Лексическое значение слова «ширк» — «признавать существование сотоварища». В терминологии же оно означает
«признание существования подобия Аллаху в Божественности, Атрибутах или Деяниях». Многобожие (ширк) и неверие (куфр) – два близких понятия. Разница заключается только в том, что неверие — понятие более широкое, а многобожие — более узкое и специфическое. В этом смысле всякий ширк —
это куфр, но не всякий куфр – это ширк. Каждый многобожник
– неверующий, но не каждый неверующий — многобожник. Ибо, многобожие возникает только в результате признания существования подобия Аллаху и приписывания Ему сотоварища. А неверие возникает в результате признания целого ряда различных убеждений.
Одним из видов неверия является приписывание сотоварища Аллаху. К примеру, признание существования двух божеств, как это принято в зороастризме, это одновременно и многобожие, и неверие. Не верить в Конец Света – это только неверие и не является многобожием. В Суре «Аль-Байина» 98/1 Священного Корана люди Писания и многобожники упоминаются, как неверующие, относящиеся к разным категориям. Самый большой грех, который не прощается Всевышним, – это непризнание Его Единобожия, так как это является великой несправедливостью по отношению к Нему. И об этом так сказано в Священном Коране: «Поистине, Аллах не прощает того, кто приписывает Ему сотоварищей, но Он может простить любой другой грех, меньше этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, тот измыслил большой грех» . (Cура «Ан-Ниса» 4/48,116).
Мудрец Лукман, делая назидание своему сыну, сказал
следующие слова:
«О сын мой! Не придавай сотоварищей Аллаху. Ибо, многобожие – это большой грех» . (Сура «Лукман» 31/13). У многобожия, являющегося антиподом Единобожия, есть пять разновидностей:
«Ширк истикляль» – это вид многобожия, основанный
на поклонении двум разным божествам, присущий для зороастризма или дуализма.
«Ширк таб’из» – это вид многобожия, основанный на
признании Единственности Бога — Всевышнего Аллаха, но
состоящего из отдельных сущностей.
«Ширк такриб» – это вид многобожия, свойственный для тех, кто наряду с верой в то, что Вселенная создана
Единственным Богом – Аллахом, поклоняется разного рода
идолам, статуэткам, которые якобы являются посредниками
в деле сближения с Богом. Таков был вид поклонения Аллаху арабов первого периода века «джахилийи».

«Ширк таклид» – это вид многобожия — подражательное поклонение идолам потомками арабов в последний период века «джахилийи».
«Ширк асбаб» – это вид многобожия, заключающийся в
убеждении, что все во Вселенной, всякого рода законы якобы были созданы не Всевышним Аллахом, и что истинная причина кроется в самих вещах, которые порождают сами себя. Этот вид политеизма присущ натуралистам и философам-материалистам.

Термин «многобожие» (или – по-гречески – «политеизм») говорит сам за себя: поклонение множеству богов. По этому признаку авраамические религии – иудаизм, христианство и ислам – противопоставляются всем прочим, ведь для этих религий, две из которых стали мировыми, характерна вера в Единого Бога с полным недопущением веры в каких-то других богов.

На последнем пункте хотелось бы остановиться особо. Нередко приходится встречать рассуждения о том, что и авраамические религии имеют черты многобожия – например, христиане молятся не только Богу, но и святым, ангелам (например, архангелу Михаилу или своему ангелу-хранителю). Так может рассуждать только человек, ни разу не бравший в руки христианского молитвослова – иначе он знал бы, как начинается, например, молитва к своему святому: «Моли Бога о мне, святой угодниче Божий такой-то…» Иными словами, максимум, о чем мы можем попросить святого – это помолиться за нас. Своих близких (например, родителей) мы тоже нередко об этом просим, но это не значит, что мы считаем их богами – вот и святые для нас такие же люди, как мы, только приблизившие себя к Богу праведной жизнью.

Для приверженца же политеистической религии любой из многочисленных богов – это именно бог. Норманн эпохи викингов, обращаясь к Фрейру, просил его непосредственно о ниспослании урожая – а не о молитве Одину об этом. Древнегреческие девушки, обращаясь к Афродите, надеялись, что богиня ниспошлет им счастливый брак – а не обратится с такой просьбой к Зевсу. Верховный же бог не отделен от других богов непреодолимой пропастью – он состоит с ними в таких же взаимоотношениях, в каких состоят люди между собой.

Обычно политеизм представляют так: множество богов, один из них главный – как правило, бог грома или войны – а всем прочим богам присуща, так сказать, узкая специализация, один отвечает за плодородие, другой – за супружескую любовь, третий – за охоту, четвертый – за торговлю и т.д. Все это характерно для древнего мира, а потом на смену многобожию пришли монотеистические религии – поскольку и люди перешли от родоплеменных отношений к единоначалию.

Такая схема вызывает сомнения уже «в первом приближении». В Древнем мире монотеистами были евреи, не всегда имевшие собственную государственность, а египтяне и римляне, обожествлявшие своих правителей (вот уж где было совершенство единоначалия!) – политеистами. Или возьмем средневековую Европу с ее феодальной раздробленностью, когда король оставался лишь «первым среди равных» – вот где идеально подошла бы политеистическая религия! – тем не менее, этим людям совершенно не мешало монотеистическое христианство (если принять изложенную выше схему, то Европа должна была принять христианство не раньше XVII века, когда установилась абсолютная монархия).

Масла в огонь подливают современные неоязычники, гордо именующие себя «родноверами». Они утверждают, что религия древних славян (в отличие от греческих, римских и прочих варваров) была монотеистической, а Сварог, Велес, Лада и другие – это лишь воплощения Единого Бога, поэтому в «Велесовой книге» осуждаются те, кто «пересчитывает богов»… что тут сказать? «Велесову книгу» давно не принимает всерьез ни один ученый, к чему приводит стремление возвысить свой народ над всеми прочими, все мы прекрасно знаем, но… в одном ученые с этими людьми согласны: монотеизм действительно древнее политеизма! Вот только славяне и их предки в этом плане ничем не отличаются от других народов.

Древние люди не могли представлять, что боги «распределяют обязанности» между собой, поскольку сами этого не делали. Конечно, некоторое распределение было – но связывалось оно скорее с полом и возрастом: молодые мужчины пойдут на охоту, женщины, которым физическая сила охотиться не позволяет, поищут съедобные плоды, а старики посидят дома с детьми – в основном же ситуация характеризовалась формулой «все делают все». При такой организации жизни естественно было почитать как раз одного бога (или богиню – в зависимости от того, было ли общество патриархальным или матриархальным), причем такая ситуация сохранялась довольно долго. Для тех, кто осаждал Трою, Зевс еще не был богом грозы, а Афина – богиней мудрости, они были «просто богами». При этом воспринималось как нечто само собой разумеющееся, что у каждого племени свой бог или своя богиня.

Но вот племена объединяются в союзы, и каждое племя приносит в этот союз «своего» бога. Постепенно связи между племенами становятся более тесными, выплавляется нечто единое – и уже боги других племен воспринимаются как «наши»… и вот богов уже много! Завоевали кого-то – и боги этого народа тоже вливаются в пантеон.

Тем временем, жизнь людей меняется: усложняются трудовые процессы, теперь для того, чтобы достичь совершенства в том или ином ремесле, надо заниматься им вплотную да еще иметь способности от природы – появляется разделение труда. И само собой разумеется – с точки зрения мифологического мышления – что жизнь людей представляет собой «копию» жизни богов. И если в каждом человеческом селении есть кузнец – почему бы не быть кузнецу Гефесту и среди богов?

Разумеется, положение того или иного бога в пантеоне может быть связано с изначальным положением племени, которое его «принесло» – например, бог Пан, почитаемый аркадскими пастухами, стал в греческом пантеоне богом дикой природы и животного начала. Боги покоренных народов не могли претендовать на главенствующее положение – так появилась у римлян Диана.

Политеистические религии существуют и сейчас… нет, речь не идет о наших российских родноверах, или тех, кто пытается возродить поклонение Одину, или проводит друидические ритуалы в Стоунхендже – искусственность таких «религий» очевидна (современных «друидов» не смущает даже то, что об обрядах и знаниях истинных друидов мало что известно). Но существуют народы, у которых традиция многобожия не прерывалась. Такова японская религия синто, индуизм, даосизм, а также одна из мировых религий – буддизм.

Вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния .

Политеизм противостоит монотеизму - вере в единого Бога и атеизму, отрицающему существование Бога или богов. Происхождение и связь политеизма с монотеизмом является предметом дискуссий среди антропологов и историков религий. Большинство исследователей склоняются к мнению, что политеизм является древнейшей формой религиозной жизни человека, из которой вырос монотеизм. В Библии политеизм отождествляется с язычеством (понимается как измена единому Богу), в которое впадал еврейский народ на протяжении всей своей истории. Во времена царя Соломона и позднейших царей в Израиле легально существовали священные горы и священные рощи, в которых совершалось поклонение языческим богам: Ваалу , Дагону , Астарте и другим божествам, распространенным в Средиземноморье и Передней Азии.

В парадигме политеизма мир представляется в виде иерархии различных божеств, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе. Пантеон богов представляет собой сложную систему взаимоотношений. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Например, в др. Греции Посейдон - бог водной стихии, Гея - богиня земли; в социальной сфере - Гермес - бог торговли, славянский Велес - бог скотоводства и т. д. Во главе пантеона обычно стоит верховный бог, но не единственный, в отличие от монотеизма. В рамках политеизма поклонение племенным богам не исключает признания богов других народов.

Выделяют различные виды политеизма: анимизм , считающий все явления природы одушевленными, источником которых служит вмешательство духов и демонов; фетишизм - почитание материальных предметов, наделенных сверхъестественными свойствами; тотемизм - вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы - с другой. Для архаичных форм политеизма также характерен культ предков , которые магически участвуют в жизни потомков. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом.

Религиозная практика политеизма (его ритуалы) направлена на установление контакта с божеством и получение от него какой-либо помощи в обмен на приношения (жертвоприношение) со стороны человека. Знание законов взаимодействия с богами и умение применять их на практике дает власть над окружающей реальностью. Утверждение власти над реальностью с помощью ритуала - это магизм. Политеизм магичен по своей сути, поскольку мир богов не является трансцендентным, он растворен в природе; поэтому любая хозяйственная, военная или политическая деятельность человека входит в соприкосновение с тем или иным богом и правильный ритуал обеспечивает ее успешность. Поскольку ритуал есть повторение сакрального акта сотворения мира, как и каждое действие - повторение перводействия бога-демиурга, миф утверждает данную реальность как абсолютно значимую. Ничему новому, никакой инициативе, спонтанным актам в этой реальности нет места. Поэтому политеистическое общество является традиционным обществом, в котором любое развитие и изменение не имеют ценности.

Политеизм представлен в современном мире в таких религиях как индуизм , синтоизм , африканские культы и др. Теоретическим обоснованием политеизма является мифология . Поэтому исследования политеизма тесно связаны с изучением мифов, которые представляют собой свод сказаний о богах и героях. Различают теогонические мифы - мифы о происхождении богов и космогонические - мифы о происхождении мира. В первобытных и традиционных обществах миф, повествующий о происхождении вселенной и человека, о возникновении социальных институтов, о культурных приобретениях, о жизни и смерти, выполняет функции религии, идеологии, философии, истории и науки. Первобытный миф - это простая, образная и часто поэтическая схема мира, объясняющая и предписывающая определенный способ существования в нем.

Научный подход к изучению политеизма возник в эпоху Возрождения. Однако вплоть до XVIII века в Европе изучалась главным образом античная мифология. В христианской традиции политеизм считался вторичным по отношению к естественному монотеизму. Политеизм, как деградация и забвение единого Бога, связан с моральным упадком человечества; это состояние, которое должно быть преодолено. Однако в Новое время в связи с секуляризацией религиозных исследований появляются теории, считающие политеизм первичным состоянием человечества. Так, Юм называет политеизм «первобытной религией невежественного человечества», сформированной «заботами о житейских делах, надеждами и страхами». Соответственно, развитие человеческого разума и созерцание творений природы привело человечество к монотеизму. Знакомство с историей, культурой и мифологией других стран, таких как Египет, Америка, Индия, Китай дало возможность перейти к сравнительному изучению политеизма и отойти от теории мифа как «первобытного невежества». Так, английский поэт Дж. Макферсон, немецкий писатель и философ И. Г. Гердер и другие трактовали мифологию как выражение общенародной мудрости, зашифрованной в поэтических образах. В XX веке политеизм изучается в ракурсе его мифологической составляющей. Миф понимается как особый способ рационализации мира. Леви-Брюль говорит о первобытном мышлении как «дологическом», принципиально отличном от современного мышления. Структурная антропология (французский учёный Леви-Стросс) видит в мифологии поле бессознательных логических операций, призванных разрешить противоречия человеческого сознания. Юнг находит в мифологии источник архетипов коллективного бессознательного. Почти во всех теориях мифа есть указание на первостепенную роль бессознательного в первобытной ментальности . Особый интерес к политеизму в его мифологической составляющей доказывает значимость религиозных истоков любой рационализации.

Боги по категориям

  • Боги ацтеков
  • Боги войны
  • Живые божества
  • Боги луны
  • Боги любви и брака
  • Морские боги
  • Боги мудрости и знаний
  • Боги неба и погоды
  • Боги огня
  • Боги охоты
  • Боги плодородия
  • Боги славян
  • Боги смерти и загробного мира
  • Солярные боги
  • Боги судьбы и случая

См. также

  • Боги и Богини
  • Основные типы индоевропейских богов

Литература

  • И. Мананников «Политеизм», Католическая энциклопедия. Том 3, Издательство Францисканцев, 2007 г.
  • Юм Д. Малые произведения: Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии, М., 1996;
  • Лосев А. Ф., Диалектика мифа, М., 1930;
  • Лосев А. Ф., Античная мифология в ее историческом развитии, М., 1957;
  • Элиаде М., История веры и религиозных идей, т.1.От каменного века до элевсинских мистерий, М.,2002;
  • Элиаде М. Космос и история. М., 1987;
  • Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999.
  • Толстой Н. Боги в славянской мифологии // Славянские древности. Т.1. М., 1995, с.202-204

Многобожие в арабском языке выражается словом «ширк», которое означает «уравнивание двух вещей». В шариате же данное слово применяется в двух значениях: в общем и в частном.

1. Многобожие в общем смысле означает равнение творений с Пречистым Аллахом в том, что присуще только Аллаху. Существуют три разновидности такого многобожия:

Первая разновидность – это приобщение сотоварищей к Аллаху в господстве, то есть равнение творений с Аллахом в его качествах Господа, или приписывание какого-либо из этих качеств, например, сотворения, ниспослания удела, умерщвления, управления вселенной и т.п, кому-либо, кроме Него Одного.

Аллах, Свят он и Велик, сказал: «Есть ли наряду с Аллахом другой творец, который давал бы вам пропитание с неба и земли? Нет божества, достойного поклоенения, кроме Него! До чего же вы отвращены от истины (сура «Фатыр», аят 35).

Вторая разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в обладании божественными именами и атрибутами, то есть равнение творений с Аллахом в каком-либо из этих имен и атрибутов. Всевышний сказал: «Нет никого подобного Ему, и Он – Слышащий, Видящий» (сура «аш-Шура», аят 11).

Третья разновидность – приобщение сотоварищей к Аллаху в поклонении, то есть равнение творений с Аллахом в том, что является исключительным правом только Его, как истинного Бога, достойного поклонения. Это относится к намазу, посту, молитве, мольбе о спасении, жертвоприношении, обету и всем другим видам поклонения, как большим, так и малым, как обязательным, так и желательным, как скрытым, так и явным.

Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха» (сура «аль-Бакъара», аят 165).

2. В частном же смысле под многобожием подразумевается приобщение к Аллаху равных, к которым взывают так, как взывают к Нему, которых просят о заступничестве так, как просят Его, на которых надеются так, как надеются на Него, которых любят так, как любят Его. Это значение первым приходит на ум при упоминании слова многобожие, когда оно встречается в текстах Корана и Сунны.

Почему многобожие порочно и в чем его опасность

О порочности многобожия разносторонне свидетельствуют различные аяты и хадисы, которые так же предостерегают от этого величайшего греха, разъясняя его опасность и тот скверный исход, уготованный для многобожников как в этом мире, так и в последней жизни.

Во-первых, Аллах, Пречист Он и Возвышен, сообщил в своей Книге, что приобщение к Нему сотоварищей является единственным грехом, который не прощается без покаяния в нем. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) гре­хи, кому пожелает» (сура «ан-Ниса», аят 48).

Во-вторых, Аллах засвидетельствовал, что многобожие является величайшей несправедливостью. Всевышний сказал: «…многобожие является великой несправедливостью» (сура «Лукман», аят 13).

В-третьих, Аллах сказал, что этот грех сводит на нет, т.е. делает тщетными все деяния человека. Всевышний предупредил Своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей, то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток» (сура «аз-Зумар», аят 65).

В-четвертых, Аллах охарактеризовал многобожие как умаление достоинств Господа миров и равнение с Ним творений. Всевышний Господь сказал о мучениках Ада: «Препираясь там, они скажут: «Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» (сура «аш-Шуара», аяты 96-98).

В-пятых, Всевышний Аллах сообщил о том, что тот, кто умер, приобщающим сотоварищей к Аллаху, будет наказан вечными муками в Аду. Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (сура «аль-Маида», аят 72).

В Священном Коране очень много и других доказательств на эту тему.

Среди наиболее тяжких грехов в исламском вероучении особо выделяется ширк, т.е. многобожие - признание наряду с Аллахом какого бы то ни было иного объекта (или субъекта), наделяемого божественными качествами, и поклонение ему.

Посланник нашего Создателя (с.г.в.) как-то раз обратился к своим сподвижникам: «Не рассказать ли вам о грехе, самом большом среди всех грехов? Это - ширк» (хадис приводит аль-Бухари).

На тяжкость впадения в ширк указывает уже один тот факт, что Всевышний не окажет прощения упорствующим в многобожии в день Великого Суда. На это имеется прямое указание в кораническом аяте:

«Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (4:48)

При этом в исламе различают два вида ширка: большой и малый.

Большой ширк

Под большим ширком понимается непосредственный политеизм, что означает поклонение кому-либо и признание за ним божественной сущности, за исключением Аллаха. Человек, который является многобожником, именуется также мушриком.

Подобного рода поклонение может осуществляться некоторым людям, животным, растениям, небесным телам, идолам, тотемам и так далее. Политеизм известен миру с древних времен, когда во многих существовавших на тот момент государствах имело место поклонение различным богам. Например, в Древней Греции люди поклонялись множеству богов, среди которых были: Зевс, Гера, Аид, Посейдон, Аполлон, Гефест, Афродита, Артемида и так далее.

Во времена Посланника Аллаха (с.г.в.) в Аравии тоже процветал политеизм, который исповедовали жители Мекки. С началом пророческой миссии Мухаммад (с.г.в.) начал призывать мекканцев к единобожию, и некоторые уверовали, став первыми мусульманами. Однако большинство мекканских жителей отказались принять единобожие, в числе которых был и дядя Пророка (с.г.в.) - Абу Талиб.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) довольно-таки рано стал сиротой и ещё до рождения он потерял отца, а затем перешла в мир иной и его мать. После этого он жил в доме своего деда - Абдуль-Мутталиба, который тоже вскоре умер, и Посланник Всевышнего (с.г.в.) нашёл приют в доме своего дяди - Абу Талиба, который поклонялся, как и многие мекканцы, идолам.

Осознавая свою ответственность за Мухаммада (с.г.в.), Абу Талиб постоянно оберегал и защищал от нападок многобожников своего племянника, который у политеистов вызывал ненависть. За всю свою жизнь он сделал очень много добра для Пророка (с.г.в.) и мог бы, по воле Всевышнего, оказаться в Раю. Но он умер многобожником, несмотря на увещевания Посланника Аллаха (с.г.в.), и лишь за это он был удостоен Ада. Эта история говорит нам о степени тяжести совершения данного греха, ибо за ширк человек навечно окажется в Адском пламени.

Основой вероучения мусульман является строгое единобожие (таухид), т.е. признание в качестве Бога и поклонение лишь Единому Аллаху.

Единобожие включает в себя три основные составляющие:

1. Единобожие во владычестве - Аллах является владыкой всего и над всем.

2. Единобожие в поклонении - лишь Он достоин поклонения.

3. Единобожие в качествах (сыйфатах) - качества, которыми обладает Милостивый и Милосердный, не могут быть присущи ещё кому-либо

По мнению большинства учёных, человек, который совершает большой ширк, подлежит (такфиру), то есть мушрик не может считаться мусульманином.

Малый ширк

Под малым ширком в исламе, как правило, понимается показуха, когда человек совершает поклонение и благие деяния не ради довольства своего Создателя, а напоказ. Одно из изречений Заключительного Божьего Посланника (с.г.в.) гласит: «Поистине, совершать деяния напоказ, даже немного, есть тоже придание Всевышнему равных» (Ибн Маджа).

В наше время показуха стала довольно-таки распространённым делом, и религия не стала исключением. В основном, совершение деяний напоказ мотивируется желанием сформировать о себе хорошее общественное мнение, жаждой славы и так далее, но не желанием заслужить довольство Господа миров.

Рассмотрим на конкретном примере:

Человек, совершая намаз, может молиться как ради довольства Всевышнего, желая обрести Его награду, или же напоказ, т.е. стремясь продемонстрировать окружающим его людям свою набожность. Аналогичным образом дело обстоит и с раздачей милостыни, когда человек даёт её либо ради Аллаха, либо ради того, чтобы казаться щедрым окружающим.

Исходя из этого, будет играть ключевую роль при оценке тех или иных деяний человека. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Воистину, дела оцениваются только по намерениям и, воистину, каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим). Таким образом, каждый получит то, к чему он стремился. За намаз, совершённый ради довольства Всевышнего, человек обретёт награду от Господа, а за намаз, выполненный напоказ, он способен лишь добиться хорошего общественного мнения, которое не поможет ему в Судный день.