей ёмкостью 860 л, соединённых между собой, так что заправка производилась через единую горловину. Пять из семи баков располагалдись в моторном отделении, тогда как остальные два, общей ёмкостью около 340 литров, размещались в боевом отделении под укладками боекомплекта. Четыре радиатора системы охлаждения, общей ёмкостью 114 л, соединялись по два последовательно и размещались по бокам двигателя.

Трансмиссия «Тигра II» включала в себя:

Карданный вал, соединявший моторное отделение с трансмиссионным;
-многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле, встроенный в коробку передач;
-механическую безвальную восьмиступенчатую (8+4) коробку передач с постоянным зацеплением шестерен, центральной синхронизацией и индивидуальными тормозами, модели Maybach OLVAR OG(B) 40 12 16B;
-стояночный тормоз, встроенный в коробку передач;
-фрикционно-шестерёнчатый планетарный механизм поворота по типу двойного дифференциала, модели Henschel L801;
-двухрядные комбинированные бортовые передачи с разгруженным ведомым валом;
-дисковые механические бортовые тормоза, модели Argus Motoren LB 900.4.
Сервопривод коробки передач обеспечивал переключение передач одним движением рычажка на панели механика-водителя, автоматически выключая главный фрикцион и прежнюю передачу, производя синхронизацию и включая новую передачу и главный фрикцион. В случае выхода сервопривода из строя, водитель имел возможность переключать передачи и вручную. Трансмиссия имела свою систему охлаждения смазочного масла, с размещением радиатора в боевом отделении. Циркуляция воды в радиаторе не производилась, вместо этого вода в нём заменялась вручную по мере необходимости.

Ходовая часть

Ходовая часть «Тигра II» с каждого борта состояла из 9 сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией, ленивца и ведущего колеса переднего расположения. Поддерживающих катков не было. Опорные катки - штампованные, диаметром 800 мм и шириной одиночного катка в 95 мм. Подвеска опорных катков - индивидуальная, торсионная, первый и последний катки были оборудованы гидравлическими амортизаторами, размещёнными внутри корпуса. Катки были расположены в шахматном порядке: 5 катков опирались на внешнюю часть гусеницы, а 4 - на внутреннюю.

Гусеницы танка - модели Kgs 73/800/152, стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, каждая из 92 траков шириной 818 мм и с шагом 152 мм. Каждая гусеница состояла из 46 двухгребневых траков и 46 гладких, чередующихся между собой. Помимо этого на танк могли ставиться транспортные гусеницы, уменьшавшие его ширину для перевозки по железной дороге. Транспортные гусеницы собирались из траков Kgs 73/660/152 шириной 658,5 мм, из которых собирались и боевые гусеницы танка «Пантера».

Следует упомянуть, что несмотря на общее увеличение веса машины и снижение удельной мощности двигателя (в сравнении с «Тигром I»), благодаря конструкции ходовой части проходимость «Королевского тигра» на пересечённой местности удалось удержать на вполне приемлемом уровне. В частности, благодаря применению широких гусениц удельное давление на грунт по сравнению с «Тигром I» даже снизилось с 1,09 до 1,06 кг/см2. Танк мог преодолевать подъёмы крутизной до 35 град., рвы шириной до 2,5 м и вертикальные стенки высотой до 0,85 м. Глубина брода, преодолеваемого без предварительной подготовки, составляла 1,6 м. Правда, оперативная подвижность танков оставалась невысокой. Немалую роль в этом играла необходимость менять гусеницы при переброске танков по железной дороге, а преодоление водных преград вплоть до конца войны оставалось трудноразрешимой задачей.

Машины на базе «Королевского тигра»

«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjаger Tiger - самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz. 186. При боевой массе в 75 тонн, «Ягдтигр» стал самым тяжёлым серийно выпускавшимся образцом бронетехники всех времён. САУ базировалась на удлинённом шасси «Тигра II» и вооружалась 128-мм пушкой PaK 44 с длиной ствола 55 калибров, располагавшейся в рубке с толщиной лобового бронирования в 250 мм. Во время серийного выпуска в 1944-1945 годах было произведено, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа. Выпущенные машины поступали на вооружение 512-го и 653-го тяжёлых противотанковых батальонов, действовавших на Западном фронте. Из-за малочисленности, проблем со снабжением и ещё более снизившейся по сравнению с танком надёжности, эффект от применения «Ягдтигров» оказался в целом невелик, несмотря на то, что при умелой эксплуатации и удачном стечении обстоятельств они проявляли себя эффективным противотанковым оружием - так, одному из «Ягдтигров» в одном бою удалось уничтожить 19 «Шерманов».

Также, по немецким данным, из линейных «Королевских тигров» в 1944-1945 годах было переоборудовано 18 БРЭМ, однако какие-либо данные по их использованию отсутствуют.

ТТХ

Классификация: тяжёлый танк
-Боевая масса, т: 68 метрических или 69,8 британских "коротких" тонн
-Компоновочная схема: классическая с передним расположением трансмиссии
-Экипаж, чел.: 5

Размеры

Длина корпуса, мм: 7380
-Длина с пушкой вперёд, мм: 10 286
-Ширина корпуса, мм: 3755
-Высота, мм: 3090
-Клиренс, мм: 495

Бронирование

Тип брони: стальная катаная гомогенная, поверхностно закалённая
-Лоб корпуса (верх), мм/град.: 150 / 50
-Лоб корпуса (низ), мм/град.: 120 / 50
-Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 25
-Борт корпуса (низ), мм/град.: 82 / 0
-Корма корпуса, мм/град.: 82 / 30
-Днище, мм: 25-40
-Крыша корпуса, мм: 40
-Лоб башни, мм/град.: 107/10 (башня Порше); 180/10 (башня Хеншеля)
-Маска орудия, мм/град.: 65-100
-Борт башни, мм/град.: 82 / 20
-Корма башни, мм/град.: 82 / 18
-Крыша башни, мм: 40 / 80-90 град.

Вооружение

Калибр и марка пушки: 88-мм KwK 43 L/71
-Тип пушки: нарезная танковая
-Длина ствола, калибров: 71
-Боекомплект пушки: 77 (башня Порше); 84 (башня Хеншеля)
-Углы ВН, град.: ?8…+15
-Углы ГН, град.: 360
-Дальность стрельбы, км: около 4000 м
-Прицелы: телескопический TZF 9d/1
-Пулемёты: 2-3 х 7,92-мм MG-34 и MG-42
-Другое вооружение: 26-мм мортирка (Nahkampfgerаt)

Подвижность

Тип двигателя: V-образный 12?цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения Maybach HL 230
-Мощность двигателя, л. с.: 700
-Скорость по шоссе, км/ч: 38 (максимально до 41,5)
-Скорость по пересечённой местности, км/ч: 13
-Запас хода по шоссе, км: 150
-Запас хода по пересечённой местности, км: 70
-Удельная мощность, л. с./т: 10,3
-Тип подвески: индивидуальная торсионная
-Удельное давление на грунт, кг/см2: 1,02
-Преодолеваемый подъём, град.: 35
-Преодолеваемая стенка, м: 0,85
-Преодолеваемый ров, м: 2,5
-Преодолеваемый брод, м: 1,6