Бекоева Татьяна Александровна,доктор педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Городецкая Эльжбета Сергеевна, магистрант IIкурса факультета психологии и социологииФГБОУ ВПО «СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ[email protected]

Творчество как необходимое условие самоактуализации личности

Аннотация.В статье рассматривается самоактуализация личности подростка, которая является средством его творческого самовыражения. Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью. Также в статье приводятся результаты проведённого экспериментального исследования, которое проходило на базе Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.

Ключевые слова:творческое самовыражение, самоактуализация, творческий потенциал, направленность личности, креативность.

Самоактуализация и творческий процесс во многом совпадают. Творческий человек и человек самоактуализирующийся, по мнению А. Маслоу, тождественны. Маслоу изучал природу эмоционального здоровья как продукт творческого самовыражения.Говоря о социальном значении искусства, Л.С. Выготскийподчеркивал его воспитательное действие: «Искусство есть организация нашего поведения, установка вперед, требования, которое может быть никогда не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней» .Говоря о творчестве, Выготский подчеркивал, что «высшие выражения творчества доступны немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины, в чем заключается хоть нота нового, обязано своим созданием творческому процессу человека» .«Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. Основнойисточник творчества проявляет себя так же, как и тенденция человека актуализировать себя, стать тем, кто заложен в его потенциале» .

А.В. Петровский указывает, что «воплощение в личности прирожденных особенностей индивида обусловлено тем местом, которое выбирает себе она в системе социальных связей, ее активностью». В основе побуждений человека к активности,в деятельности лежит стремление к самоактуализации личности –человек как бы выплескивает из себя все, что в нем накопилось, что для него актуально, важно, значимо; создавая произведения искусства и выражая себя в них, конструируя технические новинки или активно включаясь в социальную жизнь.

Творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно неповторимой уникальностью.Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не можетбыть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все эти факторыпринимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт складывается и растет постепенно. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.Но опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее, беднее; отношения ребенка со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека.Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии .Творчество несет человеку большие радости. Есть у него и свои страдания, получившиекрылатое обозначение –муки творчества. Творить трудно, потребность в творчестве не всегда совпадает с возможностями творчества, и отсюда возникает мучительное чувство страдания. Это явление открывает нам последнюю и самую важную черту воображения –стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества. «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» .Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области, предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений.

Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. В 2011 годуэкспериментальное исследование проходило на базе Владикавказского филиалаФГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» и Республиканского центра социальной реабилитации несовершеннолетних.В вышеуказанных образовательных учреждениях было проведено тестирование на определение самооценки, творческого потенциала и развитие процесса самоактуализации личности обучаемых.Тест «Какова ваша самооценка?» позволял выявить особенности самооценки юношей и девушек. Каждый человек от природы наделен личными способностями и талантами, каждый обладает определенным творческим потенциалом, но далеко не каждый человек использует свои творческие возможности. Тест «Каков ваш творческий потенциал?» помогал выявить творческий потенциал юношества.Тест Кэттеллапозволял определить степень развития процесса самоактуализации личности и выявить ее связь с процессом творческого самовыражения. Тест давал возможность получить диагностическую информацию по факторам, присущим самоактуализирующейся личности.В группе 11Э Владикавказского филиалаФинансового университета в тестировании приняли участие 50 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 20 учащихся показали завышенные результаты, 22 учащихся показали заниженные результаты и 8 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 40%, 44% и 16%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?»37 учащихся недооценили себя и свои способности, 13 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 74% и 26%.По тесту Кэттеллабыли получены средние результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 3 балла.Вгруппе 14Э Владикавказского филиала Финансового университета в тестировании приняли участие 56 учащихся. По тесту «Какова ваша самооценка?»38 человек показали завышенные результаты, 13–показали заниженные результаты и 5 учащихся показали реальную картину самооценки, что в процентном соотношении составляет 68%, 23% и 9%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 44 человека переоценили себя и свои способности, 12 учащихся показали наличие творческого потенциала («способности есть, но я ими не пользуюсь, я их не развиваю»), что в процентном соотношении составляет 80% и 20%.По тесту Кэттеллабыли получены следующие результаты: интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия сильно завышены.В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в тестировании приняли участие 20 человек. По тесту «Какова ваша самооценка?» 8 учащихся показали завышенные результаты и 12–заниженные результаты, что в процентном соотношении составляет 40% и 60%.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» 100% юношей и девушек недооценили себя и свой творческий потенциал.По тесту Кэттеллабыли получены очень низкие результаты, то есть интеллектуальные способности, эмоционально волевые особенности, коммуникативные и межличностные взаимодействия оценивались в 2 балла.На основе результатов тестирования были созданы контрольные группы (КГ) и экспериментальные группы (ЭГ). В КГ вошли учащиеся группы 11Э Владикавказского филиала Финансового университетав количестве 26 человек. В Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних в КГ вошли 8 человек. В контрольных группах с учащимися занятия по методике «Развитие творческих способностей» не проводились.В ЭГ вошли 24 учащихся группы 14Э Владикавказского филиала Финансового университетаи 12 человек Центра социальной реабилитации несовершеннолетних. В экспериментальных группах с 2011 по 2013 годосуществлялись систематические занятия по методике «Развитие творческих способностей».Перед каждым занятием во всех экспериментальных группах проводился опрос по методике «САН», который показывал самочувствие, активность и настроение каждого учащегося в группе и, соответственно, группы в целом.В ходе проведения эксперимента было установлено, что учащиеся экспериментальных групп стали заинтересованы в проведении занятий, у учащихся улучшилось самочувствие, настроение, повысилась активность; наблюдается тенденция к исполнительности, добросовестности. Юноши и девушки стали более уравновешенными и спокойными в отношениях, более решительными в своих действиях, перестали стесняться своих творческих успехов. Рисунки из мелких, неярких, не оформленных детально, стали крупными, расположенными на весь лист, яркими, четкими, появились элементы стилизации, появилось внимание к деталям и интерес к рисованию вообще. Рисунки перерастали в картинки с композиционным завершением.Яркость рисунков (картинок) говорит об изменении отношения к окружающему чернобелому миру, мир приобретает яркие оттенки, а значит, появляется уверенность в себе, своих способностях, понимание проблем и желание их решить.Наблюдается тенденция увеличения творческой направленности личности. Учащиеся стали самостоятельно использовать другие средства для рисования: фломастеры, цветные ручки, краски, стали смешивать стили и самостоятельно использовать разные материалы. Многие юноши и девушки стали рисовать самостоятельно, вне занятий.Общий рост развития творческих способностей в экспериментальных группах изображен на рис. 1.

Рис. 1. Динамика роста творческого потенциала

В заключительной части экспериментального исследования в 2012–2013 годахбыло проведено повторное тестирование учащихся как контрольных, так и экспериментальных групп.По результатам вторичного тестирования было выявлено следующее.1.По тесту «Какова ваша самооценка?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетареальную картину самооценки показали 60% учащихся; в Республиканском центре социальной реабилитации несовершеннолетних реальную картину самооценки показали 80% человек.2.По тесту «Каков ваш творческий потенциал?» в ЭГ (гр. 14Э) Владикавказского филиала Финансового университетаналичие творческого потенциала и желание его развивать показали 50% учащихся; в Республиканскомцентре социальной реабилитации несовершеннолетних отличные результаты показали 80% человек.3.По тесту Кэттелларезультаты ЭГ изображены на рис. 2, 3.

Рис. 2. Группа 14Э Владикавказского филиала Финансового университета

Рис. 3. Республиканский центр социальнойреабилитации несовершеннолетних

4.В контрольных группах результаты повторного тестирования существенно от первичных результатов не отличаются.В результате полученных исследований мы можем сделать следующие выводы:у учащихся наблюдается тенденция к увеличению креативности, самоконтроля, стремление к самораскрытию, саморазвитию;у юношей и девушек наблюдается снижение агрессивности, тревожности, повышенной чувствительности, эмоциональной зажатости, недоверия к взрослым;отмечается более гибкое поведение, адекватная самооценка, реальная оценка своих способностей и возможностей;у учащихся, прошедших занятия по методике «Развитие творческих способностей личности» наблюдается понимание природы вещей и самого себя, принятие самого себя, повышение эмпатии, активности и уверенности, толерантности и внимательности.

Ссылки на источники1.Выготский Л. С. Психология искусства. –М.: Искусство, 1996. –474с.2.Там же.3.Берулава М. Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования // Гуманизация образования. –1998. –№1. –С. 20–25.4.Зейгарник Б. В. Теория личности в зарубежной психологии. –М.: Просвещение, 1982. –128с.5.Солдатова В. С. Искусство как метод и средство психологической коррекции эмоциональных нарушений // Культурная жизнь Юга России. –2003. –№2. –С. 19–22.6.Выготский Л. С. Указ. соч.

Bekoeva Tatyana,

the Doctor of Philosophy, the associate professor of Pedagogics of North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] Eljbet, the Master of 2 course of faculty Psychology and sociology North Ossetian State University of K.L.Khetagurov, [email protected] necessary condition of selfupdating of the personalityAbstract. In the article selfupdating of the identity of the teenager which is means of its creative selfexpression is considered. Creativity is defined as the activity generating something qualitatively new and different originality, originality and socially unique uniqueness. Also results of the conducted pilot research which passed on the basis of the Financial University under the Government of the Russian Federation Vladikavkaz branch and the Republican Center of Social Rehabilitation of minors are given in the article. Keywords: creative selfexpression, selfupdating, creative potential, orientation of the personality, creativity.

от лат. действительный, настоящий) – одно из концептуальных понятий гуманистической психологии. По взглядам А. Маслоу, С.– это желание стать большим, чем являешься; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Автор считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.

Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX в.– К. Роджерса (1902–1987). Для него С. – сила, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации. Жесткость, антисоциальность, незрелость – результат страха и психологической защиты. Задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

С тех пор как человек начал осознавать себя, он стал задаваться вопросами об устройстве окружающего мира и о своём месте в природе и среди других людей. Многих до сих пор волнует проблема предназначения вида homo sapiens на Земле, поиска смысла жизни. Ответы на «вечные вопросы» ищут философы, психологи, богословы и просто люди, которым небезразлично всё, что происходит с ними и вокруг них.

В зависимости от исторической эпохи, религиозных взглядов, достижений науки феномен человека объяснялся по-разному, от представлений о людях как о двуногих животных без перьев до признания божественной сущности человека. Одной из научных теорий, позволяющей найти ответы на такие сложные вопросы, является теория самоактуализации личности (авторы А. Маслоу, К. Роджерс и другие ).

Понятие самоактуализации

Под самоактуализацией подразумевается выполнение человеком своей задачи, ведь все мы приходим в этот мир не просто так, а значит, – раскрытие способностей, талантов, реализация того, что заложено природой в каждом из нас. Самоактуализация человека – это процесс и способ достижения значимых для себя целей.

Для того чтобы лучше понять, что такое самоактуализация, имеет смысл рассмотреть пирамиду потребностей А. Маслоу . Учёный считал, что все люди без исключения имеют примерно следующие потребности:

  • Физиологические (пища, питьё, сон) . Такие же потребности есть и у других живых существ. Без достаточного количество еды, воды и сна организм погибает;
  • В безопасности жизнедеятельности . Помешать собственно выживанию могут и внешние факторы: чрезмерные холод и жара, природные стихии, отсутствие крыши над головой, нападение маньяка и т. д. Если человеку ничто не угрожает, то он ощущает спокойствие и уверенность в себе;
  • В любви. Удовлетворив перечисленные выше потребности, человек наверняка останется жив, но вряд ли будет чувствовать себя счастливым. Всем нам необходимы любовь, поддержка близких, дружеские связи;
  • В уважении и признании. Что бы ни делал человек, ему важно ощущать себя успешным. Действительно приятно, когда работа получает высокую оценку, будь то шедевр мирового искусства или просто мастерски сваренный борщ;
  • В познании и творчестве. Эта потребность наиболее ярко выражена у детей, которые задают очень много вопросов и пытаются экспериментировать со всем, что попадается им на глаза. К сожалению, с возрастом желание познавать и творить для большинства людей становится не столь актуальным;
  • Эстетические. Красота важна для людей, так как она гармонична, а гармония создаёт ощущение стабильности и порядка. Недаром Ф.М. Достоевский писал о том, что «красота спасёт мир»;
  • Духовные. Удовлетворение потребностей этого уровня и есть самоактуализация. Личность самоактуализируется в самопознании, стремлении совершенствовать себя, получать как можно больше знаний о мире, развивать свои способности.

Считается, что для того, чтобы возникла потребность в самоактуализации, необходимо удовлетворить все вышеперечисленные потребности. Однако жизнь сложна и разнообразно, поэтому в действительности всё очень даже непросто. Достаточно вспомнить великого композитора В.А. Моцарта, который записывал ноты своих гениальных произведений на клочке бумаги огрызком карандаша и не всегда имел деньги на хлеб. Да и с признанием при жизни гения были проблемы. В то же время многие более чем обеспеченные люди так и остаются на уровне удовлетворения потребностей, указанных в начале списка, или даже деградируют. Большую роль в процессе становления человека играет его стремление к самоактуализации, а оно, в свою очередь, зависит от целей, мотивов, желаний, установок и особенностей воспитания личности.

Процесс самоактуализации

С чего начинается самоактуализация? Ответ очевиден: с познания себя, с выявления своих возможностей, способностей и потребностей. Здесь может потребоваться помощь специалиста, ведь беспристрастно оценить самого себя крайне сложно. Опытный психолог поможет разобраться с комплексами, мнимыми или явными проблемами и наметить пути для самосовершенствования. Если по каким-либо причинам некомфортно на индивидуальном занятии, то можно записаться на тренинг личностного роста.

Следующий этап – это поиск способов для самореализации, а их может быть бесчисленное множество: любимое дело, хобби, домашнее хозяйство и отношения в семье, путешествия, прополка огурцов на дачном участке и т. д. Главное, чтобы человек понимал, что выбранное занятие – его. В этом случае ощущение полноты бытия не заставит себя ждать. Напротив, необходимость постоянно делать то, что не приносит удовлетворения, способствует недовольству собой и окружающими. В результате появляются стрессы, неврозы и даже серьёзные заболевания. Проще говоря, человек должен быть тем, кто он есть, и идти по своей дороге жизни. Тогда всё будет хорошо.

При самоактуализации неизбежным является выбор. Выбирать приходится всё и всегда (платье в магазине, школу для ребёнка, место работы или отдыха и т. д.). Однако, по мнению самого А. Маслоу , главный выбор человека – между стремлением к самоактуализации и сознательным избеганием её. Дело в том, что самосовершенствование, занятие творческой деятельностью предполагает выход из так называемой зоны комфорта, разрушение стереотипов, преодоление трудностей, изменение взглядов на понятное и привычное, в результате чего становится сложно сохранять спокойствие и чувствовать защищённость. В то же время, если личность всё-таки станет на путь самоактуализации, то приятными бонусами будут:

  • уверенность в себе;
  • ощущение победы, в том числе, над собой;
  • повышение ;
  • формирование новых умений и навыков.

Принципиально важно, чтобы выбор человек делал сам, а не под давлением извне. Этому необходимо учиться с детства, поэтому важная задача родителей и педагогов – дать ребёнку возможность самостоятельно мыслить и принимать решения. Кроме того, малыш не должен удовлетворять родительские амбиции, в процессе воспитания и развития нужно исходить из интересов и потребностей самого растущего человека.

Умение делать выбор тесно связано с необходимостью доверять себе и брать на себя ответственность за последствия своих поступков. Собственно, ответственность – это главный показатель взросления. Если речь идёт о выборе профессии, спутника жизни или просто способе проведения свободного времени, то сделанные выборы могут не одобряться окружающими. Однако никто не знает, что надо человеку, лучше, чем он сам. Главное, чтобы последствия выбора не противоречили законодательным и моральным нормам.

Наконец, для самоактуализации важно трудиться не покладая рук. Менее талантливый, но трудолюбивый человек достигнет большего, чем одарённый лентяй. Постоянная работа над собой непременно приведёт к успеху.

Что мешает самоактуализации

Казалось бы, проблема самоактуализации решается довольно легко: выбрал свой путь и действуй. На самом деле всё не так просто. Полному раскрытию своих возможностей могут препятствовать:

  • Собственная лень. Развитие, движение вперёд – это приложение усилий, преодоление себя. Под лежачий камень вода не течёт; (читайте про )
  • Неуверенность в себе, комплексы, страхи. Никто не застрахован от неудач, однако, сознательное избегание трудностей, возможно, и сделает жизнь более спокойной, но никогда не приведёт к успеху; (читайте про )
  • Давление социума. В некоторых культурах (особенно это характерно для стран с тоталитарным режимом) на первое место ставится не индивидуальное, а коллективное. Человек является винтиком в государственной системе, а любые проявления индивидуальности подавляются порой очень жёстко. Также сложно реализовать себя, если имеющиеся навыки не востребованы и не ценятся окружающими (так в крестьянской семье позапрошлого века умение ребёнка рисовать или виртуозно играть на музыкальном инструменте могло восприниматься родителями как блажь, отвлекающая от главного занятия – земледелия);
  • Заниженная самооценка , неверные представления о своих способностях («Я никогда этого не достигну», «Это мне не по силам» и т. д.); (читайте про )
  • Отсутствие должной мотивации. Если непонятно, во имя чего предпринимаются те или иные действия, то достижение цели практически невозможно. Во всяком случае, морального удовлетворения от прилагаемых усилий точно не будет.

Проблема самоактуализации

Большинство психологов рассматривают самоактуализацию исключительно как благо. Разве плохо, если человек ищет себя, пытается найти применение своим способностям? Однако чрезмерно зацикленная на себе личность становится эгоистичной, не принимает во внимание потребности других людей, не спешит понять, помочь, поддержать близких. Кроме того, само по себе взятие каких-либо высот ещё не гарантирует благополучия. Каждый человек – индивидуальность. Кому-то крайне важно сесть в кресло руководителя, а кто-то будет довольствоваться скромной ролью рядового сотрудника или домохозяйки и чувствовать себя счастливым (хотя эти роли – тоже своего рода самоактуализация).

Подлинное совершенство – это скорее идеал, чем реальность. По мнению самого А. Маслоу , люди, достигшие самоактуализации, составляют лишь 1% от всего человечества, и даже такие «сверхличности» не лишены недостатков и не избавлены от проблем. Поэтому в процессе самоактуализации главное – не столько стремление к идеалу, сколько достижение реальных целей, умение строить отношение с другими людьми, стремиться к гармонии с собой и окружающим миром. Если человек самодостаточен и живёт полноценной жизнью, готов нести ответственность за свои поступки, то о нём можно говорить как о состоявшейся личности.

Потребности самоактуализации

Наконец, высший уровень в пирамиде – потребности самоактуализации – Маслоу определил как стремление человека стать тем, кем он может стать: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут стать. Они должны быть верны своей природе» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

Не следует думать, что самоактуализация возможна только для художественно одаренных людей – художников, музыкантов и т. п. Свой творческий и личностный потенциал есть у каждого. Каждый человек имеет свое призвание, и потребность в самоактуализации означает желание найти в себе это призвание и добиться возможности заниматься именно этим, любимым делом. Пути и формы самоактуализации очень разнообразны, и именно на этом, высшем уровне потребностей, мотивация и поведение людей наиболее индивидуальны и уникальны.

Маслоу утверждал, что стремление максимально реализовать свои возможности в принципе присуще всем людям. Тем не менее людей, руководимых именно этими потребностями, то есть тех, кого ученый называл самоактуализирующимися, очень и очень немного (согласно оценке Маслоу, проводившего специальное исследование, таковых не более 1% от всего населения). Почему же потребности, заложенные в психику каждого человека, становятся побудительными стимулами столь редко?

Маслоу указывал на три причины такого неблагоприятного положения:

– Незнание о своих возможностях и непонимание пользы самосовершенствования (сомнения в собственных способностях, страх успеха).

– Давление социальных и культурных стереотипов (потенциал человека может идти вразрез с тем, чего требует от него общество в целом или ближайшее окружение: например, стереотипы «мужественности» и «женственности» могут помешать юноше стать талантливым танцором или визажистом, а девушке – достичь успехов в какой-нибудь «неженской» профессии).

– Противодействие потребностей безопасности (процессы самоактуализации требуют порой совершения рискованных поступков, действия без гарантии успеха, готовности приобретать новый опыт).

Каковы же люди, руководствующиеся в жизни потребностями этого уровня? Для подробного знакомства с темой мы рекомендуем познакомиться с работами самого А. Маслоу, собравшего множество «портретов» самоактуализирующихся людей и весьма ярко описавшего их. Мы же ограничимся кратким перечислением тех качеств, которые свойственны этим «лучшим представителям» человеческого общества.

1. Более эффективное восприятие реальности – умение видеть действительность такой, какова она есть, а не такой, какой хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других людей и природы – свобода от чрезмерного давления стыда, тревоги, чувства вины, гармония не только со своей душой, но и со своим телом; способность с пониманием относиться к слабостям других людей, без желания исправлять и переделывать их; восхищение природой и понимание того факта, что в ней действуют неподвластные человеку законы.

3. Непосредственность, простота и естественность – отсутствие стремления произвести эффект, представить себя кем-то иным и в то же время готовность вести себя в соответствии с требованиями ситуации, если это необходимо.

4. Центрированность на проблеме – приверженность какому-то делу, призванию, долгу; дело воспринимается выше непосредственных личных потребностей.

5. Независимость и потребность в уединении – потребность в общении с собой, способность к творческому, конструктивному одиночеству.

6. Самостоятельность – независимость от культуры и окружения, опора на внутренние источники силы и развития, способность к самоконтролю и отсутствие подверженности влиянию внешних условий.

7. Свежесть восприятия – умение замечать и ценить даже самые обычные явления, наслаждение тем, что дается природой, судьбой, другими людьми.

8. Вершинные переживания – кульминационные моменты «озарения», чувство абсолютной гармонии с миром и природой, выход за пределы своего «Я».

9. Общественный интерес – чувство глубокой близости, сопричастности человеческому роду, сострадание и любовь ко всему человечеству в целом.

10. Глубокие межличностные отношения – круг общения невелик, но отношения с каждым из близких людей очень тесны, глубоки и серьезны.

11. Демократичный характер – свобода от классовых, расовых, гендерных, возрастных и прочих предубеждений, готовность учиться у других.

12. Разграничение средств и целей – цель никогда не оправдывает средства; приверженность нравственным и этическим нормам (хотя совсем не обязательно религиозность); способность наслаждаться различными занятиями ради самого удовольствия от деятельности (наслаждение средствами), а не ради достижения цели (например, удовольствие от физических упражнений как таковое, а не стремление к цели «стать здоровым» и т. п.).

13. Философское чувство юмора – удовольствие от того юмора, который скорее вызывает улыбку, а не смех, не от тех шуток, что высмеивают кого-то конкретного или бьют «ниже пояса», а скорее глупость и нелепости в человеческой жизни в целом (наглядный пример – разница между некоторыми «сиюминутными» шутками М. Задорнова и философским юмором М. Жванецкого).

14. Креативность – спонтанная и естественная способность к творчеству, подобная детской; не обязательно творчество в искусстве, но свежий и свободный от шаблонов, увлеченный подход к любому делу, которым человек занимается.

15. Сопротивление окультуриванию – независимость в сохранении собственных ценностей и идеалов, неподчинение догме.

Даже это краткое описание может способствовать впечатлению, что самоактуализирующиеся люди – это некие «сверх-человеки», одиноко воспарившие над огромной серой массой. Маслоу неоднократно подчеркивал, что это совсем не так. Да, во многих отношениях это люди исключительные и формирующие некий особый слой в человеческом обществе: «Эти индивиды, сами являющиеся элитой, выбирают в друзья также элиту, но это элита характера, способностей и таланта, а не рождения, расы, крови, имени, семьи, возраста, молодости, славы или власти» (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997).

И эти люди – отнюдь не ангелы, лишенные всех человеческих недостатков. Они могут быть тяжелы в общении, упрямы, вздорны, тщеславны и вспыльчивы. Многим они могут показаться холодными и равнодушными, и порой действительно ведут себя с «хирургической холодностью», особенно в ситуациях разрешения конфликтов. Как и все другие люди, они страдают от неуверенности и сомнений или же раздражают и обижают окружающих. И тем не менее они служат ярким свидетельством того, что потенциал человеческого роста и развития намного шире, чем тот, каким довольствуется большинство из нас .

Из книги Философские сказки для обдумывающих житье или веселая книга о свободе и нравственности автора Козлов Николай Иванович

Профконсультант – и немного о Самоактуализации Психолог-консультант нанят на работу, чтобы ориентировать подростков и молодежь в правильном выборе своей будущей профессии. Из теоретических трудов гуманистического направления он уже знает, что для человека важнее

Из книги За тенью сознания. автора Колташов Василий Георгиевич

4. Потребности. Человек продукт общества. Он невозможен без других людей, его не может быть без общественных отношений, только в них в процессе труда индивид становится человеком. С самого начала истории люди жили вместе, родовыми, затем соседскими общинами, вмести

Из книги Мотивация и личность автора Маслоу Абрахам Харольд

Подавление самоактуализации как угроза Соглашаясь с Гольдштейном (Goldstein, 1939, 1940), мы можем рассматривать большую часть индивидуальных переживаний, связанных с угрозой, как ситуации, тормозящие или угрожающие подавить развитие личности на пути к самоактуализации. Такой

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Креативность самоактуализации Как следствие, я счел необходимым разграничить «креативность таланта» и «креативность самоактуализации», причем последняя распространена гораздо более широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

Теория мотивации и самоактуализации и психология женщин Женщина - это поистине вечная загадка. Женщины подобны цветам. Каждый человек представляет для меня загадку, но женщины в большей степени, чем мужчины. (Maslow, цит. по: Hall, 1968, р. 56). Осваивая новые территории, Маслоу,

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

16. Исследования А. Маслоу по самоактуализации и творчеству Абрахам Маслоу, несомненно, является одним из самых выдающихся психологов XX века. Заслуга его заключается в том, что он стоит у истоков сразу двух психологических направлений – гуманистического и

Из книги Жизнь без усилий. Краткое руководство для удовлетворенности, внимания и потока. автора Бабаута Лео

Я и мои потребности Мои внешние черты обычно причиняли мне мало беспокойства. Я привык к тому, что быстро устаю, подолгу сплю и не могу, например, развить нужную быстроту во время игры в баскетбол. То, что у меня память была лучше, чем у других, или я быстрее мог

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности - признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил Львович

Из книги Как сохранить любовь в браке автора Готтман Джон

Тенденция к самоактуализации Существует фундаментальный принцип человеческой природы, который побуждает человека двигаться к большей конгруентности и к более реалистичному поведению. Более того, это стремление свойственно не только людям, это составляющая часть

Из книги НА ПОДСТУПАХ К ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ автора Маслоу Абрахам Харольд

ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” - НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со

Из книги автора

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

Из книги автора

РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ - ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются

Из книги автора

Шаг 2: Мои потребности Вот несколько типичных потребностей, о которых люди говорят на втором этапе. Осознайте все потребности, которые вы испытывали в то время. Выслушайте с сочувствием описание потребностей своего партнера.1. Чтобы меня выслушали.2. Чтобы меня

Из книги автора

14. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И САМОАКТУАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ Когда меняется философия человека (его природы, его целей, его возможностей, его самоосуществления), тогда меняется все, а не только философия политики, экономики, этики и аксиологии, философия межличностных