Отделение изучения древностей Майнцского университета Иоганна Гутенберга получит 30 000 евро через программу сохранения культурного наследия Министерства иностранных дел Германии, чтобы отреставрировать дворец халифа Хурбат аль-Минья на берегу Галилейского моря (озера Кинерет). Дворцовый комплекс занимает территорию в пять тысяч квадратных метров и был раскопан в 1932-1939 гг. немецкими археологами из Гёрресовского общества и Музея исламского искусства в Берлине. Земля, на которой расположен дворец, по сей день принадлежит Германской ассоциации Святой земли и находится в ведении израильского Управления природы и парков.
Дворец из белого известняка на основании из чёрного базальта был построен халифом Валидом I (705-715) из омейядской династии, основавшей первый халифат на Святой земле (661-750 гг.). Во дворце находится одна из древнейших мечетей Израиля. Через несколько лет после начала строительства произошло сильное землетрясение, в результате которого образовалась трещина, рассёкшая мечеть и всё восточное крыло дворца. Видимо, из-за этого строительство так и не было окончено. В Средние века на этом месте крестоносцы устроили печь для обработки сахарного тростника. Производство, вероятно, обогатило владельцев, но нанесло огромный урон зданию, поскольку требовало большого количества воды и топлива. Со времён археологических раскопок обнажившиеся руины подвергаются воздействию осадков и растительности.
Реставрационный проект, спонсируемый Министерством иностранных дел Германии, призван подчеркнуть важность отмечаемого в этом году юбилея - 50 лет дипломатическим отношениям Израиля и Германии. Проектом руководит археолог д-р Ханс-Петер Кунен (Hans-Peter Kuhnen) - глава отделения изучения древностей Майнцского университета, занимающийся исследованием памятника Хурбат аль-Минья вместе со студентами университета с 2009 года. "Год за годом мы становились свидетелями постепенного разрушения дворца. Предоставляя финансовую поддержку данному проекту, Германия берёт на себя ответственность за важный археологический памятник, который был раскопан благодаря немецкой инициативе в тридцатых годах. В то же время мы сотрудничаем с израильским Управлением парков, наши студенты получают опыт реставрации археологического памятника, а кроме этого, мы создаём пример диалога археологов с исламом," - подчеркнул Кунен. Он также является одним из авторов путеводителя по комплексу Хурбат аль-Минья 2014 г., вместе с Франциской Блох (Franziska Bloch) из Немецкого археологического института.
Германия оказывает поддержку в сохранении культурного наследия по всему миру в рамках программы, организованной Министерством иностранных дел Германии, начиная с 1981 года.
Фото: Давид Эран, Тель-Авив.
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ
В эпоху первых арабских завоеваний и во времена правления династии Омейядов (661-750 гг.), воцарившихся в древнем городе Дамаске (Сирия), новые поселения возникали вдали от столицы, на путях продвижения военных отрядов. Города Куфа и Ба"сра на юге и Мосу"л на севере Ирака, Фустат в Египте и Кайруан в Тунисе скорее напоминали укреплённые военные лагеря. Для защиты и расширения границ мусульманского мира на его окраинах сооружались крепости - рибаты, обители благочестивых воинов, борцов за веру.
В сельских районах Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них - Кусейр-Амра (10-е гг. VIII в.), Мшатта (первая половина VIII в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. VIII в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (около 728 г.) в Сирии - были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Эти замки и сохранившиеся в тунисских городах Сус и Монастир рибаты сложены были из тёсаного камня. Внешние стены с башнями-бастионами и единственным входом в центре главного фасада образовывали в плане квадрат. Все помещения выходили на мощёный внутренний двор.
Развитие культовой архитектуры халифата Омейядов в Сирии и Палестине началось, когда в Иерусалиме воздвигли знаменитую Куббат ас-Сахру (Купол Скалы) - третью по значению после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине святыню мусульман. Традиция связывает сооружение Куббат ас-Сахры с важнейшим событием Священной истории ислама - чудесным вневременным ночным путешествием Мухаммада из Мекки в Иерусалим и восхождением к престолу Аллаха. Тогда Пророку было дано наставление относительно обязательной ежедневной пятикратной молитвы и показаны древо, венчающее мир, небесная Кааба, рай и ад.
Куббат ас-Сахра была воздвигнута в 687-691 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, - здесь, по преданию, Авраам в подтверждение своей веры готов был принести в жертву Богу сына, а Соломон построил Иерусалимский храм. По словам историка X в. аль-Мукаддаси, это здание должно было затмить находящуюся ря-
Кусейр-Амра. 10-е гг. VIII в. Иордания .
****Авраам почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Мусульмане зовут его Ибрахимом и чтят как первого проповедника единобожия, родоначальника евреев и арабов, а также восстановителя разрушенной Потопом Каабы. Соломон (965-928 гг. до н. э.)-древнееврейский царь, почитаемый мусульманами как пророк Сулейман.
*Сталактиты - вид архитектурного украшения, внешне напоминающею природные сталактиты (известковые отложения в пещерах), за что они и получили такое название.
**Фонарь - выделенная часть архитектурного сооружения с проёмами для освещения и вентиляции.
***Шатёр - коническое или пирамидальное четырёх - или многогранное перекрытие здания.
дом христианскую церковь Святого Гроба, «дабы не ослеплялись умы мусульман» её великолепием и огромностью. В 874 г. арабский историк аль-Йакуби писал по поводу места возведения и архитектуры иерусалимской святыни: «Это Скала, о которой сообщают, что на неё Посланник Божий поставил свою стопу... затем Абд аль-Малик (халиф в 685- 705 гг. -Прим. ред.) построил над Скалой купол... и люди взяли в обычай обходить Скалу точно так, как они это делали вокруг Каабы». Мусульмане воспринимали Куббат ас-Сахру как символ победы и торжества ислама.
Зодчим удалось создать сооружение, действительно царящее над городом: в панораме Старого Иерусалима сразу бросается в глаза огромный, излучающий золотое сияние купол, вознесённый над скалой. На половине высоты центральная, купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, внутреннее помещение которой разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Под скалой находится пещера, превращённая в небольшое святилище.
Внутри Куббат ас-Сахры четыре мощных столба с расставленными между ними изящными мраморными колоннами обрамляют скалу, выступающую над уровнем пола на полтора метра. Высота подкупольного пространства (около двадцати метров) равна диаметру купола, что придаёт конструкции здания устойчивость и удивительную пропорциональность. Соразмерность Куббат ас-Сахры связана также с тем, что в пей число архитектурных элементов каждого вида кратно четырём. Возможно, это не случайно, поскольку число «четыре» ассоциируется с четырьмя буквами в арабском написании слова «Аллах» и с квадратом как символом Каабы.
Внутреннее убранство здания поражает великолепием. Его стены облицованы узорчатыми мраморными панелями; колонны увенчаны золочёными капителями; над ними
Куббат ас-Сахра (Купол Скалы). 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Куббат-ас-Сахра (Купол Скалы). Интерьер. 687-691 гг. Иерусалим. Израиль.
Мечеть Омейядов. 705-715 гг. Дамаск. Сирия.
протянулись массивные балки, которые, как и притолоки четырёх входных дверей, обшиты снизу бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой. Верхние части окон и обрамления арок украшают мозаики зелёных, синих, перламутровых, пурпурных и золотых тонов. Купол, заново поставленный в 1022 г., изнутри покрыт узорным рельефом и росписью. Не менее пышно и наружное оформление здания, обновлённое в XVI и XIX вв.
В городах Сирии и Палестины первые соборные мечети строились на участках, купленных у христиан. В новых сооружениях использовались материалы и части прежних зданий. Так был возведён один из самых значительных памятников эпохи - Большая мечеть Омейядов в Дамаске (705-715 гг.), в которую вошли остатки римского святилища Юпитера Дамасского и христианской церкви Иоанна Крестителя. Дамасская мечеть внутри была украшена цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада.
Памятники изобразительного искусства периода правления Омейядов - мозаики Купола Скалы и Большой мечети в Дамаске, произведения живописи и скульптуры из «замков пустыни» - показывают, как приобретало характерные черты искусство мусульманского Средневековья. Сюжетные линии, связывающие изображения с реальностью, постепенно утрачивались. Всё большее значение приобретала декоративность. Трёхмерное восприятие пространства сменилось двухмерным, объёмная трактовка фигур - их силуэтной или контурной прорисовкой. В композицию вводились мотивы, выработанные официальным искусством империй Древнего Востока. Позднее, в средневековом искусстве Ирана, Ирака, Сирии, Египта и мусульманской Испании, эти традиции утвердились в узорах, изображённых на тканях, коврах, вышивках, керамике, изделиях из стекла и металла.
ИСКУССТВО ХАЛИФАТА АББАСИДОВ
Халифы династии Аббасидов (750- 1258 гг.) переместили центр Халифата в Ирак. Стремление этих правителей утвердить могущество династии выразилось в небывалом размахе градостроительства. Идея города как символа власти воплотилась в архитектуре повой столицы - Багдада (Ирак), основанного на берегу реки Тигр в 762 г. Первоначально город назывался Мадинат ас-Салам (Город Мира); предполагалось, что в нём будут жить представители всех социальных и этнических групп государства. Халиф лично осмотрел намеченный золой на земле план будущего города и поручил астрологам выбрать время его закладки. Мадинат ас-Салам - круглый в плане, укреплённый стенами и рвом, с четырьмя золотыми куполами над городскими воротами, обращенными на четыре стороны света, с дворцом халифа в центре жилой застройки - в сущности был моделью Вселенной, посередине которой стоял трон «повелителя правоверных (мусульман. - Прим. ред. )». Видимый отовсюду зелёный купол дворца халифов украшала бронзовая фигура всадника с копьём, которой молва приписывала способность указывать, откуда к столице приближается враг. Зелёный купол как бы венчал и дворец, и столицу, и всю империю, символизируя всевластие халифа, которого в эпоху Аббасидов стали считать заместителем самого Аллаха.
Подчёркнуто монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении построенного в середине IX в. города-резиденции Самарры (от арабского названия, которое в переводе означает «приятная для глаз»), протянувшейся более чем на тридцать километров вдоль берега Тигра. Первый из самаррских дворцов, Джаусак аль-
*Астрология (от греч. «астрон» - «звезда» и «логос» - «слово», «знание») - учение о связи расположения небесных светил и исторических событий, судеб людей и пародов.
Хакани, построенный в 836 г., занимал территорию, только ширина которой достигала около полутора километров. В Джаусак аль-Хакани были комплексы правительственных, парадных и жилых наземных и подземных (летних) помещений, анфилады дворов, подземные водосборные цистерны, сады с бассейнами, казармы, конюшни. Не превзойдённым по размерам культовым сооружением считалась кирпичная колонная Большая мечеть Самарры площадью 156х240 метров. От неё сохранились стены, укреплённые полукруглыми бастионами и угловыми башнями, и гигантский спиралевидный минарет Мальвия высотой свыше пятидесяти метров. В отличие от Багдада, возводившегося как дворец, каждый из дворцов Самарры строился как город, напоминая своей композицией и масштабами резиденции царей Ассирии и Вавилонии.
Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента - арабеска, как назвали его европейцы.
Прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876-879 г.) в Каире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мече-
Минарет Мальвия. Середина IX в. Самарра. Сирия.
АРАБЕСКА
Арабеска (от франц. arabesque - «арабский») - так назвали европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчёта. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора - геометрических фигур, растительных мотивов. В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ. Такой орнамент фактически исключает фон: один узор вписан в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». Рисунок арабески по ритму созвучен арабской классической поэзии и музыке и согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределённо продолжающейся ткани Вселенной». Бесконечное, протекающее в заданном ритме «движение» арабески может быть остановлено или продолжено в любой её точке без нарушения целостности узора. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации и размера: не существует никакой принципиальной разницы между орнаментальными композициями на стене здания или ковре, на переплёте рукописи и керамическом или ювелирном изделии.
Изразцы из Альгамбры. XIV в. Национальный археологический музей, Мадрид.
Изразцы из дворца Алькасар. XIV в. Севилья. Испания.
тей колонного типа. От иракских предшественниц её отличали более компактная планировка и появление удивительно пропорциональных
высоких стрельчатых арок, которые с этого времени стали характерной чертой произведений архитектуры в мусульманских странах.
История средневекового мусульманского мира насыщена бурными политическими событиями. В XI-XII вв. турки-сельджуки покорили Среднюю Азию, Иран, Северное Междуречье и Малую Азию. В XIII в. им на смену пришли монголы, захватившие Багдад в 1258 г. Они положили конец халифату Аббасидов.
В Северной Африке и Южной Испании распространилась власть династий Альморавидов (1056-1146 гг.) и Альмохадов (1121/1122-1269 гг.). Около трёх столетий в сердце мусульманского мира правили (вплоть до 1171 г.) основатели Каира (969 г.) халифы Фатимиды, а затем султаны Айюбиды (конец XII - первая половина XIII в.) и Мамлюки (1250-1517 гг.). На Среднем Востоке в результате захватнических войн среднеазиатского правителя Тимура (1370-1405 гг.) была создана держава, положившая начало эпохе великих мусульманских империй позднего Средневековья.
По результатам исследований в Западной Палестины в 1894 году, американский археолог Фредерик Блисс описывает три больших кургана, к северу от Иерихона, одним из которых являлся дворец Халифа Хишама или Хирбет аль-Мафджар. В то время масштабные раскопки не проводились, но в 1934-1948 годах палестинский археолог Дмитрий Барамки вместе с другими мирового уровня археологами провели 12 сезонов раскопок объекта. Позднее, в 1959 году, археолог Роберт Гамильтон опубликует наиболее полную из когда-либо написанных монографию о раскопках кургана «Khirbat al-Mafjar: An Arabian Mansion in the Jordanian Valley».
Установление аутентичности и принадлежности дворца, известного как дворец халифа Хишама, всегда были проблематичными: в средневековых исторических и литературных текстах нет упоминаний о дворце или его описаний, а в ходе самих раскопок на территории кургана были обнаружены лишь несколько остраконов (черепок глиняного сосуда, ракушки, сланца, известняка) с надписями на арабском. На двух из найденных остраконов упомянуто имя халифа Хишама, что позволило археологом отнести строительство дворца к периоду правления Хишама (с 727 по 743 н.э.).
Таким образом, в период раскопок Барамки объект получил название дворец Хишама, однако позже Гамильтон выдвинул альтернативную версию, утверждая, что дворец был расстроен и перестроен халифом Валидом ибн Язидом (Валид II), наследником Хишама ибд аль-Малика, в краткий период его правления в 743-47 гг.
Одно несомненно - Хирбет аль-Мафджар представлял собой жемчужину строительства Омейядского халифата, образчик великолепных художественных работ раннего исламского периода и может рассматриваться в качестве примера при оценке всех «замков в пустыне» того периода.
Главное здание дворцового комплекса - Большой Зал, - бани, зал для приемов представляли собою чудо тогдашней архитектуры и искусства. Десятки метров роскошных мозаик, ковры, необычайной красоты и искусности стукко (техника имитации работы по мрамору) и фрески, все это, разумеется, веделяло дворец даже среди таких мощных конкурентов, как дворцы Самарры или Каира.
Закат прекрасных дней дворца также покрыт туманом. После убийства халифа Валида II, дворец пришел в запустение, так и не быв никогда достроенным, а затем сильно пострадал и был разрушен во время серии землетрясений, а также, видимо, был разграблен.
«Древо жизни» - так называется одна из самых красивых мозаик Ближнего Востока, если не всего мира. Ею был устелен пол гостевой комнаты банного комплекса. Имитирующая прекрасные персидские ковры, мозаика относительно неплохо сохранилась, лишь немногим пострадав от землетрясений.
Многие статуи, колонны, мозаики и т.д. сегодня хранятся в Музее Израиля и в музее Рокфеллера в Иерусалиме, однако нет ничего интереснее и важнее увидеть своими глазами то место, где среди сегодняшних музейных экспонатов ходили обитатели дворца Хишама.
TravelLab
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» ЕМР РТ
Реферат на тему:
Дворец Халифа
Работу выполнила
Ученица 6 класса
МБОУ «Гимназия №2»
ЕМР РТ
Романова Полина
Учитель:Ганиева Н.Н.
Оценка ____________
Елабуга - 2013
Содержание
Введение
Основание Арабского халифата
Халифат муджахиров
Исламское государство. Организация
власти и управления
Судебная система
Законоведение халифата
Армия
Упразднение Арабского халифата
Организация власти и управления.
Список использованных источников
Введение
Цель и задача:
Охарактеризовать социально- политическое
положение Аравии в VI-VII вв.; определить
основные вехи становления ислама;
рассмотреть ислам как одну из
мировых религий; подвести к пониманию
возникновения и причины распада
Арабского халифата.
Актуальность.
Изучение данной темы можно
связать с современностью. В настоящее
время существует более двух десятков
арабских государств, которые занимают
территорию Передней Азии и Северной
Африки от Двуречья до Гибралтарского
пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории
существовало могущественное государство
- Арабский халифат. В своей работе
я постаралась рассказать о возникновении
Ислама, как образовалось государство
Арабский халифат, и проследить его судьбу.
Основание Арабского
халифата
Самым процветающим государством
Средиземноморья на всем протяжении
средних веков наряду с Византией
стал Арабский халифат, созданный пророком
Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и
его преемниками. В Азии, как и
в Европе, эпизодически возникали
военно-феодальные и военно-бюрократические
государственные образования, как
правило, в результате военных покорений
и присоединений. Так возникла империя
монголов в Индии, империя Танской
династии в Китае и др. Сильная интегрирующая
роль выпала христианской религии в Европе,
буддисткой в государствах Юго-Восточной
Азии, исламской на Аравийском полуострове.Сосуществование
домашнего и государственного рабовладения
с феодально-зависимыми и родообщинными
отношениями продолжалось в некоторых
странах Азии и в этот исторический период.
Халифат как средневековое государство
сложился в результате объединения арабских
племен, центром расселения которых являлся
Аравийский полуостров, расположенный
между Ираном и Северо-Восточной Африкой.
Характерной чертой возникновения государственности
у арабов в VII в. была религиозная окраска
этого процесса, который сопровождался
становлением новой мировой религии -
ислама. Политическое движение за объединение
племен под лозунгом отказа от язычества,
многобожия, объективно отражавшее тенденции
зарождения нового строя, получило название
«ханифского». Поиски проповедниками-ханифами
новой истины и нового бога, происходившие
под сильным влиянием иудаизма и христианства,
связаны прежде всего с именем Мухаммеда.
Мухаммед (около 570-632 гг.), разбогатевший
вследствие удачного брака пастух, сирота
из Мекки, на которого «снизошли откровения»,
записанные затем в Коране, провозгласил
необходимость установления культа единого
бога - Аллаха и нового общественного порядка,
исключавшего племенную рознь. Главой
арабов должен был стать пророк - «посланник
Аллаха на земле». Призывы раннего ислама
к социальной справедливости (ограничению
ростовщичества, установлению милостыни
беднякам, освобождению рабов, честности
в торговле) вызвали недовольство племенной
купеческой знати «откровениями» Мухаммеда,
что вынудило его бежать с группой ближайших
сподвижников в 622 году из Мекки в Ясриб
(позднее - Медина, «город Пророка»). Здесь
ему удалось заручиться поддержкой различных
социальных групп, включая кочевников-бедуинов.
Здесь же была возведена первая мечеть,
определен порядок мусульманского богослужения.
Мухаммед утверждал, что исламское учение
не противоречит двум уже ранее распространенным
монотеистическим религиям - иудаизму
и христианству, но только подтверждает
уточняет их. Однако уже в то время стало
ясно, что ислам содержит и нечто новое.
Достаточно отчетливо проявилась его
жесткость, а порой и фанатичная нетерпимость
в некоторых вопросах, особенно в вопросах
власти и права на власть. Согласно доктрине
ислама, власть религиозная неотделима
от светской и является основой последней,
в связи с чем ислам требовал одинаково
безусловного повиновения богу, пророку
и «тем, кто имеет власть». В течение десяти
лет, в 20-30-х гг. VII в. была завершена организационная
перестройка мусульманской общины в Медине
в государственное образование. Сам Мухаммед
был в нем духовным, военным предводителем
и судьей. С помощью новой религии и военных
отрядов общины началась борьба с противниками
новой социально-политической структуры.
Халифат муджахиров
Мусульманская держава некоторое
время после Мухаммеда оставалась
теократией в смысле признания ее
истинным владением Бога (государственное
имущество именовалось Божьим) и
в смысле стремления управлять государством
по заповедям Бога и примеру его
Посланника (пророк именовался также
расулом, т.е. посланником). Первое окружение
пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе
с пророком из Мекки) и ансаров (помощников), консолидировавшихся
в привилегированную группу, получившую
исключительное право на власть. Из ее
рядов после смерти пророка стали выбирать
новых единоличных вождей мусульман -
халифов («заместителей пророка»). Первые
четыре халифа, так называемые «праведные»
халифы, подавили недовольство исламом
среди определенных слоев и завершили
политическое объединение Аравии. Первым
главой государства в звании халифа сделался
муджахир, богатый купец и друг пророка
абу Бакр, управлявший поначалу без визира
(верховного чиновника из ансаров). Муджахир
Омар принял в свое ведение суд. Другой
муджахир, абу Убейда, стал ведать финансами.
Этому образцу обособленного ведения
административных, судебных и финансовых
дел стали подражать в последующем. Омар,
уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) пр авоверных. При нем же было введено летоисчисление
от хиджры (переселение в Медину, датированное
622 г.). При Омане была осуществлена канонизация
(составлена официальная редакция) текста
Корана. В VII - первой половине VIII в. были
завоеваны огромные территории из бывших
византийских и персидских владений, включая
Ближний Восток, Среднюю Азию, Закавказье,
Северную Африку и Испанию. Арабское войско
вступило и на территорию Франции, но было
разбито рыцарями Карла Мартелла в битве
при Пуатье в 732 г. Через 30 лет после смерти
пророка ислам разделился на три большие
секты, или течения, - на суннитов (опиравшихся в богословских
и правосудных вопросах на Сунну - сборник
преданий о словах и поступках пророка), шиитов (считали себя более точными
последователями и выразителями взглядов
пророка, а также более точными исполнителями
предписаний Корана) и хариджитов (взявших за образец политику и практику
двух первых халифов - абу Бакра и Омара).
В истории средневековой империи, получившей
название Арабский халифат, обычно выделяют
2 периода: дамасский, или период правления
династии Омейядов (661-750 гг.), и багдадский,
или период правления династии Аббассидов
(750-1258 гг.), которые соответствуют и основным
этапам развития арабского средневекового
общества и государства.
Исламское государство.
Организация власти и управления
Развитие арабского общества
подчинялось основным закономерностям
эволюции восточных средневековых
обществ при определенной специфике действия
религиозных и культурно-национальных
факторов. Характерными чертами мусульманского
общественного строя были доминирующее
положение государственной собственности
на землю с широким использованием рабского
труда в государственном хозяйстве (ирригация,
рудники, мастерские), государственная
эксплуатация крестьян посредством ренты-налога
в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная
регламентация всех сфер общественной
жизни, отсутствие четко выраженных сословных
групп, особого статуса у городов, каких-либо
свобод и привилегий. Поскольку юридическое
положение личности определялось вероисповеданием,
на первый план выступили различия в правовом
статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально
отношение к покоренным немусульманам
отличалось достаточной терпимостью:
они сохраняли самоуправление, свой язык
и собственные суды. Однако со временем
их приниженное положение становилось
все более очевидным: их взаимоотношения
с мусульманами регламентировались мусульманским
правом, они не могли вступать в браки
с мусульманами, должны были носить отличающую
их одежду, снабжать арабское войско продуктами,
уплачивать тяжелый поземельный налог
и подушную подать. Вместе с тем политика
исламизации (насаждения новой религии)
и арабизации (расселения арабов на покоренных
территориях, распространение арабского
языка) осуществлялась быстрыми темпами
без особого принуждения со стороны завоевателей.
На первом этапе развития халифат представлял
собой относительно централизованную
теократическую монархию. В руках халифа
была сосредоточена духовная (имамат)
и светская (эмират) власть, которая считалась
неделимой и неограниченной. Первые халифы
избирались мусульманской знатью, однако
довольно быстро власть халифа стала передаваться
по его завещательному распоряжению. В
дальнейшем главным советником и высшим
должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву,
визири могли быть двух типов: с широкой
властью или с ограниченными полномочиями,
т.е. только исполняющие приказания халифа.
В раннем халифате обычно практиковалось
назначение визиря с ограниченной властью.
К числу важных чиновников при дворе относились
также начальник личной охраны халифа,
заведующий полицией и особый чиновник,
осуществляющий надзор за другими должностными
лицами. Центральными органами государственного
управления являлись специальные правительственные
канцелярии - диваны. Они оформились еще при Омейядах,
которые ввели и обязательное делопроизводство
на арабском языке. Диван военных дел ведал
оснащением и вооружением армии. В нем
велись списки людей, входивших в состав
постоянного войска, с указанием получаемого
ими жалования или размеров пожалований
за военную службу. Диван внутренних дел
контролировал финансовые органы, занятые
учетом налоговых и иных поступлений,
с этой целью собирал необходимые статистические
сведения и пр. Особые функции выполнял
диван почтовой службы. Он занимался доставкой
почты и государственных грузов, руководил
строительством и ремонтом дорог, караван-сараев
и колодцев. Более того, это учреждение
фактически выполняло функции тайной
полиции. По мере расширения функций арабского
государства усложнялся и центральный
государственный аппарат, росло общее
число центральных ведомств.
Местные органы государственного
управления
Система местных органов
государственного управления на протяжении
VII-VIII вв. претерпевала значительные изменения.
Первоначально местный чиновничий
аппарат в покоренных странах
оставался нетронутым, сохранялись
и старые методы управления. По мере
упрочения власти правителей халифата
произошло упорядочение местной
администрации по персидскому образцу.
Территория халифата была разделена
на провинции, управляемые, как правило,
военными наместниками - эмирами, которые были ответственны
только перед халифом. Эмиры обычно назначались
халифом из числа своих приближенных.
Однако были и эмиры, назначенные из представителей
местной знати, из бывших правителей завоеванных
территорий. В ведении эмиров находились
вооруженные силы, местный административно-финансовый
и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников
- наибов. Мелкие административные подразделения
в халифате (города, селения) управлялись
должностными лицами различных рангов
и наименований. Нередко эти функции возлагались
на руководителей местных мусульманских
религиозных общин - старшин (шейхов).
Судебная система
Судебные функции в
халифате были отделены от административных.
Местные власти не имели права вмешиваться
в решения судей. Верховным судьей считался
глава государства - халиф. В целом же отправление
правосудия было привилегий духовенства.
Высшую судебную власть на практике осуществляла
коллегия наиболее авторитетных богословов,
которые одновременно являлись правоведами.
От имени халифа они назначали из представителей
духовенства нижестоящих судей (кади)
и специальных уполномоченных, которые
контролировали их деятельность на местах.
Правомочия кади были обширны. Они рассматривали
на местах судебные дела всех категорий,
наблюдали за исполнением судебных решений,
осуществляли надзор за местами заключения,
удостоверяли завещания, распределяли
наследство, проверяли законность землепользования,
заведовали так называемым вакуфным имуществом
(переданным собственниками религиозным
организациям). При вынесении решений
кади руководствовались прежде всего
Кораном и Сунной и решали дела на основе
их самостоятельного толкования. Судебные
решения и приговоры кади, как правило,
были окончательными и обжалованию не
подлежали. Исключение составляли случаи,
когда сам халиф или его уполномоченные
изменяли решение кади. Немусульманское
население обычно подлежало юрисдикции
судов, состоящих из представителей своего
духовенства.
По завету пророка Коран
кроме богослужебных целей имел
предназначение в качестве руководства
при отправлении правосудия. Однако
при Омане право по наложению
наказаний (худуж) было отнято у судей
и передано султану - самодержавному чиновнику,
наместнику халифа. Этот шаг объясняется
тем, что карательное (наказательное) право
в Коране представлено только незначительным
числом указаний и требований (всего около
80), и это было чревато обвинением халифа
или судьи по стиху Корана о «судящих не
по книге Божией» (Суры,48 и 5,51) и даже возможным
восстанием под лозунгом джихада (войны за веру).
Законоведение халифата
С расширением границ державы
исламские богословские и законоведческие
построения подвергались влиянию более
образованных инородцев и иноверцев.
Это сказалось на толкованиях
Сунны и тесно связанного с
ним фикха (законоведения). По мнению В.В.
Бартольда, примером пророка, извлекаемого
из Сунны, стали оправдывать такие положения,
которые на самом деле заимствовались
из других религий или римского правоведения.
«Правила о числе (пять) и времени обязательных
ежедневных молитв были заимствованы
у домусульманской Персии; из римского
права были заимствованы правила о дележе
добычи, по которым всадник получал втрое
больше пехотинца и полководец имел право
выбирать себе лучшую часть; таким же образом
мусульманское законоведение по примеру
римского права проводит аналогию между
военной добычей, с одной стороны, и произведениями
моря, находимыми в земле кладами и добываемыми
из рудников минералами - с другой; во всех
этих случаях в пользу правительства шла
1/5 дохода. Чтобы связать эти законоположения
с исламом, придумывались рассказы из
жизни пророка, будто бы совершавшего
молитву в установленное время, применявшего
указанные правила при делении добычи
и т.д.» Бартольд В.В. Ислам: Сборник статей. М., 1992. С. 29. В Омейядском
халифате, имевшем соприкосновение с римским
культурным наследием и произведениями
греческих авторов, образовалась прослойка
людей, которые стали интересоваться вопросами
богословия и законоведения самостоятельно
и вне связи с правящим классом и его аппаратом.
Правоведы столь широкого профиля могли
быть судьями на службе у отдельных правителей,
но могли быть и весьма критически настроенными
служителями, считая и доказывая, что правители
отходят от требований «богооткровенного
права». Аббасиды тоже старались считаться
с мнениями правоведов. Решения законоведов
не вводились в практику сразу и непосредственно,
а лишь постольку, поскольку правители
сами избирали их в качестве доктринальной
основы для своих политических или судебно-карательных
действий. На практике законоведы обсуждали
и обобщали гораздо больше, чем практические
законоведческие вопросы в современном
смысле: они интересовались и признавались
авторитетными советчиками в области
ритуалов и обрядов, этикета и моральных
заповедей. Богооткровенное право простиралось,
таким образом, на весь уклад жизни и становилось
в силу этого «богооткровенным образом
жизни».
При Аббасидах и их наместниках
мечети из средоточия государственной
жизни, в том числе правосудной деятельности,
превращались в богослужебные заведения.
При таких заведениях возникали начальные
школы обучения азбуке и Корану. Знавший
наизусть стихи Корана считался закончившим
свое обучение.
Армия
Большая роль армии в халифате
определялась самой доктриной ислама.
Основной стратегической задачей халифов
считалось завоевание территории, населенной
немусульманами, путем «священной войны».
Принимать в ней участие обязаны были
все совершеннолетние и свободные мусульмане,
но в крайнем случае разрешалось нанимать
для участия в «священной войне» и отряды
«неверных» (немусульман). На первом этапе
завоеваний арабская армия представляла
собой племенной ополчение. Однако необходимость
укрепления и централизации армии вызвала
ряд военных реформ конца VII - середины
VIII в. Арабская армия стала состоять из
двух основных частей (постоянного войска
и добровольцев), и каждая находилась под
командованием особого полководца. В постоянном
войске особое место занимали привилегированные
воины-мусульмане. Основным родом войск
была легкая конница. Арабская армия в
VII-VIII вв. в основном пополнялась за счет
ополченцев. Наемничество в это время
почти не практиковалось.
Упразднение Арабского
халифата
Огромная, состоящая из разнородных
частей, средневековая империя, несмотря
на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические
формы осуществления власти, не смогла
долгое время существовать как единое
централизованное государство. Начиная
с IX в. в государственном строе
халифата происходят значительные изменения.
Во-первых, произошло фактическое ограничение
светской власти халифа. Его заместитель,
великий визирь, опираясь на поддержку
знати, оттесняет верховного правителя
от реальных рычагов власти и управления.
К началу IX в. страной фактически стали
управлять визири. Не отчитываясь перед
халифом, визирь мог самостоятельно назначать
высших государственных чиновников. Духовную
власть халифы стали разделять с главным
кади, руководившим судами и образованием.
Во-вторых, в государственном механизме
халифата еще больше возросла роль армии,
ее влияние на политическую жизнь. На смену
ополчению пришла профессиональная наемная
армия. Создается дворцовая гвардия халифа
из рабов тюркского, кавказского и даже
славянского происхождения (мамлюки),
которая в IX в. становится одной из главных
опор центральной власти. Однако в конце
в IX в. ее влияние усиливается настолько,
что гвардейские военачальники расправляются
с неугодными халифами и возводят на престол
своих ставленников. В третьих, усиливаются
сепаратистские тенденции в провинциях.
Власть эмиров, а также местных племенных
вождей становится все более независимой
от центра. С IX в. политическая власть наместников
над управляемыми территориями становится
фактически наследственной. Появляются
целые династии эмиров, в лучшем случае
признававших (если они не были шиитами)
духовный авторитет халифа. Эмиры создают
свое войско, удерживают в свою пользу
налоговые поступления и таким образом
превращаются в самостоятельных правителей.
Укреплению их власти способствовало
и то, что сами халифы предоставляли им
огромные права для подавления усиливающихся
освободительных выступлений. Распад
халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании,
Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье
- привел к тому, что багдадский халиф,
оставаясь духовным главой суннитов, к
X в. фактически контролировал лишь часть
Персии и столичную территорию. В X и XI
вв. в результате захвата Багдада различными
кочевыми племенами халиф дважды лишался
светской власти. Окончательно восточный
халифат был завоеван и упразднен монголами
в XIII в. Резиденция халифов была перенесена
в Каир, в западную часть халифата, где
халиф сохранял духовно лидерство среди
суннитов до начала XVI в., когда оно перешло
к турецким султанам. Самым процветающим
государством Средиземноморья на всем
протяжении средних веков наряду с Византией
стал Арабский халифат, созданный пророком
Мухаммедом (Мохаммедом, Магометом) и его
преемниками. В Азии, как и в Европе, эпизодически
возникали военно-феодальные и военно-бюрократические
государственные образования, как правило,
в результате военных покорений и присоединений.
Так возникла империя монголов в Индии,
империя Танской династии в Китае и др.
Сильная интегрирующая роль выпала христианской
религии в Европе, буддисткой в государствах
Юго-Восточной Азии, исламской на Аравийском
полуострове. Сосуществование домашнего
и государственного рабовладения с феодально-зависимыми
и родообщинными отношениями продолжалось
в некоторых странах Азии и в этот исторический
период. Аравийский полуостров, где возникло
первое исламское государство, расположен
между Ираном и Северо-Восточной Африкой.
Организация власти
и управления.
Мусульманская держава некоторое
время после Мухаммеда оставалась
теократией в смысле признания ее
истинным владением Бога (государственное
имущество именовалось Божьим) и
в смысле стремления управлять государством
по заповедям Бога и примеру его
Посланника (пророк именовался также
расулом, т.е. посланником). Первое окружение
пророка-правителя составлялось из муджахиров(изгнанников, бежавших вместе
с пророком из Мекки) и ансаров (помощников). После смерти Мухаммеда
главой государства в звании заместителя
(халифа) сделался муджахир, богатый купец
и друг пророка абу Бакр, управлявший поначалу
без визира (верховного чиновника из ансаров).
Муджахир Омар принял в свое ведение суд.
Другой муджахир, абу Убейда, стал ведать
финансами. Этому образцу обособленного
ведения административных, судебных и
финансовых дел стали подражать в последующем.
Омар, уже будучи халифом, принял титул эмира (военачальника) пр авоверных. При нем же было введено летоисчисление
отхиджры (переселение в Медину, датированное
622 г.). При Омане была осуществлена канонизация
(составлена официальная редакция) текста
Корана. По завету пророка Коран кроме
богослужебных целей имел предназначение
в качестве руководства при отправлении
правосудия. Однако при Омане право по
наложению наказаний (худуж) было отнято у судей
(кадиев) и передано султану
- самодержавному чиновнику, наместнику
халифа. Этот шаг объясняется тем, что
карательное (наказательное) право в Коране
представлено только незначительным числом
указаний и требований (всего около 80),
и это было чревато обвинением халифа
или судьи по стиху Корана о «судящих не
по книге Божией» (Суры,48 и 5,51) и даже возможным
восстанием под лозунгом джихада (войны
и т.д.................