Эрмита́жный мост (ранее Зимнедворцо́вый, Верхнена́бережный) - мост через Зимнюю канавку, соединяет 1-й и 2-й Адмиралтейские острова в Центральном районе Санкт-Петербурга. Это старейший каменный мост Санкт-Петербурга.

Расположение

Расположен по линии Дворцовой набережной между зданиями Эрмитажного театра (дом № 32) и Большого (Старого) Эрмитажа (дом № 34). Ближайшие станции метрополитена - «Адмиралтейская» (1,0 км), «Невский проспект» (1,2 км), «Гостиный двор» (1,2 км).

Первый деревянный подъёмный мост на этом месте был перекинут в 1718-1720 годах, сразу после прорытия канала у Зимнего дворца Петра I. Проект моста составил Харман ван Болес. Мост был балочным трехпролетным на свайных опорах. Средний разводной пролет состоящий из двух полотен, раскрывался в разные стороны вокруг горизонтальных осей. На протяжении почти полувека мост периодически перестраивался. Постоянный каменный мост был построен в 1763-1766 гг., одновременно с возведением гранитных набережных Невы, став первым каменным мостом в городе. Мост имел однопролётное строение в виде свода из кирпича и известняка с прокладными рядами и фасадными арками из гранита. Береговые опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой, ограждение - сплошные гранитные парапеты. В 1934 году кирпично-плиточный свод моста был заменён на железобетонный (монолитный бесшарнирный) с выносными пятами и внутренним очертанием по эллипсу. При этом внешний облик моста был сохранён. Проект переустройства Эрмитажного моста был составлен сотрудниками Ленмосттреста инженером А. Д. Саперштейн и архитектором К. М. Дмитриевым. Около 1950 года в ходе реконструкции был восстановлен архитектурный декор пандусов.

Конструкция

Мост однопролетный арочный со сплошным железобетонным бесшарнирным сводом. Опоры на свайном основании, облицованы гранитными плитами. Толщина железобетонного свода в замке - 25 см, у пят - 45 см; размеры свода эллиптической формы в свету составляют 9,73 м, при стреле подъема его внутреннего очертания 3 м. В качестве ограждений использованы глухие гранитные парапеты. Тротуары моста и набережных сопряжены ступенями.

Примечания

Литература

Бунин М. С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. - 280 с. Кочедамов В. И. Мосты Ленинграда. - Л.: Искусство, 1958. - 60 с. Тумилович Е. В., Алтунин С. Е. Мосты и набережные Ленинграда. Альбом. - М.: Издательство Министерства Коммунального Хозяйства РСФСР, 1963. - 298 с. Пунин А. Л. Повесть о ленинградских мостах. - Л.: Лениздат, 1971. - 192 с. Петров А. Н. Памятники архитектуры Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1972. - 498 с. Новиков Ю. В. Мосты и набережные Ленинграда / Сост. П. П. Степнов. - Л.: Лениздат, 1991. - 320 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Ленинграда. - 3-е изд., испр. и доп. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 446. - 511 с. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении…

Эрмитажный мост, построенный через Зимнюю канавку, близ Эрмитажа, как и Прачешный мост был возведен одновременно с постройкой гранитных набережных реки Невы в 1763-1766 годах, и является одним из старейших мостовых сооружений Санкт-Петербурга.

Надо сказать, что возведенный мост удачно вписался в окружающий его пейзаж благодаря своим закругленным продольным тягам, удачно завершающим подпорные стенки набережных и изящные выступы парапетов в сторону воды, которые, огибая контур моста, сливаются с аналогичными тягами набережных Невы.

Ранее, в 1718 – 1720 годах, на месте современного Эрмитажного моста, существовал деревянный подъемный мост, построенный вместе с возведением деревянных береговых стенок, и именовавшийся Зимнедворцовым. На протяжении почти полувека это деревянное сооружение периодически перестраивалось. В 1763-1766 годах ему пришлось уступить свое место новому, каменному мосту, красиво облицованному гранитными плитами правильной разрезки. Такое оформление моста, явилось большим художественным событием, так как в то время в Петербурге только начали появляться подобные каменные сооружения, которые имели абсолютно новые формы и очень гармонично сочетались с такими же, каменными набережными, отличавшимися простым профилем и строгостью очертаний.

Более полутора столетий Эрмитажный мост прослужил в таком своем гармоничном виде. За это время изменениям подверглась лишь его проезжая часть, когда булыжный покров ее был заменен деревянными торцами, а позже им на смену пришел асфальт.

В 1933 году было проведено обследование технического состояния этого сооружения, которое показало возникновение деформации в различных его частях, произошедшее под воздействием влаги. В частности, было обнаружено, что основания устоев моста размылись и от того обнажились «головы» передних рядов деревянных свай, кладка свода разрушилась, швы между камнями в некоторых местах разошлись, а некоторые из них и вовсе – исчезли. Стало ясно, что дальнейшая эксплуатация Эрмитажного моста может привести к его полному обрушению, вследствие чего требовалась срочная реконструкция этого старейшего строения.

В 1934 году, сотрудниками Ленмосттреста, инженером А. Д. Саперштейном и архи-тектором К. М. Дмитриевым, был разработан проект переустройства Эрмитажного моста, который предусматривал замену каменного свода железобетонным, с увеличением его ширины в сторону Невы на 1,44 метра. Кроме того, планировалось уменьшить строительную высоту пролетного строения на 0,5 метра, что должно было позволить смягчить продольные уклоны спуска к Зимнему дворцу с 8 до 4,5 и до 2,5%, от чего мост становился чуть менее «горбатым». Утверждая представленный проект переустройства моста, Архитектурный комитет Петербурга порекомендовал удалить подставки для фонарей, установленные в 19 веке. В остальном же, было предложено полностью сохранить прежний силуэт моста: его кривизну, выпуклость парапетов, уклоны въездов. Таким образом, после капитального ремонта, изменилась только конструкция свода Эрмитажного моста, а его исторические, архитектурные формы остались сохраненными в абсолютной чистоте, и, как раньше, продолжают «звучать в унисон» с архитектурным ансамблем двух других каменных «горбатых» мостов, с набережными Невы и с окружающими его зданиями Государственного Эрмитажа. При этом, длина моста составила 22,1 метра, ширина – 15,2 метра, в том числе ширина тротуаров – 2,1 и 2,08 метра, которые сопряжены ступенями: по пять в верховой стороне и по две - с низовой.

Говоря об Эрмитажном мосте, нельзя не упомянуть об одном художественном качестве его окружения, возникшее уже в первые десятилетия существования этого строения. Ведь здесь сформировался уникальный, яркий архитектурный фон, созданный в результате постепенного изменения внешнего облика комплекса зданий, ныне занимаемых Эрмитажем. Очевидно, что в этой среде, Эрмитажный мост играет далеко не последнюю роль. Когда здания Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра были соединены через Зимнюю канавку переходом-галереей, имеющим форму арки, произошло то, чего, может быть, не ожидали даже сами авторы, создавшие его. Дело в том, что если взглянуть с Первого Зимнего моста вдоль канавки, то можно увидеть открывающуюся взору изумительную перспективу, замыкаемую, как раз, Эрмитажным мостом. Овальные арки моста и перехода настолько гармонично сочетаются друг с другом, что создают неповторимую поэтическую игру линий.

Отражаясь в водах канавки, они своим гранитом и решетками, образуют с прибрежными зданиями высокохудожественный ансамбль, который оставляет по истине неизгладимые впечатления. Думается, что подобную архитектурную композицию, полную очарования и живописной обаятельности, не найти в других городах мира. Этот красивейший уголок Петербурга удивительным образом сочетает в себе классическую строгость и прелесть русской архитектурной красоты. Бесспорно, что этот замечательный ансамбль олицетворяет собой культурное беспримерное наследие нашей страны, из которого художники, поэты и декораторы всего мира, черпают темы и сюжеты для своего творчества. Архитекторы стремятся сюда, чтобы изучить высокие образцы классического наследия. Художники отображают на своих полотнах отдельные фрагменты этой красоты. Декораторы переносят на сцены театров уникальные архитектурные элементы. Фотографы делают неповторимые снимки, которые впоследствии находят место на страницах книг и альбомов. И, наконец, сюда приходят просто ценители красоты, чтобы воочию увидеть все великолепие и окунуться в магию этого места, бережно охраняющегося государством.

Текст подготовила Анжелика Лихачева

В этом живописнейшем уголке Санкт-Петербурга органично переплелись строгость классики, царское величие и утонченная прелесть русского зодчества. В нем не перестают черпать свое вдохновение люди высокого искусства: фотографы рождают уникальные снимки, художники отображают беспримерную красоту на своих полотнах, архитекторы пытаются исследовать высочайшие образцы наследия своих предшественников, а декораторы частенько переносят здешний антураж на творческие площадки. В конце концов, сюда стекаются тысячи обычных людей, ценящих прекрасное и желающих окунуться в волшебный мир питерских набережных, дворцов, арочных переходов, речных панорам и, конечно же, мостов. А вот и он – наш герой, раскинувшийся между Эрмитажным театром и Большим Эрмитажем. Знакомьтесь, Эрмитажный мост.

Он менял имена, оставаясь при этом символом Петербурга…

Дабы Петр Великий мог сесть в лодку чуть ли не у порога своего дома – Зимнего дворца, умельцы создали рукотворный канал, соединяющий Неву и Мойку. Канал так и назовут – Зимней канавкой, и буквально сразу после обустройства через него перекинут два подъемных моста, известных сегодня как Эрмитажный и 1-й Зимний. Набережные Невы в то время облачались в гранит, на них возводили необходимые для переправ парапеты и выступы, и Эрмитажный мост удачно вписался в общую картину парадности и изящества.

Но вернемся, пожалуй, в 1718-й год… Тогда еще и в помине не было этого сооружения в том виде, в каком мы привыкли его видеть. А был деревянный подъемный мост, сооруженный Германом ван Болесом. Два крыла переправы разводились с помощью зубчатых колес и рычагов. Спустя 20 лет мост нарекли Верхненабережным. В периодических перестройках и ремонтах он просуществовал чуть меньше, чем полвека. В 1763-66 гг. деревянную переправу сменила каменная, украшенная облицовкой из гранита. Сей однопролетный арочный мост с парапетами из камня, созданный по проекту архитектора Юрия Фельтена, стал первым подобным в Петербурге и до сих пор считается в городе «старейшиной». Его особенностью стало то, что, возвышаясь над Зимней канавкой, он изгибается дугой, становясь похожим на горб.

Вообще, Верхненабережный мост (позже люди станут именовать его Зимнедворцовым) имел довольно непростое строение – свод, сложенный из кирпича и известняка. Все сооружение проложили гранитными рядами и фасадными арками. В гранит также облекли береговые опоры. 1828-й год ознаменовался тем, что мост обрел сегодняшнее название – Эрмитажный.

1934-й, резолюция: «Горб» не трогать!»

Прошло чуть больше века… Специалисты, проверившие техническое состояние Эрмитажного моста в 1933 году, констатировали: сооружение находится в состоянии, близком к катастрофическому. Вода размыла основания моста до того, что обнажила первоначальные деревянные сваи, свод потихоньку разрушался, одни швы между камнями начали расходиться, другие и вовсе «рассосались». К немедленной реконструкции была привлечена группа во главе с архитектором Дмитриевым, инженером Саперштейном и консультантом Передерием. Согласно их проекту, кирпичный свод переделали на железобетонный бесшарнирный монолит. Ремонтники увеличили ширину моста почти на 1,5 м. Замахнулись, было, и на то, дабы уменьшить «горб», но тут свое «против» высказали члены архитектурного комитета. В результате было решено «принести в жертву» лишь фонарные подставки. Так что, получив из нового один только свод, Эрмитажный мост сохранил свою «фирменную» кривизну, уклоны при въезде, выпуклые парапеты.

Спустя некоторое время – в самом начале 50-х – восстановлен также будет декор пандусов. Итого, на выходе сегодня имеем: ширина Эрмитажного – 15,2 м., длина – 22,1 м.

С него – в воду, под ним – в пробки

О том, как наш герой менял имена, мы уже рассказали. Да вот только не упомянули еще одно название, «прилипшее» к Эрмитажному мосту. После того как во время премьеры в Петербурге «Пиковой дамы» Чайковского одна из героинь оперы Лиза бросилась с него в смертельные объятия водной глади Зимней канавки, к мосту прочно приклеилось имя «Мостик Лизы».

Эрмитажный мост известен не только, как первый каменный мост в Петербурге и один из наиболее частых персонажей туристических фото: Зимняя канавка знаменита, среди прочего, и… речными пробками. Словно бусинки, нанизанные на нить, тянутся друг за другом суда и суденышки, пытаясь втиснуться в узенькое горлышко, образованное здешними берегами.

Увы, сегодня мы вряд ли узнаем, была ли уникальная гармония, образованная всеми сооружениями в районе Зимней канавки, заранее предусмотрена их творцами. Прибывшим в этот уголок Санкт-Петербурга остается лишь восхищаться человеческим талантом: говорят, если взойти на 1-й Зимний мост и обратить свой взор вдоль канавки, то ему предстанет неповторимая перспектива. В нее войдут и величие Старого Эрмитажа, и неземная красота Эрмитажного театра. А завершает всю эту чудную картину он – Эрмитажный мост.

Эрмитажный мост.

Общая информация

Эрмитажный мост – самый первый каменный мост Санкт-Петербурга. Его история тесно связана с Дворцовой набережной и формированием водного бассейна в центре Северной столицы.

Сохранившиеся гравюры петровских времен дают представление о том, что судоходных водных магистралей тогда было намного больше, чем в наши дни. Не стал исключением очередной канал, прорытый в 1719 году от речки Мья (старое название Мойки) к Неве. Его провели рядом с Зимним дворцом Петра I (сейчас входит в состав ) и назвали Зимнедворцовым. По Зимнедворцовому каналу, который нынче сильно обмельчал и носит имя Зимняя канавка, в ту пору двигались суда и Государь, как известно, большой поклонник навигации, выйдя из дома, мог сразу же сесть в лодку.

Эрмитажный мост и Зимний дворец Петра I.

Не удивительно, что предшественник Эрмитажного моста в месте слияния Зимнедворцового канала с Невой был разводным. Деревянная переправа, построенная по проекту голландского мастера Хармана ван Болеса в 1720 году, представляла собой трехпролетное сооружение на свайных опорах с разводной средней частью. Пролет отводили в сторону вручную при помощи рычагов и зубчатых колес.

Мост назвали Зимнедворцовым и попытка переименования в Верхний Набережный указом 1738 года оказалась неудачной. До конца XVIII века мост сохранял старое название, постепенно сменившееся на Дворцовый.

В рамках проектирования гранитной Дворцовой набережной в 1766 году на месте узкого, рассчитанного на проезд одной кареты деревянного моста появился широкий каменный мост – первый в городе. Это однопролетное арочное строение гармонично сочеталось с обновленной набережной Невы. А когда галерея соединила здание Эрмитажного театра, возведенного на месте старого Зимнего дворца Петра I, со зданием Старого Эрмитажа, мостик дополнила романтическая арка и его стали называть Эрмитажным. По поводу этой арки существует легенда.

Суть ее состоит в том, что завистники автора постройки Джакомо Кваренги, желая опорочить его в глазах Екатерины II, убеждали императрицу в ненадежности конструкции, которая может обрушиться. После тщательной проверки всех расчетов в галерее был устроен грандиозный банкет с множеством гостей. Клеветники были посрамлены, так как арка нагрузку выдержала, и вопрос о ее прочности был исчерпан.

Легенда скорее всего является мифом, ведь современные историки приписывают авторство уникального архитектурного сооружения архитектору Ю. М. Фельтену, по проекту которого построен Старый Эрмитаж. Справедливости ради, следует отметить, что ранее считалось, что создателем арки все же является Д. Кваренги, построивший Эрмитажный театр. Оставим этот спор профессионалам, лишь отметим, что автор каменного Эрмитажного моста также неизвестен.

Неофициальное название «мостик Лизы» появилось в XIX веке благодаря опере П. И. Чайковского «Пиковая дама». Именно с него бросается в воду героиня спектакля. В повести А. С. Пушкина этого эпизода нет, однако композитор добавил его под впечатлением от истории гибели жительницы Петербурга, покончившей с собой на Эрмитажном мосту от несчастной любви.

Современный мост в результате реконструкции, проведенной в 1934 году по проекту инженера А. Д Саперштейна и архитектора К. М. Дмитриева, содержит в своей основе арочный железобетонный свод, высота которого над уровнем воды позволяет проходить прогулочным катерам.

Небольшой Эрмитажный мостик (по данным СПб ГБУ «Мостотрест» его длина составляет 12,2 метра, ширина – 28,1 метр) пользуется популярностью у фотографов и художников, он является одним из романтических символов Санкт-Петербурга.

Где находится Эрмитажный мост

Возле Зимнего дворца Мойку с Невой соединяет Зимняя канавка. Эрмитажный мостик перекинут у истока Зимней канавки между зданиями Старого Эрмитажа и Эрмитажного театра по линии Дворцовой набережной.

Куда бы ни направлялся гость города на Неве, в течение своего пребывания здесь он просто обязан побывать на Дворцовой набережной. По двум причинам: во-первых более красивого места в Санкт-Петербурге трудно найти (особенно в ясную погоду) и во-вторых — здесь просто сосредоточение исторических достопримечательностей, которые необходимо посетить. Одна из них — Эрмитажный мост (между домами №№ 32 и 34).

Чем знаменит Эрмитажный мост

Это самый старый каменный мост Санкт-Петербурга. Он находится на Дворцовой набережной в Центральном районе города. Возвышается он в том месте, где Зимняя канавка впадает в р. Неву. Сам искусственный канал (она же Зимняя канавка) соединяет Мойку и Неву. Ведь, как известно, Петр I мечтал превратить свою столицу в европейских город с сетью каналов.

Эрмитажный мост был построен, чтобы соединить Первый и Второй Адмиралтейские острова, разделенные каналом и назывался в разные времена по-разному: Зимнедворцовый и Верхненабережный.

Изначально мост был подъемным и деревянным, построенным по голландским чертежам того времени (1718-20 гг.). Но уже к 1766 году был заменен на каменный, так как в это время (вплоть до 1784 года) берега реки Невы и Мойки одевались в свои гранитные одежды. Таким образом. Зимняя канавка, которая соединяет эти реки, также преобразилась и была закована в гранит. Эрмитажный мост стал первым каменным мостом столицы Российской империи.

В последующем конструкцию моста из кирпичного свода с известняком и фасадными гранитными арками заменили на железобетонную (архитектор К.М.Дмитриев и инженер А.Д. Саперштейн, 1934 г.). Но исторический облик был бережно сохранен, а в 1950 году в ходе реконструкции добавлен восстановленный архитектурный декор пандусов.

За Эрмитажным мостом виднеется арка с галерей — переходом, соединяющая здания Большого (Старого) Эрмитажа на левом берегу Зимней канавки и Эрмитажного театра на правом. Проходя по Дворцовой набережной вспомните , связанную с этим местом. Ведь именно поэтому Эрмитажный мост приобрел еще одно, неофициальное название, — Мостик Лизы. Бросайте монетки, если даже любовь у вас взаимная:)