Беззаветная и самоотверженная деятельность партизан и подпольщиков получала всенародное признание и высокую оценку. Более 127 тысяч человек были награждены медалью "Партизану Отечественной войны" I и II степени. Подвиги свыше 184 тысяч партизан и подпольщиков отмечены орденами и медалями, а 248 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Значение и сила боевого единства народов СССР, социального единства армии и народа глубоко осознавались всеми советскими людьми. Трудящиеся республик и областей, отправляя своих сынов на фронт, напутствовали их на самоотверженную борьбу за свободу и независимость Родины - Союза ССР. Они вдохновляли их на ратные подвиги, вселяли уверенность в победе.

Убедительным доказательством чувства семьи единой, слитности народа и армии и одновременно мощным фактором сплочения личного состава Вооруженных Сил, мобилизации бойцов на образцовое выполнение воинского долга были письма-наказы, с которыми трудящиеся братских республик обращались к своим сынам-воинам. Вот что, например, писали в 1943 году труженики Москвы воинам частей ПВО столицы; "Товарищи красноармейцы, командиры и политработники! Народ поставил вас на самый важный рубеж противовоздушной обороны. Вам доверена защита штаба и крупного арсенала Великой Отечественной войны. Трудящиеся столицы уверены, что вы с честью и до конца выполните свой воинский долг, как подобает славным сынам нашей Родины!".

Это письмо обсуждалось во всех частях и подразделениях особой московской армии ПВО, а также на совместном митинге воинов и трудящихся столицы. В принятом на митинге решении было сказано: "Ваш наказ, товарищи москвичи, будет выполнен. Сделаем так, чтобы ни одна бомба не упала на фабрики и заводы, на школы и жилые дома Москвы. Сделаем так, чтобы бесперебойно и ритмично бился пульс жизни великого города, кующего победу над фашистскими разбойниками."

Жители Казахстана напутствовали воинов; "Будьте стойкими и храбрыми в бою. Будьте мужественными и смелыми до конца. Вы защищаете нашу Родину, ее честь, ее славу. В час грозной опасности Родина призвала вас на защиту священной советской земли от коварных полчищ германского фашизма. Так будьте же достойны выполнить с честью свой великий долг. Идя в бой с врагом, помните, что в вашу часть Казахстан послал лучших своих людей, что, беспощадно громя врага, защищая родную землю, вы отстаиваете честь и славу своей республики".

С письмами-наказами к землякам-фронтовикам обращались трудящиеся Узбекистана, Армении, Таджикистана, Туркменистана, Киргизии, Грузии, Азербайджана, автономных республик и областей, национальных округов Российской Федерации.

Наказы, письма и обращения к воинам-землякам предварительно обсуждались в трудовых коллективах и выражали волю и пожелания всего населения братских республик. Письма-наказы, которые ныне стали достоянием музеев, скрепляли своими подписями многие миллионы людей.

Тексты писем доводились до каждого бойца и командира. Их обсуждение в воинских частях и подразделениях проходило на митингах и собраниях, демонстрировало дружбу народов, боевого братства воинов различных национальностей. Наказы трудящихся способствовали сплочению подразделений, укреплению в них войскового товарищества, повышению боевой активности защитников Родины.

А каким источником радости для фронтовиков являлись письма, которые советские люди непрерывным потоком направляли в действующую армию! "Дорогой боец нашей родной армии, - писали в одном из них. - Пусть тепло этих рукавичек согревает твои руки и твое сердце. У тебя миллионы и миллионы верных друзей и помощников. Мы верим в тебя и знаем, что враг будет разбит".

Такие письма по-особому согревали солдатское сердце. Воин знал; его любят, о нем помнят, о нем заботятся. И он шел в бой с новыми силами, совершая подвиги во имя тех, кто доверил ему защищать честь и независимость Родины. В одном из фронтовых "Писем товарищу" писатель Борис Горбатов отмечал: "Здесь каждый дерется за себя и за Родину! За свою семью и за Родину! За свою судьбу и за судьбу Родины! Не отдерешь, слышишь, не отдерешь нас от Родины: кровью, сердцем, мясом приросли мы к ней. Ее судьба - наша судьба, ее гибель - наша гибель, ее победа - наша победа".

Да, это так: никакая сила не могла убить патриотические устремления воинов, ослабить узы святого, крещенного в огне единства народа и армии. Воины всегда оставались верны своему народу, Родине. Народ всегда поддерживал воинов.

На стене Брестской крепости сохранилась безымянная надпись неизвестного героя: "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина! 20.VII.41". Приводя эти слова, С. Смирнов в книге "Брестская крепость" пишет: "И не матери, родившей и выкормившей его, не любимой жене, не детям, если они у него были, посылает он свой последний привет. Умирая, он произносит то слово, что выше и шире всех других, что вмещает в себя человек, и семью, и его прошлое, настоящее, будущее, - бесконечно дорогое слово "Родина".

Но не только письма выражали связь народа с воинами-фронтовиками. Событием для бойцов и командиров являлись встречи с делегациями рабочих, колхозников, интеллигенции. Живые контакты с ними умножали силы воинов, укрепляли их веру в победу, повышали чувство личной ответственности как перед теми, кто их напутствовал, так и перед теми, кто ждал от них освобождения. Делегации трудящихся Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Северной Осетии, Дагестана и других республик неоднократно приезжали на фронт, встречались и беседовали с воинами-земляками, передавали им подарки, теплые вещи. Так, в период битвы за Москву в 310-й стрелковой дивизии побывали представители Казахстана и Узбекистана, 50-я армия принимала делегацию из Якутии, в 16-ю приезжали трудящиеся из Горьковской области.

Делегации многих республик были гостями воинов-сталинградцев. Одну из частей Донского фронта посетили представители Башкирии. Тепло прошла эта встреча. И потом до самой победы как самую дорогую реликвию хранили воины памятный подарок башкирских трудящихся - кумачовое полотно, на котором вышита картина, символизирующая дружбу народов СССР, с надписью: "Национальностей в нашей стране много, а Родина одна, и все мы - ее сыновья. Постоим же за землю родную".

Всесторонне поддерживая армию, каждый народ сознавал, что именно она защищает его счастье и свободу. Население, оказавшееся на временно оккупированной территории, верило, что народы-братья не оставят их в беде, что Советская Армия придет вызволить их из неволи.

А когда настало время мощных наступательных операций по полному освобождению родной земли от гитлеровских захватчиков, весь мир еще раз воочию убедился, что Вооруженные Силы СССР - верный и надежный защитник всех населяющих ее народов.

И этот час пришел. В течении 1944 года советские войска обрушили на врага мощные удары на Правобережной Украине и Карельском перешейке, в Крыму и Белоруссии, под Кишиневом и в Прибалтике. Повсюду трудящиеся встречали своих освободителей с великой радостью и благодарностью. Обращаясь к освободителям, участники торжественного собрания трудящихся города Киева, посвященного освобождению Украины, заявили: "Мы благодарим вас, бойцов, сержантов, офицеров и генералов - славных сыновей нашего советского народа, наших освободителей от подлого и хищного врага".

В свою очередь Красная Армия, бойцы и командиры любой национальности глубоко понимали свою великую миссию вооруженного защитника общей Родины - Союза ССР. Перед решающими боями воины 1-го Белорусского фронта заверили народ республики в том, что "свою задачу по очищению белорусской земли от немецких захватчиков выполнят с честью".

Единство народа и его армии являлось важным социальным истоком героизма бойцов и командиров. Воины различных национальностей руководствовались одним желанием - быстрее очистить от врага свою общую Родину. Они стояли насмерть в одних окопах, ходили в атаку в одних цепях, делились последними патронами и сухарями, читали друг другу письма из дома. Вот характерные примеры. Героический экипаж белоруса Н. Гастелло составляли штурман-украинец Н. Бурденюк, стрелки-радисты русский А. Калинин и ненец Г. Скоробогатый.

"Велика Россия, а отступать некуда - позади Москва!" Среди 28 героев-панфиловцев, воспринявших эти слова политрука Василия Георгиевича Клочкова (1911 - 1941) как приказ Родины, были русские И. Шадрин и Н. Трофимов, украинцы Г. Петренко и Я. Бондаренко, казахи Н. Есибулатов и А. Косаев, киргиз Д. Шопоков и другие. На подступе к Москве в смертельном бою у разъезда Дубосеково (волоколамское направление) воины - панфиловцы отбили атаку 50 вражеских танков, уничтожив 32, остановили продвижение противника. В критическую минуту боя политрук Клочков первым бросился со связкой гранат под вражеский танк, взорвал его и погиб смертью героя. Остальные бойцы последовали его примеру. За беспримерное мужество и отвагу, верность воинскому долгу, Президиум Верховного Совета СССР посмертно присвоил участникам этого легендарного боя звания Героев Советского Союза. На месте их подвига близ села Нелидово Волоколамского района Московской области сооружен мемориал. В сельском клубе создан музей, посвященный героям - панфиловцам. Именем В.Г. Клочкова названы улицы в Москве, Саратове, Вольске. Еще пример.Знаменитый Дом Павлова в Сталинграде свыше 50 дней удерживал гарнизон, в котором были 11 русских, 6 украинцев, грузин, узбек, казах, еврей, татарин и таджик. В боях за этот дом гитлеровцы потеряли больше солдат, чем при взятии Парижа.

Взводы, роты, батальоны представляли собой монолитные интернациональные коллективы, боевая сплоченность которых формировала и оттачивала замечательные боевые качества и несокрушимую волю к победе советских воинов всех национальностей. В воинские формирования вливались представители всех наций и народностей нашей великой Родины. Наглядное представление об этом дает национальный состав воинов 200 стрелковых дивизий, насчитывавших более одного миллиона человек (см. Таблицу).

МБОУ « Вознесенская СОШ»

Сретенские чтения

Номинация « Подвиги веры в годы Великой Отечественной

Реферат

на тему

« Подвиг во имя человечества»

Выполнил: Грачев Роман,

ученик 7 «в» класса

Руководитель: Акимкина Н.В.,

преподаватель ОПК

р.п. Вознесенское

Введение...…………………………………………………………………..……….3

1.Два сержанта ………………………………………………………………………4

    1. Яков Федотович Павлов ………………………………………………………...4

1.2 Послевоенные годы Якова Федотовича Павлова ……………………………..5

1.3 Иван Дмитриевич Павлов ………………………………………………………6

1.4 Послевоенные годы Ивана Дмитриевича Павлова……………………………7

Заключение ………………………………………………………………………..8-9

Список литературы ………………………………………………………………...10

Приложения ………………………………………………………………….....11-17

Введение

Второго февраля отмечается День Победы в Сталинградской битве, исполнилось 72 года со дня ее окончания. Приложение 1.

Сталинград явился началом коренного перелома в Великой Отечественной войне. Но до этой победы были поражения под Харьковом, оставление Севастополя, отступление от Ростова до Сталинграда. Страшные бомбежки города 23 августа. Штурм города 13 сентября и 14 октября 1942 года и страшная фронтовая страда, когда весь город стал местом боя. Приложение 2.Часто противников разделяла стена, этаж или лестничная площадка . Приложение 3.Борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход . Приложение 4. Даже отдельные здания попали на карты и получили названия: Дом Павлова, Мельница, Универмаг, тюрьма, Дом Заболотного, Молочный Дом, Дом Специалистов и другие.

По несколько раз переходили из рук в руки Мамаев Курган, Железнодорожный вокзал .

Сколько было в те годы в народе тихих и малозаметных подвигов любви к ближнему , не счесть никому! Ведая о заповедях Христовых или не зная о них, многие наши люди во время войны соблюдали их: Больше сия любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин.15,13);Обретый душу свою погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю (Мф.10,39).

В их числе были и два сержанта - однофамильцы Павловы: Яков Федотович и Иван Дмитриевич – защитники Сталинграда. Приложение 5,6.В народе ходят предположения, что защитником знаменитого Дома Павлова был духовник Троице - Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл, в миру Иван Дмитриевич Павлов. Меня очень заинтересовало, кто же все - таки из них оборонял Дом специалистов и в честь кого из них этот дом потом назван.

Я поставил себе цель – исследовать судьбы этих людей. Своей задачей счел: собрать и проанализировать материалы архимандрита Кирилла Павлова, а также героя Сталинградской битвы Якова Федотовича Павлова.

Интересная путаница произошла в некоторых литературных изданиях с сержантами Павловыми. Безусловно, сыграла свою роль тут распространенность фамилии Павловых.

Проведя данное исследование, я выяснил, что Яков Павлов, защитник Сталинградского Дома Павловых и архимандрит Кирилл (в миру Иван Павлов) - разные люди. Судьба и одного и второго очень интересна.

1. Два сержанта

1.1. Яков Федотович Павлов.

Сталинградский сержант Яков Федотович Павлов был командиром пулеметного отделения 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева, 58 дней оборонявшим знаменитый Дом специалистов.

В прежние времена каждый школьник знал об этом Доме.

13 сентября 1942 года немцы обрушились на центр Сталинграда. 13-й гвардейской дивизии генерала Родимцева чудом удалось приостановить рвущегося к Волге врага, всего в нескольких сотнях метров от берега, на площади имени 9 Января. Приложение 7. Когда выдалась передышка, обратили внимание, что на нейтральной полосе остался темно-серый Дом специалистов. Время от времени оттуда доносились автоматные и пулеметные очереди. Приложение 8,9.

Решено было послать разведку. Выбор пал на сержанта Якова Павлова. Вместе с ефрейтором В.С. Глущенко и рядовыми А.П. Александровым и Н.Я. Черноголовым бесстрашный сержант отправился к дому. Там, в подвале, где укрывались местные жители, разведчики встретились с санинструктором Дмитрием Калининым и двумя ранеными солдатами. Немцев в доме тоже было пока немного. Перебираясь из одной квартиры в другую, с этажа на этаж, разведчики выбили фашистов.

Дом специалистов считался одним из самых престижных в Сталинграде. В нем жили руководители промышленных предприятий и партийные работники. От дома прямая дорога вела к Волге.

Как на ладони просматривались из дома и немецкие позиции. Оценив обстановку, сержант Павлов решил, что уходить отсюда нельзя. Рано утром разведчики приняли первый удар врага. Почти два месяца, пятьдесят восемь дней, штурмовали немцы Дом Павлова и так и не смогли взять его.

Это, конечно, чудо…

Германская армия, легко прошедшая многие тысячи километров, захватившая десятки стран, застряла перед обыкновенным четырехэтажным домом на Сталинградской улице, так и не сумела пройти последних метров, ведущих к Волге.

«Как несокрушимый бастион, Дом Павлова стоял на пути врага, защищаемый лишь горсткой советских воинов, - писал потом генерал А.И. Родимцев. - Он стал символом стойкости и мужества защитников Сталинграда».

1.2. Послевоенная жизнь Якова Федотовича Павлова

В 1944 году Яков Федотович вступил в Коммунистическую партию. Победу он встретил в звании старшины, а 27 июня 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза за подвиг, совершенный еще в Сталинграде. После войны Яков Федотович окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС и работал в народном хозяйстве, трижды избирался депутатом Верховного Совета РСФСР, был награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции.

В 1980 году он удостоился звания «Почетный гражданин Волгограда». Умер Яков Федотович Павлов в 1981 году и похоронен в Новгороде. Приложение 10.

1.3. Иван Дмитриевич Павлов

В те самые сентябрьские дни, когда всей мощью своих армий немцы навалились на Сталинград, защищал город на Волге и другой сержант - Иван Дмитриевич Павлов. Был он на два года моложе героического однофамильца, но боевой путь его оказался длиннее, потому что начался еще на Финской войне. И, как и Яков Федотович в Доме на площади 9 Января, Иван Дмитриевич тоже нашел свою судьбу в развалинах Сталинградского дома. С самого начала войны участвовал в военных действиях солдатом сержантом пехоты. Самым тяжелым военным испытанием для 22-летнего сержанта Павлова было ожидание генерального Сталинградского сражения в окопе, в снегу, почти без воды и пищи под постоянным обстрелом врага в течение целого месяца. А, после освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. Однажды, неся караульную службу, среди развалин дома сержант Павлов поднял из груды кирпичей книгу, начал читать ее и почувствовал, как вспоминал он потом, «что-то такое родное, милое для души». Это было Евангелие.

Иван Дмитриевич собрал все его листочки вместе и больше уже не расставался с найденной Книгой. Так начался его путь к Богу. «Я шел с Евангелием и не боялся…, - вспоминает Батюшка. - Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся». Со своей частью о. Кирилл дошел до Австрии. Сержант Иван Павлов был награжден орденом Славы и медалями. В 1946 в Венгрии он был демобилизован и приехал в Москву. Приложение 6.

Так вчерашний сержант и стал семинаристом. После завершения семинарии он учился в Московской Духовной Академии, и в 1953 году принял монашеский постриг.

Духовную Академию в 1954 году заканчивал уже не Иван Дмитриевич Павлов, а иеромонах Кирилл.

Закончив Духовную семинарию Ново-Девичьего монастыря, он 25.08.1954 принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Приложение 14.

Так начался многолетний молитвенный подвиг архимандрита Кирилла. Вначале он был пономарем (1954), а в 1970 году был назначен казначеем лавры (до 1965) и братским духовником (по настоящее время). Приложение 11.

Духовно окормлял Святейшего Патриарха Алексия II. Архимандрит Кирилл награжден церковными орденами преподобного Сергия и святого князя Владимира.

    1. 1.4 Послевоенная жизнь Ивана Дмитриевича Павлова

    Вся жизнь архимандрита Кирилла оказалась связанной с Троице-Сергиевой Лаврой. Архимандрит Кирилл стал духовником всей братии главного монастыря России. Именно старцу Кириллу исповедовались ныне покойные патриархи Алексий и Пимен. Был он духовником Алексия II. Приложения 12,13.

    Старец длительное время в Лавре почти не бывал - жил в Переделкино, в резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Приложения 15,16.

    Про свое боевое прошлое старец предпочитает не говорить. Отец Кирилл, как в прежние времена преподобный Сергий Радонежский, является хранителем чистоты Православия и традиций русского монашества. К нему, в Сергиеву обитель, стекались верующие со всей России. Люди приходили к батюшке со своими скорбями, просьбами, проблемами, и все получали утешение, помощь, совет, наставление и, уходя, прижимали к сердцу бумажную иконку, книжку или конфетку. Приложения 17-18. В своих наставлениях и пожеланиях большую роль он отводил любви к Родине, к ближним, послушанию и почитанию родителей, кротости и терпению. Сейчас ему 95 лет. Отец Кирилл очень болен.

    Греческий епископ, посетив больного старца, сказал: «Архимандрит Кирилл ныне распинается на страдальческом кресте – один за всю Россию». Значит, опять повторяет свой сталинградский подвиг стойкий и сильный духом гвардии лейтенант, Герой Советского Союза в миру Иван Дмитриевич Павлов, а в иночестве добродушный братский духовник Свято-Троицкой Сергиевой лавры – архимандрит Кирилл.

    Заключение

    Сталинград – это место, где многие обрели веру .

    Именно в трагические месяцы 1942года солдаты, офицеры и многие генералы действующей армии, крещеные и некрещеные вспоминали о Боге. К ним, жившим долгие годы в атмосфере атеизма, на фронте - в крови и грязи, среди всех ужасов войны стала возвращаться вера отцов. Отступление до Волги, оставление врагу огромных территорий, горечь больших потерь на фронте. Гибель неповинных мирных людей. Скорбь по погибшим родным и близким, взывали к переосмыслению духовных причин войны с немцами. Так уж устроен русский человек - чем грознее опасность, тем крепче он берется за спасительный стяг святой веры, вспоминает, кажется навсегда забытые молитвы.

    «О, Могущий ночь в день превратить, а землю в цветник!

    Мне все трудное легким содей и помоги мне».

    Уже после кончины Чуйкова в его архиве, среди личных документов маршала рядом с партийным и военным билетом, была обнаружена, вот эта его личная молитва. Приложение 19.

    Есть документальное свидетельство о небесном знамении в небе Сталинграда. 11 ноября 1942 года в Сталинграде было явление Пресвятой Богородицы, что фактически и явилось той переломной точкой в войне, о которой мы сейчас уже можем говорить. Говорить, что нам известен день перелома войны не в земном, а в духовном плане. Это явление было одновременно и в небе, и на земле – вернее, одни видели Ее в небе, другие на земле. Также ясно, что свидетелями этого чуда были и немцы. Часть, которая сподобилась чуда, находилась под командованием легендарного командарма Василия Ивановича Чуйкова.

    « Как увидел в небе Божию матерь, мне сразу стало ясно, что не погибну и живым вернусь домой. Уверенность в победе больше не покидала. Видение Божией Матери в рост в осеннем небе Сталинграда как щит пронес сквозь всю свою жизнь на фронте»(из воспоминаний одного из из защитников Сталинграда, видевшего явление Божьей Матери.) Приложение 20.

    Победное завершение 2 февраля 1943 года многомесячной Сталинградской эпопеи было отмечено не только митингом в городе 4 февраля, но и благодарственными молебнами во многих местностях России.

    Народное предание гласит, что и в Сталинграде, в наскоро приведенном в приемлемый вид одном из неразрушенных храмов, был отслужен благодарственный молебен. И первую свечу затеплил командарм Василий Иванович Чуйков.

    Испокон века русские воины от солдата до фельдмаршала знали: если Господь им даровал в сражении победу, то успех сей – проявление милости Божией, заступничества Богоматери и святых угодников Божьих.

    Приложения 21- 26.

    Список литературы

    1. Составители: священник Кузнецов В. и Дударев В. «Архимандрит Кирилл (Павлов) Ближе к Богу!», Российский писатель, Москва, 2004 г. с.123-129.

    2. Бехтерева Е. « Кирилл (В миру Павлов Иван Дмитриевич) Общественный деятель». Институт русской цивилизации, М., 2004 г.

    3. Коняев Н., «Россия стоит на сержантах Павловых», Санкт-Петербург, 2004 г.

    4. Интернет-ресурсы.

    Приложение 1 Приложение 2

    Фронтовая страда

    Приложение 3 Приложение 4


    Борьба шла за улицу, за каждый дом

    Приложение 5 Приложение 6

    Яков Федотович Павлов Иван Дмитриевич Павлов

    Приложение 7 Приложение 8


    Генерал Дом Павлова

    Родимцев Александр Ильич

    Приложение 9 Приложение 10

    Памятник Дома Павлова Яков Федотович Павлов-

    Герой Советского Союза

    Приложение 11 Приложение 12

    Архимандрит Кирилл Патриарх Пимен

    (Иван Дмитриевич Павлов)

    Приложение 13 Приложение 14


    Патриарх Алексий I I Троице- Сергиева Лавра

    Приложение 15 Приложение 16


    Переделкино Отец Кирилл

    Приложение 17 Приложение 18


    К нему стекались за помощью Во время богослужения

    верующие со всей России

    Приложение 19 Приложение 20


    Василий Иванович Чуйков- Явление Божией Матери во время

    маршал, дважды герой Совет- Сталинградской Битвы

    ского Союза

    Приложение 21 Приложение 22


    Приложение 23 Приложение 24


    Мемориальный комплекс « Героям Сталинградской битвы»

    Приложение 25 Приложение 26


    Современный вид Вечная память защитникам

    Дома Павлова Сталинграда, павшим за Родину!

04 октября 2017 года в Военном институте (Железно-дорожных войск и военных сообщений) прошел торжественно-траурный Митинг посвященный 76-й годовщине совершения подвига Героем Советского Союза сержантом Мирошниченко В.П.

Массовым в годы Великой Отечественной войны был героизм воинов-железнодорожников.

Одним из самых ярких подвигов, стал подвиг сержанта Железнодорожных войск Виктора Петровича Мирошниченко.

4 октября 1941 года фашистские бронетанковые части вышли к реке Снопоть. Железнодорожный мост через реку был заминирован. Взорвать переправу приказали группе бойцов, возглавляемой сержантом В.П. Мирошниченко.

Когда вражеские танки и пехота вступили на мост, Мирошниченко привел в действие подрывную машинку, но взрыва не последовало: осколком снаряда перебило электрическую сеть. Выход оставался один...

Истекая кровью от полученной раны, Мирошниченко добрался до заряда и поджег обрывок бикфордова шнура! Раздался мощный взрыв. Вместе с многотонными мостовыми фермами рухнули в воду фашистские танки и пехота.

Сержант Виктор Петрович Мирошниченко ценой собственной жизни выполнил приказ. Остановил врага.

За подвиг, совершенный на реке Снопоть, (Брянская область), Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1942 года ему посмертно , было присвоено звание Героя Советского Союза.

Навечно зачислен мужественный воин в списки 76 -го отдельного железнодорожного батальона. В 2-й роте, где служил герой, стоит его аккуратно заправленная кровать, рядом на стене — портрет сержанта В. П. Мирошниченко.

Привлекает внимание выдержка из приказа Министра обороны СССР, она гласит:«Его беззаветная преданность Родине и беспредельная верность присяге, должны служить примером для всего личного состава Вооруженных Сил» .

Ежедневно на вечерней поверке старшина первым про¬износит имя Героя, и правофланговый, чеканя каждое слово, отвечает:

Сержант Виктор Петрович Мирошниченко - погиб смертью храбрых в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Именем Героя Виктора Мирошниченко названы многие школы и улицы по всей нашей стране.

Во всех частях и соединениях Железнодорожных войск воздвигнуты памятники посвященные Герою Советского Союза сержанту Мирошниченко В.П.

Ежегодно в Железнодорожных войсках проводятся состязания на лучшего специалиста (расчет) Железнодорожных войск, посвященный Памяти Героя Советского Виктора Петровича Мирошниченко.

Подвиг сержанта Мирошниченко - это образец беззаветного служения Родине, он зовет всех нас быть всегда готовыми отдать все силы, а если потребуется и жизнь, защищая свое Отечество.

Тема Великой Отечественной войны - необычная тема... Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Эта трагедия началась двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась через четыре года, через четыре тяжелых года - девятого мая тысяча девятьсот сорок пятого года.

Эта война осталась в нашей памяти, как величайшая война в истории. Война… Как много значит это слово. Война - страдание матерей, сотни тысяч погибших солдат, тысячи сирот и семей без отцов… Мы - дети мирного времени, и нам трудно представить, как на войне могли воевать наши сверстники. Но они воевали, умея смотреть в глаза смертельной опасности. Они отдавали жизни за судьбу Родины, за свои семьи. Война - это страшное слово, потому что война - это кровь, боль, горечь утрат.

Люди, которые прошли войну, запомнили ее глаза, полные слез, горя и смерти. Война страшна не только тем, что уносит миллионы людей. Она калечит выживших, ломает их психику. Как залечить искалеченную душу, облегчить сердце, до краев наполненное ужасом, кровью, пропитанное чужой и своей нестерпимой болью? О Великой Отечественной войне много написано, много рассказано.

Мы, к счастью, о войне знаем только понаслышке: из фильмов, книг, воспоминаний ветеранов, которых с каждым годом становится все меньше и меньше. Наши ветераны - это удивительное поколение. Они стояли насмерть и побеждали в жестоких боях даже тогда, когда горела земля, крошились камни, плавилось железо. И несмотря ни на что, они сохранили в себе умение сочувствовать чужой боли, сострадать, быть и оставаться человеком в любых, самых нечеловеческих условиях.

Ветераны - необычные люди. Они являются для нас примером мужества и стойкости, выносливости и взаимопомощи, настойчивости и оптимизма. Они показали, какой должна быть настоящая дружба и товарищество. И нам даже трудно представить, что пожилые воины были такими же, как и мы: любили и хотели быть любимыми, смеялись, радовались, верили в счастливое будущее. Много пришлось пережить людям, прошедшим Великую Отечественную войну, но их, фронтовиков, нельзя считать поколением со сломанной душой. Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне.

Об одном из таких людей, нашем земляке, я хочу написать.

Губарев Александр Тимофеевич - ветеран войны, проживавший в селе Беляевка. В селе все его любили и уважали, он всегда был добрым человеком. Александр Тимофеевич появился на свет 18 мая 1922 года. Родом из крепкой крестьянской семьи, в которой было пятеро детей. Отец Александра родом из Тамбовской области работал конюхом в с.Беляевка, но прокормить семью было очень трудно. В колхозе денег не платили, и он перевелся в совхоз «Студеновский», где платили зарплату. Когда он обменял колоду масла для смазки колес на хомут для лошади, Тимофея забрали НКВД и отправили этапом во Владивосток, где он и пропал без вести. Семья потеряла кормильца, наступили трудные дни. Младшую сестру Марию в девятилетнем возрасте пришлось отдать в няньки в р.п. Турки. Александру было одиннадцать лет. Он начал работать в колхозе, полноправно бороновал на быках.

Первым пошел защищать Родину брат Николай. Летом 1940-го пришла очередь и второго брата. Из Балашова, с берегов родного Хопра Александра Губарева в составе 47-го запасного полка отправили в Воронежскую область. Перед станцией Лиски эшелон разбомбили самолеты. Кто остался в живых сгруппировали, и пешим порядком направили в Сталинград. В основном шли ночью, так как нападение вражеских самолетов происходило днем. В Сталинграде Александр встретился со своим земляком Ивановом Е. Спали в окопах на снегу, приходилось спать даже на голой земле, проснувшись утром, замечали, что примерзла шинель. Александр на фронте был всегда сытым, так как свои фронтовые сто грамм он менял на сухари, а махорку на сахар. Однажды пришлось наблюдать такую картину: наш танк Т-34 по ложбине выезжал ближе к расположению немцев, вел разведку к бою, выйдя с лощины, обстрелял позиции и удалялся опять в лощину. В одном из таких маневров танк заглох ближе к позиции немцев. Немцы, прекратив обстрел, направили свой танк к нашему. Вражеский танк зацепил Т-34 и поволок на свои позиции. Наши бойцы с ужасом наблюдали эту картину. Водитель-механик нашего танка не растерялся и включил передачу, танк завелся с буксира, затем переключив скорость вперед, Т-34 поволок вражеский танк к себе на позиции под всеобщее ликование наших бойцов и великому сожалени ю немцев. Вражеский танк оказался у нас в плену.

Воинская профессия Александра Тимофеевича - сапер, прикомандированный к разведроте 79-го батальона 220-й стрелковой дивизии. При форсировании Днепра в 1943-м на одном из островов, на которых раньше жили запорожские казаки, получил тяжелое ранение. Долгое время лечился во фронтовых госпиталях. Демобилизовался из Румынии 27 декабря 1945 года, где охранял от нападений бандеровцев перевалочную железнодорожную станцию в городе Сегет. Имел боевые награды: медаль «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

В 1941 году был тяжело ранен брат Николай и бессознательном состоянии, умер в плену у немцев. Младшего брата Сергея во время войны забрали в ФЗО, он сбежал домой, трудился на благо своего села. Тимофеевич вернулся с фронта осенью 1946 года.

После фронта начались суровые колхозные будни. Из-за ранения Александра поставили на «легкий труд». Плотничал на ферме, работал объездчиком на полях, возил молоко, а заодно почту. В 1950-м году построил свой дом и нашел свою вторую половину. В 1954 году А.Т. Губарев раз и навсегда выбрал свою главную трудовую стезю - почтальон Рязанского отделения почтовой связи. Под его началом было три населенных пункта: Беляевка, Красные Солонцы и Пановка (двух последних уже давным-давно нет на карте Турковского района). Почты было много. Письма, газеты, посылки почти в каждый дом. Народ много выписывал. Почтовый стаж Александра Тимофеевича 28 лет. Имел трудовые награды: «Знак Почета», «Победитель соцсоревнований», «Ветеран труда». Ушел на заслуженный отдых в середине 80-х годов. Был человеком очень деятельным. Активно работал в своем огородике, плел корзинке, заготавливал дрова. Умер на …. году жизни.

С каждым годом мы все дальше и дальше уходим от военной поры. Но время не имеет власти над тем, что люди пережили в войну. Это было очень трудное время. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности. Его волей, его кровью до¬быта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибал, не думая о смерти, о том, что не увидят больше, ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Я считаю, что наше поколение никогда не смогло повторить подвиг наших предков.
Хотя если подумать, ведь не так давно это было, и страшно то, что многие уже забывают это. А жаль...

Люди! Вы должны помнить тех, кто совершил этот подвиг во имя нашей Родины.

ученики 10- м класса Демеш Антонина и Бунькова Анастасия, руководитель проекта Шлендова М.А.

В реферате описаны события трагического перехода советских кораблей из Таллинна в Кронштадт в конце августа 1941 года. О мужестве моряков за живучесть кораблей, о взаимовыручке и самоотверженности, стойкости и героизме во спасении человеческих жизней.. Память о героях Великой Отечественной войны вечна, не сотрется и не затеряется до тех пор, пока люди будут помнить о беспримерном мужестве и героизме всего советского народа, вставшего на борьбу с фашистами. Именно эту тему «Подвиг во имя жизни» хотелось бы раскрыть в данной работе. Рассказать о замечательной команде транспорта «Казахстан» и его легендарной борьбе за живучесть корабля во спасение тысяч жизней советских людей, рассказать о подвиге, который совершила не только команда этого судна, но и весь народ огромной советской страны. Это поистине самопожертвование советских моряков ради жизни.

III. Таллиннский переход.

Перед началом Великой Отечественной Войны в Таллинне – главной базе Балтийского флота находилось более 200 боевых кораблей, катеров и транспортов. В августе 1941 года Гитлер отдает приказ: «захватить советские корабли любой ценой». Государственный комитет обороны СССР приказывает: «не допустить уничтожения советских кораблей начав их вывод из Таллинна незамедлительно». Движение судов началось 28-29 августа в спешке, под обстрелом противника с суши, моря и воздуха (рис 3). Десятки кораблей пришлось уничтожить в порту.

Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. Погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер и торпедный), 51 транспорт и вспомогательные суда. Людские потери посчитать гораздо сложнее. Официальная цифра - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллинна - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта (в том числе вплавь) - около 18 тысяч человек. В реферате использованы воспоминания очевидцев событий: матроса Огарковой Г.В., Абрамичева П.Г., бывшего командира роты управления зенитного полка Г.А.Потёмина, кадрового офицера царской армии, потомка династии боевых командиров Российской империи. Житель Кронштадта, Потёмин выпускник 425 школы. Это он организовал все работы за живучесть бывшего лесовоза, превращённого в боевой корабль, на борту которого волею случая оказалось более 5000 человек. Сколько же судеб сплелось в едином порыве борьбы за живучесть. Корабль «Казахстан» – обычное торговое судно, бывший лесовоз.При выходе из Таллинна он принял на борт около пяти тысяч военнослужащих и гражданских лиц. На долю этого старенького судна с его экипажем выпали страшные испытания: вышло из строя управление, судно отстало от каравана, бомба повредила левый борт, а затем начался пожар, и вышла из строя рация. Фашистские самолёты с воздуха наносили серьёзный урон кораблям, а в море моряков поджидала опасность подрыва на фашистских минах. Не смотря на малую скорость, серьёзные повреждения судна"Казахстан" дошёл до Кронштадта.

Рассказ Н.Г. Михайловского
Теперь легенда о «Казахстане» предстает перед нами во всей своей красе, нужен лишь еще один маленький штрих, чтобы довести ее до конца. Все герои, которые довели избитый «Казахстан» до Кронштадта были впоследствии награждены орденами и отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 как «группа смельчаков, беззаветно преданных Родине».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение .

Моряки, подводники, пехотинцы, артиллеристы, морская пехота и летчики, которые выросли в Кронштадте, внесли свой неоценимый вклад в Великую победу. Память о героях Великой Отечественной Войны не сотрется и не затеряется до тех пор, пока люди будут помнить о беспримерном мужестве и героизме всего советского народа, вставшего на борьбу с фашистами. Именно эту тему «Подвиг во имя жизни» хотелось бы раскрыть в данной работе. Мы решили рассказать о замечательной команде транспорта «Казахстан» и его легендарной борьбе за живучесть корабля во спасение тысяч жизней советских людей, рассказать о подвиге, который совершила не только команда этого судна, но и весь народ огромной советской страны. Это поистине самопожертвование советских моряков ради жизни.

II. Народный подвиг во имя жизни

Вторая мировая война, без сомнения, была самой масштабной и разрушительной в истории человечества. В нашей стране было полностью разрушено 1710 городов и поселков, разграблено 1670 церквей и 427 музеев, более 25 миллионов человек лишились крыши над головой, был нанесен огромный экологический ущерб. Общие экономические потери СССР, примерно в 20 раз превышали национальный доход страны за 1940 год. Среди этого дикого хаоса люди гибли не сотнями, не тысячами, они гибли миллионами. Бомбежки, ужасы концлагерей, вечно терзающий голод и страх преследовали повсюду. Война была везде, но это не сломило непобедимую силу русского духа. На борьбу поднялись все – от мала до велика, поднялись на подвиг во имя жизни. Уже 65 лет мы празднуем нашу Победу в Великой Отечественной войне, воспеваем стойкость и мужество защитников нашей Родины, оплакиваем павших героев и чтим великий подвиг всего советского народа. 27 миллионов человеческих жизней – это невосполнимая потеря. Но страшно подумать, сколько еще могло бы погибнуть, если бы не самоотверженность и отвага героев войны. Спасая людей, они делали поистине невозможное, боролись до победного конца, жертвуя своими жизнями.

III. Таллиннский переход.

Перед началом Великой Отечественной Войны в Таллинне – главной базе Балтийского флота находилось более 200 боевых кораблей, катеров и транспортов. В августе 1941 года Гитлер отдает приказ: «захватить советские корабли любой ценой». Государственный комитет обороны СССР приказывает: «не допустить уничтожения советских кораблей начав их вывод из Таллинна незамедлительно». Движение судов началось 28-29 августа в спешке, под обстрелом противника с суши, моря и воздуха (рис 3). Десятки кораблей пришлось уничтожить в порту.

Всего до Кронштадта добрались 112 кораблей, 23 транспорта и вспомогательных судна. Погибли 15 кораблей (5 эсминцев, 2 подлодки, 2 сторожевых корабля, 3 тральщика, канонерская лодка, сторожевой катер и торпедный), 51 транспорт и вспомогательные суда. Людские потери посчитать гораздо сложнее. Официальная цифра - более 20 тысяч человек, но это количество, которое подлежало учёту - военнообязанные. А какое число гражданских лиц эвакуировалось из Таллинна - неизвестно, так как эвакуация осуществлялась стихийно. Из примерно 42 тысяч участников эвакуации достигло Кронштадта (в том числе вплавь) - около 18 тысяч человек.

IV. Вспоминают очевидцы.

Рассказ Огарковой Галины Васильевны – участницы Таллиннского перехода.

«Мне было всего 20 лет. До сих пор помню, как на нас пикировали самолеты, стонали раненые, горели и тонули корабли. Мне приходилось оказывать помощь морякам, набивать пулеметные ленты патронами, затем бежать на палубу отдавать их пулеметчикам. Я сама стала к зенитному пулемету, отбивая атаки фашистских самолетов. Наш корабль получил повреждение, и взрывной волной меня выбросило за борт. Плавала я хорошо, но держаться в холодной воде было тяжело. На помощь пришло учебное судно «Ленсовет», которое подобрало меня и уцелевших моряков. А сколько их погибло в водах седой Балтики!».* Таллиннский переход - это пример отчаянного мужества моряков, медиков и простых граждан. Сколько же судеб сплелось в едином порыве борьбы за живучесть.

«Казахстан» – обычное торговое судно, бывший лесовоз.

При выходе из Таллинна он принял на борт около пяти тысяч военнослужащих и гражданских лиц. На долю этого старенького судна с его экипажем выпали страшные испытания: вышло из строя управление, судно отстало от каравана, бомба повредила левый борт, а затем начался пожар, и вышла из строя рация. Фашистские «юнкерсы» по одному заходили в пике, стараясь добить раненый «Казахстан». На старенький пароход было сброшено 164 бомбы.

Но судно не только выжило, но и благополучно доставило в Кронштадт своим ходом более 4 000 пассажиров (раненых, женщин, детей). Легендарная жизнеспособность старенького лесовоза и его сила сопротивления стали примером настоящего подвига во имя жизни.

_____________________________________________________________

* Шлендова М.А. « Они родились в Кронштадте », МКС, СПБ, 2004, стр. 121- 122 2) Рассказ Петра Георгиевича Абрамичева

Из воспоминаний Петра Георгиевича Абрамичева, бывшего командира роты управления зенитного полка:

«Мы поднимались на палубу «Казахстана» усталые, измотанные многодневными боями под Таллинном. Мы уже знали не только, что такое контратака, но и что такое рукопашная схватка.

«Казахстан» застопорил ход на траверзе острова Нарген. У зенитных орудий, установленных на борту, дежурили лейтенанты Ручкин, Давыдов и старшина Тухмаров, они в последние дни боев у стен Таллинна вели огонь прямой наводкой. Мы взяли курс на Кронштадт. Впереди нас небольшой транспорт напоролся на мину, блеснула шапка огня, словно вспыхнула спичка, и транспорт, переломившись надвое, быстро стал погружаться. Катера, следовавшие с нами, подбирали немногих оставшихся на воде.

Решили организовать группу наблюдения за минами. Минами море кишело. Я возглавил группу наблюдателей по левому борту. До 4 часов утра мы стояли на минной вахте. До боли в глазах всматривались в воду за бортом. Под утро старшина Якимов уговорил меня прилечь на часок.

Я проснулся от неистового шума и гама. Метались люди, палуба дрожала. «Тонем! – хрипел чей-то голос. – Давай за борт!». Вокруг стоял жуткий гвалт, кто-то кидался за борт, немецкие самолеты, урча, снова и снова шли в атаку на нас. На палубу выскочил Алексей Аврашов, он служил в штабе флота шофером. «Отставить! – скомандовал он. – Буду стрелять в каждого, поддавшегося панике. Отойти от борта!».

Нижняя часть мостика и штурманская рубка были охвачены огнем, а наверху, на площадке мостика стоял Аврашов, властно приказывая: «Прекратить панику под страхом расстрела. Начать тушение пожара!». Ко мне подбежал Якименко: «Товарищ лейтенант, мы здесь! Вот ведра и веревки».

Кто-то притащил охапку брезентовых ведер, кто-то пристроил шкерт к ведрам и опустил ведра за борт. Пустили в дело даже каски. Закипела работа. Образовался живой конвейер, из рук в руки передавали воду. Четыре часа боролись с огнем, и, в конце концов, потушили пожар. Но «Казахстан» стоял на месте, объятый паром, поднимавшимся от раскаленного металла.

В небе появилась девятка Ю-88, они по одному заходят в пике и стараются добить раненый «Казахстан». Многим, и даже мне, в то время казалось, что спасение - на воде. Возникало большое искушение при очередном заходе «юнкерсов» прыгнуть в воду. Неподалеку от борта я увидел небольшой плотик без людей, который с корабля казался таким безопасным. Но я был не один. Со мной были бойцы. Я не мог обнажить перед ними свою слабость, как и не мог ничего сделать для их спасения. «Лежать!» - скомандовал я. Мы легли и вжались в доски, как будто они были способны нас защитить. И они защищали. Ни одного попадания за этот казавшийся таким долгим налет. Видимо, фашистские летчики, бомбили с опережением, тогда как транспорт застопорил ход и стоял на месте.

Кто-то предложил зажечь на палубе ненужное барахло, пустить дым и ввести гитлеровцев в заблуждение, создав видимость пожара. Кроме того, дымом маскировалось истинное нахождение транспорта (рис. 9).

Где-то нашли дымовые шашки. Дымили несколько часов, и пролетающие самолеты нас не трогали. Но вот дым рассеялся, и мы снова оказались на виду…

Было принято решение из досок трюмных настилов делать плоты грузоподъемностью на 40-50 человек и на них переправлять людей на видневшийся вдалеке островок Вайндло, который находился от нас примерно в десяти милях.

Он казался таким близким – стоит броситься в воду, и через полчаса ты спасен. Но холодная вода сковывала тело, плыть было трудно, и очень немногим удавалось достичь острова.

В носовой части командовал наш командир полка майор Рыженко. Я был его помощником. На корме – командир в чине полковника, но кто он, я так и не узнал».

3) Георгий Андреевич Потемин

Хочется добавить, что мы можем гордиться тем самым человеком, который командовал на корме «Казахстана». Это житель нашего города Георгий Андреевич Потемин – кадровый офицер царской армии, потомок династии боевых командиров Российской империи, выпускник Кронштадтского Реального училища (ныне 425 школа). После Октябрьской революции Георгий Андреевич служил в Красной Армии и был активным участником событий, решивших судьбу России. В январе 1941 года он стал одним из руководителей укрепления береговой обороны на территории Эстонии, а в августе этого же года – участником боев под Таллинном. Покидал Таллинн Георгий Андреевич вместе с последними его защитниками на «Казахстане».

Когда начался пожар, охвативший среднюю часть судна, и команда разделилась, Потемин оказался на корме. Во главе с полковником тут же был организован военный совет. Под его руководством бойцы тушили пожар и ремонтировали судно. Когда дымящийся и разбомбленный «Казахстан» подошел к островку Вайндло, А.Г. Потемина единогласно назначили комендантом острова. Здесь Георгий Андреевич распределил бойцов по секторам и организовал оборону. За героическое сопротивление противнику, спасение судна и людей, полковник Потемин был удостоен высших правительственных наград. В самые трудные месяцы до прорыва блокады в 1943 году А.Г.Потемин находился на Ленинградском фронте, был начальником штаба Невского укрепленного сектора КБФ * . Закончил войну Георгий Андреевич в звании генерал майора.

________________________________________________________________

* Шлендова М.А. «Они родились в Кронштадте» , МКС, СПБ, 2004, стр. 124-125

Теперь стоит вернуться к воспоминаниям Петра Абрамичева и проследить за дальнейшим развитием событий на «Казахстане»:

«Мы вытаскивали из трюмов длинные толстые доски. У моих бойцов оказался с собой инструменты: кувалда, топоры и ломик. Кто-то пошутил: «Молодцы зенитчики! Запасливый народ». На спущенные плоты, которые устойчиво держались на воде, погрузили раненых. С островка Вайндло к «Казахстану» приблизился катер, чтобы принять плоты и буксировать их на остров.

Однако оказалось, что катеру не под силу буксировать два большущих плота с людьми. Пришлось отправить пока только один плот.

Но как медленно шел катер! Эдак нужны и не одни сутки для переброски всех людей с «Казахстана»! Было решено создать команду из пассажиров и попытаться оживить транспорт, заставить его двигаться.

Нашлись специалисты, среди них молодой, раненный в голову инженер-механик с боевого корабля. Он организовал что-то вроде инженерного совещания.

Всю ночь кипела работа. А в 5 часов утра помощник капитана Загорулько объявил в мегафон, что пары подняты, машина отремонтирована, «Казахстан» может идти своим ходом под ручным управлением.

Мы воспряли духом. Было решено: в 6.00 снимемся с якоря и идем к острову Вайндло.

Проходят томительные минуты ожидания. Якоря выбрать невозможно, брашпиль испорчен. Решили снять якорь - цепи со стопоров. Все это проделали добровольцы.

Судно тронулось и медленно пошло вперед к спасительной земле. На этой земле мы уже могли драться с врагом, и нас так просто голыми руками не возьмешь!

Этот островок вытянулся в длину на 250-300 метров. Ширина его и того меньше – 50-60 метров. Единственный военный объект на острове – маяк Стеншер. На вооружении у команды маяка была 37-миллиметровая автоматическая зенитная пушка, установленная для обороны маяка с воздуха. Сразу было объявлено, что комендантом острова является полковник Потемин. Началось формирование батальонов, рот, взводов и отделений. Мы занимали круговую оборону острова, на случай нападения противника.

«Казахстан» набирал скорость, когда сигнальщик младший сержант Козлов сообщил:

К нам навстречу с острова Вайндло идет катер.

Мы решили, что катер вышел встретить нас и поздравить с победой. Однако было заметно, что на катере чем-то обеспокоены. На ходовой рубке катера стоял матрос и быстро семафорил.

Курс ведет к опасности, впереди минное поле, - доложил Козлов, читая семафор с катера.

«Казахстан» шел прямо на минное поле, поставленное нашими кораблями. Мы могли погибнуть, если бы нам вовремя не просигнализировали. Спасибо катеру! Его команда не знала сна и усталости.

Около 400 человек она подобрала в море и доставила на остров. И теперь вышла в море, чтобы предупредить нас об опасности.

Мы уменьшили ход и осторожно двигались, обходя минное поле и маневрируя.

Из-за большой осадки и отлогого берега «Казахстан» не смог подойти вплотную к острову. В 50 метрах от берега он застопорил ход. Началась выгрузка.

Я был назначен командиром первого взвода второй роты первого батальона. Мы расположились в центральной части острова. Всего было пять батальонов на самом острове и резерв коменданта острова на «Казахстане».

Говорят, без сна тяжелее всего, но нас мучил голод. Ели мы в последний раз еще в Таллинне 26 августа и то на ходу. На остров же мы прибыли 29 августа. Начались поиски продуктов. Запасов продовольствия хватило только для раненых на сутки -двое, не больше. На «Казахстане», кроме двух мешков пшена, больше ничего не оказалось. В котлах небольшой бани, выстроенной для команды маяка, сварили кашу, ее выдавали по две столовые ложки на брата. Но и то было хорошо. Многих томила жажда, и у колодца, около маяка, неотступно толпились люди, и пили без конца солоноватую воду.

29 августа мы занялись организацией обороны: оборудованием окопов, укладкой камней. Бойцы чистили оружие. За сутки было два одиночных налета «юнкерсов». Они бомбили остров, но бомбы попадали в воду. Правда, один Ю-88 пытался обстрелять остров пушечным огнем, но сам попал под огонь нашей маленькой зенитки и поспешил убраться восвояси.

31 августа сигнальщик маяка (рис. 12) обнаружил дым, а затем и силуэты кораблей, приближавшихся к острову. Была объявлена тревога. Все заняли свои места. Сигнальщик никак не мог опознать корабли. Мы приготовились дать бой. Небольшой катерок вырвался вперед и открыл артиллерийский огонь, но его снаряды не достигли острова. Справа от нас раздался оглушительный взрыв. Это взорвалась мина. Катер стрелял не по острову, а по минам.

Это наши! Наши идут! – прокричал сигнальщик с маяка. Вслед за катером подошли к маленькому пирсу один за другим тральщики и приняли на борт защитников Таллинна. Часть людей корабли взять не могли. Пришлось им вернуться на «Казахстан» (рис. 13). Его сняли с мели, и, когда наступила темнота, поблагодарив маленький остров Вайндло, мы взяли курс на Кронштадт».

4) Воспоминания Алексея Григорьевича Аврашова.

Теперь, прочитав эту короткую зарисовку из воспоминаний Петра Абрамичева, мы можем представить себе, что же такое настоящее мужество и беспримерный героизм. Забыв о страхе, голоде и усталости команда «Казахстана» сумела сохранить самообладание и, более того, выработать четкий план действий. И все это делалось не ради себя, а ради тех 5000 тысяч пассажиров: раненых, женщин и детей.

После войны, жизнь развела пути героев, и многие из них больше никогда не встречались вновь. Но Петр Абрамичев сумел разыскать Алексея Григорьевича Аврашова, того самого человека, который сумел ликвидировать панику, когда на «Казахстане» вспыхнул пожар. Вспоминая былые годы, они заговорили о «Казахстане» и Алексей Григорьевич поделился своими воспоминаниями и впечатлениями о тех страшных днях на судне:

«Последние трое суток я не спал - в Таллинне были такие бои, что спать не приходилось. Когда приехал в Бекхеровскую гавань, погрузил свою машину на «Казахстан» и попросил у коменданта разрешения прилечь в его пустующей каюте. Проснулся от сильного взрыва где-то поблизости, вскочил с койки, хотел выскочить в коридор, но дверь заклинило, не открывается. Схватил стул и выбил большое оконное стекло - иллюминатор, выбрался на палубу в брюках и морской форменке, без головного убора. Первое, на что наткнулся на палубе, - это сброшенный кем-то кожаный реглан. Надел его и нащупал во внутреннем кармане пистолет. Вокруг стоял гвалт, немецкие самолеты снова и снова шли в атаку на нас, небо подсвечивало пожаром. Люди метались по палубе. Иные в отчаянии бросались за борт. На подходе к мостику я столкнулся с Загорулько, пытавшимся навести порядок. Человек он не военный и обращался к людям через мегафон слишком мягко и деликатно. Я крикнул Загорулько: «Следуй за мной!» Мы поднялись на шлюпочную палубу. Я схватил у Загорулько мегафон и выкрикнул команду: всем оставаться на местах! Помню, что пригрозил пистолетом и даже дал один или два предупредительных выстрела в воздух.

Подошел пожарный буксир, нам хотели помочь потушить огонь. Но буксир подошел справа, а пожар у нас полыхал в левой части. У них оказался очень короткий шланг. Наш лесовоз полыхал все сильнее. Надо было что-то предпринимать для тушения пожара.

Ведра есть? - спросил я у Загорулько.

Есть, товарищ генерал, - ответил он и послал за ведрами.

«Генерал так генерал», - подумал я и скомандовал построиться в цепь и приготовиться к тушению пожара. Паника стихала. Я встал среди тех, кто тушил пожар. На корабле образовали свой военный совет во главе с полковником Потеминым. Под его руководством мы тушили пожар, потом отремонтировали машину и своим ходом дошли до ближайшего островка Вайндло.

Помню, на «Казахстане» был писатель. Фамилию не знаю, и разве в горячке меня это интересовало?! Только это был настоящий мужик, видно, из военных, опытный командир. Он тоже усмирял паникующих, подбадривал всех, говорил, что о нас - попавших в беду - сообщено по радио командованию флотом и к нам уже идет помощь. А я-то знал, что радиорубку разбило в пух и прах.

Но народ поверил, и вы себе не представляете, как люди принялись тушить пожар - мол, продержаться час-другой надо».

Писатель, о котором упомянул Алексей Григорьевич – Александр Ильич Зонин. В его рассказе о пережитом на «Казахстане» содержатся еще кое-какие новые детали, без которых рассказ о переходе на «Казахстане» получился бы неполным. Александр Ильич вспоминает:

«Нашу штабную группу, с комдивом во главе, ведут в кают-компанию экипажа. Здесь я знакомлюсь с уполномоченным от Военного совета КБФ полковым комиссаром Лазученковым. Он растерян - все планы нарушены, мы уже должны были уйти, а продолжаем стоять, и попадаем в хвост последней колонны. По плану на «Казахстан» следовало принять не больше двух тысяч пассажиров, а приняли четыре. В трюмах оказались какие-то автомобили (Возможно, что речь в данном случае идет о первых советских радиолокаторах, которые находились на борту "Казахстана"). А самое главное - верхняя палуба забита людьми так, что нам не добраться к пожарным средствам. Очень стеснены зенитчики.

Ко мне подходит бывший старшина с эсминца «Ленин» - ему пора на вахту, и он предлагает мне койку в своей каюте.

Ложусь, но не могу спать. Сначала слышу, как, наконец, снимаемся. Якорь, громыхая цепью, уходит в клюз. Мы, кажется, единственное судно из крупных единиц, идущее в хвосте каравана. С нами только катера-охотники и старенькие парусно-моторные шхуны.

18.20 - разрывы бомб, и между их оглушающим грохотом, который вызывает крен корабля, сверху начинают лаять наши зенитки. Внезапно крен в обратную сторону, дверь распахивается, чувство такое, будто корабль уходит в воду. Страшный удар... Через коридор к кормовому трапу бегут толпы людей - у них общее выражение страха и безумия на лицах.

Первая реакция - бежать вместе со всеми, но почему-то не бегу и, взглянув в иллюминатор, вижу, как море возвращается в прежнюю плоскость. Видимо, корабль не тонет, крен уменьшился. Стараюсь одеться без торопливости.

Я поднялся на шлюпочную палубу. Отсюда многое было видно. Звено фашистских самолетов возвращалось. Зенитчики сосредоточенно ставили завесу. Они работали перед стеною дыма и огня, закрывающих мостик, трубу, мачту и всю остальную часть корабля до носа. Им помогали пассажиры, подтаскивая ящики со снарядами и пулеметными дисками. Но были и другие, те, кем овладела паника в момент попадания бомбы. Я уже знал, что бомба разметала людей на мостике, проникла в машинные недра, перебила электропривод, и корабль, не управляемый, он дрейфовал в море и все больше отставал от последней колонны кораблей, ушедших из Таллинна.

Стена огня сомкнулась и разделила корабль на две части, У самого форштевня и в малярке, находившейся под палубой, сам собой образовался коллектив, вожаками которого были батальонный комиссар Гош, зенитчик-майор Рыженко, капитан с забытой мною грузинской фамилией, тоже служивший потом в Кронштадтском гарнизоне, и хроменькая машинистка из штаба Сутырина. Благодаря зенитчикам, которыми командовал Рыженко, мы организовали оборону корабля. Когда голос его сел, я взял в руки мегафон и повторял отдаваемые шепотом команды. Мы ясно понимали, что для спасения корабля надо погасить пожар. В ход пошла любая посуда от ведер до касок. Выстроившись цепью, все, кто мог действовать, от солдат до женщин и ребят, заливали огонь водою.Рыженко прошептал, а я повторил в мегафон, что к нам идет помощь. Между тем помощь была лишь надеждой, а на деле на наш старенький пароход уже было сброшено, по нашим подсчетам, 164 бомбы. Радиопередатчик был безнадежно испорчен, и мы не могли никак его починить. В сумерках мы поняли, что авиация врага в нашем районе сочла свою работу законченной. Пожар стихал.

Теперь мы должны были прекратить дрейф, стать на якорь; затем любыми средствами добиться хода корабля и подвести его хотя бы к Вайндло, маленькому островку со станцией СНиС. Так определил нашу задачу стихийно образовавшийся штаб корабля. (Как точно установлено, действительно, в самой критической обстановке на "Казахстане" был создан штаб по спасению судна под руководством полковника (впоследствии генерал-майора) Георгия Андреевича Потемина. Закипела работа в котельной и к темному времени со скоростью пешехода «Казахстан» добрался до Вайндло».

5) Рассказ Н.Г. Михайловского *

Теперь легенда о «Казахстане» предстает перед нами во всей своей красе, нужен лишь еще один маленький штрих, чтобы довести ее до конца. Все герои, которые доведи избитый «Казахстан» до Кронштадта были впоследствии награждены орденами и отмечены в приказе Верховного Главнокомандующего №303 как «группа смельчаков, беззаветно преданных Родине». Но был еще один человек, о котором преступно было бы не упомянуть. У каждого судна должен быть капитан, но в нашей истории о «Казахстане» про капитана ничего не говорилось. А между тем, он был во время перехода, вместе с командой и пассажирами героически встал на защиту своего корабля во время пожара. Но произошла роковая случайность. Капитаном «Казахстана» был никто иной, как В.С. Калитаев, о судьбе которого пишет Н.Г. Михайловский в своих мемуарах «Таллиннский дневник»:

« В начале июля 1941 года Вячеслав Калитаев повел «Казахстан» из Ленинграда в Таллинн. На рассвете, еще до восхода солнца, на «Казахстан» напали два немецких торпедных катера. Они появились внезапно с правого борта, и сигнальщик сразу доложил о двух стремительно приближающихся торпедах. Судьбу пассажиров, экипажа, судна решала мгновенная и точная реакция капитана и четкое, быстрое исполнение его команд в машине и на руле. Вниз, в машинное отделение, людям, не видящим, что происходит наверху, с мостика сообщили о торпедной атаке. И тотчас последовали одна за другой команды капитана, основанные на молниеносном расчете курса корабля и курса угрожающих его борту торпед. Он скомандовал «Право на борт!» рулевому и врубил ручку телеграфа на «Самый полный вперед». Калитаев повернул транспорт на торпеды, на пересечение их курса. Это был единственный в таком положении шанс уклониться от удара. Атакующие тоже рассчитывают точно, стреляя так, чтобы атакуемый не успел сделать никакого маневра - ни застопорить ход, ни проскочить вперед, дав самый полный ход, ни отвернуть в сторону от пересечения с курсом торпед. Но Калитаев нашел неожиданный маневр, срезая путь навстречу торпедам. На грани времени он спас транспорт, проведя обе торпеды в каких-то сантиметрах от корпуса - под кормой».

Можно было предположить, что это счастливый лотерейный билет. Но час спустя на «Казахстан» напали шесть торпедных катеров. Двух отогнал шедший в охранении транспорта сторожевик. Четырем удалось выйти в атаку. Первая пара торпед снова шла в правый борт, только одна, ближняя по курсу, опережала другую. Калитаев это использовал. Прежний маневр он повторил с небольшой поправкой: пропустил под кормой сначала первую, потом вторую торпеду. Две следующие торпеды противник бросил с таким интервалом, что в повторении маневра уже не было смысла: та, что дальше от курса транспорта, была пущена раньше и шла впереди, ближняя шла уступом, отставала от первой. Калитаев понял, что, идя навстречу полным ходом, он может уклониться от удара только одной торпеды, но неизбежно подставит себя под вторую.

  1. Михайловский Н.Г . «Таллиннский дневник», М, Современная Россия,1985

Тогда он скомандовал «Лево на борт!» и стал поворачивать к торпедам кормой, рассчитывая оказаться в коридоре между ними. Только огромный опыт, обостренное чутье и истинный морской талант позволили капитану точно поставить судно в узкий коридор. Сантиметры вправо, сантиметры влево - конец. Обе торпеды проскользнули вдоль бортов. «Казахстан» занял выгоднейшую позицию - кормой к атакующим. Но впереди мелководье и берег, а надо идти в Таллинн. Ложась на курс, Калитаев вынужден был снова подставить под удар правый борт. Противник не упустил эту возможность. Атакуя в третий раз, а по общему счету в то утро - в четвертый, противник сузил коридор и почти не оставил интервала между двумя торпедами. Нет времени развернуть транспорт, нет надежды на прежние удачи, всё приготовлено на случай, если торпеда попадет в борт. Но мозг капитана работает молниеносно, диктует ему новый курс, положение по отношению к торпедам под определенным углом. Одна торпеда идет под полубак, другая - под корму. Ожидание - взрыва нет. Первый доклад сигнальщика: «Прошла под ледокольным срезом». Еще мгновенье - и снова доклад: «Исчезла под кормой, прошла под кормовым подзором». Обе прошли. Все восемь торпед - мимо. Конечно, для такого лотерейного билета надо было иметь великолепных рулевых и механиков, слаженный экипаж, исполняющий замысел и решение капитана с поразительной точностью. А сам капитан, когда я расспрашивал его в Таллинне об этих атаках, ответил и мне и всем осаждавшим его корреспондентам похвалой судостроителям: «Прекрасно управляемое судно».

Теперь вернемся к августовскому переходу. Вячеслав Семенович с первой минуты этого перехода стоял на командном мостике. Когда «Казахстан» атаковала подводная лодка, это он, Калитаев, мастерски сманеврировал и снова избежал торпед.

Транспорт начали жестоко бомбить. Калитаев быстро поднялся на верхний мостик к сигнальщикам и к командиру размещенных на судне зенитных автоматов. Там в это время был самый опасный и самый важный для транспорта командный пункт.

Бомба убила командира-зенитчика, сигнальщиков, всех, кто был на верхнем мостике. Калитаева воздушной волной сбросило вниз. Он потерял сознание. «...Я почувствовал грохот и треск ломающегося потолка и рубки, больше ничего не помню, - рассказывал потом Калитаев следователю. - Пришел на какое-то время в себя, не знаю, через какой промежуток времени, я лежал на правой стороне мостика головой к трапу, ведущему на верхний мостик... Почувствовал, что вся голова и шея мокрые, провел рукой по затылку... вся в крови. Никаких ранений я после у себя не обнаружил... Пришел в сознание я уже в воде, мимо меня проходила корма судна, и заметил, что винт еле-еле вращался... Кругом меня в воде было много народа, и метрах в 60–80 позади полузатопленная судовая шлюпка, вокруг которой барахтались человек 10–15. Я скинул с себя пиджак и ботинки и держался на воде, пояса у меня не было, да я его в рейсе и не надевал, чтобы не создавать панику... С полчаса я держался на воде.

А затем вместе с матросом 2-го класса Ермаковым и третьим механиком Котовым был подобран на подводную лодку «Щ-322» - вместе с другими плавающими». Лодкой «Щ-322» в то время командовал капитан-лейтенант Ермилов. Калитаев не мог вернуться к своему судну. Лодка доставила его в Кронштадт. Доставила раньше, чем туда пришел «Казахстан».

Так сложились жизненные обстоятельства: капитан оказался на Большой земле раньше, чем его героический транспорт.

Время в Кронштадте было такое, когда каждый час люди воскресали из мертвых, сиротели или рождались вновь. Быстро распространялись и слава, и худая молва. Кто-то постарался изобразить дело так, будто капитан бросил свой транспорт в беде.

Каждый случай гибели корабля или судна должен быть расследован, особенно если капитан или командир остались в живых. В этом деле возникла путаница, но никто, кажется, не сомневался в безупречности такого человека, как Калитаев. Даже если обстоятельства складывались против него. Обстоятельство, впрочем, единственное: прибыл в порт раньше, чем туда прибыло судно. В характеристике, составленной уже после случившегося - 11 сентября 1941 года и подписанной начальником пароходства Н. А. Хабаловым и начальником политотдела З. А. Россинским, о Калитаеве говорилось, что он волевой, дисциплинированный и мужественный человек, сохранивший судно в опасных условиях зимовки во льдах на линии фронта. Две судебно-медицинские экспертные комиссии признали капитана «невменяемым» в момент случившегося. Все семеро выживших членов экипажа без оговорок защищали капитана - это и теперь подтверждено архивными данными. Из семерых только четверо дожили до победы, они плавали на других судах и на других морях. Трое погибли на фронте, защищая Ленинград.

Есть в моем дневнике запись про августовскую ночь сорок третьего года в Кронштадте, проведенную в комнате начальника клуба артиллерийского дивизиона. Начальник клуба Левченко служил когда-то на миноносце «Карл Маркс», потом - в Таллинне, он был пассажиром «Казахстана». Он плакал, вспоминая о капитане, которого засудили зря.

Следствие закончилось благоприятно для Калитаева. Эксперты-медики подкрепили выводы следователя. Но где-то шел, продвигался из инстанции в инстанцию обширный доклад о героическом «Казахстане», основанный и на фактах, и на слухах, не выверенный, не очищенный от случайных домыслов, от страшной лжи. Когда пришел приказ № 303, следствие повернуло на предопределенный путь. Калитаев был расстрелян. А корреспондентам, писавшим о «Казахстане», было сказано: «Это имя надо вычеркнуть».

V. Заключение.

Вот так трагически оборвалась жизнь героя, посвятившего свою жизнь морю, вложившего душу в свое судно и отдавшего все силы на его защиту. Имя В.С.Калитаева не так часто всплывает в рассказах о легендарном «Казахстане», но не упоминать его нельзя. Нельзя, чтобы героизм и всепобеждающее мужество этого великого капитана затерялись в тени.

Имя его должно упоминаться в одном ряду со всеми именами храбрых защитников судна «Казахстан».

Теперь смело можно сказать, что легенда о транспорте «Казахстан» сформирована полностью с максимальным количеством подробностей и нюансов. Герои, в воспоминания которых мы сейчас погрузились, не растворились в бурном потоке истории и времени, память о них будет жить до тех пор, пока мы будем помнить о подвиге во имя жизни, на который поднялся весь советский народ, пока мы не забудем, что за страшное слово «война»

Использованная литература

  1. Бешанов В.В. «Ленинградская оборона», Минск, Харвест, 2006
  2. Зонин С.А., Воронцов А.П., «В центре циклона», Лениздат, 1987г.
  3. Крестьянинов В.Я., Кронштадт. Крепость. Город. Порт, Изд. «Остров», СПб, 2002, стр. 111-124.
  4. Кривошеев Г.Ф., Андроников В.Н, Буриков П.Д., Гуркин В.В. «Великая Отечественная война без грифа секретности». Книга потерь, Москва, Вече, стр.49-59, 257-258
  5. Михайловский Н.Г. Таллиннский дневник (БВМФ в Великой Отечественной. войне 1941-1945 гг.) Москва, Современная Россия, 1985г., стр. 120-210
  6. Поляновский Э., «Венок раскаянья», Москва, «Известия», 1991г., стр. 122-177
  7. Суриков В.Л., книга–альбом, «Кронштадт. Война. Блокада», СПб, 2005
  8. Тихомиров Р.В., «Летопись подвига». 60-летию Великой Победы посвящается»,Книга-дайджест публикациям газеты «Рабочий Кронштадт» за 1941-1945 годы и газеты «Кронштадтский вестник» с 1998года по март 2005г., Кронштадт, 2005, стр. 94-97, стр. 151-160
  9. Шлендова М.А., «Они родились в Кронштадте», СПб, Изд. «МКС», 2004, стр. 88-89