Текущая страница: 16 (всего у книги 24 страниц)

Это – действительно пулеметная батарея противника. Так как наша батарея не была занята выполнением приказаний командира дивизиона и командиров пехоты, то командир тут же решил подавить эту цель, потому что пулеметный огонь задерживал нашу пехоту и наносил ей потери.

Взгляд на карту, чтобы проверить удаление кустиков от придорожной горки, и одновременно – команды:

«По пулеметной батарее.

Гранатой.

Взрыватель осколочный.

Заряд третий».

Быстро мелькает ряд чисел в уме командира батареи – и расчеты готовы. Он командует:

«Буссоль 44-70.

Уровень 30-01.

Прицел 74.

Первому один снаряд. Огонь!»

Подготовленная схема помогла быстро направить огонь батареи на новую цель. Можно было воспользоваться также результатами первой проведенной стрельбы: это тоже помогло бы быстро и достаточно точно перенести огонь на новую цель.

Теперь, когда исходные данные подготовлены по карте, снаряды уже не блуждают по полю: первый же разрыв оказывается против левого края цели; виден недолет.

Ошибки определения дальности при работе по карте не так велики, как при работе на-глаз: срединная ошибка составляет всего лишь 4% дальности. Первый скачок прицелом достаточно сделать в 4 деления – так учат «Правила стрельбы».

Командир батареи быстро считает в уме и командует:

«Правее 0-08.

Прицел 78.

Опытный командир-артиллерист тратит на такие расчеты всего лишь 15-20 секунд. Снова шуршит в воздухе граната. Перелет!

А на прицеле 76 в батарейной очереди получаются уже и перелеты, и недолеты.

Это значит, что средняя точка падений где-то недалеко от цели. «Два снаряда беглый огонь!»

В следующие 3-4 минуты пулеметная батарея противника была подавлена и прекратила огонь.

Математика в артиллерии

Вы уже убедились в том, что артиллеристу на поле боя приходится решать ряд математических задач. Вероятно, эти задачи показались вам очень простыми, и вам кажется странным, почему в артиллерии придают такое большое значение математике, почему принято говорить, что хорошими командирами-артиллеристами могут стать только хорошие математики.

Не удивляйтесь – до сих пор мы выбирали для примера только простейшие случаи, умышленно не затрудняли вас расчетами и вычислениями, чтобы понятнее была суть описанных приемов стрельбы.

Но если вас интересует «артиллерийская математика» и вы ее не боитесь, посмотрите, как выполняются расчеты и как решаются некоторые более сложные задачи.

Вы наверное, помните, как командир опытом, то-есть стрельбой, установил так называемый «коэффициент удаления». Всегда ли необходимо проделывать этот опыт и, следовательно, тратить лишний снаряд и лишнее время?

Оказывается, далеко не всегда и даже наоборот – очень редко. Обычно командир батареи вычисляет коэффициент удаления заранее, в промежуток времени между подачей первой команды и первым выстрелом. Для решения этой задачи надо знать всего лишь два расстояния: командир – цель (его обозначают сокращенно буквами Дк – дальность командира или Дн – дальность наблюдения) и батарея (орудие) – цель (Дб – дальность батареи или До – дальность орудия).

Отношение Дк/Дб и называют коэффициентом удаления, обозначая его буквами Ку. Таким образом, первая формула, которой пользуется каждый артиллерист, имеет следующий вид:


Простой расчет для нашего примера покажет, что формула эта дает правильное решение задачи. Предположим, что у нас Дк = =2 500 метров. Дб мы знаем – оно равно 3 200 метров (вспомните, что командир скомандовал прицел 64).


И, знай командир величину Ку, он вместо угла 1-40 (рис. 253) должен был бы скомандовать 1-40 0,8 = 1-12 = 1-10.

Тот же вывод дал и опыт: сначала батарея была повернута вправо на 1-40, а затем влево на 0-30, то-есть всего вправо на 1-40 – 0-30 = 1-10.

При этом командир, не зная своего удаления от цели, определил коэффициент удаления по отношению полученных углов – для батареи это было 1-40, а для командира 1-80 (рис. 253):


Коэффициент удаления избавляет от лишних расчетов, помогает артиллеристам экономить снаряды и время. Но коэффициент удаления можно применять, когда командир не очень далеко ушел в сторону от батареи (угол при цели не более 3-00).


Рис. 260. Прицел увеличили – разрыв ушел с линии наблюдения командира


Теперь посмотрите на рисунок 260. В начале стрельбы командир добился того, что разрыв оказался точно против цели. Но едва лишь он изменил установку прицела, как разрыв снова ушел в сторону от цели.

Рисунок поможет вам понять причину этого нового отклонения разрыва: вспомните, что командир батареи не находится возле своих орудий; он ушел не только вперед, но и в сторону.

Когда командир находится в стороне от батареи, разрывы сходят с его «линии наблюдения» при изменении установки прицела. Их надо удерживать на линии наблюдения, исправляя направление одновременно с изменением установки прицела.

Поправка направления, с помощью которой при изменении установки прицела удерживают разрыв на линии наблюдения, называется «шагом угломера» (рис. 261). Этот «шаг угломера» можно тоже заранее рассчитать по формуле, известной каждому артиллеристу: ширину вилки (сокращенно б), выраженную в делениях прицела, надо умножить на «угол при цели» или на так называемую «поправку на смещение» (ПС) и разделить на прицел от батареи до цели (П), то-есть шаг угломера


Проще всего вычислить шаг угломера тогда, когда мы готовим данные по карте: «угол при цели» нетрудно измерить с помощью целлулоидного круга.


Рис. 261. «Шаг угломера»


И в других случаях нам тоже поможет математика. Мы можем, например, заменить карту несложным чертежом, который даст ответ на интересующий нас вопрос.

Кстати, этот же чертеж поможет нам сделать первый выстрел не наугад.

Возьмите листок бумаги и поставьте где угодно точку – это ваш наблюдательный пункт, или, короче, НП (рис. 262). Проведите прямую линию вверх. На ней отложите в масштабе, которым вы задались, расстояние до цели, положим, 2 километра. Здесь на чертеже окажется цель. Теперь подойдите к буссоли и направьте ее нолем в цель.

Но цель находится далеко и видна плохо. На помощь вам приходит монокуляр буссоли с шестикратным увеличением: оптическая ось монокуляра направлена всегда параллельно диаметру 30-0 буссоли (рис. 245).

Отпустите теперь магнитную стрелку и прочтите, против какого деления она остановилась. Пусть вы прочли 46-20. Это – азимут, или «буссоль цели». Закрепите в этом положении угломерный круг и, освободив визирную трубку, направьте ее в сторону батареи. Против указателя визира прочтите «отметку по батарее».

Теперь наложите на ваш чертеж (рис. 262) целлулоидный круг: центром – на точку, которую вы приняли за наблюдательный пункт, нолем – в сторону цели. Прочертите на чертеже направление на батарею. Узнайте расстояние от вас до батареи (его можно промерить шагами, определить на-глаз или установить другим способом). Отложите это расстояние, например 1 500 метров, в том масштабе, какой вы приняли для чертежа, и вы получите на чертеже точку – место батареи.


Рис. 262. Графический способ подготовки данных для стрельбы


Соедините на чертеже точки «батарея» и «цель» прямой линией и, приложив линейку, измерьте дальность от батареи до цели.

Вы проделали не что иное, как решение геометрической задачи на построение треугольника по двум сторонам и углу между ними.

Несколько сложнее решить задачу-какую следует скомандовать буссоль, чтобы направить батарею в цель. Если вы скомандуете ту буссоль, какая получилась у вас на наблюдательном пункте, батарея, очевидно, будет направлена параллельно линии «наблюдательный пункт – цель» (рис. 262).

Надо довернуть батарею в сторону наблюдательного пункта на угол, который отчетливо виден на рисунке; этот угол и называется «поправкой на смещение».

Каждому, кто знаком с геометрией, ясно, что поправка на смещение равна «углу при цели».

Значит, на чертеже незачем рисовать линию, параллельную линии «наблюдательный пункт – цель»: достаточно измерить целлулоидным кругом «угол при цели».

На этот угол и надо довернуть батарею в сторону наблюдательного пункта.

В примере на рисунке 262 батарею надо повернуть правее на величину угла при цели, равного 1-80. Чтобы повернуть батарею правее, установку угломера или буссоли надо увеличить. Вот почему надо командовать буссоль не 46-20, а 46-20+1-80, то-есть 48-00.

Понятно, что, имея такой чертеж, можно легко подсчитать и коэффициент удаления, и шаг угломера.

А можно обойтись и без чертежа: та же математика дает артиллеристам все формулы, нужные для расчетов.

Представьте себе взаимное расположение батареи, наблюдательного пункта и цели такое, как показано на рисунке 263.



Для того чтобы сделать расчеты, надо знать те же три величины, что и для решения задачи чертежом: во-первых, Дк во-вторых, расстояние от батареи до наблюдательного пункта (его принято называть «базой» и обозначать буквой Б); в-третьих, угол, составленный направлениями «наблюдательный пункт – цель» и «наблюдательный пункт – батарея». Этот угол, приведенный к первой четверти, то-есть к острому углу, обозначают греческой буквой альфа (а).

Опустите из точки Б (батарея) перпендикуляр на продолжение линии КЦ (командир – цель). В прямоугольном треугольнике АБК вам известна гипотенуза КБ и угол АКБ, который, как вертикальный, равен измеренному вами с помощью буссоли углу ЦКМ.

Зная эти две величины и тригонометрию, нетрудно найти катет АК (в артиллерии его называют «отход» и обозначают латинской буквой d: он равен базе КБ, умноженной на косинус угла АКБ или же на синус угла (90°-АКБ). Это дает нам такую формулу:

А расстояние от батареи до цели без значительной ошибки можно принять в нашем случае равным КЦ + АК, то-есть расстоянию от командира до цели плюс отход:

Таким образом, вы знаете теперь, какой надо назначить прицел.

Для этого достаточно изучить чертеж и формулы, приведенные на рисунке 263.

Теперь вы можете не только направить батарею в цель безо всяких чертежей, но и сосчитать коэффициент удаления и шаг угломера.

Однако нетрудно сообразить, что способ этот не отличается особой точностью: во-первых, составляя формулы, принимают, что БЦ=АЦ, а это неверно; ошибка составляет тут нередко 100-200 метров; во-вторых, и это самое главное, расстояние Дк и базу Б чаще всего при этом способе определяют на-глаз. Все это приводит к ошибкам, которые в среднем составляют 0-40 по направлению и 10% в дальности.

Этот способ подготовки исходных данных для стрельбы артиллеристы применяют лишь тогда, когда важнее всего простота и скорость решения задачи, точностью, же можно и поступиться: в бою это бывает нередко.

Ну, а как же быть, если нужна высокая точность подготовки данных для стрельбы?

Топография и математика и тут приходят на выручку: артиллеристы делают так называемый аналитический расчет дальности и угломера по гораздо более точным и сложным формулам. Тригонометрия и таблицы логарифмов позволяют с очень большой точностью рассчитать установку угломера и дальность до цели.

Всем этим далеко не ограничиваются случаи применения математики в артиллерии. Артиллеристу она нужна буквально на каждом шагу. Даже из приведенных здесь примеров ясно, что артиллерист должен отлично знать и арифметику, и геометрию, и тригонометрию, и алгебру, и, отчасти, аналитическую геометрию. Этими науками артиллеристу надо овладеть так хорошо, чтобы даже в бою, под огнем неприятеля, он не ошибался в расчетах, уверенно и спокойно применяя нужные формулы.

Для полного же понимания теории стрельбы и науки о полете снаряда – баллистики – надо знать всю высшую математику.

Быть хорошим артиллеристом – это значит обязательно быть хорошим математиком.

Батарея «устраивается» на позиции

Вы знаете уже, как использовал командир батареи свободные от стрельбы минуты: он точнее подготовил данные для стрельбы, лучше изучил местность.

И на огневой позиции тоже никто не терял попусту свободное время.

В стороне от батареи орудийные номера нарубили больших веток; несколько больших кустов они срубили целиком; подтащили все это к своим орудиям и тотчас же принялись маскировать их, чтобы неприятельский летчик-наблюдатель не обнаружил, где стоит батарея.

Конечно, нетрудно замаскироваться, когда батарея стоит в кустах или в лесу: тут достаточно забросать ветками орудия и снаряды.

Труднее справиться с этим делом, если батарея расположена в открытом поле или на лугу: маскировка ветками тут уж не поможет, она только повредит. Неприятельский летчик-наблюдатель увидит батарею в виде четырех кустов, расположенных на одной прямой линии и приблизительно на равных расстояниях друг от друга. Такие фальшивые кусты обычно резко выделяются на фоне окружающей местности и сразу привлекают внимание воздушного наблюдателя.

Лучше будет в этом случае применить технические средства маскировки.

Каждая батарея имеет комплект маскировочных сетей – по числу орудий. Имеются сети и для наблюдательных пунктов. Каждая такая сеть напоминает большой невод. С помощью специального каркаса натягивают маскировочную сеть над орудием, вплетают в нее траву, солому или другой материал, который не отличается по цвету от окружающей местности. Важно, чтобы замаскированное орудие не выделялось в виде пятна, а при наблюдении издали сливалось с окружающими предметами, – иначе маскировка только поможет врагу обнаружить батарею.

Но все же недостаточно только спрятать орудия. Ведь противник услышит их выстрелы, когда они начнут стрелять, увидит разрывы их снарядов, ощутит на себе их действие. Он станет искать батарею – и не одним, так другим способом найдет ее в конце концов, даже и в том случае, если она замаскирована безукоризненно.

Чтобы этого не случилось, надо не только хорошо спрятать батарею, но еще и обмануть неприятеля: надо отвести его глаза от огневой позиции. Это удастся, если мы сумеем построить «ложную батарею».

Был во время империалистической войны такой случай.

Одна из русских батарей расположилась на позиции между двумя перелесками, на поляне. Когда-то стоял на этой поляне кирпичный завод; остались от него развалины навесов, под которыми сушили кирпич; остались ямы, кучи битого кирпича и глины. Вот здесь-то, среди ям и развалин, и расставили артиллеристы свои орудия. Перелесок укрывал их от наземного наблюдателя; заметить их с самолета было тоже нелегко – в глазах летчика рябило от разбросанных по поляне развалин, куч и ям.

Но раньше или позже германский летчик все же обнаружил бы батарею на поляне, если бы русские артиллеристы не приняли заранее особых мер. Вот в чем состояли эти меры.

На опушке леса, в стороне от своей позиции, метров за двести, выбрали русские артиллеристы удобное место и из чурбанов, досок, старых, негодных колес и жердей смастерили что-то похожее на орудия (рис. 264).


Рис. 264. Ложная батарея


Потом они притащили несколько небольших мешочков пороху и стали поджидать самолет.

Едва лишь загудел вдали мотор, как артиллеристы начали поджигать мешочки с порохом возле самых орудий.

Получились вспышки, словно при настоящей стрельбе. Не было, правда, звука стрельбы. Но звука выстрела летчику все равно не услыхать за шумом мотора.

Немецкий летчик, как видно, заметил блеск «выстрелов»: самолет стал приближаться. Тогда артиллеристы нарочно засуетились на ложной позиции, словно они только что заметили самолет: бросились накрывать деревянные «пушки» палатками, ветками, а потом разбежались по кустам.

Летчик-наблюдатель попался на эту удочку: вскоре с немецкой стороны раздались выстрелы. Снаряды ложились все ближе к ложной позиции. А русские артиллеристы уходили тем временем по кустам подальше от обстреливаемого места.

Немцы выпустили по ложной батарее несколько сотен снарядов.

С тех пор всякий раз, когда начинала? стрелять действительная русская батарея, немцы отвечали ей, обстреливая ложную батарею.

Иногда немцы высылали самолет – проверить, стоит ли на прежнем месте русская батарея. Тогда русские артиллеристы повторяли возню у ложных орудий. Временами перетаскивали они ложные орудия на какое-нибудь другое место, неподалеку от старого, и на этом новом месте проделывали все с начала.

Германский летчик доносил о том, что русская батарея переменила позицию, и направлял огонь своей артиллерии на новую ложную батарею.

Так продолжалось целых три месяца: настоящая батарея, умело обманывая врага, спокойно вела свою боевую работу.

В наши дни пороховые вспышки не годятся уже для обмана врага: – звуковая разведка неприятеля, засекая звуки настоящих выстрелов, легко обнаружит подобный обман. Вот почему теперь ставят обычно на ложную позицию минут на десять одно настоящее орудие. Орудие это ведет огонь настоящими снарядами, а затем возможно быстрее уходит, чтобы самому не попасть под обстрел. Время от времени оно, однако, возвращается на то же место, чтобы выпустить снова несколько снарядов: враг должен видеть и слышать, что позиция не оставлена и батарея продолжает еще вести с нее огонь.

Нередко устраивают несколько таких ложных позиций; орудия, предназначенные для стрельбы с них, переходят поочередно с одной такой позиции на другую и с каждой ведут огонь. Это так называемые «кочующие орудия».

Если искусно применять их, неприятеля можно так запутать, что ему не под силу будет разобраться, где же стоят настоящие, а где – ложные батареи, если даже он сумеет обнаружить и те и другие с помощью самолетов и звуковой разведки.

Но как бы искусно мы ни обманывали врага, он может все же раскрыть обман и обстрелять нашу огневую позицию: никакая маскировка не дает гарантии, что батарея не будет обнаружена.

Вот почему орудийный расчет, покончив с маскировкой, начинает сразу же рыть окопы – сперва для людей, а потом и для орудий. Нелегко попасть целым снарядом в небольшой окоп, который, к тому же, замаскирован и не виден ни с земли, ни с воздуха. А от осколков и пуль уберечься в окопе нетрудно. Окоп дает возможность бойцам успешно выполнять свою боевую работу даже под сильным обстрелом и нести при этом самые незначительные потери.

Вот яркий пример.

Одна из республиканских батарей под Мадридом наносила фашистам особенно большие потери. Фашистским летчикам удалось отыскать позицию этой батареи; как видно, решено было уничтожить батарею во что бы то ни стало. С аэродрома поднялось восемь фашистских самолетов; они сбросили на республиканскую батарею несколько десятков бомб. Вслед за первым отрядом прилетел второй, потом – третий. У республиканцев тогда не было еще здесь ни авиации, ни зенитной артиллерии, чтобы помешать фашистам. Самолеты фашистов возвращались на свой аэродром, брали новый запас бомб и прилетали снова, чтобы сбросить их на республиканскую батарею.

И так продолжалось много часов подряд.

Почти весь день рвались на батарее авиационные бомбы, свистели их осколки, позиция батареи вся была окутана дымом. Ни один кустик не уцелел – все они были срезаны осколками. Казалось, ни одному артиллеристу не уйти живым с этой позиции, почти сплошь изрытой воронками. Лишь к вечеру прекратили фашисты свои налеты. Республиканские артиллеристы подсчитали свои потери: на батарее оказался всего лишь один легко раненый, все остальные были живы и здоровы: ни одна из фашистских бомб не попала прямо в орудийный окоп, а осколки их не могли достать людей, которые весь день не покидали своих окопов.

Так хорошие окопы спасли испанскую батарею от разгрома. Не раз выручали они артиллеристов и в других боях и в других войнах. Поэтому артиллеристы при первой к тому возможности всегда берутся за лопаты, чтобы как можно лучше оборудовать свою позицию.

Почему снаряд летит ночью не на ту же дальность, что и днем?

В то время, пока на огневой позиции маскировали орудия и рыли окопы, вычислители, окончив привязку огневой позиции и наблюдательного пункта, приступили уже к работе другого рода: взяв книжку «Таблиц стрельбы», они начали выписывать ряды цифр, складывать, вычитать, выводить итоги, производя подсчет «поправок».

Что это за поправки и зачем они нужны?

Пример пояснит этот вопрос.

Во время мировой империалистической войны был такой случай. Батарея стреляла по проволочным заграждениям противника. Пристрелялась хорошо: снаряды ложились прямо в проволоку.

Подошел вечер. Батарея получила задачу: ночью продолжать огонь, чтобы не дать противнику исправить разрушения. А утром пехота должна была итти в атаку.

Всю ночь батарея стреляла.

А на утро смотрят – все проволочные заграждения исправлены; проходов, проделанных вчера, нет и в помине.

В чем дело? Где же следы ночной стрельбы?

Приглядевшись получше, разведчики заметили, что в 100-150 метрах перед проволочными заграждениями видны воронки от разрывов снарядов. Вчера этих воронок не было. Значит, это – результаты ночной стрельбы. Кто же ночью отводил снаряды от цели? Почему они падали не туда, же, куда и днем, хотя установок орудий артиллеристы не меняли?

Оказывается, дело здесь в изменившемся сопротивлении воздуха. Плотность воздуха не всегда одинакова: она меняется, главным образом, в зависимости от температуры. Когда тепло, а барометрическое давление невелико, плотность воздуха меньше: когда холодно или давление высокое, – плотность воздуха больше.

Ночью стало холоднее. Воздух сделался более плотным. Сопротивление его увеличилось. Чтобы преодолеть это увеличенное сопротивление, снаряд тратит больше энергии, чем в теплые дневные часы, и поэтому не долетает.

Этим же объясняются и большие изменения в дальности полета снарядов, которые можно наблюдать при стрельбе в различное время года – летом и зимой. В жаркий солнечный день орудие может забросить снаряд значительно дальше, чем в холодный зимний.

Большое влияние на полет снаряда оказывает и ветер.

При встречном ветре скорость снаряда относительно воздуха увеличивается, а значит, – увеличивается и сопротивление воздуха. Поэтому при встречном ветре снаряд падает ближе, чем в тихую погоду.

Наоборот, при попутном ветре частицы воздуха как бы уходят от снаряда; скорость снаряда относительно воздуха меньше и, следовательно, сопротивление воздуха также меньше. При попутном ветре снаряд летит дальше, чем в тихую погоду.

Иногда думают, что попутный ветер подгоняет снаряд. Это неверно: самый сильный ураган несется со скоростью 50 метров в секунду, а самый медленный снаряд пролетает в секунду 150 метров.

Скорость же ветра средней силы – 5 метров в секунду. Он движется в тридцать раз медленнее самого тихоходного снаряда. Где уж тут ветру подогнать снаряд, когда и угнаться-то за снарядом ему не под силу!

Дело, значит, не в том, что ветер подгоняет снаряд, а в том, что уменьшилась скорость снаряда относительно воздуха, а из-за этого уменьшилось и сопротивление воздуха.

Иначе действует боковой ветер. Он создает разницу в давлении воздуха с боков на снаряд и отклоняет снаряд в сторону.

Влияние атмосферных условий на полет снаряда нередко бывает очень заметным.

Например, если придадим 76-миллиметровой дивизионной пушке угол возвышения 20 градусов, то в «нормальных» условиях, на которые рассчитаны «Таблицы стрельбы», то-есть при температуре воздуха в +15° и давлении 750 миллиметров ртутного столба, при отсутствии ветра, снаряды пролетят в среднем 10 000 метров; но если произведем выстрелы из того же орудия при том же угле возвышения и теми же зарядами и снарядами в холодный зимний день, при 25° мороза, то снаряды пролетят в среднем лишь около 9 000 метров – на целый километр меньше, чем летом.

При стрельбе на 10 километров встречный ветер скоростью в 10 метров в секунду уменьшает, а попутный увеличивает дальность полета 76-миллиметровых снарядов на 274 метра.

Теперь представим себе, что мы стреляем из 76-миллиметровой пушки под углом в 20 градусов в жаркий летний день, при температуре воздуха +ЗО0 и при попутном ветре 10 метров в секунду. Вместо 10 километров снаряды пролетят в среднем 10 658 метров. А зимой, в 25-градусный мороз, при встречном ветре в 10 метров в секунду, эти же снаряды пролетят в среднем 8730 метров. Вот как влияют на полет снарядов атмосферные условия!

От лета до зимы, конечно, большой промежуток времени. Но даже в один и тот же день, после захода солнца, когда переменился ветер и стало холоднее, снаряд при стрельбе на 10 километров может упасть на 250-300 метров ближе, чем днем.

Эту разницу надо учитывать и, если мы хотим стрелять внезапно и точно, нужно вводить соответствующие поправки.

Поправки можно найти в «Таблицах стрельбы», которые имеются в каждой батарее.

А чтобы артиллеристы знали об изменениях атмосферных условий, артиллерийские метеорологические посты, сокращенно АМП, непрерывно наблюдают за изменениями погоды и рассылают свои бюллетени каждые два-три часа во все батареи.

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЕННО - ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ

УЧЕБНЫЙ ВОЕННЫЙ ЦЕНТР

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела №3УВЦ

полковник А. Янус
« ____» _________ 2015 г.

Методическая разработка

для проведения занятия по учебной дисциплине

«Стрельба и управление огнем»

Обсуждено на заседании

предметно-методической комиссии

«____» ____________ 20______ г.

Протокол № ___г.

Красноярск -2015 г.

I. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Учебные и воспитательные цели
1. курсанты должны знать:

1. Знать:

Расчет интервала веера.

2. Воспитывать у курсантов чувство ответственности за результаты своей работы.
Вид занятия: групповое Место проведения:класс Т-11
Время: 4 часа


содержание занятия

время (мин)

примечание

  1. Вводная часть

10мин

  1. Основная часть

160мин

40мин
40мин
40мин


  1. Заключительная часть

10мин

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Организационно-методические указания по подготовке к занятию

Качественное проведение данного занятия требует от преподавателя тщательной подготовки. Она складывается из самостоятельной работы по изучению теоретического материала по данной теме, методической подго­товки, и разработки плана проведения занятия.

В ходе теоретической подготовки, за три-пять дней до проведения за­нятия, преподаватель изучает расписание занятий и тематический план учеб­ной дисциплины, в которых уясняет:


  • тему занятия;

  • учебные и воспитательные цели;

  • учебные вопросы;

  • время, отводимое на занятие;

  • место проведения занятия;

  • материальное обеспечение занятия.
После чего преподавателю рекомендуется изучить соответствующие положения и наставления, методическую разработку данного занятия, справочный материал, рекомендованную литературу.

В результате изучения литературы преподаватель должен твердо знать требования уставов, наставлений и приказов по изучаемой теме, В результате проделанной работы преподаватель на занятиях должен легко разбираться во всех вопросах, не прибегая без особой надобности к конспекту.

При разработке плана проведения занятия преподаватель в зависимости от уровня подготовки курсантов может конкретизировать учебные и вос­питательные цели, изложенные в методической разработке, уточнить поря­док и последовательность отработки учебных вопросов.

Так как занятие проводится в аудитории , то преподавателю необходимо накануне тщательно разобраться с его возможностями, продумать порядок использование наглядных пособий и ТСО, мысленно проиграть весь ход занятия, контролируя затраченное время на отработку каждого вопроса и за­нятия в целом.

После уяснения и рассмотрения всех вопросов, преподаватель завершает подготовку плана проведения занятия и представляет его на утверждение вместе с другими учебно-методическими материалами (схемами, учебно-тренировочными картами и др.) начальнику отдела.

За 2-3 дня до проведения занятия преподаватель ставит задачу коман­диру взвода на подготовку личного состава взвода к занятию выдав для этого «Задание для подготовки взвода к занятию»

За несколько дней до проведения занятий необходимо поставить задачу учебно-вспомогательному персоналу, ответственному за подготовку аудито­рий к занятиям, на получение имущества, которое необходимо на занятии.

Накануне занятия преподавателю целесообразно проверить наличие и состояние, приборов привлекаемых на занятие, и их укомплектованность. Подготовить необходимые учебно-методические материалы (схемы, учебно-тренировочные картами и др.). В случае обнаружения недостатков - принять меры по их устранению.
Организационно-методические указания по вводной части

По прибытию в аудиторию преподаватель принимает доклад дежурного по взводу о готовности взвода к занятию. Порядок доклада дежурного по взводу следующий: «Товарищ полковник, учебный взвод НА-81 к занятию готов. По списку 20 человек, на лицо 18 человек. Отсутствуют 2-е: курсант Иванов – наряд, курсант Петров – болен. Дежурный по взводу курсант Сидоров». Преподаватель, приняв доклад, приветствует курсантов взвода, дает команду на рассаживания на свои места. После этого преподаватель проверяет наличие личного состава, уточняет причины отсутствующих кур­сантов, проверяет внешний вид обучаемых, порядок в аудитории. При выявлении недостатков делает замечания и приказывает командиру взвода доложить после занятия об этом офицеру ответственному за взвод. Кроме того рекомендуется преподавателю проверить размещение курсантов по отделениям в аудитории. Далее преподаватель проверяет, наличие и выборочно комплектность приборов.

После осмотра и постановки задачи на устранение недостатков препо­даватель проводит контроль остаточных знаний курсантов в виде письмен­ной летучки по ранее пройденной теме. Преподаватель высвечивает слайд на экране с контрольными вопросами или диктует их курсантам под запись. Во­просы целесообразно разбить по вариантам (не более 3 вариантов), в каждом варианте не более 2 вопросов. Время для проведения контрольного опроса не должно превышать 5 минут. Необходимо заблаговременно подготовить бланки для ответов, которые дежурный по взводу раздает по указанию пре­подавателя курсантам. Возможно, для ответов курсанты используют тетради для контрольных заданий.

После истечения времени, установленного преподавателем на ответы , подается команда дежурному по взводу на сбор бланков (тетрадей). Дежурный по взводу собрав бланки сдает их преподавателю.

Проверка ответов на контрольные вопросы преподавателю целесооб­разно провести после занятия и довести результаты до курсантов в часы са­мостоятельной работы с выставлением оценок в журнал или на следующем занятии.

Затем преподаватель объявляет тему, учебные и воспитательные цели, учебные вопросы и порядок их отработки.

Тема № 6. «Поражение неподвижной наблюдаемой цели огнем с закрытой огневой позиции с пристрелкой по наблюдению знаков разрывов»
Занятие №2. «Пристрелка и стрельба на поражение целей по НЗР при поправке на смещение менее 5-00.»

цель занятия:

1. курсанты должны знать:

1. курсанты должны знать:

1. Знать: - задачи и сущность пристрелки цели с закрытой огневой позиции;

Назначение и порядок определения коэффициента удаления и шага угломера;

Расчет интервала веера.

2. воспитывать у курсантов чувство ответственности за результаты своей работы.

1. Порядок пристрелки захватом цели в вилку. Назначение количества орудий для выполнения огневой задачи.

2. Пристрелка дальности. Шаг угломера, его назначение, расчет и правила применения.

3. Пристрелка направления. Коэффициент удаления, его назначение, расчет, правила применения.

4. Переход к стрельбе на поражение и стрельба на поражение по цели глубиной менее 100 м. Веер разрывов и его интервал.

Материал данного занятия является логическим продолжением изучения и углубления вопросов предыдущих занятий по дисциплине.

Доводит до курсантов меры техники безопасности, которые необходимо соблюдать на занятии.

Перед переходом к учебным вопросам желательно во вступительном слове привести яркий и поучительный пример из опыта боевых действий.
Организационно-методические указания по основной части

1-й учебный вопрос « .Порядок пристрелки захватом цели в вилку. Назначение количества орудий для выполнения огневой задачи.»

2-й учебный вопрос «Пристрелка дальности. Шаг угломера, его назначение, расчет и правила применения .»

3-й учебный вопрос «Пристрелка направления. Коэффициент удаления, его назначение, расчет, правила применения»

4-й учебный вопрос «Переход к стрельбе на поражение и стрельба на поражение по цели глубиной менее 100 м. Веер разрывов и его интервал.»
Организационно-методические указания по заключительной части

Преподаватель напоминает тему занятия, учебные цели и полноту их достижения.

Проводит общий разбор занятия, где необходимо проанализировать от­веты курсантов на контрольные вопросы, их активность при отработке учеб­ных вопросов занятия. Объявляет оценки, отмечает отличившихся, указывает на недостатки в подготовке к занятию.

По мере необходимости отвечает на возникшие вопросы, дает задание на самостоятельную работу.

Преподаватель дает команду командиру взвода на сдачу приборов с последующим докладом о результатах. Проверяет наличие и комплектность материального обеспечения.

Дает команду дежурному на завершение занятия. Дежурный по взводу подает команду взводу «Взвод встать. Смирно» Преподаватель подает ко­манду «Вольно. Конец занятия». Дежурный подает команду взводу «Вольно. Конец занятия».

III. УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:

1. Правила стрельбы и управления огнем (ПСиУО-11).ч.1 ст.96-100, 213-229:

2. Пособие по изучению ПСиУО, часть 1. – М: Воениздат, 2001, стр. 110-116, 187-198;

3. Таблицы стрельбы 122-мм Г Д-30.

Дополнительная литература:

1. Учебник: СиУО артиллерии. СПб.: ВАА, 2005

Наглядные пособия


  1. Презентация по теме занятия
Технические средства обучения:

1. Компьютер;

2. Личная экипировка.

IV. МАТЕРИАЛ К УЧЕБНЫМ ВОПРОСАМ
Вопрос № 1 «Порядок пристрелки захватом цели в вилку. Назначение количества орудий для выполнения огневой задачи – 30 мин»
Пристрелку цели по наблюдению знаков разрывов (НЗР) проводят, когда пристрелять цель по измеренным отклонениям по условиям обстановки невозможно. Такие условия возникают у офицеров-корректировщиков, командиров артиллерийских подразделений, приданных общевойсковым подразделениям, действующим в отрыве от основных сил; при расположении на временном НП, простреливаемом противником из стрелкового оружия и других нестандартных ситуациях.
Для проведения пристрелки необходимо иметь углоизмерительный прибор, хотя бы бинокль.

В отличие от пристрелки по измеренным отклонениям, при пристрелке по НЗР, нельзя измерить отклонение снаряда от цели по дальности, поэтому выполняющий огневую задачу оценивают только знак разрыва «+» или «-». Имея же только знак разрыва, можно приближать разрывы к цели скачками, например, 2-4Вд, или же назначать скачок произвольной величины, исходя из конкретных условий наблюдения (например, 120, 280 м и т.д.).

Так как в ходе пристрелки цели отклонения разрыва от цели по направлению измеряются углоизмерительным прибором (биноклем, буссолью и т.п.), то, следовательно, пристрелка направления проводится по измеренным отклонениям.

Сущность пристрелки по НЗР при ПС менее 5-00 заключается в следующем. Пристрелку начинают на исчисленных установках. Наблюдая и измеряя боковые отклонения разрывов, выводят их на линию наблюдения с использованием Ку. Оценивая положение разрывов относительно цели до дальности, приближают разрывы к цели путем захвата цели в вилку и последовательным ее половинением. Изменение установки прицела сопровождают корректурой направления с использованием Шу. Дальность и направление пристреливают одновременно.

Вилкой называют разность двух углов возвышения (двух дальностей), на одном из которых получен перелет , а на другом – недолет.

Первой (широкой) вилкой называют вилку, в которую цель захватывают первый раз, т.е. когда после получения первого наблюдения, например знака минус, увеличивают дальность (делают скачок прицелом) с расчетом получить знак «+».

В условиях проведения пристрелки цели по НЗР установки для стрельбы определяют, как правило, способом сокращенной подготовки с учетом поправок на отклонения условий стрельбы, определенных приближенно. Срединная ошибка определения установок таким способом составляет порядка 200 м. Поэтому ПСиУО рекомендуют назначить первую корректуру дальности 200 м (8Вд с округлением до величины кратной четному числу .) и называют ее первой вилкой. Для удержания разрыва на линии наблюдения корректуры дальности сопровождают корректурой направления на шаг угломера Ш у.

Если установки для стрельбы определены способом полной подготовки или сокращенной подготовки с отклонением от полной по 1-2 условиям, то величина первой корректуры может быть уменьшена. А при определении установок глазомерным переносом огня или без учета поправок на отклонения условий стрельбы величину – увеличена.

Величину первой вилки принимают равной 8Вд с округлением до величины кратной четному числу В зависимости от величины отклонения разрыва от цели по дальности величина первой вилки может быть уменьшена или увеличена.

Название «вилка» произошло от того, что стрельбу начинали одновременными выстрелами на двух установках прицела, посылая, таким образом, к цели «вилку из двух траекторий».

Порядок пристрелки по НЗР

Корректуры дальности и направления определяют с помощью ПРК, ПУО или МК. Пристрелку начинают одиночным выстрелом на исчисленных установках. Если при первом выстреле измерено только боковое отклонение разрыва, выводят разрыв на линию наблюдения, принимая отклонение по дальности равным нулю.

Получив знак, принимают разрыв перелетным (недолетным) по линии наблюдения на величину первой вилки, равной 8Вд с округлением до величины кратной четному числу , вводят корректуры с учетом измеренного отклонения разрыва по направлению и назначают следующий выстрел. В зависимости от отклонения разрыва от цели по дальности величина первой вилки может быть уменьшена или увеличена.

Так поступают до получения разрыва противоположного знака. После чего вводят корректуры, принимая отклонение разрыва по линии наблюдения в два раза меньше принятого предыдущего отклонения , и, если нужно, продолжают пристрелку.
Условия окончания пристрелки

Условия окончания пристрелки определяются ее задачей. Пристрелка продолжается до тех пор, пока будет отыскана стрельбой установка прицела, на которой цель будет накрываться эллипсом рассеивания снарядов, а это станет возможным тогда, когда срединная ошибка пристрелки дальности будет не более одного Вд.

Это условие выполняется при получении узкой вилки или накрывающей группы.

К стрельбе на поражение переходят после введения корректуры на принятое отклонение разрывов по линии наблюдения, равное не более чем:


  • 2Вд – при стрельбе по целям глубиной менее 100 м;

  • 4Вд – при стрельбе по целям глубиной 100 м и более.
- К стрельбе на поражение также переходят, если в ходе пристрелки получено попадание в цель. При попадании в групповую цель вводят корректуры с учетом измеренного отклонения разрыва по направлению и глазомерной оценки отклонения разрыва по дальности от центра цели, а при разрыве снаряда вблизи дальней или ближней ее границы принимают разрыв соответственно перелетным или недолетным на величину, равную 1/2 глубины цели.

При пристрелке групповой цели существует большая вероятность разрыва первого снаряда в пределах площади цели. После введения корректуры по первому разрыву центр рассеивания снарядов будет приближен к центру цели, поэтому пристрелку считают законченной, после попадания снаряда в групповую цель. Однако, опыт проведения зачетных стрельб в условиях полигона показал, что недостаточно опытные артиллеристы продолжают пристрелку, хотя первый разрыв был в пределах площади цели. Причина простая, на полигоне границы цели не обозначены и судить попал или не попал снаряд в площадь цели визуально слишком трудно. Поэтому, после подачи команды на ОП для первого выстрела, необходимо обязательно определить глубину цели в метрах и фронт цели в делениях угломера. После определения отклонений первого разрыва от центра групповой цели сравнить их с размерами цели. Если отклонение разрыва по дальности меньше половины глубины цели и отклонение по направлению меньше половины фронта цели , то разрыв произошел в пределах площади цели, т.е. пристрелка закончена, необходимо ввести корректуры и перейти к стрельбе на поражение.
К наблюдаемым относят такие цели, которые визуально на­блюдаются с наземных пунктов в процессе всей стрельбы на пора­жение, при этом имеется возможность определять отклонения разрывов от цели, наблюдать за ее состоянием в ходе ведения огня и прекращать стрельбу после получения требуемого результата.

Огнем дивизиона поражают групповые цели, имеющие значи­тельные размеры (превышающие максимальные размеры цели для батареи) или требующие для своего поражения высокой плотно­сти огня, а также цели, поражение которых должно осуществлять­ся в короткие сроки. Стрельбу орудием чаще всего ведут при разрушении оборонительных сооружений. Во всех остальных слу­чаях для стрельбы целесообразно привлекать батарею, а если для поражения цели требуется небольшой расход снарядов или время выполнения огневой задачи не лимитируется, то и взвод.

При стрельбе по наблюдаемым целям, таким, как живая сила, небронированная техника и огневые средства, расположенные от­крыто или в неперекрытых окопах (траншеях), в отличие от поражения ненаблюдаемых целей Правила стрельбы рекомендуют вести также стрельбу на рикошетах и снарядами с дистанционным взрывателем, а при поражении открытой живой силы - и снаря­дами с дистанционной трубкой. Это объясняется тем, что, во-пер­вых, при воздушном разрыве осколочно-фугасного снаряда в определенном интервале высот значительно увеличивается пора­жающее действие осколков по перечисленным целям по сравне­нию с его действием при наземном разрыве и, во-вторых, при стрельбе по наблюдаемой цели появляется возможность корректи­ровать среднее превышение разрывов снарядов с дистанционным взрывателем (трубкой) до наивыгоднейшего и определять возмож­ность получения воздушных разрывов при стрельбе на рикошетах, чего нельзя сделать при поражении ненаблюдаемых целей.
Вопрос № 2 «Пристрелка дальности. Шаг угломера, его назначение, расчет и правила применения – 10 мин»

Наиболее простым способом определения корректур является рассчетный способ с помощью коэффициента удаления Ку и шага угломера Шу.

Для того, чтобы разрыв остался на линии наблюдения после введения корректуры дальности, дополнительно вводят корректуру направления, соответствующую величине корректуры дальности.

На рис. 1 показан разрыв Р на линии наблюдения за целью. При введении корректуры дальности ∆Д разрыв отклоняется от линии наблюдения на величину АЦ. Тогда,

АЦ = γ · 0,001∆Д и АЦ =  · 0,001
.

Следовательно,


Рассчитывать по этой формуле корректуру по каждому разрыву неудобно. Поэтому поступили так. Задались корректурой дальности 100 м, обозначили соответственно корректуру направления Шу – шаг угломера. При допущении равенства углов γ и ПС получили формулу для расчета корректуры направления при корректуре дальности 100 м

Определение знака корректуры на Шу на практике приходит с опытом. В первые годы артиллерийские командиры рисуют схему, аналогично рис.2 или пользуются «правилом правой (левой) руки». Если огневая позиция справа от НП, то правую руку поворачивают ладонью вверх. При уменьшении дальности стрельбы сжимают кулак: четыре пальца показывают уменьшение дальности «на себя», а большой палец – направление корректуры на Шу, то же «на себя» - "левее". При увеличении дальности стрельбы разжимают кулак: четыре пальца показывают увеличение дальности «от себя», а большой палец – направление корректуры на Шу, то же «от себя» - "правее". Если ОП относительно НП слева, то такие же движения делают левой рукой.

По мере накопления опыта переходят от «правил правой (левой) руки», к словесным правилам «дальность на себя, направление от себя».

1-й учебный вопрос « .Порядок пристрелки захватом цели в вилку. Назначение количества орудий для выполнения огневой задачи.»

2-й учебный вопрос «Пристрелка дальности. Шаг угломера, его назначение, расчет и правила применения .»

3-й учебный вопрос «Пристрелка направления. Коэффициент удаления, его назначение, расчет, правила применения »

4-й учебный вопрос «Переход к стрельбе на поражение и стрельба на поражение по цели глубиной менее 100 м. Веер разрывов и его интервал

Организационно-методические указания по заключительной части

Преподаватель напоминает тему занятия, учебные цели и полноту их достижения.

Проводит общий разбор занятия, где необходимо проанализировать от­веты курсантов на контрольные вопросы, их активность при отработке учеб­ных вопросов занятия. Объявляет оценки, отмечает отличившихся, указывает на недостатки в подготовке к занятию.

По мере необходимости отвечает на возникшие вопросы, дает задание на самостоятельную работу.

Преподаватель дает команду командиру взвода на сдачу приборов с последующим докладом о результатах. Проверяет наличие и комплектность материального обеспечения.

Дает команду дежурному на завершение занятия. Дежурный по взводу подает команду взводу «Взвод встать. Смирно» Преподаватель подает ко­манду «Вольно. Конец занятия». Дежурный подает команду взводу «Вольно. Конец занятия».

III. Учебно-материальное обеспечение

Основная литература:

1. Правила стрельбы и управления огнем (ПСиУО-11).ч.1 ст.96-100, 213-229:

2. Пособие по изучению ПСиУО, часть 1. – М: Воениздат, 2001, стр.110-116, 187-198;

3. Таблицы стрельбы 122-мм Г Д-30.

Дополнительная литература:

1. Учебник: СиУО артиллерии. СПб.: ВАА, 2005

Наглядные пособия

    Презентация по теме занятия

Технические средства обучения:

1. Компьютер;

2. Личная экипировка.

IV . МАТЕРИАЛ К УЧЕБНЫМ ВОПРОСАМ

Вопрос № 1 «Порядок пристрелки захватом цели в вилку. Назначение количества орудий для выполнения огневой задачи – 30 мин»

Пристрелку цели по наблюдению знаков разрывов (НЗР) проводят, когда пристрелять цель по измеренным отклонениям по условиям обстановки невозможно. Такие условия возникают у офицеров-корректировщиков, командиров артиллерийских подразделений, приданных общевойсковым подразделениям, действующим в отрыве от основных сил; при расположении на временном НП, простреливаемом противником из стрелкового оружия и других нестандартных ситуациях.

Для проведения пристрелки необходимо иметь углоизмерительный прибор, хотя бы бинокль.

В отличие от пристрелки по измеренным отклонениям, при пристрелке по НЗР, нельзя измерить отклонение снаряда от цели по дальности, поэтому выполняющий огневую задачу оценивают только знак разрыва «+» или «-». Имея же только знак разрыва, можно приближать разрывы к цели скачками, например, 2-4Вд, или же назначать скачок произвольной величины, исходя из конкретных условий наблюдения (например, 120, 280 м и т.д.).

Так как в ходе пристрелки цели отклонения разрыва от цели по направлению измеряются углоизмерительным прибором (биноклем, буссолью и т.п.), то, следовательно, пристрелка направления проводится по измеренным отклонениям.

Сущность пристрелки по НЗР при ПС менее 5-00 заключается в следующем. Пристрелку начинают на исчисленных установках. Наблюдая и измеряя боковые отклонения разрывов, выводят их на линию наблюдения с использованием Ку. Оценивая положение разрывов относительно цели до дальности, приближают разрывы к цели путем захвата цели в вилку и последовательным ее половинением. Изменение установки прицела сопровождают корректурой направления с использованием Шу. Дальность и направление пристреливают одновременно.

Вилкой называют разность двух углов возвышения (двух дальностей), на одном из которых получен перелет, а на другом – недолет.

Первой (широкой) вилкой называют вилку, в которую цель захватывают первый раз, т.е. когда после получения первого наблюдения, например знака минус, увеличивают дальность (делают скачок прицелом) с расчетом получить знак «+».

В условиях проведения пристрелки цели по НЗР установки для стрельбы определяют, как правило, способом сокращенной подготовки с учетом поправок на отклонения условий стрельбы, определенных приближенно. Срединная ошибка определения установок таким способом составляет порядка 200 м. Поэтому ПСиУО рекомендуют назначить первую корректуру дальности 200 м (8Вд с округлением до величины кратной четному числу.) и называют ее первой вилкой. Для удержания разрыва на линии наблюдения корректуры дальности сопровождают корректурой направления на шаг угломера Ш у.

Если установки для стрельбы определены способом полной подготовки или сокращенной подготовки с отклонением от полной по 1-2 условиям, то величина первой корректуры может быть уменьшена. А при определении установок глазомерным переносом огня или без учета поправок на отклонения условий стрельбы величину – увеличена.

Величину первой вилки принимают равной 8Вд с округлением до величины кратной четному числу
В зависимости от величины отклонения разрыва от цели по дальности величина первой вилки может быть уменьшена или увеличена.

Название «вилка» произошло от того, что стрельбу начинали одновременными выстрелами на двух установках прицела, посылая, таким образом, к цели «вилку из двух траекторий».

Порядок пристрелки по НЗР

Корректуры дальности и направления определяют с помощью ПРК, ПУО или МК. Пристрелку начинают одиночным выстрелом на исчисленных установках. Если при первом выстреле измерено только боковое отклонение разрыва, выводят разрыв на линию наблюдения, принимая отклонение по дальности равным нулю.

Получив знак, принимают разрыв перелетным (недолетным) по линии наблюдения на величину первой вилки, равной 8Вд с округлением до величины кратной четному числу
, вводят корректуры с учетом измеренного отклонения разрыва по направлению и назначают следующий выстрел. В зависимости от отклонения разрыва от цели по дальности величина первой вилки может быть уменьшена или увеличена.

Так поступают до получения разрыва противоположного знака. После чего вводят корректуры, принимая отклонение разрыва по линии наблюдения в два раза меньше принятого предыдущего отклонения, и, если нужно, продолжают пристрелку.

Условия окончания пристрелки

Условия окончания пристрелки определяются ее задачей. Пристрелка продолжается до тех пор, пока будет отыскана стрельбой установка прицела, на которой цель будет накрываться эллипсом рассеивания снарядов, а это станет возможным тогда, когда срединная ошибка пристрелки дальности будет не более одного Вд.

Это условие выполняется при получении узкой вилки или накрывающей группы.

К стрельбе на поражение переходят после введения корректуры на принятое отклонение разрывов по линии наблюдения, равное не более чем:

    2Вд – при стрельбе по целям глубиной менее 100 м;

    4Вд – при стрельбе по целям глубиной 100 м и более.

К стрельбе на поражение также переходят, если в ходе пристрелки получено попадание в цель. При попадании в групповую цель вводят корректуры с учетом измеренного отклонения разрыва по направлению и глазомерной оценки отклонения разрыва по дальности от центра цели, а при разрыве снаряда вблизи дальней или ближней ее границы принимают разрыв соответственно перелетным или недолетным на величину, равную 1/2 глубины цели.

При пристрелке групповой цели существует большая вероятность разрыва первого снаряда в пределах площади цели. После введения корректуры по первому разрыву центр рассеивания снарядов будет приближен к центру цели, поэтому пристрелку считают законченной, после попадания снаряда в групповую цель. Однако, опыт проведения зачетных стрельб в условиях полигона показал, что недостаточно опытные артиллеристы продолжают пристрелку, хотя первый разрыв был в пределах площади цели. Причина простая, на полигоне границы цели не обозначены и судить попал или не попал снаряд в площадь цели визуально слишком трудно. Поэтому, после подачи команды на ОП для первого выстрела, необходимо обязательно определить глубину цели в метрах и фронт цели в делениях угломера. После определения отклонений первого разрыва от центра групповой цели сравнить их с размерами цели. Если отклонение разрыва по дальности меньше половины глубины цели и отклонение по направлению меньше половины фронта цели, то разрыв произошел в пределах площади цели, т.е. пристрелка закончена, необходимо ввести корректуры и перейти к стрельбе на поражение.

К наблюдаемым относят такие цели, которые визуально на­блюдаются с наземных пунктов в процессе всей стрельбы на пора­жение, при этом имеется возможность определять отклонения разрывов от цели, наблюдать за ее состоянием в ходе ведения огня и прекращать стрельбу после получения требуемого результата.

Огнем дивизиона поражают групповые цели, имеющие значи­тельные размеры (превышающие максимальные размеры цели для батареи) или требующие для своего поражения высокой плотно­сти огня, а также цели, поражение которых должно осуществлять­ся в короткие сроки. Стрельбу орудием чаще всего ведут при разрушении оборонительных сооружений. Во всех остальных слу­чаях для стрельбы целесообразно привлекать батарею, а если для поражения цели требуется небольшой расход снарядов или время выполнения огневой задачи не лимитируется, то и взвод.

При стрельбе по наблюдаемым целям, таким, как живая сила, небронированная техника и огневые средства, расположенные от­крыто или в неперекрытых окопах (траншеях), в отличие от поражения ненаблюдаемых целей Правила стрельбы рекомендуют вести также стрельбу на рикошетах и снарядами с дистанционным взрывателем, а при поражении открытой живой силы - и снаря­дами с дистанционной трубкой. Это объясняется тем, что, во-пер­вых, при воздушном разрыве осколочно-фугасного снаряда в определенном интервале высот значительно увеличивается пора­жающее действие осколков по перечисленным целям по сравне­нию с его действием при наземном разрыве и, во-вторых, при стрельбе по наблюдаемой цели появляется возможность корректи­ровать среднее превышение разрывов снарядов с дистанционным взрывателем (трубкой) до наивыгоднейшего и определять возмож­ность получения воздушных разрывов при стрельбе на рикошетах, чего нельзя сделать при поражении ненаблюдаемых целей.

Вопрос № 2 «Пристрелка дальности. Шаг угломера, его назначение, расчет и правила применения – 10 мин»

Наиболее простым способом определения корректур является рассчетный способ с помощью коэффициента удаления Ку и шага угломера Шу.

Для того, чтобы разрыв остался на линии наблюдения после введения корректуры дальности, дополнительно вводят корректуру направления, соответствующую величине корректуры дальности.

На рис. 1 показан разрыв Р на линии наблюдения за целью. При введении корректуры дальности ∆Д разрыв отклоняется от линии наблюдения на величину АЦ. Тогда,

АЦ = γ · 0,001∆Д и АЦ = · 0,001
.

Следовательно,


Рассчитывать по этой формуле корректуру по каждому разрыву неудобно. Поэтому поступили так. Задались корректурой дальности 100 м, обозначили соответственно корректуру направления Шу – шаг угломера. При допущении равенства углов γ и ПС получили формулу для расчета корректуры направления при корректуре дальности 100 м

Шу =
.

Рис.1. К выводу формулы шага угломера

Величину Шу рассчитывают в ходе определения установок с точностью до 0-01. На практике достаточно сложным бывает определение знака корректуры на шаг угломера (0,01ΔДШу), так как он зависит от взаимного положения НП и ОП и знака корректуры дальности на рис.3 показана эта зависимость

Наиболее простым правилом определения знака является следующее: если батарея справа, то в формуле перед корректурой на Ш у ставят знак «+», а если батарея слева – «-» корректуру дальности ΔД - со своим знаком.

Определение знака корректуры на Шу на практике приходит с опытом. В первые годы артиллерийские командиры рисуют схему, аналогично рис.2 или пользуются «правилом правой (левой) руки». Если огневая позиция справа от НП, то правую руку поворачивают ладонью вверх. При уменьшении дальности стрельбы сжимают кулак: четыре пальца показывают уменьшение дальности «на себя», а большой палец – направление корректуры на Шу, то же «на себя» - "левее". При увеличении дальности стрельбы разжимают кулак: четыре пальца показывают увеличение дальности «от себя», а большой палец – направление корректуры на Шу, то же «от себя» - "правее". Если ОП относительно НП слева, то такие же движения делают левой рукой.

По мере накопления опыта переходят от «правил правой (левой) руки», к словесным правилам «дальность на себя, направление от себя».

Рис. 2. Учет шага угломера при изменении дальности на величину ΔД:

а – при увеличении дальности стрельбы; б – при уменьшении

дальности стрельбы

Расчетный способ определения корректур применяют при поправке на смещение менее 5-00. При большом смещении ПС корректуры определяют с помощью приборов.

Вопрос № 3 «Пристрелка направления. Коэффициент удаления, его назначение, расчет и правила применения – 10мин»

Дальность до цели с НП и ОП неодинаковые, поэтому измеренное с НП угловое отклонение разрыва по направлению α (рис.2) по величине не будет равно корректуре β для ОП.

Рис.3. К выводу формулы коэффициента удаления

В соответствии с этой формулой тысячных отрезок

ЦР = α · 0,001Ди ЦР= β 0,001
, отсюда

β = α.

Обозначив отношение дальностей Ку, получим

Коэффициент Ку называют коэффициентом удаления, его рассчитывают в ходе определения установок для стрельбы, с точностью до 0,1.

Измерив отклонение разрыва от цели по направлению, умножают его на заранее рассчитанный Ку и получают первую составляющую корректуры направления, которую вводят в противоположную сторону отклонению разрыва. Допустим Ку=0,4. Разрыв отклонился «Вправо 15», корректура равна «Левее 0-06». Необходимо обратить внимание на разницу доклада отклонений «Вправо», «Влево» и команды корректуры «левее», «правее». Кроме того, при докладе величину отклонения разрыва указывают числом малых делений без нулей впереди, а в команде перед величиной корректуры указывают (если нужно) нуль больших делений.

Таким образом, суммарную корректуру направления определяют по формуле

Δ∂ ═ − αKу ± 0,01ΔД Шу.

Вопрос № 4 «Переход к стрельбе на поражение и стрельба на поражение по цели глубиной менее 100 метров. Веер разрывов и его интервал – 30 мин»

Для повышения эффективности огня в ходе стрельбы на поражение путем введения корректуры дальности, направления и высоты приближают центр группирования разрывов к центру цели. А при стрельбе по групповым целям дополнительно изменением величины скачка прицела и интервала веера приводят размеры зоны разрывов к размерам цели. Все это называют корректированием огня.

Корректирование огня включает:

во-первых, определение отклонений центра группирования разрывов (группы разрывов) от центра цели, а при стрельбе по групповым целям дополнительно - отклонения размеров зоны разрывов от размеров цели;

во-вторых, расчет корректур дальности и направления, высоты разрывов, интервала веера и величины скачка (шкалы) прицела;

в-третьих, учет корректур в ходе стрельбы на поражение цели.

Отклонение центра группы разрывов по направлению определяют с помощью приборов.

В ПСиУО изложены рекомендации по определению отклонения центра группы разрывов тремя способами: по результатам глазомерной оценки (на глаз), по наблюдению знаков разрывов (по НЗР), а при благоприятных условиях и с помощью дальномера. Стрельбу на поражение, каждую поражающую серию беглого огня, каждый огневой налет начинают залпом. При поражении цели огнем одной батареи первый залп производят на исчисленных установках. Скорострельность современных орудий составляет 4…6 выстрелов в минуту. Это значит, что после появления разрывов первого залпа последующие разрывы в районе цели появятся через 10…15 с, этого времени вполне достаточно, чтобы засечь залп батареи. По результатам засечки залпа определяют отклонение центра залпа от центра цели и принимают эти отклонения за отклонения центра группы разрывов всей серии беглого огня.

Глазомерно оценить отклонение центра группы разрывов возможно лишь при условии расположения цели на скате, обращенном в сторону НП, или значительном превышении НП над целью, а также и главное – умение артиллерийского командира, находясь на удалении 1,5…2 км от цели, на глаз определить «недолет 80», «перелет 200». Такие практические навыки в настоящее время имеют немного артиллерийских командиров.

Отклонения центра группы разрывов по НЗР целесообразно определять при стрельбе орудием или взводом по отдельной цели. При стрельбе орудием ведут беглый огонь по 4 снаряда. При стрельбе взводом огонь открывают залпом, последующие разрывы после залпа появятся через 10…15 с, этого времени достаточно, чтобы оценить положение каждого из трех разрывов относительно цели по дальности.

При стрельбе батарей оценить положение каждого из шести разрывов первого залпа значительно труднее, чем в залпе взвода. При стрельбе дивизионом определить отклонения центра группы разрывов по НЗР на практике невозможно.

Даже положение ближней и дальней границы цели определить достаточно сложно. Ближнюю границу цели еще можно определить по положению ближних окопов. Но и при этом, допустим, командир наблюдает, что дымом разрывов и выбросом грунта эти окопы стали ненаблюдаемыми. Ясно, что разрывы недолетные. Но какое их соотношение относительно ближней границы: примерно одинаковые, преобладание, все недолетные – сказать невозможно. Однако в ходе тренировок по стрельбе и управлению огнем руководители дают вводные: «Вы наблюдаете преобладание» и поэтому необходимо пояснить рекомендации, данные в ПСиУО по определению отклонений центра группы разрывов по НЗР.

При стрельбе по отдельной цели примерное равенство перелетов и недолетов показывает, что центр группы разрывов находится вблизи цели и вводить корректуры дальности не следует. Если получены все перелеты или недолеты, то удаление центра группы разрывов по дальности в зависимости от способа определения установок составляют 2…4В д. При получении преобладания перелетов или недолетов в зависимости от соотношения знаков отклонения центра группы разрывов составляют 1…2В д. Такие рекомендации были в Правилах стрельбы послевоенных изданий. Но потом решили рекомендации выразить в метрах, приняв среднее значение В д равным 25 м. Отсюда получили рекомендации. При получении всех перелетов (недолетов) после проведенной пристрелки цели отклонения центра группы разрывов принимают 50 м, а для других способов определения установок – 100 м. При получении накрывающей группы – 25 м независимо от способа определения установок.

Равенство перелетов и недолетов относительно ближней или дальней границы цели означает, что центр группирования совмещен с этой границей цели и, следовательно, отклонился от центра цели на половину ее глубины.

При получении всех перелетов относительно дальней границы цели или недолетов относительно ближней после проведенной пристрелки центр группы разрывов отклонился примерно на глубину цели от дальней (ближней) границы от ее центра. При других способах определения установок дополнительно учитывают ошибки определения установок и принимают отклонение центра группы разрывов 1,5 глубины цели.

При получении накрывающей группы относительно границы цели с преобладанием знаков принимают отклонение центра группы равным 2/3 глубины цели.

Определив отклонения центра группы разрывов по дальности и направлению для КНП, рассчитывают корректуры с помощью приборов ПРК, ПУО или МК, а при поправке на смещение менее 5-00 – и расчетом с помощью коэффициента К у и Ш у.

Порядок расчета корректур такой же, как и при пристрелке цели.

Учет корректур производит на ОП старший офицер батареи в ходе стрельбы на поражение без ее остановки: или при очередной смене установок, или при изменении порядка ведения огня (переход от беглого огня к методическому огню), или в следующей серии беглого огня (огневого налета).

Если часть фронта цели не обстреливается, или часть разрывов выходят за пределы фронта цели, то необходимо корректировать веер. Это связано с ошибками, допущенными при переходе от первоначально построенного веера к вееру по ширине цели. В ранее изданных Правилах стрельбы и управления огнем давались именно такие рекомендации: веер исправляют в случаях, когда разрывы выходят за пределы фронта цели или обстреливается не весь фронт цели. Для исправления веера необходимо разницу между фронтом разрывов и фронтом цели в делениях угломера разделить на количество орудий в батарее (взводе), умножить на коэффициент удаления и на полученную величину исправить веер путем соединения к основному орудию или разделением от него.

В ПСиУО даны рекомендации по исправлению веера с учетом поражающего действия снарядов 50 м по открытым целям и 25 м по укрытым. С целью резкого сокращения случаев корректирования веера проводить его следует лишь когда 1/3 и более разрывов выйдут за допустимые пределы. На практике реализация этих рекомендаций приводит не к сокращению времени выполнения огневой задачи, а наоборот к увеличению. Например, фронт цели 0-60. К у =0,4, фронт разрывов в залпе 0-80. Что проще командиру батареи? Определить разность фронта разрывов и цели 0-20, разделить на 6 и умножить на К у =0,4. Получил 1,2 и скомандовал «Соединить огонь к основному в 0-01». Или увеличить фронт цели на 25 м по укрытой цели (50 м по открытой). Для этого надо перевести эти числа в деления угломера, найти разность увеличенного фронта разрывов и фронта цели, сравнить ее с увеличенным фронтом разрывов и, если она составляет 1/3 и больше – поступить, как и в первом случае.

Т.о., корректирование интервала веера и величины скачка прицела следует проводить, когда часть разрывов выходит за пределы цели, или обстреливается не вся ее площадь.

При назначении способа обстрела цели батарей определяют:

число установок прицела;

величину скачка прицела (шкалы) и шкалы взрывателя (трубки);

число установок угломера;

интервал веера и доворот при стрельбе на двух установка угломера;

расход снарядов на орудие-установку.

Число установок прицела (одна или три) зависит от характера и размеров цели по глубине.

Величина скачка прицела (шкала) зависит от глубины цели.

Скачок прицела или величину шкалы назначают равными 1/3 глубины цели с округлением в меньшую сторону до целых делений прицела.

Батарея при самостоятельной стрельбе смену установок осуществляет, как указано в табл.1.

Таблица 1.

Последовательность смены установок прицела

при стрельбе батарей самостоятельно

1-я установка

2-я установка

3-я установка

Примечание: П – исчисленная установка по центру цели;

ΔП – величина скачка прицела.

Число установок угломера (одна или две) зависит от характера и размеров цели по фронту.

На двух установках угломера стрельбу ведут, если интервал веера превышает 25 м при поражении укрытых и бронированных целей и 50 м – открыто расположенных небронированных целей.

В артиллерии обычное измерение углов в градусах и минутах для практической работы неудобно – на боевой позиции некогда вести сложные расчеты, связанные с переходом от размеров цели или расстояний между различными целями к их видимой угловой величине в градусах или наоборот. Поэтому за единицу меры угловых величин в артиллерии принято деление угломера.

Одно деление угломера – это центральный угол, соответствующий дуге в 1/6000 окружности (рис. 1).

Длина дуги, соответствующей углу в одно деление угломера, равна: , гдеR – длина радиуса окружности. Округленно длина дуги, соответствующая углу в одно деление угломера, равна 1/1000 радиуса, которым проведена окружность. При этом ошибка округления равна 5% в меньшую сторону.

Поэтому деления угломера называются также «тысячными делениями» или сокращенно «тысячными» .

В

практике иногда применяют термины «малое деление угломера», «большое деление угломера».«Малым делением угломера» называют одно деление угломера (одну «тысячную дальности»).

«Большим делением угломера» называют 100 делений угломера (100 «тысячных»). Так как окружность содержит 360 о, или 360·60=21600 / , то одно деление угломера равно:
, а 100

делений (одно «большое деление угломера») равны 3 / ,6·100 = 360 / = 6 о.

1 о =  17 делениям угломера (точнее 16,7).

Формула тысячных.

При системе измерения углов в «тысячных» существует простая зависимость между угловыми и линейными величинами, а именно: линейное расстояние между равноудаленными от наблюдателя точками равно угловому расстоянию между ними в делениях угломера, умноженному на 0,001 дальности.

Эта зависимость выражается формулой:

,

где А – линейное расстояние между точками;

 – угловое расстояние между точками в делениях угломера;

Д – расстояние от наблюдателя до точек.

при необходимости получения более точного результата найденную величину А увеличивают на 5%.

2. Определение дальности, угла, линейной величины предмета по формуле тысячных. Перевод делений угломера в градусы и минуты, перевод градусов и минут в деления угломера.

Пример 1. Определить расстояние до рейки высотой 2 м при условии, что рейка видна под углом в 10 делений угломера.

Решение.
м или, более точно, с учетом пятипроцентной поправки на округление:

м.

Пример 2. Расстояние между двумя целями, удаленными от батареи на 4200 м, равно 260 м. Определить угол в делениях угломера между этими целями.

Решение.
делениям угломера или, более точно, с учетом пятипроцентной поправки на округление:

дел. угл.

Пример 3. Угловое расстояние между двумя равноудаленными от наблюдателя предметами равно 25 делениям угломера. Определить линейное расстояние между этими предметами, если дальность Д до них равна 5000 м.

Решение. Линейное расстояние между предметами будет равно

.

Если требуется получить более точные расчеты, необходимо в полученный результат внести поправку на ошибку округления, т.е. увеличить результат на 5%:

Окончательный результат: 125 + 6 = 131 м.

Пример 4 . Угловое расстояние между двумя равноудаленными от наблюдателя предметами равно 25 делениям угломера. Определить линейное расстояние между этими предметами, если дальность Д до них равна 5000 м.

Решение . Линейное расстояние между предметами будет равно

.

Если требуется получить более точные расчеты, необходимо в полученный результат внести поправку на ошибку округления, т.е. увеличить результат на 5%:

Окончательный результат:

125 + 6 = 131 м.

Пример 5 . Определить расстояние до рейки высотой 2 м при условии, что рейка видна под углом в 10 делений угломера.

Решение.
или, более точно,с поправкой на округление:

Пример 6 . Расстояние между двумя целями, удаленными от батареи на 4200 м, равно 260 м. Определить угол в делениях угломера между этими целями.

Решение.
делениям угломера или, более точно

дел. угл.

Аналогично определяются линейные размеры предмета, расстояние до которого известно.

Чтение и запись углов в делениях угломера производят двумя способами.

Первый способ - при записи отделяют черточкой тысячи и сотни от десятков и единиц, а при чтении произносят отдельно число сотен и число единиц.

Если величина угла меньше 100 делений угломера или в ней отсутствуют десятки, то вместо сотен и десятков пишут и произносят «0» (ноль). В помещенной ниже таблице показано, как записывают и произносят различные углы, выраженные в делениях угломера:

Второй способ - чтение и запись углов производят как чтение и запись обычных чисел, добавляя в случае необходимости наименование меры угла, например, «влево15», «19 делений угломера», «635 тысячных».

Для перевода величин углов, выраженных в делениях угло­мера, в величины, выраженные в градусах и минутах (и наобо­рот), пользуются соотношениями.

Основы стрельбы и управления огнём.

Для командиров взводов буксируемой артиллерии.

Издание УВЦ СФУ Красноярск 2008 г.

Стрельба и управление огнем артиллерии. Учебное пособие к занятиям по курсу. Часть 1. Основы стрельбы и управления огнем. Учебный военный центр Сибирского федерального университета. Красноярск. Изд. УВЦ СФУ 2008 г. с.53

Учебное пособие содержит основной теоретический и практический материал, позволяющий студентам освоить материал тем: “Мера углов в артиллерии”, “Движение снарядов в воздухе”, “Рассеивание снарядов при ударной стрельбе”, “Подготовка стрельбы и управления огнём”.

    Мера углов, принятая в артиллерии.

1.1. Деление угломера и его сущность.

Стрельба наземной артиллерии связана с расчетами различных углов и линейных величин. В артиллерии за единицу меры угловых величин принято деление угломера.

Если окружность с радиусом R разделить на 6000 равных частей и точки деления соединить, то получим 6000 одинаковых центральных углов (Рис.1.1).

Рис.1.1. Сущность деления угломера.

Центральный угол, длина дуги которого равна 1/6000 части длины окружности, называется делением угломера.

Выразим длину дуги аmв, соответствующей одному делению угломера, в долях радиуса R.

аmв = = R = R

т.е. дуги окружности равна R данной окружности.

Для удобства устной передачи величины угла в делениях угломера сотни произносят раздельно от десятков и единиц. Этот прием используется и для записи величины угла.

На практике иногда применяют термины:

"Малое деление угломера" и "Большое деление угломера".

Малым делением угломера называют одно деление угломера 0-01.

Большим делением угломера называют 100 малых делений угломера 1-00.

Например, угол 43-88 содержит 43 больших делений и 88 малых делений угломера.