Что такое очерк и чем он интересен? Во-первых, это один из жанров литературы - небольшое произведение, которое описывает события или человека. Во-вторых, этот жанр является симбиозом художественного и публицистического стилей. В-третьих, его желательно писать, если под рукой есть пример очерка. Для лучшего понимания жанра можно перечитать "Записки охотника" Тургенева или "Остров Сахалин" Чехова. Станут замечательными примерами и знаменитые путевые очерки Радищева или Пушкина.

Особенности жанра

Очерк - это разновидность рассказа, который написан в полухудожественном-полудокументальном жанре и описывает реальных людей и настоящие события. Одним словом, здесь фантазия сильно не разгуляется. Написать такое произведение сложно, даже если есть пример очерка, ведь нужно учитывать основные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к истине. Он обладает некоторыми традиционными отличительными характеристиками:

  • Пишется в малой повествовательной форме.
  • Описывает только реальных людей и события.
  • Акцентирует внимание на общественных проблемах.
  • Является на 80-90 процентов описанием с натуры.
  • Придерживается неоспоримых фактов.
  • Позволяет писателю высказывать свое мнение и вести диалог с читателем.

Таким образом, очерк - это некий текст, в котором рассказывается о реальном событии или человеке, при этом уделяется внимание некой социальной проблеме (по возможности в обсуждение вовлекается и читатель). Все это преподносится как художественный текст, насыщенный изящными образами. Даже имея при себе пример очерка, сложно написать с первого раза достойное произведение.

Разновидности

В литературе существует несколько видов очерков. Они могут быть:

  • Портретными.
  • Проблемными.
  • Путевыми.
  • Социологическими.
  • Публицистическими.
  • Художественными.

В чем их особенности?

Очерки зародились в период эпохи Возрождения. Тогда на страницах английских сатирических журналов впервые появились нравоописательные сочинения. Спустя несколько десятилетий такие очерки получили широкое распространение в европейской литературе. Большой успех они имели во Франции. Оноре де Бальзак, Жюль Жанен были первыми представителями этого жанра во французской литературе.

В России первым очеркистом, заложившим основы, стал Н. Новиков, который издавался в сатирических журналах «Трутень» и «Живописец». Расцвет этого вида творчества наступил в 1840-е годы. Уже в следующем десятилетии очерки стали ведущим жанром в литературе. Самыми выдающимися авторами в России считаются М. Салтыков-Щедрин и В. Слепцова. Поэтому примеров очерков в литературе немало. При написании собственной работы можно ими воспользоваться.

Как правильно сочинить текст

Прежде чем переходить к просмотру примеров очерков, стоит дать несколько дельных советов начинающим авторам. С чего начать? Чем закончить? Эти вопросы будут терзать исполнителей, даже если они пересмотрят все имеющиеся в литературе примеры. Как писать очерк?

Первое, что требуется сделать - это выбрать тему. Нужно найти увлекательную историю, которая понравится самому автору. Исследовать ее, узнав дополнительные факты, и определиться с типом очерка. Например, можно развить ситуацию и сочинить интересный текст, который вызовет у читателя симпатию. Также это может быть биографический или образовательный очерк, исторический, путевой или разоблачающий. Главное, чтобы текст мог увлечь читателя.

Далее нужно определиться с тем, кому будет предназначен этот очерк, то есть с целевой аудиторией. Именно от нее зависит, какими словами будет написан текст. Если все эти этапы пройдены, можно готовиться к написанию.

Второй важный момент - определиться с форматом текста. Очерки не имеют строго регламентированного формата, что значительно облегчает труд авторов. К примеру, можно начать с описания драматического момента, использовать формат «история в истории» или писать сразу с двух точек зрения, которые найдут точку соприкосновения. Следующее - размер. Примеры текстов очерков бывают от 250-ти до 5000 слов. Можно меньше, можно больше. Главное - полностью раскрыть тему.

Определившись с организационными моментами, нужно продумать, как привлечь внимание читателя, заинтересовать его и заинтриговать. Некоторые очеркисты считают, что для этого нужно не рассказывать, а показывать - больше эмоций, больше образов, больше интриги. При создании текста не стоит увлекаться цитированием. Как правило, читатели это не ценят, а творить нужно исключительно на их языке. Это и есть поэтапный пример, как написать очерк. Теперь можно переходить от теории к практике.

Портретный очерк

Как уже упоминалось выше, этот вид творчества самый художественный. То есть в нем можно подать читателю какие-либо интересные подробности из жизни описываемой личности. В примере портретного очерка можно рассказать о своем современнике, друге или исторической личности. Вне зависимости от того, о ком пойдет речь, стоит затронуть какую-то проблему. Она может касаться современного общества или группы конкретных людей. Пример очерка о человеке может выглядеть следующим образом.

«Я в горстке мозга весь, а пожираю, так много книг, что мир их не вместит. Мне не насытить алчный аппетит. Я с голоду все время умираю», - Томмазо Кампанелла. Сын обувщика, несостоявшийся юрист, монах и преступник, что 27 лет провел в тюрьмах инквизиции.

На портретах эпохи Возрождения изображен обычный мужчина. На его лице сетка глубоких морщин, острый прямой нос, темные волосы и черные глаза. Рассматривая этот образ на портретах, можно ощутить то неукротимое желание познать, рассказать, исследовать и писать, которое всю жизнь испытывал наш герой.

До 34-х лет он скитался по монашеским кельям, 27 лет провел в тюрьме. Находясь в заточении, он интенсивно занимался литературным творчеством. Узникам не давали пергамента и чернил, но Кампанелла ухитрялся их находить. Его сочинения изымались, но он упрямо восстанавливал их по памяти, сам переводил на латинский язык.

Город Солнца

За время своего заточения Кампанелла успел написать несколько фундаментальных работ по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике. Всего из-под его пера вышло 100 трактатов суммарным объемом на 30 тысяч страниц. Главным среди них считается «Город Солнца».

Наш герой 27 долгих лет писал о мире, в котором царит благодатная утопия. Там люди работают только по 4 часа в день, а все остальное время уделяют своим увлечениям. Там нет разногласий, войн и репрессий. Именно этот трактат по большей части считали ересью, именно из-за него Кампанелла провел полжизни в лапах инквизиции. Ему не раз предлагали отказаться от своих мыслей об утопии, но он упрямо настаивал на своем. До самого конца, до последнего вздоха он верил в свои убеждения.

Какое-то время он был почетным гостем при королевском дворе, но против него ополчился весь мир. Кампанелла не отступал никогда и ни перед чем. Пытки, голод, холод, сырость, болезни его не сломили. Ему было о чем рассказать миру».

Это один из примеров портретного очерка. Здесь есть описание человека, его судьбы, характера и упомянута проблема. Теперь можно переходить к следующему примеру текста, проблемному очерку.

Проблемный очерк

Это довольно трудный вид творчества. Браться за него можно, только до мельчайших деталей вникнув в представляемую на суд читателей проблему. В противном случае автор будет выглядеть смешным. Предоставляем один из примеров текста проблемного очерка, в котором затронута проблема семьи. Раньше каждый стремился ею обзавестись. Современные люди стали совсем другими. Они больше ценят собственную свободу, чем штамп в паспорте. Давайте посмотрим, как выглядит пример проблемного очерка.

«Нужна ли современному человеку семья? Если посмотреть на статистику бракоразводных процессов, то можно в этом усомниться. Современные девушки замуж не торопятся. Они могут сами себя обеспечить, оставаясь при этом свободными от обязательств. Зачем им замужество? Чтобы заботиться о мужчине, живущим с ними под одной крышей? Готовить ему, стирать его носки и рубашки, гладить ему брюки и носовые платки? Муж вряд ли будет дарить цветы и дорогие украшения, терпеть капризы и исполнять любое желание ради того, чтобы провести вместе со своей женой ночь. Совсем другое дело, когда женщина свободна, а мужчина исполняет роль возлюбленного.

О счастье и смысле

Зачем создаются семьи? Для некоторых это смысл жизнь. Семью создают тогда, когда в сердце появляется любовь, когда хочется заботиться о любимом человеке и нести за него ответственность.

Люди стремятся к душевной радости и близости. Счастливая семья - это место, где восстанавливаешь силы, снимаешь напряжение и получаешь удовольствие. Когда-то Лев Толстой написал: «Счастлив тот, кто у себя дома!» Это действительно так. Разве не счастье - бежать домой, понимая, что там ждут? Семья - это основа жизни счастливой пары.

Играть ли свадьбу и ставить в паспорте штамп или жить в свое удовольствие, заботясь только о себе? Каждый должен сам решить, что для него важнее».

Дорога

Что касается путевого очерка, пример текста может иметь следующий вид.

«Путешествие, даже очень короткое, подобно глотку свежего воздуха. Каждый раз, возвращаясь из другого города, ты словно меняешься, становишься немного другим человеком. У меня нет четкого графика, где было бы указано, когда и куда я должна попасть. Просто время от времени у меня возникает желание куда-то поехать. Тогда я иду на вокзал и беру билет на ближайший поезд до пятой остановки. Сойдя с поезда, я могу направиться к рейсовым автобусам и поехать в далекую глушь или же бродить улицами большого города, который носит громкое название мегаполис.

Так случилось и в этот раз. Я поехала в сторону отдаленных поселков и случайно наткнулась на заброшенную деревню. Странно, но многие жители окрестных сел даже не подозревали о ее существовании. Этой деревни уже давно нет на карте. Никто не помнит ее названия, даже в архивах о ней сохранилось очень мало сведений.

Свет

Здесь практически не осталось домов. За долгое время природа разрушила то, что создал человек. Если посчитать, то на всю деревню осталось три более-менее уцелевших дома. Входя в один из них, я ожидала увидеть пустые комнаты, сломанную мебель и горы мусора. Так обычно бывает в заброшенных зданиях.

В этом доме было очень грязно, на полу лежал толстый слой многолетней пыли, которая поднималась в воздух, стоило мне сделать шаг. Но здесь была мебель. Уже полностью прогнившая, распадающаяся на части, она стояла так, как и при своих прежних владельцах. В буфете пылилась посуда, на столе стояли две железные чашки. Люди словно не собирались отсюда уходить, но внезапно исчезли, оставив после себя все, что имели. Казалось, вместе с ними ушли даже шорохи. Еще никогда в жизни я не слышала такой тишины. Слушая ее, я с трудом верила, что есть где-то в этом мире еще люди, машины, где-то кипит жизнь.»

Эти примеры сочинений-очерков можно взять за основу в своей работе. Но все-таки лучше не пытаться подражать ничьим текстам. Главное - по-настоящему почувствовать рассматриваемую проблему и вложить свои ощущения в текст. Именно так можно затронуть читателя.

204*. Спишите, применяя правила правописания. Определите те­мы пословиц и поговорок. Подберите к одним из них синони­мичные, к другим - антонимичные пословицы, поговорки, афо­ристические выражения. Объясните все случаи постановки тире.

1. (Не)надоб..н и клад коли у мужа с женой лад. 2. Птица радуется весне а мл..денец матер.. . 3. Любовь да свет так и горя нет. 4. (Не)дорог подарок дорога лю­бовь. 5. От хозяйского глаза ж..реет и кот. 6. Не та хо­зяйка которая говорит а которая щи варит. 7. Сер(?)це сердц.. чу..т. 8. Одно сердце стр..дает другое (не)знает. 9. И люб..шь да губ..шь. 10. Коротка что девичья память.

1. С какими пословицами вы согласны полностью, с какими - частично, с оговорками, с какими - не согласны? Почему?

2. Составьте текст, полемизируя или соглашаясь с одной из по­словиц.

205*. Сформулируйте 2-3 темы, актуальные для общества или для вас лично. Составьте план или тезисы проблемного очерка на одну из тем.

206. К. Ушинский считал наиважнейшими для человека такие духовные ценности: а) «страстное стремление к истине»;

б) стремление к прекрасному «в отношениях между людьми»;

в) совесть; г) «стремление к совершенству»; д) «чувство справедливости».

Как вы понимаете каждую из этих духовных ценностей человеческой личности? Что бы вы поставили на первое место? Почему? Дайте обоснование письменно.

207*. «Счастье - как я его понимаю?» Попытайтесь написать проблемный очерк на такую тему. Подберите эпиграф. Помните, что у вас должно быть сочинение-рассуждение, т. е. аргументи­рованное.

208. Напишите очерк проблемного характера на одну из тем:

1) Можно ли в мои годы выбрать профессию на всю жизнь?

2) Что важнее: кем быть или каким быть?

3) Что дают человеку знания?

4) Мои раздумья о людях Земли, их жизни в прошлом и бу­дущем.

При написании очерка используйте прочитанные вами худо­жественные произведения, статьи в газетах и журналах.

209*. Дайте толкование следующих слов (письменно). При за­труднениях обращайтесь к толковому словарю.

Логика, суждение, умозаключение, рассуждение, тезис, доказательство, аргумент, анализ, синтез, индукция, де­дукция, обобщение.

Средства публицистического стиля (общественная и нравственно-этическая лексика, риторические во­просы и обращения, призывные интонации, граждан­ский пафос и т. д.) используются и в художественной литературе, и в поэзии - классической и современной.

210*. Подберите стихотворение, в котором удачно используются средства публицистического стиля, повышающие эмоциональное воздействие на слушателя, читателя, пробуждающие высокие гражданские чувства, призывающие к подвигу, к борьбе за свои идеалы, к хорошему, светлому в жизни. Подготовьте анализ язы­ковых средств эмоционального воздействия в этом стихотворении.

Устное выступление

К публицистическому стилю речи относятся не только статьи, очерки, репортажи, но и устные выступления - речи, доклады на общественно-полити­ческие, нравственно-этические темы.

Главная задача устного выступления - это общение, возможность донести до своего слушателя информацию, убедить его, доказать свою точку зрения.

В публицистических выступлениях широко исполь­зуются простые конструкции предложений, неполные вопросительные и восклицательные предложения, обра­щения, реже употребляются причастные и деепричаст­ные обороты, они заменяются придаточными предложе-


ниями, однородными членами. Устная публичная речь богата фразеологизмами, образными средствами, в ней чаще, чем в обычной устной речи, употребляются эпи­теты, сравнения, метафоры.

В устном публицистическом выступлении использу­ется и общеупотребительная лексика, и общественно-политическая, и разговорная. Если затрагиваются во­просы науки или техники, то встречаются и некоторые широкоупотребительные термины.

211. Дайте оценку речи прокурора и речи известного в прошлом адвоката, защитника Ф. Плевако, описанных в «Воспоминани­ях» писателя В. Вересаева.

Старушка украла жестяной 3 чайник, стоимостью де­шевле пятидесяти копеек. Она... подлежала суду присяж­ных. По наряду ли, или так, по прихоти, защитником ста­рушки выступил Плевако. Прокурор решил заранее пара­лизовать влияние защитительной речи Плевако и сам высказал все, что можно было сказать в защиту старуш­ки: бедная старушка, горькая нужда, кража незначитель­ная, подсудимая вызывает не негодование, а только жа­лость. Но собственность священна, все наше гражданское благоустройство держится на собственности; если мы поз­волим людям потрясать ее, то страна погибнет.

Поднялся Плевако.

Много бед, много испытаний пришлось претерпеть России за ее больше чем тысячелетнее существование. Пе­ченеги терзали ее, половцы, татары, поляки. Двунадесят языков обрушилось на нее, взяли Москву. Все вытерпела, все преодолела Россия, только крепла и росла от испыта­ний. Но теперь, теперь... Старушка украла старый чайник, ценою в 30 копеек. Этого Россия уж, конечно, не выдер­жит, от этого она погибнет безвозвратно.

Речь Плевако оказалась решающей для присяжных за­седателей. Они единодушно высказались за оправдание старушки.

1. Какой прием в речи Плевако оказался, по вашему мнению, наиболее сильным? Как он сочетался с другими рече­выми средствами?

2. Отметьте в речи Плевако слова и обороты высокого, торжест-

венного стиля. Какой оттенок придается им в данной речи? Чем подтверждается этот особый оттенок?

3. Как вы понимаете слово двунадесят! Разберите его по соста­ву. Как называются слова, которые в настоящее время не употребляются? Какой стилистический оттенок приобретает это слово в данном тексте?

Каждому из вас в жизни не раз приходилось или придется выступать перед слушателями, самим го­товить выступление. Это труднее, чем пересказать чью-то статью, речь или книгу.

Что поможет успешно выступить ?

1. К устному выступлению необходимо тщательно
подготовиться. А это значит, что надо обязательно про­думать содержание речи: о чем говорить, какие факты, примеры использовать, на какие источники ссылаться, как и чем аргументировать; продумать выводы и обоб­щения.

Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в существе вопроса, понимать цели и задачи выступле­ния: чего от слушателей надо добиться, в чем убедить их, к каким выводам подвести, на что настроить, про­тив чего предостеречь.

2. Необходима личная убежденность оратора, доклад­чика в том, о чем он будет говорить: надо отстаивать свое мнение, свою точку зрения, свой подход, учитывая, однако, и сложившееся общественное мнение. Это вовсе не значит, что думать и говорить надо так, как думают и говорят все. Но если мнение выступающего расходит­ся с мнением слушателей, говорить, убеждать придется уже иначе, не так, как в выступлении перед своими еди­номышленниками. Начинать в таком случае желательно с того, что может объединить со слушателями, а уже по­том выдвигать тезис, с которым не все будут согласны, очень основательно аргументируя его, ссылаясь на весо­мые для слушателей факты, авторитеты.

3. Вспомните слова А. Пушкина о речи одной из ге­роинь его сказок: «А как речь-то говорит, словно ре­ченька журчит». Значит, нужно поработать над произ­ношением. Речь должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.


4. Выделите наиболее важные слова и словосочета­ния, обороты речи, продумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своем выступле­нии (сравнения, эпитеты, метафоры и т. д.).

5. Начало речи должно быть построено так, чтобы сразу заинтересовать слушателей своей главной мыслью, аргументацией, завладеть их вниманием, а потом все время держать их в эмоциональном напряжении, сде­лать своими единомышленниками.

6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать не только логикой, рассуждениями, но и своей волей, эмоциями, посред­ством интонации, выразительных пауз в нужном месте, логических ударений, в отдельных случаях - посред­ством жестов, скупых, но выразительных.

7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте пе­ред собой краткий его план, в котором должно быть: на­чало, первые фразы; основные положения, краткие те­зисы и обороты, с помощью которых вы будете перехо­дить от одной мысли к другой; выводы, заключение.

8. Постарайтесь по плану предварительно продумать все свое выступление, а затем наедине или перед кем-либо из товарищей произнесите его вслух (или запиши­те на магнитофон, диктофон). Так вы сможете понаблю­дать за своей дикцией, тембром голоса, темпом речи, паузами, проверить правильность произношения отдель­ных слов.

Заранее репетируя выступление, наметьте, в каких местах речи надо усилить голос, где сделать паузы, где потребуются жесты, вопросы к слушателям, как вы бу­дете вести себя, если возникнет шум в зале или смех либо раздадутся реплики, вопросы.

Во время выступления старайтесь смотреть на слу­шателей.

Итак, публичное выступление, кроме хорошего зна­ния оратором своей темы, требует от него живости, эмо­циональности, увлеченности тем, о чем он говорит, и убежденности в том, что говорит, умения общаться с публикой.

212. Запишите текст, применяя правила правописания. Составь­те его план.

Общественные устные выступления обычны теперь в нашей жизни. Каждому надо уметь выступать на со­браниях а может быть с лекциями и докладами.

Тысячи книг написаны во все века об искус(?)тве орат..ров и лекторов. (Не)стоит здесь повторять все что из­вестно об ораторском искусстве. Скажу одно самое прос­тое что(бы) выступление было интересным выступающему самому должно быть интересно выступать. Ему должно быть интересно изложить свою точ(?)ку зрения убедить в ней материал лекции должен быть для него самого привлекательным в какой-то мере удивительным. Высту­пающий сам должен быть заинтересован в предмете свое­го выступления и суметь передать этот интерес слушате­лям заставить их почу(?)ствовать заинтересованность вы­ступающего. Только тогда будет его интересно слушать.

И еще в выступлении не должно быть несколько равноправных мыслей, идей. Во всяком выступлении должна быть одна доминирующая идея одна мысль кото­рой подчиняются другие. Тогда выступление не только за­интересует но и запомнится.

А (по)существу всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой(либо) идеи мысли стре­митесь построить как поддер..ку того положительного что есть в возражениях спорящего с вами. Общественное вы­ступление всегда должно быть с общественных позиций. Тогда оно встретит сочувствие. (Д. Лихачев)

213*. На основе теоретических сведений («Устное выступление») и текста упражнения 212 подготовьте два выступления: а) «Язы­ковые и композиционные особенности устного публичного вы­ступления»; б) «Как подготовиться к устному выступлению».

214. Прочитайте рассказ И. Андроникова (см. стр. 162). Какие вы сделаете для себя выводы о мастерстве рассказчика? Что по­могает овладеть таким мастерством? Напишите об этом.

Известно, что в XVIII веке дивил всех своими «устны­ми рассказами» Денис Иванович Фонвизин. Автор «Недо­росля» сменено и похоже изображал Сумарокова. И, как


пишет в биографии Фонвизина П. А. Вяземский, «забав­ляя вельможу (Потемкина), передражнивал он пред ним своего начальника и покровителя», ибо «имел дар передражнивания, представлял в лицах и начальника своего - шутка невинная!».

В России XIX века чудесными рассказчиками слыли Гоголь, Тургенев, Григорович, Писемский. Но все же это были писатели, главный мед сносившие в литературный улей. Устный рассказ был для них гимнастикой воображе­ния и наблюдательности, пробой, этюдом и, если закреп­лялся на бумаге, в ту же минуту прекращал существовать как звучащее слово.

Жанр устного рассказа с точной мерой импровизации и сюжета бережней хранили и культивировали, пожалуй, актеры старого Малого театра. Это не были монологи, сце­ны, какие исполнялись ими с подмостков. Устный рас­сказ, рассказ «из жизни» - бытовой, автобиографический или пародийный, возникал в минуту отдыха, за кулиса­ми, на вечеринке, в гостях. Поразительным рассказчиком в московских гостиных слыл Михайло Семенович Щеп­кин. Пров Садовский с мрачной серьезностью, но так, что вокруг все «животики надрывали», воспроизводил моно­лог замоскворецкого купца о Наполеондере Бонопарте и «республике Франс»: как Наполеондер хотел под ноготок всю Европию забрать, а оказался на острове святой Але­ны, где ни неба, ни земли, ни воды, - одна зыбь подне­бесная и часовой ходит...

Прославился в этом жанре Иван Федорович Горбунов, автор записанных потом сценок «Травиата», «Воздухопла­ватель», «У пушки», создатель легендарного образа от­ставного генерала Дитятина, имевшего по всякому поводу жизни и политики свое чрезвычайное мнение и высказы­вавшего его с величавым апломбом под дружный смех присутствующих.

Большой популярностью пользовались устные выступ­ления со сцены И. Л. Андроникова - о писателях, артис­тах, ученых. Многие из его устных выступлений записа­ны и опубликованы.

ИСТОРИЯ ЭТОГО РАССКАЗА

Это первая попытка перевести в буквы рассказ, кото­рый долгие годы существует только в устной моей переда­че и входит в число самых для меня важных «устных рас­сказов». Но...

Бумага способна закрепить текст. И бессильна передать самый «спектакль», игру - тембр голоса, манеру произ­ношения, «поведения лица», жесты, «мизансцены», а глав­ное, интонации. И тем самым интонационный подтекст.

Что касается обеда, о котором рассказ, то тут соедини­лись впечатления от многих встреч с Алексеем Николае­вичем Толстым и от единственной с Василием Ивановичем Качаловым (потом-то, когда я уже исполнял этот рассказ публично, я не раз видел В. И. Качалова). Но в ту, ран­нюю пору недостаточность впечатлений восполняла память о спектаклях с Качаловым, которые я видел по два и да­же по три раза.

Надо ли говорить, что рассказу предшествовало множе­ство интонационных «эскизов», долгие, почти непроиз­вольные поиски интонаций, тембров, психологических наблюдений, вхождений в образ, за которыми можно бы­ло бы угадать «строение характера». <...>

Алексея Николаевича Толстого я знал в продолжение двадцати лет, в различные периоды его жизни и в самых различных обстоятельствах... <...>

Вскоре в кругу друзей, а потом и перед широким кру­гом знакомых я начал воспроизводить с преувеличением характер его речи, суждения, шутки, и говоренное им, и не говоренное им никогда, но в его духе. А потом мог в его образе, его голосом, в его манере импровизировать с ходу, без затруднений, потому что в эти минуты я боль­ше был им и гораздо меньше собой.

Как-то зашли к нему соседи... По просьбе «публики» я показал Толстого и Маршака. От Алексея Толстого пере­шли к Льву Толстому, заговорили о спектакле «Воскресе­ние» во МХАТе, о том, как исполняет роль «От автора» Василий Иванович Качалов. Я стал показывать, как Кача­лов читает, и упомянул про обед у Толстого. Шварц (дра­матург) потребовал, чтобы я показал все по порядку и в лицах. (Он часто заставлял меня вводить в оборот но­вые, еще не опробованные сюжеты.) Тут он сказал:


Сейчас же расскажи, как он приехал, как встретил
его Толстой...

Я удивился:

У меня такого рассказа нет.

Нет, так будет.

Я даже не знаю, с чего начать.

А ты начни, и начнется.

Сперва они разговаривали в передней...

Так иди в переднюю и начинай. Я вышел и голосом Толстого позвал:

Туся, Вася Качалов приехал!..

И рассказал все без запинки - примерно то, что вы уже знаете. Закончил цокотом лошадиных подков, изобра­зив это цоканье языком. С детства я цокал, изображая бег лошади, но не знал, к чему применить эти звуки. Нако­нец применение нашлось.

Когда я умолк, Шварц с хохотом стал при мне разби­рать и пересказывать эту историю.

С тех пор я исполнял эту историю постоянно. 4 В клу­бах интеллигенции. 4 В гостях. 4 В концертах. В войсках Ка­лининского фронта. На Южном фронте. В партизанском отряде на Смоленской земле. Как и в других моих устных рассказах, текст каждый раз изменялся, применительно к аудитории, к ее представлениям. И каждый раз словесное наполнение и степень сходства диктовались чувством так­та по отношению к теме, к аудитории и, естественно, к изображаемым мною лицам. Но, несмотря на порою ли­хие трансформации текста, сложившаяся конструкция оста­валась. И многие части текста сохраняются до сих пор.

Вначале я исполнял этот рассказ в редакциях, в кулу­арах Ленинградской Публичной библиотеки, в Пушкин­ском Доме, в гостях. В Москве начал исполнять на своих вечерах. Наконец и Толстой увидел себя. 4 И себя - Кача­лов. 4 Потом вместе с Алексеем Николаевичем Толстым я приехал к Алексею Максимовичу Горькому. И так случи­лось, что Горький попросил повторить этот рассказ еще и еще раз для вновь прибывавших к нему гостей. А через две недели мне снова посчастливилось в четвертый раз ис­полнить его перед Горьким. И Толстой ободрял меня сво­им доброжелательным смехом. Горький же не только одоб­рил рассказы, но заметил при этом импровизационные

различия в тексте. Потом я не раз исполнял эту историю в доме Алексея Николаевича Толстого для гостей. Потом...

Потом это превратилось в воспоминание.

С ходом времени смешное улавливается все меньше. Да и сам рассказ стал строже - по исполнению. В 1946 го­ду я записал его на магнитную ленту. Затем отрывок из него вошел в телевизионный фильм. И вот, наконец, пер­вая попытка положить этот текст на бумагу. Судить о том, что из этого получилось, - не мне.

Проанализируйте синтаксис рассказа И. Андроникова: какие предложения в нем преобладают, как они оформляют­ся интонационно, как это связано со знаками препинания? Обратите внимание на виды придаточных предложений и на предложения с однородными членами, на использование причастных и деепричастных оборотов. Какова их роль в этом тексте?

215*. Учитесь импровизировать, т. е. составлять устный рассказ без предварительной подготовки: а) на фантастическую или ска­зочную тему (с описанием внешности действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые сцены, сцены из школьной жизни; в) по сюжетам теле- и кинофильмов, спектак­лей, художественных произведений. Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход событий и вместе с тем постоянно варьировать словесное оформление, смысловые оттенки реплик, обрисовку характерных деталей. Одну из таких импровизаций исполните в классе, на уроке.

216. Что вам чаще всего вспоминается, когда вы надолго отлу­чаетесь из своего дома? Расскажите о деталях, которые особен­но ярко вспоминаются. Расскажите так, чтобы слушатели (или читатели) вам поверили, вместе с вами почувствовали красоту и значимость того, что волнует вашу душу, хотя оно, может быть, совсем обычное, простое, неприметное для постороннего глаза (дерево, ручеек, заветная дорожка, переулок, любимое занятие дома, знакомые, родные лица). Озаглавьте свой текст так, что­бы его название и содержание отражали основную мысль. Пос­ле устного воспроизведения запишите его.

217*. Знаете ли вы лично хорошего рассказчика? Попробуйте пе­редать письменно один из его рассказов, сохраняя стиль и об­разные выражения речи (сначала устно, потом письменно).


218. Спишите и прокомментируйте каждую из пословиц: как
она характеризует устную речь? Расскажите о содержащихся в
пословицах орфографических и пунктуационных трудностях,
предварительно сгруппировав их.

1. Нач..л с кувшина конч.,л о бочке. 2. В огород.. буз..на а в Киеве дядька. 3. Много слов много ог..ворок. 4. Серде..ное слово до сер(?)ца доход..т. 5. Слова жемчуг но когда их много они теряют цену. 6. Слово с..р..бро молчан. .е золото. 7. Слово не в..р..бей вылет..т не пойма, .шь. 8. Слово молв..т с.л..вей поет.

219. Спишите текст. Как вы расцениваете выраженные в нем
мысли о добре и глупости? Подготовьте устное выступление
о своем понимании взаимосвязи и соотношении этих двух
свойств человеческой души, их восприятии разными людьми.

Добро (не)мож..т быть глупо. Добрый поступок никог­да не глуп ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда когда он явно (не)мог достигнуть це­ли или был «лжедобрым», ошибочно добрым то(есть) (не)добрым. Повторяю истинно добрый поступок не может быть глуп он (вне)оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. (Д. Лихачев.)

ГТ1 Доклад - наиболее сложная и ответственная фор-^-Vi ма устных выступлений, отличающаяся полнотой раскрытия темы и законченностью.

В докладе, как и в других устных высказываниях, можно выделить основной тезис (основное поло­жение), который надо раскрыть, доказать, и тезисы частные. Основы построения доклада, требования, предъявляемые к нему, изложены раньше, при расска­зе об устном выступлении. Однако доклад в отличие от других видов устных выступлений имеет и свои осо­бенности .

1. Доклад тщательно готовится заранее, кратко, в виде тезисов формулируется каждое его положение. Общий тезис подтверждается, раскрывается частными тезисами. Для каждого тезиса подбираются доказатель­ства: факты, примеры, цифры. Заранее продумываются необходимые выводы и обобщения.

2. Выступление строится с учетом главной мысли, основного тезиса, тех задач и целей, которые ставятся в докладе. От того, как присутствующие относятся к ва­шей идее, к вашим мыслям, во многом зависит ход все­го доклада, его построение: ясным становится, какой аспект надо усилить, какой проиллюстрировать приме­рами, обосновать авторитетными ссылками, а какой можно не развертывать или совсем опустить.

3. «Для успеха речи важно течение мысли лектора, - писал А. Кони. - Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно пре­рывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо так построить речь, чтобы вторая мысль вытека­ла из первой, третья из второй и т. д., чтобы был есте­ственный переход от одного к другому».

4. Доклад выигрывает, если перед слушателями ста­вятся некоторые проблемы и они тут же решаются или самим докладчиком, или совместно со слушателями. Опытные докладчики успешно используют прием анало­гии, активизирующий внимание аудитории: приводят похожие факты, решения из области знаний, которая для слушателей ближе, понятнее, а потом переходят к основной сути своего сообщения.

5. Доклад хорошо воспринимается, если он так или иначе затрагивает жизнь, интересы, проблемы той аудитории, перед которой вы выступаете, ее сегодняш­ние заботы и тревоги, перспективы и ожидания.

6. Выступая с докладом, можно пользоваться тезиса­ми и рабочими записями. Конкретная ситуация в ходе выступления требует (и довольно часто) особых слов, а иногда и перестройки всего выступления. При этом важно не потерять основной ход мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.

В докладе используются слова следует, нужно, не­обходимо, должно быть. Надо избегать семантически опустошенных слов: вот, это, это самое, так, ну, то­го, собственно говоря, мол, одним словом, можно ска­зать, э-э-э и др.


220. Подготовьте доклад о жизни одного из замечательных лю­дей науки или искусства: выдающегося русского лингвиста, географа, физика, общественного деятеля, художника, артиста.

Дискуссия

Надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диало­гах, диспутах и дискуссиях по возникающим пробле­мам, быть оппонентом (т. е. выступать с возражения­ми) по тому или иному вопросу. Что для этого важно ?

1. Старайтесь полемизировать, возражать аргументи­рованно, доказывать истину с научным, экономическим обоснованием, убеждать не силой голоса, а фактами.

2. Защиту взглядов (своих или другого выступающе­го, если вы его поддерживаете) превращайте в наступ­ление.

3. Не ввязывайтесь в пустую полемику и не давайте повода другим для такой полемики.

4. Старайтесь не прибегать к средствам, которыми пользуется недобросовестный оппонент (искажение фак­тов, высказываний, уход от главного).

5. Находите в себе мужество признавать верное и у противника вашей идеи.

6. Чтобы опровергнуть неверную, с вашей точки зре­ния, позицию оппонента, есть немало приемов, возмож­ностей доказать ее несостоятельность. Вот некоторые из них:

а) ложный (как вам кажется) тезис опровергается другими фактами, о которых выступающий умолчал;

б) критикуется система доказательств: покажите, что
выдвинутый тезис не вытекает из приведенных аргу­ментов, фактов;

в) критикуются аргументы, сами факты, которые можно рассматривать по-другому (докажите это);

г) ложный (по вашему мнению) тезис развивается дальше, до логического конца и сводится к абсурду.

221. Спишите отрывок из статьи В. Распутина «Ищите женщи­ну». В чем своеобразие позиции автора?

Жертвен(?)ость и целительность сер(?)ца были на­строением женщины и в просвещенных кругах (в)плоть (до)середины и даже за середину прошлого века о чем свидетельствует русская литература всегда умевшая чутко ул..вить внутрен(?)ие общественные звуки. Ольга Ильин­ская наде..тся победить лень Обломова Вера у Гонча­рова же в (О, о)брыве рассчитывает смягчить губительный ниг..лизм Марка Волохова Соня Марм.-ладова у Достоев­ского готовая на все чтобы спасти от отча..ния Рас-кольн..кова по бескорыс(?)ному сложению своей нрав­ственной фигуры достойны памятника коли и литератур­ным героям даров..ны теперь эти почести - чей еще образ мог бы служить указанием на велич..е женщины!

Людмила Косых
Проблемный очерк «Знаете ли Вы своего ребёнка?»

Проблемный очерк на тему :

«Знаете ли Вы своего ребенка

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым. А если вдуматься в его смысл? Что может наш ребенок, что хочет, а чего не хочет, что знает , а чего не знает и как ему помочь ? Как надо изменить требования к нему, чтобы не навредить? Можно ли ожидать положительных результатов воспитания, если мы практически все делаем вслепую?

И какими бы благими ни были наши намерения, немного будет стоить все то, чему мы научим ребенка, если не сохраним его здоровье, не поможем ему сформироваться духовно.

Чтобы глубже узнать ребенка, необходимо проанализировать его отношение к окружающему миру. Любая личность раскрывается по отношению к учебе, труду, к своему делу , к окружающим. Изучая эти отношения, можно выделить и основные качества личности, поставить воспитательный диагноз и в соответствии с ним подбирать приемы и методы воспитания. Есть группы отношений, рассмотрим три из них : отношение ребенка к своему делу ; отношение к другим людям, отношение к самому к себе.

Трудится потому, что ему важен результат или сам процесс труда, потому что это дает возможность делать открытия, творить или возможность завоевать лидерство, добиться признания?

Отношение ребенка к труду лежит на поверхности, всегда видны успехи и неудачи. Очень важно не подменять отношение результатом. Ребенок хочет сделать что-то, но это не всегда у него может получиться хорошо. Достижения в труде, учебе не всегда адекватны отношению ребенка к ним. Для детей главное - положительное отношение к труду, желание трудиться, понимать значение труда в жизни человека. Необходимо понаблюдать за ребенком в разных ситуациях, а возможно, провести с ним беседы по отдельным проблемам . Беседы могут возникнуть после прочтения каких-либо рассказов, книг.

Очень важно остановиться на отношениях в семье. Именно семья накладывает отпечаток на эмоциональное благополучие ребенка. Между тем, мнение о том, что неблагоприятные дети вырастают в неблагоприятных семьях, не всегда верно. Можно привести немало примеров, когда в благополучной семье вырастали трудные дети.

Существуют стили семейного воспитания.

Отношения в семье можно представить в виде формулы :

система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети) .

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Родители наказывают своих детей за несоблюдение порядка, за плохие школьные отметки, за невыполнение их требований, за нарушение многих других запретов.

Этих родителей мало заботит нравственная сторона, важно, чтобы ребенок был послушным и беспрекословно выполнял требования старших.

Строгость и чрезмерная требовательность родителей нередко оборачивается тем, что дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения педагога. Авторитарные родители создают у детей повышенно тревожное отношение к похвале или порицанию педагога.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными , упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение , готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству.

Ребенку нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.

Психология семейного воспитания выдвигает требование об оптимальной родительской позиции. Позиция родителей в воспитании детей является оптимальной, если они принимают ребенка таким, какой он есть, тепло относятся к нему, объективно оценивают его и на основе этой оценки строят воспитание; если они способны изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменением обстоятельств жизни ребенка; если их воспитательные усилия направлены в будущее и соотносятся с требованиями, которые ставит перед ребенком его дальнейшая жизнь.

Оптимальная родительская позиция направлена на благо ребенка. Все воспитание в семье держится на любви к детям. Любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.

Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возрасту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля. Взамен директивного подавляющего контроля ("делай, как я сказал") можно использовать инструктивный контроль ("может быть, ты сделаешь так, как я предложу") . Инструктивный контроль развивает инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Трудно изменить сложившиеся подходы родителей к воспитанию детей. Тому, кто открыт новому опыту, желает изменить свое отношение к своим детям, можно напомнить, что у ребёнка есть права : право на сегодняшний день, право быть тем, что он есть.

Чтобы распознать отношение ребенка к самому себе, надо обратить внимание на такие качества, как чувство собственного достоинства, гордость, критичность и самокритичность, скромность, сомнение, доброта, великодушие, злопамятность, эгоизм, бескорыстие и др.

Судить об этих качествах и соответствующих поступках надо не по результату, а по мотиву, который побудил ребенка к определенному действию. Внешняя сторона действий ребенка не всегда соответствует его внутренним мотивам. В зависимости от мотива выбирают пути продуктивного воздействия на ребенка в плане формирования положительных качеств его личности. Одного рецепта на все случаи быть не может. Знание особенностей личности ребенка позволит определить соответствующую программу его воспитания.

Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, а не злить родителей или педагогов. Настоящая основа человека - не отдельные его качества, а образ жизни. Ребенок живет с первых минут рождения, а не готовится к жизни. Ребенок - существо социальное. Всякая личность развивается в общении. Ребенку необходимо сотрудничество. В сотрудничестве ребенок оказывается гораздо умнее, сильнее, чем при самостоятельной работе".

Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Каждый день, час, минуту и даже секунду в мире происходят изменения. Мы не можем оставаться на месте, а должны идти в ногу с прогрессом. Для этого нужно развиваться, поглощая различную информацию отовсюду.

Залог успеха

Будущее любого человека зависит от багажа знаний, которые находятся у него за спиной. Они помогут построить надежный фундамент из точных целей и прочных жизненных позиций. Знания приходят к нам из внешнего мира, протекают по всему сознанию и оставляют следы на долгие годы.

Умный человек – это огромная созидающая сила, которая влечет за собой мудрость, богатство, любовь, долголетие. Только упорство и желание обучаться чему-то новому даст огромный успех в любом деле. Тот, кто много читает получает взамен большой запас слов. С каждой прочитанной книгой приходит четкое понимание мира, выстраивается характер, жизненные нравы и принципы. С такими людьми очень приятно общаться, от них можно почерпнуть много нового.

Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает. (пословица)

Вперед к совершенству

Быть всесторонне развитым – это не только интересно, но и полезно для жизни. Со знаниями человек становится самодостаточным, не требуя ни от кого ничего взамен. Все мировые заслуги, от самых маленьких и до глобальных масштабов, принадлежат обознанным, интеллектуально развитым людям. Мир вокруг нас продолжает совершенствоваться только с помощью новых знаний.

Знание подготавливает человека к будущему. Чтобы добиться в жизни успеха, оставив после себя след, а также стать полезным обществу необходимо всегда стремиться к познанию нового.