Ведущий институт Европейских Сообществ и ЕС. Она воплощает в себе наднациональное начало. Призвана отражать и защищать интересы европейской интеграции от каких бы то ни было посягательств на юрисдикцию и полномочия ЕС со стороны государств-членов.

Назначение Председателя и членов Комиссии осуществляется государствами-членами ЕС. В соответствии с договором о европейском союзе формированию всего состава Комиссии предшествует достижение соглашения по кандидатуре Председателя Комиссии. Практика показывает, что даже возражение одного из государств-членов против выдвинутой кандидатуры исключает возможность назначения. Выдвинутая кандидатура представляется на одобрение Европейскому парламенту. Одобренный Парламентом кандидат совместно с правительствами государств-членов участвует в подборе кандидатур, предлагаемых к назначению в состав членов Комиссии. Парламент должен одобрить.

Председатель и члены Комиссии должны удовлетворять целому ряду требований. Они должны состоять в гражданстве европейского союза. Должны обладать высокой профессиональной квалификацией, практическим опытом и осуществлять свои функции исключительно в интересах Сообществ и Союза. Они должны быть независимыми и не должны получать указаний от своего правительства.

Комиссия и ее члены назначаются сроком на 5 лет. Досрочная вакансия замещается в том же порядке, в каком производится назначение членов Комиссии при ее формировании. Вновь назначенный член Комиссии исполняет свои обязанности до истечения общего срока полномочий данного состава ЕК.

Каждый член Комиссии возглавляет определенное направление деятельности и руководит работой соответствующих административных служб. Член Комиссии имеет свой собственный аппарат, образующий его кабинет, члены которого подбираются и назначаются лично самим комиссаром по его усмотрению.

Учредительными договорами установлен институт парламентской ответственности Комиссии. Решение об отказе в доверии Комиссии принимается Европейским парламентом по инициативе его депутатов. Проект резолюции порицания, внесенный в бюро Парламента, должен быть поставлен на голосование не ранее чем через 3 дня после его представления. При голосовании применяется особо усложненная процедура. Для того, чтобы решение о порицании Комиссии было принято, необходимо, чтобы за него проголосовало не менее 2\3 всех участвующих в голосовании при условии, что на заседании Парламента присутствует большинство списочного состава депутатов.

Статья 155 Договора о ЕС выделяет 4 главных полномочия Европейской Комиссии.

1.Она обеспечивает осуществление учредительных договоров, равно как и иных нормативно-правовых актов, принятых институтами ЕС во исполнение и применение последних.

3.Обладает собственной распорядительной властью, а равно участвует в принятии решений другими институтами, прежде всего Советом и Парламентом.

4.Обеспечивает исполнение решений, принятых Советом в рамках его компетенции, исполнение которых возлагается на Комиссию.

При осуществлении функции 1, она осуществляет практически двоякую функцию. С одной стороны, Комиссия всей своей деятельностью в рамках учредительных договоров и во исполнение их предписаний организует и направляет деятельность Европейских сообществ. С другой стороны, она выполняет не менее важную функцию контроля за соблюдением обязательств по учредительным договорам и исполнением предписаний вторичного права государствами-членами. Если при рассмотрении нарушение или неисполнения согласие не достигнуто, то Комиссия может обратиться с иском в Суд ЕС. Одновременно может просить о наложении штрафных санкций. Решение Суда обязательно для исполнения.

Амстердамский договор заметно расширил круг применения санкций против нарушителей ЕП. Он предусмотрел возможность инициирования Комиссией новых санкций против государства-члена, грубо и ситематически нарушающего принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод, принципы правового государства, то есть принципы общие для всех государств-членов.

Комиссия может давать рекомендации и по собственной инициативе, и по запросу других институтов в тех случаях, когда это установлено действующими правовыми установлениями. Рекомендации Комиссии имеют двоякое назначение. Во-первых, они могут содержать как изложение программы действий Комиссии, так и осуществления определенных мероприятий, обеспечивающих функционирование Сообществ и реализацию целей и задач, которые перед ними стоят. Во-вторых, такого рода рекомендации должны в определенной мере ориентировать государства-члены в том, что касается позиции институтов Союза по вопросам, подлежащим урегулированию в нормативно-правовом порядке или по вопросам, которые напрямую не отнесены к ведению Сообществ, но по которым Комиссия может занимать определенную принципиальную позицию, опираясь на общие принципы ЕП.

Одно из важнейших полномочий Комиссии состоит в том, что она наделена правом законодательной инициативы. По общему правилу, все нормативно-правовые акты, принимаемые Советом или Советом совместно с Парламентом, рассматриваются на основе предложений, вносимых Комиссией.

Право законодательной инициативы Комиссии ограничено в отношении второй и третьей опор Союза. Применительно к этим сферам это право переходит к Государствам-членам и Совета.

Комиссия располагает собственной распорядительной властью. Она может издавать регламенты и директивы, связанные с осуществлением общих политик, регулирующие деятельность структурных фондов, осуществление права конкуренции и ряд других.

Исполнение решений, принимаемых Советом, возлагается на Комиссию посредством делегирования соответствующих полномочий. Это означает, что Комиссия наделяется правом издавать необходимые юридические предписания в целях исполнения решений, принимаемых Советом.

Комиссия обладает весьма широкими полномочиями в бюджетной сфере. Практически именно в рамках Комиссии, или, точнее, подчиненного ей аппарата, разрабатывается проект бюджета, выносимый затем на рассмотрение Совета и Парламента. Именно Комиссия является распорядителем кредитов по бюджету.

Весьма значительными полномочиями Комиссия обладает в сфере внешних сношений. Она представляет сообщества в их отношениях с третьими государствами и с международными организациями. Комиссия направляет рекомендации Совету по вопросам открытия переговоров и по общему правилу выступает в качестве института, уполномоченного на проведение этих переговоров.

В конце следует отметить, что полномочия Комиссии в целом на практике оказываются шире тех формул, которые присутствуют в учредительных договорах. Комиссия – это то институт, который осуществляет повседневное оперативное управление делами Сообществ и отчасти Союза и без участия которой практически не принимается ни одно важное решение, обязывающее Сообщества.

Комиссия является коллегиальным органом. Соответственно ее решения выносятся на коллективной основе. Заседания Комиссии проводятся еженедельно, решения принимаются большинством голосов и выносятся от имени всей Комиссии. Внутренний регламент предусматривает возможность письменной процедуры, когда решение принимается путем опроса членов Комиссии вне зала заседаний. Однако такое решение может быть вынесено только в случае полного согласия всех членов Комиссии.

Европейская Комиссия в системе институтов ЕС является самым ярким наднациональным органом управления. Она создана в 1958 г. в результате Римских договоров, а с 1967 г., после слияния руководящих органов ЕОУС, ЕЭС и Евроатома, стала единственной Европейской Комиссией в рамках Сообщества.

Резиденция Европейской Комиссии - Брюссель, однако отдельные Генеральные дирекции расположены в Люксембурге. Поскольку целями Европейской Комиссии является обеспечение функционирования общего европейского рынка, защиту интересов ЕС в целом и участия в конкурсе ЕС на международном уровне, то ее представительства есть в каждой из стран - членов ЕС, а также в столицах большинства стран мира. Европейская Комиссия является независимой институцией, она и ее члены не подчиняются и никоим образом не зависят от правительств стран - членов ЕС, хотя и сотрудничают с ними.

Европейская Комиссия выполняет четыре основные функции:

Подает предложения относительно новых законов ЕС, которые она представляет на рассмотрение Европейского Парламента и Совета ЕС;

Обеспечивает применение странами-членами ЕС (следит за соблюдением правовых актов ЕС, гарантирует их воплощения в жизнь, осуществляет надзор за реализацией договоров и решений, принятых институтами ЕС);

Выполняет обязанности органа, что отвечает за практическое воплощение политики ЕС и управления ею, то есть контролирует выполнение решений Европейского Парламента и Совета ЕС, а также управляет финансами ЕС - бюджетом и деятельностью различных фондов и программ ЕС, в том числе и касающихся помощи третьим странам;

Представляет и отстаивает интересы ЕС на международной арене, ведет переговоры по заключению соглашений между ЕС и третьими странами и международными организациями.

Европейская Комиссия обязана ежегодно, но не позднее чем за месяц до открытия сессии Европейского Парламента, публиковать общий отчет о деятельности ЕС.

В состав Европейской Комиссии (в период между вступлением в силу Лиссабонского договора и 31 октября 2014 г.) входят по одному представителю от каждой страны-члена, в том числе и Председатель Европейской Комиссии и Верховный представитель по вопросам иностранных дел и политики безопасности, который является одним из заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Начиная с 1 ноября 2014 г., Европейская Комиссия будет состоять из количества членов (в том числе и Председателя, Верховного представителя по вопросам иностранных дел и политики безопасности), которая будет отвечать/ количества стран - членов ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет решение относительно изменения этой квоты. Срок служебных полномочий членов Европейской Комиссии составляет пять лет, после чего пребывание их на должности, может быть продлено на следующий срок.

Европейская Комиссия действует как коллегиальный орган, то есть не может быть решений отдельных комиссаров - есть лишь решения Европейской Комиссии, которое принимается абсолютным большинством голосов. Каждый член Европейской Комиссии отвечает за одно или несколько направлений деятельности. Во время исполнения своих обязанностей он имеет поддержку со стороны так называемых кабинетов, в состав которых входит большая группа сотрудников, назначенных комиссаром.

В случае выявления недоверия Европейским Парламентом Европейская Комиссия в полном составе должна уйти в отставку.

Председатель Европейской Комиссии

В начале создания Европейской Комиссии должность Председателя не очень отличалась от остальных должностей членов Европейской Комиссии, но в соответствии с Амстердамским договором ее роль значительно возросла. Эта должность приобрела большее влияние на формирование политики ЕС.

председатель Европейской Комиссии выбирает квалифицированное большинство Европейского Совета. Кандидатура представляется на утверждение большинством голосов Европейский Парламент. Если предложенная кандидатура не поддержана большинством, то Европейский Совет должен подать в Европейский Парламент другую кандидатуру, которую выбирают по той же процедуре.

Основной задачей Главы является руководство работой Европейской Комиссии и участия в конкурсе ее во внешних отношениях. Председатель Европейской Комиссии распределяет обязанности между членами Комиссии и формирует рабочие группы, которые состоят из комиссаров.

Начиная с 23 ноября 2004 г., Главой Европейской Комиссии Жозе Мануэль Баррозу - португальский политический деятель, который на этой должности сменил Романо Проди (1999-2004 гг.). Кандидатура Баррозу на пост Председателя Европейской Комиссии была повторно одобрена Европейским Парламентом 1 сентября 2009 г. На поддержку Баррозу проголосовали 382 депутата, против - 219, воздержались-117.

Председатель Европейской Комиссии созывает заседание Европейской Комиссии; утверждает повестку дня заседаний; проводит голосование и визирует протоколы и правовые акты, принятые Европейской Комиссией.

Европейская Комиссия из своих членов может выбрать одного или двух заместителей Председателя Европейской Комиссии.

Европейская Комиссия делится на Генеральные директораты и службы. Каждый Генеральный директорат отвечает за конкретную сферу деятельности, а Генеральный директор который его возглавляет, подотчетен одному из комиссаров. Такое структурное разделение Европейской Комиссии напоминает разделение на министерства в правительствах стран-членов ЕС. Генеральный директор всегда является гражданином другой страны, чем комиссар.

Комиссары - члены Европейской Комиссии - являются международными служащими и представляют интересы ЕС в целом, а не своих стран. Они не могут пользоваться никакими инструкциями от правительств стран-членов. Одновременно страны должны уважать независимость комиссаров и не оказывать на них никакого давления.

Комиссару в выполнении его обязанностей помогает кабинет, в состав которого входят преимущественно доверенные лица, которые по правилам родом из той же страны, что и комиссар. Работу кабинетов координируют служащие, которые занимают очень высокие посты в правительственной иерархии ЕС. их главной функцией является представлять комиссара в случае его отсутствия на заседаниях Европейской Комиссии.

Комиссары не могут осуществлять деятельность, которая противоречит их обов"язкам. им запрещено заниматься любой другой профессиональной работой, даже если она неоплачиваемая. Если комиссар ненадлежаще выполняет свои функции, Совет ЕС и Европейская Комиссия могут обратиться в Суд ЕС с предложением о его отставке. Суд ЕС может также лишить комиссара пенсионных прав и других привилегий.

Работа Европейской Комиссии координируется Генеральным секретариатом, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Он может участвовать в заседаниях Комиссии, но не является ее членом и не имеет права голосовать. Затем Генеральный секретарь координирует работу Генеральных дирекций, визирует протоколы заседаний Европейской Комиссии, а также отвечает за сотрудничество с другими институтами ЕС, национальными парламентами и неправительственными организациями.

Это высший коллегиальный орган исполнительной власти Европейского Союза, комиссия которой состоит из 28 членов стран-участниц, которых также называют комиссарами.

Комиссия возглавляет президент, которым в настоящее время является бывший премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.

Чем занимается Европейская Комиссия?

Комиссия предлагает новые законы и кроме того, она осуществляет контроль за выполнением разнообразных правовых актов и при выявлении нарушений может применять разнообразные санкции. Орган также контролирует бюджет ЕС, управление фондами и создание сети представительств за границами ЕС для выполнения дипломатических функций. Большую роль Комиссия играет и в вопросе о торговых отношениях. Пример тому- переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), который подразумевает под собой соглашение о свободной торговле между Европейским Союзом и США.

Самостоятельные решения Европейская Комиссия может принимать в сферах сельского хозяйства, транспорта, работы внутреннего рынка, конкуренции и защиты окружающей среды.

Какую роль Комиссия играет в структурах Европейского Союза?

Как было сказано выше: Европейская Комиссия обладает исключительным правом законодательной инициативы. Только она может официально вносить законопроекты в Европарламент. Однако Комиссия не в силах утвердить новые законы. Согласно стандартной процедуре, Комиссия вносит предложение, которое должно быть принято Европейским Парламентом и Советом. Главное направление, предложенных проектов, должно быть в защиту интересов Союзов и его граждан, а не отдельных стран или отраслей промышленности.

Нужно также помнить, что Совет Европейского Союза совершенно не тоже самое, что и Европейский Совет. Европейский Совет - объединение глав правительств или государств всех стран ЕС и Председателя Европейской Комиссии. Это орган власти, который определяет основную политику ЕС, во время саммитов. В то время как Совет,- это институт, который состоит из министров правительства всех стран ЕС. Именно Совет регулярно собирается для принятия решений и утверждений законопроектов.

Сколько сотрудников работают в Европейской комиссии?

Еврокомиссия - орган, в которой работает большее число чиновников, чем в других европейских институтах.

Брюссель подготовил “документ, показывающий распределение своих сотрудников”: HTTP : //ec.europa.eu/civil_service/docs/hr_key_figures_2016.pdf. Данные 2016 года свидетельствуют о том, что на Европейскую Комиссию работают 32 966 человек.

Оснвоная часть деятельности Еврокомиссии осуществляется в Брюсселе. Здесь находится и около трети всех сотрудников органа. Это объясняет и тот факт, что наиболее представленная нация среди них-это бельгийцы. Они составляют примерно шестую часть персонала. Почти 10 %, а именно 3121 человек, из всего количества сотрудников работают в департаменте международного сотрудничества и развития является.

В чем состоит основная критика? H3>

Еврокомиссию часто критикуют за чрезмерную либеральность и одновременно за “демократический дефицит”. Последнее аргументируется тем, что члены Комиссии не избираются, а предлагаются правительством его страны. Председатель также должен быть назначен главами государств, а не народом (правда, после европейских выборов 2014 года, результаты выборов должны отражать результат международных опросов).

Еврокомиссия подвергается критике и за многочисленное число директив. Подобная раздробленная система генеральных директоратов часто приводит к затягиванию процессов принятия решения, а также указывает на то, что директораты в некоторых случаях имеют чрезвычайное влияние на комиссаров

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (ЕК), один из наднациональных политических институтов Европейского союза (ЕС); орган общего управления. Создана в 1965 году в рамках европейских экономических интеграционных организаций (с 1967 Европейского сообщества). Статус Европейской комиссии, порядок формирования, полномочия и процедура принятия решений определяются учредительными актами и внутренним регламентом, к которому приложен кодекс надлежащего поведения членов администрации.

Комиссия состоит из европейских комиссаров, председателя, двух вице-председателей и членов. Каждое государство-член ЕС обладает одним местом в составе Европейской комиссии. Кандидат на должность председателя предлагается Советом ЕС, подлежит одобрению Европейским парламентом; кандидатуры других членов Европейской комиссии представляются соответствующими комиссиями парламента, окончательное решение о назначении принимает Совет ЕС. Срок полномочий Европейской комиссии 5 лет.

Заседания Европейской комиссии проводятся еженедельно. Решения принимаются большинством голосов. Комиссия может также делегировать право принятия решений своим членам в пределах их компетенции. Каждый комиссар-член комиссии ведает определённым кругом вопросов, отнесённых к его компетенции.

Комиссия обеспечивает соблюдение и исполнение учредительных договоров и актов вторичного права, принятых на их основе. В случае неисполнения обязательств государствами-членами ЕС комиссия может направить им мотивированное заключение и потребовать исполнения принятых обязательств, а также обратиться с иском о неисполнении обязательств в Суд ЕС. Комиссия - участник нормотворческого процесса. Проекты актов и решений, подготавливаемые Европейской комиссией, публикуются в форме зелёной (концепции) или белой (проекты) книги и выносятся на широкое обсуждение. Европейская комиссия подготавливает проект бюджета ЕС и обеспечивает его исполнение. Комиссия совместно с Судом ЕС контролирует соблюдение и применение норм европейского права. Она наделена правом наложения штрафных санкций, особенно в целях обеспечения соблюдения правил добросовестной конкуренции. Европейская комиссия играет также важнейшую роль в осуществлении внешних связей ЕС, выступая по общему правилу инициатором принятия решений о заключении договоров и соглашений с третьими государствами и международными организациями. Комиссия руководит деятельностью постоянных представительств Европейской комиссии в третьих государствах и международных организациях. Европейская комиссия обеспечивает проведение переговоров и осуществление соответствующего мониторинга при решении вопроса о приёме в состав ЕС новых членов.

В ведении Европейской комиссии находится разветвлённый административный аппарат. Он структурирован в форме генеральных директоратов, которые ведают конкретными вопросами управления (26 в 2007). Каждый комиссар имеет свой личный вспомогательный административный аппарат. Глава и члены таких кабинетов обеспечивают политическое сотрудничество комиссара с подчинёнными ему директоратами, а равно координацию действий различных генеральных департаментов. Ряд административных служб функционируют непосредственно при председателе Европейской комиссии. Вспомогательный административный аппарат образует генеральный секретариат. Специализированной службой является юридическая служба комиссии.

Европейская комиссия отвечает за реализацию Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и Российской Федерацией (1994). В 2004 было принято Соглашение об отношениях между ЕС и Россией, предусматривающее создание 4 общих пространств: общего экономического пространства; области внешней безопасности; общего пространства свободы, безопасности и справедливости; общего пространства научных исследований и образования. Координацию действий в Российской Федерации осуществляет постоянное представительство Европейской комиссии.