Анисимов Александр Фролович - невероятно талантливый летчик, непревзойденный испытатель, мастер высшего пилотажа.

На сегодняшний день сведения об этом великом человеке можно найти только в чужих мемуарах, где о нем упоминается вскользь, как об однокурснике и самом близком друге Валерия Чкалова. А ведь именно Александром Анисимовым были выполнены фигуры высшего пилотажа, которые никто еще не смог повторить. И многие эксперты сходятся во мнении, что в летном мастерстве он превосходил Чкалова.

Биография Александра Анисимова

Точная дата рождения Александра неизвестна. Предположительно, 28 ноября 1897 года, по другим данным - 28 июля 1897 года. Но что известно достоверно, так это место рождения: маленькая, ничем не примечательная деревушка Взъезды, каких было много в Новгородской губернии.

С техникой Александр Анисимов был знаком, можно сказать, с детства. В 1912 году, будучи пятнадцатилетним мальчиком, Саша закончил обучение в Новгородском четырехклассном городском училище, после чего трудился шофером - механиком до призыва в армию.

Первая Мировая война

Александр Анисимов в 1914 году был призван в армию России. И так совпало, что 28 июля (одна из предполагаемых дат рождения) 1914 года грянула Первая Мировая война.

Молодой человек, оказавшись вовлеченным в ход военных действий, занимался обслуживанием самолетов.

Профессия Александра оказалась востребованной, и в 1915 году он оканчивает моторный класс в городе Петрограде при Политехническом институте. После учебы Анисимов получает должность моториста 4-го истребительного отряда и звание старшего унтер-офицера.

В ходе Первой Мировой войны большое количество пилотов во время боевых действий погибало в воздухе. Царское правительство приняло решение о необходимости пополнения кадров путем обучения наиболее талантливых и перспективных солдат. Среди них оказался и Александр Анисимов, ставший курсантом Гатчинской авиашколы.

Перед парнем открылись все возможности для дальнейшего развития карьеры военного летчика. Но ход истории внес свои коррективы в биографию Александра.

Гражданская война

В 1917 году, движимый своими убеждениями, выходец из крестьянской семьи Александр Анисимов принял активное участие в октябрьской революции, а в 1918 году вступил в ряды Красной Армии.

И в жизни парня началось новое испытание - Гражданская война.

В 1918 - 1919 годах Анисимов выполнял обязанности старшего авиамоториста и воевал сначала на Восточном фронте против частей Чехословацкого корпуса, а затем - на Западном, против войск Юденича и поляков.

Путь в небо

После окончания Гражданской войны пришло время, наконец, осуществить свою давнюю мечту - стать летчиком. Для этого было необходимо получить соответствующее образование.

Александр Анисимов поступает в Егорьевскую военно-теоретическую авиашколу, которую в 1922 году успешно оканчивает. Потом парень в 1923 году был переведен в высшую авиационную школу летчиков в Качине, а затем - в Москву и, наконец, завершающим этапом обучения стала в 1924 году авиационная школа воздушной стрельбы и бомбометания в Серпухове.

Служебная биография

После окончания учебы молодой летчик Александр Анисимов проходил службу в авиационно-истребительных частях ВВС. Первым местом работы стала третья Киевская истребительная эскадрилья. На сегодняшний день сохранились архивы, в которых имеется описание профессиональных навыков Александра, характеризующих его высокие достижения в качестве летчика-истребителя.

В 1928 году Александр Анисимов был переведен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. А уже через три года, в 1931 году, он получил повышение и стал командиром своего отряда.

Выдающийся летчик-испытатель Александр Анисимов работал со множеством разных самолетов, среди них истребители И-4 и И-5. А на испытаниях ставшего уже легендарным "Звена-1" он принял участие в качестве пилота на истребителе И-4 в первом полете.

С 1933 года в служебной биографии летчика Александра Анисимова произошли перемены. Его перевели на работу в Остехбюро П. И. Гроховского, где он произвел еще несколько важных испытаний.

Трагическая гибель

К сожалению, служба на новом месте продлилась не долго. 11 октября 1933 года Александра Анисимова не стало. Летчик погиб не во время испытаний очередного самолета, а по нелепой случайности, оборвавшей жизнь великого мастера своего дела.

На кинопленку снимали учебный видеоматериал для летчиков-истребителей. Анисимов демонстрировал фигуры высшего пилотажа, которые применяются в бою. Он производил полет на истребителе И-5.

Все трюки нужно было сделать так, чтобы киноаппарат четко зафиксировал происходящее, поэтому высота должна была быть предельно низкой.

Чкалов, который присутствовал при этих событиях, видел, как Анисимов четко вышел из пике и принялся за выполнение полупетли. В верхней точке необходимо было вернуть самолет из перевернутого состояния в нормальное положение, чтобы фигура иммельман была завершена. Но на самой высшей точке самолет так и остался перевернутым, после чего начал падать. Чкалов бежал к другу, ничего не понимая и не осознавая происходящего. Он кричал, пытался помочь советами, но самолет так и рухнул колесами вверх.

После проведенного расследования была выявлена причина: неисправность самолета. Педаль управления рулем поворота не выдержала и переломилась. Другого способа перевернуть самолет на низкой высоте не было.

Анисимов при жизни ни с кем не делился секретами своих трюков, по этой причине многие его описывали как человека злобного и себялюбивого. Но друзья восхищались его тягой к новым знаниям в технике и работоспособностью.

К сожалению, сведения о семье этого великого человека не сохранились, так как работа для Александра Анисимова была всегда на первом месте.

вспоминает :

…Почему Павел Игнатьевич Гроховский так настойчиво просил начальника ВВС прикомандировать к его отделу летчика Александра Фроловича Анисимова? Это были люди со сходными биографиями и близкие по духу.

Сын крестьянина, пятнадцатилетний Саша Анисимов учился в Новгороде на курсах шоферов-механиков и после окончания учебы добровольно ушел в армию, поступив в школу военно-авиационных мотористов.

Началась мировая война. Моторист Анисимов обслуживает самолеты 4-го летного отряда Западного фронта. С завистью смотрит, как уходят в небо подготовленные к полету и его руками крылатые аппараты. Но в начале войны пилотировали самолеты только выходцы из привилегированных классов – сыну крестьянина к ручке самолета хода нет.

Лишь в 1916 году, когда офицерский состав летных отрядов был почти полностью «выбит из сёдел» противником, царское правительство милостиво разрешило подготовку летчиков из наиболее одаренных солдат и унтер-офицеров. И тогда Александр Анисимов стал курсантом Петроградской летной школы…

В это время юный матрос-доброволец Павел Гроховский бредил на госпитальной койке в тифозном ознобе.

Сомнений, на какую сторону баррикад встать в дни Великого Октября, не было у Саши Анисимова. Молодой учлёт в составе рабочего отряда штурмовал гнездо контрреволюции – Владимирское военное училище, участвовал в боях на улицах.

…С чердака двухэтажного купеческого дома зло бил юнкерский пулемет, метеля пулями уличный перекресток. Уже несколько красногвардейцев, пытаясь миновать его, упали, отползли, раненные, под защиту стен. «Кто заткнет глотку юнкеру?» Вызвался Саша Анисимов.

В одном из дворов нашли исправную пролетку, бросили на сиденья несколько мешков с камнями, и Александр покатил ее через перекресток, хоронясь между вздрагивающих рессор. Камни в мешках перемалывались пулями. Пролетка катилась, набирая скорость. Юнкера попробовали ее остановить гранатой. Взрыв сорвал с оси переднее колесо. Подъезд дома был почти рядом, в пяти метрах, – их-то и преодолел стремительным броском Александр. Выбив прикладом винтовки окно, юноша пробрался в здание. Через несколько минут на чердаке трижды взорвались гранаты, и пулемет захлебнулся…

Советы взяли власть. В Петрограде создается школа красных военлётов.

В ней бы и учиться Александру Анисимову, одному из лучших, талантливых учлётов старой лётной школы. Но он не согласен сидеть в классах, когда большевики предупреждают: «Социалистическое Отечество в опасности!» Нужно! – и Анисимов уходит на фронт гражданской войны опять же мотористом. С пятым Социалистическим авиаотрядом проходит славный боевой путь.

Оба, Александр Фролович Анисимов и Павел Игнатьевич Гроховский, учились в Качинской военно-авиационной школе истребителей в Крыму, правда в разное время и у разных инструкторов.

В привольной степи, недалеко от реки Кача, берущей исток в Мамашайской долине Крымского полуострова, возвышались три здания, построенные в 1910 году. На отлете виднелись склады, мастерские, стройные шеренги самолетов на сером каменистом поле. Так с птичьего полета просматривалась зона знаменитой школы, которая гордилась многими своими выпускниками, в том числе первым русским летчиком Михаилом Ефимовым и покорителем «мертвой петли» Петром Нестеровым. В советский период кроме юношей там учились и такие, как Анисимов с Гроховским – красные командиры, имевшие довольно высокие воинские звания, награды за гражданскую войну. Как показало время, школа выпустила много героев, так как самыми главными качествами учеников инструкторы считали волю, решительность, молниеносную сообразительность – это ценилось превыше всего.

В то время бытовало мнение, будто летчиком может быть лишь высокоодаренный человек, обладающий врожденными способностями и умеющий без приборов легко и свободно ориентироваться в пространстве.

Человек-птица! Полет – это искусство, которое служит рыцарскому воздушному бою, а летчик является артистом высшего класса и не должен унижать свое искусство ничем, кроме работы в воздухе! Такая «летная психология» впоследствии принесла Анисимову, да и Гроховскому, немало горьких минут. Жизнь выбивала тщеславие сурово. Такие летчики были «неудобными» для начальников, и карьера их изобиловала понижениями в служебных должностях, взысканиями, а подчас и серьезными авариями.

Нелегкую дорогу к славе прошли и Анисимов с Гроховским после того, как оба (не в одно время) закончили еще и «Стрельбом» – высшую школу по стрельбе и бомбометанию в Серпухове. Анисимова стали называть истребителем «милостью божьей» – так любили тогда выражаться авиаторы, оценивая летный талант. Проходя службу в частях ВВС, он зарекомендовал себя отличным воздушным бойцом.

«Летчик А. Ф. Анисимов. Стрельба в полете по мишени Р-1 – из 65 патрон 55 попаданий. Атаки с высоты 250 метров, огонь с высоты 180 метров и выход с высоты 80 метров» – одна из записей командира 3-й Киевской эскадрильи в летной книжке Анисимова. На такой высоте и с таких дистанций мог стрелять только бесстрашный летчик, а результат – достоин снайпера.

За многолетнюю практику истребителя Александр Фролович Анисимов не проиграл ни одного учебного боя, не поломал по своей вине ни одного самолета.

То же можно сказать и о летчике-истребителе Павле Гроховском.

Молва о необычных новаторских полетах Анисимова, а позже о лётных экспериментах, изобретениях Гроховского дошла до ушей высшего командования. Анисимов на четыре года раньше Гроховского был приглашен в НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он доводил до ума все первые советские истребители. И-1, например, был капризной, очень строгой машиной, способной при любой оплошности летчика перейти в затяжной штопор. И-2 тоже особенно не радовал. По требованиям и предложениям испытателей Анисимова и Громова истребители существенно модифицировали. Летчики и конструкторы немало потрудились, прежде чем в соревновании с лучшим тогда французским истребителем «Спад-61» советский И-2бис взял верх. Как результат этой работы 1 апреля 1925 года появился приказ Реввоенсовета СССР за подписью М. В. Фрунзе о снятии с вооружения Красной Армии самолетов-истребителей иностранных и устаревших типов.

Когда на своем любимом самолете И-5 взлетал Анисимов, вся аэродромная обслуга бросала работу, чтобы посмотреть на захватывающее зрелище. Он разгонял машину, отрывал ее от земли, переводя сразу же в «мертвую петлю», в верхней точке делал переворот и набирал высоту в обратном взлету направлении. Иногда в верхней точке петли не переворачивался, а уходил дальше в небо кверху брюхом.

Не ограничиваясь выполнением стандартных фигур высшего пилотажа, Анисимов постоянно искал новые, неизвестные авиации. Многие впервые выполненные лётчиком фигуры осторожные в оценке человеческих судеб историки припишут потом авиаторам, которые были только последователями Анисимова или выполняли эти фигуры вместе с ним, например восходящие «бочки», постепенно доводимые до штопора, или набор высоты на самолете, перевернутом кабиной к земле.

Время показало, что немало добрых дел и Павла Гроховского было присвоено другими.

Анисимов-испытатель одинаково хорошо летал на истребителях, разведчиках, штурмовиках, легких и тяжелых бомбардировщиках. Талант и летное мастерство позволяли ему без провозных полетов поднимать в воздух дотоле незнакомые ему машины. Как первому воздушному акробату страны, ему отвели место ведущего «красной пятерки» истребителей, открывавших воздушные парады над Красной площадью. Это была честь по таланту, и летчик заслуженно гордился таким доверием.

Общие человеческие и летные мерки не применимы к Александру Анисимову. Доброта большого русского человека в нем уживалась с взрывной яростью. Готовый в любой обстановке защитить от несправедливости товарища, он умел ругаться почище старых боцманов. Оставаясь спокойным в самых критических ситуациях испытательного полета, в то же время болезненно реагировал на обиды, особенно со стороны командования. Имея высокое воинское звание, он наотрез отказывался занимать высокие командные посты, мотивируя тем, что он «летчик, а не дрессировщик». «Шпалы» в его петлицах отличали не должность, а заслуги перед авиацией Родины.

В Гибель Александра Анисимова. Георгий Байдуков.

Когда Чкалов начал первые испытательные полеты на самолете «И-15», на том же Центральном аэродроме уже несколько дней летал его лучший друг Анисимов — летчик НИИ ВВС Красной Армии.
Александр Фролович Анисимов на самолете «И-5» демонстрировал в непосредственной близости от земли фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Эти полеты снимались на кинопленку — готовился учебный фильм для строевых летчиков-истребителей.
Валерий Павлович знал, что Анисимов сегодня, 11 октября 1933 года, должен завершить работу с кинооператорами, и поспешил захватить друга около его самолета, чтобы договориться, как вместе провести вторую половину дня.
Октябрьское утро было тихим и солнечным. Валерий, подойдя к стоянкам военных самолетов, заметил уже готовый к полету «И-5». Александр Фролович стоял недалеко от самолета с кинооператором. На летном поле устанавливалась киноаппаратура.
Валерий приветствовал товарища:
— А! Народному летному артисту, кинозвезде Фролычу — привет!
— Дрессировщику новых истребителей — почтение! — улыбаясь, ответил Анисимов.
Кинооператор уехал на старт. Летчики отошли еще дальше от «И-5»» в поле аэродрома. Чкалов достал шикарные папиросы «Герцеговина флор» и, угощая товарища, сказал:
— Ну, Шурка, сегодня едем на ипподром! — и отправился к ангарам завода.
Он уже переключился на мысли о предстоящем полете на «И-15», когда услышал ревущий мотор. Валерий обернулся и увидел, что самолет Анисимова после пробы двигателя начал рулить на старт. А еще через несколько минут «И-5» пронесся над Чкаловым, проделывая на взлете запрещенный двойной переворот сначала влево, затем вправо.
Чкалов подошел к стоянке заводских самолетов, когда заметил, что Анисимов делает уже третий раз пикирование прямо на киноаппарат, а затем с высоты метров около пятидесяти вздымает самолет, заканчивая фигуру иммельманом.
Чкалов хотел было войти в двери заводского ангара, но снова услышал ревущие на пикировании воздушный винт и мотор самолета, повернул голову назад, замер на секунду и вдруг неистово, с отчаянием, закричал:
— Что он делает?! — и что было силы побежал в поле, к центру аэродрома.
Валерий Павлович отлично видел, как Анисимов совершенно безошибочно вывел самолет из пикирования и пошел на полупетлю, чтобы в верхней точке перевернуть самолет из положения вверх колесами в нормальное, тем самым завершив фигуру иммельман. Но Анисимов, выйдя в верхнюю точку, застыл в положении вниз головой и, не меняя его, начал резко просаживаться вниз.
Чкалов бежал, ничего не видя, кроме «И-5», падающего вверх колесами.
— Выводи! Выводи! Ногу резко! Резко! Ногу! — задыхаясь, вне себя кричал Валерий.
Но самолет даже не свалился на крыло. Он так и грохнулся на посадочный знак в положении вверх колесами.
Аварийная комиссия заключила: катастрофа произошла оттого, что переломилась педаль ножного управления рулем поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть «И-5» в нормальное положение.
После этого несчастья Чкалов стал более холодно относиться к Поликарпову, считая, что он и работавший с ним конструктор Григорович где-то допустили просчет в конструкции.
Ему припомнился летчик Арцеулов, лежащий с поломанными рукой и ногой под обломками первого истребителя Поликарпова «И-400» («И-1»), Он видел, как выпрыгивал с парашютом из попавшего в штопор «И-1» длинный, огромный Громов.
Валерий был очевидцем разрушения на девятом полете поликарповского двухместного истребителя «2И-Н1» при испытании на скорость, когда погибли летчик-испытатель Филиппов со своим хронометражистом.
А теперь эта педаль и Шурка Анисимов.

Оригинал записи и комментарии на

Омский лётчик Александр Анисимов построил собственный аэродром. Там побывал корреспондент НГС.

По кличке Фаберже

С высоты в три сотни метров пикируем на аэродром. Бреющий над взлёткой, открытый дроссель, максимальные обороты… «Горка»! Александр бросает самолёт вверх метров на сто, а потом резко его выравнивает, сбрасывая газ. Только что вжимало в сиденье - и накатывает невесомость. Пустота в животе и голове тоже - от восторга: тут и «мёртвой петли» не надо.

- Это какая перегрузка была? - спрашиваю, вываливаясь из самолёта после посадки. Конечно, ожидаю услышать, что держался молодцом, что вестибулярка для неподготовленного классная…

Да не больше трёх G, - улыбается Александр. - У истребителей около шести.

Такой вот двухместный аппарат с небольшим налётом обойдётся в сумму, на которую можно купить средней руки иномарку. И содержать его оказалось совсем не так дорого, как можно было представить. Но об этом чуть позже.

Всё началось с мечты

Договариваясь о встрече с Александром Анисимовым, я ожидал увидеть старого пилота, которого в отставку списали, а небо не отпустило. Лётный шлем времён этак Великой Отечественной, списанный же полуразобранный «кукурузник», который мечтатель надеется когда-нибудь восстановить… И взлётная полоса, откуда регулярно приходится выгонять коров.

Нет, Александр Анисимов тоже мечтатель. С детства всё, что было тяжелее воздуха и летало, по его словам, вызывало щенячий восторг. Штудировал библиотеки, с полувзгляда различал пролетающие самолёты, строил авиамодели… Сначала по советскому «Юному технику», потом по профильным изданиям. Естественно, участвовал в соревнованиях и был уверен, что станет пилотом. Но в последний момент всё-таки поступил не в лётное училище, а в ОмГУПС и стал железнодорожным инженером. Занялся компьютерным бизнесом, увлёкся трофи-рейдами.

Мы занимали призовые места на чемпионате Сибири по трофи-рейдам - объездили Новосибирск, Кемерово, Барнаул... - рассказывает Александр. - Старались не пропускать этапы на протяжении четырёх лет. Потом меня захватили квадроциклы со снегоходами - там тоже были награды.

Тем временем бизнес шёл в гору: в 2008 году Анисимов отучился на лётчика и купил первый самолёт.

SkyRanger - в простонародье «джинсовый самолёт», - рассказывает Александр. - Интересный самолётик - каркас обтянут тканью, даже лючки обслуживания на молниях. Даже сейчас скучаю по нему. Потом повысил квалификацию, купил более серьёзный самолёт, затем ещё более серьёзный… Сейчас как частный пилот могу пилотировать одиннадцать моделей сверхлёгких и лёгких воздушных судов - до 5800 килограммов максимальной взлётной массы.

А год назад Анисимов начал ни много ни мало строить свой аэродром.

В Крым - на своём самолёте

Идея создать не просто аэродром, а полноценный центр семейного активного отдыха у меня появилась несколько лет назад, - рассказывает Александр. - В прошлом году выбрал участок, подал документы, купил землю и начал строить. Я много полетал по России, поэтому хорошо представляю, какой должна быть инфраструктура частной посадочной площадки.

Для пилотов перелетающих бортов лётчик поставил дом на колёсах, купил автомобиль, чтобы при желании можно было съездить в город. Заправляет самолёты любым топливом - керосином, авиационным бензином, обычным девяносто пятым… Это, между прочим, целая проблема для представителей лёгкой и сверхлёгкой авиации во всех центральных аэропортах: там чаще всего отсутствует 95-й бензин.

Сейчас у меня два собственных самолёта, - рассказывает Александр. - Р-301 пригнал в мае. В прошлом это биплан АН-2, теперь он представляет глубоко модернизированную версию с турбовинтовым двигателем. Сейчас этот самолётик спокойно поднимается на четыре тысячи метров, куда старичку АН-2 забраться не под силу. В планах - развивать парашютный спорт в Омской области!

Второй самолёт Александра - Cessna-210, который преодолевает до двух тысяч километров со скоростью триста километров в час. Этим летом семья Анисимовых летала на нём в Крым: одиннадцать лётных часов и три посадки в одну сторону.

Люди часто тратят по двести тысяч на обычный отдых за границей, - улыбается Александр. - У меня на транспортные расходы ушло чуть меньше ста. В следующем году хочу потратить на это больше времени, слетать на Байкал, побывать на «Нашествии». Даже у нас в области очень хорошая география: есть пять озёр, Тара, озеро Эбейты, Ачаирский монастырь…

Роскошь и средство передвижения

Конечно, держать два самолёта - достаточно обременительное удовольствие для семейного бюджета. Расходы - одних налогов на сто тысяч в год. А к ним ещё и поддержание летной годности бортов, стоянка, обслуживание, заправка...

В Омской области самый большой налог на авиацию общего назначения по России, - сетует Александр Анисимов. - В Новосибирске в четыре раза дешевле: там 25 рублей за лошадиную силу, вместо наших ста за ту же лошадиную силу. Чем это обусловлено, я не понимаю.

Но есть техника и поэкономичнее, например отечественный самолёт «Сигма».

Я свой взял с рук, чуть больше чем за миллион, - рассказывает владелец самолёта. - Летает на девяносто пятом, всего десять литров на сотню ест.

Годовые расходы на него такие: налог - десять тысяч, стоянка - около шестидесяти, сертификат лётной годности - пятьдесят, - дополняет Александр Анисимов. - Плюс ещё тысяч десять на техобслуживание. В общем, меньше ста пятидесяти тысяч в год: как на приличную иномарку.

А летает значительно лучше. Во всяком случае многим авиаторам-любителям техники такого уровня хватает надолго - без желания пересесть на что-нибудь помощнее. Да, профессиональным лётчикам «Сигма» покажется игрушечной. Но её задача - приносить удовольствие, а не бить рекорды скорости или грузоподъёмности.

У сверхлёгкой авиации своя роль, - говорит Александр. - Например, мы активно сотрудничаем с поисковым отрядом «Лиза Алерт». Если появляется необходимость, активно принимаем участие в поиске и спасении потерявшихся людей на добровольных началах.

Суши к самолёту

Научить летать можно любого. А вот принимать решения, по словам Александра, - далеко не каждого. У лётчиков не считается зазорным вернуться назад или уйти на запасной аэродром.

Есть у нас такая шутка: самый безопасный полёт - несостоявшийся, - смеётся пилот. - Но, если серьёзно, правила авиационной безопасности для нас на первом месте и мы не вправе подвергать свою, а уж тем более жизни рядом летящих людей какой-либо опасности. Вот неделю назад выполнял полет из Новосибирска в Омск. Погода на маршруте заставила уйти на запасной аэродром вблизи посёлка Краснозёрское. Уж не знаю, кто там полосу держит, - ни души не было, но бетонная полоса была абсолютно чистой и ухоженной! Когда-то это был, судя по всему, аэродром местных линий. Так вот, смотрю на небо и понимаю: сидеть мне тут ещё часа два как минимум. А обеда с собой, конечно, не взял. К своему удивлению, в близлежащем посёлке оказался суши-маркет. Удивленным голосом девушка приняла заказ и через час вкуснейшая порция японской кухни была на борту! А я через два часа успешно взлетел и добрался до своего аэродрома.

Закон и беспорядок

Возвращаясь к аэродрому в Поповке: Александр утверждает, что изучил всё профильное законодательство перед тем, как вложить в затею первую копейку. И теперь немного недоумевает:

Есть указ президента по развитию авиации общего назначения. Там всё хорошо. А я здесь почему-то постоянно натыкаюсь на «палки в колеса»: за год у меня уже четвёртая проверка - отписываюсь, объясняю, трачу своё личное время... Транспортная прокуратура, Росреестр, Россельхознадзор и так далее... Возвращаясь к налогам: да, была новость о том, что у нас в области зарегистрировано более пятидесяти бортов и собирают с них больше миллиона рублей в год. Судя по всему, ещё и гордятся этим фактом. Но сколько нужно зарабатывать пилоту или владельцу воздушного судна, чтобы была возможность содержать технику и просто осуществлять свою мечту? Вот тут и встает вопрос, имеет ли смысл заниматься коммерческой авиационной деятельностью на посадочной площадке?

Есть проблемы и с жителями Поповки: жалуются на Анисимова в прокуратуру - заявляют, им теперь негде пасти коров.

Наконец, есть и ещё один интересный момент: нынешнее законодательство не позволяет авиации общего назначения заниматься прямой коммерческой деятельностью, точнее деятельностью, связанной с перевозкой людей.

Для этого нужна большая авиакомпании с большим парком самолетов и обслуживающего персонала. И ведь экскурсионный полет не является коммерческой перевозкой... Но, к сожалению, надзорные органы имеют другую точку зрения... И ведь желающие есть полетать, «боинги» и «аирбасы» вряд ли подарят то ощущение полета, какое могут подарить легкие самолетики! На данный момент приходится принимать от людей добровольные пожертвования на развитие аэродрома и предлагать прокатиться с пилотом абсолютно бесплатно.

Впрочем, всё возможно - были бы ресурсы и терпение. А когда к этому добавляется мечта… Мы видим, что получается. Даже сверху на это посмотрели - когда лёгкая «Сигма»-Фаберже заставляла дыхание замирать, а руки - трястись от адреналина.

Дата смерти Принадлежность

Российская империя Российская империя СССР СССР

Род войск Звание Командовал

отрядом лётчиков-испытателей

Сражения/войны Награды и премии

Александр Фролович Анисимов ( , дер. Взъезды , Медведская волость, Новгородский уезд , Новгородская губерния , Российская империя - , Москва , СССР) - советский лётчик-испытатель , мастер высшего пилотажа, командир 9-й категории.

Биография

Родился (16 (28) ноября (по другим данным - 16 (28) июля) 1897 года в дер. Взъезды Медведской волости Новгородского уезда Новгородской губернии .

  • в мае - служил старшим авиамотористом 5-го Социалистического авиаотряда на Восточном фронте , воевал с частями Чехословацкого корпуса ;
  • в 1919 году - ноябре 1920 года служил авиамотористом 1-го Петроградского авиаотряда, воевал на Западном фронте с войсками Н. Н. Юденича и польской армией.

Затем служил в авиационно-истребительных частях ВВС . В июле 1928 года переведён на лётно-испытательную работу в НИИ ВВС . В июне 1931 года назначен командиром отряда. Участвовал в испытаниях И-4 , И-5 и других самолётов. 3 декабря 1931 года на истребителе И-4 участвовал в первом полёте во время испытаний «Звена-1».

Обстоятельства авиакатастрофы

На самолёте И-5 в непосредственной близости от земли демонстрировались фигуры высшего пилотажа, применяемые в воздушном бою. Велась съёмка на кинопленку для учебного фильма для лётчиков-истребителей ВВС. 11 октября 1933 года должны быть завершены работы с кинооператорами. Анисимов сделал два пикирования с выводом иммельманом самолёта из пике. На третий раз вывод не удался и самолёт вверх колёсами упал на землю.

Аварийная комиссия после расследования катастрофы определила причину - техническая неисправность самолёта: переломилась педаль ножного управления рулём поворотов, без которого на малой высоте невозможно было перевернуть И-5 в нормальное положение.

По другой версии лётчика-испытателя Остехбюро М. Н. Каминского произошла трагическая случайность. Анисимов для съёмок делал «мёртвые петли» . При выходе из третьей петли, рядом с землёй, избегая столкновения с другим движущимся самолётом на аэродроме, попытался провести спасательный манёвр, но не хватило высоты и самолёт Анисимова перевернулся через винт и врезался в землю.

Напишите отзыв о статье "Анисимов, Александр Фролович"

Примечания

Ссылки

  • Стефановский П. М.

Отрывок, характеризующий Анисимов, Александр Фролович

Он дал бумагу Алпатычу.
– А впрочем, так как князь нездоров, мой совет им ехать в Москву. Я сам сейчас еду. Доложи… – Но губернатор не договорил: в дверь вбежал запыленный и запотелый офицер и начал что то говорить по французски. На лице губернатора изобразился ужас.
– Иди, – сказал он, кивнув головой Алпатычу, и стал что то спрашивать у офицера. Жадные, испуганные, беспомощные взгляды обратились на Алпатыча, когда он вышел из кабинета губернатора. Невольно прислушиваясь теперь к близким и все усиливавшимся выстрелам, Алпатыч поспешил на постоялый двор. Бумага, которую дал губернатор Алпатычу, была следующая:
«Уверяю вас, что городу Смоленску не предстоит еще ни малейшей опасности, и невероятно, чтобы оный ею угрожаем был. Я с одной, а князь Багратион с другой стороны идем на соединение перед Смоленском, которое совершится 22 го числа, и обе армии совокупными силами станут оборонять соотечественников своих вверенной вам губернии, пока усилия их удалят от них врагов отечества или пока не истребится в храбрых их рядах до последнего воина. Вы видите из сего, что вы имеете совершенное право успокоить жителей Смоленска, ибо кто защищаем двумя столь храбрыми войсками, тот может быть уверен в победе их». (Предписание Барклая де Толли смоленскому гражданскому губернатору, барону Ашу, 1812 года.)
Народ беспокойно сновал по улицам.
Наложенные верхом возы с домашней посудой, стульями, шкафчиками то и дело выезжали из ворот домов и ехали по улицам. В соседнем доме Ферапонтова стояли повозки и, прощаясь, выли и приговаривали бабы. Дворняжка собака, лая, вертелась перед заложенными лошадьми.
Алпатыч более поспешным шагом, чем он ходил обыкновенно, вошел во двор и прямо пошел под сарай к своим лошадям и повозке. Кучер спал; он разбудил его, велел закладывать и вошел в сени. В хозяйской горнице слышался детский плач, надрывающиеся рыдания женщины и гневный, хриплый крик Ферапонтова. Кухарка, как испуганная курица, встрепыхалась в сенях, как только вошел Алпатыч.
– До смерти убил – хозяйку бил!.. Так бил, так волочил!..
– За что? – спросил Алпатыч.
– Ехать просилась. Дело женское! Увези ты, говорит, меня, не погуби ты меня с малыми детьми; народ, говорит, весь уехал, что, говорит, мы то? Как зачал бить. Так бил, так волочил!
Алпатыч как бы одобрительно кивнул головой на эти слова и, не желая более ничего знать, подошел к противоположной – хозяйской двери горницы, в которой оставались его покупки.
– Злодей ты, губитель, – прокричала в это время худая, бледная женщина с ребенком на руках и с сорванным с головы платком, вырываясь из дверей и сбегая по лестнице на двор. Ферапонтов вышел за ней и, увидав Алпатыча, оправил жилет, волосы, зевнул и вошел в горницу за Алпатычем.
– Аль уж ехать хочешь? – спросил он.
Не отвечая на вопрос и не оглядываясь на хозяина, перебирая свои покупки, Алпатыч спросил, сколько за постой следовало хозяину.
– Сочтем! Что ж, у губернатора был? – спросил Ферапонтов. – Какое решение вышло?
Алпатыч отвечал, что губернатор ничего решительно не сказал ему.
– По нашему делу разве увеземся? – сказал Ферапонтов. – Дай до Дорогобужа по семи рублей за подводу. И я говорю: креста на них нет! – сказал он.
– Селиванов, тот угодил в четверг, продал муку в армию по девяти рублей за куль. Что же, чай пить будете? – прибавил он. Пока закладывали лошадей, Алпатыч с Ферапонтовым напились чаю и разговорились о цене хлебов, об урожае и благоприятной погоде для уборки.
– Однако затихать стала, – сказал Ферапонтов, выпив три чашки чая и поднимаясь, – должно, наша взяла. Сказано, не пустят. Значит, сила… А намесь, сказывали, Матвей Иваныч Платов их в реку Марину загнал, тысяч осьмнадцать, что ли, в один день потопил.
Алпатыч собрал свои покупки, передал их вошедшему кучеру, расчелся с хозяином. В воротах прозвучал звук колес, копыт и бубенчиков выезжавшей кибиточки.
Было уже далеко за полдень; половина улицы была в тени, другая была ярко освещена солнцем. Алпатыч взглянул в окно и пошел к двери. Вдруг послышался странный звук дальнего свиста и удара, и вслед за тем раздался сливающийся гул пушечной пальбы, от которой задрожали стекла.
Алпатыч вышел на улицу; по улице пробежали два человека к мосту. С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышными за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий. Народ первое время не понимал значения этого бомбардирования.
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам.
К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая.
– То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило.
– Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала.
Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах.