Название : История философии. Учебник для высших учебных заведений

Ответственные редакторы: В. П. Кохановский, В. П. Яковлев

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 - 576.
ISBN 5-222-00615-8
Формат: PDF

Размер: 13,8 Mb

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + интерактивное содержание

Язык: Русский

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «философия». История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии.
Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а так-же на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Восточная философия
Глава 1. Философия Древней Иадин
Глава 2. Философия Древнего Китая
Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)
Глава 4. Современная африканская философия

Раздел II. Западная философия
Глава 1. Античная философия
Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения
Глава 3. Философия Нового времени (XVII - середина XVIII в.)
Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм
Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в.
Глава 6. Диалектико-материалистическая философия (К. Маркс и Ф. Энгельс)
Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в.
Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX - начала XX в.
Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.
Глава 10. Современная западная философия

Раздел III. Русская философия
Глава 1. Русская философия первой половины XIX в.
Глава 2. Русская философия 50-70-х годов XIX в.
Глава З. Русская философия всеединства
Глава 4. Русская религиозная философия XIX - начала XX в.
Глава 5. Марксистская философия в России (1883-1924 гг.)
Глава 6. Философия в Советской России

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

6- е изд., перераб. и доп. - Ростов н/ Д: Феникс, 2003. - 576 с.

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Фактически это формат txt , сохраненный для Word .

Формат: doc / zip

Размер: 573Кб

/ Download файл

Формат: chm / zip (в этом формате лучше)

Размер: 476Кб

/ Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................3
Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.............. 5
1. Предмет философии.................................................5
2. Специфика философского знания..........................9
3. Основные части (структура) философии.............. 18
4. Место и роль философии в культуре....................21
Глава II. Становление философии. Основные этапы ее исторического развития....27
1. Происхождение философии. (Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)... 27
2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии 30
3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.: ее смысл, основные направления и этапы развития...73
Глава III. Бытие и материя.....................................90
1. Понятие "бытие": философский смысл................90
2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия........90
3. Бытие: единство мира............................................92
4. Многообразие мира как проблема...................... 100
5. Материальное единство мира и его многообразие....................... 106
Глава IV. Диалектика...................................................130
1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........................ 130
2. Структура диалектики, ее регулятивный характер и основные функции............ 133
3. Детерминизм и индетерминизм.......................... 150
4. Закон. Динамические и статистические закономерности........................... 162
5. Границы, сфера действия диалектического метода....................................... 172
6. Метафизика и ее значение для познания........... 180
Глава V. Человек..........................................................190
1. Понятие человека. Человек и природа............... 190
2. Биосоциальная (дуальная) природа человека.... 206
3. Смысл человеческого бытия................................214
4. Представления о совершенном человеке в различных культурах................218
Глава VI. Человек и его сознание.................................229
1. Проблема сознания в истории западной философии...........................229
2. Гносеологический смысл сознания.....................233
3. Этический смысл сознания.................................235
4. Онтология сознания.............................................240
5. Язык, общение, сознание....................................243
6. Сознание, память, самосознание........................249
7. Диалектико-материалистическая концепция сознания...................257
8. Сознание и бессознательное................................275
Глава VII. Общество....................................................287
1. Общество и его структура.................................... 287
2. Общество как саморазвивающаяся система.......298
3. Гражданское общество и государство..................308
4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития........... 312
Глава VIII. Человек и общество....................................332
1. Человек в системе социальных связей................ 332
2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие...335
3. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право 344
4. Религиозные ценности и свобода совести..........353
5. Личность: проблемы свободы и ответственности.........................362
Глава IX. Познание......................................................375
1 Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм...... 375
2. Познание, творчество, практика......................... 388
3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в познавательной деятельности...399
4. Единство чувственного и рационального...........407
5. Истина и заблуждение..........................................415
6. Действительность, мышление, логика, язык......425
7. Понимание и объяснение....................................432
8. Вера и знание........................................................441
Глава X. Научное познание и знание.............................448
1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448
2. Структура научного познания, его уровни и формы.................................461
3. Методы научного исследования..........................472
4. Рост научного знания...........................................484
5. Научные революции и смена типов рациональности...................496
6. Общество, наука, техника....................................503
Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира......................515
1. Взгляд науки.........................,.,.............................515
2. Философия: человек и мир.................................. 520
3. Религиозные версии мироздания........................ 523
Глава XII. Будущее человечества..................................531
1. Человечество как субъект истории................... 531
2. Мировая ситуация начала XXI столетия............. 537
3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней...................................542
4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур................. 557
Заключение................................................................571

Кохановский В.П.

Философия

Учебное пособие для высших учебных заведений

Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В.,

Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П., 2003

Рецензенты:

Доктор философских наук, профессор Е. Я. Режабек

Доктор философских наук, профессор В. Б. Устьянцев

Редактор Т. И. Кохановская

Учебное пособие "Философия" для высших учебных заведений подготовлено в соответствии с новыми требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины" в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования.

Указанные стандарты утверждены Министерством образования Российской Федерации 3 февраля 2000 г. В соответствии с данными стандартами часть тем исключена (или переработана), введены новые темы (например, "Диалектика"), усилено внимание к проблеме человека в разных его "ракурсах".

Рассчитано на студентов, аспирантов, всех, интересующихся актуальными вопросами философии.

Введение..............................................................3

Глава I. Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества.....5

1. Предмет философии..................................................5

2. Специфика философского знания......................................9

3. Основные части (структура) философии..............................18

4. Место и роль философии в культуре.................................21

Глава II. Становление философии.

Основные этапы ее исторического развития...................27

1. Происхождение философии.

(Философия и предшествующие ей формы мировоззрения)...............27

2. Основные идеи и исторические этапы развития западной философии....30

3. Национальные особенности философии. Русская философия XIX - XX вв.:

ее смысл, основные направления и этапы развития...................73

Глава III. Бытие и материя...........................................90

1. Понятие "бытие": философский смысл................................90

2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия............................90

3. Бытие: единство мира..............................................92

4. Многообразие мира как проблема...................................100

5. Материальное единство мира и его многообразие....................106

Глава IV. Диалектика................................................130

1. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика........130

2. Структура диалектики,

ее регулятивный характер и основные функции......................133

3. Детерминизм и индетерминизм......................................150

4. Закон. Динамические и статистические закономерности..............162

5. Границы, сфера действия диалектического метода...................172

6. Метафизика и ее значение для познания............................180

Глава V. Человек....................................................190

1. Понятие человека. Человек и природа..............................190

2. Биосоциальная (дуальная) природа человека........................206

3. Смысл человеческого бытия........................................214

4. Представления о совершенном человеке в различных культурах.......218

Глава VI. Человек и его сознание....................................229

1. Проблема сознания в истории западной философии...................229

2. Гносеологический смысл сознания..................................233

3. Этический смысл сознания.........................................235

4. Онтология сознания...............................................240

5. Язык, общение, сознание..........................................243

6. Сознание, память, самосознание...................................249

7. Диалектико-материалистическая концепция сознания.................257

8. Сознание и бессознательное.......................................275

Глава VII. Общество.................................................287

1. Общество и его структура.........................................287

2. Общество как саморазвивающаяся система...........................298

3. Гражданское общество и государство...............................308

4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития..312

Глава VIII. Человек и общество......................................332

1. Человек в системе социальных связей..............................332

2. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость,

личность и массы, насилие и ненасилие............................335

3. Нравственные и эстетические ценности

и их роль в человеческой жизни. Справедливость и право...........344

4. Религиозные ценности и свобода совести...........................353

5. Личность: проблемы свободы и ответственности.....................362

Глава IX. Познание..................................................375

1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта,

многообразие форм................................................375

2. Познание, творчество, практика...................................388

3. Рациональное и иррациональное, материальное и идеальное в

познавательной деятельности......................................399

4. Единство чувственного и рационального............................407

5. Истина и заблуждение.............................................415

6. Действительность, мышление, логика, язык.........................425

7. Понимание и объяснение...........................................432

8. Вера и знание....................................................441

Глава X. Научное познание и знание..................................448

1. Научное и вненаучное знание. Критерии научности..................448

2. Структура научного познания, его уровни и формы..................461

3. Методы научного исследования.....................................472

4. Рост научного знания.............................................484

5. Научные революции и смена типов рациональности...................496

6. Общество, наука, техника.........................................503

Глава XI. Научные, философские и религиозные картины мира...........515

1. Взгляд науки.........................,.,........................515

2. Философия: человек и мир.........................................520

3. Религиозные версии мироздания....................................523

Глава XII. Будущее человечества.....................................531

1. Человечество как субъект истории.................................531

2. Мировая ситуация начала XXI столетия.............................537

3. Глобальные проблемы. Угрозы и надежды наших дней.................542

4. Сценарии будущего. Запад - Восток - Россия в диалоге культур.....557

Заключение..........................................................571

ВВЕДЕНИЕ

XX век ушел с исторической арены, продемонстрировав возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.


История философии (Учебник)

История философии

Учебник для высших учебных заведений.

Ответственные редакторы:

доктор философских наук, профессор В.П. Кохановский,

доктор философских наук, профессор В.П. Яковлев

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "философия". История философских идей рассматривается авторами в связи с историей общественно-политической и культурной жизни общества. Представлены основные концепции восточной, западной и русской философии.

Книга рассчитана на студентов и аспирантов вузов, а также на достаточно широкий круг читателей, интересующихся актуальными проблемами философии и ее истории.

Введение

Восточная философия

Глава 1. Философия Древней Индии

Глава 2. Философия Древнего Китая

Глава 3. Философия современного Востока (неоиндуизм)

Глава 4. Современная африканская философия

Западная философия

Глава 1. Античная философия

1. Происхождение, особенности и периодизация античной философии

2. Древнегреческая натурфилософия

3. Античная философия классического периода

4. Эллинистически-римская философия

Глава 2. Философия средних веков и эпохи Возрождения

1. Раннее средневековье. Апологетика и патристика

2. Схоластическая философия XI-XIV вв.

3. Мистическое направление

4. Философия эпохи Возрождения

Глава 3. Философия Нового времени (ХVII - середина XVIII в.)

1. Ф. Бэкон

З. Т. Гоббс

4. Б. Спиноза

6. Г. Лейбниц

7. Дж. Беркли

9. Французские просветители

Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм

2. И. Фихте

3. Ф. Шеллинг

4. Г.-В.-Ф. Гегель

5. Л. Фейербах

6. Немецкий философский романтизм

7. Младогегельянцы

Глава 5. Иррационалистическая философия XIX в.

1. А. Шопенгауэр

2. С. Кьеркегор

3. Ф. Ницше

4. В. Дильтей

5. А. Бергсон

Глава 6. Диалектико-материалистическая философия

(К. Маркси Ф. Энгельс)

Глава 7. Западноевропейская философия второй половины XIX - середины XX в.

1. Неокантианство

2. Прагматизм

3. Позитивизм и постпозитивизм

4. Психоанализ

5. Феноменология

6. Экзистенциализм

Глава 8. Религиозная философия Запада конца XIX - начала XX в.

1. М. Шелер

2. Д. Гильдебранд

3. Э. Трельч

4. П. Тейяр де Шарден

Глава 9. Западноевропейская философия истории XX в.

1. Р. Коллингвуд

2. О. Шпенглер

3. А. Тойнби

4. Франкфуртская школа

Глава 10. Современная западная философия

1. Структурализм и постструктурализм

2. Аналитическая философия

3. Философия постмодерна

4. Герменевтика

Раздел III

Русская философия

Глава 1. Русская философия первой половины XIX в.

1. П. Я. Чаадаев

2. Славянофилы и западники

3. А. И. Герцен

Глава 2. Русская философия 50-70-х годов XIX в.

1. Н. Г. Чернышевский

2. Философия народничества

3. Ф. М. Достоевский

4. Л. Н. Толстой

5. Н. Ф. Федоров

6. К. Н. Леонтьев

7. Н. Я. Данилевский

Глава 3. Русская философия всеединства

1. В. С. Соловьев

2. С. Л. Франк

3. П. А. Флоренский

4. Л. П. Карсавин

Глава 4. Русская религиозная философия XIX - начала XX в.

1. В. В. Розанов

2. Л. И. Шестов

3. Н. О. Лосский

4. И. А. Ильин

Глава 5. Марксистская философия в России (1883-1924 гг.)

1. Г. В. Плеханов

2. В. И. Ленин

3. "Легальный марксизм"

Глава 6. Философия в Советской России

1. Общая характеристика

2. В. И. Вернадский

3. Г. Г. Шпет

4. А. Ф. Лосев

5. М. М. Бахтин

6. В. В. Налимов

7. Л. Н. Гумилев

8. Ю. М. Лотман

9. Э. В. Ильенков

10. М. К. Мамардашвили

11. М. К. Петров

Заключение

Литература

Введение

История - это путь во времени. Есть он и у человеческого духа, у культуры. Но разные формы духовной культуры проходят свой путь по-разному. В науке (естествознании) действует принцип соответствия: новое знание включает в себя прежние представления как частный случай, как более полная истина - истину менее полную. Прогресс в истории научного знания несомненен. Наука XX века знает о мире больше, чем наука предшествующих веков.

Иначе обстоит дело в искусстве. Выше или ниже современное искусство искусства XIX века? Искусства Ренессанса? Античности? Так вопрос ставить нельзя: история искусства - не линейный прогресс, а развертывание художественной жизни человека в многообразии.

Особое положение занимает философия. Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта. Это и определяет двоякий характер отношения философии к времени культуры. Философия - очень точный барометр времени, "эпоха, схваченная в мысли" (Гегель). Но философия, ее вершинные творения и не подвластны времени; философский взгляд на мир - осознание его под знаком вечности.

В философских системах и учениях сосредоточен не трлько интеллектуальный, но также и нравственный, и эстетический опыт человечества. Центр тяжести, главное сосредоточие философских проблем смысл и цель человеческой жизни, поиск и утверждение высших жизненных истин и ценностей.

Окружающий человека природный мир интересует философию не сам по себе, а как обитель человека, как заданные ему, внешние условия жизни. Стоит ли жить в этом мире? И как в нем жить? Во имя чего и ради каких высших целей? Такие вопросы может ставить только свободный человек, имеющий право выбора и осознающий ответственность за него. Философия и есть пространство свободы в человеческой культуре. Философское знание не есть знание утилитарное, прагматическое. Оно вырастает из повседневности, но возвышается над ней.

В вечность, в запредельные миры устремлена и религия - форма сознания, наиболее близкая философии и созвучная ей. И философия и религия - это стратегический уровень жизненной ориентации в мире. Но между ними есть различие, и весьма существенное. Философия свои истины стремится доказать, религия же апеллирует к вере, откровению. Религия - массовое сознание, тогда как философия (даже в наше время, в век просвещения и образованности) - элитная форма духа, доступная все еще меньшинству.

На протяжении всей, почти 3-тысячелетней истории своего существования философия не переставала быть критикой: критикой наличного бытия и наличного сознания. Великие философы, как и великие художники, не были в милости у власти - напротив, власть их преследовала, отправляла в изгнание, в тюрьмы или на эшафот (так было не только в прошлом, но и в наше время). Но философы спорили не только с властью. Не менее горячо они спорили друг с другом, доводя искусство спора (диалектику) до высокого уровня совершенства.

В этих спорах уже в античной философии (и независимо от этого в философии восточной) стали складьшаться и укреплять свои позиции (отыскивая все новые и все более убедительные аргументы) две противоположные, противостоящие стороны: материалистическая и идеалистическая. Суть первой хорошо выражена словами древнегреческого философа Гераклита: "мир не создан никем из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет". Суть второй хорошо передает Библия: "В начале было Слово, и Слово было Бог".

Спор между этими, основными философскими направлениями идет уже тысячелетия, но на каждом более высоком витке познания и в каждую более развитую эпоху культуры - по-новому.

Материализм близок атеизму (неверию в бога), идеализм сближается с религией. Но прямого совпадения здесь нет. Материалист-атомист Эпикур (III в. до н. э.) признавал существование богов, но исключал их вмешательство в дела человеческие. Противоположный пример, из времен к нам более близких (XIX век): Шопенгауэр и Ницше - субъективные идеалисты и волюнтаристы были в то же время убежденными атеистами.

В представленном учебнике три раздела: философия Востока, философия Запада (в основном - Западной Европы), русская философия. Чем это оправдано?

Возвратимся вновь к вопросу о специфике философского знания (к его отличию от знания научного). Наука (математика, физика и др.) не может быть ни русской, ни французской. Научные истины для всех одни. Философия же (наряду с общечеловеческим содержанием) выражает еще и уникальный опыт той культуры, той почвы, на которой она произросла. Русская философия, немецкая философия, индийская философия и т.д. - понятия того же порядка, что и русская, немецкая, индийская поэзия (музыка, живопись, архитектура). Все они (каждая по-своему) выражают духовный мир своего народа. Русская философия выделена в особый раздел как сочетающая в себе - особым образом стиль, тональность западного типа сознания с духовным миром Востока.