До конца 2015 года Россия завершит уничтожение химических боеприпасов еще на четырех объектах его хранения – об этом 15 января сообщило агентство «Интерфакс-АВН». Руководитель Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия генерал-полковник Валерий Капашин в интервью заявил, что к концу текущего года Россия уничтожит более 90% имеющегося у нее химического оружия в соответствии с международными соглашениями.

Из сообщения также стало известно, что к двум российским объектам хранения и уничтожения отравляющих веществ (ОВ), которые в предыдущие годы полностью выполнили задачи по утилизации химических вооружений , в этом году прибавится еще четыре. Всего на территории России существует семь таких объектов – в частности, «Горный», «Камбарка», «Леонидовка», «Марадыковский», «Почеп» и «Щучье». Последний и седьмой по счету объект, где работы по ликвидации отравляющих веществ продолжатся и в 2016 году – специализированный завод в Удмуртии.

Международное соглашение по химическому оружию (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, а также о его уничтожении) вступило в силу 29 апреля 1997 года. На сегодня его подписали и ратифицировали практически все страны мира. Из шести оставшихся два государства подписали, но ещё не ратифицировали (Израиль и Мьянма), и четыре – не подписали Конвенцию (Ангола, Египет, Северная Корея, Южный Судан).

Согласно положениям Конвенции, завершить уничтожение химического оружия предполагалось к 2007 году, однако в силу объективных причин многие страны не укладывались в утвержденные графики, и сроки пересматривались и отодвигались. По оценкам некоторых экспертов, при сохраняющихся темпах работ Россия избавится от своих запасов отравляющих веществ не ранее 2017–2019 годов. В частности, такой прогноз сделал доктор технических наук Александр Горбовский – член международного Научно-консультативного совета по затопленному химическому оружию. По его словам, о том, что сроки выдержать не удастся, было известно еще в 2006 году, так как Россия приступила к работам по реализации Конвенции лишь в 2000 году. Во избежание нарушений международных соглашений, Россия также обращалась в международные инстанции, контролирующие процесс реализации Конвенции с просьбами об отсрочке, и сроки переносились.

Все химическое оружие России имеет истекший срок годности
lenta.ru

Российская Федерация не менее других участников международного сообщества заинтересована в уничтожении своих запасов ОВ, так как на сегодня на российских военных складах не осталось боеприпасов, у которых не истек бы срок годности. По мнению генерал-полковника Капашина, хранение ОВ с истекшим сроком годности представляет чрезвычайную опасность – еще большую, чем процесс его утилизации.

История применения человеком химического оружия насчитывает не одно тысячелетие. В древности во время осады городов и крепостей армии часто использовали едкие вещества или раздражающие и удушающие дымы в стремлении если не уничтожить, то обессилить противника и сломить его волю к сопротивлению. В апреле этого года исполнится ровно 100 лет со дня первого применения боевых отравляющих веществ , что послужило толчком к их массовому производству и применению. Несмотря на то, что уже первый опыт боевого использования отравляющих веществ показал их малую стратегическую ценность и выявил тактические риски для стороны, его применяющей, многие страны мира стали активно накапливать химические вещества как потенциально опасное оружие массового поражения (ОМП). В случае удачной атаки таким оружием удавалось выводить из строя сразу тысячи солдат противника. И хотя неблагоприятные погодные условия могли свести эффективность химической атаки к нулю, считалось, что сам факт наличия такого оружия в арсеналах страны делает ее более защищенной.

Как показала практика, тезис о химическом оружии как гаранте мира не подтвердился. Химическое оружие не стало действенным фактором, способствующим уменьшению военной угрозы, при этом его хранение стало чрезвычайной угрозой для страны-владельца. Ядовитые вещества, служащие компонентами такого оружия, часто имеют ограниченные сроки годности и обладают агрессивными свойствами, активно разрушая емкости для хранения компонентов и сами боеприпасы. Безопасное уничтожение таких боеприпасов стоит в десятки раз дороже их производства и сопряжено с большими опасностями. К примеру, срочная ликвидация химического оружия в Сирии (примерно 1000 тонн), где вспыхнула гражданская война, обошлась мировому сообществу в один миллиард долларов (при этом речь шла лишь о его эвакуации из страны).


Хранение химического оружия дороже его производства
bk.ru

В Вооруженных силах России с оружием массового поражения, в том числе, и химическим оружием, имеют дело войска радиационной, химической и биологической защиты. Главным предназначением таких войск, как в мирное, так и в военное время является защита войск и гражданского населения от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения.

Как уже говорилось, Россия подписала Конвенцию в январе 1993г. и ратифицировала в ноябре 1997г. Однако, как всегда, «гладко было на бумаге, но забыли про овраги».

Немного истории. Еще в процессе разработки Конвенции, бывшим руководством СССР было принято решение (самостоятельное и индивидуальное) о сокращении химических вооружений. В 1985г. (за 8 лет до появления Конвенции) началось строительство первого объекта по уничтожению ХО (г.Чапаев Самарской области). Завод был построен в рекордно короткий срок – за 2 года, но так и не введен в эксплуатацию, чему причиной политические, экономические и социальные перемены в России на рубеже конца 80-х начала 90-х годов плюс агрессия со стороны так называемых борцов за экологию, преследующих исключительно собственные интересы и играющих поэтому на вопросах безопасности и экологичности объекта. (Рассказать про немецкие ОВ на Балтике). В итоге объект сначала был заморожен, а потом перепрофилирован в учебно-тренировочный центр по подготовке специалистов соответствующего профиля.

Запасы ХО в России включают боеприпасы и приборы авиации, ракетных войск и артиллерии (Сухопутные войска) в снаряжении ОВ, а также запасы ОВ в емкостях. Общее количество ОВ в России (табельных) составляет около 40 тыс.т, из них около 80% – в снаряженных боеприпасах (ХО I-й категории).

Процесс ратификации был сложным, на него ушло более 4-х лет с момента подписания КХО.

Основные аргументы, которые были против:

– нереальность выполнения Конвенции в заданные сроки (10 лет) из-за неготовности материально-технической базы и невозможности полного финансового обеспечения работ по уничтожению ХО;

– неприемлемость требований КХО о физическом уничтожении объектов-производителей ХО;

– «дороговизна» для России стоимости международных инспекций (несколько десятков млн. долларов в год);

– недоверие к мерам контроля за выполнением требований Конвенции, особенно за скрытным продолжением исследований в области ХО.

Доводы «за» ратификацию:

– «возрастание» внешнеэкономического влияния России;

– существенное увеличение международной финансовой и технической помощи в целях уничтожения ХО;

– увеличение объема информации через организацию по запрещению ХО (ОЗХО) об оружии и технологиям других стран; оценка реальных и потенциальных угроз в данной области; создание новых рабочих мест и развитие высоких технологий;

– возрастание объема внешней торговли химической продукции, исключение экономических потерь из-за введения санкций против России в случае нератификации КХО;

– снижение опасности химического терроризма, в т.ч. в связи с незапрещением разработок средств защиты от ХО.

Теоретическая и нормативно-правовая готовность России приступить к выполнению взятых обязательств отражена в утвержденной в марте 1996г. (с поправками 2001г.) Правительством РФ целевой федеральной программы «Об уничтожении запасов ХО в РФ».

Главной целью Программы является уничтожение запасов ХО в России в соответствии с КХО и снятие социально-психологической напряженности населения в районах хранения из-за возникающих рисков длительного хранения запасов. Программа должна была быть выполнена в сроки с 1995 по 2009гг., при общей стоимости затрат около 20 млрд. рублей и 500 млн. долларов на цели, связанные с обеспечением международного контроля. Однако по экономическим соображениям сроки оказались нереальными.

Новая редакция Программы (2001г.) содержит ряд новых принципиальных положений:

– уточнение сроков уничтожения ХО I-й категории, которое планируется завершить до 29 апреля 2012г. по этапам.

Завершение конверсии или уничтожение объектов по производству ХО в сроки, установленные КХО, т.е. 29 апреля 2003г. и до 29 апреля 2007г.

– сокращение количества и масштабов объектов по уничтожению ХО (строительство 6-ти объектов вместо 7-ми, из них только два полномасштабных);

– уничтожение или утилизация продуктов детоксикации ОВ на существующих промышленных объектах, что позволяет исключить строительство специальных полигонов для захоронения отходов;

– организация вахтового метода эксплуатации объектов по уничтожению ХО, что позволяет сократить потребность в людских ресурсах и расходов на строительство объектов специальной инфраструктуры для персонала объектов;

– проведение комплекса внешнеполитических мероприятий по оказанию донорской помощи для уничтожения ХО.

Общая стоимость Программы оценивалась уже в 93 млрд. рублей в ценах 2001г. Однако финансовое обеспечение Программы начало срываться с самого начала, и при такой ситуации Россия даже до 2012г. не сможет выполнить своих обязательств. Реальная стоимость Программы с учетом инфляции до 2012г. составит уже около 175 млрд. рублей и, следовательно, ежегодно необходимо выделять на нее от 12 до 15 млрд. рублей. Именно огромная стоимость химического разоружения (дороже, чем вооружение) заставила Россию при подписании КХО обратиться за помощью к международному сообществу. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия выдали устные заверения о финансовой и материально-технической поддержке усилий России.

Все же, несмотря на финансовые трудности, Россия к настоящему времени сделала много в области своего химического разоружения.

Во-первых , создана нормативно-правовая база, обеспечивающая уничтожение ХО. Сюда относятся:

– Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия», 1997г.;

– Федеральный закон «О ратификации КХО» 1997г.;

– Федеральный закон «О социальной защите граждан, занятых на работах с ХО» 2000г.

Действуют более 40 различных нормативных актов Правительства РФ по реализации данных законов. В частности полная ответственность за выполнение КХО возложена на созданное Российское агентство по боеприпасам (Росбоеприпасы), т.е. основные функции по химическому разоружению переданы из Минобороны в гражданское ведомство, коим является Росбоеприпасы.

Учитывая, что в химическом разоружении участвуют около 20 федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, для координации их деятельности указом Президента РФ в 2001г. была создана Государственная комиссия по химическому разоружению, председателем которой назначен Кириенко (тогда – полномочный представитель Президента в Приморском федеральном округе, где размещаются основные производства ХО и базы его хранения).

Во-вторых , завершено уничтожение ХО II-й категории (в основном – фосген) и III-й категории в сроки, установленные КХО.

В-третьих , ведутся работы по уничтожению или конверсии объектов по производству ХО. Завершение этих работ к 29 апреля 2007г. вполне реальная задача.

В-четвертых , завершено строительство (2002г.) первого российского объекта по уничтожению ХО (пос.Горный Саратовской области, 1% ХО). В декабре 2002г. он был пущен в эксплуатацию.

В-пятых , во всех районах хранения ХО практически завершены работы по созданию объектов социальной и инженерной инфраструктуры, необходимых для начала строительства объектов по уничтожению ХО. Часть таких объектов уже введена в эксплуатацию (г.Щучье Курганской области, первая очередь строилась за счет безвозмездного содействия со стороны США в соответствии с соглашением между РФ и США 1999г.).

В целом можно говорить о том, что только одно положение КХО – о сроках уничтожения ХО I-й категории не выполняется Россией. При этом Россия, имеющая самые большие в мире запасы ХО, и при подписании КХО и при ее ратификации обращала внимание на те трудности, с которыми ей придется столкнуться при практической реализации Конвенции.

Возможными международными последствиями нехватки у России собственных средств на уничтожение ХО могут быть:

– снижение эффективности КХО и, как следствие, невыполнение основной ее цели – универсальности, или ее развал (пока Россия не уничтожит ХО, его будут придерживать и другие страны);

– ухудшение социально-политической ситуации в регионах, где располагаются базы хранения ХО и где строятся объекты по его уничтожению. Это ухудшение может развиться вследствие того, что Россия не может полностью удовлетворить высокозатратные запросы населения в этих регионах. Пример – опыт построенного, но не пущенного в эксплуатацию объекта по уничтожению ХО в г.Чапаевске (массовые протесты, забастовки, блокада объектов и.т.д.). Подобные действия могут привести к срыву сроков выполнения обязательств по КХО.

Таким образом, подводя итог анализу проблемы химического разоружения в России, необходимо констатировать, что в настоящее время эффективность КХО в целом определяется успехами или неуспехами России в выполнении конвенционных обязательств. При благоприятном исходе с 2012г. мир будет существовать без ХО. В этом и заключаются все перспективы современного ХО.

Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО ) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля 1997 года , после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия , открытой к подписанию в январе 1993 года. В 2013 году ОЗХО награждена Нобелевской премией мира .

Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.

Штаб-квартира расположена в Гааге (Нидерланды).

Структура ОЗХО

Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.

Конференция государств-участников

Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В её состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации её предмета и целей, а также рассматривает её соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.

Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Отчет о деятельности предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.

Технический секретариат

Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки её соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.

Химическое разоружение

По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ составляли 63 %: (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %); кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.

13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Босния и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).

На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.

В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .

Инспекционная деятельность ОЗХО

За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.

Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.

Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.

Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.

В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.

Международное сотрудничество

Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что её участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.

УТВЕРЖДАЮ

КОМАНДИР ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 35776

полковник

Н. Колонтаевский

« »___________ 2014 г.

Химическое разоружение - завершающий этап


Выполнение Российской Федерацией международных обязательств по «Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении» (Конвенция) находится на завершающем этапе.
К 1 марта 2014 г. Россия безопасно уничтожила более 78 % или 31,1 тысячу тонн запасов отравляющих веществ.
Начальник Федерального управления по безопасному хранению и уничтожению химического оружия (Федеральное управление) генерал-полковник В.П. Капашин сказал: «Поставленную руководством страны задачу по полному уничтожению запасов химического оружия мы выполним, в этом нет никакого сомнения. Гарантией тому является завершение создания всех запланированных семи объектов по уничтожению химического оружия (Объект) и высокопрофессиональный коллектив Федерального управления».
Таково общее состояние дел по уничтожению химического оружия в Российской Федерации.
С начала выполнения четвертого этапа в Российской Федерации введены в эксплуатацию два Объекта: в Брянской области - «Почеп» (ноябрь 2010 года) и в Удмуртской Республике - «Кизнер» (декабрь 2013 года).
Всем запомнились слова начальника Федерального управления при пуске завершающего седьмого объекта «Кизнер»: «Любой человек, находящийся на моем месте и отвечающий за процесс уничтожения химического оружия в Российской Федерации, за его безопасное хранение, который 11 лет назад вводил в эксплуатацию первый Объект в пос. Горный Саратовской области и дождался пуска завершающего в пос. Кизнер Удмуртской Республики испытывал бы чувства гордости за свое дело. Этот момент наступил!».
Кроме этого знакового события – ввода в эксплуатацию седьмого Объекта, в 2013 году на объектах «Леонидовка» (Пензенская область) и «Марадыковский» (Кировская область) Федеральное управление приступило к полномасштабному уничтожению авиационных химических боеприпасов сложной конструкции (БСК), содержащих не только отравляющие, но и взрывчатые вещества.
Несомненно, это большой успех отечественной научной и инженерной мысли, очередная победа специалистов Федерального управления, так как технологии уничтожения БСК разработаны российскими учеными и применены впервые в мировой практике.
В 2013 году был введен в эксплуатацию второй пусковой комплекс по уничтожению химических боеприпасов ствольной и реактивной артиллерии больших калибров на объекте «Щучье» Курганской области.
По словам начальника Федерального управления генерал-полковника В.П. Капашина основной задачей 2014 года является завершение строительства корпуса БСК (артиллерийские химические снаряды и головные части ракет) на объекте «Щучье» и пуск в эксплуатацию второго этапа пускового комплекса на Объекте в пос. Кизнер Удмуртской Республики.
Следует отметить, что на всех этапах химического разоружения первостепенное внимание уделяется безопасности персонала, работающего на Объектах, безопасности жителей, проживающих в районах расположения Объектов и охране окружающей среды.
Над проблемой обеспечения гарантированной безопасности технологий и функционирования Объектов работали и работают лучшие ученые-химики, технологи, инженеры и проектировщики – самые высокопрофессиональные специалисты нашей страны.
По словам полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), председателя Государственной комиссии по химическому разоружению в Российской Федерации М.В. Бабича, мы полностью выполним обязательства по ликвидации своего боевого потенциала химического оружия. Это имеет большое международное значение и отвечает интересам национальной безопасности России. «Наша страна последовательно проводит курс на химическое разоружение и предъявляет убедительные доказательства своей приверженности духу Конвенции», - сказал М. Бабич.
Накопленный за прошедшие годы опыт позволяет уверенно смотреть в будущее и рассчитывать на успешное выполнение конвенционных обязательств Российской Федерации по химическому разоружению в определенные Президентом страны сроки.