Тучков мост красив строгой чистотой линий и смелостью конструкторских решений. В огнях ночной подсветки напоминает взлетающую чайку. Ограждение с оригинальным переплетением простых металлических стержней создает иллюзию объема, бегущего вдоль моста.

Современный вид Тучкова моста может кому-то показаться слишком сдержанным и лаконичным на фоне его великолепных собратьев в парадной части Петербурга, но происхождение названия, которое звучит по-старинному, – обязательно заинтересует. Действительно, история моста началась почти три века назад.

Первая деревянная переправа на берегах Малой Невы была заложена в 1758 году и первоначально называлась Никольской. Давняя переправа в то время побила все рекорды по протяженности, составлявшей 890 метров. Существующий мост намного короче. Эта разница объясняется тем, что в XVIII веке переправа частично проходила по берегу. Она состояла из двух частей. Плашкоутная часть пересекала русло на глубоководье. Участки, проходившие по мелководью и дальше по заболоченным берегам, были свайными.

Вскоре мост переименовали. Происхождение названия Тучкова моста теряется в легендах: то ли в честь инженера А. В. Тучкова, построившего мост, то ли по фамилии купца-лесопромышленника Авраама Тучкова, чьи склады находились рядом. Об этом купце известно, что он был в числе прочих, подавших челобитную в Сенат с просьбой отдать им в пользование некоторые мосты в городе. Взамен они обещали построить мост на Малой Неве, что и было исполнено.

Историки обе эти версии признают правомерными. Позднее был пущен ложный слух, что мост назван в честь героя войны 1812 года генерала А. А. Тучкова. Считается, что это делалось умышленно, чтобы уберечь мост от переименования в советское время.

Мост неоднократно перестраивали в дереве. Даже после того, как он сгорел от непотушенной папиросы в 1870 году, восстановленный мост продолжал оставаться деревянным. После капремонта в 1948 году деревянные пролеты сооружения заменили металлическими, но сохранили деревянные опоры на свайном основании.

Необходимость в полной реконструкции переправы возникла в 1960-х годах, когда габариты и грузоподъемность моста перестали соответствовать растущим требованиям. С созданием Волго-Балтийского канала по Большой и Малой Неве стали ходить крупнотоннажные лайнеры, одновременно возросли транспортные перевозки и нагрузка на мост.

Новый трехпролетный железобетонный разводной мост построили в 1965 году по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева.

Тучков мост.

По данным СПб ГБУ «Мостотрест» протяженность Тучкова моста насчитывает 226,2 метров при ширине 36,8 метра. Предусмотрена широкая пешеходная часть (4 метра), позволяющая проехать на велосипеде.

Сегодня Тучков мост представляет собой настолько оживленную транспортную магистраль, что и разводят его не каждый день, и даже в ходе капитального ремонта моста движение по нему полностью перекрывали всего на несколько дней. В его честь был назван танкер «Тучков мост», спущенный на воду в 2003 году, что подчеркнуло значение и важность переправы, обеспечивающей взаимодействие крупнейших районов Петербурга.

Справедливости ради, следует заметить, что Малую Неву можно перейти не только по мосту. В 2015 году вдоль оси Тучкова моста построен подземно-подводный пешеходный тоннель, оборудованный горизонтальным эскалатором.

Где находится Тучков мост

Тучков мост через Малую Неву соединяет Васильевский остров (выходит на набережную Макарова возле Первой линии) с Петроградской стороной (Большой проспект). С моста открывается прекрасный вид на Петровский стадион, набережную Макарова, Стрелку Васильевского острова, Петропавловский собор.

Обозревать окрестности и угадывать достопримечательности очень удобно со смотровых площадок, расположенных на устоях моста, это занятие способно захватить до такой степени, что только гул транспортного потока за спиной возвращает к реальности.

Тучков мост

Тучков мост

Соединяет 1-ю линию Васильевского острова с Большим проспектом Петроградской стороны. Длина моста 226,2 м, ширина - 36 м.

Впервые здесь, на трассе, соединяющей Васильевский остров и Петербургскую сторону, мост через Малую Неву был сооружен в 1758 г. и назван Никольским. Он был деревянным и состоял из плашкоутной части в глубокой части русла и свайной на мелководье через проток, отделявший от Петербургской стороны остров Тучков Буян, и через сам остров. Это был самый длинный (890 м) из всех петербургских мостов XVIII века. Располагался он возле островов Пеньков Буян и Ватного (ближе к устью). Здесь находились склады древесины купца Авраама Тучкова (в 1967 г. на этом участке возведен Дворец спорта «Юбилейный»).

Строительство моста велось на средства Компании, в которую входили четыре купца, получивших за это от правительства привилегию «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге. Возглавлял Компанию богатый лесопромышленник Авраам Тучков, в честь которого мост и получил свое название. С названием моста связаны также Тучков переулок, проходящий от Двинского переулка до набережной Макарова, а также бывшая Тучкова набережная, которая с декабря 1952 г. называется набережной Макарова. Мост при советской власти тоже хотели переименовать, но кто-то из историков ввел в заблуждение партийных чиновников, сказав, что мост назван в честь одного из героев Отечественной войны 1812 г., и название моста оставили в покое.

Мост многократно перестраивался. Так в 1833–1835 гг. он был заменен деревянным многопролетным мостом подкосной системы на свайных опорах, с двукрылым разводным пролетом.

В 1850 г. у моста на правом берегу начались работы по устройству насыпи с целью устройства здесь парка, но началась война, и проект остался неосуществленным.

К концу века мосту потребовался капитальный ремонт. Газета «Петербургский листок» от 26 сентября 1899 г. писала:

«Состояние мостов через реки и каналы все еще тревожит управу, и она продолжает входить с различными представлениями о переустройстве и капитальном ремонте то того, то другого из заподозренных в неблагополучии мостов. Очередь дошла и до Тучкова моста… не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается.

Всего же на перестройку моста управа просит Думу ассигновать 112 500 рублей и на уширение дамбы - 25 500 рублей».

Мост использовали не только для переправы. Вот что писала газета «Новое время» от 26 октября 1908 г.:

«Полицейским обходом была обнаружена под Тучковым мостом приютившаяся там компания из шести человек детей в возрасте от 8 до 12 лет. Дети расположились под мостом на ночлег, натаскивая себе для постели старых рогож и сухих листьев. При опросе несчастных оказалось, что за исключением только одного, дети местожительства своих родителей не знают и занимаются нищенством. Один мальчик передан полициею своим родителям, которые вместе с тем привлекаются к ответственности. Остальные дети переданы в Комитет по призрению нищих…».

В 1948 г. деревянные пролетные строения заменили металлическими двутавровыми балками. К I960 г. мост имел 20 пролетов, из которых один был разводным и два судоходными. Длина его составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменный, а остальные опоры - деревянные, брусчатого типа, на свайном основании. Опоры разводного пролета были металлическими.

Новый мост соорудили в 1962–1965 гг. по проекту инженеров В. В. Демченко, Б. Б. Левина и архитекторов П. А. Арешева, Л. А. Носкова. Он представляет собой трехпролетную железобетонную конструкцию с 50-метровым разводным пролетом по середине реки. Разводной пролет предусмотрен двукрылым, раскрывающейся системы, с неподвижной осью вращения и жестко прикрепленными противовесами. В разведенном положении хвостовые части крыльев размещаются в пределах габаритов опор, где для них устроены специальные колодцы. Боковые пролеты перекрываются постоянными пролетными строениями из предварительно напряженного железобетона. Опоры покоятся на высоких свайных ростверках. Ростверки и тело опор железобетонные, их лицевые поверхности облицованы гранитными плитами толщиной 15–25 см.

Ось нового моста смещена ниже по течению на три метра по отношению к оси ранее существовавшего моста. Тучкова дамба расширена в сторону реки Ждановки, при этом русло ее было сужено с 54,5 до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать небольшую предмостную площадь. Все это дало возможность значительно увеличить пропускную способность моста.

Из архитектурного оформления обращают на себя внимание перила из металла квадратного сечения, переплетенные таким образом, что создают на всем протяжении моста необычную объемную картину. Небольшой круглый мостовой павильон расположен на правом берегу реки с верховой его стороны. От него отходят лестницы, ведущие к воде.

На период строительства постоянного моста был сооружен временный обходной деревянный мост.

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из рода Тучковых. Генерал-губернатор Павел Алексеевич Тучков (1803–1864) Во времена Суворова и Румянцева жил в Москве их боевой соратник, известный своим правдолюбием инженер-генерал-поручик Алексей Васильевич Тучков, чей дворянский род шел от новгородского боярина Василия

Из книги Легендарные улицы Санкт-Петербурга автора Ерофеев Алексей Дмитриевич

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Тучков переулок См. статью «Двинский переулок».

автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава первая Тучков 1Эти дни в апреле 1957-го стояли холодные, но ясные. В Центральном госпитале МВД СССР, куда его госпитализировали совсем недавно, ему была выделена отдельная палата. Но, несмотря на такое почти привилегированное положение, дела его были плохи, а дни уже

Из книги Богоборцы из НКВД автора Смыслов Олег Сергеевич

Глава седьмая Тучков 1О чём думает человек, когда знает, что скоро умрёт? Видимо, у каждого свои мысли, свои воспоминания. Евгений Александрович, например, частенько вспоминал своё прошлое, пытаясь его как-то осмыслить… Его видная роль в борьбе с церковью, практически

автора Антонов Борис Иванович

Певческий мост Мост пересекает реку Мойку у Дворцовой площади (бывшей площади Гвардейского штаба). Длина моста 24 м, ширина - 72 м. Назван по расположенной рядом Певческой капелле.Здесь в 1834 г. был построен деревянный мост по проекту архитектора О. Монферрана. Он

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Зеленый мост Мост расположен в створе Невского проспекта. Длина моста 39,8 м, ширина - 38,67 м. Современное название возвращено мосту в ноябре 1997 г., а до этого, с октября 1918 г., назывался Народным в честь народа, совершившего революцию.Впервые здесь в 1717–1718 гг. был сооружен

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Красный мост Мост находится на пересечении реки Мойки с Гороховой улицей. Длина моста 42 м, ширина - 16,8 м. Название мост получил по цвету окраски, существующей с 1808 г. (до этого назывался Белый, также по цвету окраски).Первый деревянный мост на этом месте был зафиксирован

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Синий мост Мост расположен у Мариинского дворца по продолжению Вознесенского проспекта. Длина моста 35 м, ширина - 97,3 м. Название мост получил по цвету окраски.На месте нынешнего моста с 1737 г. существовал деревянный подъемный мост, построенный по проекту инженера Г. ван

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Фонарный мост Мост расположен в створе Фонарного переулка. Название моста происходит от фонарных мастерских, находившихся в этом районе в начале XIX века. К концу того же столетия название моста (и переулка) имело двусмысленное значение, так как в этом районе к тому времени

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Почтамптский мост Мост пересекает реку Мойку против Прачечного переулка.Длина моста 49,1 м, ширина - 2,2 м. Название мост получил по расположенному неподалеку Главному почтамту, а на участке дома 61 по Большой Морской улице, расположенном напротив моста, в 1840-х гг.

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Поцелуев мост Мост расположен на продолжении улицы Глинки. Длина моста 41,5 м, ширина - 23,5 м. Свое романтическое название мост получил от совсем даже не романтического заведения - кабака «Поцелуй», располагавшегося поблизости, в доме купца Поцелуева.С 1738 г. здесь был

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Краснофлотский мост Мост расположен у Поцелуева моста, ниже по течению. Длина моста 29,8 м, ширина - 2,8 м. Название моста происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920-1930-е гг. жили краснофлотцы - матросы военно-морского флота СССР, который в те времена

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Храповицкий мост Мост расположен в створе улицы Писарева, недалеко от Новой Голландии. Длина моста 43,4 м, ширина - 20 м. Мост получил название по фамилии секретаря Екатерины II А. В. Храповицкого, особняк которого в конце XVIII века располагался рядом с мостом.В 1737 г. здесь уже

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Боровой мост Мост находится на продолжении Боровой улицы. Длина моста 38 м, ширина - 18,5 м. Наименование моста происходит от того, что в старину в этом районе имелся сосновый бор.До 1961 г. здесь находился пятипролетный деревянный мост на свайных опорах длиной 52 и шириной

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Рузовский мост Деревянный мост построен в 1905 г. в створе Рузовской и Рыбинской улиц. Название получил по городу Руза Московской области.Новый деревянный мост построен в 1985 г. по проекту инженера С. Н. Шилкина. Длина моста 30,5 м, ширина -

Величественный и строгий Санкт-Петербург известен на весь мир красотой своих необыкновенных мостов. Отдельного внимания заслуживает один из главных мостов Северной столицы – Тучков мост.

Тучков мост – история создания

В 1758 г. была заложена первая свайная переправа, благодаря которой можно было добраться с Васильевского острова на Петроградскую сторону. В то время переправу назвали мост Никольский. Его длина составляла 890 метров, что сделало этот мост самым длинным мостовым сооружением того времени.

Строительство и последующее обслуживание моста осуществлялось под эгидой группы купцов, и согласно одной из версий, мост был назван Тучковым в честь главного лесопромышленника – зажиточного Авраама Тучкова. Однако часть историков сходятся во мнение, что мост нарекли по фамилии инженера Тучкова, который и создал строительный проект.

После Великой Отечественной Войны мост подвергся значительной реконструкции – деревянные пролеты моста демонтировались и на их место были поставлены металлоконструкции. А в период с 1962 по 1965 г. группой инженеров был разработан проект, согласно которому Тучков мост перестроили заново, за счет чего он приобрел более «мощный» вид. Тогда расширили дамбу и оформили предмостовую площадь.

Особенности конструкции моста

Несмотря на то, что мост не отличается особой ажурностью и витиеватостью оформления, его конструкция и световое решение устроено таким образом, что создается ощущение воздушности, а в разведенном виде мост похож на взлетающую с воды чайку.

График разводки

Именно процесс разводки мостов привлекает в Санкт-Петербург тысячи туристов, которые от души насаждаются этим завораживающим зрелищем. На разводку Тучкого моста можно посмотреть в следующее время:

  • с 2 до 2:55 ночи
  • с 4 до 4:30 утра

Сочетание света фонарей, бликов воды и неспешного разведения пролетов моста создают невероятную, слегка магическую атмосферу, наслаждаться которой можно бесконечно.
Прогулка на Тучков мост – это чудесная возможность увидеть то, ради чего туристы из разных уголков мира приезжают сюда каждое лето. Тучков мост – исконное достояние старого Петербурга, которое, безусловно, стоит того, чтобы остаться в памяти на долгие годы.

В XVIII веке Тучков мост был самым длинным в Северной столице, его длина составляла 890 метров. Для сравнения, сейчас его длина значительно уменьшилась и составляет 226 метров.

В настоящее время это один из самых красивых мостов в Санкт-Петербурге: его архитектура отличается стремлением к строгости и смелостью конструктивных решений.

Первоначально мост находился у выхода из станции метро Спортивная, название которой в проекте значилось как «Тучков мост». В 2015 году был открыт второй выход станции «Спортивная», находящийся на противоположном берегу - на Васильевском острове. Для этого под Невой (!!!) был прорыт горизонтальный тоннель с траволатором (эскалатор, который проложен горизонтально). По сути этот пешеходный тоннель дублирует Тучков мост, только под водой и под землей. Он особенно полезен в непогоду - там всегда примерно постоянная температура, нет дождя, снега и ветра. Кроме того, подводный траволатор сам по себе стал достопримечательностью Санкт-Петербурга .

Из истории

Первая деревянная переправа через Малую Неву, соединившая Васильевский остров и Петроградскую сторону, была возведена в 1758 году. В глубокой части русла она была плашкоутной, а на мелководье - свайной. Мост был назван Никольским и располагался в створе Малого проспекта Васильевского острова.

Название моста

Сохранилось две версии происхождения названия переправы:

  • В 1758 году четыре купца обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких переправ в Санкт-Петербурге. При этом они обязались на собственные средства возвести новый мост через Малую Неву. Построенную переправу и назвали в честь одного из купцов, Авраама Тучкова, лесопромышленника и владельца складов древесины
  • По второй версии переправа получила свое имя по фамилии инженера А.В. Тучкова, построившего эту переправу.

Постоянный деревянный мост

В 1833-1835 году переправу перестроили, она располагалась в створе Большого проспекта Петроградской стороны, при этом была сооружена земляная дамба от Малой Невы до Александровского проспекта (сейчас это проспект Добролюбова).

Это был постоянный многопролетный деревянный мост на свайных основаниях, два его пролета были судоходные и один был разводным.

Двукрылый разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился в ручную с помощью лебедок. На открылках (крыльях устоев) установили перила в виде чугунных решеток художественного литья.

Управа Санкт-Петербурга постоянно следила за состоянием всех городских переправ и в 1899 году в газете «Петербургский листок» было отмечено, что очередь на капитальный ремонт дошла и до Тучкова моста. «Не только он сам требует больших переделок, но необходимо расширить и укрепить ту дамбу, в которую он упирается».

Всего же Управа просила Думу выделить 112 500 рублей на ремонт и 25 500 рублей на расширение дамбы.

В Советское время Тучков мост, как и многие другие переправы, хотели переименовать. Но народом был пущен слух, что переправа носит имя героя войны 1812 года и правительство решило сохранить это привычное для всех название.

Для справки: В России, действительно, был старинный род Тучковых, пять братьев которых Николай и Павел, Сергей и Александр дослужились до генералов, причем четверо из них приняли участие в Отечественной войне 1812 года, а двое отдали свою жизнь за Отечество. От ран умер старший брат Александр Алексеевич и младший из братьев – Николай Алексеевич.

В послевоенное время деревянные пролеты строения были заменены на металлические. Деревянные рамы разводного пролета также сменили на металлические, а ручную лебедку – на электрическую.

Переправа имела 20 пролетов, ее длина составляла 257 метров, а ширина - 19 метров, левобережные опоры были каменными, а правобережные – деревянными.

Тучков мост 1965 года

С завершением строительства Волго-Балтийского канала по Неве стали ходить большие суда, увеличилась нагрузка и на саму переправу. Ее грузоподъемность и габариты перестали соответствовать требованиям наземного и водного транспорта, необходимо было ее реконструировать.

Проект сооружения был разработан инженерами и архитекторами института Ленгипроинжпроекта под руководством В. В, Демченко и Б. Б. Левина, П. А. Арешева, Л. А. Носкова, строительные работы велись с 1962 по 1965 год.

В настоящее время Тучков мост железобетонный, трехпролетный. Во время строительства была расширена дамба за счет засыпки части русла реки Ждановки. Со стороны Васильевского острова набережную Макарова увеличили до 42 метров и создали небольшую предмостную площадь.

В 2003 году была выполнена подсветка переправы и ночью теперь она похожа на взлетающую с воды чайку.

Характеристики

  • Длина переправы - 226,2 метров, в том числе между гранитными устоями – 216 метров
  • Разводной пролет центральный, двукрылый шириной 50 метров
  • Ширина между перилами – 36 метров, в том числе проезжей части – 28 метров, тротуары – 4 метра
  • Угол раскрытия крыльев – 69 градусов.

Тучков мост, имеющий простую и четкую форму, прекрасно вписывается в водные просторы и панораму невских набережных.

Тучков мост через реку Малую Неву расположен в створе Большого проспекта Петроградской стороны и Первой /Кадетской линий Васильевского острова.

Это трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине. Постоянные пролетные строения из преднапряженного железобетона сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах.

Разводной пролет двукрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Пролетное строение — металлическое цельносварное, в закрытом состоянии — балочно-консольная система. Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.

Мост разводится посредством гидравлического привода, павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой части моста.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая сварная решетка из стержней квадратного сечения, которые поставлены под углом и переплетены таким образом, что они создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, ранее не встречавшуюся в практике мостостроения.

На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты, на набережной расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом. Освещение на мосту — типовое уличное.

История моста

Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.

В 1758 году была заложена первая переправа, по которой можно было добраться с Васильевского острова на Петербургскую сторону. В то время сооружение назвали «Никольский мост», он был создан по инициативе и на средства петербургских купцов, которые обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву.

Длина переправы составляла 890 метров, что делало этот мост самым длинным для того времени. Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутный в глубокой части русла и свайный на мелководье. Сооружение было расположено выше по течению Малой Невы, возле островов Тучков пеньковый буян и Ватный, где находились склады купца Авраама Тучкова. По имени лесопромышленника вскоре и был назван мост.

В 1833-1835 годах плашкоутная переправа была заменена многопролетным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.

Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами. В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.

В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.

В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями. Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки — на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры — деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.

В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.

В 1962-1965 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.

Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д.В. Снятковский и Г.Ф. Шишлов.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы. Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.

В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.

В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения. В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.

В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции. В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.

4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году.

В ходе реконструкции стационарные железобетонные пролёты Тучкова моста были заменены металлическими. Отремонтированы опоры разводного пролёта, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной. Полностью заменено оборудование разводного пролёта. Обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора. Кроме того, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения.

Новое оборудование обеспечивает плавный разгон и торможение крыльев разводного пролёта, точный заход в замки при наводке крыльев, позволяет оперативно производить корректировку настроек управления гидроприводом и анализ их работы в ходе разводки-наводки.

Дополнительная информация

Малую Неву в этом месте можно пересечь и под землей. 27 мая 2015 года на набережной Макарова у левобережного окончания Тучкова моста был открыт выход станции метро «Спортивная-2». С вестибюлем станции «Спортивная» на Петроградской стороне он соединен подземным пешеходным тоннелем, проходящим по оси Тучкова моста. Тоннель оборудован траволатором — горизонтальной движущейся дорожкой.

Тучков мост - Видео

Реконструкция Тучкова моста 2016-2018 гг.