В течение многих веков нож преображался от заостренного куска камня до изящного искусно выполненного из стали инструмента, равно используемого как в быту, так и в качестве холодного оружия.

В каждом отдельно взятом регионе Земли конструкция ножа менялась в зависимости от его назначения и доступных материалов. Часто форма заимствовалась местными жителями у ножей и кинжалов народов завоевателей.

А отдельные экземпляры становились легендой и окружались завесой тайны. Но ни один древний человек, будь он по профессии охотник, воин или жрец божественного культа, не представлял свою жизнь без этого незаменимого орудия.

Улу


Традиционный нож, распространенный среди народов Севера. Чаще всего улу имеет лунообразную или полукруглую форму и его рукоятка, из рога оленя, кости моржа или цельного дерева, крепится прямо к обуху. Этот необычный нож использовался как для приготовления пищи, так и для свежевания, обработки шкур, кройки и много чего еще.

Туми

Церемониальный нож туми использовался для жертвоприношений инкским богам. Так же как и у улу, у него характерное полукруглое лезвие. Туми изготавливался из бронзы, меди, золотых сплавов и серебра. Рукоятка изображает Найм Лапа, легендарного вождя одного из племен.

Скрамасакс (сакс)


По сути, является коротким мечом древнегерманских народов, однако до полноценного клинка чуть-чуть не дотягивает. Этот нож, длиной редко превышавший 30 см и толщиной около 5 мм, прекрасно протыкал кольчуги и легкие кожаные доспехи. По легенде, именно в честь него были названы саксы.

Керамбит


Этот специфически искривленный клинок начинает свою историю на острове Ява в племени Сунда. После смерти короля Пак Макана, члены его племени уверили в то, что его душа переселилась в тигра, и начали использовать оружие, повторяющее форму когтей этого зверя.

Керамбит имеет заточку с внутренней стороны и держится обратным хватом, для лучшего контроля, указательный палец просовывается в кольцо. Наружную часть лезвия индонезийцы имели привычку покрывать смертоносным ядом.

Крис


Так же как и керамбит, крис появился на Яве, и широко распространился в Индонезии, Малайзии и Филиппинах. Этот волнообразный колющий клинок всегда делался с 7 или 13 изгибами, что имело особый сакраментальный смысл. На войне мужчина носил с собой три криса: свой собственный, родовой кинжал своей семьи и кинжал семьи своего тестя.

Копис


Тяжелый, с искривленным вперед клинком нож, известный под именем копис, использовался древними греками для разделывания туш или жертвоприношений. Усовершенствованный до одноручного меча, копис смог объехать полмира вместе с победоносной армией Александра Македонского.

Танто


Кинжал самурая. Танто – односторонне заточенный клинок, имеющий длину от 15 до 30,3 см. Если длиннее – это уже вакидзаси, короткий меч. Танто использовался как вспомогательное оружие (для отрезания голов и харакири) и никогда как нож - для этого существовал носимый в пару к танто маленький ножик когатана.

История ножей начинается около 75 тысяч лет назад, на 50 тысяч лет раньше, чем обычно принято считать. В течение многих веков нож преображался от заостренного куска камня до изящного искусно выполненного из стали инструмента, равно используемого как в быту, так и в качестве холодного оружия.

В каждом отдельно взятом регионе Земли конструкция ножа менялась в зависимости от его назначения и доступных материалов. Часто форма заимствовалась местными жителями у ножей и кинжалов народов завоевателей. А отдельные экземпляры становились легендой и окружались завесой тайны. Но ни один древний человек, будь он по профессии охотник, воин или жрец божественного культа, не представлял свою жизнь без этого незаменимого орудия.

  • Улу

    Традиционный нож, распространенный среди народов Севера. Чаще всего улу имеет лунообразную или полукруглую форму и его рукоятка, из рога оленя, кости моржа или цельного дерева, крепится прямо к обуху. Этот необычный нож использовался как для приготовления пищи, так и для свежевания, обработки шкур, кройки и много чего еще.

  • Туми

    Церемониальный нож туми использовался для жертвоприношений инкским богам. Так же как и у улу, у него характерное полукруглое лезвие. Туми изготавливался из бронзы, меди, золотых сплавов и серебра. Рукоятка изображает Найм Лапа, легендарного вождя одного из племен.


    Скрамасакс (сакс)

    По сути, является коротким мечом древнегерманских народов, однако до полноценного клинка чуть-чуть не дотягивает. Этот нож, длиной редко превышавший 30 см и толщиной около 5 мм, прекрасно протыкал кольчуги и легкие кожаные доспехи. По легенде, именно в честь него были названы саксы.


    Керамбит

    Этот специфически искривленный клинок начинает свою историю на острове Ява в племени Сунда. После смерти короля Пак Макана, члены его племени уверили в то, что его душа переселилась в тигра, и начали использовать оружие, повторяющее форму когтей этого зверя. Керамбит имеет заточку с внутренней стороны и держится обратным хватом, для лучшего контроля, указательный палец просовывается в кольцо. Наружную часть лезвия индонезийцы имели привычку покрывать смертоносным ядом.


    Крис

    Так же как и керамбит, крис появился на Яве, и широко распространился в Индонезии, Малайзии и Филиппинах. Этот волнообразный колющий клинок всегда делался с 7 или 13 изгибами, что имело особый сакраментальный смысл. На войне мужчина носил с собой три криса: свой собственный, родовой кинжал своей семьи и кинжал семьи своего тестя.

Фото 1

Форма клинка определялась двумя факторами. Первый, это конечно же функция ножа, его назначение. Второй немаловажный фактор, зачастую не принимаемый во внимание, это технология изготовления. Во времена, когда железа было мало, сталь являлась редкостью а приготовление угля отнимало много сил и времени - все было направлено на то, чтобы оптимизировать технологию и свести затраты труда и материалов к минимуму. Северные кузнецы, уж на что мастера, но все равно не составили исключение. В своих стремлениях к изощрению кузнечных технологий знали предел. Поэтому форма клинка часто оказывалась следствием какой-то определенной последовательности кузнечных операций, которая представлялась на тот момент наиболее рациональной.

В принципе, по силуэту основная масса древнерусских ножей напоминает современные. Спинка могла быть прямой, могла загибаться вверх или опускаться вниз, точно так же как и сейчас, в зависимости от назначения и личных предпочтений. Основное отличие древнерусских ножей - это ярко выраженная клиноообразность во всех направлениях: по длине и толщине (Фото 01)

Почему древние ножи так отличались от современных? Сейчас, в большинстве случаев, говоря о кованном ноже, подразумевается расплющенная под пневмомолотом пластина, из которой затем вытачивается с помощью абразивных кругов или фрез конечная форма клинка. В древности такой технологии не существовало (на абразивном круге из песчанника с ручным или ножным приводом особо много металла не сточишь). Но самое главное, мастера стремились, чтобы не пропала зря ни одна крупинка драгоценного железа. Нам трудно это понять, потому что нас окружают горы металлолома. Для древнего кузнеца современный подход к изготовлению ножа равносилен тому, как если бы из бревна делали скалку, а все “остальное” пускали на щепки. Поэтому в древности ножи действительно ковали. Заготовку ножа тянули молотком до самого кончика, придавая ей нужную форму и сечение, так что в конце-концов оставалось лишь слегка ее поправить на мокром точиле (Фото 2). (Справедливости ради нужно заметить, что так поступать с современными легированными сталями достаточно проблематично. Они жесткие и гораздо хуже деформируются при ковке. Кроме того, у современных легированных сталей гораздо более узкий интервал температур нагрева для ковки, чем у той стали, с которой имели дело древние кузнецы. Чуть ее перегрел и “до свидания, пропала железка!”)

Фото 2. Последовательность ковки

Такая клинообразная форма клинка некоторым образом компенсировала мягкость материала, из которого изготавливался нож. А часто это было обычное железо. Клин в сечении клинка соответствовал углу заточки и составлял 15-25 градусов. Таким образом режущая кромка поддерживалась всем сечением клинка, вплоть до обуха. Подавляющее большинство найденных археологами славянских ножей X-XII веков по современным представлениям очень маленькие. Длина их клинков не превышает 10 см, ширина около 2 см, но массивный обух в самом широком месте доходит до 6 мм. (Средний же размер клинка этих ножей лежит в пределах 7-8 см). Такой нож при заточке клался на камень всей боковой плоскостью клинка. Поэтому одновременно с заточкой постоянно осуществлялась и шлифовка боковых граней клинка и, следовательно, его очистка от следов коррозии. Неплохой вариант содержания ножа всегда в отличном состоянии при отсутствии нержавеющих сталей! (Кстати, при таком способе заточки ножа, сечение клинка постепенно приобретало форму выпуклого клина и угол заточки постепенно увеличивался. Происходило это потому, что затачивая свой нож хозяин старался все же сильнее прижимать к камню лезвие).

Фото 3

Рассмотрим ножи с точки зрения их функционального назначения. Б.А. Колчин, на основе доступного ему археологического материала, разделил все древнерусские ножи на восемь типов, в зависимости от их назначения.

Первый тип - это хозяйственные “кухонные” ножи. Рукояти, деревянные и костяные, сугубо функциональные и потому без особых украшений. Характерный признак этих ножей (по Колчину) - ось рукояти параллельна прямому обуху клинка. Мое мнение заключается в том, что этот признак для кухонных ножей второстепенен. Функциональное назначение определяется линией лезвия, а наклон обуха в данном случае вторичен -- чем прямее лезвие, тем больше он уходит вниз (Фото 03).

Фото 4

Второй тип - это хозяйственные “столовые” ножи. Отличаются от первых тем, что были более крупными и длинными, а рукоять у них украшалась различным орнаментом (Фото 4).

Трудно сейчас сказать, насколько это разные по назначению ножи. И теоретическая “кухонно-столовая” направленность применения этих ножей мне кажется в этом случае не совсем уместна. На мой взгляд это один тип - универсальный нож, так называемый “хозбыт” по милицейской классификации, в народе называемый просто “рабочим”. А размеры таких ножей зависели от желания заказчика. Впрочем, такой нож можно было весьма успешно использовать и на охоте, а при необходимости, как холодное оружие. Упоры (перекрестье) на древнерусских ножах не встречаются. Кстати, на финках их тоже нет, но это обстоятельство не мешало финнам свои маленькие ножички успешно применять в качестве боевого оружия. Линия наклона обуха на клинке этих ножей могла быть разной и это так же говорит в пользу того, что эти ножи были универсальными. И еще. Столовый украшенный нож, мне кажется, мало вяжется с образом жизни в древней Руси. Скорее всего такой нож являлся охотничьим.

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Третий тип по классификации Б.А. Колчина - это рабочие “столярные” ножи. Для них характерно изогнутое вниз лезвие, напоминающее ятаган (Фото 5). Колчин пишет, что они напоминают современные садовые ножи, но мне такая параллель кажется надуманной (Фото 6). Садовые ножи все же предназначены в основном для обрезки древесных побегов поперечным резом, а не для строгания вдоль волокон древесины. А задача “столярного” ножа и заключалась в строгании, ведь для резки существовала пила по дереву, широко представленная в археологических находках. Вполне возможно, что это просто еще одна разновидность хозяйственного ножа такой формы, для которой характерно прямое лезвие и изогнутый вниз обух А явно выраженная “серповидность” режущей кромки объясняется в данном случае просто сработанностью лезвия. Я показывал ятагановидный нож мастерам, работающим с деревом. Они считают, что им строгать дерево крайне неудобно. Для строгания гораздо больше подходит так называемый “косяк” - нож, у которого лезвие направлено под сорок пять градусов к рукояти и имеет одностороннюю заточку (Фото 7). (Чтобы лично убедиться в функциональной пригодности ножей с прямым лезвием и ятаганобразным я изготовил несколько разных образцов. Строгать дерево изогнутым вниз клинком оказалось действительно крайне неудобно. С другой стороны, “чистить” картошку ножом с прямым лезвием оказалось очень легко (Фото 8). Конечно в те времена на Руси картошки не было, но репа например была излюбленной добавкой к каше - основной пище славян. Наверное овощи в те времена “чистили” так же, как и сейчас. Поэтому я считаю, что первичный признак сугубо кухонных ножей это прямое лезвие и, как следствие этого, опущенная к острию линия обуха. Сработанность лезвия с уходящим вниз обухом создает иллюзию серпообразности, что на мой взгляд и ввело в заблуждение Б.А. Колчина в его классификации. Косвенным подтверждением может быть форма клинка японского кухонного ножа (Фото 9). Линия лезвия у него стремится к выпрямлению и при определенного количестве перезаточек он примет серповидную форму.

Фото 8

Фото 9

Четвертый тип в данной классификации, это рабочие “косторезные” ножи. Про них Колчин упоминает, но рисунков, к сожалению в своих работах не приводит. Я, честно говоря, затрудняюсь представить, какие конкретно образцы из найденного археологического материала ученый отнес к этой группе.

Фото 10

Фото 11

Следующий, пятый тип, это рабочие “сапожные” ножи. Они имели массивный широкий и короткий клинок с плавно закругленным концом (Фото 10). В этом случае о назначении спорить не приходится. Эти ножи были найдены в сапожных мастерских.

Существует еще группа ножей для работ с кожей. Они отличаются от вышеупомянутых “сапожных” ножей формой своего заостренного кончика. Это, так называемые, “усьморезные” ножи. Они предназначались для раскроя кожаных изделий. Эти ножи делались цельнометаллическими и на окончании рукояти присутствовал упор для большого пальца (Фото 11). (Упор этот был в виде расклепанного “пятака”, отогнутого в сторону лезвия под прямым углом к рукояти). Надавливая на нож вертикально, сверху - вниз, можно было вырезать из куска лежащей на доске кожи любую фигуру.

Фото 12

Шестой тип -- это по Б.А Колчину “хирургические” ножи. Это заключение было сделано ученым на основе того, что один из найденных ножей был изготовлен целиком из металла, то есть металлическая ручка была выкована вместе с клинком. (Но в отличие от сапожного цельнометаллического “усьморезного” ножа, “хирургические” крупнее и не имеют упора на рукояти). Очень похоже на скальпель. Как утверждает Колчин - этот нож предназначался для ампутаций(Фото 12).

Седьмой тип -- это “малые рабочие” ножи. Они применялись, как специальные инструменты при различных ремесленных работах. Длина их лезвия составляла 30-40 мм. Но это могли наверное быть и детские ножички или просто небольшие резцы.

Восьмой тип - то что ни с чем не спутаешь, “боевые ножи”. Об этом говорит и форма клинка, и тот факт, что они являются частой находкой в курганах дружинников. У этих ножей длинный клинок с массивным обухом. Рукоять, как правило, тоже массивная, с удлиненным черенком. Конец клинка боевого ножа на 20-40 мм имел обоюдоострую заточку, что облегчало нанесение им колющих ударов. Боевые ножи часто носили за голенищем сапога, поэтому их так и называли, “засапожники”. В “Слове о полку Игореве” (XII век) именно “засапожники” - символ доблести славян.

Фото 13

“Тии бо бес щитов, съ засапожникы
Кликом плъкы побеждаютъ,
Звонячи въ прадеднюю славу”.

“Те ведь (славяне) без щитов, с засапожными ножами кликом полки побеждают, звоня в прадедовскую славу” (перевод Д.С. Лихачева).

Фото 14

Особую группу представляют из себя ножи, которые Колчин называет “складными”. Это наверное не совсем правильное определение. Клинки у них не убирались, они заменялись один на другой “легким движением руки”, потому что эта деталь в ноже являлась двухсторонней. В этом двустороннем клинке по середине находилось отверстие, в которое пропускался поперечный штифт, на котором закреплялась костяная рукоять - футляр. В самой рукояти был продольный пропил, куда скрывалось одно из лезвий (Фото 14).

По обе стороны от отверстия для штифта в клинке имелись вырезы для фиксации ножа в одном из рабочих положений. В этот вырез входил второй поперечный штифт, закрепленный в рукояти, таким образом препятствуя дальнейшему провороту двухстороннего клинка. Клинок поворачивался относительно рукояти на 180 градусов и снаружи появилось одно из двух рабочих лезвий, в зависимости от желания хозяина. Одна половинка двухстороннего клинка имела прямой обух с округлым подъемом лезвия к острию, что вероятно было необходимо для работ с кожей или, возможно, для снятия шкуры и ее мездрения. Вторая часть двухстороннего клинка была с опускающимся вниз обухом и менее закругленным лезвием. Этим клинком наверное было удобнее что-то резать. И кончик с этой стороны острее - удобнее прокалывать. Вот такой древнерусский нож “швейцарского офицера”!

Так классифицировал древнерусские ножи Колчин. Региональных различий в форме ножей он не отметил и это было сделано наверное для того, чтобы подчеркнуть культурную однородность Древней Руси, как требовала идеология СССР в те годы. Впрочем, подозреваю, резких отличий не было не только на территории Древней Руси, но и всюду в Европе, где только люди пользовались ножами

Фото 15

А вот в отношении различий во времени Колчин сделал некоторые интересные наблюдения, хотя они относятся исключительно к новгородским находкам. Оказывается, у самого раннего типа новгородского ножа (X-XI в в) лезвие узкое, и не очень длинное (Фото 15). Ширина клинка не превышала 14 мм. Ножи имели ярко выраженное клиновидное сечение за счет довольно толстого обуха. Отношение ширины клинка к толщине обуха составляло пропорцию 3:1. Форма обуха у этих ножей была прямой, либо на конце лезвия немного закруглялась вниз. Длина клинка у большинства ножей не превышала 70-80 мм. Иногда встречались малые ножи с клинком длиной около 40 мм или и наоборот большие, с клинком доходящим до 120мм. Такая форма ножа, по утверждению Колчина, характерна и является единственной для Х-ХI и начала ХII веков. В начале XII века с новгородским ножом начинают происходить резкие метаморфозы. Он становится гораздо шире и значительно тоньше и это при том, что длина клинка увеличилась в сравнении с предыдущим периодом времени. Ширина клинка этих ножей составляет теперь 18-20 мм. Обух у ножа, как правило прямой. В XIII веке клинок новгородского ножа становится еще более тонким, широким и длинным.

По мнению Б А Колчина эволюция древнерусского ножа (на примере новгодских находок) происходила в таком направлении. От древних ножей с небольшим узким клинком, но очень массивным обухом к более крупным и широким клинкам с уменьшающейся шириной обуха. И хотя такая временная зависимость выстраивается в стройную систему, все же я осмелюсь оспорить выводы метра по этому поводу. Но сделать это я попробую немного позже, когда мы познакомимся с древнерусскими кузнечными технологиями. Тогда у меня, как у кузнеца, появится на это право.

В отличие от Новгорода, южная Русь не демонстрировала такой ярко выраженной эволюции формы клинка. Ножи тут выглядели более или менее одинаково на протяжении многих столетий. Разве что древнейшие образцы немного покороче, но вряд ли это вписывается в какую либо систему. Возможно, это связано просто с экономией металла. Ножи древнего Приднепровья близки к современному пониманию того, каким должен быть универсальный нож.

Касаясь способа насадки рукояти нужно отметить что, как правило, она насаживалась на оттянутый на клин хвостовик, как в обычном напильнике. Рукоять чаще всего простой формы, овальная в сечении. Отверстие для хвостовика прожигалось заостренной, нагретой до красна железкой. Никаких тебе сверел, все тут же на кузнице, возле горна. Если на хвостовике насечь зубилом зазубрены (“ерш”), то получается очень надежная насадка. Она сравнима по прочночности с той, где используется эпоксидная смола. К тому же прожженное дерево хорошо противостоит воздействию влаги. Такой способ сборки применялся практически во всех древнерусских ножах, независимо от времени или места изготовления. Изредка использовался монтаж рукояти, при котором к плоскому хвостовику приклепывались деревянные или костяные накладки (щечки). Про монтаж рукояти на хвостовик, когда он пройдя всю ее длину расклепывается в торце на металлической шайбе, я упоминаний не встречал.

Технологии

Удивительно как многое становится понятным, когда перестаешь строить домыслы, а просто идешь в кузницу и начинаешь ковать своими руками нож. На научном языке этот подход называется “экспериментальной археологией”. Но здесь может таиться опасность, поскольку современная кузница с пневмомолотом и горном, работающим на каменном угле или газе, совершенно не подходят. Воссоздавать древние технологии изготовления клинков, пользуясь современными инструментами и материалами - это все равно, что приходить в зал для занятий традиционными боевыми искусствами с автоматом Калашникова. Это совершенно разные вещи, несовместимые друг с другом. Именно поэтому, в свое время, я сознательно отказался от “благ” цивилизации и стал работать в тех же условиях, что и кузнецы древности. Не стану скрывать, этот подход требует усилий и времени, что непросто позволить себе в нашу стремительную эпоху. Но вознаграждением стал бесценный практический опыт, который я с удовольствием вношу в общую копилку знаний. Надеюсь, что он сослужит добрую службу всем, кто готов совместными усилиями способствовать сохранению исторического наследия.
Простые технологии

Прежде чем приступить к изложению материала, следует ознакомиться с основными понятиями. Все ножи можно разделить на “сварные” и “цельнокованые”. Двигаясь от простого к сложному, начнем с “цельнокованых” ножей. Что самое простое? Самое простое, это взять полученный в древнерусской домнице кусок железа и придавая ему молотом определенную форму, выковать нож. Так раньше и делалось. Никакая термообработка ничего в этом случае не даст. Разве что холодный наклеп для уплотнения металла сделать (как наклепывают косу). Такие ножи были “мягкими”, быстро стачивались, но все же как-то резали, и поэтому их было огромное множество.

Древнерусская домница представляла собой яму с соплом внизу, через которое подавался воздух. Другими словами это был очень глубокий кузнечный горн. Яма могла быть поднята над поверхностью за счет того, что возводились стенки, и тогда получалась шахта. В эту “яму” слоями загружались древесный уголь и болотная железная руда (Рис.16). Руда представляет собой соединение железа с кислородом. Древесный уголь - это почти стопроцентный углерод. Когда уголь горит, то углерод вступает в химическую реакцию с рудой. Кислород при этом соединяется с углеродом, образуя газообразную окись углерода, и удаляется из железа (это так называемый восстановительный процесс, известный из школьного курса химии). Очень важный момент: железо при этом не плавилось(!), поскольку все происходило при температуре около 1000 градусов, а температура плавления железа - 1539 градусов. Плавилась при этом только пустая порода, которая образовывала шлак, скапливающийся внизу шахты. Само железо имело пористый бесформенный вид и поэтому называлось губчатым. После восстановления в домнице его необходимо было многократно проковать для того, чтобы “выжать” шлак, который поначалу бежит - словно “сок из выжатого лимона”, только сок раскаленный добела. Опасная, но красивая работа. Кстати, в древности этот шлак так и называли - “сок”. Говорили: “Железо пустило сок” .

Следующая ступень усложнения технологии и улучшения качества изделий - это ковка ножа из куска стали. При определенных условиях в древнерусской домнице можно было получить не только “кричное” железо, но и материал с некоторым, весьма небольшим содержанием углерода (порядка 0,5%). Это - так называемая сырцовая сталь. Материл, конечно, весьма посредственный, но все же, если его нагреть и опустить в воду - становится несколько тверже. Происходило это за счет того, что в домнице повышалась температура и несколько увеличивалась пропорция угля по отношению к руде. Избыток углерода не соединялся с кислородом руды, а переходил уже в восстановленное железо. В результате получалась низкосортная сталь.

Сейчас в основном так и делают: берут сталь и выковывают из нее нож. Только сталь берут высококачественную и твердую. Раньше так практически не делали, разве что для небольших ножиков или резцов, которые сваривать бессмысленно из-за их малого размера. Стали было, как я уже упоминал, очень мало и ее экономили.

В современной доменной печи дело заходит еще дальше и восстановленное железо науглероживается до такой степени, что превращается в чугун. Температура его плавления гораздо ниже, чем железа, поэтому он выпускается из домны в жидком виде. После этого лишний углерод “выжигают” при помощи кислорода (так называемый мартеновский или бессемеровский процессы) и, таким образом, получают материал с необходимым количеством углерода. Как видите, - все наоборот!

А если нет стали, есть только кричное железо и необходимо сделать твердый нож? Неужели нет выхода? Оказывается есть!

Наверное, еще в глубокой древности кузнецы заметили, что если мягкий железный предмет, нагретый докрасна, оставить в тлеющих древесных углях на какое-то время, а затем опустить в воду, он становится твердым. Почему это происходит?

Рисунок 17. Цементированное лезвие

Если спросить об этом древнего кузнеца, то он наверняка бы рассказал о волшебстве и магии, происходящих в кузнице (я также придерживаюсь такого взгляда). Но ученые нам все объяснили и разрушили сказку. Все это происходит потому, что углерод из угля переходит в поверхностный слой железа. Таким образом, получается сталь. Называется этот процесс цементацией. Это и есть самый древний и простой способ изготовления стальных предметов. Контролировать процесс при такой технологии весьма сложно, поскольку температура в горне может колебаться и даже упасть ниже уровня, когда происходит переход углерода в железо. А если начать сильно раздувать меха, то начнется обратный процесс, - избыток кислорода начнет “выжигать” углерод из металла. В общем, так: “Сложно, но можно”. И при этом без особых технических премудростей (Рис.17).

Дальнейшее усовершенствование этого “волшебного” процесса состоит в том, что превращаемый в сталь предмет отделяют от изменчивой среды горна путем заключения в контейнер, например горшок, наполненный углем. А можно обмотать кожей и обмазать глиной. Кожа при нагреве превратится в уголь, то есть в углерод. Теперь дуй, сколько хочешь, а внутрь контейнера воздух не попадет, при этом температуру можно “нагнать” изрядную. А при высокой температуре и процесс будет быстрее идти, и концентрация углерода может увеличиться!

Сварочные технологии

Далее перейдем к “сварным” ножам. Сварные клинки состоят из нескольких кусков железа и стали, которые сваривают посредством кузнечной сварки в одно целое. Что такое кузнечная сварка? Это когда металл нагревают, по выражению моего учителя, “до поросячьего визга” (то есть добела), так что он кажется, вот-вот и сгорит. Если два нагретых таким образом куска сложить вместе и постучать по ним молотком, они соединятся в одно целое, так что и шва не будет видно, если хорошо потом проковать. Чудеса, да и только! Было два куска, стал один. Для сварочных технологий могут применяться различные по своим свойствам материалы, например сталь и железо. Основные цели, которые при этом преследовались, следующие:

1. Экономия. На мой взгляд, это самая главная причина, по которой применялась такая технология. Сталь делалась раньше из железа путем цементации. Это был длительный, требовавший определенных затрат труда и материалов, процесс, и сталь стоила гораздо дороже, чем железо. Поэтому ножи и набирались из нескольких кусков различного качества.

2. Для увеличения прочности клинка. Хорошая сталь хоть и твердая, но одновременно хрупкая. Особенно это ярко проявлялось в древности, когда получаемый металл был грязным (в нем всегда присутствовал шлак, ухудшающий качество стали) и в нем не было разнообразных легирующих добавок. А железо наоборот: сгибай его в любые стороны, - не сломаешь. Если делать нож из какого-то одного металла, получалось плохо. Выход был в том, чтобы соединить различные по свойствам металлы вместе.

3. Для красоты. Это, конечно же, любимый ныне всеми дамаск. О дамасской стали разговор особый, я же ограничусь лишь констатацией факта, что основное назначение дамаска декоративное и лишь во вторую очередь - для прочности клинка, но уж никак не для твердости.

Сварочные технологии, применявшиеся при изготовлении древнерусских ножей (кстати, точно такие же технологии применялись во всем мире, так что ничего нового вы здесь не услышите) можно условно разделить на следующие группы.

В этой статье вы найдете, пожалуй, самый необходимый минимум исторической информации о том, откуда же появилась такая замечательная и простая (как может показаться на первый взгляд) вещь как нож.

Мы с вами пройдемся по истории появления первых ножей, посмотрим по порядку на все значимые этапы в развитии как самих клинков, так и человечества в целом. В первую очередь обратимся к любимой википедии. Какое она дает нам определение, что такое нож?

Что такое нож и его определение


«Нож» - это режущий инструмент, рабочим органом которого является клинок - полоса твёрдого материала (обычно металла) с лезвием на одной или нескольких сторонах. В конструкции чаще всего можно выделить клинок и рукоять.

В общем и целом, как мы и писали в самом начале, выглядит не так уж сложно, не правда ли? С одной стороны да…

С другой стороны, человечество пользуется ножами уже со времен палеолита, т.е. со времен «каменного века» и по сегодняшний день. Нож остается все также актуален и даже более того, в современном мире появилось гигантское разнообразие видов, типов и направлений применения ножа.

На практике мы имеем то, что чем больше у человечества появляется знаний и технологий, тем большее ножевое разнообразие появляется в мире. А начиналось все так…

Нож каменного века: неандертальцы и их первые ножи


Перед вами, предположительно, один из первых изобретателей ножа и жил он около 2,6 миллиона лет назад.

Ножи делали из кости, камня, кремневых пластин или вулканического стекла

В каменном веке люди делали ножи из кости, рога и камня, но все-таки чаще всего из кремневых пластин или обсидиана, которые, по сути, являются вулканическим стеклом. Делали они их очень просто – брали большие куски и дробили или разбивали их на части. Из-за своей структуры кремний при разбивании ломается на куски с достаточно острым краем.

Понятно, что такие ножи были неплохи на том древнем этапе развития, они были острыми и не тупились очень долго. Они так же обладали несколькими недостатками присущими любому камню, стеклу и керамике:



В наше время найти нож «в дизайне каменного века» не составит никакого труда. В данном случае нож из дамасской стали.

На территории современного Китая, например, кремния и обсидиана было так мало, что большое распространение получили ножи из бамбука. А вот ножи из кости были распространены среди народов крайнего севера вплоть до 19 века.

Бронзовый век: нож спартанца и римлянина


А это легионеры Римской империи, которая существовала целых 16 веков.

Около пяти тысяч лет назад человек все-таки освоил добычу и обработку металла, и стал изготавливать ножи из меди и бронзы. Собственно вся античность со времен древних эллинов (они же древние греки) и до древних римлян и Византии это торжество меди и бронзы над камнем.

Ножи того времени чаще всего были цельнолитыми

После освоение меди и бронзы были созданы империи, которым по территориальной протяженности и по времени существования нет равных по сей день. Ножи тех времен были в основном цельнолитыми, однако в Римской империи были изобретены и складные ножи – далекий предок нашего современного мультитула и ножа для походов.


Римский складной «армейский» нож. Ложка, вилка, шило, зубочистка, и черт знает что еще. II-III нашей эры. Привет швейцарским ножам из римской империи!

Такой универсальный нож был не заменим для трапез и особенно для постоянной походной жизни, которую вели абсолютно все солдаты. Каждый римский солдат носил такой нож с собой весь срок службы, а возможно потом пользовался им и в домашних условиях.

Обратите внимание, что лезвие ножа сделано не из бронзы, а из железа. Железо в бронзовом веке уже было известно, хотя и использовалось не так массово как в последующих столетиях. В то время это было намного дороже в плане добычи и обработки, но зато давало большую прочность и долговечность, остроту самому лезвию.

Ножи железного века: викинги, рыцари и самураи


Кадр из сериала «Викинги», который рассказывает об одном из отрядов того времени и показывает нам культуру, быт, обряды и уклад жизни викингов.

Викинги (северяне, морские разбойники, беда для любых купцов и завоевателей, «бич божий» как их еще называли в Европе), рыцари, самураи и ниндзя – все они существовали можно сказать в одно и тоже время, но на разных концах земного шара.

Индийский и арабский дамаск, русский булат, легенды о живых мечах и легенды о богатырях — все это век железа и стали.

Железный век один из самых кровавых в истории и ножей и человечества

Шутки шутками, но те времена были довольно кровавыми, хотя конечно не такими кровавыми как наша с вами современность с ядерными бомбами и атомными крейсерами, способными уничтожать целые города за минуту.

Хотя в средневековье большая часть знаний античности была утеряна, кое-что было все-таки принято варварскими народами. Например, оружейное дело, связанное с обработкой железа. Если говорить о качестве, то оно кончено сильно упало по сравнению с античностью.

У среднего кузнеца того времени было представление о том, как из мягкого железа сковать подкову или серп для уборки урожая. Такое железо не только дорого стоило, но с качеством самой стали были серьезные проблемы.


Финский нож — типичный представитель ножей скандинавского северного типа. У викингов было что-то подобное.

Секреты оружейного дела передавались только своим ученикам

Каждый мастер имел свои секреты и передавал их только ученикам. Сильно выделять по качеству продукции так же было опасно. Если твои ножи или другое оружие было значительно лучше, чем у других кузнецов, то такого мастера могли «пригласить» в святую инквизицию пообщаться на предмет, не балуешься ли ты черной магией, т.к. у других богобоязненных кузнецов почему-то не получаются такие качественные вещи.

Как вы понимаете, жгли в то время не только красивых женщин и ученых, но и хороших мастеров. Хороший меч мог стоить несколько деревень вместе с их жителями. О мечах складывали легенды, наделяли их разумом, волшебными свойствами и давали свои собственные имена.


После крестовых походов ситуация изменилась к лучшему. Рыцари, побывав на мусульманском востоке, получили доступ к знаниям, которые были сохранены и приумножены арабами (ведь ранее это были римские колонии, а знания римляне очень даже уважали) потому и знания античности не были утеряны в тех странах. Восток тех времен был очень продвинут в науках, искусстве, медицине и так далее.

Европейские рыцари, с головы до ног заточенные как танки в железную броню и которые залили кровью весь восток. Они же совершали походы и на Русь. Все, как говорится, во славу господнюю, однако и себя они не обижали, попутно прихватывая с собой все сокровища и ценные вещи, которые смогли захватить.


Японские самураи в другом конце света — отличались крайней беспощадностью и кровожадностью, неоднократно завоевали и Корею и Китай. Причем на Корею нападали просто потому что она лежала по пути в Китай. Грех было не пограбить и поубивать в свое удовольствие.


Танто или японский нож – наследие самураев, дошедшее и до наших дней.

Ножи железного века были очень разнообразны, начиная от формы, длины и заканчивая материалами. В Индонезии появляется кривой нож с серповидным клинком в виде когтя тигра – керамбит, а так же знаменитый крис нож с волнистым клинком в виде огненного языка пламени.

Нож на Руси – атрибут свободного человека

На Руси и в Европе нож – это атрибут свободного человека. Холоп или полонянин не имеет право иметь свой собственный нож.

Нож викингов и северян вообще делается с деревянной рукоятью, чтобы сталь не жгла руку на морозе и не скользила в крови при разделке дичи и рыбы. Не забываем и про финский нож охотника и рыбака, японские ножи из голубой стали. Все они тоже окончательно сформировались именно в средневековье!

Эпоха Возрождения: пиратский нож и морские завоевания


Королевские мушкетеры его величества в Европе.

Эпоха возрождения характеризуется несколькими важными моментами:

  1. В это время бурно развиваются науки и искусства, возникают первые промышленные центры, где обработка металла дело не талантливых одиночек (как было ранее), а целых ремесленных и торговых гильдий.
  2. Огнестрельное оружие отодвигает ножи на второй план
  3. Изобретение огнестрельного оружия делает доспехи и щит настолько тяжелыми и дорогими, что от них отказываются совсем. Испанские конкистадоры, вооруженные пиками, одни из последних используют панцири — последнее наследство средневековья. Панцирь очень хорош против холодного оружия, но тяжелые мушкеты, появившиеся на смену аркебузам малого калибра, пробивают даже их.
  4. Период возрождения — это время полного освоения металла. Ножи этой эпохи разнообразны и выделяются прекрасным качеством.
  5. Открытие Америки, развитие торговли и слабый контроль колоний порождает такой феномен как морское братство. На абордаж, пираты!


В бою испанские пикинеры прикрывают мушкетеров от рейтаров (конница с пистолями).

Царицей морей того времени безусловно являлась Испания. Их пехота, самая дисциплинированная и сильная пехота тех времен, была очень эффективна в бою, что в конечном итоге и подвело саму Испанию. Такая эффективность затормозила развитие и принятие на вооружение огнестрельного оружия, что дало шанс вырваться вперед англичанам, французам и голландцам.

Не забываем, что именно испанцы открыли и завоевали Америку — с арбалетами палашами и пиками. Считалось, что во влажном и жарком климате огнестрельное оружие слишком уж ненадежно.

Теперь непосредственно о ножах эпохи возрождения и морских открытий.


Испанская наваха – классический складной нож того времени.

Одним из самых известных примеров того времени является Испанская наваха. Родилась она в 15 веке, когда власти, ввиду опасности народных бунтов, законодательно запретили иметь простолюдинам холодное оружие с фиксированным клинком. Шпаги и прочее вооружение имели право носить только высшее сословие и армия. Ножи матросов часто были складными, т. к. именно такой нож можно было носить с собой куда угодно и он занимает мало места.

Пример современного ножа, ставшего уже классикой.

Как только производство ножей становится массовым, появляется так много вариантов, что сделать свой выбор становится некоторой проблемой. Реклама, фильмы и пресса так переплелись между собой в попытке реализовать и заработать на продажах клинков, что обычный покупатель, не искушенный в знаниях, должен научиться разбираться в многочисленных тонкостях этого направления.

  • Выбрать складной нож или с фиксированным клинком?
  • Какой марки стали взять клинок?
  • Какого размера?
  • Какие компании производят качественные и недорогие ножи?
  • На какую стоимость рассчитывать?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в последующих статьях. Пока хотелось бы дать общие, но не менее важные рекомендации. Главное, что вам нужно сделать в любом случае, это понять

  1. Для каких целей вам требуется нож и в каких условиях вы будете его применять?
  2. На какую сумму вы рассчитываете?

Сформулируйте для себя ответы на эти, казалось бы, простые вопросы (ответ на них сможете дать только вы сами) и 90% дела уже будет сделано.


Напишите пожалуйста в комментариях ниже — была ли полезна эта статья? Что вам понравилось, а что осталось не раскрыто? Задавайте вопросы, мы постараемся помочь.

История ножей начинается около 75 тысяч лет назад, на 50 тысяч лет раньше, чем обычно принято считать. В течение многих веков нож преображался от заостренного куска камня до изящного искусно выполненного из стали инструмента, равно используемого как в быту, так и в качестве орудия убийства.

В каждом отдельно взятом регионе Земли, конструкция ножа менялась в зависимости от его назначения и доступных материалов. Часто, форма заимствовалась местными жителями у ножей и кинжалов народов завоевателей. А отдельные экземпляры становились легендой и окружались завесой тайны. Но ни один древний человек, будь он по профессии охотник, воин или жрец божественного культа, не представлял свою жизнь без этого незаменимого орудия.




  • Улу

    Традиционный нож, распространенный среди народов Севера. Чаще всего улу имеет лунообразную или полукруглую форму и его рукоятка, из рога оленя, кости моржа или цельного дерева, крепится прямо к обуху. Этот необычный нож использовался как для приготовления пищи, так и для свежевания, обработки шкур, кройки и много чего еще.

    Туми

    Церемониальный нож туми использовался для жертвоприношений инкским богам. Так же как и у улу, у него характерное полукруглое лезвие. Туми изготавливался из бронзы, меди, золотых сплавов и серебра. Рукоятка изображает Найм Лапа, легендарного вождя одного из племен.

    Скрамасакс (сакс)

    По сути, является коротким мечом древнегерманских народов, однако до полноценного клинка чуть-чуть не дотягивает. Этот нож, длиной редко превышавший 30 см, и толщиной около 5 мм прекрасно протыкал кольчуги и легкие кожаные доспехи. По легенде, именно в честь него были названы саксы.

    Керамбит

    Этот специфически искривленный клинок начинает свою историю на острове Ява в племени Сунда. После смерти короля Пак Макана, члены его племени уверили в то, что его душа переселилась в тигра, и начали использовать оружие, повторяющее форму когтей этого зверя. Керамбит имеет заточку с внутренней стороны и держится обратным хватом, для лучшего контроля, указательный палец просовывается в кольцо. Наружную часть лезвия индонезийцы имели привычку покрывать смертоносным ядом.

    Крис

    Также как и керамбит, крис появился на Яве, и широко распространился в Индонезии, Малайзии и Филиппинах. Этот волнообразный колющий клинок всегда делался с 7 или 13 изгибами, что имело особый сакраментальный смысл. На войне мужчина носил с собой три криса: свой собственный, родовой кинжал своей семьи и кинжал семьи своего тестя.

    Копис

    Тяжелый, с искривленным вперед клинком нож, известный под именем копис, использовался древними греками для разделывания туш или жертвоприношений. Усовершенствованный до одноручного меча копис смог объехать полмира вместе с победоносной армией Александра Македонского.