Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

А мясо ракообразных может даже содержать в себе трупный яд!
В итоге мудрецы прошлого додумались, что гораздо проще и быстрее внушить своим близким, что свинья чуть ли не исчадие ада, чем объяснять, что это мясо может быть опасно для здоровья. В конце концов, мы ведь тоже не учим детей основам электродинамики, а просто объясняем, что нельзя совать пальцы в розетку.

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально - «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.

Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах - прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей.

Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.

Если у вас нет знакомого еврея, наш гид хоть немного сориентирует вас в вопросе, почему евреи не едят свинину.

Бог, как известно, един, но в отношении евреев он установил требование — отказаться от свинины. Авторитет Всевышнего непререкаем, если вы живете согласно Торе, а это писание пестрит заповедями под названием «хок», которые изначально не призваны трактоваться с научной точки зрения, а стало быть, сомнению не подвергаются: велел Бог не притрагиваться к свинине — значит, так тому и быть.

Некоторые исследователи полагают, что табу на свинину было связано с непригодным для выращивания этих животных климатом. Однако археологические раскопки и найденные свиные кости говорят об обратном. Не мог быть причиной и трихинеллез, якобы передающийся от свиней, что было поводом для еврейской чистоплотности — болезнь была открыта только в 1859 году, и приписывать ее задним числом было бы не совсем корректно.

Евреям нужно было показать свое отличие от древних греков и римлян, а поскольку в культуре последних свинина занимала немаловажное место, евреи провели черту именно здесь. Есть также подозрение, что семитские народы когда-то молились кабану, в свете чего насмешки римлян над евреями выглядят логичными — они намекали, что нельзя есть то, перед чем преклоняешься.

В основе этого праздника лежит история, связанная легендой о семи мучениках Маккавеях. Сирийский правитель Антиох IV Эпифан арестовал мать и семь ее сыновей и приказал есть свинину, и когда они отказались повиноваться, он убил каждого из них одного за другим.

В западноевропейских церквях имел хождение такой художественный образ: евреи кормятся от свиньи. Он назывался юдензау, воплощался в гравюрах, барельефах, статуях и носил, разумеется, негативную коннотацию. В то время Европой фактически управляла инквизиция. В частности, испанская инквизиция насильно обращала евреев в христианство через акт поедания свинины, но те упорствовали, дабы не предавать свои убеждения. На этой почве в Португалии появилось блюдо под названием альейра — колбаса, в состав которой входило множество различных видов мяса, кроме свинины, но повторяющего его текстуру и даже вкус.

В 1962 году израильские власти запретили разводить и продавать свинину. Под запрет не попадали арабы-христиане и ученые, использовавшие свиней как подопытных. Это, конечно, провоцировало пренебрегающих табу израильтян на теневые манипуляции: они покупали свинину у арабов-христиан, либо же разбивали в своих сельхозпоселениях — кибуцах — «научные комплексы». В 1970 году в Тель-Авиве появился специальный отдел полиции, который взял под контроль подобные инициативы

С распадом СССР на месте, где раньше висел «железный занавес», образовалась пустота, и те бывшие советские люди, кто мог хоть как-то зацепиться за еврейское происхождение, устремились через эту пустоту на Землю Обетованную, захватив с собой и привычку есть свинину, вопреки всему выработанную в Советском Союзе. Эта волна иммиграции привела к снятию запрета, и Израиль покрылся русскими магазинами, торгующими свининой.

В Штатах гармонии по этому вопросу не было и нет, в связи с чем возникают такие остроумные парадоксы. Пять лет назад в Вильямсбурге, одном из самых хипстерских районов Нью-Йорка, открылся ресторан с ироничным названием Traif. Этот термин обозначает всю не кошерную пищу, а именно такую ресторан и подает, ничуть не соврав. Пикантности ситуации прибавляет тот факт, что ресторан находится в нескольких кварталах от хасидской коммуны. Traif периодически служит местом для сбора бывших ортодоксальных евреев. Тем самым они хотят изобрести еврейскую идентичность заново, включив в нее «белый стейк» — жаргонное название свинины.

Те люди, которые считают себя евреями, никогда не посмеют даже прикоснуться к малейшему куску свинины. Они считают, что это еда недостойна нормального человека, она является грязным и противозаконным продуктом питания. Еврейская книга Тора гласит им о том, какие животные достойны, что бы они полакомились их мясом, а на каких нельзя даже смотреть. Многие интересуются, почему иудеи не едят свинину, все очень просто - достойны употребления в пищу только те представители животного мира, которые жвачные и имеют в наличии раздвоенные копыта. Данное правило законно тогда когда животное выполняет оба требования, в других случаях иудеи даже не подойдут к нему.

Книжка тора гласит, что человек, употребляющий такой продукт, как свинина, не является евреем. Все данные правила прописаны в законах этого народа. А главные продукты, которые противопоказаны данному народу это свинья, кролик, верблюд и заяц. В обычном народе свиное мясо это один из самых экологически чистых продуктов, но евреи уверены, что это самый грязный продукт питания. Но если говорить по правде, то свинья в своем существовании является довольно чистоплотным животным.

Есть еще причины, почему иудеи не едят свинину, это древняя легенда, которая является также законом для этого народа. Когда один из их городов находился под осадой, люди голодали и их пищей был один баран в день. Но время шло, и бараны закончились, но народ нашел выход и договорился на обмен. Данный обмен состоял в том, что они ежедневно будут покупать барана за корзину золота у римских воинов.

Но вот шли дни, и главнокомандующий воинов не мог понять, откуда у бедного народа силы и как они так стойко держат оборону. Ведь давно народ должен стать слабым от нехватки пищи и сдаться. Но нашелся и среди евреев враг и предатель, который все поведал об обмене и о том, что ежедневно народ Иерусалима набирает силы, скушав молодого барана, принесенного его воинами, и с новыми силами становится в защиту своего города, своей святой земли. Тогда главнокомандующий решил отмстить народу евреев и дал команду своим воинам прекратить подкармливать врага и положил вместо молодого барана в корзину свинью, а золото забрал себе. После данных действий святая земля затряслась и омертвела, евреи не смогли отстаивать свой город и честь, были изгнаны из своих владений, они не смогли простить предательства своего же человека, который стал на сторону врага и запомнили его навсегда.

Но кроме законов и легенд евреи считают, что с медицинской точки зрения свинина также губит человека и является не годным для употребления мясом. Но все это только понятия евреев, ведь в современной медицине ничего несказанно о свинине, как о продукте негодном для употребления человеком. Многие народы считают его единственным полезным мясным продуктам.

Дело в истории...

Многие интересуются вопросом, по какой причине приверженцы ислама и иудаизма не едят блюда из свинины. Почему они игнорируют мясо такого неприхотливого в выращивании животного? Представители других религий без проблем и ограничений употребляют свинину в пищу и прекрасно себя чувствуют.

Некоторые на эти вопросы отвечают, что раз о запрете сказано в священных книгах мусульман и иудеев, то это для представителей данных религий является законом. Кроме того, согласно святым писаниям этих народов свинью считают «грязным животным».

Можно поговорить о временах, когда ислам и иудаизм только начали зарождаться. В этот период жители Азии и Ближнего Востока сами были довольно нечистоплотными по современным меркам.

Существует определенная историческая подоплека запрета на употребление мяса свиньи в религиях мусульман и иудеев.

Как уже было сказано выше, о запрете на еду из свинины сказано в Коране. Какие же причины привели к нему?

По этой причине люди в то время часто получали тяжелые отравления после употребления в пищу еды из свиного мяса. Но поскольку они не были образованными, то видели за всем этим кару высших сил. Они считали, что свинья – это дьявольское животное. Поэтому их религиозные наставники приняли решение запретить употребление свинины в пищу.

Ученые считают, что всем религиозным запретам можно найти свое научное объяснение. К примеру, иудеям нельзя есть раков, крабов и омаров. Благодаря исследованиям оказалось, что в их мясе содержится птомаин – являющийся трупным ядом. По законам кашрута введен запрет на мясо хищных зверей, так как они питаются живыми существами. Следовательно, их организм переполнен токсинами.

Стоит отметить, что в авраамических религиях также существует запрет на употребление в пищу свиного мяса. Согласно существующим легендам, Бог превратил некоторых людей в свиней.

Богобоязненные мусульмане и иудеи почитают свою религию и верят, что не все происходящее в мире можно объяснить с научной точки зрения.

Все знают, что иудеи и мусульмане не употребляют в пищу свинину, но мало кто задумывался, почему же у них так заведено. Обычно всё сводится к объяснениям, что свинья считается грязным животным. Но ведь во времена, когда зарождались религии, остальной скот был ненамного чище! Да и сами люди часто жили в ужасных антисанитарных условиях.

В чем же дело?
Кашрут или кошер – свод строгих пищевых ограничений, основанный на законах Торы и Талмуда. Кошер позволяет есть мясо только тех животных, которые являются одновременно и парнокопытными, и жвачными – от овец до жирафов.

Однако свинину и зайчатину кошер запрещает употреблять в пищу, ведь свиньи не жуют жвачку, а зайцы не имеют копыт. Существовало и объяснение поведения «полукошерных» животных: во сне свиньи, якобы, горделиво выставляют свои «правильные» копыта, но прячут морду, а зайцы – наоборот, поджимают из стыда лапки.

Мясо кошерных животных должно приготавливаться профессиональным мясником, шохетом, забивающим скот одним особым движением, ни в коем случае не прокалывая мяса и не задерживая ход ножа. Шохеты проходят долгое обучение перед тем, как приступить к выполнению обязанностей.

Законов разделки мяса в иудейской традиции масса: важно не только участие шохета в забое скота, но и проверка животного на болезни, которую выполняет машгиах, и очистка менакером туши от сала и жил, запрещенных кошером. Употребление морепродуктов также строго регламентируется: у них обязательно должны быть чешуя и плавники, то есть, моллюсков и ракообразных есть строго запрещено.

Каждая хозяйка обязана просеивать муку во избежание попадания в нее червей и внимательно осматривать овощи в фрукты в поиске личинок. Запрет на поедание насекомых дает только одно исключение: можно есть саранчу (Лев. 11:22).

Также кошер запрещает есть продукты, содержащие кровь (поэтому мясо при разделке посыпают солью, ее впитывающей), яйца птиц с одинаковыми, тупыми или острыми, концами (как правило, одинаковые концы бывают у яиц хищных птиц), и алкоголь, который не сделан религиозными евреями с соблюдением множества специальных правил. Строго запрещено «варить козленка в молоке матери», смешивать молоко с мясом за один прием пищи. Впрочем, проверить кошерность уже готовой еды едва ли представляется возможным формальными методами, и потому это право обычно предоставляется раввину.

К тому же другие народы терпимо относятся к свиньям, хотя эти животные во всём мире одинаково любят поваляться в грязи. Так в чём же тогда загвоздка?

Оказалось, что этот запрет заинтересовал даже ученых. Они говорят, что каждое пищевое табу в религии легко объясняется с точки зрения здравого смысла. Это не какая-то прихоть верующих фанатиков, а реальные меры предосторожности!

4

Как нечистое животное, свинья упоминается уже в Торе (IX век до н. э.). Отвращение к свинье у евреев было столь сильным, что вместо слова «свинья» они часто говорили «давар ахер», буквально - «другая вещь», то есть нечто, что лучше даже не называть своим именем.
Негативное отношение иудеев и мусульман к свиньям объясняют нечистоплотностью этих животных, пожирающих даже свои экскременты, и тем, что в жарком климате в их мясе быстро накапливается трупный яд. Однако еврейские законоучители неизменно подчеркивали, что не следует искать здесь каких-то рациональных причин, мотивация Господа от человека скрыта.

Этнографы считают, что все дело в особенностях первобытных верований, из которых многие табу перекочевали в позже сформировавшиеся религии. В обожествляющем животных тотемизме - одной из ранних религиозных систем - запрещено произносить имя и прикасаться к тем из них, которые считаются богами племени.

5

Вероятно, у семитских народов когда-то кабан и был таким богом. Культ зверобожества вытеснили культы антропоморфных богов, но ритуальные табу «по инерции» продолжали действовать. Например, наши предки не могли называть медведя его настоящим именем - бер, так и укоренилось это «мед-ведь», то есть «знаток меда». Кстати, некогда у славян тоже существовал запрет на употребление медвежатины.

Стоит сказать, что в Ветхом Завете тоже написано, что нельзя есть мясо свиней, но сколько христиан придерживается этого запрета?
Гастрономические предпочтения мусульман сильно ограничены. Вся пища в исламе подразделяется на три группы: халяль, макрух и харам, которые соотносятся с индийскими саттва, раджас и тамас, и из них лишь халяль полностью позволен к употреблению.

Коран, как и Тора – в первую очередь свод законов, определяющий быт мусульман. Коран запрещает поедание свинины, мертвечины, неверно забитого домашнего скота (без упоминания имени Аллаха) и крови (5:3). Впрочем, нарушение запрета, как это часто особо указывается в Коране, возможно в крайних случаях: «Если же кто-либо, страдая от голода, а не из склонности к греху, вынужден будет съесть запретное, то ведь Аллах - прощающий, милостивый».

Кроме того, в исламе запрещается убивать животных без причины, а некоторые мусульманские теологи считают, что профессия забойщика скота является греховной. Правила халяля менее строгие, чем законы кошера: у мусульман нет специального человека, который забивает скот, и сами правила убоя также немного отличаются от иудейских. С другой стороны, ислам запрещает разрешенные кошером спиртные напитки.

Для христианства табуирование пищи является менее распространенным и строгим, однако сакрализация еды тоже является типичной. Запрещено поедание «идоложертвенного», то есть, принесенного язычниками в жертву богам, скверноядие, а также – во время поста – мяса, молока, яиц, масла, рыбы и некоторых других продуктов.

Отсутствие значимых пищевых табу связано с тем, что Новый завет отменил те запрещения, что были прописаны в Ветхом, и совпадали с уже перечисленными иудейскими законами. Согласно учению Христа, пища не может осквернить духовного человека: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её» (1 Кор. 10:25-27).

Для индуизма характерен отказ от говядины, в связи с тем, что корова является священным животным. Многие последователи этой религии придерживаются ахимсы – учения, проповедующего ненасилие, и, соответственно, специальной вегетарианской диеты.

Последователи джайнизма, еще одной религии Индии, даже надевают на рот особые повязки и подметают дорогу перед собой веником для того, чтобы не убить случайно живых существ. Стоит ли говорить, что они не употребляют их в пищу ни в каком виде. Индуисты стараются не есть раджасную пищу – обладающую слишком ярко выраженными вкусовыми качествами, например, кофе или чай, и тамасную – «безвкусную, вонючую, выдохшуюся», такую как мясо, чеснок или яйца.

Истоки возникновения кошера могут таиться в моральных заповедях. При правильном забое скота животное умирает почти безболезненно. Табу на употребление в пищу крови также может быть связано с соображениями гуманности и нежеланием проливать кровь как символ души божьих созданий. Запрет на поедание хищной птицы и их яиц связан с боязнью того, что агрессивность хищников передастся людям. Тора даже говорит о том, что до великого потопа все люди были вегетарианцами, однако после господь отдал им в пищу животных.

Интересно также и возможная интерпретация запрета на смешение молока и мяса, которое, впоследствии, эволюционировало до табу на их поедание за один прием пищи: мясо, как символ смерти и убийства, не должно смешиваться с символической новой жизнью, то есть молоком матери, способствующим росту детенышей. Возможно, что в этом табу отразились также ранние религиозные представления о запрете на кипячение молока, так как в них молоко имело магическую связь со своим источником, то есть, являлось частью целого – коровы или козы. Соответственно, кипячение молока уподоблялось его кипячению в вымени, что должно было навредить животному и лишить людей удоя.

К тому же многие африканские племена до сих пор имеют запреты на любое смешение молока и мяса, в том числе, и в животе человека, что может быть объяснено боязнью за здоровье коровы – ведь одна ее мертвая часть, мясо, смешивается с живой, молоком, и корова символически поедает саму себя, вследствие чего ее молоко оскверняется. Вероятно, что в запрете на смешение молока и мяса проявилось отчуждение двух типов культур – земледельческой и скотоводческой, конкурировавших друг с другом.

Запрещение поедать свинину в исламе и иудаизме являлось, скорее всего, превентивной санитарно-гигиенической мерой, ведь быстро портящаяся свинина, в условиях древнего мира, лишенного холодильников и современной медицины, могла стать смертельным яством. К тому же свинья с ее беспорядочными половыми и пищевыми пристрастиями и очевидной любовью к грязи, порождала символическое отождествление с грязными, неряшливыми и сексуально распущенными людьми. Соответственно, употребление ее мяса в пищу могло сулить приобретение человеком всех вышеперечисленных качеств. Иногда негативное отношение к свиньям порождало курьезные случаи: в XVIII веке некоторые раввины считали помидор свиным плодом и запрещали его употребление в пищу.

А индийский запрет поедания говядины может быть тесно связан с экономическими причинами: в Индии навоз коров применялся в строительных и отопительных целях, они использовались как тягловый скот и давали молоко, что делало их более ценными, чем какие-либо другие животные. Так образ коровы-кормилицы стал сакрализироваться, и в IV веке н.э. запрет на убийство коров и быков стал официальным законом.

Запрет хлеба и вина, приготовленных не евреями, отсылает к стремлению иудеев консолидировать единоверцев и не допустить ассимиляции других народов. Соответственно, на любом празднестве, устроенном представителями иных религий, еврею будет очень сложно соблюсти кошер. В современных культурах подобные социально-обусловленные причины запрещения пищи в иудаизме или исламе играют важнейшую роль для религиозного единения.