И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?

Образ кошмарного чудовища Цербера встречается во многих греческих мифах. Его задача стеречь врата Ада, чтобы души мёртвых не могли вернуться на землю.

Происхождение кошмарного чудовища

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах. Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

В греческой мифологии Цербер или, как его еще называли, Кербер – это ужасное существо, которое охраняло вход в потусторонний мир Аида. Цербер не выпускал из царства мертвых в мир живых и наоборот. Он пожирал тех, кто пытался сбежать из подземного мира.



Цербер представлял из себя трехглавого пса, у которого на конце змеиного хвоста была голова дракона. Шерсть на спине ему заменяли ядовитые змеи. Вместо слюней из его пасти тек яд.


По одной из легенд, чтобы задобрить грозного монстра в гробе покойника оставляли медовые пряники. В некоторых мифах у Цербера было 50 и даже 100 голов. А в других описаниях он имел человеческое тело с одной головой собаки на плечах и с двумя руками, в которых были головы козла и быка.

Голова быка поражала человека своим смертоносным дыханием, а голова козла убивала взглядом.

Цербер является самым кошмарным потомком Ехидны и Тифона, к их потомству также относиться Лернейская гидра и Немейский лев.




Цербер и Орфей


Первый, кому удалось усмирить ужасное чудище, был легендарный Орфей, сын Апполона. Ему нужно было пробраться в подземное царство, чтобы возвратить свою покойную жену Эвридику. Орфей смог заворожить Цербера своей прекрасной музыкой и тот пропустил его.


Но, к сожалению, Орфей не сумел ее вывести из потустороннего мира Аида, так как нарушил одно условие. Сын Апполона оглянулся назад, чтобы убедиться следует ли его любимая за ним. Поэтому Эвридика навечно заточена в царстве мертвых.




Цербер и Эней


Троянский принц Эней, сын Венеры, отправился в преисподнюю, чтобы встретиться с отцом Анхисом и посоветоваться с ним, о том где лучше построить новый город троянцев. Согласно греческой мифологии Эней хотел сразиться с Цербером, взяв меч он отправился во владении бога мертвых Аида.


Но прорицательница Сивилла остановила его, утверждая, что есть и другой способ пройти мимо грозного пса. Чтобы помочь Энею, она приготовила медовые лепешки, которые затем пропитала в вине из снотворной травы.


И когда они подошли к воротам преисподней Сивилла бросила Церберу эти лепешки. Он их съел и заснул. В потустороннем мире Эней повстречал тень отца Анхиса, который предсказал ему великое будущее.




Схватка Цербера и Геракла


Геракл спускался в царство мертвых дважды. Первый раз он должен был по приказу царя Эврисфея привести Цербера из потустороннего мира. Это был последний его двенадцатый подвиг.

Появившись перед богом мертвых Аидом Геракл уважительно обратился к нему с просьбой позволить ему доставить трехглавого пса в Микены, чтобы продемонстрировать его царю Эврисфею. Аид был жесток и угрюм, но все же не сумел отказать сыну величайшего бога грома и молний Зевса.

Однако Аид сказал ему, что отдаст Цербера только при одном условии: Гераклу нужно было усмирить злобное чудовище без оружия. Долгое время разыскивал Геракл Цербера в потустороннем мире, и обнаружил его на берегу реки Ахеронт.

Именем «Цербер» древние греки пугали детей, а сегодня так называют охранника, который твердо соблюдает закон. Мало, кто знает, что это имя носил страж у ворот ада – жуткого вида злобный пес, которого невозможно было подкупить, но можно было обмануть. Главное – такие создания встречаются и в нашем мире!

Цербер - кто это?

Кто такой Цербер в греческой мифологии, известно многим, он стал одним из популярных персонажей греческих мифов, благодаря Гераклу, который одолел жуткое чудовище. Историю о происхождении пса поведали миру сказатели Эллады. Современные ученые представляют несколько трактовок возникновения имени охранника ада:

  1. Цербер родился у монстров Трифона и Ехидны, пес о трех головах с ядовитой слюной. Не позволяет мертвым вернуться в мир живых, тех, кто пытается сбежать, пожирает. Встречая новые тени, прибывшие в царство Аида, ласково виляет хвостом.
  2. Второй вариант имени – Кербер, соответствует санскритскому имени одного из псов бога Ямы. «Керберос» переводится с праиндоевропейского, как «пятнистый».
  3. Третий вариант имени – Гарм, собака-охранник дома мертвых в мифах скандинавов, лингвисты уверяют, что на праиндоевропейском оба прозвища имеют общий корень слова.

Существует ли Цербер?

В исследованиях паранормальных явлений ученые не раз наталкивались на свидетельства существования жуткого пса, который появлялся из-под земли. Места его обитания:

  1. Чертова поляна, в лесу под Псковом.
  2. Курган на берегу реки Вакш в Таджикистане.
  3. Болота Британии, в тех местах сохранилось много сказаний о собаках, в пасти которых плещется пламя.

Легенды болот Англии и подали идею Конан Дойлу о собаке Баскервилей. Что касается российских мест, то местные жители рассказывают, что и на поляне, и в кургане расположены входы в подземное царство, которые охраняют жуткие псы. На Черной поляне ученые установили аппаратуру, чтобы зафиксировать появление чудовища. Но, когда черная собака-цербер, по спине которой бегали искры, появилась из-под земли, все датчики сразу расплавились. Зверь обошел поляну, а потом резко всосался в траву. Во время этого явления люди не могли сдвинуться с места из-за странного оцепенения.

Выдвинута версия, что передвижения пса напоминают шаровую молнию, ведь они бывают и черного цвета. А грозы случаются и под землей, налицо пьезоэлектрический эффект, он проявляется, когда в деформированных кристаллах почвы возникают электрические разряды. Это объясняет, почему современный Цербер появлялся из-под земли в искрах и пламени, а иногда даже – с эффектом маленьких взрывов.


Как выглядит Цербер в реальной жизни?

Сохранилось несколько описаний того, как выглядит Цербер. Самый распространенный вариант: о трех головах с хвостом змеи. Есть и другие описания, где:

  • тело собаки, на холке – головы змей, хвост огромного полоза.
  • туловище человека, а верх – безумного пса. В одной руке он держит голову быка, убивающую дыханием, в другой – голову козла, которая уничтожает взглядом.

Существует несколько версий, сколько голов у Цербера. В разных преданиях их количество колеблется от 50 до 100. На изделиях и рисунках ваз изображения демонстрировали, что Цербер – это пес:

  1. Огромных размеров, на хвосте – пасть дракона.
  2. С двумя головами и хвостом змеи.
  3. С одной головой, змеи - на холке, шее и животе.
  4. О трех головах, средняя из которых – львиная.

Цербер - мифология

Что охранял Цербер? Древние греки были уверены, что он стерег вход во владения Аида, где томились души мертвых. Усыпить зверя удалось только одному человеку – певцу Орфею, который хотел вывести из подземного царства свою жену Эвридику. В других сказаний говорится, что Цербер кусает всех новоприбывших, поэтому эллины наделяли покойника медовым пряником, чтобы было, чем угостить стража ворот. писал, что в аду трехголовый Цербер мучает грешные души.

В мифе об адском создании упоминается, что он имел братьев и сестер:

  1. Орф, пес с двумя головами и хвостами. Караулил коров Гериона, убил его Геракл.
  2. Лернейская гидра. Чудовище со 100 змеиными головами. Ее тоже сразил сын Зевса.
  3. . Адское создание с тремя головами: львиной, козьей и змеиной. Уничтожил герой Беллерофонт.

Цербер и Аид

Аид – властитель царства мертвых, тем же именем назвали и само царство. Сын Кроноса и Реи правил там вместе с женой Персефоной. Бог счел, что адский Цербер будет лучшим стражем. Его три головы стали символом минувшего, нынешнего и грядущего времени, которое, подобно псу, встречает и поглощает всё на своем пути. Известный певец Гомер рассказывал, что вход, который караулит этот пес, находится на крайнем западе, за рекой Океан. Там очень мрачные поля, где летают души покойных.


Цербер и Геракл

Одним из самых громких подвигов сына Зевса считается, как Геракл победил Цербера. Вытащить адского пса на землю, к людям, было указанием царя Эврисфея. Аид разрешил на время взять стража, но поставил условие, что герой одолеет противника голыми руками. Перед тем, как идти в царство мертвых, сын Зевса был посвящен в Элевсинские мистерии, он смог одолеть зверя с помощью Гермеса и . Геракл отвел чудовище к царю, в Микены, но тот испугался и велел вернуть стража обратно в ад.

Сфинкс и Цербер

Древние мифы сохранили имя еще одного уникального стража – Сфинкса, родственника адского пса. Если логово Цербера было у ворот ада, то Сфинкс жил на земле. О его рождении сохранилось 2 версии:

  1. Родился от Трифона и Ехидны. Это создание с женским лицом и львиным телом не впускало в Фивы тех, кто не мог разгадать его загадку. Таких жестоко убивал.
  2. Родители – Орф и Ехидна. Жил на горе Фикион, именовался Фикс. Считался олицетворением тайны и мудрости.

В древнегреческой мифологии Цербер описывается как легендарная собака с тремя головами. Монстрообразный пес охраняет ворота в Аид, мрачный подземный мир мертвых душ, из которого никто не сможет уйти без разрешения богов. Да и живой в мир мертвых не проникнет, потому что ворота стережет трехглавый монстр Цербер, адский защитник преисподней.

В древнем мире собаки обычно считались дикими животными, и пока не пришли к одомашниванию они блуждали по улицам и кормились на окраинах городов. Мифический Цербер включал в себя не только все ужасные качества собак, но и представлял собой набор от страшных существ.

Древними греками Цербер изображается чудовищно сильной трехглавой собакой с когтями льва. Жуткого монстра рисовали «адским сторожем» с хвостом змеи, а и то гривой из змеиного клубка.

Считается, что три головы стража преисподней символизируют прошлое настоящее и будущее, хотя другие авторы полагают, что они представляют рождение, молодость и старость. Очень мощное оружие Цербера скрывается во взгляде, настолько ужасном, что любой посмотревший ему в глаза, сразу же обращался в холодный камень!

Легенды говорят, что зубы трехглавого чудовища были острейшими лезвиями, а его укус был смертельно ядовитым, как и сама слюна. Если капля яда падала на землю, то в этом месте прорастало волчье растение.

РОДИТЕЛИ ЦЕБЕРА.

Отцом Цербера был Тифон, влиятельный и чрезвычайно опасный монстр древнегреческой мифологии (помимо бога). Гигант и великан с ярко-красными глазами и как говорили властелин огненных сил был настолько, что даже боги Олимпа .

Где бы Тифон ни появлялся, он нес бедствие и насилие. Цель злобного монстра заключалась в уничтожении мира, и желании помешать Зевсу по пути в Небесное Царство. Матерью кошмарного трехглавого монстра была Ехидна, существо наполовину женщина и вполовину змея, называемая «матерью всех чудовищ».

Глаза у Ехидны были черные, голова и туловище красивой женщины, но нижняя половина тела была змеей. Мать монстров обитала в пещере, куда она привлекала людей для пожирания благодаря своей красоте.

ЦЕРБЕР – СТРАЖ ДВЕРЕЙ ПРЕИСПОДНЕЙ.

Главная миссия Цербера заключалась в охране греческой преисподней и быть верным слугой бога Аида. Его любимым местом были берега реки Стикс, которые ограничивали границу .

Цербер охранял ворота Аида, не давая мёртвым сбежать, а также сторожил вход от живых, не пуская без разрешения своего хозяина. Прикованный к воротам Ахерона, другой реки Подземного мира, Цербер был лоялен к мертвым или вновь прибывшим духам, но пожирал всех, кто пытался вернуться в мир живых, пытаясь пройти врата ада.

Цербер цитируется в различных мифологических историях как «хранитель ада», и есть даже пара греческих мифов, в которых герой побеждает монстра. Во-первых, это Орфей, известный музыкант греческой мифологии, который украдкой проникнув в подземный мир убаюкал зверя его лирой (тип арфы). Обычно бдительный и агрессивный страж, Цербер, заслушавшись дивное звучание попросту уснул.

Фракийский певец был почитаем в Греции и счастливо взял в жены нимфу Эвридику. Однако она была укушена змеей и погибла. Орфей настолько был безутешен утратой, что смело рванулся в опасное путешествие в Подземное царство, желая вывести Эвридику в мир живых любыми силами.

Безнадежное и странное предприятие увенчалось успехом, поскольку музыка настолько очаровала Харона (паромщика, помогающего душам мертвых пересечь реку Стикс) что лодочник взялся перевести Орфея, живого человека. Встретив Цербера, Орфею удалось заставить трехглавого монстра лежать послушно на земле, убаюканного музыкой его лиры, после чего мужчина смог легко пересечь ворота Аида.

Аид и его супруга Персефона согласились, что Орфей заберет возлюбленную с условием: при восхождении в мир живых Эвридика будет идти за Орфеем, но тому строго запрещается оглянуться и посмотреть на жену.

Увы, но добравшись до поверхности, Орфей видимо почувствовал восторг от воссоединения со своей возлюбленной, и обернулся посмотреть на любимую … сразу же она стала призраком и была отправлена обратно в царство мертвых, на этот раз навсегда.

ГЕРАКЛ ПОБЕДИЛ ЦЕРБЕРА.

Самая известная история Цербера имеет своего героя Геркулеса, полубога получеловека. Эврифей, царь Тиринса, потребовал, чтобы Геракл захватил и привел Цербера в мир живых. А вот Эвристео был убежден, что Геракл потерпит неудачу в этой невозможной к выполнению миссии.

Однако Геракл придя в Подземный мир, поговорил с Аидом, и спросил: если я смогу одолеть Цербера без использования какого-либо оружия, позволишь мне забрать монстра? Когда Геркулес встретил Цербера на берегах Ахерона, он начал сражаться с огромным монстром, используя только голые руки.

Даже будучи самым сильным человеком в мире, Геракл нуждался во всей своей мощи, чтобы покорить сильного монстра. Вскоре чудовище измоталось борьбой с полубогом и, наконец, сдалось Гераклу. Цербер — одно из немногих существ, которое отсталость в живых после встречи с Гераклом. В отличие от других персонажей мифологии, пересекавших путь Геракла, Цербер целым вернулся к месту службы, продолжив стеречь двери мира мертвых душ.

Во многих книгах древней мифологии встречается Цербер, правда несколько различается у разных авторов. Например, в аде представленном Данте, показывается не подземное царство целиком, а третий адский круг — это круг обжорства, и Цербер служит для персонификации неконтролируемого аппетита.

В скандинавской истории также есть эквивалент Цербера, где Ад охраняется собакой с четырьмя глазами по имени Гарм. В Египте его воплощением был Анубис, бог с головой собаки, хранитель гробниц, сопровождавший души на пути в подземный мир. Ряд авторов сообщают, что у Цербера было пятьдесят или даже сто голов, а в других описаниях он выглядит как лев с крыльями, собака и волк.

Во всей нашей культуре мы видим персонажа, охраняющего Царство мертвых. Кто-то скажет о суевериях, традиции и мифологии. Но есть в этом нечто, что сильно смущает. Подземное царство и связанное с этим так здорово описываются, словно это реальный мир, который однажды действительно кому-то удалось покинуть.