Назначение и оперативно-тактическое использование того или иного рода боевой авиации определяются боевой ее мощью и тактико-техническими свойствами вооружения.

Основная особенность штурмовой авиации заключается в том, что она способна эффективно подавлять тактические объекты (войска и технические средства борьбы), значительно менее уязвимые другими родами боевой авиации. Поэтому штурмовая авиация является основным средством подавления этих объектов с воздуха, но она может наносить мощные удары также и по различным другим объектам, особенно по целям малого размера (ж.-д. полотно, мосты, поезда, корабли и т. д.), уязвимость которых при действиях с высоты резко падает.

Однако, необходимо учесть, что штурмовая авиация способна наносить мощный и решающий удар лишь по целям и объектам, расположенным открыто и массированно, а штурмовые действия по рассредоточенным и укрытым боевым порядкам войск и огневым их точкам мало эффективны . Штурмовая авиация также не может вести непрерывный, методический и продолжительной огонь по всей системе расположения войск противника или даже по ограниченному его участку. Поэтому применение штурмовой авиации в пределах досягаемости огневыми средствами наземных войск (т. е. в пределах поля боя) и по объектам, уже принявшим боевой порядок или ведущим бой, как правило, нецелесообразно . Это по существу приводит к замене штурмовиками огневых средств наземных войск, без достижения необходимого боевого эффекта и при крупных потерях штурмовиков. Применение штурмовиков в пределах поля боя допускается лишь в исключительных условиях обстановки для оказания содействия наземным войскам в критические моменты боя и когда хотя бы кратковременный перевес на данном участке и подавление отдельных объектов могут существенно повлиять на ход или исход боя.

Наиболее мощный боевой эффект достигается при использовании штурмовой авиации для подавления объектов, влияющих или могущих повлиять на ход и исход боя или операции, но еще не принявших боевых порядков и не введенных в бой (на походе, в резерве, на биваке, на отдыхе и т. д.). Такие объекты обычно встречаются за пределами поля боя, когда воздействие на них огневыми средствами других родов войск невозможно по месту и времени. При таком использовании штурмовой авиации достигается удар по всей тактической и оперативной глубине противника. Глубокие удары с воздуха, в тактической или оперативной связи с действиями наземных войск, истощают боевые средства противника, затрудняют или даже исключают возможность сосредоточивать и наращивать силы для противодействия нашим ударным группировкам и препятствуют накапливанию сил противника на участках и в районах, где это невыгодно по оперативному замыслу нашего командования. При данных условиях штурмовики не заменяют, а дополняют огневые средства наземных войск. Многократными и последовательными штурмовыми ударами, хотя и по отдельным объектам, но по единому, целеустремленному плану, можно достигнуть известной систематичности (методичности) огня штурмовой авиации. В этих условиях штурмовая авиация становится более самостоятельной боевой силой, способной планомерно выполнять ответственные боевые задачи в интересах боя или операции, проводимых общими усилиями всех родов войск. Известной систематичности штурмовых ударов можно достичь только при массировании штурмовой авиации на данном участке (направлении) в руках начальника, направляющего усилия штурмовиков туда, откуда грозит опасность, и для подавления объектов, имеющих важнейшее значение в данной конкретной обстановке. Если же штурмовая авиация распыляется и переподчиняется многочисленным начальникам, то она будет наносить отдельные мало согласованные и не целеустремленные удары. Кроме того, при действиях мелкими частями еще более осложняются и без того сложные базирование и боевое питание, связь и управление штурмовой авиацией.

В зависимости от наличия штурмовых сил и средств и от боевой обстановки штурмовая авиация также может быть использована при ведении самостоятельных воздушных операций в пределах радиуса действия состоящих на вооружении штурмовых самолетов.

Наиболее мощные удары и решающий успех в современном бою достигаются взаимодействием различных родов войск и огневых средств. Различаются два основных вида взаимодействия авиации с наземными войсками, или различных родов авиации между собой: а) тактическое взаимодействие и б) оперативное взаимодействие.

Тактическое взаимодействие различных родов войск достигается такой организацией их боевой деятельности, когда войска могут подавлять различные по характеру и расположению объекты, одновременно или же в разное время, но в рамках общего плана боя, для достижения усилиями общевойскового соединения единой конечной цели. Оно может осуществляться войсками, находящимися в подчинении командиров корпусов, и средствами, находящимися в непосредственном подчинении командования армии (подчинение одному начальнику не обязательно).

При тактическом взаимодействии штурмовой авиации с наземными войсками, как это явствует из изложенных выше боевых свойств и основ боевого применения штурмовиков, достигается наиболее мощный боевой эффект.

Оперативное взаимодействие отличается от тактического большей свободой в выборе отдельных точек удара по времени и месту, большей глубиной действий в масштабе и в интересах операции в целом.

Авиация, а также и другие роды войск, находящиеся в непосредственном подчинении командования армии, могут применяться и в оперативном и в тактическом взаимодействии с корпусами или дивизиями.

Штурмовая авиация сохраняется, как правило, в непосредственном распоряжении командования армии. В зависимости от обстановки командование армии применяет ее в интересах боя или операции в целом.

При распределении и расстановке штурмовых сил и постановке им боевых задач командованию необходимо учитывать следующие основные положения:

1. Существенного или решающего влияния на ход и исход боя или операции можно достигнуть только массированным применением штурмовиков.

2. Для истощения боевой мощи противника и окончательного разгрома его в большинстве случаев выгоднее нанести решающий удар по меньшему количеству основных объектов, чем слабый удар по многочисленным, но имеющим второстепенное значение целям. Кроме того, чем мощнее штурмовой удар и сильнее степень поражения объекта атаки, тем меньше уязвимость штурмовиков и меньше потери их.

3. Противник производит свои действия, создает укрепления и опорные пункты, располагает резервы, сосредоточивает ударные группировки или подтягивает подкрепления и свежие силы и организует боевое питание (тыл) независимо от границ и полос действия наших войсковых соединений. Поэтому в пределах сравнительно узкой полосы (например, в полосе действий стрелкового корпуса, особенно при наступлении его на обороняющегося противника) не всегда возможно полное и эффективное использование штурмовой авиации, ибо противник может наращивать свои силы, обходить фланги или выходить в тыл нашим частям с любого направления.

4. Применение штурмовиков мелкими частями или подразделениями по многочисленным и мелким объектам в большинстве случаев приводит к распылению сил и средств, изматывает летный состав, не достигая существенного боевого эффекта. Малочисленным штурмовым группам трудно захватить инициативу в бою, подавить огневую мощь ПВО противника и одновременно нанести нужное поражение объекту атаки. Кроме того, не всегда штурмовой удар может быть приурочен к наиболее выгодным условиям по месту и времени, ибо малочисленные силы могут оказаться израсходованными или доведенными до предельной нормы их боевой работы, и между атаками одних и тех же экипажей потребуется значительный перерыв во времени.

Сосредоточение штурмовой авиации в распоряжение армейского командования не исключает, а, в зависимости от обстановки, предусматривает постановку задач и действия штурмовиков на определенный период в интересах того или иного общевойскового соединения, входящего в состав армии. Для обеспечения наиболее тесного и плодотворного взаимодействия командиры войсковых соединений, которым по приказу командарма содействуют штурмовики, и командиры штурмовых частей обязаны согласовать свои действия.

Заблаговременно или в процессе боя, по мере выяснения или изменения обстановки, командиры войсковых соединений обращаются к начальнику, которому подчинены штурмовики, с просьбой оказать им ту или иную поддержку штурмовыми действиями. А если оказание необходимой поддержки не выходит за пределы общей задачи, поставленной войскам и штурмовикам, то они обращаются непосредственно к командиру содействующих штурмовиков, а последний принимает все зависящие от него меры к лучшему выполнению поставленных задач.

При наличии достаточных штурмовых сил распоряжением командования армии некоторые штурмовые части могут придаваться для тактического взаимодействия с наземными войсками во временное оперативное подчинение командирам корпусов, действующих на ответственных направлениях армии, или же командирам мото-механизированных частей кавалерийских соединений, предназначенных для использования успеха после прорыва фронта, совершающих рейд или брошенных для ликвидации противника, рейдирующего в нашем тылу.

С точки зрения техники выполнения штурмовых действий, изучения объектов атаки и местности района действий распределение задач между авиаобъединениями и отдельными частями выгоднее, так как объекты атаки в ближнем и более глубоком тылу по своему характеру обычно будут разные, вследствие чего потребуются различные средства поражения и способы атаки. Поэтому для действий в интересах боя или операции целесообразно выделять отдельные штурмовые части хотя бы на определенный период в ближнем и более глубоком тылу.

Учитывая напряженность и сложность штурмовых действий, командование предусматривает использование штурмовой авиации, исходя из следующих норм боевой работы штурмовиков:

- одна атака в сутки. Общая продолжительность нахождения штурмовиков в воздухе не должна превышать 3 час., в том числе над территорией противника не более 2 часов.

б) Напряженная боевая работа - 2-3 атаки в сутки; общая продолжительность полетов может быть доведена до 5-6 час., из которых над территорией противника - до 4 час.

в) В особых условиях обстановки и преимущественно при действиях над своей территорией, когда части противника (мото-мехчасти, конница, авиа- и морские десанты) ворвались в наш тыл, норма боевой работы штурмовиков может быть доведена до 4-5 атак в сутки. Однако, пребывание в воздухе не должно превышать 6-7 час.

г) Средняя норма боевой работы штурмовиков в декаду - 8-10 вылетов, в месяц - до 20 вылетов.

д) Промежуток времени на земле между первым и вторым вылетами (одних и тех же экипажей в одни сутки) должен быть не менее 1-2 час., для технического осмотра материальной части, боевой зарядки самолетов, а также постановки и изучения летным составом новой задачи. Промежуток между вторым и третьим вылетами на земле должен составлять не менее 4-6 час., так как летному составу должен быть предоставлен отдых.

Примечания. 1. Доразведывание цели производится сверх норм боевой работы, установленных в пп. «а» и «б».

2. В случаях, предусмотренных в п. «в», нормы подготовки к следующему вылету и отдыха летного состава, установленные в п. «д», могут быть доведены до практически возможного минимума.

3. Сокращение времени пребывания на земле между первым и вторым вылетами (п. «д») допускается лишь при подготовке отдельных самолетов или мелких подразделений (например, вылетающих на доразведывание), но при условии, что для осмотра и зарядки их выделен усиленный наряд технического состава и не за счет качества подготовки.

Мощность штурмовых ударов должна достигаться за счет рационального использования штурмовых сил, но не за счет перегрузки летного состава или ослабления технической подготовки материальной части.

Необходимо учесть, что измотанный летный состав на бреющем полете может стать жертвой, не нанося противнику никакого или почти никакого ущерба, а отказ материальной части на бреющем полете и вынужденная посадка над своей территорией означают, как правило, поломку или аварию самолета, не исключая возможности катастрофы, а над территорией противника это приводит к потере самолета и экипажа.

Бодрость воздушных бойцов при выполнении боевых задач имеет очень важное значение. Материальная часть перед каждым полетом должна быть тщательно и в установленном порядке просмотрена. Ослабление технического осмотра и подготовки материальной части не допускается ни при каких условиях, тем более что в бою машины могут получить пробоины и повреждения, иногда трудно обнаруживаемые при поверхностном осмотре.

Элемент времени вообще и сроки боевой готовности штурмовиков, в частности, имеют весьма важное значение для своевременного подавления штурмовиками подвижных тактических объектов. Срок боевой готовности штурмовиков, т. е. время от момента получения конкретной задачи на атаку до вылета, должно быть минимальным и устанавливается специальными инструкциями или приказами, исходя из технических свойств и конструктивных особенностей состоящей на вооружении материальной части и из возможных вариантов боевой задачи, с учетом подготовки и степени натренированности личного состава.

С целью сокращения сроков боевой готовности штурмовиков, самолеты после каждого полета должны быть сразу же подготовлены к следующему вылету, независимо от того, назначен или еще не назначен следующий вылет. Тогда при получении следующей задачи на атаку остается лишь произвести боевую зарядку, усвоить новую задачу и подготовиться к ее выполнению.

Тактическая авиация

Тактическая авиация

часть ВВС во многих странах, предназначенная для ведения боевых действий самостоятельно или совместно с сухопутными войсками и ВМС. На вооружении тактической авиации состоят тактические истребители, истребители-бомбардировщики, штурмовики, истребители ПВО, разведывательные и военно-транспортные самолеты, вертолеты.

EdwART. Толковый Военно-морской Словарь , 2010


Смотреть что такое "Тактическая авиация" в других словарях:

    Тактическая авиация - часть ВВС во многих капиталистических государствах, предназначенная для решения оперативно тактических задач как во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС, так и самостоятельно. Является главной ударной силой ВВС этих государств … Словарь военных терминов

    Авиация военно морского флота Неофициальная эмблема Авиации ВМФ России Страна … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Армейская авиация (АА) (так … Википедия

    МОРСКАЯ АВИАЦИЯ, род сил военно морского флота (военно морских сил), предназначенный для уничтожения сил флота противника, прикрытия корабельных группировок, ведения воздушной разведки. В составе морской авиации РФ: морская ракетоносная авиация,… … Энциклопедический словарь

    Один из видов авиации ВВС, в некоторых иностранных государствах (США, Великобритания и др.) называется тактической авиацией. Предназначена для решения боевых задач в боях и операциях сухопутных войск и ВВС, а на приморских направлениях и… …

    Род дальней (стратегической), фронтовой авиации и авиации ВМФ, предназначенный для ведения воздушной разведки с целью добывания сведений о противнике на сухопутных и морских (океанских) театрах военных действий. В армиях наиболее развитых … Большая советская энциклопедия

    ТА - тактическая авиация танковая армия телефонный аппарат территориальное агентство технический архив тормозная аппаратура торпедный аппарат транспортная авиация транспортный автомобиль тягач аккумуляторный тяговый агрегат … Словарь сокращений русского языка

    Сюда перенаправляется запрос «Авианалёт». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия

    Первый тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец» Стратегический бомбардировщик США B 2 Spirit Бомбардировщик военный самолёт, предназначенный для поражения наземных (подземных) или надводных (подводных) объектов при помощи бомбового или ракетного… … Википедия

Окончилась гражданская война в Ливии, победу в которой одержали противники Каддафи, получившие поддержку государств – членов Североатлантического альянса. Прежде всего, она заключалась в ударах по войскам лидера Джамахирии, которые наносили ВВС ряда стран НАТО, что вызывало тревогу и возмущение Москвы. Вместе с тем есть повод объективно оценить состояние парка боевых самолетов блока. Каков он сегодня и каким будет завтра?

Авиация вооруженных сил США остается самой мощной в мире. И со времен Второй мировой составляет основу военной мощи Соединенных Штатов вообще. Именно подавляющее превосходство в воздухе традиционно обеспечивает США победы в войнах . В ходе противоборства с Японией в 1942–1945 годах, едва зацепившись за плацдарм на очередном тихоокеанском атолле, американцы немедленно начинали строить аэродром, часто прямо под огнем врага.

Сейчас они научились сокрушать противника одной авиацией – как это было в 1999 году в Югославии. Да, когда надо, им приходится проводить и наземные операции, как в Ираке в 2003-м. Но при обязательном условии – над головой солдат сухопутных войск должны постоянно висеть свои самолеты.

Вот почему в данной статье вначале речь пойдет о боевой авиации США. Однако сразу сделаю несколько оговорок. Автор уделит внимание только самолетам, способным применять оружие по наземным, воздушным и надводным целям, имеющимся в ВВС (включая ВВС Национальной гвардии и ВВС резерва) и ВМС Соединенных Штатов. Вне рамок материала останется вспомогательная и армейская авиация, а также узкоспециальные машины (противолодочные Р-3 и Р-8 и противопартизанские АС-130).

Однако будут упомянуты самолеты, находящиеся на хранении на базе «Дэвис-Монтан». При этом надо иметь в виду, что многие из них используются в качестве источника запчастей и потому не могут быть возвращены в строй. Статус каждой конкретной тамошней машины неизвестен, предположительно реальным резервом для регулярных частей является примерно половина самолетов.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Основу стратегической авиации США по-прежнему составляют бомбардировщики В-52 . Точнее – 102 машины модификации В-52Н. Но в строю остаются лишь 76 самолетов, а еще 13 находятся на базе «Дэвис-Монтан».

Несмотря на очень почтенный возраст (самому молодому В-52Н в следующем году исполнится 50 лет), огромная бомбовая нагрузка, в частности способность нести 20 КРВБ, делает эту машину безальтернативной для американских ВВС. Более того, поскольку по каждый стратегический бомбардировщик засчитывается за один заряд, роль В-52Н в СЯС США возрастет . Вывод этих самолетов из боевого состава ВВС начнется не ранее 2035 года.

Вторым «столпом» американской стратегической авиации является «невидимка» B-2 – машина очень эффективная, однако исключительно дорогая в изготовлении и эксплуатации. Из-за этого вместо 132 бомбардировщиков, как изначально планировалось, был построен только 21 самолет. Ныне в строю находится 19 В-2 (один потерян в катастрофе, еще один используется в исследовательских целях).

Официально переориентирован на выполнение боевых задач, не связанных с применением ядерных боеприпасов. Но он сохраняет межконтинентальную дальность полета и способность нести большое количество оружия (в том числе ядерного). Из 100 машин этого типа в строю остается 67, на «Дэвис-Монтане» – еще 16.

В ближайшие годы американцы предполагают начать разработку нового стратегического бомбардировщика для замены В-52, однако пока нельзя сказать ничего конкретного ни о его ТТХ, ни о возможном количестве самолетов.

ТАКТИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ

Основным ударным самолетом тактической авиации ВВС США является F-15Е «Страйк Игл» . Из 236 машин этого типа в строю остается 218. Все они относительно новые (выпускались в 1986–2001-м) и прослужат еще долго.

В 1975–1982 годах было произведено 706 штурмовиков А-10 «Тандерболт» , сегодня продолжают эксплуатироваться 333, включая около сотни самолетов наблюдения и целеуказания ОА-10 (старше «Тандерболтов» в ВВС США только В-52Н). Еще 173 штурмовика – на «Дэвис-Монтане».

Основной истребитель воздушного боя в американских ВВС – F-15 «Игл» , выпускавшийся в 1971–1986 годах (всего построено 893 машины: 364 F-15А, 59 F-15В, 409 F-15C, 61 F-15D). Однако выработка ресурса становится для него очень серьезной проблемой. Сегодня в строю – 231 F-15С и 41 F-15D . 212 машин всех четырех модификаций хранятся на «Дэвис-Монтане».

Предполагалось, что в роли тяжелого истребителя F-15 заменит первый в мире самолет пятого поколения F-22 «Рэптор» . Первоначально намечалось изготовить 750 таких машин. Но после многочисленных сокращений это количество было уменьшено до 187. Сейчас в строю имеется 172, еще 11 достраивается (кроме того, три потеряно в катастрофах, один используется как наземный учебный стенд). Однако теперь стало ясно, что 183 «Рэптора» никак не могут заменить почти 900 «Иглов».

F-22 имеет над F-15 действительно подавляющее превосходство только по одному параметру – цене: 300–400 миллионов долларов против 30–50 миллионов . Однако ракет «воздух-воздух» (причем одних и тех же – AIM-120 и AIM-9) «Рэптор» несет в полтора раза меньше, чем «Игл». Считается, что F-22 более живуч благодаря своей невидимости, но и на выживаемость F-15 (хотя в нем нет ничего «стелсовского») никаких жалоб не поступало. Нет ни одного подтвержденного факта потерь этого самолета в воздушных боях, а ведь он прошел через множество войн.

F-22 «Рэптор» же перестает быть невидимым, едва включает бортовую РЛС. Поскольку число F-15 и дальше будет быстро сокращаться, дефицит тяжелых истребителей рискует превратиться для США в серьезную проблему . По их количеству, как это ни странно прозвучит, американцы могут отстать от России, а затем и от Китая.

Впрочем, назревает проблема и с легкими истребителями. В 1972–2001 годах ВВС США получили 2267 самолетов F-16 «Файтинг Фалкон» , из коих после 1991-го – немногим более 200. Сейчас в строю остается 1020 машин модификаций С и D. Плюс 571 истребитель – на «Дэвис-Монтане» (там имеются все четыре модификации «Файтинг Фалкона»). Еще 14 F-16, ранее предназначавшихся Пакистану, передали американской морской авиации. Количество эксплуатируемых F-16 продолжает быстро сокращаться из-за выработки ресурса, уже в этом или начале следующего года их число в строю впервые за четверть века опустится ниже тысячи.

Для замены F-16, а заодно и А-10 планировалось выпустить 1763 легких истребителя пятого поколения . Однако данная программа столкнулась с серьезными техническими проблемами, что привело к отсрочке начала массового производства, а главное – к стремительному росту цены самолета.

Изначально предполагалось, что F-35 должен стоить меньше F-16, но еще до начала производства он оказался как минимум вдвое дороже даже самых современных экспортных вариантов «Файтинг Фалкона» и в пять-шесть раз – первоначального F-16, дешевле которого его предполагалось сделать. Вдобавок очень сложно представить, что крайне дорогой, не имеющий конструктивной защиты F-35 может реально заменить простой, дешевый, бронированный А-10 в качестве самолета, работающего непосредственно над полем боя под огнем ПВО противника.

Радиолокационная малозаметность F-35 в данном случае будет бесполезна, поскольку в оптическом диапазоне он прекрасно виден. Пока построена всего дюжина F-35А, развертывание полномасштабного производства откладывается, по-видимому, до 2018 года. К той поре в строю останется вряд ли больше 500 «Файтинг Фалконов» и 200 «Тандерболтов». Между тем в условиях предполагаемых значительных бюджетных сокращений крайне сложно представить, что будет действительно выпущено 1763 F-35А.

Помочь исправить ситуацию отчасти могли бы . Однако «Предатор» и «Рэйвен» пригодны лишь для противопартизанской войны, в условиях же противодействия ПВО они окажутся «одноразовыми изделиями». О других вариантах боевых БПЛА сейчас ничего вразумительного неизвестно.

МОРСКАЯ АВИАЦИЯ

В 1980–2000 годах ВМС США закупили 1048 машин F/А-18 «Хорнет» четырех модификаций (379 – А, 42 – В, 463 – С, 164 – D). После чего началось производство истребителей модификаций Е и F «Супер Хорнет», а также самолета РЭБ ЕF-18G «Гроулер», которое продолжается до сих пор. При этом надо иметь в виду, что двухместные модификации D и F являются полноценными боевыми машинами, а не просто учебно-боевыми вариантами С и Е, как в случаях с F-15 и F-16.

На данный момент в строю числится 119 F/А-18А, 22 F/А-18В, 352 F/А-18С, 135 F/А-18D, 195 F/А-18E, 239 F/А-18F, 45 EF-18G . Количество F/А-18Е/F предполагается довести до 515, EF-18G – 114. Приблизительно 100 машин первых трех модификаций находятся на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС.

На вооружении авиации морской пехоты также имеются СВВП AV-8 «Харриер» , строившиеся США по английской лицензии. Из 392 самолетов этого типа различных модификаций в строю сейчас остается 150.

Заменить все «Харриеры» и F/А-18 (А, В, С, D) предполагается 340 палубными F-35С (260 – в авиации флота, 80 – морской пехоты) и таким же количеством F-35В (короткий взлет, вертикальная посадка) . Однако как было сказано выше, будущее F-35 неочевидно. Пока в строю имеется три F-35С в авиации флота и шесть F-35В в авиации морской пехоты.

Все чаще звучат разговоры о том, что можно вообще отказаться от самого дорогого и самого сложного в изготовлении F-35В. Положение морской авиации по сравнению с ВВС легче именно потому, что продолжается производство F/А-18, в ВВС же F-35 нет альтернативы, его надо «доводить» любой ценой. Кроме того, ВМС разрабатывают палубный боевой , характеристики которого, видимо, будут гораздо выше, чем его «собратьев» из ВВС.

Таким образом, роль морской авиации для вооруженных сил США может заметно возрасти в связи с дефицитом самолетов в ВВС. Правда, ее возможности объективно ограничены количеством боеготовых авианосцев, которое в ближайшем будущем, по-видимому, уменьшится до девяти единиц.

Таким образом, сегодня во всех компонентах ВС США насчитывается 3470 боевых самолетов .
Еще примерно 1080 – на «Дэвис-Монтане» и в резерве авиации ВМС. Если же исходить из того, что в строй можно вернуть примерно половину машин с этой базы, максимальный боевой авиационный потенциал Америки – 4000 машин .

Кроме того, можно сказать о том, что на «Дэвис-Монтане» находится еще 868 боевых самолетов тех типов, которые уже выведены из боевого состава ВВС и авиации ВМС (F-111, F-4 «Фантом», F-14 «Томкэт», А-4 «Скайхок», А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар»). В истории были случаи, когда списанные машины возвращались в строй и шли на войну.

Например, во Вьетнам направили извлеченных с того же «Дэвис-Монтана» участников Корейской кампании В-26 и А-1. Однако тогда они все же были гораздо моложе, чем нынешние ветераны, поэтому возвращение последних в строй представляется малореальным, если только американцы не переделают их в боевые беспилотники для прорыва ПВО. Впрочем, гораздо вероятнее, что эти самолеты постепенно отстреляет американская же ПВО, используя их в качестве мишеней.

Подавляющее большинство самолетов боевой авиации США дислоцировано на их национальной территории либо на авианосцах . Группировка ВВС в Европе составляет сегодня 185 машин, в Восточной Азии (Южной Корее и Японии) – около 200. Несколько десятков самолетов на ротационной основе находятся в Афганистане и странах Персидского залива.

В общем, США по-прежнему располагают гигантской воздушной мощью, которой с большим избытком достаточно для победы в любой локальной войне . Тем не менее, количество боевых самолетов в их ВС сегодня является самым маленьким за последние семь десятилетий, а их средний возраст – самым большим за всю историю американской авиации.

Причем сокращение количества и рост среднего возраста самолетов будут неизбежно продолжаться и дальше. Это станет заметным объективным ограничителем для ведения Америкой нескольких войн одновременно или одной, но по-настоящему серьезной войны. Боевые беспилотники в обозримом будущем полноценной заменой самолетов ни по количеству, ни по качеству стать не смогут, оставшись в первую очередь противопартизанским оружием.

Продолжение следует…

/А.Храмчихин, зам.директора Института политического и военного анализа, vpk-news.ru /

Создание новых и совершенствование существующих средств воздушно­го нападения сопровождается появлением новых концепций боевых дейст­вий. Так, в США разработана концепция "воздушно-наземная операция", которая принята в качестве основного способа ведения боевых действий в операциях армейского корпуса и предполагает поражение противостоящего противника на всю глубину построения его боевых порядков. Военное руко­водство США и НАТО при проведении таких операций отводит важную роль тактической авиации, считая ее главной ударной силой, способной в значительной степени восполнить недостаток требуемых сил в сухопутных войсках. Это определяется ее высокой боевой готовностью, достаточной ударной мощью, широким кругом выполняемых задач и большой дально­стью действий. Роль авиации неизмеримо возрастает при ведении боевых действий без применения ядерного оружия, так как она является практиче­ски единственным средством, способным наносить удары по противнику на всю глубину оперативного построения его войск.

2.1. Тактическая авиация, ее предназначение и организационная структура

Тактическая авиация (ТА) предназначена для:

Завоевания и удержания превосходства в воздухе;

Авиационной поддержки сухопутных войск;

Изоляции районов боевых действий;

ПВО своих войск.

Кроме того, самолёты ТА ведут воздушную разведку, РЭБ и выпол­няют другие задачи.

Завоевание и удержание превосходства в воздухе является непремен­ным условием успешного ведения боевых действий. Под термином "пре­восходство в воздухе" понимается достижение такого положения в воз­душном пространстве, при котором сухопутным войскам, ВМС, авиации обеспечивается возможность выполнять задачи, не встречая значитель­ного противодействия со стороны ВВС и ПВО противника.

Завоевание превосходства в воздухе планируется достичь нанесением массированных ударов по аэродромам, позициям зенитных средств, пунктам управления и уничтожением самолетов противника в воздухе. При этом главными ударными средствами будут тактические истребите­ли F-15, F-16, F-117, "Торнадо".

Авиационная поддержка сухопутных войск. Непосредственная авиа­ционная поддержка считается одной из важнейших задач ТА, предусмат-

ривает нанесение ударов с воздуха по целям, которые не могут быть уничтожены средствами сухопутных войск или могут понести при этом большие потери, и возлагается главным образом на авиационные части и подразделения, на вооружении которых имеются штурмовики А-10А, "Альфа Джет", тактические истребители типа "Торнадо", F-15, F-16.

Изоляция районов боевых действий состоит в том, чтобы воспретить своевременный ввод в сражение вторых эшелонов (резервов) противника, сорвать (ограничить) маневр войсками, затруднить (исключить) подвоз ма­териальных средств. Основными объектами ударов ТА при этом являются:

ракетно-ядерные средства, вторые эшелоны и резервы в местах сосредоточе­ния и на марше, переправы, аэродромы, базы снабжения, КП (ПУ). К уча­стию в ударах привлекаются истребители-бомбардировщики.

Основной тактической и административной частью ТА стран, входящих в НАТО, является авиационное крыло (авиационная эскадра в ВВС ФРГ) (рис.2.1 и 2.2). Крылья подразделяются на тактические истребительные авиационные (ТИАКР) и тактические разведывательные авиационные (ТРАКР) и состоят из штаба, двух - четырех эскадрилий, подразделений об­служивания. Крыло имеет, как правило, однотипное вооружение. ТИАКР имеет 3 эскадрильи по 24 самолета в каждой. ТРАКР в своем составе имеет 2 эскадрильи по 18 самолетов в каждой. Основным тактическим подразделе­нием ТА является эскадрилья. Существуют истребительная (ТИАЭ) и разве­дывательная (ТРАЭ) авиационные эскадрильи. ТИАЭ имеет 4 звена по 6 са­молетов. ТРАЭ имеет 3 звена по 6 самолетов.

Рис.2.1. Организация ТИАКР Рис.2.2. Организация ТРАКР

В последние годы значительное внимание уделяется развитию палубной авиации как более гибкому средству авиационной поддержки войск. Палуб­ная авиация входит в состав авиации ВМС и морской пехоты. Она предна­значена для действий с многоцелевых авианосцев (а штурмовики морской пехоты и с десантных кораблей) и нанесения ударов по морским, прибреж­ным наземным объектам, а в случае необходимости и в глубине территории противника, причем и в районах, весьма далеких от побережья (учитывая тактический радиус современных палубных самолетов). В настоящее время в составе авиации ВМС помимо вертолетов имеются палубные самолёты:

противолодочные S-3 "Викинг"; ДРЛОУ Е-2С "Хокай"; РЭБ ЕА-6В; истре­бители F-8E (только в ВМС Франции), F-14, F/A-18, «Си Харриер»; штурмовики А-6Е, «Супер Этандар», AV-8B. Они могут нести ядерное и обычное вооружение. В англо-аргентинском конфликте 100% ТА Великобритании составляла авиация ВМС, базировавшаяся на авианосец и авианесущие ко­рабли. Состав ТА ВМС США достигает 48 % от всей ТА США, при этом необходимо помнить, что в интересах ВМС может действовать ТА морской пехоты (до 8 % от всей ТА США) как с собственных кораблей (десантных вертолетоносцев), так и с авианосцев флота. Так, в Персидском заливе дей­ствовало до 60 самолетов морской пехоты США. Зная, что США имеют 14 боевых авианосцев и 12 авианесущих кораблей, а авианосец типа "Честер У. Нимитц" может иметь на борту до 95 самолетов (из них 80 - 85 самоле­тов ТА), можно рассчитать примерную численность группировки ТА, кото­рая может быть создана в любой точке Мирового океана за две-четыре не­дели (не принимая в расчет наличие ближайших сухопутных авиабаз). Это позволяет оперативно реагировать на любое изменение военной обстанов­ки. Кроме того, имеется один учебный авианосец и два в резерве.

Отличительными конструктивными особенностями самолетов палуб­ной авиации, связанными с базированием на кораблях, являются:

Наличие хвостового крюка (гака) для зацепления троса аэрофини­шера при посадке для сокращения пробега;

Наличие крепления для катапульты (для обеспечения взлета);

Усиление конструкции ЛА для компенсации повышенных взлетно-посадочных нагрузок;

Использование специального бортового оборудования для полетов над морем.

В последние годы появился класс самолетов вертикального (укоро­ченного) взлета и посадки (СВВП), что существенно расширило область применения ПА, особенно при поддержке морских десантов, действуя как со специальных, так и с переоборудованных кораблей (в том числе и гра­жданских). Так, в США самолеты такого класса (AV-8B) сосредоточены в авиации морской пехоты.

Всего в ВМС НАТО 33 авианесущих корабля, кроме того, 2 (и 1 в по­стройке) в ВМС Франции и 5 - в ВМС третьих стран.