Корабли русского флота - участники Русско-японской войны. Наверное в истории России нет более досадного поражения.


Клиппер "Разбойник"

Парусно-винтовой клипер - крейсер II ранга типа "Крейсер", построен в 1878 году. Сдан в эксплуатацию в 1879 году. Экипаж корабля во время экспедиции 1888-1889 годов в Анадырском лимане заложил форт Ново-Мариинск (в настоящее время Анадырь). Затоплен в 1904 году на входе в порт-артурскую бухту при сдаче Порт-Артура. Исключен из списков флота в начале 1905 года.




клипер "Разбойник" под парусами. Рисунок предположительно второй половины 80-х годов XIX века


"Разбойник" в тропической окраске. Снято предположительно во время похода с дипломатической миссией в Гонолулу


вид с борта и главная палуба, чертеж. Реставрация С. Балакина


компоновка корабля


вход в Нагасаки, 1889 год


на маневрах в южной части Тихого океана


на рейде, Дальний Восток, 1890-е годы


на рейде Чифу


Эскадренный броненосец "Ретвизан"

Спущен на воду в 1901 году, верфь William Cramp and Sons, САСШ 1 , Филадельфия. Затоплен командой при сдаче Порт-Артура. В 1905 году поднят японцами и в 1908 году вошел в состав японского флота под названием "Хидзэн". В 1921 году переклассифицирован в броненосец береговой обороны I класса, в 1922 году по Вашингтонскому соглашению разоружен и переклассифицирован в учебный корабль. В 1924 году использовался в качестве мишени при выполнении учебных стрельб и был расстрелян.




ЭБР "Ретвизан", реставрация С. Балакина


корпус корабля перед спуском на воду, 1900 год


"Ретвизан" в доке, 1900-1901 годы


выход на ходовые испытания


ЭБР "Ретвизан" практически сразу после постройки


на рейде Ревеля, на заднем плане - ЭБР "Победа"


буксировка поврежденного броненосца спасательным пароходом "Силач"


вход под буксирами на рейд, у правого края виден нос канлодки "Сивуч"


после боя в Желтом море


на дне бухты Порт-Артура


ЭБР "Хидзэн", 1908 год


крейсер I ранга "Богатырь"

Спуск на воду - 1901 год, сдан заказчику - 1902 год. Верфь - завод Vulkan, Штеттин, Германия. Сразу после постройки отправился на Дальний Восток и зачислен во Владивостокский отряд крейсеров. 15 мая 1904 года сел на камни в Амурском заливе и всю войну провел в ремонте во Владивостоке. После выхода из ремонта переведен на Балтийское море. Совершал учебные походы по Балтике, Средиземному и Черному морям. В 1908 году команда крейсера пришла первой на помощь погребенным под завалами после землетрясения в Мессине. Базировался в Гельсингфорсе. Участвовал в ледовом походе. В 1922 году разобран на металл.


закладка корпуса, Штеттин, Германия, 1899 г.


перед спуском на воду, Штеттин, Германия, 1901 год


крейсер во Владивостоке, бухта Золотой рог


на камнях Амурского залива, 1904 г.


на камнях Амурского залива, вид на нос, 1904 г.


заведение пластыря с правого борта


Владивостокский док, 1904 год


на рейде, год съемки не известен


предположительно крейсер сфотографирован во время ходовых испытаний после ремонта во Владивостоке


палуба крейсера. Скорей всего снято при достройке в Штеттине


крейсер в походе


эскадренный броненосец "Цесаревич"

Построен на верфи Compagnie des Forges et Chantiers de la Méditerranée à la Seine, Франция. Спущен на воду - 1901 год. Сдан в эксплуатацию - 1903 год. Получил серьезные повреждения в бою в Желтом море. Стоял на ремонте у причала базы Циндао. Впоследствии вернулся на Балтику. С 31 марта 1917 года переименован в "Гражданин". Списан и разобран на металл в 1925 году.




спуск на воду, 1901 год


во внутреннем бассейне Порт-Артура


"Цесаревич" и "Баян" во внутреннем бассейне Порт-Артура


ЭБР "Цесаревич" в Циндао после боя в Желтом море, август 1904 года


Циндао, 1904 год


линкор "Цесаревич" перед Первой Мировой Войной


в походе


во время текущего ремонта в доке, Кронштадт


после обстрела с форта Красная Горка, 1921 год


разборка на металл, 1925 год


эсминец "Буйный"


Головное судно серии эсменцев. Спущен на воду в 1901 году. Верфь - Невский Завод, Санкт-Петербург. Сдан в эксплуатацию - 1902 год.
14 мая 1904 года во время Цусимского боя находился в распоряжении командира ЭБР "Ослябя". Как только броненосец начал тонуть, эсминец подошел к месту гибели корабля и поднял на борт 204 человека. Спасательную операцию пришлось прекратить из-за сильнейшего огня японской артиллерии. Во время спасения экипажа "Осляби" миноносец погнул рули и винты, в результате чего в машиннном отделении был слышен постоянно стук поврежденных механизмов.Миноносец стал доганять ушедшую вперед эскадру.
Сигнальщики заметили в дали находящийся под обстрелом ЭБР "Князь Суворов". Несмотря на сильную зыбь и плотный огонь, миноносец, рискуя быть раздавленным о борт броненосца, подошел к борту и снял с горящего корабля вице-адмирала Рождественского и часть его штаба. Посланный следом для эвакуации штаба и экипажа миноносец "Бедовый" (однотипный с "Буйным") приказ не выполнил и никого с борта не смог снять.
По приказу Рождественского сильно поврежденный "Буйный" 15 мая 1904 года должен был быть взорван (миноносец фактически потерял ход, сказывался также недостаток угля), но взрывное устройство не сработало. Корабль был уничтожен огнем артиллерии ЭБР "Дмитрий Донской".


эсминец "Бедовый"


Спущен на воду - 1902 год. Верфь - Невский завод, Санкт-Петербург. Во время Цусимского боя находился в распоряжении ЭБР "Князь Суворов". 14 мая 1904 года получил приказ снять команду и штаб Рождественского с гибнущего ЭБР "Князь Суворов", но приказ не выполнил. 15 мая совместно с однотипным "Грозным" получил приказ идти во Владивосток. Но уже к 3 часам ночи 16 мая был настигнут японскими кораблями. Передав "Грозному" приказ прорываться во Владивосток, выкинул белый флаг и флаг красного креста. 17 мая корабль был отконвоирован в порт Сасебо. В 1905 году введен в боевое ядро японского флота под названием "Сацуки". На боевой службе - до 1913 года, разоружен и до 1922 года использовался как плавучая мишень

1 - Соединенные Американские Северные Штаты

Булат Окуджава был женат дважды, но тех, в кого он влюблялся, было гораздо больше. И как бы ни заканчивались любовные истории поэта, он продолжал преклоняться перед Его Величеством Женщиной…

Школьная любовь

Нижний Тагил, напряженные предвоенные годы. Булат учится в четвертом классе и впервые в жизни влюблен — в одноклассницу Лелю. Та относится к нему спокойно, не выделяя из толпы других мальчишек, но Булат не оставляет ухаживаний.

В школе часто случались перебои с электричеством, и едва лампочка в очередной раз гасла, он мчался к Лелиной парте, садился рядом и молча прижимался к ней плечом.


Когда родители решили перевести Булата в другую школу, для него это стало настоящим ударом. Бесконечно скучая, он отправил девочке свою фотографию с подписью «Леле от Булата». Ответа не было, и тогда Булат отправился в старую школу, чтобы взглянуть на нее хоть одним глазком.

«Рассказываю я, значит, тему по истории и вдруг вижу: за окном маячит знакомая физиономия. Чуть в обморок не грохнулась. После уроков Булат проводил меня до дома. Шёл сзади, нёс мой портфель и, как всегда, молчал», — вспоминала через много лет та самая Леля — Ольга Николаевна Мелещенко.

Их следующая встреча состоялась только через 60 лет, в нижнетагильском литературном клубе «При свечах». Свою первую любовь поэт не узнал, но когда ему представили Ольгу Николаевну, очень растрогался. За три года женщина получила от него девять писем, которые перестали приходить лишь после смерти Окуджавы.

Несбывшаяся любовь

На войну Окуджава пошел добровольцем, но до 45-го не дослужил — его комиссовали из-за тяжелого ранения. Булат ненадолго приехал в Москву к родственникам (отца расстреляли еще в 1937-м по ложному доносу, а мать арестовали как жену врага народа). На московском Арбате Булат познакомился с девушкой Валей.

Школьная история повторилась: она разрешала за собой ухаживать, но дальше дело не пошло — Валя отдала предпочтение товарищу Булата. Но он так влюбился, что стал писать стихи:

Сердце своё, как в заброшенном доме окно, Запер наглухо, вот уже нету близко… И пошёл за тобой,

потому что мне суждено, Мне суждено по свету тебя разыскивать… Он нигде не будет публиковать эти строчки — слишком личное. Но Валя их сохранит. И когда станет известной на всю страну Валентиной Леонтьевой, часто будет вспоминать их автора — символа поколения Булата Окуджаву.

Она никогда не стала бы искать с ним встречи, если бы не просьба редактора телевидения, который хотел пригласить Окуджаву в эфир. Леонтьева чувствовала себя неловко, но все же набрала номер поэта, а чтобы он ее узнал, процитировала то самое стихотворение. Булат и подумать не мог, что «тетя Валя» из телевизора — это его послевоенная любовь. Спустя 50 лет после их последней встречи он подарил ей сборник своих стихов, страшно сожалея об упущенном времени: «Сколько всего могло быть иначе…»

Первая жена


После Москвы был Тбилиси. Здесь Булат Окуджава поступил в институт, получил диплом и стал работать по специальности — учителем. Вместе с ним учительствовала и его первая жена — Галина Смольянинова. Они познакомились еще в студенчестве, и Галя смогла дать Булату то, чего ему так отчаянно не хватало — заботу, домашний уют, тепло родного очага. Рано потерявший родителей, он тосковал без семьи и поэтому поспешил создать свою. Именно Галина вдохновила Булата на то, чтобы попробовать переложить стихи на музыку — у нее был прекрасный голос и слух. Известие о том, что они станут родителями, обрадовало обоих, но беременность закончилась трагедией: дочка умерла вскоре после родов. Брак дал трещину, хотя и Булат, и Галина прилагали все усилия, чтобы его спасти. Не помогло и рождение сына Игоря. Окуджава уже был известным поэтом: перевез семью в Москву, посещал с Галиной собрания литераторов, но это была лишь ширма, за которой два отдалившихся друг от друга человека никак не решались на окончательный разрыв. Пока на одном из дружеских вечеров Окуджава встретил Ольгу Арцимович.

Вторая жена

Она клянется, что в тот вечер понятия не имела, кто такой Булат Окуджава. Полностью посвятившая себя науке, девушка не читала стихов, не слушала песен. Но увидев Окуджаву сразу поняла — это Гений.

«Жена не имеет права говорить о муже в таких выражениях. Но я тогда в самом деле понятия не имела, кто он такой, и потому с полным правом подумала: вот гений. И никогда с тех пор этой точки зрения не изменила», — рассказывала Арцимович. На следующий день он пригласил ее на встречу в Центральный дом литераторов. Они проговорили три часа без перерыва, почувствовав невероятное душевное родство — даром что он был лириком, а она физиком. В тот же вечер Окуджава попросил Ольгу стать его женой. Он развелся с Галиной, она порвала с мужем. Жить стали в Ленинграде у Ольги. Семейное счастье через год омрачилось настоящей драмой. Первая жена Окуджавы, внешне спокойно воспринявшая их развод, через год скончалась от сердечной недостаточности. Булат порывался забрать к себе их сына Игоря — но родственники Гали не разрешили. Да и как бы они поместились в крошечной ленинградской комнате с двумя детьми (Ольга к тому времени родила Булата-младшего)? Ранний уход Гали (ей было всего 39) и трагическая судьба сына до конца жизни были непрекращающейся болью Булата Шалвовича. Игорь вырос слабовольным и ведомым, попал в плохую компанию, стал употреблять наркотики. Умер в 43 года — за несколько месяцев до смерти отца.

Последняя любовь


Их встреча произошла случайно, но Наталья утверждает, что предчувствовала ее с того момента, когда впервые услышала «Молитву» Окуджавы. 3 апреля 1981 года, ей 26, он на 30 лет старше. Но любовь накрыла обоих с головой. Окуджава выступал в Институте советского законодательства, где работала Наташа Горленко. На встрече с сотрудниками поэта окружили девушки, которые кричали наперебой: «Вы бы послушали, как она поет!». Она смущалась, он улыбался. Уже выйдя из института, Окуджава увидел, что Наташа его догоняет, и предложил проводить. Она отказалась — ее ждал муж. Через пять месяцев в жизни девушки произошла та же самая трагедия, которую когда-то пережил Окуджава: после родов умер ее ребенок. Пытаясь справиться с болью, она набрала его номер и предложила встретиться. Так начался их тайный роман. «Мы постоянно куда-то неслись, меняя поезда и машины. Он особенно раскрывался, когда мы уезжали из Москвы. В дороге, в вагонах, в бесконечном мелькании телеграфных столбов… Он даже стихотворение на эту тему написал: «Все влюблённые склонны к побегу…», — рассказывала Наталья. Обладательница красивого голоса, скоро она начала сопровождать его на концертах, где иногда срывала аплодисментов больше, чем сам Окуджава. Он очень этим гордился. «Птичкин», — называл поэт свою последнюю любовь. Его мучило постоянное чувство вины — и перед Наташей, и перед Ольгой. Развестись с женой Окуджава так и не решился, вместо этого они на целых семь лет расстались с Натальей. Она успела выйти замуж, родить сына, потом развестись. И все это время чувствовала все, что происходит с Булатом. Когда он на руках у Ольги умирал в Париже, «скорую» пришлось вызывать и Горленко. Придя в себя, она узнала о смерти поэта.

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве — умер 12 июня 1997 года в Кламар (Франция) – поэт, автор песен и музыки, прозаик, сценарист. При рождении родители дали сыну имя Дориан, в честь Дориана Грея.

Первый месяц жизни Окуджава прожил под именем Дориан. Мария Налбандян (бабушка по матери), приехавшая в Москву, чтобы помочь дочери в первые недели после родов, называла внука Дариком. Только через месяц, когда пришло время регистрировать ребенка, Шалва признался, что в имени «Дориан» ему стала слышаться претензия - и предложил скромное, но достойное имя Булат. Жена одобрила.

Окуджава был выходцем из семьи коммунистов, приехавших из Тифлиса для партийной учёбы в Коммунистической академии. Отец - Шалва Степанович Окуджава, грузин, известный партийный деятель, мать - Ашхен Степановна Налбандян, армянка, родственница известного армянского поэта Ваана Терьяна.

Спустя некоторое время после рождения сына его отец был отправлен на Кавказ работать комиссаром грузинской дивизии, оставив жену и маленького Булата в Москве. Ашхен Степановна работала в партийном аппарате. Учился юный Окуджава в Тбилиси в русском классе.Спустя несколько лет отец был повышен до секретаря Тбилисского горкома. Когда у Шалвы Степановича случился конфликт с Лаврентием Берией, он обратился с письмом к Серго Орджоникидзе, в котором просил направить его в Россию на партийную работу. Его отправили на Урал парторгом, где в то время проходило строительство вагоностроительного завода в городе Нижний Тагил. После этих событий Шалва Степанович стал 1-м секретарём Нижнетагильского горкома партии и при первой же возможности выписал семью к себе. Булат начал учиться в школе № 32.

В начале 1937 года отец Шалва Степанович Окуджава был арестован по ложному обвинению и 4 августа того же года он был расстрелян. Когда отца арестовали, мать, бабушка и Булат в феврале 1937 года переехали в Москву. Первое место жительства в Москве - ул. Арбат, д. 43, коммунальная квартира на 4-м этаже. Ашхен Степановна Окуджава была арестована уже в Москве в 1938 году и сослана в Карагандинский лагерь, оттуда она вернулась лишь в 1955 году. Булат Окуджава не любил говорить и писать о своих родных и о своей тяжелой судьбе, а если и упоминал об этом, то делал это крайне редко. Только к концу жизни в автобиографическом романе «Упразднённый театр» (1993) рассказал о невзгодах своей семьи.

В 1940 году Окуджава переехал к родственникам в Тбилиси. Учился, потом работал на заводе учеником токаря.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. Был ранен под Моздоком.

Когда Булат был студентом (в 1946 году), он сочинил свою первую песню «Неистов и упрям…», а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни «Полночный троллейбус», «Ванька Морозов», «Король», «До свидания, мальчики», «Песенка про Черного кота» и многие другие. Эти произведения сразу же приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране.

Окуджаву часто называют одним из создателей и признанным патриархом жанра «авторская песня». Сам Булат Шалвович никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже «литературоцентричным») самосознанием, ориентировался в своем творчестве – как поэтическом, так и прозаическом – на духовную традицию 19 в.

Первое прозаическое произведение Окуджавы – повесть Будь здоров, школяр! – было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса.

Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н.Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В 1970 году на экраны вышел фильм «Белорусский вокзал», в котором исполнялась песня на слова Булата Окуджавы «Здесь птицы не поют…». Так же его песни звучат и других не менее известных кинофильмах: «Соломенная шляпка», «Женя, Женечка и „Катюша“» и многих других. В общей сложности песни Окуджавы и на его стихи звучат в более чем 80-ти фильмах.

С началом перестройки Булат Окуджава стал принимать активное участие в политической жизни страны, заняв активную демократическую позицию. Был членом учредительного совета газеты «Московские новости», членом учредительного совета «Общей газеты», членом редколлегии газеты «Вечерний клуб», членом Совета общества «Мемориал».

В 1993 году подписал «Письмо 42-х».

23 июня 1995 года в Париже состоялся последний концерт Булата Окуджавы, это событие происходило в Штаб-квартире ЮНЕСКО.

12 июня 1997 года Булат Окуджава скончался в Париже (в пригороде Кламар (Clamart)), в военном госпитале.

Перед самой смертью Булат Окуджава был крещён с именем Иоанн.

Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. У дома 43 на Арбате, в котором жил Окуджава, 8 мая 2002 года ему был установлен памятник.

Булат Шалвович Oкуджава (9 мая 1924 - 12 июня 1997) Поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни.

Биография Булата Окуджавы

Родился в Москве. Отец - грузин, занимавшийся партийной работой, в 1937 году попал под каток репрессий и погиб. Мать - армянка, прошла через ГУЛАГ. В середине 1930-х годов недолго жил в Нижнем Тагиле.
Когда родителей забрали, остался с бабушкой в Москве. Но в 16 лет переехал к родственникам в Тбилиси. В 1942 году добровольцем прямо из девятого класса ушёл на фронт. Сначала был миномётчиком. Воевал под Моздоком. В декабре 1942 года был ранен. Уже в 1986 году Окуджава вспоминал, как это произошло: «Над нашими позициями появился немецкий корректировщик. Летел он высоко. На его ленивые выстрелы из пулемёта никто не обращал внимания. Только что закончился бой. Все расслабились. И надо же было: одна из шальных пуль попала в меня. Можно представить мою обиду: сколько до этого было тяжёлых боёв, где меня щадило! А тут в совершенно спокойной обстановке - и такое нелепое ранение» Потом служил радистом в тяжёлой артиллерии. Будучи полковым запевалой, в 1943 году на фронте сочинил первую песню «Нам в холодных теплушках не спалось». После демобилизации экстерном сдал экзамены за среднюю школу. Окончил в 1950 году филфак Тбилисского университета. Студентом познакомился с Александром Цыбулевским, который во многом открыл Окуджаве мир русской поэзии. Получив диплом, устроился школьным учителем в калужском селе Шамордино. Первую книгу «Лирика» выпустил в Калуге в 1956 году.

После ХХ съезда мать писателя реабилитировали и им вдвоём вновь разрешили поселиться в Москве. В начале 1957 года исполнял обязанности заместителя редактора по отделу литературы в газете «Комсомольская правда». Какое-то время работал редактором издательства «Молодая гвардия». Оттуда ушёл в «Литгазету». В 1961 году К.Паустовский повесть писателя «Будь здоров, школяр» включил в альманах «Тарусские страницы». Но официальная критика эту повесть за пацифистские мотивы в оценке переживаний молодого человека на войне не приняла, правда, в 1965 году В.Мотылю удалось эту повесть экранизировать, дав фильму другое название - «Женя, Женечка и Катюша». Тогда же, в 1961 - 1962 годах, официальная критика осудила и многие песни Окуджавы. По мнению руководства Союза писателей России, «большинство этих песен не выражали настроений, дум, чаяний нашей героической молодёжи». В середине и конце 1960-х годов писатель не раз бравировал своей независимостью, подписывал письма в защиту Ю.Даниэля и А.Синявского, печатался за границей. Однако все эти поступки, как правило, сходили ему с рук. Может, потому, что, когда надо, он умел каяться, в частности, в ноябре 1972 года напечатав покаянное заявление в «Литгазете». Правда, сам Окуджава уже в 1998 году эту историю интерпретировал по-другому. По его версии, в 1971 году партком Московской писательской организации исключил Окуджаву из партии по требованию одного из секретарей горкома КПСС за частые публикации на Западе и за предисловие какого-то эмигранта, обругавшего нашу партию. Целый год Окуджаву никто не издавал, а поскольку кормить семью надо было, он по совету В.Максимова принёс в «Литгазету» к А.Чаковскому письмо общего характера. После чего Окуджаву тут же восстановили в партии и вновь стали повсюду публиковать. В конце 1960-х годов обратился к истории. Сначала Окуджава сочинил пьесу «Глоток свободы» о Михаиле Бестужеве. Потом появился роман «Бедный Авросимов» о Павле Пестеле. Декабристы привели Окуджаву к Льву Толстому, который в своё время намеревался создать о декабристах роман. Собирая о Толстом материалы, Окуджава заинтересовался, почему жандармы постоянно преследовали писателя. В результате родилась книга «Мерси, или Похождения Шипова», названная автором авантюристическим романом с подлинными фактами. И уже затем появились романы «Путешествие дилетантов» и «Свидание с Бонапартом». Но все эти сочинения вызвали у критиков неоднозначные оценки. Сергей Плеханов, к примеру, считал, что Окуджава занялся XIX веком лишь потому, что тривиальность и литературщину легче скрыть за мишурным блеском исторической экзотики. Самого Окуджаву буквально взбесила статья В.Бунина в 1979 году в журнале «Москва», не оставившая камня на камне от романа «Путешествия дилетантов». Окуджава в публичных выступлениях утверждал, будто статью «писал не Бунин, а целая бригада. Он только дал своё имя. Это не литературно-критическая статья, а политический донос, написанный по заданию редакции «Москвы». Позже Окуджава добавил, что бунинская статья - «это не критика, а политический бандитизм», цель которого - якобы перевести гнев высокого начальства с романа Пикуля «У последней черты» на Окуджаву.

Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни «Мы за ценой не постоим...»

К сожалению, в последние годы жизни писатель занял крайне ультрарадикальные позиции по отношению и к истории своей страны, и к драматическим событиям постперестроечного периода. Так, он был одним из немногих литераторов, кто подписал «расстрельное» письмо, призывая власть в октябре 1993 года подавить оппозицию в крови. В интервью газете «Подмосковье» писатель признался: «Я смотрел расстрел Белого дома как финал увлекательного детектива - с наслаждением». После этого заявления, естественно, от Окуджавы тут же отшатнулось значительное количество поклонников его ранних песен. В последнее время стали часто появляться публикации о любимых женщинах писателя. В первом браке женой Окуджавы была Галина. Возможно, своё сильное влияние на их отношения оказала утрата первой дочери. Если верить «Комсомольской правде» (2 сентября 2004 года), на рубеже 1970 - 1980 годов музой Окуджавы была сотрудница Института советского законодательства, позже ставшая актрисой, Наталья Горленко. Но умер он в Париже на руках своей второй официальной жены Ольги. Лауреат Госпремии СССР (1991) - за сборник «Посвящается всем». В 1994 году получил Букеровскую премию за роман «Упразднённый театр». Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Окуджавы Булата Шалвовича

Булат Шалвович Oкуджава (9 мая 1924 - 12 июня 1997) – поэт, прозаик, киносценарист. Основоположник направления авторской песни.

Детские и юношеские годы

Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 году в Москве в семье партийных работников (отец – грузин, мать – армянка). Когда мальчик родился, родители нарекли его Дорианом (в честь героя романа Оскара Уайльда Дориана Грея). Однако уже через месяц, когда пришла пора регистрировать ребенка, отец решил, что это имя не очень-то подходит его сыну. Он предложил супруге записать мальчика под именем Булат. Та, немного подумав, согласилась.

Жил на Арбате. В 1934 году переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать – секретарем райкома. В 1937 году родители были арестованы; отец был расстрелян, мать сослали в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 году переехал к родственникам в Тбилиси.

В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны – токарем на оборонном заводе. В 1942 году после окончания девятого класса средней школы в Тбилиси добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 году Окуджава демобилизовался и вернулся в Тбилиси.

Образование и работа

Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950 годы. После окончания университета с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем в одной из средних школ г. Калуга. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец".

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1955 году были реабилитированы родители. В 1956 году Булат возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 году уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду.

Личная жизнь

Первая супруга – Галина Васильевна Смольянинова. Дети от первого брака – сын Игорь (родился в 1954 году, умер в возрасте 43 лет), дочь (девочка погибла сразу же после рождения). С Галиной Булат расстался в 1964 году, а спустя год после развода женщина скончалась от сердечного приступа.

Вторая жена – Ольга Владимировна Арцимович, физик по образованию. Сын – Булат (Антон) Булатович Окуджава (родился в 1965 году), музыкант, композитор.

В начале 1980-х годов у Булата Окуджавы был серьезный роман с певицей Натальей Горленко (возлюбленная была младше него на 31 год).

Смерть

Булат Окуджава перенес операцию на сердце в США. Скончался 12 июня 1997 после краткой тяжелой болезни в Париже. Перед смертью был крещен под именем Иоанн. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Поэзия и песни

Стихи начал писать в детстве. Впервые стихотворение Окуджавы было опубликовано в 1945 году в газете Закавказского военного округа "Боец РККА" (позднее "Ленинское знамя"), где в течение 1946 года печатались и другие его стихи. В 1953-1955 годах стихи Окуджавы регулярно появлялись на страницах калужских газет. В Калуге же в 1956 году был издан и первый сборник его стихов "Лирика". В 1959 году в Москве вышел второй поэтический сборник Окуджавы – "Острова". В последующие годы стихи Окуджавы печатаются во многих периодических изданиях и сборниках, книги его стихов издаются в Москве и других городах.

Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Многие стихи у него рождались вместе с музыкой, песен насчитывается около 200. Впервые пробует себя в жанре песни во время войны. В 1946 году студентом Тбилисского университета создает "Студенческую песню" ("Неистов и упрям, гори, огонь, гори..."). С 1956 году Окуджава одним из первых начинает выступать как автор стихов и музыки песен и их исполнитель. Песни Окуджавы обратили на себя внимание. Появились магнитофонные записи его выступлений, принесшие Окуджаве широкую популярность. Записи песен Окуджавы разошлись по стране тысячами экземпляров. Его песни звучали в кинофильмах и спектаклях, в концертных программах, в теле- и радиопередачах. Первый профессионально записанный диск вышел в Париже в 1968 году, несмотря на сопротивление советских властей. Заметно позже вышли диски в СССР.

В Государственном литературном музее в Москве был создан фонд магнитофонных записей Окуджавы, насчитывающий свыше 280 единиц хранения.

На стихи Окуджавы пишут музыку профессиональные композиторы. Пример удачи – песня В. Левашова на стихи Окуджавы "Бери шинель, пошли домой". Но самым плодотворным оказалось содружество Окуджавы с Исааком Шварцем ("Капли Датского короля", "Ваше благородие", "Песня кавалергарда", "Дорожная песня", песни к телефильму "Соломенная шляпка" и другие).

Книги (сборники стихов и песен)

Нотные издания песен

Первое нотное издание песен Б. Окуджавы, известное нам, вышло в Кракове в 1970 году (повторные тиражи были и в более поздние годы). Музыковед В. Фрумкин не смог "пробить" выпуск сборника в СССР, а, уехав в США, выпустил ее там. В 1989 вышел большой сборник песен и у нас. Отдельные песни публиковались многократно в массовых сборниках песен.

Проза

Начиная с 1960-х годов, Окуджава много работает в жанре прозы. В 1961 году в альманахе "Тарусские страницы" опубликована его автобиографическая повесть "Будь здоров, школяр" (отдельным изданием вышла в 1987 году), посвященная вчерашним школьникам, которым пришлось защищать страну от фашизма. Повесть получила отрицательную оценку сторонников официозной критики, обвинившей Окуджаву в пацифизме.

В последующие годы Окуджава постоянно пишет автобиографическую прозу, составившую сборники "Девушка моей мечты" и "Заезжий музыкант" (14 рассказов и повестей), а также роман "Упраздненный театр" (1993), получивший в 1994 Международную премию Букера как лучший роман года на русском языке.

В конце 1960-х годов Окуджава обращается к исторической прозе. В 1970-80 годах отдельными изданиями вышли повести "Бедный Авросимов" ("Глоток свободы") (1969) о трагических страницах в истории декабристского движения, "Похождения Шипова, или Старинный водевиль" (1971) и написанные на историческом материале начала XIX века романы "Путешествие дилетантов" (ч. 1., 1976; ч. 2., 1978) и "Свидание с Бонапартом" (1983).

За рубежом

Выступления Окуджавы проходили в Австралии, Австрии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Израиле, Испании, Италии, Канаде, Польше, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Швеции, Югославии, Японии.

Произведения Окуджавы переведены на множество языков и изданы во многих странах мира.

Театр

По пьесе Окуджавы "Глоток свободы" (1966), а также по его прозе, стихам и песням поставлены драматические спектакли.

Фильмы: кино и телевидение

С середины 1960-х годов Окуджава выступает как кинодраматург. Еще раньше в фильмах начинают звучать его песни: более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам.

Киносценарии

Булат Окуджава создал четыре сценария для кинолент, однако сняты были только два фильма – "Верность" (1965 год) и "Женя, Женечка и Катюша" (1967 год).

Награды и премии

Булат Шалвович был удостоен более 20 различных наград. Среди них и медали за проявленную отвагу во время войны, и премии за несравненный писательский талант.

В 1997 году была учреждена Государственная литературная премия имени Булата Окуджавы.