Полковник милиции подозревался в превышении служебных полномочий, у него дома и в рабочем кабинете были проведены обыски. Сейчас дело передано в следственный отдел по Екатеринбургу СУ СКП РФ по Свердловской области.

8 января 2009 года полковник милиции Юрий Демин приехал на акцию протеста автомобилистов в центре Екатеринбурга на служебном автомобиле "Ауди". Автолюбители протестовали против повышения ввозных пошлин на импортные автомобили. Неширокая улица Бориса Ельцина у здания областного правительства оказалось до отказа заполнена автомобилями – найти место для парковки было непросто. Полковник Демин оставил машину прямо на пешеходном переходе у светофора. Нарушением правил дорожного движения заинтересовался фотокорреспондент Юрий Басок. Начальник областного ГИБДД и его коллеги запретили ему фотографировать. Ослушавшийся фотограф получил удар лично от Демина. Момент ссоры полковника Демина с фотографом Юрием Басоком зафиксировали камеры слежения, установленные на здании Драматического театра, возле которого проходил пикет автомобилистов. Видеозапись была приобщена к материалам уголовного дела.

Сами фигуранты дела описывают этот инцидент по-разному. В эфире Радио Свобода Юрий Басок нарисовал следующую картину: "Я решил сфотографировать эту машину. И передо мной возник в тот момент незнакомый мне полковник, как оказалось позднее, Демин Юрий Алексеевич, начальник областного ГИБДД. Он приказал мне выключить фотоаппарат. Я, естественно, попросил его представиться и объяснить мне, на основании какого закона я не могу фотографировать. Он, вместо того чтобы представиться, просто ударил меня по лицу. Но так как я фотоаппарат перед собой держал, удар пришелся по фотоаппарату и по щеке - уже вскользь. В результате фотоаппарат сломан, сейчас в ремонте находится".

Сам Юрий Демин задолго до своего задержания комментировал ситуацию по-другому: "Вышел, отпустил машину… Подбегает человек и пытается какой-то "мыльницей", фотоаппаратом, чуть не в нос тыкая, пытается фотографировать. Стоят рядом сотрудники, вежливо, тактично говорим: "Отойдите в сторону, пожалуйста". Ничего не понимает. Ну, ему осталось только заскочить мне на плечи и сфотографировать, наверное. Взяли и спокойно отодвинули в сторону. Все".

Действительно, при выяснении всех обстоятельств дела оказалось, что Юрий Басок - не журналист. Официально он числится безработным. А подрабатывает внештатным фотографом информационного интернет-портала "ЕкатеринбургNEWS" . Портал создан два месяца назад и пока не зарегистрирован как средство массовой информации. Соответственно, и у Юрия Басока не было и нет удостоверения, подтверждающего его принадлежность к СМИ. Именно поэтому действия Юрия Демина не могут быть квалифицированы как "воспрепятствование законной деятельности журналиста".

В Свердловском Союзе журналистов ранее также заявляли, что журналистский статус пострадавшего не установлен.

В итоге уголовное дело против Демина было возбуждено по статье 286-ой, части 3-ей, пункт А "Превышение должностных полномочий с применением насилия". Статья предусматривает лишение свободы на срок от 3 до 10 лет с отстранением от должности либо с лишением права занимать определенную должность. Об этом сообщила радиостанции руководитель следственного отдела прокуратуры по Верх-Исетскому району Екатеринбурга Надежда Севрюкова.

Для пострадавшего фотографа задержание полковника Демина явилось неожиданностью. Юрий Басок обратился с заявлениями в прокуратуру и службу собственной безопасности ГУВД Свердловской области. Однако, по его собственным словам, хотел лишь, чтобы высокопоставленный милиционер возместил ему стоимость ремонта фотокамеры – 8 тысяч рублей.

Пострадавший предполагает, что решение о задержании высокопоставленного сотрудника ГИБДД могло быть принято и по другой причине, а его жалоба стала только поводом. "Решение же где-то в верхах принималось. Насколько я понимаю со своего уровня, я просто как повод", - пояснил Басок в эфире "Эхо Москвы" .

Эту же мысль высказывают и СМИ. Так, "Российская газета" выдвинула версию, что "столь активные и жесткие действия УСБ и прокуратуры многие объясняют тем, что громкая история стала известна полпреду президента в УрФО Николаю Винниченко , который взял дело под свой контроль". Коллеги Демина считают, что вина начальника УГИБДД не соразмерна "наказанию".

Как ни парадоксально, автомобилисты-общественники также считают, что случай с корреспондентом интернет-портала стал лишь поводом для привлечения к ответственности неприкасаемого прежде начальника областной ГИБДД. И напоминают: несколько лет назад Демин уже фигурировал как персонаж скандала по поводу избиения – правда, своего подчиненного. Тогда он был оправдан. А ранее фигурировал в деле о взятке, но его вину также доказать не удалось.

Местный правозащитник и ревизор Свердловского регионального отделения Всероссийского комитета по защите прав автомобилистов Кирилл Форманчук уверен, что полковнику предъявят и другие обвинения.

"У нас в управлении ГИБДД последние два года постоянно заканчивались бланки, свидетельства о регистрации, заканчивались номера, были давки в отделениях регистрации, что люди дрались, очереди были. Это все на нем ответственность личная лежит. А также за разгильдяйство сотрудников, которые абсолютно неграмотны. Он лично за все отвечает, за все эти нарушения закона", - выразил свою точку зрения Кирилл Форманчук в эфире Радио Свобода.

У Форманчука, больше известного в Екатеринбурге под прозвищем "Медвед", с полковником настоящая война. Все началось еще летом 2006 года, когда Форманчук купил новую машину и ездил c транзитными номерами на ветровых стеклах, а на бампер повесил самодельную табличку с надписью "МЕДВЕД 01 RUS". Сотрудники ГАИ отреагировали негативно, и Кирилл постоянно подвергался остановкам и проверкам. Он подал на ГАИ в суд и доказал свое право вешать на машину до регистрации любые декоративные номера, поскольку "транзиты" у него имеются и правильно установлены.

На начальника ГИБДД Форманчук подал жалобу в МВД России и по другому поводу – он потребовал, чтобы в соответствии с законом руководитель ГИББД убрал со своей машины тонированные стекла. После этого Юрий Демин действительно был вынужден снять тонировку со своей служебной "Ауди". Последней каплей стало задержание автолюбителя как "уклониста" от армии. Форманчук даже подрался с военкомом. Впрочем, вины не признал и сумел доказать в суде, что имеет право на отсрочку от службы в армии. Теперь правозащитник ждет, что Юрию Демину предъявят новые обвинения.

Однако и коллег Кирилла Форманчука удивило жесткое поведение следователей. Так, руководитель городского Комитета по защите прав автомобилистов Виталий Бауэр тоже считает, что головное дело – "это всего лишь предлог для того, чтобы, может быть, нарыть у него какой-то компромат, может быть, еще что-то". Ему "под этим всем видится явный заказ".

Губернатор области Эдуард Россель также прокомментировал задержание Юрия Демина очень осторожно: "Я не влезаю в дела федеральных органов, особенно судебных. И пока нет решения суда, я вас просил бы тоже: не комментируйте ничего, не выдумывайте ничего. Ведь очень много примеров, когда берут человека, а потом выпускают, говорят: "Извините, все не так…"

Задержанный 27 января полковник Юрий Демин работает в ГАИ с 1985 года. В 2005 году он стал начальником областного Управления ГИБДД. Сейчас, на время следствия, приказом начальника ГУВД генерала Никитина он отстранен от занимаемой должности. Источник в администрации губернатора области на условиях сохранения анонимности рассказал корреспонденту Свободы, что Юрия Демина уже давно собирались уволить. Но за него якобы каждый раз заступался высокопоставленный чин из ГУВД. Недавно этот человек умер. И Демина почти сразу же арестовали.

Свой день рождения сегодня отмечает один из известнейших сотрудников уральских правоохранительных органов, которого журналисты уже успели окрестить одновременно и «одиозным» и «легендарным».

Пятьдесят два года назад в Красноярском крае на свет появился нынешний начальник ГИБДД Свердловской области, полковник полиции Юрий Алексеевич Демин . С учетом того, что родился он буквально за день до эпохального первого полета человека в космос (а произошло это событие, напомним, 12 апреля 1961 года), можно с очень большой долей вероятности предположить, что новорожденный был назван именно в честь прославленного космонавта Юрия Алексеевича Гагарина , став его полным тезкой.

Вообще можно сказать, что имя «Юрий» в судьбе главного свердловского гаишника играет очень большую роль, знаменуя порой буквально-таки роковые повороты его судьбы, которые при худшем раскладе вполне могли бы стоить ему карьеры...

Достаточно вспомнить, что несколько лет назад Юрий Демин был замечен в не очень хорошей ситуации, связанной с якобы нанесением им телесных повреждений фотографу Юрию Баску и умышленным повреждением его фотокамеры. В отношении Ю.Демина тогда даже возбуждалось уголовное дело о превышении полномочий, и некоторое время он провел в местах изоляции от общества, то есть под стражей. Уголовное дело дошло до суда, однако в процессе судебного рассмотрения представитель прокуратуры отказался от поддержания обвинения, и главный свердловский гаишник счастливо избежал привлечения к уголовной ответственности.

Возмущенный таким неожиданным оборотом Юрий Басок грозился, что все-таки намерен добиться осуждения полковника, в связи с чем обратился с жалобами к еще двум Юриям - генпрокурору Юрию Чайке и его тогдашнему заместителю в УрФО Юрию Золотову . С учетом того, что Ю.Демин все еще возглавляет свердловских гаишников, жалобы Баска, видимо, были разрешены не в его пользу...

Несколько позднее (летом 2012 года), когда заместителем Генерального прокурора в УрФО стал уже Юрий Пономарев , у Ю.Демина вновь возникли проблемы. Новый замгенпрокурора потребовал провести служебную проверку в отношении главы областного управления ГИБДД из-за тяжелой ситуации по ДТП. В частности, речь шла об аварии, произошедшей на Серовском тракте 28 июля и унесшей жизни семи человек. Юрий Пономарев подчеркнул тогда, что начальнику ГУ МВД России по Свердловской области Михаилу Бородину «придется принимать какое-то решение», если ситуация на дорогах области не изменится в ближайшее время. К счастью для Ю.Демина, и эта ситуация разрешилась для него благополучно.

Редакция газеты "ВЕДОМОСТИ Урал" поздравляет Юрия Алексеевича, желает ему здоровья, оптимизма, стойкости духа. В качестве подарка для именинника наша редакция дарит ему цитату с сайта «1001goroskop.ru», раскрывающую суть его имени: «Зато в делах твердость и умение концентрироваться на какой-либо одной цели, делают его прекрасным работником, а самолюбие, граничащее с уверенным честолюбием, позволяет Юрию добиваться больших высот в карьере. Однако для руководящей работы ему не помешает, если он постарается лучше понимать своих подчиненных прежде, чем вынесет свой окончательный вердикт».

Юрий Демин – одна из самых легендарных и знаковых личностей на Среднем Урале. Он «пережил» трех губернаторов и четырех начальников полицейского главка. Полковник неоднократно становился участником скандалов, но каждый раз выходил сухим из воды. О его «непотопляемости» ходят мифы, а фамилия «Демин» известна каждому водителю, хоть раз севшему за руль. В преддверии 80-летия образования ГИБДД в России Юрий Алексеевич рассказал, как ему удается бороться с коррупцией среди подчиненных, с чем пришлось столкнуться в начале работы, а также анонсировал увольнения в ГИБДД уральской столицы.

«Сложный был период»

– Юрий Алексеевич, в этом году 11 лет, как вы возглавляете ГИБДД Свердловской области. Практически каждый год появляется информация об отставке, но каждый раз вы оказываетесь «непотопляемым».

– Я считаю, что непотопляемых нет. Без всякой лести, я отношусь к людям-пахарям, и для меня работа превыше всего. В 1985 году я избрал свой крест Госавтоинспекции, и у меня так и пошло дальше. Когда мне в звании старшего лейтенанта предложена была должность замначальника отдела ГИБДД, я трижды отказывался, но мне сказали – будешь ты. Это было беспрецедентно, на должность было 18 кандидатов.

– А спустя несколько лет поступило предложение возглавить Управление

– Здесь тогда сложная ситуация была, но я понимал, куда иду. Я согласился. Первые три года были настолько сложными, что приходилось жить на работе. Нужно было объехать огромную территорию. Вплоть до Ивделя. Я территорию не знал, они меня не знали. Вот вы сказали «непотопляемые» – как раз на территориях были «князьки», которые сидели десятилетиями. И когда мы начинали анализировать работу, понимали, что пользы от них никакой, но убрать их оттуда было крайне сложно. Да, они бездельники, но у них хорошие связи с главой администрации, начальником ОВД. Как только мы начинали предпринимать какие-то действия, поступали звонки сюда в Управление, в органы власти, в ГУВД. Сложный был период. Нужно было все восстанавливать, в том числе доверие.

– Все удалось, что планировали?

– Если сравнивать то, что было 7-8 лет назад и сейчас, то это небо и земля. Требования повышаются. Мне порой как-то обидно, когда говорят, что вот он – непотопляемый. Да какой бы покровитель ни был, он не будет бездельника держать. Мы на хорошем счету в федеральной ГИБДД, мы их не подводим.

– Автомобилисты из других регионов это тоже замечают, сравнивая, например, пермских и башкирских гаишников со свердловскими. Отзывы положительные.

– На каждой территории разный подход. Мы поставили для себя задачу: как бы тебе сложно ни было, если ты можешь быть инспектором ДПС – работай. Если у тебя не получается – на тебя жалуются, ты не можешь общаться с участниками дорожного движения, давай мы найдем тебе кабинетную работу. Полиция – это не воспитательно-учебный центр, мы ведь предполагаем, что людей сюда здравых, умных и дисциплинированных принимаем на службу. Мы только учим их профессиональным навыкам. Что, мы учим быть грубым, хамоватым и прочее? Да нет, конечно. Это в семье, в школе его в свое время не воспитали, и, когда поступают жалобы, честно говоря, обидно.

«Футбольная» зачистка

– Несмотря на отклики, в регионе сохраняется высокая аварийность. Недели не проходит без смертельного ДТП.

– Аварийность – понятие относительное. Невозможно, чтобы каждый год на протяжении 7-10 лет было постоянное снижение. Это как в экономике – не бывает до бесконечности динамики роста, всегда произойдет спад. В прошлом году у нас было минус 13% по общему количеству ДТП, меньше на 17% по погибшим и минус 12% по раненым. Но этот год начался с трагичного января – у нас всегда этот месяц дает всплеск, народ любит попить в новогодние праздники, много ездит.

– За последние годы сформировалось мнение, что Серовский тракт – это «трасса смерти». Он продолжает держать лидерство в печальной статистике ГИБДД?

– В прошлом году лидером по аварийности у нас была тюменская трасса, она самая интенсивная по движению транспортных потоков. В текущем году – пермское направление: 42% от всех дорожных происшествий на федеральных дорогах в области дает Пермский тракт. На втором месте – тюменская трасса, там рост ДТП 2,5%.

– Как раз в двадцатых числах июня на пермской трассе произошла чудовищная авария: автобус влетел в автомобили, которые остановились перед ремонтируемым участком дороги. Три человека погибло!

– Четыре. Три человека погибли на месте, четвертый человек умер в больнице. А ведь ничего не предвещало беды. Специально посмотрели видео с регистратора: по предварительным данным, водитель автобуса (маршрут Красноуфимск – Екатеринбург. – Прим. ред.) просто уснул. Идут ремонтные работы, автомобильный поток начинает притормаживать и останавливаться. Водитель автобус как ехал, не снижая скорость, так и едет. У него 30 лет водительский стаж, но, видимо, сказалась жаркая погода, человека разморило.

– К работе общественного транспорта вообще много претензий. Взять Екатеринбург – маршрутчики у нас всех туристов распугают своей ездой через два года.

– Это безобразие, но не мы его породили. Если какой-то ИП выиграл конкурс на обслуживание маршрута, то в договоре должна быть прописана жесточайшая ответственность по выполнению качества обслуживания. Что мы видим на сегодняшний день? Начинают устраивать гонки, грубить, хамить. Нужно, чтобы любой перевозчик боялся, вплоть до устранения с маршрута. А выполнить эту процедуру не получается, нужны изменения в законодательстве. К 2018 году мы всю эту категорию, кто не хочет в правовом поле работать, вычистим. В этом направлении идет очень активная работа с журналистами и общественниками.

– В преддверии проведения футбольного мундиаля обсуждается еще один вопрос. В 2008 году, когда в Екатеринбурге проходил саммит ШОС, инспекторы массово лишали прав водителей, проводили «зачистку». Будет внедряться эта практика вновь?

– Не было такого понятия, как зачистка. Мы ужесточали соблюдение законных требований. Надо понимать, что когда приезжали десятки глав государств, то иного быть не могло. Вот приезжают сейчас болельщики во Францию и видят, допустим, что водитель не пристегнут ремнем безопасности, едет пьяный или мотоциклист носится без мотошлема и госномера. Смотрят и думают: это что за государство, что за беспредел? Так и мы подразумеваем, что к нам приедут и увидят безобразия: это и ревуны по ночам, и челночная езда и прочее. Безусловно, мы будем проводить комплекс профилактических мероприятий, чтобы этот праздник никто не омрачал.

Пьянство за рулем

– Пешеходы только «за». В последнее время жители обращают внимание, что в Екатеринбурге выросло количество наглухо затонированных авто. Инспекторы стали более снисходительны?

– Раньше, когда тонированные автомобили останавливали, составляли протокол, выдавали требование об устранении и снимали номерной знак. Водитель был обязан что сделать? Устранить, предъявить машину без пленки и обратно получить номер. Законодатель сказал: снятие госномера незаконно. На сегодняшний день штраф сколько? 500 рублей. Покажите мне водителя, которого мы удивим 500-рублевым штрафом. И когда идут разговоры об увеличении штрафа до 5000 рублей – только бурные аплодисменты. Вот тогда водитель утром заплатит пять тысяч, вечером пять – это будет ощутимо. А так работа ведется – за первое полугодие около 24 тысяч штрафов выписали за тонировку, из них только в Екатеринбурге 7,5 тысяч.

– Другая проблема: повальное пьянство за рулем. Пьют и в городах, и в селах, ничего у нас людей не останавливает.

– Когда постепенно увеличивали ответственность за езду в пьяном виде, установив в качестве наказания и лишение прав, и штраф, то народ притих. Прошел определенный период времени, и водители опять стали ездить подшофе. Только за выходные с 11 по 13 июня было выявлено 411 пьяных водителей. Беспрецедентная цифра! Мы вынуждены отправлять спецроту в отдаленные территории: их там никто не знает, они никого не знают. Проблема с пьянством была всегда, но сегодня она реально обострена. С начала 2016 года возбуждено 841 уголовное дело по ст. 264 УК РФ за повторное управление автомобилем в состоянии опьянения.

Мотогонщики в форме

– Есть у нас категория водителей, которая почти не употребляет, – мотоциклисты. Но те, опять же, как бешеные носятся по улицам. С этого года в Екатеринбурге появилась мотогруппа ДПС на новеньких БМВ – результаты, если судить по сообщениям в СМИ, похвальные.

– Да, всего у нас четыре мотоцикла – два мы отдали в Екатеринбург, и два ездят тоже в уральской столице, но исключительно по гостевым маршрутам. Чтобы все понимали: наши мотоциклы запущены не для того, чтобы устраивать облавы на мотоциклистов. Да, на них, но на недисциплинированных. Тех, которые носятся из ряда в ряд, подрезают, по ночам спать не дают. Это темное пятно на все мотосообщество. Поэтому мы и решили выщелкнуть из общего ряда тех, кто некорректно себя ведет. Мы стали регистрировать мотоциклы с перебитыми агрегатами, незаконно завезенными из Казахстана и Белоруссии, они ездили здесь месяцами, а может, и годами – они пользовались тем, что их никто не остановит, не догонит.

– Приобретение новеньких мотоциклов – дорогое удовольствие для ГИБДД?

– Мы покупали их за счет внебюджетных источников, это было еще до введения санкций – не в прошлом и не в текущем году. У нас до этого были мотоциклы «Урал», они очень травмоопасные. У нас падали и травмировались инспектора. Он неуправляемый, когда идет в занос или когда попадает камень под колесо, когда необходимо маневрировать на большой скорости на трассе. Чтобы сохранить и жизнь здоровье сотрудников, мы поизучали варианты и выбрали БМВ.

– Ну а лично вы любите прокатиться на «коне» с ветерком?

– Я вырос в сельской местности, поэтому мотоциклом владею в совершенстве – как одиночкой, так и с коляской. Хотите, чтобы я кого-то удивил, проехав по городу? Ну, может быть, и такое даже возможно.

«Достоин – работай, не достоин – до свидания»

– Кадровый вопрос. Почти два года полк ДПС Екатеринбурга оставался без постоянного руководителя. В мае на эту должность назначили выходца из свердловской ГИБДД Дмитрия Панфилова. У него все получается?

– Думаю, что у него должно все получиться, он наведет порядок. Будут еще наши рекомендации по назначению в городской ГИБДД, чтобы улучшить кадровую составляющую. В идеале, чтобы он здесь был, он мне тут нужнее. С другой стороны, мы понимаем, что полк – это войско большое и там нужен командир. Он согласился. Вот сейчас у него сложная задача. Он пришел, видит большое количество недостатков, вникает в процесс и понимает, что от определенной части инспекторов придется избавляться. Надеемся, что на их место придут достойные.

– Это не приведет к увеличению некомплектности штата ?

– Если брать в целом по области, то у нас и сейчас есть некомплект – 258 человек, но он, что называется, «рабочий». У нас всегда в заделе есть 100-150 человек, которые собирают документы, проходят медкомиссии, присматриваются к работе. Но есть другой момент: сегодня, например, при проверке службы у инспектора выявим нарушения, а завтра его выгоним – плюс к некомплекту. Но это не должно пугать. Достоин – работай, не достоин – извините, до свидания.

– Это человек, поехал, устал, прилег. Ну какая разница? Специально ажиотаж создают. Там другая составляющая. Мы предполагаем, что ажиотаж создали те люди, которые поджигали ему ранее коттедж (сгорел дотла), которые до этого сожгли его машину. Этим гражданам очень хочется, чтобы Госавтоинспекция весь задержанный автотранспорт ставила им на стоянку, а мы говорим, что он будет стоять там, где стоял до этого – на проверенном объекте, без темных пятен.

– Какое-то решение принято по данному факту?

– Он был на хорошем счету, честно выполнял свою работу, но человек устал от передряг и написал рапорт об увольнении, и очень жаль. Когда назначим нового – проинформируем.

Из полковников – в депутаты?

– Любая подобная шумиха невольно бросает тень на самого начальника областной ГИБДД – то есть на вас. Когда-то уйти все равно придется – например, в силу возраста. Готовите на свое место сменщика?

– Смену я готовлю давно, с первого дня. Я понимаю, что у меня в каждой службе должен быть человек, который может заменить кого-то. Незаменимых людей не бывает. И если возникнет вопрос, я думаю, мои рекомендации учтут.

– Не обсуждаете вариант уйти в политику? Бывший замначальника ГУВД Владимир Филиппов и руководитель тагильской полиции Ибрагим Абдулкадыров решили попробовать себя в депутатском статусе.

– Да, наверное, фамилия моя известная, чтобы можно было куда-то пойти. На сегодняшний день мы делаем полезное дело, но все его воспринимают по-разному. Есть 50 человек, которые похвалят, а другие 50 человек упрекнут. А депутатство – это та сфера, что если сейчас начать, так в отношении Демина припомнят все, вплоть до восьмого колена. И после этого сидишь и думаешь: «Ты что, оправдываться должен?» Политика – это очень неблагодарная вещь, и я никогда таких мыслей не имел. Дай Бог, что фамилия Демин ассоциируется с Управлением ГИБДД.

О коррупции: «В душу каждому не заглянешь»

– Очень хочется надеяться, что проработаете еще не один год, в том числе решив вопрос о продаже «блатных» номеров.

– Разговоров ходит много, но их кто ведет в основном? Те, кто лежат на диване. Хоть один факт подтвердится – отправим материалы в Следственный комитет. Мы открыты. Есть информация? Сообщайте. Любую информацию перепроверяем на 18 раз, в кабинках стоят видеокамеры, мы слушаем, смотрим, мониторим. Сотрудники КПО (контрольно-профилактическое подразделение – аналог службы собственной безопасности), оперативники УСБ работают в тесном взаимодействии. У нас были определенные лица, которые довольно часто приходили и имели контакты с отдельными сотрудниками. Выявили, кто приходил, выявили, к кому приходили, – выгнали всех. Если кто-то продает – вы скажите, пригласим КПО и УСБ.

– Думаю, что читатели подключатся и, если такой факт будет иметь место, проинформируют органы. Хотя некоторые поощряют коррупцию – иначе можно остаться без красивых номеров.

– Мы в свое время заказывали серии, но отказывались от первых 10 номеров – от 001 до 010. Юристы нам говорят – это незаконно, серия должна быть полная. Мы опять уперлись в тупик. Давай выдавать нулевые номера на грузовики, ассенизаторские машины. Но номера лежат, а мусоровозок не хватает. Когда говорят, что вот такая-то серия красивая, я говорю: «Хорошо, но эта серия будет выдаваться в Ивделе, Шале, Тавде, предположим». Пусть стоит на каком-то ГАЗ-51 в деревне, и пусть человек наслаждается.

– А вообще коррупция в ГИБДД – частое явление?

– Давайте так: человек, когда рождается, ему взрослые говорят: нельзя это делать, в школе говорят – нельзя, в институте говорят – нельзя. Он потом приходит, берет деньги, а все говорят: Госавтоинспекция не воспитала. Стоп! Человек, придя сюда, он знает, что если взял взятку, то наступит уголовная ответственность. Мы не собираемся за каждым следить – это абсурд, это физически невозможно. Да, мы проводим негласные проверки, выезжаем по месту жительства, ежемесячно проверяем личный транспорт. Мы заинтересованы в том, чтобы искоренить это зло, каленым железом выжигаем. Вот говорят: они взятку взяли. А с другой стороны – вы не давайте, и брать не будут. На мой взгляд, нужно ужесточить ответственность для взяткодателей.

– Как проходит отбор на свободные должности?

– У нас были кандидаты из южных регионов, которых мы не берем. Если есть подозрения, то отправляем на полиграф, к психологу. Есть сомнения – не берем. Но в душу каждому не заглянешь. Парадокс ситуации в том, что, когда есть семья и маленькие детишки, инспектор идет, делает эту гадость, садится в тюрьму. Кому он лучше-то сделал? Детишкам?

Обращение начальника УГИБДД по Свердловской области Демина Юрия Алексеевича к коллегам и ветеранам по случаю 80-летия создания Госавтоинспекции:

80 лет – это возраст мудрого человека. Госавтоинспекция за это время претерпела и сложные моменты. Прошедшие десятилетия позволили самое ценное сохранить и выйти на ту модель, которая существует сегодня. Мы на сегодняшний день должны отдать дань уважения нашим ветеранам, которые вносили какую-то свою «золотую монету», ратовали за развитие службы. Мы должны помнить тех, кто ценой своей жизни пытался остановить преступников. Низкий поклон тем нашим коллегам, которые погибли на войне. Это история, и если мы не помним историю, то и будущего у нас нет.

Поэтому хотелось бы пожелать крепкого здоровья нашим ветеранам. Другая сторона – это молодежь, которая должна испытывать гордость от несения службы. У нас есть сотрудники, которые перешли в другие подразделения, но мы встречаемся, и они говорят: «Бывших гаишников не бывает». Они очень дорожат этим.

Иван Морозов © «Вечерние Ведомости»

Глава управления ГИБДД по Свердловской области Юрий Демин задержан. В его отношении возбуждено уголовное дело по пункту "а" части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия). Формальным поводом для задержания полковника милиции послужил инцидент, случившийся на акции протеста против повышения ввозных пошлин на иномарки в Екатеринбурге, когда Демин напал с кулаками на фотокорреспондента одного из екатеринбургских интернет-порталов.

Всю минувшую ночь в квартире начальника ГИБДД по Свердловской области Юрия Демина на улице Жукова в Екатеринбурге проводились следственные действия. "Пилили сейфы, выносили документы. Соседи с испугу даже вызывали ЧОП несколько раз", - говорят правозащитники. Объем материалов, по которым ведется расследование в отношении начальника ГИБДД, составил около сотни страниц.

Сотрудники УСБ изъяли записи камер видеонаблюдения со здания Драмтеатра, около которого 8 января в Екатеринбурге проходил "таможенный" демарш и в ходе которого произошел инцидент, окончившийся дракой господина Демина и обидевшего его журналистом. Также в деле имеются показания 10 свидетелей перепалки.

Между тем, как добавляют эксперты, прокурорские работники начали проверки по новым заявлениям, поднимаются старые дела. "Например, по продажам "блатных" номеров, по закупкам по завышенным ценам бланков спецпродукции и номеров, выдача разрешений на тонировку и продаже удостоверений внештатных сотрудников и дружинников ГИБДД", - говорят в Свердловском региональном отделении межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов".

Согласно источникам в ГИБДД, задержание Демина инициировал новый полпред президента РФ в УрФО Николай Винниченко, который "по приезде в Екатеринбург запросил аналитички на всех руководящих чинов региона, в том числе на Демина. Портрет главного госавинспектора, очевидно, не привел Винниченко в восторг. Одни его перепалки с автоправозащитниками, в том числе скандалы с задержанием и избиением Кирилла Форманчука по прозвищу Медвед чего стоят... После тщательного изучения личного дела Демина, говорят, и был отдан приказ о задержании", - говорят источники издания в областном ГАИ.

Демин в настоящее время содержится под стражей в изоляторе временного содержания Екатеринбурга и отстранен от службы.

"Терпила" посадил гаишника


Знакомьтесь, герой дня - 39-летний безработный, фотограф-любитель Юрий Басок. Именно его, как считает следствие, 8 января ударил по лицу начальник свердловского ГИБДД Юрий Демин. Теперь Демин в изоляторе, его обвиняют в превышении служебных полномочий с применением силы. Многие считают, что инцидент с фотографом стал лишь поводом для жестких действий УСБ ГУВД: у Демина было слишком много врагов. Юрий Басок рассказал «URA.Ru» в подробностях, что случилось между ним и Деминым, почему репрессивные меры были такими жесткими, и какую роль во всей истории играет полпред Николай Винниченко.

- Юрий, доброе утро. Вы сегодня - герой дня. Расскажите, с чего все началось, с того инцидента, который произошел 8 января. Вы фотографировали акцию автомобилистов, посвященную повышению пошлин на иномарки…

- Да. Если коротко, я стал фотографировать служебный автомобиль ГИБДД марки «Ауди», который стоял на пешеходном переходе. Ко мне подошел полковник и сказал, что фотографировать нельзя.

- Вы тогда знали, что это начальник областного ГИБДД?

Нет, просто увидел, что это полковник милиции. Я же не обязан знать в лицо все милицейское начальство. В общем, он попросил не фотографировать. Я попросил его представиться и объяснить, на основании какого закона мне запрещено производить съемку. Тогда он просто послал меня на три буквы. Я попытался еще раз выяснить его личность, но он так и не представился в тот день (это уже потом я из интернета узнал, с кем связался). Когда я попытался его снять, он съездил мне по морде. Попал в фотоаппарат, в щеку. Фотоаппарат в итоге сломался.

- Вы сразу написали заявление?

Не сразу, спустя некоторое время, я написал заявление в прокуратуру и в управление собственной безопасности ГУВД.

- Какие следственные действия проводились за это время?

С меня взяли объяснения как с потерпевшего, вручили постановление о признании меня «терпилой». Сейчас процесс официально запущен, думаю, еще не раз буду давать показание.

Многие считают, что этот инцидент стал своеобразным «спусковым крючком» скандала, который давно закручивался вокруг Демина. Не секрет, что это одиозная личность.

У меня тоже такое впечатление. Если бы я не попал в струю, дело бы тихо спустили на тормозах. Видимо, у кого-то в высших кругах были на этот счет свои планы. Я читал, что «косяков» у Демина и раньше было много. Думаю, его решили сменить, и я вовремя «попал».

- Написать заявление на Демина - это было ваше решение? Вам никто его не подсказывал?

Я попал на бабки, мне разбили фотоаппарат. Что мне оставалось делать? Когда я писал, я даже не надеялся, что процесс закрутится. Думал, буду периодически писать заявления в разные инстанции, а от меня будут отпинываться. Но теперь ясно, что процесс инициирован сверху. Мне сказали в УСБ, что дело на контроле у полпреда президента. Не знаю даже - полпред человек новый, он может во всех этих местных ментовских войнах и не участвует. Но все же процесс прошел.

- Со стороны родственников или адвокатов Демина не было никакого противодействия?

Нет, на меня никто не выходил. Я только видел реакцию Демина в прессе, он там комментировал на пресс-конференции.

- Юрий, скажите, фотография - это ваше профессия? Вы учитесь где-то? Сколько Вам лет?

Я старый и больной человек уже (смеется). Мне 39 лет. Фотография - это скорее хобби, а официально я сейчас нигде не работаю.

Что Юрий Демин думает об этом случае:


Еще до своего задержания на пресс-конференции в «Комсомольской правде» Юрий Демин, комментируя инцидент с фотографом, дословно заявил следующее:

Есть категория граждан, которые пытаются создать себе дешевую репутацию. Я бы так их назвал. Самое парадоксальное, что не успел я выйти из автомобиля, как уже стоит здесь молодой человек, который снимает видеокамерой. Вышел, отпустил машину, переговорили, побеседовали, все хорошо, все мирно. Через определенный промежуток времени подбегает другой человек и пытается мне «мыльницей»-фотоаппаратом чуть не в нос мне тыкая, пытается фотографировать. Рядом стоят сотрудники. Вежливо, тактично говорю ему: «Отойдите в сторону, пожалуйста». Ему осталось только заскочить мне на плечи и сфотографировать. Взяли, спокойно отодвинули в сторону. Все. После этого опять пытается сфотографировать - из-под мышки там всяко, всех пытается фотографировать. Самая дешевая что ни на есть репутация.

Вот (показывает) стоит ваш брат, осуществляет фотографирование мужчина. У вас же сложная деятельность, очень сложная. Вам нужно собрать информацию, причем иногда условия просто тяжкие. Но из всех присутствующих, с кем из коллег я общаюсь, всегда есть определенный человеческий этикет. Никогда никаких проблем ни с кем возникает… Не хочу я даже время терять по поводу этого вопроса.

Юрий Демин вернулся на работу


Начальник ГИБДД Свердловской области Юрий Демин, подозреваемый в превышении полномочий, в пятницу приступил к исполнению служебных обязанностей. «Официально сообщаю, что с пятницы Юрий Демин приступил к выполнению своих обязанностей. Расследование дела продолжается», — сообщил руководитель пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерий Горелых. Как сообщалось ранее, полковника Демина подозревают в том, что 8 января во время акции против повышения пошлин на иномарки он ударил внештатного фотокорреспондента местного новостного интернет-портала Юрия Баска. По этому факту было возбуждено уголовное дело по п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий с применением насилия). Расследованием дела занимается следственный отдел по Екатеринбургу СУ СКП РФ по Свердловской области. Во вторник вечером Юрий Демин был помещен в изолятор временного содержания, а в среду вечером отпущен под обязательство о явке.