Память - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения.

Чтобы хорошо запомнить новую информацию, нужно учить перед сном. Для хорошего запоминания, конечно, необходимо высыпаться, как следует. Вероятно, поэтому и существует миф, что учить лучше всего непосредственно перед сном. Но на самом деле же всё верно с точностью до наоборот. Лучшее время для запоминания информации - утро. Попытки запоминания какой-либо информации вечером может лишь ухудшить эффективность памяти, так как возникает путаница "дневной" и "вечерней" информации. Да и нейрогормональный фон мозга благоприятен для запоминания как раз в утренние часы. В это время наблюдается наивысшая способность заучивать новые слова, даты и т.д., человек лучше сосредотачивается.

Можно обучаться во сне. Большое количество обучающих методик обещают быстрое обучение во сне, не тратя много времени. Фактически возможно обучение некоторым умениям во сне с помощью снов, а также "предсонного" состояния и перед пробуждением. Но перевести этот процесс в "промышленные" масштабы, к сожалению, практически невозможно. Количество знаний, усвоенных во сне, не поддается контролю. К тому же, при таком методе возможны нарушения нормального режима сна. Нормальное упорядочивание знаний во сне, полученных классическим методом - это естественный процесс. Вмешательство в этот процесс путем обучения во сне может привести к долговременным негативным последствиям и навредить здоровью.

Лучший способ запоминания - действие. Каждый в детстве использовал этот метод, занимаясь чистописанием. Конечно, такой способ достаточно эффективен по качеству запоминания, но не менее требователен к ресурсам (материальным, времени и т.д.). Например, Вы приобрели новую стиральную машину. Не будете же Вы самостоятельно изучать всевозможные функции и назначения кнопок, комбинации режимов. Скорее всего, Вы прочитаете инструкцию и по мере надобности будете открывать её снова и снова. Так и в жизни: совсем необязательно тратить её на самостоятельное практическое обучение. Но в некоторых областях принцип запоминания через действие действительно необходим - занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, танцы и др.

Возможно обучение во время сна. Существо множество различных методик, которые обещают эффективное и быстрое запоминание во сне. Теоретически получить с помощью снов, а также в состоянии непосредственно перед засыпанием и перед пробуждением некоторые знания возможно. Но к сожалению невозможно контролировать количество информации запомненной таким образом. При таком методе ко всему прочему можно нарушить нормальный режим сна. Это объясняется тем, что во сне наш мозг упорядочивает информацию, усвоенную за день, и любое вмешательство в этот процесс (попытки обучения во сне) может привести к долговременным негативным последствиям.

У пожилых людей память ухудшается. Да, старение затрагивает и мозг, заставляя нас терять работоспособные нейроны, множество людей старше 80 лет страдают болезнью Альцгеймера. Но почему-то не все понимают, что память необходимо постоянно тренировать, начиная с молодости. И тогда с возрастом признаков ухудшения практически не будет заметно.

Если человек быстро вспоминает, то у него хорошая память. Тот факт, что Вы быстро вспоминаете необходимую информацию, ещё не говорит о крепкой памяти. Скорость вспоминания связана с таким параметром памяти, как извлекаемость, а вот время, в течение которого хранятся запомненные факты, зависит от стабильности памяти. И эти две величины никак не связаны между собой. Даже если вспоминаем мы быстро, стабильность памяти развить мы не можем. Подобное заблуждение существует, возможно, из-за того, что при обучении обычно та информация, которую легче затем вспомнить запоминается лучше и на более долгое время.

Если хорошо выучить один раз, информация никогда не забудется. Это одно из наиболее распространённых заблуждений о памяти. На самом деле наша долговременная память может очень долго хранить информацию, даже в течение нескольких десятков лет. Конечно, можно допустить, что для большинства людей срок хранения информации в полвека может считаться вечным, но с точки зрения физиологии любая информация имеет свойство со временем забываться, даже в долговременной памяти.

Наша память "безразмерна". Это заблуждение возникает, наверное, ещё в средней школе. Согласно исследованиям ученых, объём человеческого мозга всё-таки ограничен. Хотя вполне возможно, один человек из миллиона способен запомнить наизусть всю Британскую Энциклопедию. К тому же, для долговременного запоминания значительных объёмов информации требуется огромное количество операций в мозгу человека. И по статистике, большинство людей за всю жизнь запоминают лишь около 100 тысяч фактов. Да и нужно учитывать, что при запоминании слишком больших объемов информации увеличивается риск заболевания болезнью Альцгеймера.

Мнемотехника - уникальное и эффективное средство запоминания. Частично это правда. С помощью мнемонических методов действительно легче запомнить больше информации за меньший период времени. Но нельзя думать, что информацию достаточно просто представить в наиболее удобном виде с помощью мнемоники, и автоматически она запомнится навсегда. Такие способы позволяют сократить количество повторений при запоминании, но заставить Вас мгновенно запоминать большие объёмы информации они не смогут.

Человек ничего не забывает. Существуют различные программы обучения (например иностранному языку), которые основаны на утверждении, что все, что когда-либо узнал человек, остается в его памяти навсегда - просто надо уметь найти эти сведения. Но ведь на самом деле, любую информацию можно забыть, и даже собственное имя. Конечно вероятность, что это произойдёт, ничтожно мала, но всё же она существует.

Память даётся нам от рождения, и изменить её нельзя. Некоторые схватывают всё на лету, а есть люди, которым необходимо значительное время на запоминание. Отсюда и появляются убеждения, что все зависит от наследственности, от родителей и других факторов. Такого мнения придерживались даже некоторые известные психологи, такие как Вильям Джеймс. Однако исследования показали, что память можно и нужно развивать постоянными тренировками. Более способные ученики, как правило, просто умеет преобразовывать получаемую информацию в наиболее простую для запоминания форму. Сообразительные люди быстро анализируют сведения и организуют их так, чтобы запомнить быстро и по возможности надолго. Этому может научиться каждый, у более способных же это получается подсознательно. После прохождения недельного курса по мнемотехнике большинство студентов улучшают свои навыки запоминания. В их мозгу не происходит каких-либо кардинальных изменений, просто они учатся более грамотно обращаться с информацией. Повторение - мать учения.

Бездумное многократное повторение может негативно повлиять на процесс запоминания. Да и усвоенная ранее информация может от этого пострадать. Повторение может быть эффективным в определенные промежутки времени и с большими паузами между ними. Причём все сугубо индивидуально.

Память можно улучшить с помощью таблеток. На данный момент не существовует таблеток, непосредственно улучшающих память. Все препараты, которые считаются таковыми, просто улучшают общее состояние здоровья. В их состав входят небольшие дозы сахара, кофеина и т.д. Однако рассчитывать на них не стоит.

Это интересно. Известный профессор Джим Тулли (Jimm Tully) провел массу исследований для получения "таблетки памяти". И он создал нечто подобное. Однако такая таблетка захватывает не какие-то определенные воспоминания или области знаний, а всю память, все впечатления, всю мышечную, кратковременную память - все реакции за определенный период. В психологической науке есть дилемма "стабильность или пластичность". Природа решила ее на свой манер, и это очень трудно изменить.

Представьте, если бы существовало особое время дня, когда уроки иностранного языка оказывали бы наибольший эффект. Как далеко вы бы продвинулись в занятиях?

Есть мнение, что для большинства людей самое результативное время дня - утро. Проверьте, возможно ваш иностранный язык стоит на месте из-за того, что вы откладываете занятия на поздний вечер? На то время, когда вы приходите с работы без сил и нет никакого желания уделять время языку. Вы бы с большим удовольствием посидели в интернете или не делали бы ничего. Так повторяется изо дня в день.

Что происходит, если вы каждое утро делаете зарядку или совершаете пробежку? Вы постепенно становитесь здоровее и выносливее, ведь так? То же самое происходит и с регулярным изучением языка. Вы все увереннее говорите, все больше понимаете… Когда вы начинаете выстраивать у себя , например, заниматься каждое утро спортом или иностранным языком, то первое время вам будет тяжело, но уже через несколько дней вы привыкнете, а через месяц эти действия станут частью жизни.

Попробуйте применять следующий план в течение месяца:

Утренние занятия

Утром выделяйте 15-30 минут (по вашим возможностям, можно и больше). За чашкой кофе сделайте несколько заданий:

  • посмотрите и послушайте ролик на иностранном языке
  • прочитайте новость на иностранном сайте
  • пройдите 1 страницу самоучителя
  • выучите 5 новых слов/выражений/фразовых глаголов/идиом, составив с ними предложение
  • проспрягайте 5 новых глаголов
  • напишите небольшой пост на другом языке в свой блог или на странице в социальной сети

Языковая практика по вечерам

По вечерам попробуйте уделять время разговорной практике:

  • разговаривая по телефону с другом/подругой, хотя бы на 5 минут переходите на язык изучения
  • сходите на собрание вечернего языкового клуба
  • если оказываетесь за границей, используйте любую возможность для практики: спрашивайте дорогу на улице, задавайте вопросы продавцу в магазине и администратору в отеле, официанту в ресторане
  • много слушайте - аудиокниги, музыку, диалоги и повторяйте за носителями языка

Регулярные занятия с наставником

Дважды в неделю проходите 1-2 урока со своим преподавателем. Во время изучения языка бывают разные моменты - иногда вы все схватываете на лету, а иногда сталкиваетесь с препятствиями. В любом случае, вы не обязаны проходить этот путь в одиночку. Работайте с преподавателем , который поможет вам правильно определять ваши цели и приоритеты и соотносить их с процессом обучения. Вы можете совершать ошибки, не нужно этого бояться, но учитель будет знать, на чем именно вам стоит сфокусироваться и направит вас.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Найдите то, что работает для вас

Конечно, удобнее всего позаниматься как следует утром, но не забывайте о своих индивидуальных особенностях. Мне, например, раньше было удобнее работать и учиться вечером, причем лучшие результаты я получала после 18.00. Со временем мои предпочтения и график поменялись. Теперь я люблю спокойные занятия в утренние часы после занятий йогой, но до работы.

Поэтому, прислушивайтесь к себе. Экспериментируйте, пробуйте разные типы занятий утром, днем и вечером. Главная наша цель - ежедневная работа с иностранным языком в одно и то же время. Только в этом случае вы увидите значительное продвижение в ваших навыках. Удачи!

А вы замечали, в какое время дня вам удобнее и эффективнее заниматься языками?

В своем обзорном исследовании был предложен подход – учиться читать читая. Применим его и для развития памяти – будем развивать память запоминая важный и интересный для нас материал, а не абстрактные слова и предметы.
Тем более что это является основным правилом, рассмотренным в предыдущей статье

Для начала создадим идеальные условия для запоминания, допустим стихотворного отрывка. Выбираем понравившийся, который мы хотели бы сохранить надолго в нашей памяти.

Почему начинаем с идеальных условий?

На этом этапе важно использовать весь потенциал нашей памяти, когда устранены все отвлекающие факторы. Мозговая деятельность, как впрочем, и физическая требует благоприятных условий.
Наша задача – затратить минимум усилий для достижения наилучшего результата.
Определяем время, когда запоминание будет наиболее продуктивным.

1. Влияние утомления.
Не самое лучшее время, если вы – утомлены, расстроены, озабочены и загружены проблемами. Иначе вы еще более утомитесь и вряд ли что-то запомните, а тем более вспомните на следующий день. Также неблагоприятное время, когда вы утомлены физически или у вас обострение хронической болезни. Переутомление главная причина забывания.
Да, вы запомните и в таком состоянии, но лишь малую долю из того что пытались заучить.

2. Суточные биоритмы.
Вся деятельность организма человека подчинена определенным ритмическим колебаниям, как и все живое в природе. И самый важный биоритм — суточный.

Состояние нашей интеллектуальной активности также подвержено суточным колебаниям, хотя мы этого можем и не замечать. В первые часы после пробуждения голова «ясная», энергия наибольшая. По мере того как проходит день – накапливается усталость. Продуктивность памяти также падает в течении дня. Сон восстанавливает жизненные силы. Сон с 22 ч до 6 часов является наиболее здоровым и полноценным.

Таким образом, именно утром мы владеем всеми нашими способностями в полной мере. Это правило, хотя есть и исключения, например, Достоевский работал по ночам, почти до рассвета.

Пики активности чередуются с часами спада .
Максимальная активность наблюдается: от 5 до 6 часов, с 11 до 12 часов, с 16 до 17 часов, с 20 до 21 часа, с 24 до часа ночи.

Несмотря на то, что на 24 — 1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности, она является не естественной активностью, и в последующие дни у таких людей резко снижается работоспособность. Такие нарушения естественного ритма сна приводят к ишемической болезни сердца, гипертонии, хронической усталости и пр.

Спад активности: с 2 до 3 часов, с 9 до 10 часов, с 14 до 15 часов, с 18 до 19 часов, с 22 до 23 часов.

Ученые установили, что максимум работоспособности наблюдается с 10 до 12 часов, затем уровень ее несколько падает и с 16 до 18 часов вновь незначительно повышается. Но это верно лишь для части людей.

Около 30% имеют максимальные показатели работоспособности только в вечерние часы, и 45 — 50% — одинаковый уровень работоспособности в течение всего рабочего дня. Эти группы людей условно названы «жаворонками», «совами» и «голубями».

Работоспособность «сов» отодвигается, как правило, на вечернее время, когда организму приходится затрачивать дополнительные усилия для бодрствования. А это преждевременно изнашивает организм.

Кратко:
Сова – это тот, кто поздно встает и поздно ложится. С утра вставать очень тяжело. Продолжает спать на ходу еще час-два после пробуждения.
Жаворонок — тот, кто рано ложится спать, рано просыпается, причем очень легко. Утром он в «ударе», но к вечеру энергия заканчивается.

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка - мозг человека постоянно впитывает знания, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и, если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом - работой или учёбой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвёл итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные следствия проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех - это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой разогрев помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель - в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать, - обучение и . Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете своё мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность - это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно полностью сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей» - когда опыт, полученный в процессе решения, не раз помогает в будущем. Так что не бойтесь ошибок: они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами: графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и, если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти этому применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применять факты в реальной жизни, надёжно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудиоматериалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте всё одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вам удастся мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет учиться быстрее и эффективнее. Не оставляйте знания обособленно - встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте в себе и знайте, что у вас всё получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .