Страница 2 из 2

Январь.

01 - прп. Илия Муромец Печерский чудотворец.

09 - блгв. кн. Всеволод Псковский

16 - мч. Гордий (во время гонений объявил себя христианином и после мучений был обезглавлен).

21 - 20 воинов, 7 отроков и мучч. Иулиан, Василиса и иже с ними.

22 - мч. Полиевкт воин (в ревности по вере Христовой разбил идолов и после мучений был обезглавлен).

25 - мч. Мертий воин (пострадал при Диоклетиане в Африке).

26 - муч. Стратоника (темничный страж, пострадал при Ликинии в 315 г.; после истязаний был утоплен в Дунае).

Февраль.

04 - прмч. Анастасий Персянин (воин, который при виде чудес от Св. Креста Господня, принесенного в Персию, крестился и принял монашество; после мучений удавлен персами-язычниками).

08 - блгв. Давида III Возобновителя, царя Иверии и Абхазии; 7 воинов и мчч. Анания пресвитер и Петр (за осмеяние языческих богов и исповедание веры после жестоких мучений были утоплены в море в Финикии при Диоклетиане).

12 - муч. Феофила (греческий воевода исповедовал себя христианином в плену у агарян; обезглавлен в 784 г.),
прп. Зинона (бывший воин, поселился в горе близ Антиохии, где провел 40 лет).

13 - свв. Кир и Иоанн (был воином, потом принял монашество, пришел в Аравию к св. Киру и с ним помогал больным и распространял веру Христову; после мучений были обезглавлены).

16 - блгв. кн. Романа Угличского.

17 - блгв. кн. Георгий Всеволодович Владимирский (погиб в битве с Батыем; угодил Богу построением и украшением храмов, распространением веры среди язычников своей области и щедрой милостыней людям).

20 - вмч. Феодора Тирона.

21 - вмч. Феодор Стратилат (воевода, который распространял веру Христову среди граждан своего города, после великих мучений был обезглавлен).

24 - блгв. кн. Всеволода Псковского.

27 - блгв. кн. Михаил Черниговский и боярин его Феодор (перенесение мощей).

Март.

02 - вмч. Феодор Тирон (т. е. воин-новобранец; во время гонений принял христианство и сжег языческий храм; после великих мучений был сржжен на костре).

05 - блгв. кн. Ярослава Мудрого.

07 - мч. Маврикий-военначальник и 70 его воинов (за исповедание Христа после мучений были утоплены в болоте).

08 - прп. Александр (сначала был воином, затем принял монашество, основал 9 монастырей и первый установил в них чин «неусыпающих»).

12 - прп. Тита воина, чудотворца Печерского.

16 - мчч. Евтропий и Клеоник, братья (воины, друзья вмч. Феодора Тирона; пострадали за обращение многих язычников и твердое исповедание веры) и Василиска (племянник муч. Феодора Тирона).

17 - блгв. кн. Даниил Московский, блгв. кн. Василий Ростовский (в битве с Батыем был взят в плен; убит за отказ изменить святой вере), блгв. вел. кн. Георгий Владимирский, блгв. кн. Вячеслав Чешский.

18 - обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

19 - свв. 42 мчч. (военачальники; за исповедование веры Христовой в плену у магометан после мучений были обезглавлены и брошены в реку, Амморийских ).

22 - 40 мчч. Севастийских.

27 - блгв. вел. кн. Ростислав-Михаил Киевский, Смоленский.

31 - мчч. Трофим и Евкарпий (были воинами и сыщиками против христиан, но потом сами уверовали в Спасителя и были сожжены в Никомидии).

Апрель.

05 - сщмч. Никон (воин-язычник; после крещения принял монашество, подвизался в пустыне, был поставлен в епископа; обратил в христианство своих бывших товарищей воинов; скончался мученически).

10 - мч. Бояна, кн. Болгарского.

20 - мучч. 200 воинов (обращены заключенным в темницу св. диаконом Руфином; обезглавлены в 310 г.).

24 - мучч. Прокеса и Мартиниана (стражи Мамертийской тюрьмы в Риме во время пребывания там св. апп. Петра и Павла; видя чудеса, вместе с заключенными уверовали во Христа; были подвергнуты мучениям и обезглавлены).

28 - мчч. Месукевийских - Сухия и дружины его; блгв. кн. Мстислав (Феодор) Киевский (сын Владимира Мономаха).

Май.

02 - мчч. Христофор, Феона и Антонин (воины, которые при виде мучений вмч. Георгия Победоносца уверовали во Христа и после мучений были сожжены).

04 - мчч. Феодор, Сократ и Дионисий (мч. Феодор за веру Христову был распят на кресте; после трехдневных мучений скончался; при виде его мучений уверовали и приняли мученическую кончину воины Сократ и Дионисий, бывший языческий жрец Диоскор и мать св. Феодора Филлипия).

06 - вмч. Георгий Победоносец и мчч. Анатолий и Протолеон (воины уверовавшие во Христа при виде мучений вмч. Георгия).

07 - мч. Савва Стратилат и 70 воинов его (утешал в темнице христиан, затем и сам объявил себя христианином, за что после мучений был утоплен в реке; видя мучения уверовали и были обезглавлены и 70 его воинов);

мчч. Пасикрат и Валентин (воины, родом славяне; пострадали за исповедание Христа).

15 - блгвв. кнн. Бориса и Глеба (перенесение мощей).

17 - 40 воинов с сщмч. Сильваном епископом Газским (были обезглавлены за веру Христову).

19 - мучч. Варвара, Вакха, Каллимаха и Дионисия (пострадали при Юлиане Отступнике в 362 г.).

20 - мч. Акакий сотник (после мучений был обезглавлен за веру Христову).

23 - мч. Исихий Антиохийский (воин при дворе Диоклетиана, за исповедание веры был утоплен с жерновом на шее).

26 - мч. Лаодикий (страж темничный; уверовал при виде мучений мц. Гликерии, был усечен мечом);

мч.Александр Римский (воин при Максимиане; был предан жестоким мучениям и обезглавлен на 18 году жизни).

27 - мч. Исидор воин (обезглавлен за веру Христову).

28 - прп. Пахомий Великий (воин-язычник, после крещения подвизался в египетской пустыни, основал несколько монастырей).

30 - мчч. Солохон, Памфамир и Памфалон (воины, отказавшиеся принести жертву идолам при Максимиане; умучены).

Июнь.

01 - блгв. вел. кн. Димития Донского.

02 - мчч. Александр и Астерий воины (обезглавлены за веру Христову); блгв. кн. Довмонта (Тимофея) Псковского.

03 - блгв. кн. Константина (Ярослава) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев.

06 - муч. Мелетия Стратилата и с ним 1218 воинов с женами и детьми (казнены за разрушение языческих храмов).

09 - мч. Дидим воин (усечен мечем).

13 - мч. Ермий (был воином, уже стариком за исповедование веры был обезглавлен).

18 - блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (перенесение мощей), блгв. кн. Феодора Новгородского.

21 - вмч. Феодора Стратилата , прп. Ефрема патр. Антиохийского, бывшего воина (+ 545 г.).

23 - Александр воин (вместе с мц. Антониной после истязаний был брошен в яму с огнем и засыпан землей).

25 - прп. Петр Афонский (был военачальником, попал в плен, освободился и принял монашество; 54 года подвизался на Афоне в тесной пещере; тело его было покрыто густыми волосами и борода доставала до земли).

27 - блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый Новгородский.

28 - блгв. кн. Лазаря Сербского (заботился о христианском просвещении народа; во время войны с турками получил 16 ран и был взят в плен, усечен мечом в 1389 г.).

29 - прп. Тихон Луховский, Костромской.

30 - мчч. Мануила, Савела и Исмаила. (362). (Из персидского знатного рода, были на военной службе, к Юлиану отступнику были отправлены на переговоры, а он, узнав, что они христиане, предал их на мучения)

Июль.

01 - мч. Леонтий военачальник (во время суда за веру Христову исцелил судью от болезни; судьи Ипатий и Феодул тоже уверовали и вмете приняли мученический венец), мучч. Феодула и Леонтия (воин Феодул (был обезглавлен) уверовал видя чудесное исцеление трибуна Ипатия посланного, чтобы схватить военначальника Леонтия(был распят).

04 - мчч. 20-ти воинов.

14 - прп. Петр (был военачальником, попал в плен, по освобождении 34 года подвизался монахом).

16 - блгвв. кнн. Василий и Константин Ярославские (в 1267 г. погиб в битве с татарами).

17 - блгв. кн.Андрея Боголюбского.

20 - прп. Фома Малеин (был воином, п принятии монашества подвизался на горе Малее).

21 - вмч. Прокопий (был послан в Египет преследовать христиан, но после явления в небе креста и гласа свыше уверовал во Христа; претерпел великие мучения и был обезглавлен).

22 - муч. Александра (прибыл с Юлианом Отступником в Египет, чтобы расправиться с пустынниками; видя мучения и неуязвимость прп. отцов, уверовал и присоединился к ним).

27 - мч. Иуст (римский воин, за нежелание отречься от Христа был мучим и сожжен).

28 - равноап. вел. кн. Владимира.

Август.

01 - блгв. кн. Романа Рязанского (замучен в Орде в 1270 г.).

05 - прав. воина Феодора Непобедимого.

06 - блгвв. кн. Бориса и Глеба

12 - мч. Иоанн воин (укрывал и утешал христиан, а потом и сам претерпел мучения, скончался мирно).

13 - праведный Евдоким (военачальник угодивший Богу своей благочестивой жизнью и заботой о бедных, вдовах и сиротах).

16 - прп. Далмат (был воином, затем принял монашество, защишал православную веру на 3 Вселенском соборе).

17 - 7 отроков иже во Ефесе.

18 - мч. Евсигний (60 лет служил воином, обличал язычников, обезглавлен 110 лет от роду.

20 - мч. Марин воин (пострадал в Кесарии палестинской); прав. Стефан 1, король Венгрии.

24 - прп. Феодор князь Острожский, муч. Максима (воин-комит, сожжен при Диоклетиане).

25 - мч. Аникита (военачальник, обличал царя язычника, был сожжен в раскаленной печи).

26 - муч. Ипполита (начальник тюремной стражи; пострадал при Декии в 258 г. влачимый дикими конями).

Сентябрь.

01 - мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников.

02 - муч. Мемнона Сотника (пострадал при Диоклетиане; после жестоких истязаний сожжен).

12 - перен. мощей блгв. кн. Александра Невского, обрет. мощей блгв. кн. Даниила Московского.

14 - прав. Иисуса Навина.

16 - муч. Зинона воина (при Диоклетиане после мучений обезглавлен).

18 - убиение блгв. кн. Глеба, мучч. Иувентина и Максима (римские воины-щитоносцы пострадали при Юлиане Отступнике).

19 - муч. Ромила (военначальник Траяна; обезглавлен).

20 - прпп. Александра Пересвета и Андрея Ослябы.

26 - сщмч. Корнилий сотник.

28 - вмч. Никита (воин; после мучений был брошен в огонь, тело его осталось невредимо и было погребено христианами).

Октябрь.

02 - блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского; блгвв. князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина Ярославских.

03 - вмч. Евстафий (римский полководец; после великих мучений вместе с женой и сыновьями был брошен в раскаленного медного быка, тела их остались невредимы).

мчч. Князь Михаил и боярин его Феодор. Прп. и блгв. кн. Олега Брянского. Блгв. кн.-мч. Иоанна Путивльского.

07 - св. Владислава, царя Сербского.

11 - блгв. кн. Вячеслава Чешского.

10 - мч. Каллистрата и дружины его: Гимнасия и иных.

15 - прав. Воина Феодора Непобедимого.

17 - блгв. кн. Владимир Новгородский, св. Стефан (воевода сербского деспота).

22 - прп. Петра Галатийского (в царствование Феофила (9в.) был воином-комитом; закончил жизнь в обители св. Фоки в Константинополе); мч. Еввентий (Иувентин) и Максима воинов (361-363)

23 - мч. Феотекн (знатный воин, пострадал при Максимиане).

25 - св. Мартин Милостивый (был воином; приняв монашество стал епископом Турским; угодил Богу милосердием к бедным; прозорливец и чудотворец). мчч. Прова, Тараха , Андроника

26 - прп. Никита исповедник (был воеводой, затем принял монашество; много пострадал за почитание икон).

29 - мч. Лонгин сотник.

Ноябрь.

01 - мч. Уар (после мучений был повешен на дереве).

02 - вмч. Артемий (военачальник, который смело обличал царя Юлиана за отступничество; после мучений был обезглавлен).

04 - семи отроков иже во Ефесе, муч. Ираклия воина (обезглавлен в 3 в.).

08 - вмч. Димитрий Солунский.

09 - блгв. кн. Андрея Смоленского (перенесение мощей в 1540 г.).

15 - Афония воина (персидский воин уверовавший при виде вышедших невредимыми из кипящего котла святых; обезглавлен).

16 - мучч. Аттика, Агапия, Евдоксия, Катерия и других (сожжены при Диоклетиане).

17 - прп. Иоанникий Великий (24 года был воином; приняв монашество выучился грамоте и подвизался в пустыне).

20 - Мелитинских мучеников.

24 - мч. Мина (был воином, затем подвизался в пустыни; после мучений был обезглавлен).

мч. Виктор (воин, после мучений обезглавлен).

27 - блгв. царя Иустиниана (греческий импертор (+565 г.).

30 - мч. Гоброн (Михаил) и с ним 133 воина (усечены мечом в Кахетии ).

Декабрь.

03 - мч. Дасия (284-305): был молодым воином, его должны были принести в жертву яз. богу Кроносу, он потратил время перед этим на проповедь христианства и обличение язычества

04 - блгв. кн. Ярополка - Петра Изяславовича.

05 - блгв. кн. Михаил Тверской (убит в орде); кн. Ярополка-Петра.

праведный Михаил воин (болгарин, с детства отличался благочестием).

06 - блгв. кн. Александр Невский.

07 - мч. Порфирий полководец и 200 воинов (уверовали при виде мучений вмч. Екатерины), мч. Меркурий Смоленский (угодил Богу постом и молитвой; убит в битве с татарами), вмуч. Меркурия Кесарийского и муч. Меркурия Смоленского.

26 - мч. Евстратий - из 5 мучеников Евстратий был военачальником (во время гонений объявили себя христианами)

31 - мчч. Севастиана и дружины его.

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Благоверный князь Довмонт Псковский

Святой князь Довмонт (в крещении Тимофей) происходил из литовского княжеского рода и был младшим современником святого благоверного князя Александра Невского.

В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, князь был вынужден бежать из Литвы с дружиной и с 300 литовскими семьями во Псков.

Псковская земля стала его второй родиной, здесь он принял крещение и уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем.

В течение 33 лет князь Довмонт управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Святому много пришлось повоевать за свободу Пскова с различными западными неприятелями. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.

В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками, а свою последнюю победу одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско.

2. Святой благоверный князь Александр Невский

Эта личность столь известна в русской истории, что не будем излишне подробно останавливаться на его известных победах. Напомним только, что в 1240 году князь одержал победу над шведами на Неве, за что и получил своё летописное прозвище, а в 1242 году на льду Чудского озера разбил армию немецких рыцарей.

Позже князь Александр перешёл от обороны к наступлению, совершив несколько походов в земли Ордена и Литвы и уничтожив большое количество неприятеля в Торопце, близ Жижицкого озера и под Усвятом так, что тот запросил мира. По выражению летописца, литовцы впали в такой страх, что стали «блюстися имени его».

Перед каждым сражением князь горячо молился и просил помощи у Бога, а в своей княжеской жизни был рачительным хозяином, дальновидным дипломатом-миротворцем и справедливым судьёй.

Перед своей смертью (предположительно, был отравлен в Орде), князь принял монашество с именем Алексей.

3. Праведный Феодор Ушаков

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков участвовал в войнах России с Османской империей при Екатерине II Великой. Возглавляя Черноморский флот России, адмирал Ушаков несколько раз разгромил в сражениях флот турок и, наконец, полностью уничтожил его при Калиакрии.

Позже он участвовал в освобождении греков Ионических островов от французской оккупации, где стал автором Конституции и заложил основы народного правления.

Как флотоводец, Фёдор Ушаков стал основоположником новой тактики морских сражений и автором беспрецедентной операции по овладению морской крепостью Корфу с помощью корабельного десанта.

Родной дядя Адмирала, также Фёдор Ушаков, стал монахом Санаксарского монастыря в Мордовии. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов.

Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года Фёдор Фёдорович пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка.

4. Праведный Иоанн Русский

Потомственный казак Иоанн родился в семье благочестивых родителей на землях Войска Запорожского в Русском царстве около 1690 года.

Достигнув зрелости, Иоанн был рекрутирован вместе со многими другими казаками в армию Петра Великого, который в те годы (1710-1713 годы) вёл борьбу с Турцией за выход к Чёрному морю.

О его воинских подвигах сведений не сохранилось, но можно сказать, что он был честным солдатом и защищал своё отечество до того момента, когда во время Прутского похода Петра I, вероятнее всего, это произошло в битве за Азов, вместе с другими солдатами не был взят в плен союзниками татарами.

После пленения Иоанн был переправлен в Константинополь и продан в рабство аге (воинское звание) турецкой кавалерии из города Ургюп, что он воспринял, как волю Божию.

Иоанн твёрдо отказался от перехода в ислам, за что поначалу был подвергаем издевательствам со стороны своего хозяина. Несмотря на это, он честно и усердно выполнял порученную работу, понимая её как свой христианский долг, за что его шельмовали уже другие рабы аги.

Со временем, однако, незлобие, трудолюбие и готовность святого помочь каждому расположили к нему сердце его господина и всех, кто его только знал. Ага даже предложил ему свободу, но Иоанн отказался покидать его, объяснив это промыслом Божьим.

Днём Иоанн трудился, соблюдал строгий пост и молился, а по ночам тайком ходил в пещерную церковь святого Георгия, где на паперти читал молитвы Всенощного бдения и каждую субботу причащался Святых Тайн, так что со временем приобрёл от Бога дар чудотворения.

Однажды, когда его господин совершал хадж в Мекку, Иоанн, находясь в Ургюпе, передал ему от жены блюдо с пловом. Когда ага вернулся из путешествия, то привёз домашнее блюдо с собой. Этот случай так поразил местных жителей, что Иоанна Русского стали почитать как святого все жители тех мест, в том числе и мусульмане.

После смерти святого почитание его только укрепилось, на его могиле стали совершаться чудеса, а в 1962 году Церковь причислила Иоанна Русского к лику православных святых.

5. Мученик Меркурий Смоленский

Святой был родом из Моравии и происходил из семьи тамошних князей. В юности он прибыл в Смоленск, где поступил на службу в княжескую дружину.

Воин Меркурий нёс охрану на городских стенах и вёл строгую подвижническую жизнь, посвящая много времени посту и молитве.

В 1239 году во время нашествия хана Батыя на Смоленск татарские войска, по преданию, остановились в 25 верстах от города, на Долгомостье. В тот же вечер молившемуся в храме Меркурию явилась Божья Матерь и повелела ему выступить против татар: «Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей… В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Меркурий послушался веления Пресвятой Богородицы и ночью пошёл во вражеский лагерь где, согласно житию, истребил множество врагов, включая некого исполина, наводившего на всех страх своей силой. В ходе сражения сын убитого исполина отсёк Меркурию голову, но татары в страхе бежали: «побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских».

Тело Меркурия было погребено смолянами в Успенском соборе города. Церковное празднование в память святого Меркурия было установлено в конце XVI века, но уже с 1509 года жители Смоленска почитали его заступником города.

Андрей Сегеда

Вконтакте

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело - каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть . Но мало одной подготовки - для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали - идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал - древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.


Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать - князь и его дружинники - считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии - это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной - он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской - ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства - еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии - тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина - мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам - для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны - Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители - митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям - той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда - греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании - это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин - язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того - сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне - в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь - это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. - Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский - были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах - воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов - победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат - фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Жизнь, считают христиане, дана человеку не для удовольствий, а для служения Богу и ближним. Закон жизни таков: не бывает ничего подлинно великого без жертвы, без отдачи себя, без подчинения своевольного «я» долгу и ответственности. Защищая своё Отечество, совершая добрые дела, наши православные предки находили свой путь служения Богу и ближним.

«Святые воины русского православия» - так называлась литературно-историческая конференция для старшеклассников, посвященная Дню православной книги. Она состоялась 16 марта в читальном зале Центральной библиотеки г. Дорогобужа.

2012 год, как известно, объявлен Всероссийским годом истории. Кроме того, в этом году исполняется 870 лет знаменитому Ледовому побоищу. Поэтому для обновления исторической памяти, для напоминания молодёжи об ответственности, служении и любви к Отечеству, для укрепления духовных сил кафедра православной литературы организовала это мероприятие для учащихся 8-11-ых классов района, читателей библиотечной системы.

В конференции приняли участие 8 школ, из которых были представлены 13 работ. Это презентации, доклады, сочинения, рисунки на предложенную тему.

Одного из святых воинов русского православия и по сей день чтит Россия, как никого другого. Не случайно в 2009 г. Александр Невский был признан «Именем России» во всероссийском телевизионном конкурсе. О нём было представлено больше всего работ. Одной из лучших была презентация Усвятской школы. Коллектив учащихся – Омельченко А. , Антоненкова С., Шелпакова А., Матвеева Т.,Канидец В. ,Журавлёв И. – под руководством преподавателей Беляковой Г.П. и Якене О.П. творчески подошёл к заданию. Они в интересной форме со слайдами, видеороликами, сценкой рассказали о жизни и деятельности благоверного князя Александра Невского. Этот коллектив получил главный приз. Несколько работ были посвящены потомку А.Невского князю Димитрию Донскому. Учащиеся Алексинской школы Грязнова Д.и Иванов Д. под руководством

Также в форме презентации представили материал о Куликовской битве, значении её для русской истории и формировании государственности, о мужестве и духовной силе благоверного князя Димитрия. В православном мире, особенно среди славянских народов, одним из почитаемых святых воинов является Димитрий Солунский.Его считают покровителем христолюбивого воинства. О нём и о Свято-Димитриевском женском монастыре коллективом Княщинской школы была подготовлена интересная работа. Выступление учащейся Бордуновой В. удачно было дополнено преподавателем Казьминой Е.П., а самый младший участник конференции Тураманов С. искренне и эмоционально сыграл в небольшой сценке.

Работы, представленные учащимися, были разнообразны и осветили жизнь и деятельность таких личностей, как Ф. Ушаков, А.Суворов, М.Кутузов, Г.Жуков, Е.Родионов.

Перед гостями и участниками конференции выступили священники Дорогобужских храмов – о.Николай (Кончук), настоятель храма св.ап.Петра и Павла,о.Сергий (Романов),иерей Свято-Димитриевского женского монастыря, а также преподаватели школы №2 г.Дорогобужа Корешков Ю.В.и Шупилюк М.А.Они в своих выступлениях подчеркнули важность обращения к этой теме, обратили внимание на большое значение для молодого поколения реальных и конкретных личностей, великих и высоких в духовном и нравственном отношении, для которых служение Богу и Отечеству было главным в жизни.

Следует отметить таких участников, как Соболев Е.,Ефремова А., Смирнова Н., Савкин В., Нечаева Ю.,Файзрахманова Л. (учащиеся СОШ № 1

Г.Дорогобуж); Петроченкова Е.,Мальчикова О.(Озерищенская СОШ); Бурдакова А. (Кузинская СОШ);Тимошкин Н. (СОШ №3 п.Верхнеднепровский).

Все они награждены грамотами и небольшими сувенирами. Помнить своих славных предков и учиться у них моральным и нравственным качествам – долг каждого человека, любящего свою Родину.

Есть имена, чья слава так крепка,

Что не сотрут её бесчисленные годы.

Она останется на долгие века

Святынею страны, святынею народа.