14-12-2017, 21:31

Привет всем приверженцам танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Танкисты, сегодня в гайде мы поговорим об машине не легкой судьбы из представителей «песочной» техники, советском среднем танке третьего уровня – это Т-29 .

В апреле месяце, и сперва этот танк должен был стать подарком на день рождения танков в 2017 году, когда релизу World of Tanks исполнилось 7 лет. Но разработчики не стали дарить этот танк, мотивируя тем, что игрокам не нравится песочная техника и они ее продают. Тут и поднял вайн среди комьюнити. В итоге, благодаря вайну или еще каким-либо причинам мы получили этот танк в рамках «Новогоднее наступление 2018» в WoT.

ТТХ Т-29

Как мы видим перед нами самый настоящий средний танк с весьма неплохой подвижностью и динамикой, неплохим обзором и уроном в минуту. На этом все, бронепробиваемость орудия не радует, но тем не менее его будет хватать в большинстве случаев, к тому же в качестве премиум снарядов здесь КС. Бронирования на таких уровнях просто нет. К тому же по габаритам наш премиум танк далеко не самый маленький. К тому же у нашего орудия просто отвратительный разброс 0.55, что очень сильно заструднит нам игру в снайпера.

Обзор, конечно, не топовый на этих уровнях, но 300 метров базового обзора можно неплохо раскачать с помощью оборудования и перков, ведь не стоит забывать, что на этом танке в экипаже имеются 2 радиста.

Орудие Т-29

Бронирование Т-29



Преимущества и недостатки Т-29

Мы рассмотрели его общие характеристики, разобрались с разнообразием вооружения, но чтобы собрать все мысли воедино, давайте выделим главные сильные и слабые стороны Т-29 World of Tanks .
Плюсы:
Хорошая подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Хороший ДПМ;
Неплохой обзор;

Минусы:
Большие габариты танка;
Плохое бронирование;
Невысокий разовый урон;
Отвратительный разброс.

Оборудование для Т-29

Выбор дополнительных модулей в нашем случае тоже является огромным плюсом. Итак, как вы уже поняли, выбор будем приятным, но сделать все нужно правильно, то есть на танк Т-29 оборудование ставим такое:
1. – нельзя не воспользоваться столь уникальным шансом и сделать уже имеющийся хороший ДПМ еще более мощным и опасным.
2. – как вы уже знаете, у всех доступных нам пушек наблюдаются проблемы со сведение, так что нужно улучшить этот параметр, ускорив процесс сведения.
3. – достойное решение, которое позволит выжать все соки из танка, ведь мы получаем сразу несколько важных прибавок к параметрам.

Однако хочу вам напомнить, что у этого танка очень плохи дела с обзором и если вы не хотите оставаться слепым, не можете надеется на союзников и хотите иметь хорошую дальность обзора, есть смысл заменить последний пункт на .

Обучение экипажа Т-29

Иметь обученный экипаж – это одна из важнейших и желанных целей при игре на любом танке, ведь процесс прокачки занимает много времени. Разумеется, чем лучше подобраны умения, тем выше ваше преимущество над противником, и чтобы добиться наибольшего комфорта, для Т-46 перки лучше учить по следующему сценарию:
Командир – , , , .
Наводчик (заряжающий)– , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист - , , ,
Радист - , , ,

Снаряжение для Т-29

Покупка расходников – процесс гораздо более просто, но ему тоже стоить уделить немного времени. Впрочем, действовать будем по стандартам и если вы не хотите или не можете тратить лишнее серебро
кредиты, берите , , . Однако если серебряных кредитов в запасе достаточно, скупиться не стоит, гораздо эффективнее возить на Т-46 снаряжение из , , . Кстати, что касается последнего варианта, горим мы редко, а это значит, что его замена на вполне реальна.

Тактика игры на Т-29

Как видите определенной специализации по тем или иным причинам у нашего танка нет. Чтобы хорошо светить, у нас не самый лучший обзор на уровне, да и габариты танка не самые маленькие, но тем не менее мы сможем это делать и даже иногда весьма неплохо. Снайперить на этом премиум танке у нас не получится из-за не самого лучшего бронерпобития и отвратительного разброса. Что же мы можем? - отыгрывать роль танка поддержки на передовой, благодаря хорошей динамике мы сможем поддерживать ударные машины, нашей команды, а при необходимости и врываться в ряды противника.

Итог

Как видите много об этом танке сказать и нечего он понравится разве что коллекционерам, за счет своего интересного внешнего вида. Так же танк придется по душе любителям песочного геймплея: сносное бронерпобитие, хорошая подвижность, неплохой обзор и приемлемый ДПМ - позволят таким игрокам получать удовольствие. Остальные же продадут этот танк ради слота и 1000 кредитов.

Здравствуйте дорогие танкисты! Сегодня мы поговорим о машине, которая является первым полноценным Американским ТТ. Машине, с которой начинаются все особенности американских ТТ. Машине, способной на многое. Машине, которая по праву долгое время считалась лучшим ТТ 7 уровня, да многие и сейчас ее считают таковой. Эта машина, путь до которой был долгим и тернистым. Встречайте Т29:

Как было уже сказано выше, именно с этой машины начинаются особенности американских ТТ. Непробиваемая башня, картонный корпус, хорошая проходимость и комфортность игры - вот особенности американских ТТ, да и не только ТТ, но к ТТ это подходит больше всего. Итак, вы добрались до Т29, теперь как говорил один мой знакомый «Можете рассказать своим сыновьям и внукам о своих твёрдых как сталь нервах». Ну что же, давайте более подробно рассмотрим наш первый поистине американский ТТ:

Цена нашего ТТ не так уж и велика, но и не мала. Накопить 1 450 300 кредитов имея премиум + премиумную машину можно без проблем за 1 - 2 вечера. Но не стоит забывать про установку дополнительного оборудования и обучение хорошего экипажа.

Экипаж:

Вот специальности экипажа:

1.Командир
2.Наводчик
3.Радист
4.Водитель
5.Заряжающий
6.Заряжающий

Пересадить его полностью с М6 не выйдет, у нас убавился 1 наводчик и появился еще один заряжающий. Впринципе я полностью пересадил экипаж на Т29 с М6 переобучив до 100% сразу и обучил до 75% нового заряжающего. Есть еще вариант обучить полностью новый экипаж до 75 или 100% сразу.

Комплектация

Вот ветка исследований. Практически все придётся открывать с нуля. Единственное что у нас открыто 100% это предтоповое орудие. Еще возможно открыта радиостанция, но это только в том случае если вы качала арту или ПТ. Давайте рассмотрим модули более подробно:

Как и практически на всех машинах, ходовую необходимо открывать как можно быстрее. Она добавит нам проходимости по разным грунтам, скорости поворота и самое главное грузоподъемности. Ставим в первую очередь.

Бронирование обоих башен просто феноменальное, конечно есть уязвимые места, но картины они не портят. Все-таки БЛ-10 не каждый раз попадает в командирский люк =)

Предтоповое орудие у нас должно быть открыто. После установки ходовой и башни сразу копим опыт на топ. орудие. С ним играть комфортно: показатели бронепробития достаточно хорошие, скорострельность и урон тоже на уровне, а вот с точностью беда, но беда относительная.

Двигатели нам особой прибавки не дают. Я например, прокачивая Т29 открыл все топ модули за свободный опыт кроме двигателей. Хоть они и идут на Т32, открывать их сразу сломя голову не нужно. Двигатели как двигатели, ничего особенного. Только на мой взгляд ценна за них завышена.

Радиостанция у нас более чем хорошая. Нам ее хватит за глаза. Топовые ТТ имеют 750 м, а у нас 745 м. Радиостанция важна для результативной игры. Нам нужно знать что происходит на другом фланге. Где нужна наша помощь и т. д.

В целом выделю такие достоинства и недостатки

  • Феноменальное бронирование башни
  • Хорошее пробитие орудия
  • Комфортность игры
  • Хорошие углы наводки
  • Слабое бронирование корпуса
  • Орудие иногда показывает чудеса в плане точности

Балансный вес

Мы попадаем на 7 - 9 уровни боев, играть комфортно везде. С 9 уровнем конечно играть будет не совсем приятно, но терпимо. На 7 - 8 пробивать мы будем всех и стабильно наносить урон.

Прибыльность

На 7 уровне с ПА вы будете достаточно хорошо фармить. Конечно стоимость снарядов теперь увеличится в несколько раз, но это не критично для владельцем ПА. Тем кто играет без ПА необходимо иметь фарм машину. Играть без ПА в ноль можно, но вот фармить получиться лишь при стабильно хорошей игре …

Тактика

Мы достаточно интересное ТТ. Танковать броней нам нельзя т. к. в корпусе ее нет, а в башню будут стрелять только самые недалекие люди. На Т29 можно занимать позиции когда видна только башня, в складках местности или за подбитыми танками. Такая позиция будет иметь кучу достоинств и один огромный минус - арта. Если занять позицию в месте где арта крыть не будет то будет все прекрасно. Лично когда я занимал такую позицию, об меня одного + пару танков мог разбиться целый раш. Я неоднократно говорил, что главное при игре на абсолютно любой технике - думать. Думайте и понимайте что делаете и все будет хорошо.

Дополнительное оборудование

Стоит отметить что на Т29 можно установить стабилизатор вертикальной наводки, во всех других ветках этот модуль доступен только начиная с 8 уровня. Этот модуль уменьшает круг сведения на 20% в любой ситуации, стоим мы или находимся в движении. Поэтому я рекомендую использовать его уже начиная с Т29.

  • Стабилизатор вертикальной наводки
  • Досылатель
  • Вентилятор

Снаряжение

Тут все просто и стандартно.

  • Ремкомплект
  • Аптечка
  • Огнетушитель

Перки для экипажа

Командир

  1. Шестое чувство
  2. Ремонт

Наводчик

  1. Ремонт
  2. Снайпер
  1. Ремонт
  2. Радиоперехват

Водитель

  1. Ремонт
  2. Король бездорожья

Заряжающий

  1. Ремонт
  2. Отчаянный

Заряжающий

  1. Ремонт
  2. Интуиция

Громадный монстр с мощным орудием, крепкой башней но слабым бронированием корпуса. При игре на т-29 у меня было меньше проблем чем на его прямом конкуренте Is-2 или BP.

Прокачка

Прокачиваем т-29 по такому плану:

1) Ходовая

3)Двигатель

В стоковом состояении танк не приносит удовольствия, так что прокачивайте или переводите опыт)

Выбор орудий

Из всех представленных орудий, стоит тянуться к топовому 105 mm Gun T5E1

  • Урон: 320
  • Пробитие: 198
  • Разброс: 0,42
  • Сведение: 2,3

Лучшие использование этого орудия будет выслеживание слабых мест из кустов, либо жесткие трения ближнего боя.

Обзор

Пришло время перейти к самой главной части этого гайда.

"+" и "-"

Достоинства:

  • крепкая башня;
  • хорошее бронепробитие;
  • Использование разных тактик (универсальность).

Недостатки:

  • слабая броня корпуса;
  • уязвимость к осколочно фугасным снарядам.

Главные задачи в бою

  • Достижение победы в вашей команде- при этом забиваем на вашу стату и кпд т.к придется жертвовать именно ей.
  • Уничтожение светляков и ст - не важно есть ли в команде арта или нет вы должны потерять время, но уничтожить светляков.
  • Уничтожение максимального кол-ва противников. Вы должны не шататься где то, а быть в гуще событий.
  • Захват базы
  • Спасение союзников новичков.
  • Если ваш танк обнаружили, то не стойте на месте двигайтесь.
  • Если мы движемся к противнику, то стоит это делать под углом. Это делается для уменьшения получения урона и повышения шанса рикошета от противника
  • При движении на арту, резко меняйте траекторию движения. Тем самым вы увеличите шанс на выживание.
  • Если вас окружили, используем способ "маятника"
  • Используем неровности местности, стараемся не выезжать на открытые пространства.
  • Если вы все таки попались по глупости на открытой местности, поворачиваем башню откуда ведется по вам огонь и отступаем к укрытию.
  • Также при игре от башни в боях, при перезарядке крутим башней чтобы избежать пробития. Ибо противник будет выслеживать командирскую башенку.

1) В начале боя мы выполняем роль дефф танка.

2) В середине и под конец боя в нападение.

Лт - Легкий противник- Сбиваем гусеницу и разделываемся со светляком

СТ - Достаточно легкий противник, главное не дайти ему заехать вам в корму. Иначи все

ТТ -При борьбе с тяжами, стоит учитывать тактики: маятник, игра от гусли, стена и т.п

Арта -Все намного сложнее,в лоб не стоит выезжать на арту. Попытайтесь уничтожить арту на расстоянии или обойти и ударить.

Оборудование и перки экипажу

Оборудование: досылатель, ящик с инструментами, труба- самый объективный и правильный вариант оборудования.

Экипажу- танк я прошел достаточно давно и не помню что вкачивал, поэтому освежаю воспоминания...

Командир - шестое чувство,боевое братство, орлиный глаз, ремонт

Наводчик - боевое братство, снайпер, злопамятный, ремонт

Механик-водитель - боевое братство, король бездорожья, виртуоз, ремонт

Радист - боевое братство, радиоперехват, из последних сил, ремонт

Заряжающий - боевое братство,бесконтактная боеукладка, ремонт, маскировка

Заряжающий2 - боевое братство, отчаянный, ремонт, маскировка

(перки были предложенны и вкачены Данилом )

Появилась информация о новом Советском среднем танке 3 уровня, премиум машина. Общественность встретила танк традиционными штыками, и это довольно смешно, так как эта же общественность любит Großtraktor, а Т-29 – это прям клон Großtraktor получается.

Исторические факты Т-29

Его 38мм пробоя на фугасах хватит для пробоя многих танков 2-3 уровня в лоб, так что почти все танки 2-го уровня вы будете часто ваншотить, ПТ-3 тоже, остальные танки 3-его уровня будут требовать на себя 2-4 выстрела.

А пока это только предположения, время покажет. Поэтому предлагаем вспомнить характеристики всех премиум машин на третьем уровне.

Бронирование Т-29

Полные значения бронированя можно рассмотреть ниже на изображении:

Краткий вывод по Т-29

В общем, если забыть про статус «премиум танка» то машина выходит уверенно среднячком. А вот учитывая топ, а также то, что многие противники на 3-ем уровне катаются с 50-75%% экипажем, а вы будете с танкистами с несколькими перками, то танк будет уже неплохо смотреться. Что сказать, в этот раз похоже WG готовят нормальный подарок (ПОДАРКА НЕ БУДЕТ), который можно будет использовать не только для получения слота и немного серебра, а также и для прокачки экипажей для средних танков. Особенных характеристик не выявлено да и сравнивать особенно не с чем, скорее всего Так же, дополнительные фотографии советского среднего танка т-29.

По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным . Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).

При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.

Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.

Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. "О производстве машин на Кировском заводе" , последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц (Т-29-Ц, буква "Ц" обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.

Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.

Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной 20-мм, башни - 15-мм.

Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек. Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4.

Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла". Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош". Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.

Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.

Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.

Тактико-технические характеристики

Марка танка
Характеристика/год
Боевой вес, кг
Экипаж, чел.

Размер, мм

Длина общая
Ширина
Высота
Клиренс
Ширина трака, мм

Вооружение

Пушек, шт. х тип.

1x76 мм ПС-З

Снарядов, шт.
Пулеметов, шт. х тип.
Патронов, шт.

Толщина брони, мм

Верт, корпуса
Гориз, корпуса
Башня

Двигатель

Тип
Марка
Мощность макс., л.с.
При частоте об./мин.
Передач КПП
Скорость макс км/ч*
Тин топлива

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Бензин 1 с

Емк. бака. л.

Запас хода, км

По шоссе*
По проселку
Уд. давл. кгс/см 2

Преодолеваемые препятствия

Подъем, град.
Спуск, град.
Крен. град.
Ров. мм
Стенка, мм
Брод, мм

* в числителе на гусеницах в знаменателе - на колесах.

Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.

В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода" .

По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.

Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.

Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.

Источники:

  • М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29" (Фронтовая иллюстрация 2000-04);
  • Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
  • P.Chamberlen and C.Ellis "British and American Tanks of World War Two";
  • М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.";
  • М.Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28".