Философия является формой познания мира, которая изучает вопросы бытия, человека и связи всего сущего. Будучи довольно абстрактной дисциплиной, дисциплина затрагивает вопросы из многих сфер жизни человечества и разделяется на большое количество областей.
Наука стремится к осмыслению мира и человека в нем, потому задает множество вопросов и ищет на них ответы. В некоторых областях познания со временем была выработана устойчивая методологическая парадигма, позволившая сформироваться и отделиться наукам. Так в свое время появились психология, биология и физика.

Философия перекликается со многими отраслями человеческой деятельности - искусством, наукой и религией.

Науку и философию объединяет стремления достичь истину на основе тех или иных аргументов, здесь есть поставленные вопросы и поиски исчерпывающих ответов. Разница же заключается в широте предмета изучения - каждая наука сосредотачивается на определенной отрасли знаний, поэтому выведенные законы и правила в физике для психологии будут абсолютно неприменимы. Она выносит широкие суждения и не ограничивается ответами на вопросы «как?», а объясняет «зачем?» и «для чего?».

Связь с искусством

История знает множество примеров великих деятелей, которые являлись одновременно признанными мыслителями, поэтому литература, театр, музыка и другие направления искусства часто пересекаются с ней. Ключевым отличием между ними является способ выражения: творец воплощает свои эмоции и переживания в произведениях, а философ абстрагируется от эмоций и концентрируется на строгих доказательствах и однозначных толкованиях.

Философия и религия

Религия, как и философия, дает человеку определенную систему ценностей, с учетом которых он может строить свою жизнь, оценивать и делать те или иные выводы об окружающей действительности. Однако, различие заключается в источнике знаний: философ использует рациональную аргументацию и, как ученый, использует факты для выводов. В религии же знание опирается на веру, пусть даже вера эта будет в иррациональное - то, что невозможно подтвердить фактами.

Современная наука

В современном мире перед предметом стоят новые вызовы и задачи, обусловленные развитием и изменением жизни общества и мира. В XXI веке философы сосредотачиваются на вопросах войны и мира, столкновения традиционной и модернистской систем ценностей, изучают имущественную дифференциацию и переход общества от индустриального к информационному типу.

Изучение в школе

В российской школе дисциплина изучается факультативно по решению родителей и самих учеников и не является обязательной дисциплиной, поэтому не входит в список предметов для сдачи ЕГЭ. При желании детей и возможностях школы уроки включают в программу старших классов, чаще это присутствует в учебных заведениях с гуманитарным уклоном.
Знакомство с предметом в 10-11 классе помогает детям школьникам сформировать представление о мире, жизни и процессах, происходящих вокруг них. Для расширения кругозора ученики знакомятся с краткой историей науки, работами знаковых мыслителей и различными течениями, существовавшими в разных странах в определенные исторические периоды.

Любое учебно-справочное издание решает несколько задач: оно знакомит с достигнутым уровнем знания, указывает на существующие проблемы, открывает горизонты возможного. Философия как учебная дисциплина имеет свои особенности. Ее нельзя «выучить» как набор формул, определений, правил. Это живое движение мысли, где простое соседствует со сложным, повседневность - с глубинами человеческого духа. Донести эти особенности философского знания до читателя - особое искусство.
Образ философа в европейской культуре XX века крайне противоречив. Порой философ выступает в одеждах академического ученого, а философия оказывается « строгой наукой». Философ может надеть маску моралиста, социального лидера. Философ иронизирует, нагромождает метафоры, пророчествует, вступает в политическую борьбу. Как совместить эти лики философии с устоявшимися в нашей отечественной учебной литературе представлениями и существовании одной единственной «истинной» философии? Авторы не стремятся найти «среднее арифметическое» - дают возможность мыслителям различных эпох, представителям различных философских традиций говорить своим собственным языком.
Философия в изложении авторов оказывается особым «жизненным разумом», который размышляет над проблемами живого, страдающего, смертного существа. Разделы, которые традиционно изучаются как сферы движения «чистых» философских абстракций, таких как «бытие», «субстанция», «диалектика», наполняются «человеческим» смыслом. Человек в его «низких» и «высоких» проявлениях рассматривается авторами в качестве подлинного центра философии, сгущения философских категорий.
Диапазон философских размышлений о человеке крайне широк. В поле внимания авторов оказывается и человек архаического общества, погруженный в «племенной транс», и «эко
номический человек» современного общества потребления. Неожиданное сходство столь несходных типов человеческого отношения к миру, обнаруживаемое авторами, возможно, заставит читателя задуматься.
Человек есть не только проблема философии, человек - это проблема для самого себя, утверждают авторы. Философия ничего не решает за человека. Она лишь организует пространство индивидуального выбора, предоставляет «интеллектуальные инструменты» самопознания. Судьба, счастье, смерть, смысл жизни - вот те координаты жизненного мира, которые всегда были предметом философских размышлений и одновременно концентрируют в себе человеческие страхи, надежды, мечты.
Античная философская традиция, русская философская мысль и современная европейская философия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектом оценки, сопоставления, интерпретации.
Философия дополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалисту интеллигентом. Что это - быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не только ученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь в заключительном разделе пособия к проблеме интеллигенции, авторы показывают, что альтернатива «или философствовать - или жить» - ложная: Интеллигент не может жить, мыслить, действовать, не обращаясь к философии.
Данное справочное пособие - удачная попытка избавиться от упрощения, мнимого всезнайства, свойственных «школьной» философии. Сверхзадача авторов - знакомство читателя с современными проблемами философии, с развитием человеческой мысли во всей ее полноте и противоречивости.

Кириленко Г.Г. , Шевцов Е.В.

М.: ACT: СЛОВО, 2000. - 672 с.Философия в изложении авторов оказывается особым «жизненным разумом», который размышляет над проблемами живого, страдающего, смертного существа. Разделы, которые традиционно изучаются как сферы движения «чистых» философских абстракций, таких как «бытие», «субстанция», «диалектика», наполняются «человеческим» смыслом. Человек в его «низких» и «высоких» проявлениях рассматривается авторами в качестве подлинного центра философии, сгущения философских категорий.Данное справочное пособие - удачная попытка избавиться от упрощения, мнимого всезнайства, свойственных «школьной» философии. Сверхзадача авторов - знакомство читателя с современными проблемами философии, с развитием человеческой мысли во всей ее полноте и противоречивости.Серия предназначена для студентов высших учебных заведений, а также абитуриентов. Книги этой серии написаны ведущими специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова.Предисловие.
Философия и ее предмет.
Специфика философского знания: различие подходов.
Философия как «жизненный разум».
Основной вопрос философии. Принципы классификации философских направлений.
Рекомендуемая литература.
Основные этапы истории философии.
Античная философия.
Средневековая философия.
Философские идеи Возрождения.
Европейская философия XVII-XVII веков.
Немецкая классическая философия.
У истоков философии XX века: Шопенгауэр, Кьеркегор, Ницше.
Рекомендуемая литература.
Современная западная философия .
Философия экзистенциализма.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Позитивизм и неопозитивизм.
Философские идеи постмодернизма.
Рекомендуемая литература.
Русская философия .
Особенности русской философии.
Философские идеи в духовном наследии Древней Руси.
Столкновение мировоззрений: язычество и христианство.
Православная вера - опыт осмысления (Ила Риони «книжники»).
Философия и становление личностного самосознания (Нил Сорский и Иосиф Волоцкий).
Философия и становление национального самосознания.
Пути самоопределения («традиционалисты и новаторы»).
Становление русского западничества, П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский и А.С. Хомяков - представители славянофильства.
Н.Г. Чернышевский как представитель радикального направления в социально-философской мысли России.
Философские идеи в русской литературе XIX века.
Философия Л.Н. Толстого как выражение его жизненной драмы.
Философия человека Ф. М. Достоевского.
Систематическая философия в России.
Философия «всеединства » В.С. Соловьева.
Р.А. Бердяев - философ свободы и творчества.
Философия социального прагматизма (А.В. Луначарский и А.А. Богданов).
«Абсолютная мифология» А.Ф. Лосева.
Философия сознания М.К. Мамардашвили.
Рекомендуемая литература.
Бытие и познание .
Проблемы онтологии.
Субстанция и бытие.
Материя как субстанция.
Новая онтология: бытие без субстанции.
Диалектика и ее исторические формы.
У истоков диалектики. Диалектика и миф.
Диалектика тождества мышления и бытия.
Диалектика как аналитика человеческой конечности.
Познание: возможности и границы.
Сознание и познание.
Мысль о мире (Классический образ познания).
Мысль в мире (Современные проблемы познания).
Мысль о мысли (Познание и самосознание).
Рекомендуемая литература.
Общество, природа, история .
Общество: многомерность социального.
Особенности философского изучения общества.
Общество как система.
Социальная структура общества и социальный конфликт.
«Человеческое измерение» общества.
Историческая реальность.
«Прогрессизм» и единство исторического процесса.
«Релятивизма и многообразие историй.
«Конец истории».
Экономический универсализм и постиндустриальное общество.
История и утопическое сознание.
Общество и природа.
Природа и географическая среда.
Антропосоциогенез. Проблемы и дискуссии.
Исторические типы взаимодействия общества и природы.
На пути к новому экологическому сознанию.
Рекомендуемая литература.
Человек и культура .
Проблема человека в философии.
Человек как проблема для самого себя.
Природа человека и его сущность.
Индивид, личность, индивидуальность.
Индивидуализм как жизненная ориентация и философская концепция.
Судьба и жизненный путь.
Жизненный мир личности и его основные типы.
Философия культуры.
Представления о культуре в истории философской мысли.
Культур как противоречивая целостность.
Культура и «жизнь».
«Человек-в-культуре» и «человек культуры».
Культура и идеология.
Три модели самосознания культуры.
Религиозное освоение мира.
Религия как предмет исследования и оценки.
Особенности религиозного опыта.
Философия и религия.
Исторические формы религии.
Религия в современном мире.
Мораль.
Мораль, обычай, право.
Исторические типы морали.
«Золотое правило» нравственности.
Особенности нравственного сознания и поведения.
Структура нравственного дознания.
Нравственность и этическая теория.
Искусство и эстетическое освоение действительности.
Три подхода к искусству.
Происхождение искусства.
Проблема функций искусства.
Культурная миссия интеллигенции.
Интеллигенция и проблема интеллигенции.
Интеллигенция и повседневность.
Приверженность культуре.
Сущее, должное, возможное.
Рекомендуемая литература.
Алфавитный указатель.

Министерствообразования РоссийскойФедерации Псковскийгосударственныйпедагогическийинститут им. С.М. Кирова

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ПО ФИЛОСОФИИ

Печатается по решению кафедры философских наук и редакционноиздательского совета ПГПИ им. С.М. Кирова

Краткий справочник по философии/Составитель Петров Г.В.

Псков: ПГПИ, 2004. - 52 с.

Учебно-методическое пособие «Краткий справочник по философии» рассчитан на студентов, готовящихся к зачетам и экзаменам по курсу философии. Он предназначен для системного повторения ранее усвоенного материала. Справочник не может заменить учебники и учебные пособия по философии, изучение которых предусмотрено учебными программами.

Рецензенты:

кандидат философских наук Н.Н. Габдулова кандидат философских наукЛ.С. Щенникова

ISBN 5-87854-290-0

Петров Г.В., 2004

Псковский государственный

педагогический институт

им. С.М. Кирова, 2004

(ПГПИ им. С.М.Кирова), 2004

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ

ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

5. Учение Платона об идеях.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схола-

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

11. Социально-политические идеи эпохи Возрождения.

12. Социально-исторические предпосылки возникновения философии Нового Времени. Взаимосвязь естествознания, технического прогресса и философии.

13. Ф. Бэкон и теория экспериментирующего знания.

14. Рационализм Р. Декарта.

15. Философия Б. Спинозы. Пантеизм.

16. Сенсуализм учения о познании Д. Локка.

17. Субъективный идеализм Д. Беркли. Агностицизм Д. Юма.

18. Философия французского просвещения.

19. Критическая философия И. Канта.

20. Абсолютный идеализм Г. Гегеля.

21. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

22. Критика идеализма и разработка материалистического понимания истории К. Маркса.

23. Ленинский этап в развитии марксистской философии.

24. Материалистические взгляды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского.

25. Философия «всеединства» В. Соловьева.

26. Русская религиозная философия в ХХ в.

27. Современная западная философия. Особенности и основные направления.

28. Бытие как фундаментальная категория философии.

29. Бытие и субстанция. Основные формы бытия.

30. Философское и естественнонаучное понимание материи.

31. Движение как способ существования материи. Формы и виды движения.

32. Философское и естественнонаучное понимание пространства и времени.

33. Сознание, его происхождение и сущность.

34. Сознание и мозг. Мышление и язык.

35. Диалектика и метафизика как методы познания.

36. Диалектика и ее исторические формы.

37. Принципы и законы диалектики.

38. Основные категории диалектики.

39. Концепции познания в философии.

40. Чувственный опыт и рациональное мышление: их основные формы и способы взаимодействия.

41. Проблема истины. Истина. Заблуждение. Ложь.

42. Практика как критерий истины.

43. Особенности научного знания.

44. Структура научного познания: формы и методы.

45. Понятие общества. Основные концепции общественного развития.

46. Общество как система.

47. Специфика законов общественного развития.

48. Смысл истории.

49. Человек как предпосылка и результат истории.

50. Философская антропология о природе и сущности чело-

51. Биологическое и социальное в человеке, их соотношение

и взаимосвязь.

52. Проблема антропосоциогенеза. Альтернативные концепции происхождения человека.

53. Проблема смысла жизни.

54. Понятия «человек», «личность», «индивидуальность». Условия и механизмы формирования личности.

55. Свобода и творчество как высшие ценности личности.

56. Коллективность как основная форма бытия человека.

57. Человек и природа. Исторические формы отношения человека к природе.

58. Экономическое бытие общества: понятие и структура.

59. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

60. Человек в компьютеризованном мире: социокультурный

и психологический аспекты проблемы.

61. Понятие социальной структуры общества. Исторические виды и формы социальной общности: семья, род, племя, народность, нация.

62. Проблема этногенеза. Основные концепции.

63. Классы и их роль в системе социальных связей.

64. Понятие социальной стратификации. Социальная мобильность.

65. Государство и гражданское общество: признаки и функции.

66. Общественное сознание и его структура.

67. Понятие политики. Политика и право.

68. Нравственное сознание и нравственные ценности.

69. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.

70. Религиозные ценности и свобода совести.

71. Наука как форма духовной деятельности: специфика и функции.

72. Техника. Происхождение и сущность. Техника и этика.

73. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

74. Понятие цивилизации и ее исторические типы.

75. Содержание и основные признаки современной информационной цивилизации.

76. Место России в мировом цивилизационном процессе.

77. Динамикаобщественногоразвития. Эволюцияиреволюция.

78. Понятие культуры и ее исторические типы.

79. Культура как система. Символический характер культуры.

80. Культура и цивилизация. Проблемы человека в современной культуре.

81. Диалог культур: Запад – Восток – Россия.

82. Гуманизм как цель и мера социального прогресса.

83. Кризис гуманизма в условиях индустриального общества.

84. Гуманизм и тоталитаризм, гуманизм и демократия: проблемы и противоречия.

85. Глобальные проблемы человечества, их типология. Экологические проблемы современности. Пути выхода из кризиса.

86. Человечество как планетарное явление. Понятие ноос-

87. Взаимодействие цивилизаций и стратегия будущего.

88. Социальное познание и его особенности. Уровни социального познания.

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ

1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Термин «философия» был введен в обиход древнегреческим мыслителем Пифагором и переводится на русский язык как любовь к мудрости. В древности под философией понимали любое знание. В современном представлении философией называется область теоретических знаний о мире в целом, о месте человека в этом мире и о принципах взаимоотношения человека с этим миром. Важнейшими чертами философии являются научность, критичность и фундаментальность. Основной вопрос философии есть вопрос об отношении сознания к материи.

В структуру философии входят учение о бытии (онтология), учение о познании (гносеология) и учение о развитии (диалектика).

Философия является важнейшей частью духовной культуры. Ее роль в обществе определяется основными функциями: мировоззренческой, методологической, гуманистической и моральной.

2. Понятие мировоззрения и его структура. Исторические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Основными структурными элементами мировоззрения являются: 1) знания о мире, 2) ценности, с позиций которых человек осмысливает мир, 3) убеждения, которые определяют поступки человека.

Основные типы мировоззрения. Мифологическое мировоззрение. Это наиболее древний тип мировосприятия. Его характеризуют эмоционально-образная форма, очеловечивание природы, некритичность, утилитарная направленность. Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил. Философское мировоззрение – это теоретическая форма осмысления мира и человека. Научным мировоззрением на-

зывается такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека.

3. Космоцентризм и натурфилософия древних греков.

Характерной чертой античной философии является космоцентризм, т.е. взгляд на мир как единое целое (космос). Античные философы были заняты поисками первоосновы мира, его вечного и неизменного начала. Таким началом у Фалеса была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь и т.д. Подобные взгляды получили название натурфилософии. В наиболее развитом виде античная натурфилософия представлена в атомистическом учении Демокрита и Эпикура.

4. Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.

Проблема человека в античной философии была поставлена Сократом, который сформулировал вопрос: «Что есть сущность человека?» Его ответ: сущность человека – его душа (разум), которую надо совершенствовать через познание. Сократ разработал метод познания – диалектику, которую он понимал как искусство отстаивать истину в споре с оппонентом. Сократ утверждал, что добродетель всегда следствие знания, а порок – следствие невежества.

5. Учение Платона об идеях.

Материалистическому решению проблемы бытия в натурфилософии древних греков Платон противопоставил идеалистическое решение. Он создал учение об идеях – бестелесных сущностях (образах) классов вещей и явлений. Конкретные вещи представляют собой лишь слабые копии (тени) совершенных идей, пребывающих в наднебесных сферах. Наивысшей идеей является идея блага.

6. Учение Аристотеля о материи и форме.

Согласно учению великого античного ученого Аристотеля, все единичные вещи представляют собой единство материи и формы. Материя является пассивной возможностью и субстратом (строительным материалом) вещей, а форма (эйдос) – их активным динамичным началом. Форма нематериальна. В иерархии всех форм высшее место занимает неподвижный ум-перво- двигатель (форма всех форм), которого Аристотель называет богом. Само наличие перводвигателя приводит в движение все нижестоящие формы.

7. Средневековая западная философия. Патристика и схоластика.

Средневековая западная философия – это философия эпохи расцвета феодализма и могущества церкви. Ее характерная черта – теоцентризм (бог – центр философских представлений). Бог

это и творец мира (принцип креационизма) и Абсолютная личность. Назначение человека – стремиться к богоподобию через любовь к богу. Фома Аквинский выдвинул пять доказательств существования бога.

Патристика – это учения т.н. отцов церкви (Августина блаженного и др.), которые считали, что, только углубляясь в душу, человек познает себя как образ и подобие бога. Схоластика – это религиозная философия, которая с помощью формально-логи- ческих приемов решала вопрос о соотношении знания и веры в пользу последней.

Философы средних веков поставили вопрос о природе Универсалий, т.е. общих понятий: т.н. реалисты считали, что подлинной реальностью обладают лишь общие понятия, которые существуют до вещей в божественном разуме, а т.н. номиналисты считали, что общие понятия существуют не до, а после вещей и представляют собой имена, ноумены, знаки.

8. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это переходная эпоха от феодализма

к капитализму. Ее характеризуют переход к городскому образу жизни, развитие промышленности, кругосветные путешествия и

географические открытия, освобождение человека от сословных ограничений, начало второй глобальной естественнонаучной революции(гелиоцентрическая системаКоперника). Своеназвание этаэпохаполучилаблагодарявозрождениюантичногоискусствасегоидеалами телесной красоты и жизнеутверждающим мировосприятием.

ВфилософииВозрождениятеоцентризмуступилместоантропоцентризму игуманизму. Антропоцентризмтаких мыслителей какНиколайКузанский, ДжорданоБруно, ЛеонардодаВинчии др. состоялв том, чтосвой главный философский интересони обратили на человека, его природуи местово Вселенной. Их гуманизм проявился, преждевсего, в реабилитацииестественной природы человека, важнейшей чертой которого становится благородство, понимаемое как доблесть духа, как свобода творчества.

9. Натурфилософия Н. Кузанского.

Николай Кузанский, кардинал и епископ эпохи Возрождения. В философии природы он обосновывал три положения: 1) бог содержит в себе все вещи, т.е. всю природу, 2) бог во всех вещах, т.е. во всей природе, 3) бог, как единство всех вещей, проявляет себя во множественности этих вещей. Бог не находится где-то вне мира, он находится в единстве с этим миром. Мир является бесконечным шаром, который не имеет определенного центра.

В теории познания Н. Кузанский выдвинул тезис «ученого незнания», суть которого в том, что конечный человеческий ум способен только приближаться к познанию бесконечного, никогда не достигая полного знания о бесконечном, как вписанный в круг многоугольник с увеличением своих углов никогда не станет равен кругу.

10. Учение Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Философ эпохи Возрождения Джордано Бруно исходил из того, что нельзя представлять бога как что-то изолированное от мира. Бог везде и во всем, он ест мировое поле. Из этого следует, что движение содержится в самом мире. Пантеизм Д. Бруно (отождествление бога с природой) стал теоретической основой его гуманизма – возвеличивания личности.

Вдохновленныйгелиоцентрической системой Коперника, кото-

В последнее десятилетие возникла парадоксальная ситуация: несмотря на обилие учебной литературы, появляющейся на прилавках книжных магазинов, в стране наблюдается настоящий «книжный голод». Особое положение складывается в сфере учебно-методического обеспечения курсов философии, изучаемой студентами и аспирантами вузов страны.

Контуры лица нашей современной и отечественной философии ныне неотчетливо проступают то сквозь ясные, словно отлитые «из одного куска стали» черты философии недавнего марксистского прошлого, то сквозь меняющийся, противоречивый облик западной философии. А то вдруг наша философия вспоминает об «отеческих гробах» и наряду с европейским костюмом демонстрирует элементы русского национального стиля.

Все это отражается и на характере учебной литературы. Отсутствие цельности, произвольный отбор материала («вкусовщина»), чрезмерное внимание к историко-философскому введению в ущерб теоретическим разделам - все эти недостатки нашей учебной философской литературы неизбежны и легко объяснимы.

Учебное пособие Г. Г. Кириленко и Е. В. Шевцова - иного рода. Авторам удалось продемонстрировать, что учебная литература - это не «наука второго сорта», не суррогат научности, не набор бесспорных истин, не музей слепков с древних оригиналов. Это особый жанр, предполагающий создание «карты» пространства движения философской мысли, с отметками, указывающими на опасные мели, подводные рифы, глубинные течения.

Рецензируемая книга сохраняет в основном структуру, традиционную для учебной литературы по философии. Она включает раздел, посвященный предмету философии, три историко-философских раздела, освещающих основные этапы развития философской мысли, разделы по проблемам онтологии, гносеологии, социальной философии. Авторы охватывают максимально широкий круг проблем, что в известном смысле оправдывает подзаголовок книги «Справочник студента».

Однако данное пособие - не склад «готовых» знаний, не компендиум школьной премудрости. Авторы предлагают только «ключи» к изучению философии, которыми каждый должен воспользоваться самостоятельно. Философия - это способ увидеть изнанку повседневности, необычное в обычном. Авторы осуществляют операцию «остранения» по отношению к самой учебной философской литературе. За такими, казалось, набившими оскомину темами, как «Основной вопрос философии», «Диалектика», «Бытие и материя», которые часто совсем обходят вниманием в современной учебной литературе, претендующей на новизну, авторы увидели новый, более глубокий и неожиданно современный смысловой слой.

Сопоставление классического и неклассического стилей философствования просматриваются в каждом разделе книги. Эволюция «вечных» проблем наглядно видна в самой структуре разделов. Раздел, посвященный проблемам онтологии, начинается с параграфа «Субстанция и бытие». Затем следует параграф, традиционно исчерпывающий весь раздел, посвященный онтологической проблематике – «Материя как субстанция». И, наконец, неожиданный заключительный аккорд: «Новая онтология: бытие без субстанции». Категория бытия полностью восстановлена в своих правах. Кочующая из учебника в учебник подмена категории бытия категорией материи, может быть, впервые открыто продемонстрирована в нашей учебной литературе. Не менее интересен и замысел раздела, посвященного диалектике. Нарастающие смысловые деформации содержания диалектики вдруг порождают «сдвиг» изучаемой проблемы, скрывающий ее новый, скрытый доселе смысл. Авторы начинают размышление с ранних форм диалектики («диалектика и миф»). Затем следует обращение к гегелевско-марксистской версии диалектики, которой обычно ограничиваются как студент, так и преподаватель-философ («Диалектика тождества мышления и бытия»). И наконец - разрушение традиционного взгляда на диалектику, возвращение в XX в. к архаическому жизненно-мифологическому смыслу диалектики («Диалектика как аналитика человеческой конечности»).

Еще одна бесспорная особенность книги: учебник не эклектичен. При всей широте охвата материала авторы сохранили единство замысла. Их позиция не декларируется открыто, она представлена в логике изложения, в отборе концепций. Пожалуй, наиболее отчетливо это сформулировано в первом разделе, где философия рассматривается в качестве «жизненного разума». Пространство философского дискурса - пространство возможного, ориентиром в котором служит стремление к полноте жизни, к синтезу материального и духовного, индивидуального и всеобщего.

Особые отношения складываются в пособии между интерпретирующей мыслью авторов и оригинальными философскими текстами. Авторы не стремятся занять условную «вненаходимую» позицию критика-наблюдателя. Не менее чужда им и роль простого пересказчика. Авторский голос находится не за пределами оригинальной философской мысли, но и не сливается ни с одним из голосов в философском хоре. Роль авторов - в организации пространства философской «драмы идей». Сопоставление, столкновение, провокация, сближение позиций, обнаружение через столкновение скрытых «сюжетных линий» - вот в чем, как представляется, состоит замысел книги. Попытка сделать «учебное пространство» площадкой философского диалога систем, школ, концепций - путь, идя по которому можно избежать Сциллы плоского комментаторства и Харибды нормативно-дидактического изложения.

Пожалуй, одним из критериев качества, научной добросовестности современной философской учебной и научной литературы являются взаимоотношения авторов с марксистской философией, десятилетия бывшей парадигмой отечественного стиля мышления. Марксизм стал крайне непопулярен благодаря своей явной ангажированности. Очевидно, что дискредитирован и его прогностический потенциал. Однако «формульность», артикулированность, сравнительная простота проекции его положений на культурное пространство ведут к тому, что сохраняется соблазн скрытого использования марксистской объяснительной схемы в многочисленной учебной литературе без указания источника обобщений. Фактически тот материал, который в прошлом был представлен в учебниках под названием «Теория отражения» и «Материя», в настоящее время перекочевал в значительную часть современных учебников под нейтральными названиями «Учение о познании», «Учение о бытии».

Авторы данного пособия пошли по иному пути. Марксистская концепция, ее достоинства и ограниченность открыто обсуждаются и в разделе о бытии, и в разделах о познании, истории, человеке, обществе. Марксизму как этапу в развитии философской мысли посвящен специальный раздел в историко-философском введении. Авторам удалось увидеть в марксизме особую переходную ступень в эволюции философского знания. Марксизм - это попытка выхода за рамки классического стиля философствования, что неожиданно сближает марксизм с «философией жизни». Авторы производят своеобразную деконструкцию марксизма, смотря на него с позиций философского опыта XX столетия.

В книге нашлось место не только достаточно изученным концепциям, но и взглядам авторов, до сих пор не удостоившихся попасть на страницы учебных изданий. Так, в книге по праву заняли свое место А. Лосев, М. Мамардашвили, А. Луначарский и А. Богданов. Вообще русская философия хорошо представлена в книге. Причем не только идеи Вл. Соловьева и Н. Бердяева, но достаточно полно освещены и ранние этапы философской биографии России. Интересную интерпретацию получили идеи Чаадаева, философское наследие Толстого и Достоевского.

Конечно, не все в полной мере из задуманного воплощено в равной степени. Так, фрагментарно присутствует в работе крайне продуктивный сюжет о взаимодействии философской мысли Запада и России. Практически отсутствует анализ попыток синтеза европейского рационализма и восточной мысли. К сожалению, не нашлось в работе места для изложения философских идей А. Герцена. Замысел учебника универсального типа был бы полнее реализован, если бы авторы рассмотрели философские проблемы языка и больше внимания уделили философско-антропологическим проблемам.

Яркие цитаты, стремление познакомить читателя с различными оценками философских концепций дают ориентиры для самостоятельного знакомства с серьезной философской литературой. Удачной является и подборка литературы для самостоятельного чтения, предлагаемая после каждого раздела. В список литературы входят, как правило, произведения, принадлежащие к философской классике и изданные или переизданные в последние десятилетия.

Обилие и разнообразие материала, концептуальное единство, свободный стиль изложения, широкий смысловой диапазон учебника - от академического дискурса до апелляции к смысложизненным структурам личности - позволяют с уверенностью утверждать, что получилось полноценное учебное пособие по философии. Надеюсь, с его помощью изучение философии окажется делом хотя и трудным, но крайне увлекательным.