Психология обладает целым арсеналом методов, позволяющих эффективно проводить психологические исследования. Не существует идеальных, удобных во всех отношениях методов исследования. У них есть как достоинства, так и недостатки.

Например, главным преимуществом метода наблюдения можно назвать непосредственную связь исследователя с объектом его изучения. Кроме того, очень важным является отсутствие опосредствующих звеньев и оперативность получения информации. Именно этот метод даёт возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - ещё одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, относительная дешевизна - важный атрибут, присущий этому методу. Однако, все эти достоинства не исключают и ряда недостатков. Этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Данный метод редко может быть применён к наблюдению больших совокупностей и большого количества событий.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Исследования эффективности анкетирования показывают, что ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. Анкетирование к тому же практически не дает возможности исследователю контролировать ситуацию. Он почти не имеет возможности убедиться, что анкета была вручена тому, кому предназначалась и что на нее отвечает тот, кому следует. У него также нет уверенности, что респондент правильно понял все вопросы.

Интервью, как и анкетирование, имеет свои достоинства и недостатки, которые примерно уравновешены. Интервью «лицом к лицу» позволяет интервьюеру получить дополнительную информацию, наблюдая поведение респондента. Интервьюер может также уточнить вопрос, вызвавший затруднение респондента. И, наконец, интервьюер точно знает, что на его вопросы отвечает именно тот человек, который его интересует. Но в применении и этого метода исследователь сталкивается с затруднениями. Главное из них связано с достоверностью, правдивостью информации, которую сообщает о себе респондент.

Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный - для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.

Биографический метод основан на изучении психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Достоинство метода- надежность и обоснованность выводов о психологических особенностях человека. Но метод трудоемок и не может быть использован широко. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, свидетельств очевидцев, с изучением продуктов деятельности и т.д.

«Архивный метод» («анализ продуктов деятельности», или праксиметрический метод) содержит в себе ряд ценных качеств, которые отсутствуют в других методах. Он позволяет проверять гипотезы, используя данные широкого исторического и социального диапазона на материалах различных времен и народов, что недоступно другим методам. Многие сведения и факты относятся к вековой истории, т. е. охватывают такой временной период, который находится вне сферы исследования других, уже описанных методов. Другим достоинством архивного метода является то, что для его проведения используется беспристрастная информация, т. е. сведения о людях без личного знакомства с ними. Но, хотя при его использовании практически отсутствует проблема требуемых характеристик и очень мала вероятность столкнуться с ожиданием оценки, тем не менее, и здесь не обходится без своих проблем. Самая существенная из них -- отсутствие или недостаток нужной информации. Данные, сосредоточенные в архивах, могут быть фрагментарными, неполными, в результате чего исследователь не имеет возможности получить то, что ему требуется. Когда информация искажена или неточна, невозможно адекватно проанализировать данные. И даже в том случае, когда имеется доступный необходимый материал, его порой трудно классифицировать, рассортировать таким образом, чтобы он стал пригодным для исследования.

Методы контент-анализа должны быть разработаны более тщательно и точно, чем те, которые используются в других исследованиях. Но эти процедуры трудоемкие, они отнимают много времени и к тому же не всегда бесспорны.

Монографический метод используется, как правило, для глубокого, тщательного, продольного (в этом его достоинство) изучения возрастных и индивидуальных особенностей отдельных испытуемых с фиксацией их поведения, деятельности и взаимоотношений с окружающими во всех основных сферах жизни. При этом исследователи стремятся, исходя из изучения конкретных случаев, выявить общие закономерности строения и развития тех или иных психических образований. Этот метод конкретизируется в совокупности самых разнообразных методик. Его недостаток в возможной ошибочности обобщения, связанной с недостаточной полнотой или глубиной собранного материала.

Достоинство диагностических методов(различных тестов), наряду с точностью и портативностью, состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов. Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда - стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. В процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые так или иначе влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию.

Главным достоинством экспериментальных методов является то, что исследователь имеет возможность проверить свои гипотезы с точки зрения их причинно-следственных связей. Возможность работать с независимыми переменными и задавать, применяя принцип случайности, различные экспериментальные условия для участников дает основание для выводов о причинах и следствиях. Кроме того, эксперимент позволяет исследователю конструировать, отсортировывать, отбирать переменные таким образом, чтобы упростить сложные явления социального мира, разложив их на составляющие. Другим преимуществом эксперимента является его практичность. Проведение эксперимента в лабораториях очень удобно во многих отношениях. Эксперименты, проводимые в полевых условиях, менее удобны. При работе в полевых условиях эксперимент имеет ряд и более существенных недостатков. Это сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных. Экспериментальные условия, создаваемые в исследовании, лишь частично отражают реалии повседневной жизни, выхватывая из нее лишь какой-то фрагмент, лишенный контекста. Поэтому многие ситуации, создаваемые в лабораториях, мало похожи на настоящую жизнь

Формирующие методы выявляют резервы психического развития и одновременно конструируют, создают новые психологические особенности испытуемых. Формирующий метод позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Этот метод считают ведущим типом исследовательского метода в экспериментальной области психологии. Его сложность - в тщательной подготовке.

В психологии обычно используют не один какой-либо метод, а ряд методов, взаимно дополняющих друг друга.

личность темперамент сензитивный ролевой репертуарный

В психологии биографический метод - это система методов исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути человека. Данный метод эмпирического познания начал разрабатываться в первой четверти XX в. (М.О.Рибников, Ш.Бюлер). Сначала ограничивались ретроспективным описанием прошлых этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографический метод начал включать анализ актуальных и допущенных в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, кауза-метрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). М.О.Рибников рассматривал автобиографию как психологический документ, документирует личность и ее историю.

Он разделял спонтанные автобиографии, когда инициатива ретроспективного взгляда на собственную жизнь принадлежит самой личности, и о-воковани автобиографии, когда исследователь использует прием побуждения подопытного говорить о себе с определенным планом. Такой прием гарантирует однородность собранного материала, что позволяет сравнивать, объединять, обобщать полученные факты и тому подобное.

Современные биографические техники, построенные на основе изучения личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с "значимыми другими", направленные на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности. Анализа подвергают также пространственные и временные характеристики организации делового, семейного, духовной жизни личности, взаимодействие ее с естественным и социальной средой.

Применение биографического метода предполагает получение разнородной объективной информации, для чего используются различные формы автобиографической методики: опросы, интервью, тесты. Также необходимо анализ показаний очевидцев, данные получаются во время беседы и опросов близких людей, во время первичного анализа воспоминаний современников. Также используются модификации метода изучения продуктов деятельности, когда проводится контент-анализ дневников и писем, осуществляется построение кривых производительности и диаграмм жизненных измерений активности личности.

Одним из методических приемов организации и проведения психологического исследования в рамках биографического метода является слышится. Этот прием предполагает совместную работу экспериментатора и личности над содержательными материалами ее личной жизни. Реализуется прием в два этапа:

1) первый этап - получение фактических данных о жизненном и творческом пути личности с помощью набора тестовых и исследовательских методов. Особенно важным является акцент на эмоциональной насыщенности представленного личностью материала. Таким образом удается не только содержательно восстановить ход событий в пространстве индивидуальной жизни личности, но и установить их эмоциональную значимость, насыщенность смыслом для личности, смысл результирующих моментов в этих событиях. Психологу удается на этом этапе установить и содержательно раскрыть так называемые "критические точки", периоды события, ситуации, моменты в жизни личности. Именно они определят предмет взаимодействия на следующем этапе;

2) второй этап - организация взаимодействия психолога с личностью, суть которой заключается в повторном, абстрагированном во времени от реального события, переживании, слышится личности в содержание той или иной ситуации прошлого, которая объективно повлияла на ход дальнейшей жизни этой личности, и коррекция переживаний по поводу которой может несколько гармонизировать или стабилизировать самоощущение личности в нынешнем периоде ее жизни. Применение приема слышится имеет, как правило, двойной эффект: собственно исследовательский и психотерапевтический. Этот прием может реализоваться в разном методическом оснащении и очень лабильным по экспериментальной ситуации исследования.

Биографический метод и различные его модификации достаточно широко применяются не только в сфере психологического исследования, но и в психологической практике: индивидуальном консультировании, психотерапии и даже в сфере профессиональной подготовки специалистов. Известны психотерапевтические техники - психоанализ, психосинтез, трансакции и и анализ, нейролингвистическое терапия и др. - Довольно активно применяют приемы биографического метода. Необходимо, однако, заметить, что применение этого метода и анализ полученных с его помощью данных должна иметь четкую методологическую основу. Это означает, что толкование данных всегда будет воспроизводить ту "философию человека", которую выстраивает методология этой философии: феноменологическая, экзистенциальная, онтологическая и тому подобное.

Биографический метод в литературоведении это способ изучения литературы, при котором контекст жизненного опыта писателя и его личность рассматриваются как основополагающий фактор творчества. Связь между личностью писателя и его произведением в свете биографического метода оказывается определяющей. На становление биографического метода оказал влияние романтизм и его культ жизнетворчества. Дпя биографического метода важна также герменевтическая теория Ф.Шлейрмахера, утверждавшего, что идеи и ценности не могут быть поняты без анализа их генезиса, и, следовательно, без обращения к биографии конкретного автора. Каждой человек, по Шлейермахеру, глубоко индивидуален, для понимания текста необходимо приблизиться к его автору «с объективной и с субъективной стороны» (т.е. берез понимание его языка и фактов его внешней и внутренней жизни). Интерес к личности писателя во многом скорректирован социологическими установками О.Конта. Основоположник и крупнейший представитель биографического метода - Шарль Огюстен Сент-Бёв согласно мнению которого, на формирование творческой личности писателя (и, следовательно, его произведений) оказывает непосредственное влияние его генеалогия (наследственность), литературное (ученики, оппоненты, даже враги) и политическое окружение. Каждый «подлинный поэт неповторим», индивидуален, а его произведение является только «заговорившей личностью» писателя и, чтобы его постичь, надо «разглядеть в поэте человека». Излюбленным критическим жанром Сент-Бёва становится литературный портрет. Установка на изучение генезиса творчества делает биографический метод отчасти психологическим методом (см. ). Сент-Бёв признавал, что говорит не о произведениях писателей, «а о самой их личности».

Биографического метода оказал влияние на становление культурно-исторического метода (см. ) изучения литературы, основные принципы которого были сформулированы И.А.Тэном. Приняв основные положения биографического метода, Тэн затем развил их в собственную теорию, усилив как системные исторические акценты, так и роль бессознательного в творчестве - «расы, среды и момента». Элементы биографического метода использовались датским критиком Георгом Брандесом, назвавшим свой метод «историко-психологическим». Вместе с оценкой творческой личности Брандес («Главные течения в европейской литературе XIX века», 1872-90) уделяет большое внимание идеологической детерминированности, а европейская литература предстает у него в виде единого процесса, который зависит от специфики национально-исторических условий конкретной страны. Назначение литературы, по Брандесу, - способствовать прогрессивному развитию общества.

Биографический метод в России

В России биографический метод был использован Н.А.Котляревским («Старинные портреты», 1907), согласно которому, «каждый литературный памятник должен быть оценен прежде всего как документ своей эпохи и как документ, объясняющий психику поэта». Работы Котляревского отражают определенную тенденцию развития биографического метода: тяготение к культурно-историческому методу.

В начале 20 века биографический метод модифицировался: из сферы его применения были выведены «внешние» по отношению к творчеству социальные и художественные «направления мысли», влияние «расы, среды и момента». Подобный подход был назван «импрессионистическим»: его сторонников начинает интересовать отражение в тексте «сокровенного «я»» писателя. Яркие представители импрессионистического эссеизма - М.Кузмин, С.Маковский, Ю.Айхенварьд (в России), А.Франс, Р.де Гурмон (во Франции), А.Саймонс, Дж.Сантаяна (в Англии и США).

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» Социальный факультет Кафедра социального управления и конфликтолоФГБОУ ВО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ И. С. ТУРГЕНЕВА»
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНФЛИКТОЛОГИИ

Биографический
метод
Выполнили студентки
очной формы обучения
направления конфликтологии
2 курса
Асеева Е.Н.
Трубихина Н.А.
2016 г.

Определение и понятия биографического метода

Биографический метод (БМ) - способы исследования,
диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути
личности, которые основаны на изучении личности в
контексте истории и перспектив развития ее
индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми
другими, направлены на реконструкцию жизненных
программ и сценариев развития личности, пространственновременной организации ее деловой, семейной и духовной
жизни, природной и социальной среды.
(словарь по психологии)

БМ - один из специфических методов
анализа личных документов, при
котором для решения
какой-либо
проблемы собирают и обобщают
материалы, отражающие участие
человека в
тех или иных социальных событиях и
егои анализ
отношение
к ним.
БМ - собирание
данных
о
(словарь по
жизненном пути человека как личности
социологии)
и субъекте деятельности (анализ
человеческой документации,
свидетельств современников, продуктов
деятельности самого человека и т. д.)

Биографический метод представляет
переживания и определения одного лица, одной
группы или одной организации в той форме, в
которой это лицо, группа или организация
интерпретируют эти переживания. К материалам
жизненной истории относятся любые записи или
документы, включая «истории случая»
социальных организаций, которые проливают
свет на субъективное поведение индивидов и
групп. Такие материалы могут варьировать от
писем до автобиографий, от газетных сообщений
до протоколов судебных заседаний.

Предмет и объект

Предметом биографического
метода является жизненный путь –
история личности и субъекта
деятельности.
Объекты: отдельные индивиды,
социальные группы, коллективы.

Основные типы и виды БМ

По виду источника информации:
психобиография;
каузометрия;
формализованная биографическая
анкета;
психологическая автобиография.

В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»:

1) Полная «история жизни». В идеале очерчивает
весь жизненный опыт субъекта - от колыбели до
могилы.
2)Тематическая «история жизни». Отличается
отполной тем, что она относится преимущественно к
одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.
3)Отредактированная «история жизни». Ее
основная особенность - ведущая роль социологаинтерпретатора, явно организующего
биографический материал в соответствии с
теоретической логикой, избирательно
редактирующего и интерпретирующего исходный
рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы
ответить на поставленные в исследовании вопросы.

Правила использования данного метода.

Н. Дензин предложил общую схему
анализа и описания "историй жизни":
Шаг 1: Отберите исследовательские
проблемы и гипотезы, которые могут
быть исследованы и проверены с
помощью истории жизни.
Шаг 2: Отберите субъекта или
субъектов и определите, в какой форме
будут собраны биографические
данные.

Шаг 3: Опишите объективные события
и переживания из жизни субъекта,
имеющие отношение к интересующей
вас проблеме. Эти события подлежат
оценке с точки зрения различных
источников и перспектив (триангуляция)
таким образом, чтобы противоречия,
непоследовательность и нерегулярность
стали очевидны.
Шаг 4: Получите от субъекта его
интерпретации этих событий, следуя
естественному, или хронологическому,

Шаг 5: Проанализируйте все
утверждения и сообщения с точки
зрения их внутренней и внешней
валидности.
Шаг 6: Примите окончательное
решение о достоверности
вышеупомянутых источников и
установите приоритетные источники
для последующей проверки гипотез.
Шаг 7: Начните проверку
предварительно сформулированных
гипотез, поиск опровергающих

всей «истории жизни» и ознакомьте с
ним исследуемых, чтобы узнать их
реакцию.
Шаг 9: Переработайте
исследовательский отчет, изложив
события в их естественной
последовательности и учтя замечания
исследуемых субъектов. Представьте в
отчете те гипотезы и предположения,
которые получили подтверждение. В
заключении остановитесь на
теоретической значимости ваших
выводов и перспективах дальнейшего

Способы фиксации информации:

дневник;
анкета;
фото и видеокамеры;
диктофон.

Недостатки и преимущества метода:

Преимущества биографического метода:
1. Позволяет изучить динамику жизненного
пути;
2. Большой объем получаемой информации;
3. Получение информации о мнениях людей
относительно какого- либо события или
другого человека;
4. Возможность исследовать детали
событий;

Недостатки:
1. Необходимость высокой
профессиональной подготовки
исследователя;
2. Большие временные и, возможно,
материальные затраты;
3. Сложность обработки материала;
4. Высокий уровень субъективности в
предоставляемой информации;
5. Бессистемность предоставляемых
данных;
6. Отсутствие научной строгости.

Область применения метода в конфликтологии

ЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА В
ОНФЛИКТОЛОГИИ
С помощью биографического метода могут быть
изучены следующие конфликты:
Внутриличностные;
Межличностные;
Межгрупповые;
Внутригрупповые;
В конфликтологии применение биографического
метода важно для более глубокого понимания и
прогнозирования поведения основных участников
конфликта. Биография человека – мощный источник
разносторонней, глубокой и достоверной информации о
нем. Знакомясь с биографией участника конфликта,
конфликтолог прежде всего обращает внимание на
проявление конфликтогенных свойств личности в
фактах биографии, имеющийся опыт взаимодействия с

Биографический метод занимает важное место в структуре психологического знания. Изучение биографий позволяет понять человека как целостность во взаимосвязи различных аспектов, увидеть его в процессе развития. Кроме того, в психологии биографии выступают как ценный материал, раскрывающий тайны душевного мира человека.

В структуре психологического знания выделяются различные группы методов психологии: организационные, обрабатывающие, эмпирические, интерпретационные. Биографический метод (наряду с наблюдением, экспериментом) относится к эмпирическим методам, основная направленность которых является сбор информации. В биографическом исследовании осуществляется накопление сведений о личности на основе наблюдения и самонаблюдения (69).

Начало биографическому методу положила работа Д. Тидемана «Наблюдение над развитием душевных способностей у ребенка», опубликованная в 1787 году. В 1910 году выходит в свет работа З.Фрейда «Леонардо да Винчи», которая является первой психоаналитической биографией. В психоанализе значительное место уделялось изучению периода раннего детства, анализировалось влияние различных психологических конфликтов, психотравматических ситуаций, впечатлений раннего детства на последующую жизнь.

Биографический метод в психологии становится популярным после цикла исследований, выполненных Шарлоттой Бюлер. В своей работе «Жизненный путь как психологическая проблема» (1933) она на основе обширных исследований сформулировала основные этапы жизненного пути, предложила методы анализа биографического материала, способы обработки полученной информации.

В изучении биографии она выделяет три аспекта:

· внешний, объективный ход событий жизни;

· история творческой деятельности человека;

· возрастные перемены во внутреннем мире личности, особенно в отношении человека к собственной жизни.

Ш.Бюлер отмечает комплексный характер биографического исследования. В практической деятельности биограф использует три вида источников:

· сам испытуемый – данные, полученные от него, опираясь на его способности к самонаблюдению;

· окружающие – знакомые, сотрудники, соседи и др.;

· источники в узком смысле слова, то есть вещественные и письменные свидетельства о жизненном пути, о среде развития, о внутреннем мире, а также продукты творчества(48).

В России интерес к биографическому методу возникает в начале двадцатого столетия. Биографические исследования проводили отечественные психологи Н.А. Рыбников, М.М. Рубинштейн, И.М. Соловьев.

Н.А. Рыбников является пионером в изучении биографического метода в нашей стране. Многие его работы, написанные в двадцатые годы прошлого века, не утратили своей актуальности. Метод «синтетического изучения душевной жизни» необходим для психолога, по мнению Н.А. Рыбникова, так как позволяет понять человеческую личность как единое целое, выявить причины отношения между живыми, реальными фактами душевного мира в их естественном проявлении. Наконец, изучение биографий позволяет психологу заглянуть в тайники души, недоступные опытному наблюдению (71,72).

Рыбников Н.А. выделяет 3 типа биографий, с которыми работает психолог:

· простое сведение всех имеющихся биографических источников. Эти сведения могут отличаться по степени полноты, истинности;

· материал располагается психологом в определенной последовательности;

· биография, созданная на основе объединения и синтеза материалов по определенному плану, сознательно и бессознательно, пользуясь схемой (72).

Таким образом, Рыбников Н.А. акцентирует внимание в основном на качественном аспекте работы психолога с биографическим материалом.

Рубинштейн М.М. акцентировал внимание на использовании биографических методов (автобиографические анкеты, дневники) в изучении проблем юношеского возраста.

Егорова М.С. выделяет три разновидности биографического метода, позволяющие решить различные задачи психологических исследований индивидуальности:

а) ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности на основе сведений, подчеркнутых из документальных источников (писем, дневников, воспоминаний). Ретроспективное воссоздание жизненного пути способствует пониманию целостности личности, но в процессе работы возможны проблемы в описании жизни, низкая достоверность некоторых сведений о жизни;

б) длительные лонгиттюдные исследования, представляющие экспериментальные данные для биографического анализа. В рамках этого подхода ключевой является проблема интеграции разнообразных экспериментальных данных, создания целостного образа жизненного пути человека;

в) каузометрический анализ, позволяющий установить связи между различными событиями жизни на основании событийных оценок испытуемого. Каузометрический анализ позволяет получить субъективную картину жизненного пути человека, биографию основных событий его жизни и их взаимосвязь. В основе каузометрического анализа лежат представления о том, что несовпадение психологического и хронометрического возраста человека, субъективная оценка связанности друг с другом оценок прошлого и будущего, а также значимости ожидаемых жизненных событий определяет системообразующие свойства личности (32).

В 60-е годы Ананьев Б.Г. уделил специальное внимание биографическому методу в связи с разработкой теории индивидуальности. Он определил биографический метод как собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т.д.). Он выделяет два вида генетического подхода к развитию человека, и соответственно, две исследовательские стратегии: онтогенетика , направленная на изучение онтогенеза, эволюции индивида и генетическая персоналитика – исследование жизненного пути человека(2,3).

Идеи Б.Г. Ананьева нашли дальнейшее развитие в работах Н.А. Логиновой, которая защитила диссертацию «Биографический метод в психологии и в смежных науках (1975). В диссертационном исследовании представлен содержательный исторический анализ биографического метода, его особенности в других областях (истории, социологии, литературоведении, психологии). В диссертационной работе содержится обобщенное описание биографических источников, включающие следующие группы: свидетельство человека о себе и своей биографии; продукты деятельности и произведения; биографические свидетельства из окружения, находящегося в официальных и неофициальных отношениях с данным субъектом.

К источникам биографического метода она относит: автобиографии, интервью (биографическая беседа), дневники, письма, воспоминания, продукты деятельности (курсовые работы, рефераты и т.д.), свидетельские показания, официальные биографические документы.

Также Н.А.Логиновой были предложены методики биографической психодиагностики («Круг общения», «События», «Впечатления»), позволяющие определить историю общения личности, прояснить структуру индивидуальной жизни, актуализировать значимый жизненный опыт и индивидуальную реакцию на обстоятельства развития.

На основе проведенного исследования Н.А. Логинова отмечает характерные черты особенности биографического метода:

1) исторический метод – т.к. объект – жизненный путь личности – историчен по своей природе;

2) генетический метод – т.к. прослеживается индивидуальное развитие на длительных отрезках времени и призван для того, чтобы установить генетические связи между фазами жизни:

3) жизненность – факты жизненного пути нельзя воспроизвести в лабораторных условиях, их можно только реконструировать;

4) синтетичность – стремление к многостороннему и целостному охвату жизни человека во множестве факторов, определяющих ее течение и направленность;

5) интимность – освещаются не только объективные аспекты жизни, но и внутренние переживания и мысли, которые обычно скрыты от окружающих (45,46,47).

Итак, мы видим, что в основе лежат различные подходы в изучении человеческой жизни на основе продуктов деятельности, конкретных эмпирических срезов развития отдельных сторон, на основе осознания связи, существующей между событиями своей жизни.

В любом случае этот подход ориентирован на создание целостного образа человека и его жизни (биографии) и связан с потребностью в интегральном и многоаспектном основании биографии, которая открывает возможность для более полного обзора различных точек зрения и качественной интерпретации.


Похожая информация.