После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это в наставление о том, что жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства.

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит. Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Быт. 4 - 11 Этими словами Господь показывает, что всякий человек, даже с такими задатками, как у Каина, может стать праведником.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: “Где брат твой Авель?” Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: "Не знаю; разве я сторож брату моему?". Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление.

Тогда Бог сказал ему: "Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле".

Тяжкое наказание сломило упорство Каина. Он стал просить, чтобы кто-нибудь, встретившись с ним, убил его. Но это желание, вызванное отчаянием, было преступно и потому не могло быть исполнено. Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было его преступление и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни - другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф, что значит “основание” - основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Когда родились Каин и Эвель?

Каин и Эвель (Авель) - дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте - Ева).

Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ).

В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.

Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания [из Ган Эдена - Райского сада . Прим.ред .], а другие - что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель - в 30-ом.

Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б ), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу [см. на сайте: Что такое Агада ].

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

Ссора

Вследствие греха, совершенного первым человеком , […] на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ).

В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он [Адам] пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

За это время сыновья Адама женились на своих сестрах - Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3 ): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда ). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель - на Бельвире (Абраванель , Берешит 4:1; Седер адорот ).

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель - стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар ). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ).

На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ) [ - прим.ред .].

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ).

Всего в пятнадцати стихах 4-ой главы Библейской книги Бытие, описаны Каин и Авель, история отношений которых, является онтологическим разбором человеческой психологии. Взаимодействие двух братьев, лишённые всякого антуража, показывает архетип отступления человека от добра.

О чём говорит первоисточник и как его понимать?

Вот на этом снимке вся библейская история Каина и Авеля

От этого источника, происходит множество толкований. Но обращать внимание следует только на объяснения от авторитетных источников, которые видят этот текст в духе православия.

Есть одна аксиома, которая очень способствует правильному пониманию Библейских текстов, а именно: «В Библии нет ни одной лишней точки. Каждый знак, а тем более слово имеет значение» .

Но прежде чем приступить к разбору этого отрывка, следует поведать про очень любопытный факт.

У Библии, есть несколько уровней понимания текста. Например:

1. Читают весь текст подряд – один смысл;

2. Читают каждое третье слово – получается пророчество;

3. Читают каждое седьмое слово – ещё один уровень.

Библеисты, насчитывают три дюжины вариантов прочтения Библии, но в настоящее время известны не более десятка.

Важно и то, что правильно понять историю про Каина и Авеля, да и вообще всю Библию, можно только читая её в контексте той культуры, в которой она была записана.

Толкования основ

Прежде всего следует открыть значение имён. Имя Каин, происходит от еврейского глагола «канна » - приобретать и местоимения «инна ». И дословно означает – «я приобрела». Это были слова Евы, которая впервые на Земле родила младенца. Ведь Каин был не только первым ребёнком у Адама и Евы, но он был:

· Первый младенец, так как и Адам и Ева были созданы Богом уже взрослыми;

· Первый родившийся человек;

· Первый человекоубийца.

В одном человеке, сошлись столько невероятных качеств!

Для Адама и Евы, которые лицом к лицу общались с Богом и жили в Раю, память о прежней жизни была очень и очень скорбной. Ведь они сами потеряли то, что далось им даром. Больше этого, ничего быть не может. И в рождении ребёнка, Ева видела дар от Господа, который подтверждал пророчество данное в Быт 3:15.

Но Каин родился уже с трансляцией первородного греха!

И в словах Евы «человека от Господа», все толкователи видят упование праматери на то, что новоявленные родители, теперь действуют в унисон с Богом. Если их (Адама и Еву) сотворил сам Господь, то теперь они с Божьей Помощью, могут тоже порождать детей.

Авель – у имени нет прямого аналога в русском языке. Это слово произошло от глагола «гаваль», которое означает «дышать, выдувать», и по смыслу ближе всего к таким понятиям как: «дымка, марево, призрачный».

Другими словами, Ева уже не испытывала такого вдохновения, как при рождении первенца.

Во втором же стихе говорится и о профессиональной принадлежности братьев: Каин стал земледельцем, а Авель – пастухом овец.

При современном взгляде, занятие Каина было более мирным, ведь он выращивал растительную пищу. Авель же занимался животноводством, а это по любому работа связанная с кровью.

Но на самом деле, всё выглядит совсем иначе.

Согласно Библии, употребление мяса было допущено Господом только после Всемирного Потопа (Быт 9:3), до этих пор все питались только растительной пищей. А овцы, как раз и предназначались для жертвоприношения! То есть, Каин занимался только устройством в земном мире, а Авель работал, заботясь о жертвенных животных.

Причина зарождения зависти

С 3-го по 5-ый стих говорится о жертвоприношении, которое совершили Каин и Авель. История Ветхого Завета, однозначно утверждает, что для жертвоприношения Господу выбирается самое лучшее. И в этих стихах можно прочитать, что Каин принёс от плодов земли . Авель принёс: от первородных стада и от тука их . То есть, Авель выбирал лучшее, первородное. Да и от них взял тук. Каин же принёс просто жертву, без разбора на лучшее и худшее.

Господь один сердцеведец, он знает, что было в мыслях и о чём было сердечное чаяние братьев. Поэтому видя чистоту Авеля, на его жертву призрел , а жертву Каина не почтил вниманием.

И вот здесь зародилась зависть – Каин сильно огорчился, и поникло лицо его . Слово «огорчился», имеет более точный перед с еврейского – «разгневался». Очевидно, что желание быть более любимым для Бога, присутствовало в Каине. Но добиваться Его милости он возжелал более лёгким путём – устранив брата.

Стихи 6-7, это вразумление от Бога. Господь уже видит, что на сердце у Каина, и прямо спрашивает у него: Если ты сделал доброе, то почему не радуешься ?

Ведь лицо его было опущено вниз. Он не радуется успеху брата, и не печалится о своих ошибках! Именно злоба и зависть изменили черты его лица и заставили его взору упереться в землю.

И далее: Если не делаешь доброе, то грех лежит у дверей твоих. Он влечёт тебя, но ты не пускай его . Это место легче понять, если читать его на церковно-славянском языке. Господь как-бы говорит, что лицо это зеркало того, что гнездится в человеческой душе. И если лицо поникло, то мысли у человека тёмные. Он (человек), как бы смотрит на лежащий у двери грех.

Но самое важное – Ты не пускай его !

То есть, человек всегда добровольно делает выбор между добром и злом. Каждую секунду своей жизни, человек делает этот выбор. Сам грех не может поселиться в человеческой душе. Человек должен добровольно дать согласие, чтобы грех вошёл в его сердце.
Подтверждая эти слова, псалмопевец Давид говорит: "Блажен муж, иже разобьёт младенцы твоих о камень " (Пс.136:9). Другими словами, уничтожать грех надо тогда, когда он ещё в младенческом состоянии.

Именно этот стих, производит анализ человеческой психологии, с опорой на художественное отображение борьбы между добром и злом, которое проявляется на лице человека.

Братоубийство: грех, обличение и наказание

Стихи 8-15, раскрывают подробности первого человекоубийства.

Каин позвал брата в поле. Ему нужен был предлог, чтобы уединиться с Авелем. В Мидрашах, приводятся подробности этого преступления. Ведь по факту, истории раздора Каина и Авеля как таковой нет. Авель не имел вражды против брата.

Каин не знал, как убивают, поэтому наносил удары и повреждения Авелю, пока тот не затих.

В следующем стихе Господь обращается к Каину и спрашивает у него о его брате. И Каин, совершенно потеряв разум, начинает как и его родители, прятаться от Бога, подсознательно говоря Ему в упрёк: «Не знаю, разве я сторож брату своему ».

А ведь Бог сначала дал возможность покаяться убийце! Но сердце Каина уже окаменело.

И тогда уже Господь обличает, проявляя своё могущество: Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет от земли .

Обратите внимание, что если за грех Адама и Евы были прокляты змей (Сатана) и земля, то вот в случае с Каином, земля становится орудием возмездия в руках Бога: Ты будешь изгнанником и скитальцем .

В ответ, Каин выражает малодушие: Наказание больше, нежели я могу вынести, и каждый встретившийся может меня убить .

Толкователи понимали под словом "земля" – райский сад. То есть, то место где обитали первые люди после изгнания из Рая. А убить его могли дети и внуки Адама, ибо по мнению библеистов, обитаемая земля была уже населена потомками Адама и Евы.

Но в окончании истории Каина и Авеля, Господь делает преступнику знамение и обещает отомстить его убийце всемеро.

По поводу видимого проявления этого знамения, единого мнения нет. Некоторые богословы уверены что у Каина вырос рог, некоторые утверждают что на его челе появилась надпись (знак). Еврейские Мидраши уверяют, что Бог приставил к Каину собаку, чтобы она всегда сопровождала его.

Итог

История Каина и Авеля сводится к анатомии зарождения греха в человеке, без участия Дьявола. После грехопадения Адама, человек получил удобопреклонность ко греху.

Но преклонность и предопределённость, это разные понятия.

Самый простой пример, можно опробовать на себе.

Вот что может быть проще, чем удержать свой язык? Это ведь очень маленьких орган, и полностью под властью человека.

А попробуйте одни сутки, не произнести ни одного упрёка, ругательства, осуждения в адрес кого-бы то ни было. Постарайтесь выделить один всего день для этого эксперимента.

Результаты не заставят себя ждать даже до полудня.

Свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин ― история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Человеческие пороки ― виновники всех преступлений

Каин и Авель ― история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны ― вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья ― Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший ― Каин - стал земледельцем, а его младший брат Авель ― пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин - начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин ― история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело - желать чего-то, и совсем другое ― дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство ― грех, но пролить кровь родного брата - грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ― он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин ― история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание ― суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил ― вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.

КТО ТАКОЙ КАИН В БИБЛИИ?

Каин - первый сын Адама и Евы, т.е. первый рождённый на Земле человек. Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии. Прославился тем, что стал первым в истории убийцей на Земле (лишил жизни своего брата Авеля).

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Историю Каина мы узнаем из Книги Бытия.

После изгнания из рая у Адама и Евы родился первенец. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель , что значит «прах, плач», то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

Авель стал скотоводом, а его брат Каин — земледельцем.

Конфликт начался с жертвоприношения Богу (это были первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли. (Быт. 4:2-4)

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, — дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, — дым от нее стелился по земле. (Быт. 4:4-5)


Здесь мы видим, что не все жертвы Богу угодны. Жертва Богу должна соединяться с внутренней жертвой доброго сердца и добродетельной жизнью. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

Увидев, что жертва его не принята, Каин разгневался на брата и стал завидовать ему. Лицо его помрачнело. Господь, видя озлобление Каина, обращается к нему, как к родному, но стоящему на краю пропасти сыну, предостерегая от уже замышленного братоубийства. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?» (Быт. 4:6) Такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним». (Быт. 4:7)

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого. И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать.

Но не внял Каин Божьему увещеванию и, зазвав Авеля в поле, убил его. (Быт. 4:8)


Тогда Господь обратился к Каину, желая, чтобы он покаялся, и спросил его: «Где брат твой Авель?» Но диавол окончательно овладел сердцем Каина, и тот дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?». (Быт. 4:9) Это отрицание вины уже не давало надежды на исправление. Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моему?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставить его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Кровь брата твоего вопиет ко Мне от земли. За это ты будешь проклят, и земля не будет плодоносить тебе, и будешь ты скитаться по земле». (Быт. 4:11-12)

Вот такое жесткое наказание - Каин был лишен плодов земли и обречен на непрерывные скитания.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно ».(Быт. 4:13) Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля.

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14). А чтобы первый же встречный не убил преступника — первого рожденного женщиной человека и первого человекоубийцу — Бог отметил Каина особым знаком. В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления». Как наказанный убийца, Каин должен был служить предостерегающим примером для других. Поникшее, искаженное злодейством лицо его служило знаком, чтобы никто не убил его, ни дикий зверь, ни человек.

Велико было преступление Каина и оскорбление, нанесенное чистоте и святости любви. Но, несмотря на это, нашлись люди, которые решились последовать за Каином в изгнание. У него была жена, которая тоже последовала за ним. Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох и потомство Каина потом тоже распространялось по земле.

Это повествование открывает перед нами два пути: путь с Богом и путь без Бога, путь добра и любви и путь зла, гордости и произвола. Один приводит к вечной жизни — другой к смерти…

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать жизни, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством и является одним из самых тяжких грехов.

…А Адаму и Еве Бог дал другого сына. Безмерна была их радость. В надежде, что он не будет таким, как Каин, а заменит Авеля, его назвали Сиф , что значит «основание» — основание новому человечеству, мирному, благочестивому, в котором не будет братоубийства и злобы, которое веками будет шаг за шагом возвращаться на дорогу праведных, ведущую человека через преодоление греха к Богу.

Материал подготовлен на основе статьи в журнале "ФОМА"