Символ это в науке (логике, математике и др.) - то же, что знак; В искусстве символ это универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление, с одной стороны, со смежными категориями художественного образа, с другой - знака и аллегории. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают и структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символы. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Принципиальное отличие символа от аллегории состоит в том, что смысл символов нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Здесь же приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Если для чисто утилитарной знаковой системы многозначность есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира.

Смысловая структура символа

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что Беатриче у Данте есть символ чистой женственности, а Гора Чистилища есть символ духовного восхождения, то это будет справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное восхождение» - это снова символ, хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим постоянно приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и научной интерпретации. Истолкование символов есть диалогическая форма знания: смысл символов реально существует только внутри человеческого общения, вне которого можно наблюдать только пустую форму символа «Диалог», в котором осуществляется постижение символа, может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя. Такую опасность представляет собой субъективный интуитивизм, со своим «вчувствованием» как бы вламывающийся внутрь символа, позволяющий себе говорить за него и тем самым превращающий диалог в монолог. Противоположная крайность - поверхностный рационализм, в погоне за мнимой объективностью и четкостью «окончательного
истолкования» устраняющий диалогический момент и тем утрачивающий суть символа.

Хотя символ столь же древен, как человеческое сознание , его философско-эстетическое осмысление приходит сравнительно поздно. Мифологическое миропонимание предполагает нерасчлененное тождество символической формы и ее смысла, исключающее всякую рефлексию над символом. Новая ситуация возникает в античной культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т.е. «символической» в собственном смысле, философской мифологии. Платону важно было ограничить символ прежде всего от дофилософского мифа. Эллинистическое мышление постоянно смешивает символ с аллегорией. Существенный шаг к отличению символа от рассудочных форм осуществляется в идеалистической диалектике неоплатонизма. Плотин противопоставляет знаковой системе алфавита символику египетского иероглифа, предлагающего нашей интуиции целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику традиционного мифа указанием на несводимость смысла мифологического символа к логической или моралистической формуле. Неоплатоническая теория символа переходит в христианство благодаря Псевдо-Дионисию Ареопагиту, описывающему все зримое как символ незримой, сокровенной и неопределимой сущности Бога, причем низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для человеческого ума возможным нисхождение по смысловой лестнице. В средние века этот символизм сосуществовал с дидактическим аллегоризмом. Возрождение обострило интуитивное восприятие символа в его незамкнутой многозначности, но не создало новой теории символа, а оживление вкуса к ученой книжной аллегории было подхвачено барокко и классицизмом. Только эстетическая теория немецкого романтизма сознательно противопоставила классицистической аллегории символа и как органическое тождество идеи и образа (Шеллинг). В многотомном труде Ф.Крейцера «Символика и мифология древних народов…» (1810-12) давалась классификация типов символов («мистический символ», взрывающий замкнутость формы для непосредственного выражения бесконечности, и «пластический символ», стремящийся вместить смысловую бесконечность в замкнутую форму). Как и Шеллинг, противопоставляя символ аллегории, Крейцер подчеркивает в символе его «мгновенную целокупность» и «необходимость», т.е. непосредственность воздействия и органичность структуры. Для А.В.Шлегеля поэтическое творчество есть «вечное символизирование».

Немецкие романтики опирались в осмыслении символа на зрелого И.В.Гёте, который понимал все формы природного и человеческого творчества как значащие и говорящие символы живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает неуловимость и нерасчленимость символа не с мистической потусторонностью, но с жизненной органичностью выражающихся через символ начал. Г.В.Ф.Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре символа более рационалистическую, знаковую сторону («Символ есть прежде всего некоторый знак»), основанную на «условности». Научная работа над понятием символ во второй половине 19 веке в большой степени исходит из философии Гегеля (И.Фолькельт, Ф.Т.Фишер), однако романтическая традиция продолжала жить, в частности в изучении мифа у И.Я.Бахофена. В эстетическую сферу она возвращается к концу века благодаря литературной теории символизма, согласно которой истинный символ, помимо неисчерпаемости смысла, передает на сокровенном языке намеков и внушения нечто невыразимое, неадекватное внешнему слову. Осмысление социально-коммуникативной природы символа сливалось в символизме (особенно немецком, идущем от традиции Р.Вагнера, и еще более в русском) с утопическими проектами пересоздания общества и мироздания через «теургическое» творчество символа. В 20 веке неокантианец Э.Кассирер сделал понятие символ предельно широким понятием человеческого мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф, религии, искусство и наука суть «символической формы», посредством которых человек упорядочивает окружающий его хаос. Психоаналитик К.Юнг, отвергший предложенное З.Фрейдом отождествление символа с психопатологическим симптомом и продолживший романтическую традицию, истолковал все богатство человеческой символики как выражение устойчивых фигур бессознательного (так называемый архетипов), в своей последней сущности неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное размывание границ между символом и мифом и превращение символа в лишенную твердого смыслового устоя стихию.

Во все периоды исторического развития символы играли важнейшую роль для любого государства или сообщества, они могли указывать на важнейшие процессы, происходящие в социуме.

Знаковые и цветовые образы

Что такое символ в общепринятом значении этого слова? Прежде всего, заявленный в самых разнообразных формах выражения. Он может быть текстовым, изобразительным или сочетать и текстовое значение, и изобразительное. Именно по этому принципу построена визуальная особенность любого явления общественной жизни или государственного образования. Их история насчитывает тысячи лет, она видоизменялась согласно запросам времени. Уже в древности можно обнаружить примитивные отличительные знаки. Наиболее распространены национально-конфессиональные и государственно-административные характеристики, выраженные в виде специальных образов.

Что такое символ и символика для исторически сложившиеся традиции, которые отражены в них. В частности, для нашей страны по ним можно проследить всю противоречивость развития России и многочисленные коллизии, с которыми она сталкивалась.

Религия и ее символы

Уже в древнее время на территории проживания восточных славян складывались мощные племенные союзы, они были достаточно разобщены, конфликты были делом распространенным. Дело было в том, что они придерживались язычества, как все народы в древности, однако, казалось бы, внешнее единство религии на самом деле было далеко от истины.

Это понимали первые правители Киевской Руси, особенно вопросом мира задавался великий князь Владимир I, поэтому именно он явился тем человеком, который решил внедрить на территории страны новую монотеистическую религию, отвечавшую потребностям развития Руси и способствующую консолидации древнерусского общества. Так появляется православие в пределах нашей страны. Как у любого другого вероисповедания, были сформулированы краткие и четкие основы православия, выраженные в двенадцати постулатах. Вот что такое И он имеет важнейшее значение для каждого верующего, а вера в единого Бога была трансформирована киевскими правителями в формулу «Единый Бог - единый князь».

Престижные символы

Так повелось издревле, что общественное строение представляет собой своеобразную лестницу, на ступеньках которой расположены различные социальные группы и отдельные личности. Такое явление получило название общественной дифференциации. Это было распространенным фактом социального развития в любой исторический период, просто в одно время эти различия были довольно ощутимы и складывались наследственным образом, в другое же - более размыты и выражены личными достижениями человека.

В разные отрезки времени переход индивида из одной социальной группы был либо очень сложным, либо вовсе невозможным. С общественным прогрессом эти ограничения практически исчезли, но социальное расслоение общества осталось.

Дворянские гербы, королевские девизы - вот что такое статусные символы. Они отражали положение группы или личности в социуме. Дорогие автомобили, богатые особняки, личные самолеты - вот что такое символы социального статуса в современном мире.

Российская геральдика

Государства исчезают и появляются, но все они обладали и будут обладать своей знаковой особенностью. К примеру, возьмем Российскую Федерацию. Она прошла многочисленные трансформации как по форме административно-территориального устройства, так и по типу правления. И все эти метаморфозы были отражены в символике. Россия возникла после долголетнего периода и борьбы с монголо-татарским игом. Победа государственности над двумя этими противниками должна была быть выражена и в виде знаковых особенностей.

Иван III, женившись на племяннице последнего императора Византии, получил, кроме всего прочего, и символ этого государства. Так, гербом новой России становится двуглавый орел. Также на нем изображался всадник, поражающий копьем змея, символизирующий победу добра над злом. Вот что такое государственные символы для зарождавшегося российского государства.

Цвета нашей страны

Российский флаг появился благодаря усилиям Петра Великого. История довольно известная: царь очень любил путешествовать, особенно его привлекали морские страны. Побывав в Голландии, молодой монарх увидел флаг, который располагался на судах. Ему очень понравилось сочетание цветов. Приехав в Россию, он решил поменять расположение цветов на флаге и объявить его российским триколором. Так и произошло, но на самом деле такое сочетание уже применялось в российской символике и раньше. Известно, что впервые оно было использовано в 1667 году. Просто в правление Петра флаг стал полосатым бело-сине-красным полотнищем. Первоначально он считался не государственным, а национальным.

В XIX веке государственным стал черно-желто-белый флаг. Однако он был непопулярным, поэтому Александр III вернул прежний флаг в качестве государственного символа Российской Империи.

Современные символы России

Прошлый век принес множество изменений, в том числе касающиеся символов государства. Прогремевшая в 1917 году революция и крах монархии привели к появлению первого в мире социалистического государства - РСФСР, а затем - Союза ССР. Все эти трансформации значительно изменили визуальные образы страны. Что такое символ для большевиков? В нем должны были быть отражены идейные основы нового государства. И он появился, гербом стал серп и молот (как знаки классовой принадлежности новой власти). Затем появился в лучах солнца, обрамленный колосьями. Флагом СССР становится красное полотнище как символ революционной власти масс, а выступила образом международной солидарности трудящихся.

Крушение СССР привело к изменению символики. Новым стал уже известный двуглавый орел, а флагом - бело-сине-красный. Вот что такое символ и его значение для общества, государства, личности.

гр. – знак, опознавательная примета) – знак, в свернутом виде несущий в себе определенный смысл и наделенный особым значением. Символами могут быть слова, рисунки, знаки, значки, цифры, куски ткани, звуковые инструменты, движения рук и многое другое. С помощью этих вещей и действий народ кодирует свою историю и культуру, воплощая в них глубокие и емкие смыслы, идеи, законы и принципы закладывая память о событиях, напоминая о возможном будущем. Они лаконично выражают идеальное содержание, отличное от их непосредственных, чувственно-телесных форм бытия. Так, сердце в человеческом организме воплощает весь организм и душу, символом православной веры является Троица как триединство Бога, крест – символ христианства, цветы – символ радости и добра, звезда – символ наступательности и т.д. Российское государство в качестве своих символов имеет герб, флаг, гимн. Имеют свои символы политические организации и детские общественные объединения. Символы влияют на подсознательную, глубинную психику человека, вызывая широкие представления, воспоминания, побуждая к идеям и чувствам, подталкивая к вживанию, проживанию и переживанию того, что за ними кроется. Абсолютное большинство символов связаны с мировоззрением, «вероопределением». Символами люди начали пользоваться с глубокой древности; в древней символике сокрыты забытые истины. Символическим было и первое письмо, а ныне таковой является китайская письменность. К символическим относятся язык жестов глухонемых людей. Изучением символов как знаков общения занимается научная дисциплина семиотика (семиология). В некоторых школах ее уже преподают, изощряя детскую сообразительность, побуждая к исследованию. Обращение к символам побуждает человека превзойти самого себя, указывает на ценность всех вещей в мире как носителей духовных идей.

Из книги Смерть и бессмертие автора Блаватская Елена Петровна

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИЯ И ЧТО ТАКОЕ СИЛА? [Ответ другого теософа]Все «обсуждения этого вопроса», какими бы «желательными» они ни были, окажутся в целом несостоятельными, ибо «научная проблема» как таковая должна выдерживаться в строгих рамках современной материалистической

Из книги Миф о вечной империи и Третий рейх автора

Из книги Учение храма. Том I автора Автор неизвестен

СИМВОЛ ЗМИЯ Люди всегда пытались проникнуть в глубинную тайну, скрывающуюся за антагонизмом человека по отношению к ползающим тварям – невзрачным червякам, безвредным, а нередко даже и полезным маленьким змеям, – испытываемым им, когда эти твари нечаянно заползают на

Из книги Критическое исследование хронологии древнего мира. Библия. Том 2 автора Постников Михаил Михайлович

Символ веры По–гречески символ значит «условный знак». Нужно думать, что первоначально «символ веры» играл у последователей Иисуса роль тайного пароля. Современный символ веры гласит (см. , стр. 194):1. Веруем в единого Бога, отца, вседержителя, творца неба и земли, всего

Из книги Карлос Кастанеда. Утраченные лекции. Охота за Силой. Путь Собаки автора Бирсави Яков Бен

СИМВОЛ СМЕРТИ И СИМВОЛ ЖИЗНИ Кастанеда попросил нас достать кости, которые мы принесли с собой.- Теперь, наконец-то, вы узнаете, что стоит за этим предметом силы, и символом чего она является, - сказал он, взяв кость у Уилла и подняв ее высоко над головой. - Есть

Из книги 118 предметов, каждый из которых принесет в дом деньги и удачу. Секреты самых богатых людей Китая автора Рунова Олеся Витальевна

Что такое символ и в чем его сила? Я думаю, ни для кого не секрет, что практически любой предмет домашнего интерьера содержит в себе информацию и несет определенную энергетику. Именно от нас, от наших действий зависит, какой она будет, что нам принесет. Некоторые из них

Из книги Грааль как символ и надежда автора Балакирев Артемий

Часть 4 Звездный символ-грааль и символ-ковчег

Из книги Татуаж Таро. Магия человеческого символа автора Невский Дмитрий

Религиозный символ Это не только крест, но и другие символы существующих или существовавших религий. Этот символ определяет привлечение в свою жизнь защиты и покровительства, поддержки. Из отрицательных проявлений можно отметить то, что человек с таким символом

Из книги Освобождение от неприятных мыслей и эмоций автора Ингерман Сандра

Защитный символ Еще один способ – это представить себе символ, который станет вашим щитом. Может быть, вы уже знаете какой-то символ, который может быть использован в этом качестве. А может быть, вам стоит сесть с цветными карандашами или пастельными мелками, и попробовать

Из книги Как избавиться от порчи и сглаза. Приметы, обереги, заговоры, обряды, молитвы автора Южин Владимир Иванович

Символ веры Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Символ веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

Из книги Из высказываний Матери. Ауровиль. Город будущего автора Ауробиндо Шри

Символ Ауровиля В середине августа 1971 года Мать сделала набросок нового символа Ауровиля. По ее наброску был выполнен приведенный ниже рисунок, одобренный Матерью. По поводу значения она дала следующие объяснения: Точка в центре представляет Единство,

Из книги Герольды «Наследия предков» автора Васильченко Андрей Вячеславович

Символ Предпринимавшиеся ранее исследования оказались не в состоянии постичь суть родовых символов, так как в них вообще не учитывался символический характер знака, равно как и суть символов в целом. Родовой знак является символом в самом глубочайшем понимании смысла

Из книги Никак. Нигде. Никогда автора Bанг Джулия

Что такое Дух Хаоса, Бог, наконец, что такое Хаос? Между нами т. н. духи (обозначение придумано людьми), это и есть т. н. боги (обозначение придумано людьми), то есть часть Хаоса, несущая в себе когерентный заряд волнообразных колебаний на частоте Хаоса.«В физике

Из книги Освобождение [Система навыков Дальнейшего ЭнергоИнформационного Развития. I ступень] автора Верищагин Дмитрий Сергеевич

Что такое здоровье и что такое болезнь Теперь, когда вы уже научились ощущать мир энергий, контролировать свои центральные энергетические потоки, налаживать правильный энергообмен с Космосом и Землей, вы имеете право заняться и телом, приведя его в гармонию и равновесие