«Ботинок Хрущёва» - широко распространён миф о том, что 12 октября 1960 года, во время заседания 15-й ассамблеи ООН, первый секретарь ЦК КПСС стал стучать ботинком по столу. В тот день шло обсуждение «венгерского вопроса», и Хрущёв, вместе с другими членами советской делегации, всячески пытался его сорвать.

В тот день шло обсуждение «венгерского вопроса», и Хрущёв, вместе с другими членами советской делегации, всячески пытался его сорвать. По свидетельствам современников Хрущёва, Анастаса Микояна и Виктора Суходрева (личного переводчика Хрущёва, присутствовавшего на том совещании), дело происходило следующим образом: у Хрущёва был не ботинок, а открытые туфли (наподобие современных сандалий). Во время выступления докладчика Хрущёв снял туфлю и принялся нарочито долго её рассматривать и трясти, подняв на уровне головы, а также несколько раз слегка стукнул ею по столу, как бы пытаясь выбить камешек, который, якобы, туда закатился. Этими действиями Хрущёв демонстрировал, что доклад ему не интересен.

Сын Хрущёва Сергей, присутствовавший на том заседании ООН, рассказывал, что ботинок с Хрущёва снялся в толпе, а затем ему его принесла охрана. Он, постукивая по столу в знак несогласия с выступлением, стал помогать ботинком.

На следующий день в газете The New York Times вышла статья под заголовком «Хрущёв стучит своим ботинком по столу». В ней была опубликована фотография, на которой изображены Хрущёв и Громыко, причём перед Никитой Сергеевичем на столе стоит полуботинок

Фотограф журнала Life Джон Лонгард (англ. John Loengard), присутствовавший на том заседании, утверждает, что Хрущёв «точно не стучал по столу туфлей», хотя и «безусловно, собирался это сделать». По его рассказу, Хрущёв снял туфлю, положил её на стол и показал свободной рукой, что собирается стукнуть ей по столу. Все журналисты в зале направили камеры на Хрущёва в ожидании его дальнейших действий, но он лишь надел туфлю на ногу и ушёл. По мнению Лонгарда, если бы Хрущёв действительно стучал туфлей по столу, то никто из фотографов не упустил бы этого события.

Аналогичное свидетельство даёт журналист газеты The New York Times Джеймс Ферон

Широкая известность события породила ряд неверных его описаний:

Хрущёв стучал ботинком во время речи на трибуне

На самом деле Хрущёв в этот момент сидел за столом, вместе с советской делегацией. Данное заблуждение настолько широко, что об этом даже однажды заявил во время заседания Совета Безопасности ООН постоянный представитель США Джон Болтон.

Есть фотография, изображающая Хрущёва, стучащего ботинком

Фотография с ботинком была признана Сергеем Хрущёвым современным фотомонтажом. Смотрим оригинальный снимок


"Мы вас похороним..."

Правительство Советского Союза предложило включить в повестку дня пятнадцатой сессии Генеральной Ассамблеи вопрос о принятии государствами - членами Организации Объединенных Наций Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Мы считаем необходимым, чтобы этот вопрос был обсужден на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи.

Исключительная важность международной проблемы освобождения человечества от позорных колониальных порядков, доставшихся в наследие от прошлого, должна быть очевидна для всякого. Десятки народов и стран уже сбросили позорное колониальное иго. Назрело время для полного и окончательного освобождения всех народов из-под колониального гнета. Этот вопрос приобрел теперь особую остроту и срочность.

Об этом говорили в своих выступлениях на настоящей Ассамблее президент Ганы Нкрума, (869-е заседание), премьер-министр Индии Неру (882-е заседание), президент Объединенной Арабской Республики Насер (873-е заседание), президент Республики Индонезии Сукарно (880-е заседание), премьер-министр Кубы Кастро (872-е заседание), глава делегации Саудовской Аравии Шукейри (879-е заседание) и многие другие делегаты.

Генеральная Ассамблея должна со всей ответственностью отдать себе отчет в том, что колониализм, если не принять самых срочных мер, способен причинить еще много страданий и жертв, загубить еще немало миллионов жизней, вызвать вооруженные конфликты и войны, ставя под угрозу мир и безопасность не только в отдельных районах земного шара, но и во всем мире.

На Западе немало говорят о свободе, равенстве, братстве. Говорят об этом и в колониальных державах. Правящие круги этих держав даже пытаются всерьез уверять, что колониальная система является прогрессивной, называют эту рабскую систему «оказанием помощи отсталым народам», «приобщением этих народов к высшей цивилизации». Но что на деле означает эта «высшая цивилизация» для народов, порабощенных колонизаторами, хорошо знают десятки и сотни миллионов людей в Азии, Африке и Латинской Америке.

В результате этой «цивилизации» в ряде колоний, как, например, в Конго, население уменьшилось почти вдвое. Всем известно, как истребили коренное население в Австралии. Г-ну Мензису, который выступал здесь, не следовало бы об этом забывать. То же самое произошло и в Соединенных Штатах Америки, где истребили многих местных жителей - индейцев, а оставшихся загнали в резервации.

Хотя негры Америки в конце концов, после ликвидации рабства, получили свободу, но они и сейчас подвергаются дискриминации, их элементарные права ограничены до предела. Во многих штатах Америки дети негров не могут учиться в школах вместе с белыми. Негров не пускают в гостиницы, где проживают белые, не пускают в театры, рестораны. Вот вам подлинное лицо «цивилизации», которой кичатся империалистические колониальные державы! Вот вам и цивилизация! Ее насаждали силой, вопреки желаниям народов. Колонизаторы посылали войска, пушки, пулеметы, а вслед за войсками шли миссионеры с крестом.

Г-н Макмиллан совсем недавно красноречиво рисовал перед нами картину благодеяний Англии по отношению к колониальным народам. Но вот что сообщает английская печать о действительном положении в колониях. Бурлят Кения, Родезия и другие колонии. В Родезию колонизаторы вынуждены посылать подкрепления. Какие же это подкрепления? Хлеб, медикаменты, врачи, учителя? Нет, это подкрепления в виде войск, пулеметов, снарядов, патронов. Шлите побольше патронов! - требуют колонизаторы-благодетели.

Да, в наше время уже не прикрыть наготу колониального разбоя молитвами. Народы, которым колонизаторы стремятся привить «цивилизацию», знают, что такая «прививка» стоит жизни их братьям. Надо решительно сорвать маску с колонизаторов и обнажить истинное лицо тех, кто принес в порабощенные страны болезни, нищету, голод и смерть. Нельзя позволять колонизаторам и дальше прикрываться лживыми фразами об «оказании помощи» и о «приобщении к цивилизации», о том, что, мол, колониальные народы еще не созрели для самоуправления. Все это бред работорговцев и рабовладельцев. Нет, не цивилизацию они хотят привить, они стремятся по-прежнему пользоваться дешевым трудом колониальных народов и дальше эксплуатировать богатства этих стран, наживаться и жиреть за счет ограбления угнетенных народов. Все народы сами могут управлять своими странами, надо только дать им эту возможность.

Если Организация Объединенных Наций не примет предложений, направленных на ликвидацию колониального режима, то у народов колониальных стран не останется другого выхода, кроме как взяться за оружие. Если им не дают права на независимое существование, на выбор политического и социального строя по своему усмотрению, на устройство своей жизни на своей земле так, как они хотят, то они завоюют это право в борьбе. Я говорил и вновь повторяю: советский народ на стороне тех, кто борется за освобождение от колониального гнета, за свободу и независимость!

Здесь много говорилось о положении в Конго, об обязанности Организации Объединенных Наций помочь конголезскому народу в борьбе за независимость. А что до сих пор получалось на деле? Когда Организация Объединенных Наций вмешалась в дела Конго, Генеральный Секретарь г-н Хаммаршельд все сделал в пользу колонизаторов. Своими действиями он дезорганизовал нормальную деятельность законного правительства, лишил его средств сообщения, связи. Империалисты-колонизаторы отыскали Мобуту снабдили этого и других отщепенцев-изменников конголезского народа деньгами, стали подкупать, армию, чтобы, опираясь на нее, продолжать колониальный грабеж. Но конголезский народ не прекратил борьбу. Опираясь на волю своего рода, на волю законно избранного парламента, правительство Конго, возглавляемое г-ном Лумумбой, делает все, чтобы отстоять независимость и целостность своей страны. Это и есть отражение воли конголезского народа.

Жизнь опровергла ложь бельгийских колонизаторов о том, будто они вернулись в Конго для защиты женщин, детей, стариков. В действительности им никто не угрожал. Колонизаторы вернулись, когда увидели, что новый парламент и новое правительство, созданные в результате провозглашения независимости Конго, хотят сами управлять страной и распоряжаться ее богатствами в интересах народа, хотят иметь не только номинальную, но и реальную независимость.

История дает нам немало поучительных примеров на этот счет. Было такое время и в России, когда затрещало по всем швам крепостное право и крестьяне начали восставать против ненавистного помещичье-крепостнического гнета. Более дальновидные помещики говорили тогда: надо освободить крепостных сверху, иначе они сами добьются свободы, возьмут ее снизу. В какой-то степени это применимо сейчас и к колониальным державам. Если колонизаторы не пойдут навстречу законным требованиям народов колониальных и зависимых стран, то эти народы возьмут свободу силой. Это будет вполне справедливо. Они возьмут то, что принадлежит им по праву.

Те, кто выступает против обсуждения вопроса о ликвидации колониальной системы на пленарных заседаниях Генеральной Ассамблеи с участием глав правительств, демонстрируют близорукость своей политики и несостоятельность своих расчетов. Напрасно колонизаторы надеются на то, что им удастся остановить великое движение угнетенных народов за свободу и независимость. Ликвидация прогнившего колониального режима диктуется всем ходом мировой истории. Окончательная гибель этого режима - лишь вопрос времени. Организация Объединенных Наций, если она хочет быть верна своему Уставу, не должна остаться в стороне от решения этого вопроса.

Вот почему советская делегация обращается ко всем государствам с призывом согласовать шаги, направленные к ликвидации колониального режима, с тем чтобы этот закономерный и неотвратимый исторический процесс проходил в условиях сохранения мира и международной безопасности.

Мы обращаемся к представителям стран Африки и Азии, которые недавно обрели свою независимость. Мы хотим, чтобы они прониклись чувством должной ответственности перед нынешним историческим моментом, когда разгорается борьба колониальных народов за свое полное освобождение. Мы обращаемся к представителям стран, которые получили независимость и стали равноправными членами Организации Объединенных Наций.

Сколько веков колонизаторы выжимали пот и кровь, нещадно эксплуатировали ваши народы, давили в ваших странах все живое. Теперь, когда им уже невозможно продолжать у вас политику грабежа, насилия и убийств, они изображают себя вашими благодетелями. Они представляются теперь великодушными христианами и даже сами не прочь осудить угнетение и колониализм. Они говорят, что своим участием в колониальной системе они только создали условия для подготовки ваших стран к независимости и самоуправлению. Но это ложь грабителей, которые знают, что они являются грабителями. Они хотят сейчас сгладить свои злодеяния в памяти тех народов, которых они душили веками. Поэтому они ухаживают за вами, устраивают приемы, говорят приятные речи.

Поймите меня правильно. У нас есть огромный опыт, и мы хорошо знаем хитрости и повадки угнетателей-империалистов, колонизаторов. Все это делается для того, чтобы перетянуть вас на свою сторону, чтобы вы, представители колониальных в недавнем прошлом стран, стали сегодня опорой самих колонизаторов, помогали им бороться за сохранение колониальной системы. А в тех странах, которые добились политической независимости, они стремятся создать такие условия, чтобы колонизаторы, пользуясь экономической отсталостью этих стран, продолжали грабить народы.

Помните, что судьба ваших братьев с африканского континента во многом зависит от вас. Колонизаторы хотят именно вашими руками сделать грязное дело - сорвать принятие Декларации об освобождении всех колониальных народов. Они хотят вашими руками продолжать затягивать веревку на шее колониальных народов, душить эти народы. Вот почему советское правительство призывает вас проявить волю, показать, что вы умеете защищать не только свои интересы, не только интересы ваших народов и ваших государств, но что, получив независимость, вы помните о тех, кто еще страдает от колониального рабства.

Нашим ли странам бояться призрачной силы колонизаторов? Правда на нашей стороне. Перевес сил на нашей стороне. Если вы активно поддержите те страны, которые борются против колониального гнета, нас будет большинство. Надо проявить мужество и волю, надо возвысить свой голос против колонизаторов, как бы они ни маскировались. Совесть каждого, кто сидит в этом зале, находится под контролем народа. Рано или поздно народ потребует отчета и спросит; как голосовал его представитель в Организации Объединенных Наций? Был ли он за немедленную и полную ликвидацию колониального рабства, за свободу для всех народов или он колебался?

Мы призываем объединить усилия в борьбе против колониализма. Пусть раз и навсегда волей народов будет положен конец колониальной системе и все колонии получат независимость, все народы станут свободными! Ликвидация колониализма имела бы величайшее значение для смягчения международной напряженности. Такие вооруженные конфликты и войны послевоенного времени, как войны в Индонезии, Индокитае, Алжире, агрессия против Египта, иностранная интервенция в Ливане и Иордании, заговоры против Сирии и Ирака, возникали именно потому, что колонизаторы-империалисты хотели задушить освободительное движение, помешать национальному развитию стран Азии, Африки, Латинской Америки. А недавняя интервенция против Республики Конго привела к обострению международной обстановки, поставила под угрозу дело мира в Африке, да и не только в Африке. Вот почему мы говорим, что проблема полной ликвидации колониальной системы - это в значительной мере проблема сохранения и укрепления мира и международной безопасности.

Делегация Советского Союза внесла этот вопрос на рассмотрение самого представительного органа Организации Объединенных Наций - пленума Генеральной Ассамблеи. Вполне очевидна необходимость провести его обсуждение именно в этом форуме и на самом высоком уровне с участием глав правительств. Обсуждение проблемы ликвидации колониальной системы непосредственно на пленарных заседаниях с участием глав правительств и министров иностранных дел государств - членов ООН, придаст дискуссии наиболее авторитетный характер, обеспечит самые благоприятные условия для его успешного решения в рамках Организации Объединенных Наций.

12 октября 1960 г. прошло одно из самых известных в истории ООН заседание Генеральной Ассамблеи. Делегацию Советского Союза возглавлял Никита Сергеевич Хрущев. Делегацией на рассмотрение был внесен проект резолюции о предоставлении независимости колониальным и народам. Хрущев произнес очень эмоциональную речь, как он это часто делал. Он высказывался против колонизаторов и колониализма.

Выступавший после представитель Филиппин сказал, что Советский Союз, как и западные колониальные державы, позволял себе попирать гражданские и политические народов Восточной Европы. Услышав это, Хрущев возмутился и поднял руку, но на него не обратили внимания.

После этого стала популярной о том, что Хрущев, якобы, снял ботинок и стал стучать по столу каблуком, чтобы ему предоставили слово. Однако с тех пор это не раз опровергалось.

По одной из версий, скандальную историю напечатало одно из информационных агентств, чтобы в период холодной войны выставить СССР в неприглядном свете, а потом ее дружно подхватили СМИ.

Версии о произошедшем

Со слов Анастаса Микояна и личного переводчика Хрущева, находившихся рядом с Никитой Сергеевичем, дело было так: он якобы снял не ботинок, а легкий туфель, и стал нарочно его долго рассматривать, тем самым показывая докладчику свое полное безразличие к его выступлению. Потом подняв его на уровне глаз, как будто пытался там что-то увидеть, потряс им, постучал несколько раз, словно пытаясь выбить камешек, который якобы туда попал.

На этом же заседании, обсуждая колониальное рабство, Хрущев буквально кипел от негодования. Его привычка размахивать кулаками выдавала в нем сильное нервное волнение. Докладчик из Филиппин был охарактеризован им как «прихвостень и холуй американского империализма».

Есть версия сына Хрущева, который утверждает, что слетевший с ноги туфель Никиты Сергеевича ему подал охранник. Генсек, взяв его в руку и еще не обув, стал машинально постукивать им по столу. «Фотография с в руке – не что иное, как фотомонтаж» – заявил сын Сергей.

Способен ли был Хрущев на такой поступок?

Так мог ли Хрущев стучать по столу ботинком в знак своего протеста? Однозначно ответить нельзя. Человек эмоциональный, вспыльчивый и, в то же время, довольно простой в общении, вряд ли бы стал задумываться об этикете. В моменты эмоциональных выступлений им полностью овладевала идея справедливости и непоколебимости советского курса. Большинство выступлений Хрущева, особенно в противовес ораторам из-за , были переполнены эмоциями. Искренне веря в светлое будущее советского строя, в жарких баталиях он доказывал правильность курса СССР.

Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в октябре 1964 года без Н.С.Хрущева, постановил освободить его от занимаемой по состоянию здоровья. На деле произошел государственный переворот – на место Хрущева был избран Л.И. Брежнев, начиналась эпоха «застоя».

Роман Попков — о событии, которого не было (что не мешает его эху до сих пор звучать во внешней политике России)

12 октября 1960 года, во время заседания 15-й Генеральной ассамблеи ООН, произошел один из самых скандальных случаев в истории мировой дипломатии: советский генсек Никита Хрущев в полемическом задоре взял в руки свой ботинок. Существует множество версий, описывающих этот инцидент. В наиболее гротескном варианте история звучит так: Хрущев колотил по трибуне Генассамблеи ООН ботинком и грозил американской делегации Кузькиной матерью.

На самом деле ботинок (точнее, легкий фестончатый полуботинок) оказался в руках генсека не в ходе его выступления, и вообще не на трибуне, а в зале заседаний Генассамблеи. Насчет того, как именно распорядился им Хрущев — стучал ли, размахивал или просто поставил перед собой — до сих пор нет единого мнения, а «Кузькина мать» — история совершенно отдельная и с обувью советского лидера никак не связанная. С нее и начнем.

Впервые русскую идиому «Кузькина мать» в общении с иностранцами Хрущев употребил в 1959 году, на Американской национальной выставке, проходившей в Сокольниках. Приехавший на открытие Ричард Никсон (в ту пору — вице-президент США) демонстрировал руководству СССР достижения капиталистического хозяйства. С особым удовольствием Никсон ознакомил Хрущева с макетом типового американского коттеджа, в котором отсутствовала одна из внешних стен, благодаря чему были видны детали быта среднестатистического гражданина США — холодильник, стиральная машина, телевизор и другие столь же недоступные большинству советских людей волшебные предметы. Настроение у Хрущева резко испортилось, и он попытался убедить гостей из-за океана, что СССР вскоре обязательно догонит и перегонит Америку и вообще покажет ей ту самую «Кузькину мать». Переводчик растерялся и передал фразу буквально, как Kuzma’s mother , чем привел в растерянность уже американцев.

Во второй раз Хрущев употребил полюбившуюся ему фразу в том же 1959 году во время визита в США. Личный переводчик генсека Виктор Суходрев вспоминал :

«Мы ехали по Лос-Анджелесу, Никита Сергеевич долго смотрел на окружающую сытую жизнь, а потом вдруг снова вспомнил про Кузьму с матерью». По словам Суходрева, вновь возникла заминка с переводом, но тут на помощь пришел сам Хрущев: «Что вы, переводчики, мучаетесь? Я всего лишь хочу сказать, что мы покажем Америке то, чего она никогда не видела!»«

Данное американцам обещание показать то, чего они еще никогда не видели, Хрущев выполнил уже в следующем году, как раз во время 15-й Генассамблеи ООН.

1960 год вошел в историю как «год Африки»: сразу 17 африканских стран тогда получили независимость от своих слабеющих метрополий, и судьба бывших колоний стала главной темой Генассамблеи. Советская делегация имела все основания торжествовать. Национально-освободительная борьба в странах третьего мира, в ходе которой к власти одно за другим приходили левые правительства, отлично вписывалась в марксистскую систему координат и, по мнению руководства СССР, свидетельствовала о скорой победе социализма во всем мире назло капиталу с его коттеджами, стиральными машинами и холодильниками.

Эту простую и оптимистичную картину, впрочем, быстро испортил представитель Филиппин. В своем выступлении посол страны, с XVI по середину XX века испытывавшей на себе тяготы сперва испанского, а затем американского колониального владычества, напомнил, что и СССР должен дать свободу находящимся под его властью народам. Более того, филиппинец сравнил Союз с концлагерем и напомнил о венгерском восстании , четырьмя годами ранее утопленном в крови советской армией.

Слушая синхронный перевод, сидевший на своем месте в зале заседаний Хрущев постепенно приходил в ярость. Глава советской делегации начал махать руками, требуя слова, но председатель Генассамблеи эти сигналы игнорировал. Тут и произошел случай с ботинком (в англоязычной литературе — shoe-banging incident); сын генсека Сергей Хрущев выделял две основные версии происшедшего.

Согласно первой, источником которой Хрущев-младший называл корреспондента The New York Times Джеймса Ферона, его отец действительно стучал по стоявшему перед ним пюпитру для документов — но не ботинком, а кулаками; так же поступали другие представители советской делегации и послы союзных Москве государств. Ботинок Хрущев, согласно Ферону, действительно снял, но не стучал им, а размахивал над головой, после чего поставил перед собой на пюпитр.

Вторая версия, писал Сергей Хрущев, известна со слов некоей женщины из числа персонала ООН, обслуживавшего в тот день зал заседаний. Сам генсек ботинок не снимал: еще до начала заседания, когда Хрущев шел к своему месту, кто-то из журналистов наступил ему на пятку, и обувь соскочила. Женщина подняла ботинок и отдала его советскому лидеру; как утверждала сотрудница ООН, между сиденьем и пюпитром было совсем мало места, и грузный Хрущев не смог самостоятельно надеть обувь — тут и началось заседание. Генсек поставил ботинок перед собой, в этом первая и вторая версия сходятся. Но при этом в целом более снисходительная к Хрущеву версия анонимной сотрудницы ООН указывает на то, что генсек по пюпитру все же стучал. Правда, свидетельница оговаривается: «Он в запальчивости стал колотить по столу предметом, который случайно оказался у него в руках. Если бы он тогда держал зонтик или трость, то принялся бы стучать зонтиком или тростью».

Документальных свидетельств, доказывающих ту или иную версию, не существует — телекамеры и фотографы не запечатлели момент, когда у Никиты Сергеевича в руках оказался ботинок; сохранился лишь снимок , где обувь стоит перед ним на пюпитре. Известный кадр , на котором Хрущев стоит с ботинком в руках на трибуне ООН, очевидно, смонтирован и является подделкой, в чем легко убедиться, сравнив его с оригиналом .

Получив наконец в тот несчастливый день слово, глава первого в мире государства рабочих и крестьян назвал посланника Филиппин, напомнившего ему об антиколониальной борьбе в Восточной Европе, «холуем американского империализма». Словосочетание «Кузькина мать» постепенно возвращается в политическую публицистику — но уже не как исторический термин, а в контексте актуальной внешней политики.

Так выглядел эпизод "ботиночной дипломатии" Н. С. Хрущёва на фото в "Нью-Йорк Таймс"...

12 октября 1960 года на 15-й ассамблее ООН случился забавный инцидент, вошедший в историю. Во время речи одного из антикоммунистических ораторов глава Советского правительства Никита Хрущёв снял с ноги ботинок и положил его перед собой. Очевидцы расходятся в свидетельствах - то ли лидер СССР стал стучать ботинком по столу, выражая своё негодование, то ли просто показал, что собирается так делать.
По общему мнению, эта сценка стала одним из проявлений экспансивности и эксцентричности Никиты Сергеевича. Не совладал с собой, принялся размахивать ботинком в ООН, насмешил весь мир... На самом деле всё было совсем не так. Сценка с ботинком была тщательно продумана и подготовлена.


А так он выглядел на карикатурах из западной печати. Это - рисунок голландского художника


И на западных комиксах


А эти снимки - современный фотомонтаж. На трибуну с ботинком Никита Сергеевич не выходил. Кстати, опираясь на этот фотомонтаж, недавно стали доказывать, что никакого эпизода с ботинком Хрущёва в ООН не было. Что, конечно, тоже перегиб, только в другую сторону

Как известно, ООН была, да и остаётся, своего рода "мировым парламентом", и коммунисты в этом парламенте составляли меньшинство.

Американская "машина голосования" в ООН. Карикатура Бориса Ефимова


Карикатура Бориса Ефимова. Никита Хрущёв был последним из советских лидеров до начала перестройки, на кого в советской печати появлялись дружеские шаржи и весёлые рисунки (в том числе из западной прессы). При Брежневе, Андропове и Черненко такого уже не было