Программа «Модный приговор» решила встретить весну ударно и официально объявила о том, что с 1 марта кресло Александра Васильева на время займет художник и модельер Андрей Бартенев. Эпатажный дизайнер известен тем, что придумывает самые экстравагантные костюмы и головные уборы, которые с удовольствием носит сам. Теперь на него возложена задача стать модным судьей и переодеть простых российских женщин, обратившихся за помощью к профессионалам.

Уже было отснято целых восемь программ. И этот факт не на шутку обеспокоил многочисленных поклонников Александра Васильева. А не собирается ли он уйти из проекта, в котором проработал столько лет? По Москве поползли разные слухи.



Фото: предоставлено Первым каналом

Историка моды тут же стали терзать журналисты с подобными вопросами. Александр поспешил всех успокоить: «Я никуда не ухожу из программы. Это временно. Могу я взять впервые за несколько лет отгулы? И использовать временный отпуск с пользой для дела! Мне надо готовиться к очень важной выставке, которая в марте откроется в Историческом музее. Она посвящена мужской одежде прошлых веков. И я предоставляю для экспозиции 200 костюмов».


Фото: предоставлено Первым каналом Историк моды Александр Васильев - Как семейное счастье зависит от одежды


Александр Васильев знает о моде все и даже больше. Он ведущий модной телевизионной программы, автор почти трех десятков книг о моде и читает лекции о том, как нужно одеваться.

В детстве Александр каждое лето отдыхал в Литве у маминых родственников. Семья его мамы говорила по-польски, поэтому он с малых лет знал этот язык. Их уклад был очень строгий. Ели только в определенное время и по всем правилам с вилкой и ножом, обслуживала стол прислуга. В семье ребенку не позволялось никаких вольностей. Однако все это пригодилось Александру в дальнейшей жизни, когда он жил в Париже. Во Франции ценятся манеры, распорядок и строгость во всем.

Мама Александра Васильева принадлежала к польскому дворянскому роду, и часть ее родственников жила в белопанской Польше, как тогда ее называли, а теперь это территория Литвы. Именно там и отдыхал летом Александр.


Его мама служила актрисой в детском театре и была задействована почти каждый вечер в спектаклях. Папа являлся главным художником театра им Моссовета и создавал костюмы для таких звезд, как Любовь Орлова, Фаина Раневская и Ростислав Плятт. Пока родители работали, за Александром присматривала няня.

Уже с 8-летнего возраста он начал сниматься на Центральном телевиденье. Александр был главным ведущим детской передачи «Театр Колокольчиков», а затем совместно с Надеждой Румянцевой вел «Будильник».

Учился он плохо, но это в большей степени было связано с завистью из-за его популярности в столь юные годы. В 9 классе по этим причинам Васильева перевели в школу рабочей молодежи, где разрешалось не носить форму и курить прямо в классе. Вот, именно в этом учреждении училась вся золотая молодежь той эпохи.


Затем Александр поступил в Школу-студию МХАТ на художника-постановщика. Как раз там он и нашел свое призвание. В костюмерной Школы-студии хранились уникальные костюмы для многих известных спектаклей. Любовь к истории костюма - вот, что Александр там приобрел. Итогом всего стала очень красивая дипломная работа Васильева «Виват, королева, виват!».

Уехать на Запад его, как ни странно, сподвергла тоже любовь, но уже к девушке из параллельного класса в школе рабочей молодежи. Она уехала во Францию, а Александр не мог ее отпустить. Для этого он заключил фиктивный брак с француженкой Анной, которая училась тем временем в МГУ, и тут же отправился за любимой. Но там его постигло разочарование, она уже нашла себе другого. Однако выбор был сделан и Александр стал невозвращенцем.

Несмотря на все, он до сих пор благодарен той девушке и даже поддерживает с ней хорошие отношения, ведь иначе бы Александр Васильев не стал тем, кем сейчас является.



1959 год
- Я на руках у моего папы - художника Александра Павловича Васильева. Фото сделано на Фрунзенской набережной в Москве во дворе дома № 40, где мы в то время жили.


1961 год
- Это мы с мамой. Снимок сделан в Вильнюсе (Литва), где жили мамины родители, а я туда приезжал на лето. Бабушка жила в старом доме, где на чердаке стояли сундуки со всякой утварью и предметами быта. Я с удовольствием в них рылся. Добытые на чердаке трофеи стали первыми экспонатами моей коллекции старинных вещей и одежды.


1985 год
- После Шко-лы-студии МХАТ я, женившись на француженке Анн Бодимон, переехал во Францию. Здесь я в мансарде, которую мы снимали. Через три года мы развелись, но дружим до сих пор. В Париже я прожил почти 25 лет, сейчас приезжаю туда уже в свою квартиру. Ее получил от тогдашнего мэра города Жака Ширака. Дело было так. Я работал декоратором в магазине антиквариата в Лувре. На 15-летие магазина приехал Ширак, отметил мою работу. Позже я ему написал, в какой тесноте храню старинные вещи. И мне дали квартиру с видом на Сену.


1991 год
- Эта фотография была опубликована на облож-ке еженедельника в Гонконге. В то время я преподавал там историю моды в академии искусств. И меня пригласили участвовать в фотосессии. Как видите, вышло удачно. У меня до сих пор очень хорошие отношения с академией искусств Гонконга. Я там стал профессором, а месяц назад получил звание почетного члена-корреспондента. Мне вручили мантию лилового цвета и берет.


1994 год
- С графиней Кармен Апраксиной (она - потомок старинного дворянского рода. - Прим. «Антенны»), моей хорошей подругой, в Павловском дворце под Петербургом. Там проходила свадьба ее дочери, графини Миры Апраксиной, и архитектора Николая Друзина. С Мирой мы познакомились в Брюсселе. Я много общался в Европе с русскими эмигрантами, по их рассказам я восстанавливал историю нашей моды в эмиграции.



1997 год
- Вместе с великим кутюрье Пьером Карденом после спектакля Майи Плисецкой в Париже. Мы оба дружим с нашей замечательной балериной, часто ходили на ее представления. Пьер Карден сделал много нарядов для Плисецкой, которые Майя Михайловна передала в мою коллекцию.



1998 год
- Вячеслав Михайлович Зайцев у меня дома в Париже. Мы знакомы уже больше сорока лет. Именно Зайцев и привел меня в «Модный приговор». Несмотря на все разговоры о нашем соперничестве, мы с Вячеславом Михайловичем - добрые приятели. Он часто бывает у меня в гостях в Париже, мы вместе обедаем. Я страшно счастлив, что вся страна может любоваться им в «Модном приговоре» и видеть его интеллект. Он очень по-доброму ведет программу.


2001 год
- Моя мамочка, актриса и педагог Татьяна Ильинична Васильева, урожденная Гулевич. Она - выпускница Школы-студии МХАТ, 25 лет играла в Центральном детском театре. Мама всегда поддерживала мою страсть к предметам старины. Помню, я учился в английской школе в центре Москвы и там сносили старые особняки. И многие жители при переезде избавлялись от старых вещей: посуды, платьев, зонтов, шляп... А я их находил и реставрировал вместе с мамой.


2002 год
- Майя Михайловна Плисецкая приехала ко мне в Литву с группой французского телевидения, которая работала над фильмом-автобиографией Плисецкой. Часть съемок проходила в моем доме под Вильнюсом.


2003 год
- С Валентином Юдашкиным нас объединяет любовь к старинному костюму. А еще он так же, как и я, хочет создать в России музей моды, любит антиквариат. Это мы в моей студии «Интерьеры Александра Васильева».



2009 год
- На одной из первых записей «Модного приговора». Я испытывал некоторое волнение. Хотя на ТВ с 1967 года. Вел детскую передачу «Театр «Колокольчик», «Будильник» с Надеждой Румянцевой. «Модный приговор» дал мне возможность делиться со зрителем знаниями по истории моды. Еще я убежден: о стране судят и по- тому, как женщины в ней одеваются. Мы с Вячеславом Зайцевым прививаем людям вкус.


Также, его популярность выходит за пределы Российской Федерации, т.к. он работает при разнообразных театрах и устраивает показы своей коллекции исторического характера. ЗА его спиной несколько известных лекций, которые он оглашал на нескольких языках.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Васильеву

Многие поклонники искусствоведа интересуются такими внешними данными, как рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Васильеву – нередкий вопрос, среди тем, кто следит или принимает участие в мире моды. Итак, рост Александра Васильева равен примерно 178 сантиметров. Вес историка моды равен приблизительно 80 килограмм. Александр Александрович Васильев родился в 1958 году, а значит, в этом году ему исполнится 59 лет. По Знаку Зодиака, кстати, он стрелец, что полностью соответствует его характеру и стремлению.

Интересен тот факт, что среди известных людей, существует еще два Александра Васильева – модельер из Украины, который, кстати, проходил обучение у главного героя нашей статьи. И вокалист группы «Сплин», которая также хорошо известна в странах СНГ. Многие журналисты задавали ему вопрос, по поводу псевдонима, однако историк мод не желает скрываться под выдуманными именами. К тому, как он рассказывает, французы итак неправильно произносят и пишут его фамилию.

Биография Александра Васильева (модный приговор)

Биография Александра Васильева берет свое начало в столице СССР. Будущий историк моды родился в декабре 1958 года. Семья имела интеллигентную основу.

С детства он был окружен атмосферой, неразрывно связанной с искусством. Позже он скажет, что именно такое окружение определило его вектор развития еще в раннем возрасте.

С малых лет он помогал отцу с пошивом костюмов в театр. Первые костюмы, которые принадлежат его руке, он сделал в 5 лет. В том же возрасте, он снимался в таких передачах, как «Будильник» или «Театр Колокольчиков», которые хорошо известны советскому телезрителю. А в двенадцатилетнем возрасте он выступает в качестве декоратора детских театральных спектаклей.

Кстати, свою первую роспись он оставил в возрасте семи лет. Когда он снимался в детских передачах, приходило большое количество писем от его сверстников, которые умоляли об автографе. Конечно, Саша не мог отказать и многим досталась его роспись.

Конечно, такой расклад подразумевал дальнейшую профессию, связанную с модой и искусством. Окончив школу, он поступает во МХАТ, где его берут на факультет постановок. Закончив его на «отлично», в 22 года он устраивается на работу в Театр, художником костюмов.

Примерно в это же время, он влюбляется. Но, его возлюбленной пришлось уехать во Францию. Александр не мог с этим смириться, и нашел способ, как уехать в Париж. Как известно, просто так, переехать из СССР было невозможно. Декоратору пришлось оформить фиктивный брак. В те времена, Александр даже не догадывался, что покидает родную страну надолго.

Когда срок нахождения за границей подходил к концу, в СССР начали происходить изменения, связанные с политикой посещения других стран и войной в Афганистане. Ввиду этих факторов, Александру пришлось остаться во Франции, где он сделал вид на жительство. Там ему удалось устроиться на работу, связанную с оформлением спектаклей для театров или фестиваля. Его обучение развивалось двумя путями – саморазвитие и школа Лувра, где он получил диплом дизайнера дворцовых интерьеров.

К тому времени, Александр обслуживал таких клиентов, как Ронд Пуант, Королевскую Оперу, Студию Опера де Бастия и так далее. Попутно, он занимался преподаванием для Русской театральной школы и различных школ мод.

Спустя небольшой промежуток времени, им заинтересовались театры, которые находились в Британии, Исландии, Турции. Исходит это из того, что русский историк моды считался большой редкостью в зарубежных странах. Франция, Испания и Италия научили его языкам, после чего он смог перевести и читать свои лекции во многих уголках планеты. В 1994 году получил гражданство Франции.

Когда распался СССР, Александр вернулся в Россию, где начал организовывать фестивали мод. Позже, стал ведущим передачи «Дуновение Века». Долгое время преподавал и продолжает преподавать историю моды в различных ВУЗах и школах моды.

В 2009 году приходит на телешоу «Модный приговор», заменив В, Зайцева. Позже, учреждает свою награду в виде лилии, которую вручают за оформление интерьера в таких заведениях, как кафе, вокзал и т.д.

Может разговаривать на семи иностранных языках. Также, ведет лекции, связанные с модой в странах, которых пользуется большой популярностью.

По совместительству, Александр Васильев написал несколько десяток книг. Некоторые из них издаются до сих пор, при том на нескольких языках. В основном, в его книгах описаны истории становлении моды, как в СССР, так и в странах СНГ.

Нельзя не отметить большое количество коллекций, которые выставляются во многих странах мира, например, во Франции, Австралии и т.д. В этих коллекциях есть одеяния княгинь, графинь и баронесс. Но больше всего, в его коллекции – шейных платков и шарфов, которых насчитывает более двух сотен.

Кстати, Александр принимал участие в подготовке декораций для кинофильма «И проходит война», режиссером которого выступил Роберто Энрико.

Александр неразрывно связан с театром. НА его счету большое количество созданных декораций для различных постановок и спектаклей. Во время оформления, побывал в 26 странах мира, где поставил около сотни спектаклей. В 2012 году, оживил балет, который называется «Павильон Артемиды», создав новые и красивые декорации.

Планирует создать первый в России музей, в котором будут демонстрироваться исторические костюма. В целом говоря, это будет постоянная экспозиция, посвященная истории моды.

Личная жизнь Александра Васильева

Личная жизнь Александра Васильева – тема, покрытая мраком, для обыденных поклонников. Как ранее говорилось, его возлюбленная уехала в Париж. Чтобы попасть туда, Александр оформил фиктивный брак с француженкой, которая приехала в СССР. В таком браке они прожили около пяти лет, после чего решили расстаться. Как признавался актер, Анн влюбилась в него со временем, и он старался тоже не обделять её симпатией.

Свои дальнейшие любовные похождения он не любит обсуждать, а только шутит о том, что его единственный брак – это мода, и он доволен таким «супружеством». В многочисленных интервью он говорит, что женщины часто не дают ему проходу и предлагают родить ребенка. Однако Александр считает, что ребенок, родившийся в такой атмосфере, будет чувствовать некомфортно.

Есть слухи, по которым у Александра был еще один недолгий брак, во время его пребывания в Исландии.

Семья Александра Васильева

Как упоминалось в начале статьи, семья Александра Васильева состояла из интеллигенции. Папа Александра работал в театре художником и модельером, имел множество наград, связанных с его деятельностью, в том числе – Народный Художник России. Некоторые его работы хранятся в госмузее им. Пушкина. В разные периоды был председателем Советского центра Международной ассоциации сценографов.

Мама историка моды тоже работала в театре и занималась преподаванием сценической речи в известных ВУЗах Москвы. Также, была преподавателем в училище при большом театре. Такие семейные узы, с раннего детства помогли Александру определиться с будущей профессией.

Дети Александра Васильева

Дети Александра Васильева – тема, которую он не любит обсуждать на людях. Своих детей у него нет. Он приходится крестным отцом для трех детей своих знакомых и друзей. Самое близкое общение у него с Марфой Миловидной.

Историк моды признается, что хочет оставить после себя потомство. Однако, в данный момент, он видит только свою компанию в виде любимой собаки. Многие поклонники считают, что у него есть ребенок от первого брака. Но от ответа на этот вопрос он отказывается, т.к. считает, что есть такие темы, которые нельзя раскрывать на публику.

Жена Александра Васильева – Анна

Этот брак являлся фиктивным и нужен был для того, чтобы оформить гостевую визу во Францию. Жена Александра Васильева – Анна приехала учиться в МГУ, на факультет русского языка. Их брак оформили в 1982 году.

В этот же год, они уезжают из СССР. К сожалению, создать семью с той девушкой, ради которой он уезжал в Париж не получилось. Сейчас, он с благодарностью вспоминает Машу, ведь кто знает, как могла сложиться его жизнь, если бы он не уехал во Францию.

Фото Александра Васильева до и после пластики

Фото Александра Васильева до и после пластики – «полигон» для большого количества спекуляций со стороны желтой прессы и журналистов. Как отмечает сам историк моды в многочисленных интервью, с помощью пластических операций можно оттянуть старость.

Однако он не признает звезд, которые делают большое количество таких вмешательств и уже сложно понять, где натуральная красота, а где работа хирурга. Сам же заявляет, что пока не задумывался над тем, чтобы что-то менять в своей внешности. Но для этого не обязательно ложиться под нож – можно поменять свой стиль или типаж одежды.

Так, будучи еще в молодом возрасте, он часто экспериментировал со своей внешностью – менял длину волос, их цвет, отращивал усы и бороду. Все это проходило во Франции, т.к. в СССР его бы просто не поняли.

Инстаграм и Википедия Александра Васильева

Как и все современные деятели культуры и сцены, Александр завел страницу в социальной сети Инстаграм. Там содержится большое количество фотографий, связанных с повседневной жизнью историка моды. Также, там бывают анонсы его выступлений или лекций, связанных с модой. Так, например, 12 мая состоится очередное выступление в Майами.

Многие используют социальные сети историка моды, чтобы быть в тренде последних новинок, быть в курсе модных тенденций и т.д. Инстаграм и Википедия Александра Васильева содержат основные жизненные и карьерные ступени историка моды, которые ему пришлось пройти, чтобы достичь небывалого успеха, как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Александр Васильев, историк моды, почетный член Российской академии художеств, которого российская публика узнала благодаря популярной телепередаче "Модный приговор", известен далеко за пределами страны. Этот выдающийся искусствовед, коллекционер и театральный декоратор работает по всему миру: сотрудничает с различными театрами, экспонирует выставки своих коллекций исторического костюма, а также читает лекции об истории моды на нескольких языках.

Александр Васильев родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Александр Павлович Васильев, был знаменитым театральным художником и модельером, обладателем Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке 1959 года.

За свое творческое наследие Александр Васильев-старший был удостоен звания Народного художника России, в разные годы он возглавлял Советский центр Международной ассоциации сценографов и театральных технологов, отделение художников театра и кино в МОСХ, был секретарем правления Союза художников в СССР. Его произведения находятся в Государственном музее им. Пушкина, а также в музеях таких знаменитых театров, как Театр им. Чехова и Большой театр.


Мать Александра Александровича, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич, играла в театре, а также преподавала сценическую речь и актерское мастерство в таких вузах, как школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра. Таким образом, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. Именно раннее погружение в мир прекрасного и дало ему первый импульс к развитию, утверждает историк моды в своих многочисленных интервью.


Саша с детства был крайне увлечен историей моды и часто помогал отцу в пошиве театральных декораций. Свои первые театральные костюмы и декорации будущий маэстро создал, когда ему было всего пять лет. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач "Будильник" и "Театр Колокольчик". Уже в двенадцать лет Александр Васильев выступил художником-декоратором для полного оформления театрального спектакля для детей "Волшебник Изумрудного города".

Естественно, при таком раннем начале творческой деятельностью, заметном таланте и всесторонней поддержке близких вопроса о выборе будущей профессии не стояло. После окончания школы юноша поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, который закончил в 1980 году, и стал работать в знаменитом Театре на Малой Бронной художником по костюмам.


В то же время в жизнь молодого Александра Васильева приходит первая любовь. Однако обстоятельства сложились так, что мать девушки Маши, к которой художник испытывал романтические чувства, вышла замуж за гражданина Франции и вместе с дочерью переехала в Париж. Это стало для молодого человека большим ударом, но декоратор не смирился и стал искать возможности выбраться во Францию, что в СССР было практически невозможно. Васильеву пришлось заключить фиктивный брак, чтобы покинуть страну. Тогда будущий маэстро не подозревал, что его отлучка затянется на долгие годы.

Жизнь во Франции

Когда срок выездной визы подходил к концу, Васильев узнал, что во-первых, по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан, а, во-вторых, вступит в силу запрет покидать СССР в течении пятнадцати лет. Оба этих факта привели к тому, что молодой искусствовед стал "невозвращенцем", оформив себе во Франции вид на жительство.


В Париже, благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев быстро нашел себе работу по специальности. Он стал получать заказы на оформление различных спектаклей во французских театрах, а также уличных фестивалей. Параллельно художник постоянно повышал свою квалификацию: кроме самостоятельного обучения, закончил школу Лувра по специальности дизайна дворцовых интерьеров.

Со временем послужной список декоратора пополнился такими знаменитыми клиентами, как театр Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Студия Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне и многие другие.


Тогда же Александр Васильев начал свою преподавательскую деятельность: он обучал истории моды студентов Русской театральной школы и знаменитой парижской школы моды Esmod, которая является первым в мире учебным заведением подобной направленности (основана в 1841 году).

Впоследствии география работ Васильева заметно расширилась, так как русский декоратор считался в Европе экзотикой. Александр начал получать предложения о сотрудничестве из Великобритании: талантливым декоратором заинтересовались в Национальном Лондонском театре и в Шотландском балете в Глазго, заказы приходили из всех уголков мира - Исландии, Турции и Японии.


Благодаря долгосрочным контрактам во Франции, Испании и Италии художник получил возможность в совершенстве освоить языки этих стран, что впоследствии дало ему возможность читать лекции на испанском, итальянском и французском. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

"Модный приговор"

Вернувшись после распада СССР в Россию, Александр Васильев продолжил свою просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. В 2000 году под его патронатом состоялся первый самарский фестиваль моды "Поволжские сезоны Александра Васильева". Спустя два года историк моды начал вести авторскую передачу "Дуновение века" на телеканале "Культура".


Телеведущий Александр Васильев

Помимо частных лекций Александр Васильев преподает в МГУ историю моды, является основателем авторской дизайн-студии, а также выездной школы моды, которая организовывает познавательные поездки в культурные столицы мира. В разное время декоратор читал курс лекций в Московском Институте Телевидения и Радиовещания "Останкино", в школе стиля "MODA.RU". Также, благодаря его протекции, в Челябинске был открыт первый в истории России Музей истории моды двадцатого века.

С 2009 года Васильев заменил на посту ведущего заседаний суда моды в популярном телешоу "Модный приговор" в котором маэстро работает совместно с , а с 2012 ведет на радио "Маяк" цикл авторских программ "Портреты великих модников".


Ювелирная коллекция Александра Васильева

В 2011 году Васильев учредил свой вариант "мишленовской звезды": за высокую эстетику дизайна интерьера маэстро вручает лауреатам керамическую лилию. Каждая награда изготовлена вручную и имеет свой персональный номер для определения подлинности. "Лилии Александра Васильева" вручаются преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для посещения публики - различных кафе, вокзалов, публичных галерей.

Книги

Безусловно, такой богатый опыт в истории моды стоило передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежит более трех десятков книг, которые преимущественно посвящены истории отечественной моды и стиля русских эмигрантов начала двадцатого века. Его работа "Красота в изгнании" была издана шесть раз.


Александр Васильев не только историк, но и писатель

В планах у маэстро - издание мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки знаменитого русского писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии. Биография Александра Васильева, как утверждает он сам, потихоньку составляется из его дневниковых записей, которые он прилежно ведет на протяжении многих десятилетий.

Коллекции

Увлечение историей моды сделало Александра Васильева заядлым коллекционером. Так, его частная коллекция исторического костюма является одной из крупнейших в мире. Наиболее ценными экспонатами являются шедевры, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют свои костюмы для пополнения этой коллекции.


Так как основной целью коллекции является не столько владение, сколько просветительская деятельность, Александр Васильев формирует на ее основе тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. В дальнейших планах историка моды - создание постоянной экспозиции, которая станет первым в России музеем исторического костюма.

Личная жизнь

Маэстро был женат фиктивным браком, который он, будучи выпускником школы МХАТА, заключил для получения французской визы. Этот брак продержался пять лет, но потом супруги расстались.


После этого личная жизнь Александра Васильева была связана только с искусством. Как иногда шутит маэстро, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Библиография

  • Красота в изгнании
  • Русская мода. 150 лет в фотографиях
  • Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
  • Серия книг-открыток «Carte Postale»
  • Я сегодня в моде…
  • Этюды о моде и стиле
  • Судьбы моды
  • Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
  • Русский Голливуд
  • Детская мода Российской империи
  • Париж–Москва: долгое возвращение

Александр Васильев родился в Москве в интеллигентной театральной семье: мама — актриса, папа — народный художник. Так что с детства будущее светило русской культуры росло в атмосфере искусства и творчества. Вот как вспоминает свое детство сам историк моды: «Я — сын известного художника и актрисы, мои деды, прадеды были людьми образованными и культурными. Я рос среди книг, театральных постановок, живописи - это воспитывает, закладывает ядро будущих знаний, которые вы можете получить».

Детство Александра прошло в атмосфере театра, которая сразу же его увлекла: в виде развлечения мальчик шил куклам костюмы, а потом и декорации, в которых ставил спектакли, по его воспоминаниям, начиная с 12-ти лет. Что и привело естественным образом к тому, что после школы Александр поступил на постановочный факультет школы-студии МХАТ, а после ее окончания стал работать художником по костюмам в театре на Малой Бронной.

Казалось бы, все складывалось естественно. Однако, тонкая и ранимая душа мальчика желала и большего, и лучшего. Как позже рассказывал Александр, еще будучи школьником, он пообещал самому себе, что если в 1980-х годах в России не произойдет революция, он обязательно уедет из страны. Свое слово он сдержал и в 1980-ых переехал в Париж, женившись на француженке.

Мало кто знает, но поначалу в столице моды юному модельеру пришлось несладко. Жена мужа содержать отказалась, а на работу учителем русского языка он устраиваться не хотел. Поэтому вскоре впал в дикую бедность: будущей звезде пришлось петь на улицах русские песни, чтобы хоть как-то прокормить себя. Даже стул, чтобы было на чем сидеть, пришлось откопать на свалке. Вскоре, однако, жизнь начала налаживаться: Васильев начал получать заказы на декорирование различных французских театров. Кроме этого, он продолжал активно самообразовываться: окончил факультет дизайна интерьеров больших дворцов в школе Лувра, а также постоянно читал книги о моде.

В 1994-ом году Васильев составил свою программу лекций, которая получила одобрение специалистов. И жизнь обрела определенность: переведя свои лекции на четыре языка, Александр Васильев стал выступать с ними в университетах и колледжах во всех уголках мира, что с успехом делает и до сих пор.

Одновременно, завоевав успех в качестве дизайнера с тонким вкусом, российский модный гуру стал востребован в качестве декоратора в различных французских театрах и на фестивалях, таких как Ронд Пуант на Елисейских Полях, Студия оперы Бастилии, Люсернер, Картушери, Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.

Ну а в 2000-ых со всем этим профессиональным багажом историк моды Александр Васильев уже вернулся на Родину и авторитетно обосновался тут.

В 2000-ом году он открыл в Самаре фестиваль «Поволжские сезоны Александра Васильева»

В 2002-ом начал работать в качестве ведущего на канале Культура; в 2003-ем открыл в Москве дизайн-студию «Интерьеры Александра Васильева», а в 2005-ом открыл выездную школу моды, в рамках которой стал вывозить своих студентов в культурные столицы мира. Кроме того, в эти годы Александр Васильев сотрудничал как декоратор с несколькими российскими театрами, а так же прославился как коллекционер - он владелец самой большой в мире коллекции костюмов русского периода.

2009-ый же год можно считать поворотным в судьбе Александра Васильева. В этом году его пригласили работать ведущим передачи «Модный приговор» на Первом канале. И если до этого времени Васильева можно было назвать популярным в узких кругах, то теперь он обрел всенародную популярность. Так сказать, несет культуру и красоту в широкие массы. Правда, в исполнении Александра они - культура и красота - не всегда получаются добрыми: бедных россиянок среднего возраста, которым повезло стать героинями передачи, Александр частенько не стесняется, словно школьниц, поучить, отчитать и даже унизить. Но что уж тут поделаешь: шоу такое — накладывает свои условия и правила.

Зато, безусловно, дает привилегии: с 2013-го года Александр Васильев — руководитель Московской Академии Моды при Московском Институте Телевидения и Радиовещания «Останкино».

Что касается личной жизни телезвезды, он предпочитает скрывать ее от посторонних глаз, заявляя, тем не менее, что в его жизни есть несколько красивых женщин, так как полигамия заложена в природе мужчины.

Факты

  • Александр Васильев считает именно своим достижением то, что в России стало меньше пергидрольных блондинок, ушли из моды голые животы и усыпанные стразами джинсы.
  • Историк моды Александр Васильев в совершенстве говорит на семи языках, и трижды совершил путешествие вокруг света, так как искренне считает, что запираться в каких-то границах для человека немыслимо - слишком многое нужно успеть.
  • Васильев — обладатель одной из самых крупных частных коллекций костюмов Русского периода. Коллекция выставляется в Австралии, странах Европы, Азии, Америки. Коллекция пополняется в течение 30 лет и состоит из более чем 15 тысяч экспонатов от XVII века до современности. Среди экспонатов — шедевры haute couture, созданные домами моды: Worth, Doucet, Drecoll, Lanvin, Chanel, Lucien Lelong, Schiaparelli, Christian Dior, Balmain, Carven, Givenchy, Valentino, YSL, Carden, Courege, Paco Rabanne, Gaultier и другими. Некоторые из представленных в коллекции костюмов в прошлом принадлежали известнейшим женщинам своего времени: княжне Марии Щербатовой, баронессе Галине Дельвиг, графине Жаклин де Богурдон, графине Ольге фон Крейц. Многие экземпляры были получены в дар из гардеробов знаменитых женщин — Майи Плисецкой, Натальи Фатеевой, Аллы Демидовой, Клары Лучко, Ольги Лепешинской, Людмилы Зыкиной, Натальи Дуровой, Людмилы Гурченко и других.

Награды
Медаль С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства

Медаль В. Нижинского

Орден «Меценат»

Золотая медаль Академии художеств России

Премия «Тобаб» в Турции

2011 - Премия «Народное признание»

2011 - почетный член Российской академии художеств

2011 - учредил свою премию «Лилии Александра Васильева»

Фильмы
Книги

Красота в изгнании (1998)

Русская мода. 150 лет в фотографиях (2004)

Европейская мода из коллекции А. Васильева (2006)

Серия книг-открыток «Carte Postale»:

Carte Postale. Выпуск 1. Русские красавицы

Carte Postale. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Дягилева

Carte Postale. Выпуск 3. Костюмы русского императорского дома

Carte Postale. Выпуск 4. Звезды мирового немого кино

Сarte Postale. Выпуск 5. Мода и путешествия

Carte Postale. Выпуск 6. Пляжная мода

Carte Postale. Выпуск 7. Свадебная мода

Carte Postale. Выпуск 8. Русские красавицы-2

Carte Postale. Выпуск 9. Рождественская мода

Carte Postale. Выпуск 10. Детский маскарад

Carte Postale. Выпуск 11. Русские денди

Carte Postale. Выпуск 12. Звезды сталинской эпохи

Сarte Postale. Выпуск 13. Наши питомцы

Carte Postale. Выпуск 14. Кристиан Диор

Я сегодня в моде… (2008)

Этюды о моде и стиле (М.: АНФ, 2007)

Судьбы моды (М.: АНФ, 2009)

Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки (М.: АНФ, 2010; в соавторстве с Ксенией Триполитовой)

Русский Голливуд (2010)

Париж-Москва: долгое возвращение (2013)
Альбомы