14-12-2017, 21:31
Привет всем приверженцам танковых баталий и добро пожаловать на сайт! Танкисты, сегодня в гайде мы поговорим об машине не легкой судьбы из представителей «песочной» техники, советском среднем танке третьего уровня – это Т-29 .
В апреле месяце, и сперва этот танк должен был стать подарком на день рождения танков в 2017 году, когда релизу World of Tanks исполнилось 7 лет. Но разработчики не стали дарить этот танк, мотивируя тем, что игрокам не нравится песочная техника и они ее продают. Тут и поднял вайн среди комьюнити. В итоге, благодаря вайну или еще каким-либо причинам мы получили этот танк в рамках «Новогоднее наступление 2018» в WoT.
ТТХ Т-29
Как мы видим перед нами самый настоящий средний танк с весьма неплохой подвижностью и динамикой, неплохим обзором и уроном в минуту. На этом все, бронепробиваемость орудия не радует, но тем не менее его будет хватать в большинстве случаев, к тому же в качестве премиум снарядов здесь КС. Бронирования на таких уровнях просто нет. К тому же по габаритам наш премиум танк далеко не самый маленький. К тому же у нашего орудия просто отвратительный разброс 0.55, что очень сильно заструднит нам игру в снайпера.
Обзор, конечно, не топовый на этих уровнях, но 300 метров базового обзора можно неплохо раскачать с помощью оборудования и перков, ведь не стоит забывать, что на этом танке в экипаже имеются 2 радиста.
Орудие Т-29
Бронирование Т-29
Преимущества и недостатки Т-29
Мы рассмотрели его общие характеристики, разобрались с разнообразием вооружения, но чтобы собрать все мысли воедино, давайте выделим главные сильные и слабые стороны Т-29 World of Tanks
.
Плюсы:
Хорошая подвижность (максималка, динамика, маневренность);
Хороший ДПМ;
Неплохой обзор;
Минусы:
Большие габариты танка;
Плохое бронирование;
Невысокий разовый урон;
Отвратительный разброс.
Оборудование для Т-29
Выбор дополнительных модулей в нашем случае тоже является огромным плюсом. Итак, как вы уже поняли, выбор будем приятным, но сделать все нужно правильно, то есть на танк Т-29 оборудование
ставим такое:
1. – нельзя не воспользоваться столь уникальным шансом и сделать уже имеющийся хороший ДПМ еще более мощным и опасным.
2. – как вы уже знаете, у всех доступных нам пушек наблюдаются проблемы со сведение, так что нужно улучшить этот параметр, ускорив процесс сведения.
3. – достойное решение, которое позволит выжать все соки из танка, ведь мы получаем сразу несколько важных прибавок к параметрам.
Однако хочу вам напомнить, что у этого танка очень плохи дела с обзором и если вы не хотите оставаться слепым, не можете надеется на союзников и хотите иметь хорошую дальность обзора, есть смысл заменить последний пункт на .
Обучение экипажа Т-29
Иметь обученный экипаж – это одна из важнейших и желанных целей при игре на любом танке, ведь процесс прокачки занимает много времени. Разумеется, чем лучше подобраны умения, тем выше ваше преимущество над противником, и чтобы добиться наибольшего комфорта, для Т-46 перки
лучше учить по следующему сценарию:
Командир – , , , .
Наводчик (заряжающий)– , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист - , , ,
Радист - , , ,
Снаряжение для Т-29
Покупка расходников – процесс гораздо более просто, но ему тоже стоить уделить немного времени. Впрочем, действовать будем по стандартам и если вы не хотите или не можете тратить лишнее серебро
кредиты, берите , , . Однако если серебряных кредитов в запасе достаточно, скупиться не стоит, гораздо эффективнее возить на Т-46 снаряжение
из , , . Кстати, что касается последнего варианта, горим мы редко, а это значит, что его замена на вполне реальна.
Тактика игры на Т-29
Как видите определенной специализации по тем или иным причинам у нашего танка нет. Чтобы хорошо светить, у нас не самый лучший обзор на уровне, да и габариты танка не самые маленькие, но тем не менее мы сможем это делать и даже иногда весьма неплохо. Снайперить на этом премиум танке у нас не получится из-за не самого лучшего бронерпобития и отвратительного разброса. Что же мы можем? - отыгрывать роль танка поддержки на передовой, благодаря хорошей динамике мы сможем поддерживать ударные машины, нашей команды, а при необходимости и врываться в ряды противника.
Итог
Как видите много об этом танке сказать и нечего он понравится разве что коллекционерам, за счет своего интересного внешнего вида. Так же танк придется по душе любителям песочного геймплея: сносное бронерпобитие, хорошая подвижность, неплохой обзор и приемлемый ДПМ - позволят таким игрокам получать удовольствие. Остальные же продадут этот танк ради слота и 1000 кредитов.
Здравствуйте дорогие танкисты! Сегодня мы поговорим о машине, которая является первым полноценным Американским ТТ. Машине, с которой начинаются все особенности американских ТТ. Машине, способной на многое. Машине, которая по праву долгое время считалась лучшим ТТ 7 уровня, да многие и сейчас ее считают таковой. Эта машина, путь до которой был долгим и тернистым. Встречайте Т29:
Как было уже сказано выше, именно с этой машины начинаются особенности американских ТТ. Непробиваемая башня, картонный корпус, хорошая проходимость и комфортность игры - вот особенности американских ТТ, да и не только ТТ, но к ТТ это подходит больше всего. Итак, вы добрались до Т29, теперь как говорил один мой знакомый «Можете рассказать своим сыновьям и внукам о своих твёрдых как сталь нервах». Ну что же, давайте более подробно рассмотрим наш первый поистине американский ТТ:
Цена нашего ТТ не так уж и велика, но и не мала. Накопить 1 450 300 кредитов имея премиум + премиумную машину можно без проблем за 1 - 2 вечера. Но не стоит забывать про установку дополнительного оборудования и обучение хорошего экипажа.
Экипаж:
Вот специальности экипажа:
1.Командир
2.Наводчик
3.Радист
4.Водитель
5.Заряжающий
6.Заряжающий
Пересадить его полностью с М6 не выйдет, у нас убавился 1 наводчик и появился еще один заряжающий. Впринципе я полностью пересадил экипаж на Т29 с М6 переобучив до 100% сразу и обучил до 75% нового заряжающего. Есть еще вариант обучить полностью новый экипаж до 75 или 100% сразу.
Комплектация
Вот ветка исследований. Практически все придётся открывать с нуля. Единственное что у нас открыто 100% это предтоповое орудие. Еще возможно открыта радиостанция, но это только в том случае если вы качала арту или ПТ. Давайте рассмотрим модули более подробно:
Как и практически на всех машинах, ходовую необходимо открывать как можно быстрее. Она добавит нам проходимости по разным грунтам, скорости поворота и самое главное грузоподъемности. Ставим в первую очередь.
Бронирование обоих башен просто феноменальное, конечно есть уязвимые места, но картины они не портят. Все-таки БЛ-10 не каждый раз попадает в командирский люк =)
Предтоповое орудие у нас должно быть открыто. После установки ходовой и башни сразу копим опыт на топ. орудие. С ним играть комфортно: показатели бронепробития достаточно хорошие, скорострельность и урон тоже на уровне, а вот с точностью беда, но беда относительная.
Двигатели нам особой прибавки не дают. Я например, прокачивая Т29 открыл все топ модули за свободный опыт кроме двигателей. Хоть они и идут на Т32, открывать их сразу сломя голову не нужно. Двигатели как двигатели, ничего особенного. Только на мой взгляд ценна за них завышена.
Радиостанция у нас более чем хорошая. Нам ее хватит за глаза. Топовые ТТ имеют 750 м, а у нас 745 м. Радиостанция важна для результативной игры. Нам нужно знать что происходит на другом фланге. Где нужна наша помощь и т. д.
В целом выделю такие достоинства и недостатки
- Феноменальное бронирование башни
- Хорошее пробитие орудия
- Комфортность игры
- Хорошие углы наводки
- Слабое бронирование корпуса
- Орудие иногда показывает чудеса в плане точности
Балансный вес
Мы попадаем на 7 - 9 уровни боев, играть комфортно везде. С 9 уровнем конечно играть будет не совсем приятно, но терпимо. На 7 - 8 пробивать мы будем всех и стабильно наносить урон.
Прибыльность
На 7 уровне с ПА вы будете достаточно хорошо фармить. Конечно стоимость снарядов теперь увеличится в несколько раз, но это не критично для владельцем ПА. Тем кто играет без ПА необходимо иметь фарм машину. Играть без ПА в ноль можно, но вот фармить получиться лишь при стабильно хорошей игре …
Тактика
Мы достаточно интересное ТТ. Танковать броней нам нельзя т. к. в корпусе ее нет, а в башню будут стрелять только самые недалекие люди. На Т29 можно занимать позиции когда видна только башня, в складках местности или за подбитыми танками. Такая позиция будет иметь кучу достоинств и один огромный минус - арта. Если занять позицию в месте где арта крыть не будет то будет все прекрасно. Лично когда я занимал такую позицию, об меня одного + пару танков мог разбиться целый раш. Я неоднократно говорил, что главное при игре на абсолютно любой технике - думать. Думайте и понимайте что делаете и все будет хорошо.
Дополнительное оборудование
Стоит отметить что на Т29 можно установить стабилизатор вертикальной наводки, во всех других ветках этот модуль доступен только начиная с 8 уровня. Этот модуль уменьшает круг сведения на 20% в любой ситуации, стоим мы или находимся в движении. Поэтому я рекомендую использовать его уже начиная с Т29.
- Стабилизатор вертикальной наводки
- Досылатель
- Вентилятор
Снаряжение
Тут все просто и стандартно.
- Ремкомплект
- Аптечка
- Огнетушитель
Перки для экипажа
Командир
- Шестое чувство
- Ремонт
Наводчик
- Ремонт
- Снайпер
- Ремонт
- Радиоперехват
Водитель
- Ремонт
- Король бездорожья
Заряжающий
- Ремонт
- Отчаянный
Заряжающий
- Ремонт
- Интуиция
Громадный монстр с мощным орудием, крепкой башней но слабым бронированием корпуса. При игре на т-29 у меня было меньше проблем чем на его прямом конкуренте Is-2 или BP.
Прокачка
Прокачиваем т-29 по такому плану:
1) Ходовая
3)Двигатель
В стоковом состояении танк не приносит удовольствия, так что прокачивайте или переводите опыт)
Выбор орудий
Из всех представленных орудий, стоит тянуться к топовому 105 mm Gun T5E1
- Урон: 320
- Пробитие: 198
- Разброс: 0,42
- Сведение: 2,3
Лучшие использование этого орудия будет выслеживание слабых мест из кустов, либо жесткие трения ближнего боя.
Обзор
Пришло время перейти к самой главной части этого гайда.
"+" и "-"
Достоинства:
- крепкая башня;
- хорошее бронепробитие;
- Использование разных тактик (универсальность).
Недостатки:
- слабая броня корпуса;
- уязвимость к осколочно фугасным снарядам.
Главные задачи в бою
- Достижение победы в вашей команде- при этом забиваем на вашу стату и кпд т.к придется жертвовать именно ей.
- Уничтожение светляков и ст - не важно есть ли в команде арта или нет вы должны потерять время, но уничтожить светляков.
- Уничтожение максимального кол-ва противников. Вы должны не шататься где то, а быть в гуще событий.
- Захват базы
- Спасение союзников новичков.
- Если ваш танк обнаружили, то не стойте на месте двигайтесь.
- Если мы движемся к противнику, то стоит это делать под углом. Это делается для уменьшения получения урона и повышения шанса рикошета от противника
- При движении на арту, резко меняйте траекторию движения. Тем самым вы увеличите шанс на выживание.
- Если вас окружили, используем способ "маятника"
- Используем неровности местности, стараемся не выезжать на открытые пространства.
- Если вы все таки попались по глупости на открытой местности, поворачиваем башню откуда ведется по вам огонь и отступаем к укрытию.
- Также при игре от башни в боях, при перезарядке крутим башней чтобы избежать пробития. Ибо противник будет выслеживать командирскую башенку.
1) В начале боя мы выполняем роль дефф танка.
2) В середине и под конец боя в нападение.
Лт - Легкий противник- Сбиваем гусеницу и разделываемся со светляком
СТ - Достаточно легкий противник, главное не дайти ему заехать вам в корму. Иначи все
ТТ -При борьбе с тяжами, стоит учитывать тактики: маятник, игра от гусли, стена и т.п
Арта -Все намного сложнее,в лоб не стоит выезжать на арту. Попытайтесь уничтожить арту на расстоянии или обойти и ударить.
Оборудование и перки экипажу
Оборудование: досылатель, ящик с инструментами, труба- самый объективный и правильный вариант оборудования.
Экипажу- танк я прошел достаточно давно и не помню что вкачивал, поэтому освежаю воспоминания...
Командир - шестое чувство,боевое братство, орлиный глаз, ремонт
Наводчик - боевое братство, снайпер, злопамятный, ремонт
Механик-водитель - боевое братство, король бездорожья, виртуоз, ремонт
Радист - боевое братство, радиоперехват, из последних сил, ремонт
Заряжающий - боевое братство,бесконтактная боеукладка, ремонт, маскировка
Заряжающий2 - боевое братство, отчаянный, ремонт, маскировка
(перки были предложенны и вкачены Данилом )
Появилась информация о новом Советском среднем танке 3 уровня, премиум машина. Общественность встретила танк традиционными штыками, и это довольно смешно, так как эта же общественность любит Großtraktor, а Т-29 – это прям клон Großtraktor получается.
Исторические факты Т-29
Его 38мм пробоя на фугасах хватит для пробоя многих танков 2-3 уровня в лоб, так что почти все танки 2-го уровня вы будете часто ваншотить, ПТ-3 тоже, остальные танки 3-его уровня будут требовать на себя 2-4 выстрела.
А пока это только предположения, время покажет. Поэтому предлагаем вспомнить характеристики всех премиум машин на третьем уровне.
Бронирование Т-29
Полные значения бронированя можно рассмотреть ниже на изображении:
Краткий вывод по Т-29
В общем, если забыть про статус «премиум танка» то машина выходит уверенно среднячком. А вот учитывая топ, а также то, что многие противники на 3-ем уровне катаются с 50-75%% экипажем, а вы будете с танкистами с несколькими перками, то танк будет уже неплохо смотреться. Что сказать, в этот раз похоже WG готовят нормальный подарок (ПОДАРКА НЕ БУДЕТ), который можно будет использовать не только для получения слота и немного серебра, а также и для прокачки экипажей для средних танков. Особенных характеристик не выявлено да и сравнивать особенно не с чем, скорее всего Так же, дополнительные фотографии советского среднего танка т-29.
По внешнему облику и конфигурации башен Т-29 напоминал танк Т-28: трехбашенный, с 76,2-мм пушкой в центральной башне и с пулеметами, установленными на шаровых опорах в двух малых башнях. Отличие заключалось в ходовой части: танк Т-29 был колесно-гусеничным . Если у Т-28 шасси основывалось на 24 опорных катках малого диаметра (350-мм), то у Т-29 имелось лишь 8 сдвоенных опорных катков большого диаметра (840-мм).
При движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой. При создании этой машины предполагалось, что колесно-гусеничная ходовая часть позволит решить вопрос оперативной подвижности бронетанковых войск без использования железнодорожного транспорта или трейлеров. Однако в ходе испытания опытной серии машин выявились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничного хода. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, которые можно было бы производить в десятках тысяч экземпляров. По этой причине танк хотя и был принят на вооружение в 1936 году, но серийно не строился.
Несмотря на то что колесно-гусеничные средние боевые машины типа Т-29 оказались слишком дорогими, расставаться с ними все-таки не торопились. Так, в течение второй половины 1937 - 1938 г. разные конструкторы завода №185 то и дело возвращались к различным версиям. Отказаться от хорошо отработанного колесно-гусеничного хода для 20-тонной машины с такой привлекательной трех-башенной схемой вооружения оказалось непросто.
Согласно постановлению КО при СНК СССР № 14 от 25 мая 1937 г. "О производстве машин на Кировском заводе" , последним в срок не позднее 1 августа должен был представить на утверждение образец Т-29, защищенного наклонными листами цементованной брони толщиной не менее 25-мм, с ликвидацией отмеченных недостатков. 4 июля 1937 г. на рассмотрение наркомов тяжелой и оборонной промышленности Межлаука и Рухимовича был представлен проект Т-29Ц (Т-29-Ц, буква "Ц" обозначала, что корпус танка из цементованной брони), разработан танк был под руководством Н. Цейца.
Танк T-29 представлял собой 30-тонную машину, защищенную 30-мм броней. Ходовая часть состояла из пяти пар опорных катков большого диаметра, из которых три пары были ведущими на колесном ходу, и шести поддерживающих роликов. Вооружение было мощным: 76-мм пушка обр. 1936 г. (Л-10), два 12,7-мм пулемета ДК, пять 7,62-мм пулеметов ДТ, и размешалось в трех конических башнях, экипаж состоял из 6 человек. Проект был в целом одобрен, и в течение 1938 г. предполагалось изготовить и испытать опытный образец. Однако осенью 1937 г. работы по нему были неожиданно свернуты, так как. по воспоминаниям Л. Горлницкого, в это время был арестован Н. Цейц.
Компоновочная схема этих танков была аналогичной схеме Т-28.
Т-29-4 имел боевую массу 16 т, экипаж - пять человек. Противопульное бронирование корпуса было выполнено из катаных броневых листов толщиной 20-мм, башни - 15-мм.
Т-29-5 боевой массой 23,5 т имел более узкий и короткий броневой корпус, изготовленный из катаных броневых листов толщиной 30-мм и башни - 20-мм. Экипаж состоял из шести человек. Вооружение было одинаковым:
76,2-мм короткоствольная пушка КТ-27 обр.1932 г. и пять 7,62-мм пулеметов ДТ.
В главной башне пулеметы ДТ размещались в автономных шаровых установках: один - справа от пушки, второй (тыльный) - в кормовой нише.
Третий (зенитный) - пулемет, устанавливался на поворотном погоне входного люка главной башни.
Два пулемета ДТ устанавливались в малых пулеметных башнях с углами обстрела 220°-240° по горизонту.
В боекомплект танков входили 78 выстрелов к пушке и 6930 патронов к пулеметам ДТ для танка Т-29-5 и 74 выстрела и 7938 патронов - для танка Т-29-4.
Боекомплект пушки в обеих моделях размещался в карусельной укладке. Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два люка: один в крыше башни, второй (прямоугольной формы) - в кормовом броневом листе.
В кормовой части корпуса танков устанавливался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Л мощностью 500 л.с. (368 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. В системе зажигания использовались два магнето "Сцинтилла". Для облегчения пуска двигателя использовалось пусковое магнето "Бош". Емкость четырех топливных баков составляла 530 л. Запас хода танков по шоссе составлял: на гусеничном ходу 125-150 км, на колесном ходу - 200-250 км. В состав трансмиссия входили: трехдисковый главный фрикцион, четырехступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два бортовых фрикциона с плавающими ленточными тормозами и два бортовых редуктора. В качестве механизма поворота при движении на колесном ходу использовался простой дифференциал с блокировкой.
Подвеска танков индивидуальная, пружинная. В ходовой части применялись восемь двухскатных опорных катков с наружной амортизации. Поддерживающие катки отсутствовали, а передняя и задняя пары опорных катков были управляемыми. При движении на колесном ходу все четыре пары опорных катков были ведущими. В качестве механизма поворота в этом случае применялся двойной дифференциал, который блокировался при прямолинейном движении для предотвращения увода танка. Переход с гусеничного хода на колесный занимал около 60 мин, и требовал выхода экипажа из машины. Ширина трака гусеницы составляла 380-мм.
Электрооборудование машин было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались четыре аккумуляторных батареи 6СТА-6 или 6СТА-9 напряжением 12 В, емкостью 144 Ампч и 96 Ампч соответственно, а также динамо (генератор) "Сцинтилла" мощностью 1000 Вт, напряжением 12В.
Тактико-технические характеристики |
|||||
Марка танка | |||||
Характеристика/год | |||||
Боевой вес, кг | |||||
Экипаж, чел. | |||||
Размер, мм |
|||||
Длина общая | |||||
Ширина | |||||
Высота | |||||
Клиренс | |||||
Ширина трака, мм | |||||
Вооружение |
|||||
Пушек, шт. х тип. |
1x76 мм ПС-З |
||||
Снарядов, шт. | |||||
Пулеметов, шт. х тип. | |||||
Патронов, шт. | |||||
Толщина брони, мм |
|||||
Верт, корпуса | |||||
Гориз, корпуса | |||||
Башня | |||||
Двигатель |
|||||
Тип | |||||
Марка | |||||
Мощность макс., л.с. | |||||
При частоте об./мин. | |||||
Передач КПП | |||||
Скорость макс км/ч* | |||||
Тин топлива |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Бензин 1 с |
Емк. бака. л. | |||||
Запас хода, км |
|||||
По шоссе* | |||||
По проселку | |||||
Уд. давл. кгс/см 2 | |||||
Преодолеваемые препятствия |
|||||
Подъем, град. | |||||
Спуск, град. | |||||
Крен. град. | |||||
Ров. мм | |||||
Стенка, мм | |||||
Брод, мм | |||||
* в числителе на гусеницах в знаменателе - на колесах. |
Для внешней связи была установлена радиостанция 71-ТК-1 с ТПУ-3 и поручневой антенной, монтируемой на корпусе машины. На танке Т-29-5 устанавливалась штыревая антенна на крыше башни.
В 1934-1935 годах танки Т-29 прошли обширную программу различных испытаний, в том числе и сравнительных с танками Т-28. При этом отмечалось, что Т-29 "имеет хорошую поворотливость и маневренность, особенно в тяжелых условиях. Скорость Т-29 выше, чем у Т-28 серийного и равноценна с опытным Т-28А (скоростным). По мощности вооружения и броне, равноценен Т-28, но уступает в удобстве обслуживания, так как в главной башне находится два человека, башня должна быть обязательно переконструирована. Более сложен из-за колесного хода" .
По результатам испытаний в 1936 году завод им.Кирова изготовил эталонный образец Т-29. Схема компоновки отличалась от классической двухъярусным расположением вооружения. Главная башня была выполнена по типу легкого танка Т-26-4 с увеличенным на 100-мм диаметром погона. Малые пулеметные башни были заимствованы у Т-28. Во вращающейся главной башне размещались 76,2-мм пушка ПС-3 и два 7,62-мм пулемета ДТ. Один из них крепился в автономной шаровой установке справа от пушки, другой - в кормовой нише башни. Кроме того, на крыше главной башни в турельной установке П-40 монтировался зенитный пулемет ДТ.
Для посадки и выхода экипажа главная башня имела два поворотных люка в крыше и один (прямоугольной формы) в кормовом броневом листе. В двух независимых малых башнях с ограниченными углами поворота находилось по одному 7,62-мм пулемету ДТ. Боекомплект составлял 67 артиллерийских выстрелов и 6930 патронов. Впервые на машине основная часть артиллерийских выстрелов была размещена в кольцевой укладке окружающей башню ниже уровня погона. Впоследствии на Т-29 в 1938 г. вместо пушки ПС-3 была установлена танковая пушка Л-10. Броневая защита - противопульная.
Толщина лобовой брони сварного корпуса составляла 30-мм, цилиндрических клепаных башен - 20-мм. В кормовой части корпуса размещался четырехтактный двенадцатицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель М-17Ф мощностью 500 л.с. (368 кВт) с двумя двойными карбюраторами "Зенит" КД-1. Пуск двигателя производился с помощью электростартера "Бош" мощностью 6 л.с. (4,4 кВт) и сжатым воздухом. Емкость топливных баков составляла 600 л. Запас хода по шоссе на колесном ходу достигал 300 км, на гусеничном ходу - 200 км. Было изготовлено несколько машин, которые в боевых действиях участия не принимали.
Источники:
- М. Коломиец. "Многобашенные танки РККА";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М.Коломиец, И.Мощанский "Многобашенные танки РККА Т-28, Т-29" (Фронтовая иллюстрация 2000-04);
- Roger Ford, "The World"s Great Tanks from 1916 to the present day";
- P.Chamberlen and C.Ellis "British and American Tanks of World War Two";
- М.Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг.";
- М.Барятинский, М.Павлов "Средний танк Т-28".