Роковой выстрел, который услышала, выходя из комнаты на Лубянке, последняя привязанность поэта - Вероника Полонская, прозвучал 14 апреля 1930 года…

Смерть Маяковского на тридцать седьмом году жизни вызвала множество вопросов у современников. Почему добровольно ушёл из жизни гений, любимый народом и советской властью «певец революции»?

В том, что произошло именно самоубийство, сомнений нет. Результаты экспертизы, проведённой криминалистами спустя 60 лет после гибели поэта, подтвердили, что Маяковский застрелился сам. установила подлинность написанного двумя днями ранее. Сам факт, что записка была составлена заранее, говорит в пользу обдуманности этого поступка.

Когда тремя годами ранее ушёл из жизни Есенин, Маяковский пишет: «В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней». Этими строками он ставит горькую оценку бегству от реальности с помощью самоубийства. О своей же смерти он пишет: «…это не способ...но у меня выходов нет».

Мы никогда не узнаем точного ответа на вопрос, что так сильно надломило поэта. Но добровольную смерть Маяковского можно отчасти объяснить событиями, предшествующими его кончине. Отчасти выбор поэта раскрывает его творчество. Знаменитые строки из поэмы «Человек», написанной в 1917 году: «А сердце рвётся к выстрелу, а горло бредит бритвою…», - говорят сами за себя.

Вообще, поэзия Маяковского - зеркало его нервной противоречивой натуры. Его стихи полны либо почти подростковым восторгом и энтузиазмом, либо желчью и горечью разочарования. Таким Владимира Маяковского описывали и современники. Та же главный свидетель самоубийства поэта, в своих воспоминаниях пишет: «Вообще у него всегда были крайности. Я не помню Маяковского... спокойным…».

Причин подвести последнюю черту у поэта было множество. Замужняя Лиля Брик, главная любовь и муза Маяковского, всю жизнь приближалась и отдалялась от него, но никогда не принадлежала ему всецело. Задолго до трагедии поэт уже дважды заигрывал со своей судьбой, и причиной тому была всеобъемлющая страсть к этой женщине. Но тогда Маяковский, смерть которого до сих пор волнует умы, остался жив - оружие дало осечку.

Начавшиеся серьёзные проблемы со здоровьем из-за переутомления и тяжелого гриппа, оглушительный провал пьесы «Баня» в марте 1930 года, расставание с которую поэт просил стать своей женой… Все эти жизненные коллизии, действительно, удар за ударом будто готовили смерть Маяковского. Стоя на коленях перед Вероникой Полонской, уговаривая её остаться с ним, поэт цеплялся за отношения с ней, как за спасительную соломинку. Но актриса была не готова к такому решительному шагу, как развод со своим мужем… Когда за ней закрылась дверь, револьвер с единственной пулей в обойме поставил точку в жизни одного из величайших поэтов.

1893 , 7(19) июля – родился в селе Багдади, близ Кутаиси (теперь село Маяковски в Грузии), в семье лесничего Владимира Константиновича Маяковского. В Багдади прожил до 1902 года.

1902 – поступает в Кутаисскую гимназию.

1905 – знакомится с подпольной революционной литературой, принимает участие в демонстрациях, митингах, гимназической забастовке.

1906 – смерть отца, переезд семьи в Москву. В августе поступает в четвертый класс Пятой московской гимназии.

1907 – знакомится с марксистской литературой, участвует в социал-демократическом кружке Третьей гимназии. Первые стихи.

1908 – вступает в РСДРП (большевиков). Работает пропагандистом. В марте покидает гимназию. Арестован во время обыска в подпольной типографии Московского комитета РСДРП (большевиков).

1909 – второй и третий (по делу об организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы) аресты Маяковского.

1910 , январь – освобожден из-под ареста как несовершеннолетний и отдан под надзор полиции.

1911 – принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества.

1912 – Д. Бурлюк знакомит Маяковского с футуристами. Осенью выходит первое стихотворение Маяковского "Багровый и белый".
Декабрь. Выход сборника футуристов "Пощечина общественному вкусу" с первыми печатными стихотворениями Маяковского "Ночь" и "Утро".

1913 – выход первого сборника стихов – "Я!"
Весна – знакомство с Н.Асеевым . Постановка трагедии "Владимир Маяковский" в театре "Луна-парк" в Петербурге.

1914 – поездка Маяковского по городам России с лекциями и чтением стихов (Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев). Исключен из Училища живописи, ваяния и зодчества в связи с публичными выступлениями.
Март–апрель – издана трагедия "Владимир Маяковский".

1915 – переезжает в Петроград, который стал его постоянным местом жительства до начала 1919 года. Чтение стихотворения "Вам!" (вызвавшего возмущение у буржуазной публики) в артистическом подвале "Бродячая собака" .
Февраль – начало сотрудничества в журнале "Новый Сатирикон" . 26 февраля напечатано стихотворение "Гимн судье" (под заглавием "Судья").
Вторая половина февраля – выходит альманах "Стрелец" (№ 1) с отрывками из пролога и четвертой части поэмы "Облако в штанах".

1916 – закончена поэма "Война и мир"; третья часть поэмы принята горьковским журналом "Летопись", но запрещена к напечатанию военной цензурой.
Февраль – вышла отдельным изданием поэма "Флейта-позвоночник".

1917 – закончена поэма "Человек". Вышла отдельным изданием поэма "Война и мир".

1918 – вышли отдельным изданием поэмы "Человек" и "Облако в штанах" (второе, бесцензурное издание). Премьера пьесы "Мистерия-Буфф".

1919 – в газете "Искусство коммуны" напечатан "Левый марш". Вышел сборник "Все сочиненное Владимиром Маяковским". Начало работы Маяковского в качестве художника и поэта в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) . Работает без перерыва до февраля 1922 года.

1920 – закончена поэма "150 000 000". Выступление на Первом Всероссийском съезде работников РОСТА.
Июнь–август – живет на даче под Москвой (Пушкино). Написано стихотворение "Необычайное приключение... ".

1922 – написана поэма "Люблю". В "Известиях" напечатано стихотворение "Прозаседавшиеся". Вышел сборник "Маяковский издевается". Поездка в Берлин и Париж.

1923 – закончена поэма "Про это". Вышел № 1 журнала "Леф" под редакцией Маяковского; с его статьями и поэмой "Про это".

1925 – поездка в Берлин и Париж. Поездка на Кубу и в Америку. Выступает с докладами и чтением стихов в Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге, Чикаго. В Нью-Йорке вышел журнал "Спартак" (№ 1), посвященный Маяковскому.

1926 – написано стихотворение "Товарищу Нетте – пароходу и человеку".

1927 – выход первого номера журнала "Новый Леф" под редакцией Маяковского, с его передовой статьей.

1929 – премьера пьесы "Клоп".
Февраль–апрель – заграничная поездка: Берлин, Прага, Париж, Ницца.
Премьера пьесы "Клоп" в Ленинграде в филиале Большого драматического театра в присутствии Маяковского.

1930 , 1 февраля – открытие в Московском клубе писателей выставки Маяковского "20 лет работы". Читает вступление к поэме "Во весь голос".
Апрель, 14 – в Москве покончил жизнь самоубийством .

Владимир Владимирович Маяковский - самый известный русский поэт-футурист. Время его творческого расцвета пришлось на драматичный период истории России, время революций и .

Детство и юность поэта Маяковского

Владимир Маяковский родился в 7 (19) июля 1893 года в городке Багдати (ныне на территории региона Имеретия, Грузия). Его отец служил лесником, а мать происходила из кубанских казаков. В 1902 году Владимира отдали в гимназию города Кутаиси. Там он впервые познакомился с агитационными материалами русских и грузинских революционеров. Через четыре года умер отец Маяковского, и семья переехала в Москву. Владимир перевёлся в московскую гимназию № 5, но проучился там только около года и был отчислен за неуплату. В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП. В том же году его впервые арестовали за нелегальную деятельность. В последующие годы юношу арестовали еще несколько раз.

Начало поэтической деятельности Маяковского

Ещё в гимназии Маяковский начал писать стихи. Но строки, написанные им в ранней юности не сохранились. Сам поэт позже признавался, что считал свои ранние работы плохими. В 1910 году, после 11 месяцев ареста Маяковский вышел из партии, чтобы полностью посвятить себя поэзии. Вскорости подруга Маяковского Евгения Ланг побудила его заняться также живописью. Какое-то время Маяковский учился в школе МУЖВЗ, но не окончил учебный курс.

В 1912 году в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» вышла первая публикация Маяковского - стихотворение «Ночь». В следующем году был напечатан собственный сборник поэта «Я». Рукопись Маковского снабдили несколькими рисунками и размножили литографическим способом. В 1913 году также была поставлена трагедия « Маяковский», в которой молодой поэт сыграл самого себя.

В 1914 году Владимир Маяковский чётко выразил свою антивоенную позицию. Когда поэта призвали в армию, посодействовал, чтобы его направили не на фронт, а в часть, расположенную в Петербурге при Учебной автомобильной школе. Невзирая на правительственные ограничения, Маяковский продолжал печататься. В 1915 году он познакомился с четой Брик и вскоре стал жить с ними. Летом 1917 года Маяковский был комиссован.

Восприятие революции В.Маяковским

Маяковский с восторгом принял . Позднее Маяковский говорил, что годы Гражданской войны были лучшими в его жизни. К годовщине Революции по тексту Маяковского в Петрограде прошла премьера пьесы «Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда и с костюмами Казимира Малевича. В послереволюционные годы к Маяковскому пришло признание. Его новые поэмы выходили большими тиражами. Восхищение поэта советской властью проявляется в «Стихах о советском паспорте», поэме «Владимир Ильич Ленин» и в «Советской азбуке». В 1919-1921 году Маяковский сотрудничал с агентством РОСТА (ныне агентство ТАСС) и выпускал агитационные плакаты «Окна РОСТА», сопровождая сатирические изображения собственными стихотворениями.

Специфика творчества В.Маяковского

Общепризнанно, что Маяковский - наиболее выдающийся из русских футуристов. Его работы отличаются такими особенностями: использование короткого стиха и разрывов строк («лесенки»); смешивание лирического и сатирического элемента; употребление эмоционально окрашенной, в том числе нецензурной, лексики; автобиографичность и отождествления автора и лирического героя.

Последние годы и смерть Мяковского

В двадцатые годы вышли поэма Маяковского «Хорошо», а также пьесы «Клоп» и «Баня». С 1922 по 1928 год он возглавлял объединение «ЛЕФ», в которое входили бывшие футуристы. В конце двадцатых годов на страницах правительственной печати всё чаще появлялась острая критика футуризма вообще и творчества Маяковского в частности. В 1928 году Маяковский окончательно расстался с Лилей Брик. Другие любовные связи поэта также были неудачными. К 1930 году Маяковский страдал от глубокой депрессии. В начале апреля 1930 года поэт начал планировать самоубийство.

14 апреля 1930 года Маяковский выстрелил себе в сердце. Со временем не раз возникали предположения о том, что Маяковского убили. В пользу этой версии якобы свидетельствует конфликт Владимира Владимировича со . Однако биографы поэта уверены, что он свёл счёты с жизнью сам. На похоронах поэта присутствовали десятки тысяч людей. Со временем Маяковский стал самым узнаваемым поэтом первых лет советской власти, а его произведения в течение десятилетий входили в обязательную программу по русской литературе.

Русский поэт. В дореволюционном творчестве форсированная до крика исповедь поэта, воспринимающего действительность как апокалипсис (трагедия "Владимир Маяковский", 1913, поэмы "Облако в штанах", 1915, "Флейта-позвоночник", 1916, "Война и мир", 1917). После 1917 — сотворение мифа о социалистическом миропорядке (пьеса "Мистерия-Буфф", 1918, поэмы "150 000 000", 1921, "Владимир Ильич Ленин", 1924, "Хорошо!", 1927) и трагически нарастающее ощущение его порочности (от стих. "Прозаседавшиеся", 1922, до пьесы "Баня", 1929). В поэме "Во весь голос" (1930) утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в "коммунистическом далеке". Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века. Покончил жизнь самоубийством.

Биография

Владимир Владимирович (1893-1930), поэт.

Родился 7 июля (19 н.с.) в селе Багдади, близ Кутаиси, в семье лесничего, человека передовых взглядов, гуманного и щедрого. Учился в Кутаисской гимназии (1902 — 06). Тогда же впервые прочитал революционные стихи и прокламации. "Стихи и революция как-то объединились в голове", — позже написал поэт.

В бурный 1905 двенадцатилетний гимназист участвует в демонстрациях и гимназической забастовке.

В 1906, после скоропостижной смерти отца, семья переехала в Москву, где Маяковский продолжал образование. Однако скоро он занялся серьезной революционной работой, трижды был арестован (в 1909 был заключен в Бутырскую тюрьму). Освобожденный из тюрьмы по несовершеннолетию в 1910, решил посвятить себя искусству, поступил в студию художника П. Келина, чтобы подготовиться к экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества, где и начал заниматься в 1911. Здесь познакомился с Д. Бурдюком, организатором группы русских футуристов. С 1912 начал публиковать свои стихи, становясь профессиональным поэтом. Печатался в футуристических альманахах. За участие в публичных выступлениях был исключен из училища в 1914.

В этом же году совершает поездку с группой футуристов по семнадцати городам РОССИИ, пропагандируя в массах новое искусство. Однако в своем творчестве Маяковский уже в эти годы был самостоятелен и оригинален. В 1915 создает свою лучшую дореволюционную поэму "Облако в штанах" о вере в неизбежность скорой революции, которую он ожидал как решение важнейших проблем страны и определение личной судьбы. Поэт пытается предсказать даже сроки ее прихода ("В терновом венце революций // Грядет шестнадцатый год").

Мрачно и безысходно звучат стихи 1916, составившие особый цикл ("Надоело", "Дешевая распродажа", "Мрак", "России" и др.).

Горький пригласил Маяковского к сотрудничеству в журнале "Летопись" и газете "Новая жизнь", помогал в издании второго сборника стихов "Простое, как мычание". В эти годы Маяковский создал поэмы "Война и мир" и "Человек", где как бы представлена антивоенная панорама.

Октябрьскую революцию он назвал "Моя революция" и был одним из первых деятелей культуры и искусства, кто откликнулся на призыв советской власти сотрудничать с ней; участвовал в первых совещаниях и собраниях представителей культуры. В это время публикует "Наш марш", "Ода революции", "Левый марш". Написана и поставлена пьеса "Мистерия-буфф". В течение 1919 работал над поэмой "150 000 ООО".

В октябре 1919 выпускал первые плакаты в "Окнах РОСТА", положившие начало его работе как художника и поэта (до 1921).

В 1922 — 1924 совершил первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.), впечатления от которых опишет в очерках и стихах.

В 1925 отправился в самое длительное свое путешествие — за океан: посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов. Позже были написаны стихи (сборник "Испания. — Океан. — Гавана. — Мексика. — Америка".) и очерк "Мое открытие Америки".

Огромное значение в жизни поэта имели поездки по родной стране. Только в 1927 он выступил кроме Москвы и Ленинграда в 40 городах. В 1927 появилась поэма "Хорошо!".

Важное место в его творчестве занимает драматургия. Создал сатирические пьесы "Клоп" (1928), "Баня" (1929). В феврале Маяковский вступил в РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), за что многие из его литературных соратников порвали с ним отношения. В эти же дни открылась выставка "20 лет работы Маяковского", не имевшая успеха из-за намеренной изоляции поэта. Трудной и неустроенной оставалась и его личная жизнь. Самочувствие и настроение Маяковского весной 1930 резко ухудшилось.

Произведения на сайте Lib.ru Произведения в Викитеке .

Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский (7 (19) июля (18930719 ) , село Багдади, Кутаисская губерния (совр. Багдати, область Имерети , Грузия) - 14 апреля , Москва , РСФСР) - советский поэт -футурист , драматург , дизайнер, редактор журналов «ЛЕФ » («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ» и «РЕФ».

Биография

Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского (1857-1906), служившего лесничим третьего разряда в Эриванской губернии , с 1889 в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна Павленко (1867-1954), из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. В родословной Маяковского - писатель Данилевский Григорий Петрович , который в свою очередь имел общие родственные корни с семьями А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси . После смерти отца в 1906 году Маяковский с матерью и сестрами переехали в Москву. В 1906 году в Москве он поступил в пятую гимназию (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Пастернака Шурой. Прервал обучение в 1908 году и занялся революционной деятельностью.

Благодаря мощному голосу, блестящим артистическим способностям, могучему сценическому темпераменту и невероятной харизме он становится явным и непревзойдённым лидером всех публичных выступлений футуристов. Однако, обладая объёмистым басом богатого тембра, музыкальных способностей не имел, и петь не мог, только декламировал.

Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с извиняющимся пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.» Возможно, это непроизвольная самопародия, но не исключено и предвестие постмодернистского «Милиционера» Пригова. Гении часто опережают самих себя.

Ныне противники советского проекта ставят в вину Маяковскому его приверженность Октябрьской революции. Однако, революцию воспевали Блок , Брюсов , Есенин , Клюев , Пастернак (поставивший, однако, целесообразность революции под вопрос в романе «Доктор Живаго»), Хлебников и многие-многие другие, искренне и с восторгом принявшие революцию как царство третьего завета. Таково было всеобщее опьянение революционной романтикой в том числе и великих поэтов, воспевающих начавшиеся в стране перемены, как дорогу в прекрасный новый мир, открывающийся перед обновленным человечеством. Сейчас можно сказать, что Революция 1917 года имела колоссальное романтическое очарование, принесла невиданное воодушевление и обновление в массы, сформировала образ жизни десятков миллионов молодых людей, и в первую очередь благодаря творчеству В. В. Маяковского.

В поэме «Во весь голос» (1930) - утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила странная посылка с револьвером.

Реформатор поэтического языка, оказал большое влияние на поэзию XX века . Особенно на Кирсанова, Вознесенского, Евтушенко , Р. Рождественского, К. Кедрова. В поэзии иронистов и постмодернистов присутствует как некий изначально комментируемый и интерпретируемый с обратным значением текст.

Покончил жизнь самоубийством (застрелился) 14 апреля 1930 года. В своё время было много слухов, что это было убийство, но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства решительно отвергал Николай Асеев , прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Возможно, мы никогда не разгадаем таинственную возню спецслужб вокруг гибели поэта. Совершенно непонятно, почему через десять дней после допроса последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший это запутанное расследование. Дело о самоубийстве Маяковского было открыто за день до его смерти. Вопросов и гипотез тут больше, чем достоверных фактов. В последних стихах поэт несомненно прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические «любовная лодка разбилась о быт». Это слова не политика, а нежнейшего и тончайшего лирика. Лучше всего о нём сказала девяностолетняя переводчица «Дневника Анны Франк» Рита Райт-Ковалёва : «Он был нежен!». Лучшая эпитафия для поэта, который всю жизнь стремился быть грубым, сыном эпохи.

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!

Вам! (1915)

По сохранившимся воспоминаниям знаменитых писателей того времени В. П. Катаева и Ю. К. Олеши, последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления биологической природы гениальности.

Уникальность феномена Маяковского, непревзойдённый масштаб его творческой личности, его поразительные по силе художественного воздействия стихотворения тесно связаны с Октябрьской Революцией. Самый мощный, одухотворённый, преданный и яростный певец Революции и Ленина был одним из основателей советской литературной классики, нового революционного слова. Как Пушкин неоспоримо считается творцом новой русской литературы и поэзии XIX века, так Маяковский признан основополагателем советской революционной эстетики, первым создателем романтического, легендарного образа В. И. Ленина. Маяковский силой своего таланта сделал события, современником которых он был - Первую мировую войну, Февральскую революцию, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну, эпоху НЭП - былинными. Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:

Мой стих громаду лет прорвёт
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошёл водопровод,
Сработанный ещё рабами Рима!

Символично, что поэт умер, когда стало ясно, что Революция состоялась, когда самые острые исторические моменты были уже позади, жизнь в СССР налаживалась и стало очевидно, что ход истории необратим, и к дореволюционным временам возврата нет. Поэт и Революция были созданы друг для друга, и то, что больше в СССР не было поэтов и писателей масштаба Маяковского, можно объяснить тем, что больше не было события, сравнимого по историческим масштабам с Октябрьской революцией

Поэт и Бог

Поэт воплощает представление о человеке как венце мировозрения, имеющем право не считаться ни с чем и ни с кем, что вне его. Вызов Небу - это вызов и Богу, прямо заявленное сомнение в его всемогуществе.

Всемогущий, ты выдумал пару рук,
сделал,
что у каждого есть голова, -
отчего ты не выдумал,
чтоб было без мук
целовать, целовать, целовать?!

Облако в штанах (1914-15)

Упрек Всемогущему переходит в резкое богоборчество с предельно кощунственными и при этом врезающимися в сознание образами:

Я думал - ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.

Творчество Маяковского, прекрасно знавшего Священное писание, насыщено цитатами и подспудным ссылками на него, постоянным спором с ним.

Кинематограф

В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден ». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.

Ссылки

  • Материалы В. В. Маяковского Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
  • Песни на стихи Маяковского Радио Маяковский
  • Полное собрание сочинений в Собрании классики Библиотеки Мошкова
  • Владимир Маяковский - стихи в Антологии русской поэзии
  • Владимир Маяковский. Как делать стихи?
  • Инна Стессель. Товарищ Константин
  • Юрий Зверев. Под чужим именем

Литература

  • Николай Асеев . Маяковский начинается (поэма)
  • Валентин Катаев . Алмазный мой венец («О Командоре»)
  • Юрий Олеша . Вл. Маяковский
  • Бенедикт Лившиц . Полутороглазый стрелец
  • Искржицкая И. Ю., Кормилов С. И. Владимир Маяковский. М.: Издательство МГУ, 1999. (Перечитывая классику).
  • Альфонсов В. Н. В конфликте с любимым искусством // Слова и краски
  • Альфонсов В. Н. Поэт-живописец // Слова и краски
  • И. П. Смирнов. Место «мифопоэтического» подхода к литературному произведению среди других толкований текста (о стихотворении Маяковского «Вот так я сделался собакой») // Миф - фольклор - литература. Л.: 1978. С. 186-203.
  • Булавка Л.