Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Российско-японские торгово-экономические отношения - В 2004 году в российско японских торгово экономических связях сохранилась наблюдающаяся с 1999 года тенденция к росту. Объем товарооборота достиг рекордного уровня и превысил $8,8 миллиарда (на 48,4% больше, чем в 2003 году). Российский экспорт в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русско-японские отношения

    Российско-Американская Компания - Российско Американская Компания … Википедия

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Русско-японские договоры и соглашения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-российские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-русские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-советские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Межгосударственные отношения России и Японии - Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года и прерваны 9 августа 1945 года, когда СССР объявил Японии войну. 19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948) , Василий Молодяков. Российско-японские отношения тридцатых-сороковых годов прошлого века обычно рисуются сплошным кошмаром, лейтмотивом к которому звучит песня о коварных самураях, переходящих границу у реки под… Купить за 180 руб
  • Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899-1929) , Василий Молодяков. Книга посвящена малоизвестным, а то и замалчиваемым страницам в истории российско-японских и советско-японских отношений первой трети XX века. В своем исследованииавтор показывает, как…

Мы очень дорожим отношениями с Японией, японским народом, это наш сосед. У нас непростая история, но очень хорошие перспективы. Бизнес двух стран демонстрирует взаимную заинтересованность в реализации крупных, полезных проектов. Нас много, что объединяет

Сергей Лавров

глава МИД РФ

Первый русско-японский договор о мире и дружбе (Симодский трактат) был подписан 7 февраля 1855 года, документстал итогом выдающейся дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина. Японские власти тогда добровольно (в отличие от аналогичного японо-американского договора, навязанного Японии силовым путем) установили официальные контакты с соседним государством. Симодский трактат открыл путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей между двумя странами.

Первый раздел границ

Согласно Симодскому трактату граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным. В Петербургском трактате 1875 года взамен уступки России прав на весь остров Сахалин, Япония получила права на все Курильские острова

Продолжение

Одной из самых драматических страниц в двусторонних отношениях является русско-японская война 1904-1905 годов.

Она началась с неожиданного нападения Японии на российские корабли на рейде Порт-Артура 27 января (по старому стилю) 1904 года.Война унесла около 1 млн человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб обеим странам. Многие из тысяч русских военнопленных, вывезенных из Манчжурии в Японию, не вернулись на Родину и похоронены в японской земле. В результате войны, несмотря на существование договоров, определявших линию границы между двумя странами, у России была отторгнута часть ее территории - Южный Сахалин. Войну завершил Портсмутский мирный договор. Он был подписан между Российской империей и Японией 5 сентября 1905 года в Портсмуте (США). С российской стороны договор подписали председатель комитета министров граф Сергей Витте и барон Роман Розен(бывший посол России в Японии, а к моменту подписания договора - посол в США), с японской стороны -министр иностранных дел Комура Дзютаро и посол в США Такахира Когоро.

От установления дипотношений до Халхин-Гола

Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены на уровне посольств 25 февраля 1925 года. Этому событию предшествовала японская интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 годах, охватившая Приморскую, Амурскую, Забайкальскую области и Северный Сахалин. Переговоры о нормализации отношений начались в Пекине в мае 1924 года и завершились 20 января 1925 года подписанием конвенции об основных принципах взаимоотношений, нескольких деклараций, протоколов и нот, регулирующих взаимодействие сторон. Конвенция содержала ряд значительных уступок СССР в пользу Японии, на которые советская сторона пошла ради стабилизации ситуации на Дальнем Востоке. В частности, советское правительство признало Портсмутский мирный договор 1905 года, в соответствии с которым часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии. Со своей стороны, японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, который после этого переходил под суверенитет СССР.

Донесения Рихарда Зорге

Советское правительство получило информацию о планах военных действий Японии в районе озера Хасан и реки Халхин-Гол во многом благодаря разведывательной сети, созданной Рихардом Зорге. Среди многочисленных сообщений, переданных Зорге в Москву, была информация о готовящемся нападении Германии на СССР летом 1941 г., а также о том, что Япония не намерена атаковать, а сосредоточит свои усилия на Тихоокеанском театре военных действия. 18 октября 1941 г. Рихард Зорге и члены его разведывательной группы были арестованы японской полицией. Сам Рихард Зорге отрицал свою причастность к советской разведке и говорил, что работал в Китае и Японии на Коминтерн. В мае 1943 г. начался суд над разведгруппой Зорге. В сентябре того же года советский разведчик был приговорен к смертной казни. 7 ноября 1944 г. он был повешен в токийской тюрьме Сугамо и похоронен на тюремном дворе. Советский Союз в течение 20 лет не признавал Зорге своим агентом. Только 5 ноября 1964 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). В 1967 г. останки советского разведчика с воинскими почестями были перезахоронены на кладбище Тама в Токио.

Продолжение

В мае - сентябре 1939 года в районе реки Халхин-Гол советско-монгольские войска разгромили отборные соединения японской Квантунской армии, вторгшиеся на территорию Монгольской Народной Республики (МНР).

Очаг войны на Дальнем Востоке возник еще в начале 1930-х годов. Первоначально объектом японских захватнических устремлений стал Китай, северо-восточную провинцию которого (Маньчжурию) японцы оккупировали осенью 1931 года. Весной 1932 года японские войска вышли на линию принадлежавшей СССР Китайско-Восточной железной дороги и вплотную приблизились к советским границам. На захваченной территории было провозглашено марионеточное государство Маньчжоу-го, весь административный аппарат которого полностью контролировался Квантунской армией.

Летом 1935 года началась полоса конфликтов на советско-маньчжурской границе. Дело доходило до серьезных боевых столкновений. Параллельно с нагнетанием напряженности на границе власти Маньчжоу-го развернули жесткую кампанию против советских учреждений, приведшую к срочной эвакуации из Маньчжурии советских граждан.

В 1936 году японское правительство одобрило "Основные принципы национальной политики", в которых предусматривалось наряду с полным захватом Китая последующее развитие наступления, в частности, на территорию МНР и СССР. Для успешной реализации своих планов Токио заручился поддержкой Берлина, подписав 25 ноября 1936 года так называемый Антикоминтерновский пакт, означавший начало военно-политического союза между Японией и фашистской Германией.

С января 1939 года в районе границы между МНР и Маньчжурией (которая так и не была определена официально) стали периодически появляться японо-маньчжурские вооруженные отряды, которые вступали в перестрелку с монгольскими пограничниками. Весной такие инциденты, сопровождаемые взаимными протестами, участились, что в итоге привело к войне.

Победа на Халхин-Голе имела важное военно-политическое и международное значение. В частности, эти события оказали серьезное влияние на решение Японии не вступать в войну против СССР на стороне фашистской Германии. В апреле 1941 года между СССР и Японией был заключен пакт о нейтралитете сроком на пять лет, договор соблюдался до августа 1945 года.

Вопрос о принадлежности Курильских островов

В ходе Ялтинской конференции (февраль 1945 года) Сталин дал обещание союзникам объявить войну Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе при условии возвращения СССР Курильских островов и Южного Сахалина. Это было закреплено в документах Ялтинской конференции.

Открытие Курильских островов

Процесс присоединения Курильских островов к России длился несколько десятилетий. Первые (с севера) острова Курильской гряды были присоединены к России в 1711 г., последние (южные) - в 1778 г. Первую карту ("чертеж") Курильских островов составил казак-мореход И.Козыревский (1711 г.). На первых и последующих картах Курильские острова обозначались как единый географический объект без деления их на Большую и Малую Курильские гряды. Присоединение Курильских островов к России осуществлялось от имени верховной власти России и в соответствии с нормами международного права того времени. Коренные жители Курильских островов айны своей государственности не имели; до прихода русских считали себя независимыми; никому дани не платили. За весь почти 70-летний период освоения Курильских островов русские ни разу не встретили там японцев. Первая встреча русских с японцами произошла 19 июня 1778 г. в местечке Аккэси на о. Хоккайдо, куда японцы прибыли для торговли с айнами. В то время о. Хоккайдо еще не был полностью завоеван японцами. Вторжение японцев на южные Курильские острова (Кунашир и Итуруп) относится к 1786-1787 гг. Именно тогда японцы угрозами заставили находившихся там русских промысловых рабочих покинуть названные острова. В 1798 г. японский военный отряд на Кунашире и Итурупе уничтожил все свидетельства принадлежности этих островов России. (по материалам Историко-документального департамента МИД РФ)

Продолжение

С мая по начало августа 1945 года на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе войск и техники. 9 августа 1945 года дипломатические отношения были прерваны, СССР объявил Японии войну. 2 сентября 1945 года Япония подписала акт о капитуляции.

После 1945 года между Москвой и Токио дипломатические отношения установлены не были. Советский Союз не имел с Японией и мирного договора, так как в 1951 году не присоединился к Сан-Францисскому миру. Этот документ, подписанный 8 сентября 1951 года странами антигитлеровской коалиции и Японией, официально завершил Вторую мировую войну, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Сан-Францисский договор зафиксировал отказ Японии от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и южную часть острова Сахалин. Однако договор не устанавливал, к какому государству переходят упомянутые территории. Официально японская сторона не признала их вхождения в состав СССР. А после 1951 года при поддержке США японское правительство начало оспаривать право СССР на обладание островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп, или как их называют в Японии, "северными территориями".

19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение состояния войны и восстановление дипломатических и консульских отношений, а также обязались продолжить переговоры о заключении мирного договора. СССР согласился передать Японии острова Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора, и выразил готовность к обсуждению других нерешенных вопросов.

Однако в 1960 году японское правительство пошло на подписание с США нового пакта безопасности, предусматривавшего сохранение американского военного присутствия на японской территории еще на десять лет. В ответ СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года, и оговорил передачу островов Хабомаи и Шикотан выполнением Японией двух условий - подписанием мирного договора и выводом иностранных (то есть американских) войск с ее территории.

До начала 1990-х годов советская сторона не упоминала декларацию 1956 года, хотя премьер-министр Японии Какуэй Танака пытался вернуться к ее обсуждению во время визита в Москву в 1973 году (первая японо-советская встреча на высшем уровне). Ситуация стала меняться с началом перестройки. Во время визита в Японию президента СССР Михаила Горбачева в апреле 1991 года в совместное коммюнике было включено положение о намерении сторон продолжать переговоры о нормализации отношений и о мирном урегулировании, включая территориальные вопросы.

27 декабря 1991 года Япония признала Россию государством-правопреемником СССР. Главной проблемой российско-японских отношений по-прежнему остается спор о принадлежности южных островов Курильской гряды. Япония продолжает настаивать на их возвращении, ссылаясь на Симодский трактат 1855 года, а в Москве заявляют, что принадлежность островов базируется на итогах Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит (заявление МИД РФ от 7 февраля 2015 года).

Контакты без мирного договора

В октябре 1973 года в Москве состоялась первая советско-японская встреча на высшем уровне. В совместном заявлении от 10 октября 1973 года по итогам переговоров премьер-министра Японии Какуэя Танаки и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева было отмечено, что "урегулирование нерешенных вопросов, оставшихся со времен Второй мировой войны, и заключение мирного договора внесут вклад в установление подлинно добрососедских и дружественных отношений между обеими сторонами".

19 апреля 1991 года по итогам визита президента СССР Михаила Горбачева в Японию было подписано совместное заявление, в котором впервые советская сторона признала факт существования территориальной проблемы в двусторонних отношениях. В заявлении было указано, что "мирный договор должен стать документом окончательного послевоенного урегулирования, включая разрешение территориальной проблемы."

11-13 октября 1993 года состоялся визит в Японию президента РФ Бориса Ельцина. Тогда был подписан пакет из 18 документов, ключевым из которых стала Токийская декларация. В ней подчеркивалась необходимость продолжения переговоров с целью скорейшего заключения мирного договора "путем решения территориального вопроса исходя из исторических и юридических фактов и на основе выработанных документов, принципов законности и справедливости".

11-13 ноября 1998 года в ходе официального визита в РФ японского премьер-министра Кэйдзо Обути была подписана Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией.

3-5 сентября 2000 года Японию посетил президент РФ Владимир Путин. По итогам визита были сделаны заявления по проблеме мирного договора и о взаимодействии двух стран в международных делах.

В ноябре 2005 года в рамках его второго визита было подписано 17 двусторонних документов, в том числе "Программа действий в борьбе с терроризмом".

В мае 2009 года Владимир Путин посетил Токио в качестве председателя правительства РФ. Было подписано несколько соглашений, в том числе соглашения о взаимной правовой помощи по уголовным делам, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, заключено несколько коммерческих сделок.

1 ноября 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев стал первым российским лидером, посетившим Курильские острова. Японская сторона назвала данный визит достойным сожаления, что, в свою очередь, вызвало реакцию МИД России, согласно которой никаких изменений в статусе принадлежности Курильских островов быть не может, острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

29 апреля 2013 года в Москве состоялись переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ (это был первый официальный визит японского главы правительства в Россию с 2003 года). Было принято заявление о развитии российско-японского партнерства.

В марте 2014 года Япония присоединилась к санкциям, введенным США, Канадой и Евросоюзом в отношении РФ в связи с ситуацией на Украине. Изначально санкции предусматривали приостановку консультаций о смягчении визового режима и замораживание переговоров о возможном заключении трех договоров - об инвестиционном сотрудничестве, о сотрудничестве в освоении космоса и о предотвращении опасной военной деятельности. Впоследствии список японских санкций был расширен, последний раз - 24 сентября 2014 года. В настоящий момент под их действие подпадают 40 физических лиц, две компании, которые, по мнению Токио, "причастны к дестабилизации ситуации на Украине и аннексированию Россией Крыма", а также пять банков.

В феврале 2015 года Синдзо Абэ высказался за развитие разносторонних отношений с Россией и продолжение переговоров о заключении мирного договора между двумя странами.

Прошло уже 70 лет с окончания войны, но между нашими странами до сих пор существует ситуация с неподписанным мирным договором. К настоящему моменту мы провели десять встреч с президентом РФ Владимиром Путиным. И, взяв за основу эти переговоры, я продолжу развивать сотрудничество с Россией по разным направлениям, включая экономику и культуру, а также продолжу упорные переговоры по заключению мирного договора

Синдзо Абэ

Премьер-министр Японии

6 мая 2016 г. премьер-министр Японии Синдзо Абэ посетил Россию с рабочим визитом и встретился с Владимиром Путиным в Сочи. Японская сторона по итогам переговоров анонсировала "новый подход" к решению проблемы мирного договора и план активизации экономического сотрудничества с Россией. Москва поддержала предложение Токио провести перекрестные годы России в Японии и Японии в России в 2018 г.

Существуют такие мужчины-политики, которые считают, что за счет активного участия женщин в общественной жизни и ухода от семьи и появилась проблема снижения рождаемости, что женщина должна вернуться в семью. Я считаю, что это мнение глубоко ошибочно. По моему убеждению, чтобы преодолеть создавшуюся ситуацию и остановить снижение рождаемости, в первую очередь, нужно создать такие условия труда, когда женщина и мужчина смогли бы совмещать работу с воспитанием детей. Необходимо прийти к действительному равенству мужчины и женщины, как на рабочем месте, так и в семье, в различных областях общественной жизни.

Ивао Сумико, начальник отдела по основным вопросам Комитета гендерных проблем при Администрации премьер-министра Японии

Ассоциативный ряд понятий, возникающий при упоминании Японии, довольно широк: автомобили, самураи, бонсаи, оригами, борьба сумо, театр кабуки, аниме, игра судоку, современная электроника и цветы сакуры. А также японская поэзия, гейши и традиционный японский брак.

На протяжении истории японского общества характер отношений между мужчиной и женщиной менялся в соответствии с принятым социальным укладом общества и положением женщины. Вплоть до первой половины XIV века Япония была матриархальным обществом, в котором женщина обладала правами наследования собственности семьи. В среде земледельцев, рыбаков и купцов, составлявших подавляющую часть населения, женщины, работая наравне с мужчинами, были равноправными членами общества и пользовались одинаковой степенью свободы, включая вопросы любви и брака.

Наиболее важным событием в средневековой Японии стало принятие системы иэ, в которой главные позиции в политике и обществе занимали мужчины. Иэ буквально означало «дом» и имело несколько значений: здание, которое используется как жилье; семья, домочадцы или домашнее хозяйство; группа, состоящая из членов семьи, определяемых в соответствии с древним гражданским кодексом Японии; семейная линия, которая ведет начало от чьих-либо предков и продолжится в будущем.

Патриархат - одна из главных отличительных особенностей системы иэ. Вся власть в системе иэ принадлежала старшему мужчине, отцу или деду, все права наследования получал старший сын. Согласно семейному законодательству, глава семейного клана мог решать вопросы бракосочетания, развода и усыновления в своей семье, а также наделять участком или домом своих домочадцев. Глава иэ имел право исключать членов семьи из семейного регистра в случаях неповиновения его распоряжениям. То есть в семейном законодательстве в деталях были расписаны права главы дома.

Японцев с самого детства приучали к этой системе и пониманию своего места в жесткой иерархии иэ. Глава дома всегда рассчитывал на привилегированное положение, и его обычно обслуживали другие члены семьи. Его должны были всегда приветствовать, когда он приходил домой, его еда должна была быть сытнее, и его место за столом всегда было выше, чем у остальных членов семьи. Вдобавок глава семейного клана полностью контролировал состояние семьи через право прямого наследования, что давало ему значительную экономическую власть.

Японское общество того времени существовало как развитая сословно-классовая система, при которой женщинам отводилась важная связующая роль: посредством слияния разных кланов достигалось и поддерживалось политическое могущество самураев. Тем не менее положение женщин в системе иэ было зависимым, так как считалось, что они существа низшего порядка по сравнению с мужчинами. Даже успешно выйдя замуж, женщины не обретали прочного положения, и их могли отослать обратно в родительский дом по любому поводу. Жены должны были приспосабливаться к обычаям иэ в семье мужа и усердно трудиться, стараясь угодить его родителям. Но самой главной обязанностью было рождение детей, и, если брак оказывался бесплодным, женщин часто принуждали к разводу.

Иногда самурай из высшего сословия кроме официальной жены мог иметь много наложниц для продолжения фамильной родословной. Принятое в 1898 году брачное право действовало еще и после Второй мировой войны. В нем содержались многие статьи, характеризующие систему иэ. Закон рассматривал систему иэ бывших самураев в качестве образца семейного уклада, поскольку именно самураи стали бюрократами в эпоху Мэйдзи. Несмотря на существенные различия в хозяйственно-семейном укладе у различных классов, в разных местностях и в разные исторические отрезки времени, система иэ оказала огромное влияние на японское общество и формирование семейных традиций японцев.

Наиболее существенные изменения взаимоотношений между мужчинами и женщинами произошли в период Эдо. Конфуцианство, ставшее официальной религией, оказало огромное влияние на формирование японского национального характера. Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету культа семьи и клана. Семья считалась основой общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельно взятой личности.

Брак заключался по желанию родителей; главным было выполнение супругами своего социально-семейного долга, который выражался в соблюдении интересов семьи. Жизненный уклад женщин, принадлежащих к классу элиты, на протяжении многих веков определялся конфуцианской этикой, которая предписывала женщине «три покорности»: в молодости - отцу, после замужества - мужу, в старости - детям, а также предполагала другие ограничения, узаконив положение «мужчина вне и женщина внутри», которое и сейчас наблюдается в японском обществе.

Дошедшие до нас старые японские пословицы наиболее точно передают настроения того времени: «Женщины - исчадия ада», «Женское мнение переменчиво, как весенняя погода», «Собравшись вместе, три женщины производят ужасную трескотню», «Даже если женщина родила тебе семерых детей - не верь ей».

В структуре японского языка четко отражены все нюансы отношений между мужчиной и женщиной. Обращаясь к мужу, большинство жен используют слово сюдзин, которое состоит из двух иероглифов, буквально означающих «хозяин; главный человек». С другой стороны, по отношению к своей жене мужчины довольствуются словом канай - «внутри дома». Эти выражения очень хорошо иллюстрируют устойчивые традиционные понятия японцев о семье, в которой муж выше жены. Даже в сложных словах, определяющих разнополые группы: дандзе (мужчина и женщина), фуфу (муж и жена) - везде «мужской» иероглиф стоит на первом месте.

Значительные перемены в отношениях полов начались с введением системы обязательного образования для мужчин и женщин в период Мэйдзи, когда в Японию стали проникать западные идеи. Однако образование для мужчин и женщин было далеко не равноценно, отчасти потому что обучение в женских школах велось только по двум направлениям - «хорошие жены и мудрые матери». То есть занятия были ориентированы главным образом на ведение домашнего хозяйства, в котором женщинам надлежало помогать мужьям и быть способными воспитать и научить всему необходимому своих детей.

Только после Второй мировой войны все японцы, независимо от пола, получили равные права, гарантированные новой конституцией страны. С предоставлением женщинам избирательного права связан интересный факт: в 1946 году 39 женщин избрали в национальный парламент, что стало большим событием в жизни страны. Правда, большинство женщин, пришедших на избирательные участки, были уверены, что голосовать они имеют право только за лиц своего пола.

Кроме того, в 1986 году был принят Закон о равных возможностях найма, целью которого стало устранение дискриминации женщин при найме на работу. Таким образом, положение японских женщин в обществе постепенно укрепилось. В результате видоизменилась и японская семья. До Второй мировой войны для Японии были характерны большие семьи, состоявшие из нескольких поколений. Семейные отношения регулировались жесткой иерархической системой. Авторитет родителей был очень высок и непререкаем, а от замужних женщин ожидалось безоговорочное повиновение мужу и его родителям. Однако уже упоминавшийся процесс послевоенных демократических преобразований в значительной степени трансформировал и жизнь японской семьи, отменив прежде всего ее старый патриархальный характер.

До сегодняшнего времени в Японии сосуществуют два способа заключения браков - договорные и «браки по любви». Разница между ними очень важна для понимания отношения японцев к супружеству. В древние времена браки заключались в пределах одной деревни между живущими по соседству, со временем браки приняли характер союзов, заключаемых между семейными кланами. Глава семьи имел решающее слово при выборе брачного партнера для всех членов семьи, причем особое внимание уделялось социальному положению семьи. Договорные браки рассматривались больше как связь между разными семьями, чем личные отношения между мужчиной и женщиной. В современной Японии положение семьи молодоженов все еще играет важную роль при заключении договорного брака. В прошлом именно так сочетались браком большинство мужчин и женщин, которые никогда не встречались ранее.

Договорной брак, называемый в Японии о-миаи, продолжает быть на удивление популярным среди японцев, причем процедура заключения брака по сей день остается неизменной. В браках по договоренности лицо, занимающее определенное социальное положение, выступает посредником. Сначала обмениваются подробными историями семей, обязательно с приложением фотографий. Через посредника можно выяснить, насколько предложенная кандидатура соответствует требованиям семьи, узнать о характере и жизненной установке человека, что помогает впоследствии избежать семейных конфликтов. Если обе стороны согласны, посредник организует встречу семей и представляет мужчину и женщину друг другу.

Обычай устраивать браки по сговору возник из желания родителей сохранить социальный статус семьи. Некоторые родители до сих пор желают устроить брак своих детей сами, но в наши дни молодые люди имеют право решить вопрос брака самостоятельно. Большинство японцев, вступивших в брак по сговору, утверждают, что при встрече они понравились друг другу, какое-то время встречались, пока не приняли окончательного решения пожениться. Во время помолвки жених обычно преподносит подарки своей невесте и ее семье, в том числе свадебное кольцо и определенную сумму денег. Чаще всего свадьба играется через несколько месяцев после помолвки, обычно по синтоистским обрядам, реже бывают буддистские и христианские свадьбы.

Несмотря на существенные изменения, происходящие в японском обществе, брак по договору - это один из немногих шансов для японцев познакомиться и узнать друг друга в стремительной современной жизни. В Японии очень большое распространение получили брачные агентства, где можно получить профессиональную консультацию в отношении будущего брака. Стоимость услуг брачных агентств обычно выше, чем у свах, но их услугами активно пользуются работающие люди старше 35 лет. Согласно социологическим исследованиям, уровень разводов в Японии значительно ниже, чем в большинстве стран Европы и Америки. Причем наиболее низок он именно в браках по договору.

С увеличением процента браков по любви из года в год возрастает и процент разводов, но возрастание это идет довольно медленно.

В каждой культуре представления о браке проявляются в том, как встречаются мужчина и женщина. В браке по договоренности, характерном прежде всего для стран Азии, партнеров выбирают родители или родственники. В браке по любви, типичном для США и Европы, мужчина и женщина находят друг друга сами. В Японии в XVII–XIX веках обе формы брака существовали одновременно. Среди представителей класса самураев браки, как правило, заключались семьями без участия жениха или невесты. Люди незнатного происхождения в основном женились и выходили замуж по любви. Однако с началом эпохи Мэйдзи браки по договоренности распространились среди всех классов японского общества.

Лишь с середины прошлого века общественной нормой в Японии стали браки по взаимной любви. Исследование Министерства здравоохранения и социального обеспечения Японии показало, что количество «браков по любви» ежегодно увеличивается. В 1990 году их было уже в пять раз больше, чем браков по договоренности. Это отражает изменение взглядов на брак и на то, что считать более важным при окончательном решении о браке - желание родителей или свой собственный выбор. Другая тенденция последних лет заключается в том, что все большее число японцев предпочитает оставаться одинокими.

Социологи называют три причины роста числа одиноких людей. Одна из них связана с тем, что у большинства японцев слишком мало возможностей познакомиться с потенциальным партнером вне их работы, на это не хватает времени. Второй причиной является существующая общественная система, которая не приспособлена для женщин, делающих карьеру. Если японка берет даже краткосрочный отпуск по беременности и родам, ей бывает трудно вернуться на прежнюю должность. Третья причина - большое расхождение во взглядах на брак мужчин и женщин.

В отличие от большинства женщин многие одинокие мужчины рассматривают брак как долг перед обществом, что позволяет им обрести доверие окружающих и оправдать ожидания своих родителей. В то же время многие японские мужчины придерживаются традиционных взглядов на женщину, жены нужны им прежде всего для выполнения домашней работы. В таком подходе к браку нет места женщинам, совмещающим заботу о семье с работой по найму. Переоценка взглядов на брак привела к ряду новых социальных явлений: вырос средний возраст выходящих замуж, снизилась рождаемость, увеличилось число одиноких людей. Однако традиционные понятия типа «мужчина снаружи, женщина внутри» все еще живы в обществе и поддерживаются многими в Японии.

Почему же японские женщины не решаются вступать в брак? Причин достаточно много, но одной из главных является экономическая самостоятельность женщины, а также возможность проявить себя в работе. Из-за учебы и карьеры она пропускает возраст вступления в брак. Нельзя сказать, что есть много женщин, которые категорически не желали бы выйти замуж, но почему бы не сделать это попозже? Что касается среднего возраста вступления в брак у японок, то в 1975 году он составлял 23 года, а уже в 2000 году средний показатель был около 27 лет. В больших городах, например в Токио, многие молодые люди не вступают в брак до 30 лет.

В современном японском обществе родители перестали вмешиваться в личную жизнь своих детей, предоставляя им возможность самим решать вопросы, связанные с браком и рождением детей. В японской семье стало мало детей, и родители приветствуют нежелание выросших детей уходить из дома.

Удивительно, но в Японии практически не существует явления, называемого «мать-одиночка». Процент детей, рожденных вне брака, оставался стабильным на протяжении последних 25 лет и составляет немногим более 1 %.

С древности в Японии почиталась «великая, священная богиня, сияющая на небе» Аматэрасу Омиками, в японской мифологии - богиня солнца и прародительница японских императоров. Но со времен легендарных японских императоров в сознании людей многое изменилось.

Фотограф Кимико Есиды, известная по циклу фотографий «Одинокая невеста», сказала в интервью:

Каждая моя фотография говорит, что замуж выходить не надо. Есть одна работа, она называется «Невеста, которая сказала нет ».

Для меня это самый близкий образ. Нет, это не феминизм, это - просто свобода. Разве это не прекрасно - жить без мужа, без детей, быть абсолютно свободной?! По-моему, прекрасно!

Кимико Есиды называет Аматэрасу своим идеалом - «она была свободна, у нее были дети, но не было мужа, и ее свобода была божественна». Приходится признать, что стереотип традиционной японской женщины очень изменился. Мысль о браке все чаще вызывает у молодых японских женщин негативную реакцию. Женщины сознательно избегают раннего замужества, потому что воспринимают брак как отказ от личной свободы. Известный японский социолог Ивао Сумико считает, что «самая главная особенность нынешнего положения японской женщины в том, что перед ней сейчас открылся очень широкий выбор возможностей для самореализации». И японские женщины реализуют это право, выбирая работу по своему усмотрению.

Проведенный в Токио в 1991 году опрос показал, что 76 % от всех 20-летних незамужних женщин проживают в доме своих родителей. Считается, что именно работа и родительская поддержка обеспечивают молодым японкам полную свободу действий. Чаще всего они не утруждают себя работой по дому и денежным вкладом в бюджет родительской семьи.

Как только японка выходит замуж и решает завести ребенка, она уже не может позволить себе работать полный рабочий день. Среднестатистический японский муж не имеет возможности помогать жене по хозяйству, поскольку проводит на работе и в транспорте иногда по 12 часов в день. Ивао Сумико утверждает: до тех пор, пока в японском обществе «не будет пересмотрено отношение к работе, пока на рабочем месте будет преобладать первичность работы перед семьей, пока муж не начнет помогать в домашнем хозяйстве и воспитании детей, число детей не увеличится. Вообще время, отводимое японскими мужчинами на домашнее хозяйство и воспитание детей, очень мало. Работающая женщина тратит на воспитание ребенка в среднем в день 4 часа 12 минут. Японский мужчина - всего 20 минут». Но, несмотря на то что японцы действительно любят своих детей и ценят свои семьи, многие женатые японцы живут там, где есть работа, иногда далеко от дома, и своих близких не видят годами.

В Японии существует постоянная конфронтация между женщинами, отстаивающими различные жизненные ценности. Есть конфликт между домохозяйками и работающими женщинами, между женщинами, имеющими детей и отказавшимися от деторождения в пользу работы и личной свободы.

В стране ежегодно сокращается количество зарегистрированных браков. Сегодня 54 % японок, встречающих свое тридцатилетие, отложили вступление в брак на неопределенное время, а около половины незамужних японок в возрасте от 35 до 54 лет совсем не собираются замуж. Еще одной причиной нежелания вступать в брак является то, что семейным парам приходится проживать с детьми, а часто и с родителями в маленьких квартирках с раздвижными бумажными перегородками между комнатами, практически не оставляющими шанса на личную жизнь.

Сексуальная свобода и интимные отношения вне брака перестали быть осуждаемыми в обществе. Следствием всех этих тенденций стало ежегодное сокращение рождаемости. В 2003 году в Японии родилось только 1,1 миллиона младенцев, хотя в среднем в японской семье до сих пор было более одного ребенка. Этого недостаточно даже для простого воспроизводства населения, вполне возможно, что в скором времени ожидается резкое сокращение численности населения Японии.

Вообще, основные события человеческой жизни стали происходить гораздо позже, и здесь сказывается тенденция к получению хорошего высшего образования и к поздним бракам. Что касается гражданского брака, то в больших городах это явление получило свое распространение. Можно даже сказать, что сейчас родителей радует, когда их дети начинают жить гражданским браком. Ведь существует надежда, что в скором времени они поженятся. Если в гражданском браке появляется возможность родить ребенка, то эта пара достаточно быстро приходит к регистрации брака.

Интересную статистику приводит Ивао Сумико:

«Что касается незамужних женщин по возрастным категориям, то в 1975 году в возрастной группе 20–29 лет процент незамужних женщин составлял 20 %. Таким образом, 80 % было замужем. А в 2000 году процент незамужних женщин составил 54 %. Таким образом, более половины всех женщин в этой категории оказались не замужем. Средняя продолжительность жизни у женщин в 1975 году составляла 78 лет. А на сегодняшний день продолжительность жизни японской женщины составляет 85,7 года. Говорят, что в 2010 году средняя продолжительность жизни японской женщины составит 90 лет. Трудно сказать - радоваться ли этому показателю или, наоборот, расстраиваться?»

Женщины не выходят замуж чаще всего потому, что у них нет подходящей кандидатуры на место супруга. Большинство женщин, стремящихся найти себе пару, на первое место ставят человеческие качества будущего супруга. Если раньше выбор определяли образование мужчины, его место работы и доход, то сейчас это не первостепенно. На второе место в настоящее время вышел такой показатель: желание и возможность мужчины вести домашнее хозяйство. «Главная причина в том, что японские женщины не спешат становиться служанками мужчин», - так считает Ясухико Юсава, специалист из столичного Университета Очаномису.

В современной Японии взгляды на взаимоотношения мужчин и женщин, нормы сексуального поведения и брачные обязательства довольно сильно изменились. Сексуальные отношения между мужчиной и женщиной в Японии времен матриархата были свободными. Но уже с периода Эдо половая жизнь женщины жестко контролировалась мужчинами семьи.

Во времена, когда установки Конфуция обосновали абсолютную власть мужчин, женщина, вступившая в интимные отношения с чужим мужчиной, жестоко наказывалась, хотя мужчинам открыто позволялось заводить наложниц, чтобы иметь сыновей и поддерживать систему иэ. Традиционный японский образ жизни и мышления, истоки которого лежат в конфуцианской морали периода Эдо, все еще легко просматривается в семейных отношениях. В Японии мужчина играет важнейшую роль в семье, муж и жена не являются равноценными партнерами. Однако это не означает, что замужние женщины всего лишь подчиняются мужчинам.

Отношения между японскими мужчинами и женщинами претерпевают в последнее время быстрые изменения. Ивао Сумико считает, что «все зависит от того, кто работает. Если работают и муж и жена, то у них равные права. Если деньги приносит муж, то главный он. Хотя он и советуется с женой, но право принятия решения по таким важным вопросам, как, например, покупка недвижимости, принадлежит ему. Если же в семье работает женщина, а мужчина не работает, то, естественно, все права остаются за женой. То есть главный тот, кто приносит больше денег».

Все больше женщин работают вне дома, изменились взгляды на нормы отношений полов, видоизменился сам институт брака. В действительности современным женщинам отводится значительная роль в управлении семьей. Японские женщины научились достаточно свободно проявлять свои способности в области воспитания детей, составления бюджета семьи, ведения домашнего хозяйства. В некоторых японских семьях мужья заняты исключительно финансовым обеспечением родных и близких, тогда как основная работа по дому выполняется женщиной. Положение японских женщин в обществе все еще остается более зависимым, чем в большинстве западных стран. Причина, по-видимому, связана с влиянием конфуцианства, которое продолжает оказывать сильное воздействие на японцев.

В результате послевоенных демократических преобразований статус женщины в японском обществе, несомненно, значительно повысился. Конституция 1946 года провозгласила равенство и отсутствие дискриминации, в том числе по признаку пола, а также гарантировала возможность заключения браков по взаимному согласию сторон. Особенно большое значение имел пересмотр в 1947 году Гражданского кодекса, предоставившего японской женщине одинаковые юридические права с мужчиной во всех жизненных сферах. Но изменившийся образ жизни японского общества, японской женщины, изменившаяся система ценностей стали оказывать на политику и бюджет Японии сильное влияние. Особенное значение в настоящее время имеет женская позиция.

В Японии до этого признавали, что мужчина является лидером, и раньше именно мужчины определяли бюджет и политику. Сейчас же очень большое воздействие на такие важнейшие сферы жизни стали оказывать и женщины. В Японии, как подчеркивает Ивао Сумико, равенство женщины с мужчиной является не столько основополагающим принципом демократического общества, сколько инструментом, которым женщина может воспользоваться при желании.

Идеи феминизма проникли и в японское общество. Последним завоеванием японских феминисток стало введение в эксплуатацию лифтов и вагонов метро, в которых будут ездить только женщины. Женщины отстояли свое право не терпеть «случайные» прикосновения мужчин в часы пик.

Из послушной и терпеливой японская женщина превратилась в полноправного члена общества, способного принимать самостоятельные решения. Ивао Сумико говорит о том, что «сейчас в Японии принято считать, что мужчины потеряли силу, мужественность, энергию. Разнообразие жизненного пути, то есть возможность выбора различных вариантов, шире представлено именно у женщин».

Недавнее исследование супружеской жизни в Японии, проведенное министерством здравоохранения, выявило, что треть супружеских пар не занимаются сексом, причем среди этих пар не только те, кто собирается оформить развод. Среди самых распространенных причин отказа от секса называется усталость после трудового дня. Термин sexless (без секса) пришел в Японию в начале 1990-х годов. Сейчас так называют пару, которая занимается сексом менее одного раза в месяц. Многие пары, проповедующие sexless, считают секс лишь помехой хорошим отношениям в браке. Отсутствие возможности уединения, когда за бумажной перегородкой спят дети или престарелые родители, тоже не способствует повышению количества сексуальных контактов.

Часто пары так и не возобновляют занятия сексом после рождения ребенка. Супруги начинают обращаться друг к другу «мама» и «папа», чтобы подчеркнуть, что теперь они родители, а не любовники.

Отношение японцев к интимной стороне жизни никогда не было однозначным. С одной стороны - традиционная японская сдержанность и святость брачных уз, с другой - кварталы «красных фонарей» и невероятное количество отелей любви. Отношения в семье продолжают изменяться и развиваться в соответствии с теми тенденциями, по которым развивается японское общество в целом.

Даже на уровне языка в этой стране существует различие в названии мужа и жены. Считается, что японский мужчина живет вовне дома, а женщина - в доме, что отражено во фразах «мужчина вовне, женщина внутри». Но в последние годы отношения между мужчиной и женщиной у японцев претерпели серьезные изменения.

Как было раньше

Начиная с древних времен, мужчине в Японии предписывалось больше социальных функций, чем женщине. Японский мужчина вовлечен в огромный социум - в профессиональные группы, в кланы, в которых он добивается лучшего места в иерархии. Место женщины - в доме. Но такой расклад вещей вовсе не означал патриархат, распространенный, например, в Китае. Во многих семьях наследование имущества шло по женской линии. И если мужчина был главным в городе, регионе или хотя бы на предприятии, то женщина была главной в доме.

Между мужчиной и женщиной в Японии долгие столетия было четкое разделение сфер влияния. Он - хозяин в мире, она - хозяйка в доме. Ни о каком разделении ответственности за сферы друг друга не было и речи. Жена не имела право вмешиваться в дела супруга, а муж почти не имел права голоса в доме и даже в распределении финансов. И тем более мужчине не подобало заниматься домашними делами - убираться, готовить или стирать.

Брак в Японии издавна делился на два типа - договорной брак и брак по любви. Первый брак заключали родственники новобрачных, второй брак мог иметь место только в том случае, если мужчина и женщина категорически отказывались принять выбор родителей. Вплоть до 1950-х годов договорных браков в Японии было больше, чем браков по любви, примерно в три раза.

Как стало сейчас

Процессы активного вовлечения женщины в общественную жизнь затронули и Японию. Только развитие равенства между полами имеет весьма оригинальный сценарий, довольно не похожий на европейский.

В большей степени это развитие затронуло семью и брак, сферу личных отношений. Область карьеры претерпевает гораздо более медленные изменения.

Женщина получила возможность работать и достигать видных позиций в компаниях. Однако для того, чтобы построить карьеру, японке все еще требуется намного больше усилий, чем японцу. Например, отсутствует система социальных гарантий для женщин во время беременности и после родов. Декретный отпуск способен серьезно повредить женской карьере, и ее никогда не примут после длительного перерыва на ту же должность. Родив ребенка, женщина должна будет начинать карьеру почти с нуля, даже если она будет делать это в рамках той же самой компании.

Эта социальная несправедливость привела к существенному росту осознанного одиночества. Не только в Европе и России люди стали избегать официального брака и предпочитать жить без партнера. Новым отношениям между мужчиной и женщиной в Японии присуща та же черта: стремление к одиночеству и холостому образу жизни. Мужчинам не интересно стало заключать брак с карьеристкой, ведь они не могут заниматься домом. А женщине не хочется обещать мужчине уход за домом и ребенком, если она не уверена, что хочет бросить ради этого успешно построенную карьеру.

Зато получив относительную независимость от мнения рода, японцы и японки стали чаще жениться по любви. С 1950-х годов количество браков по любви существенно увеличилось, и в 1990-х годах их было уже в пять раз больше, чем договорных. При рассмотрении вопроса о договорном браке родственники и родители жениха и невесты стали больше внимания обращать на мнения потенциальных супругов. Если мужчина и женщина категорически не нравятся друг другу, или кто-то из них влюблен в другого, такой брак уже не заключается, и они имеют право выбирать, с кем им строить семью.

Если и дальше взгляды на отношения между мужчиной и женщиной будут меняться от традиционных к либеральным, то Японию ждет все то же самое, что уже есть в Европе и США. Возраст вступления в брак увеличится, количество детей в семье уменьшится, рождаемость сократится. Ведь прежде чем решиться на брак, многие женщины будут стараться построить карьеру и обеспечить себе будущее.

И все-таки у Японии есть свой особый колорит и своя культура, которая может повлиять на то, какими будут отношения между мужчиной и женщиной в будущем. Например, трудно представить, чтобы в этой стране стала популярной эгалитарная семья, как это имеет место быть в Европе. Эгалитарная семья - это такая, в которой нет четкого разделения функций между мужчиной и женщиной. Женщина может зарабатывать на жизнь, пока мужчина занимается домом и детьми, потом они меняются ролями. Лидерство на кухне, в постели или в обеспечении семьи переходит то от мужа к жене, то обратно. Вероятнее всего, в Японии сохранится тот расклад, который есть сейчас в семьях, где работают оба супруга. Жена будет кроме работы заниматься домом, а мужчина так и останется «крупным мусором в доме», как обозначает его один из иероглифов, намекая на то, что в доме мужчина ничего не должен делать, мешаясь и путаясь под ногами суетящейся жены.