Хозяйка: Добрый день и поклон вам, гости дорогие!

Давно мы вас ждём – поджидаем:

Здесь, для вас, гостей дорогих,

Будет праздник большой –

Праздник радостный!

По обычаю старинному,

Называется Осенинами.

Посмотрите, сколько света,

И улыбок, и гостей!

Это добрая примета,

Значит праздник у дверей!

Будем праздник начинать,

Будем петь и танцевать,

Будем радоваться вместе

Веселиться и играть!

Хозяйка: А начнем наш праздник песней веселой.

Песня "Осень"

Хозяйка: Присаживайтесь, гости дорогие!

В эти пасмурные времена в старину принимались за рукоделие.

Вот, посмотрите! Что можно сделать руками мастеров.

Кто-то рукодельничал, а кто -то загадки загадывал. А ну-ка я вас проверю.

Загадки:

1. Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (Ножницы)

2. Кругленький, маленький, а за хвостик не поднять? (Клубок)

3. Носик стальной, хвостик льняной? (Иголка с ниткой)

4. В коробке одной 5 сестренок лежали.

Зачем они здесь - поначалу не знали.

Хвалились они своей стройностью,

Держались со всеми со строгостью.

Как только попали в ловкие ручки-

Сразу связали кофточку внучке. (Спицы)

Хозяйка: Да, я знаю, что вы и сами молодцы! Приготовили Осени подарки своими руками. Только где же она? Пойду, позову!

Уходит. Появляется Баба Яга и поет на Е. Осина "Но,не верю"



Яга : (поет) 1. Вот и прилетела Бабушка Яга,

Говорят все про меня, что я строга.

Хоть и костяная у меня нога,

Дам отведать своего я пирога.

Припев: А в пирог-то положу я паучка,

По головке лука, перца, чесночка.

Посолю, поперчу.

Я понравиться уж очень вам хочу!

Припев 2 раза, в проигрыше - танцует

2. А вчера ко мне наведались друзья,

Уверяли, что они моя семья.

Что за мной пойдут хоть в дальние края,

Коль командовать парадом буду я.

Припев: Но не верит никому Баба Яга -

При опасности все пустятся в бега.

И придется одной мне работать

В свой законный выходной.

Яга: Ну, что ж вот и здрасьте вам!

Делает реверанс, спотыкается и падает.

Ой, ой, ой! Зацепилась я ногой!

Хоть и ясный вокруг день, не увидела я пень!

Потеряла я очки, завалились за сморчки.

А без них я как без рук, Леший! Помоги мне, друг!

Входит Леший



Леший: А вот и я! Кто звал меня?

Яга: Здравствуй, здравствуй мой дружок -

На макушке завиток!

Как ты, Леший, поживаешь?

Что вокруг творится, знаешь?

Леший: Вчера слышал от Кощея -

Осень по лесу идет.

Урожай богатый, славный

В большой корзине всем несет.

Яга: Как всем несет? Так не годится!

Нам самим он пригодится.

Урожай мы заберем и на зиму припасем.

Леший: Как же дело провернуть?

Яга: Дай-ка мне умом блеснуть!

Спрячемся мы за кустом и на Осень нападем.

Свяжем вдоль и поперек, корзинку хвать - и наутек.

Леший: Да, придумала ты смело, начинать пора нам дело.

Только надо сговориться, урожаем как делиться?

Яга: (хитренько) Как положено друзьям,

Все разделим пополам!

А теперь скорей в кусты,

И сиди, не верещи!

Прячутся в кусты, появляется Осень с корзинкой.



Яга и Леший выбегают с веревкой, заматывают Осень, разглядывают урожай.

Леший: Что же здесь готовить впрок?

Одному-то на зубок.

Яга: Да, здесь нечего делить...

Леший: Что же делать? Как нам быть?

Яга: У меня другой есть план.

Спрячь – ка, Осень, ты в чулан.

Выкуп за нее попросим.

Миллионов 7 иль 8.

Вот тогда мы заживем, на Канары уплывем.



Яга достает бумагу, фломастер, что-то пишет, оставляет листок на полку. Сами убегают и утаскивают Осень.

Входит расстроенная Хозяйка.

Хозяйка: Ребята, я нигде Осень не нашла. Может вы что-то знаете?

Выслушивает ответы детей, замечает письмо, разворачивает и читает:

"МЫ ЗА ОСЕНЬ ВЫКУП ПРОСИМ, МИЛЛИОНОВ 7 ИЛЬ 8.

ПОЛОЖИТЕ В ЧЕМОДАН И ДО ВСТРЕЧИ В 3, МАДАМ!"

Хозяйка: Что нам делать? Как нам быть?

Столько денег где добыть?

Дети предлагают разные варианты

Хозяйка: Ну-ка, тихо, не шумите! Не кричите! Погодите!

Здесь про деньги слова нет!

Будет им от нас привет!

Миллионов 7 иль 8 семечек мы им положим!

Берет и показывает чемодан.

Появляются Баба Яга, Леший и связанная Осень

Яга: Готов ли выкуп?

Хозяйка: Вот вам выкуп, заберите!

Осень нам скорей верните!

Происходит обмен.

Яга открывает чемодан

Яга: Фу-ты, ну-ты, корабли!

Обманули, провели!

Леший: Что ж, ни с чем остались мы...

Хоть бы ноги унесли.

Будем семечки щелкать, долгу зиму коротать...(вздыхает)

Чур, сам несу я чемодан. До свидания, мадам!

Яга: Ну, а я и не уйду! Угощения хочу! Обнищал весь мой прикид, стыдно по лесу ходить.

Хозяйка: А ты задержись, Яга. Может осчастливит, детвора.

Осень: Здравствуйте, гости дорогие!

Хозяйка: Здравствуй, Осень, здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень спросим, что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.

Хозяйка: Значит будут пирожки!

Осень: Принесла я вам гречки.

Хозяйка: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей.

Хозяйка: Для салатов и для щей!

Осень: А уж яблоки как мед.

Хозяйка: На варенье и компот!

Осень: Принесла и меду полную колоду.

Хозяйка: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Ты детишкам принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Осень: Все детишки не ленились,

В огородах потрудились.

Вот за это я забавы ребятишкам принесла.

Игра с дождем



Под веселую музыку дети танцуют, как только услышат гром - убегают под зонты, а Осень брызгает их из распылителя.

Яга: Хорошо мы все играете, а старушку не замечаете.

Как я бедная промокла и от ветра я продрогла.

Помогите мне одеться, с вами буду я водится,

И,конечно, же мириться.

Хозяйка: Хорошо Яга! Смотри, только больше не хитри!



Каждая группа исполняет свой музыкальный номер и дарит одежду - аппликацию.

Яга: Вот спасибо, детвора! Мне домой уже пора.
Больше врединой не буду и про деньги позабуду.

Убегает

Осень: Ну а теперь, детвора, поиграть пришла пора.

Игры:

  • пробежать в калошах под зонтиком;



  • с завязанными глазами собрать грибы;



  • собери урожай;



Осень: Быстро время пролетело,

Расставаться нам пора.

Ждут меня еще заботы,

До свиданья, детвора!

Осень: Ребята, у меня для вас тоже есть гостинцы (Берёт корзину.)

Осень: Угадайте – ка загадку: в корзине моей что-то сладкое, да гладкое. Что это?

Дети: Яблоко!

Осень: Молодцы! Получите свои яблочки! (Отдаёт ведущей)

Хозяйка: Спасибо! Ребята, давайте все вместе скажем спасибо!

Осень. Я желаю вам, ребята, быть весёлыми всегда.

И с болезнями не знаться никогда! До свидания! (Уходит, дети машут).

Хозяйка: Ну, вот и подошёл к концу наш праздник.

Нам радостно, нам весело, На празднике своём.

Пусть дети улыбаются осенним ясным днём!

Звучит музыка



Материал подготовил музыкальный руководитель Медведева Маргарита Михайловна.

Осенины

Игра – развлечение

Цель: Знакомить детей с русскими народными праздниками; с традицией празднования Осенин; уточнить знания детей об осени, домашних животных; формировать монологическую речь детей; воспитывать чувство уважения к народным традициям.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, загадывание загадок.

Словарь: Осенины, именины, народная традиция.

Оборудование: иллюстрации осени, атрибуты к игре «У дедушки Трифона».

Ход занятия

Воспитатель (загадывает детям загадку).

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

О каком времени года эта загадка? (Об осени.)

Как вы догадались? (Листья изменили цвет.)

Издавна русский народ отмечает праздник – Осенины. Люди говорили: « «Осенины» - осени именины».

Как вы думаете, за что люди благодарят осень? (за урожай, фрукты, овощи, ягоды.)

Осень - пора щедрая, богатая, хлебосольная! На грядках в огороде созрели овощи, в полях – хлеба, в лесах – орехи и поздние ягоды и грибы.

По народной традиции в день Осенин женщины выходили к воде – к берегам рек, озёр и прудов. Старшая из женщин держала овсяной каравай, испечённый из муки свежего помола. Вокруг неё молодые девушки водили хороводы, пели песни, славили щедрость земли, её даров. Затем каравай хлеба делили на всех, ели его и кормили им домашний скот.

Крестьяне благодарили матушку-землю за добрый урожай, царицу-водицу – за богатые уловы рыбы, солнце – за тепло, а верных животных – за помощь и труд.

Гроздья алые калины

Наклонила над водой.

Нынче праздник – Осенины,

День прозрачный, золотой.

Нашей матушке-землице

Низкий отдадим поклон,

И речной воде – быстрице

Мы поклонимся потом.

Солнышко, что встало рано,

Хвалим мы за урожай,

Из муки печём овсяной

Сдобный пышный каравай.

Угостим мы караваем

И коровок, и коней,

Ведь они нам помогали,

С ними было веселей.

Давайте поиграем в русскую народную игру «У дедушки Трифона». У дедушки Трифона не только сыновей много, у него и животные живут.

Послушайте загадки. Те, у кого на картинках есть отгадка, подходите ко мне и картинку возьмите с собой.

Воспитатель загадывает загадки о домашних животных:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается (кошка)

Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Я весёлый…..(поросёнок).

Стоит копна посреди двора:

Спереди вилы, сзади метла (корова)

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами (петух)

Красноногий, длинношеий,

Шипеть умеет.

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки (гусь)

Клохчет, квохчет,

Детей созывает.

Всех под крылья подбирает (курица)

С бородою, а не старик,

С рогами, а не бык,

Не конь, а брыкается,

Доят, а не корова,

С пухом, а не птица,

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.

Кто это? (коза)

Как называют этих животных? (Домашние)

Почему их так называют? (Живут рядом с человеком, помогают ему, человек за ними ухаживает.)

Чем они питаются? (Травой, овощами)

Какую приносят пользу? (Помогают перевозить груз, дают молоко)

Все трудятся: и человек, и животные. Человек собирает урожай, заготавливает корм для своих животных, готовит к зиме жильё. Вот сколько хлопот и забот у всех осенью.

Куделина Анна Эдуардовна

ГБПОУ РО "ШПК" г. Шахты

студентка

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: «Ах, какая осень!»

Цель: Обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные

Образовательные области:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное развитие
  • Эстетическое развитие

Задачи:
Обучающие:

  • обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
  • уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме
  • закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека

Развивающие:

  • развивать внимание, память
  • улучшать общую моторику и координацию движений
  • развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы
  • воспитывать чувство любви к родной природе
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным

Словарная работа:

  • отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений
  • активизировать словарь: «листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие»

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Анжелу Ж., Каролину А.; привлекать Руслана Г., Влада Г. к комментированию ответов других детей

Материал: кукла Петрушка; иллюстрации и картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Вершки-корешки» на каждого ребенка, цветные карандаши; дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок»

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы:

Информационно - рецептивный метод,

Словесный метод,

Наглядный метод,

Практический метод,

Игровой метод.

Ход ООД.

Звучит классическая музыка. П.И.Чайковский «Осень». Занятие начинается в познавательном уголке рядом с выставкой детских рисунков и поделок из природного материала.

Ребята, отгадайте загадку:

Он с бубенчиком в руке,

В сине - красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его… Петрушка

Сегодня к нам в гости пришёл Петрушка, и мы ему расскажем, что мы знаем про осень. - Ну, что, ребята, расскажете? Послушайте, какая красивая спокойная музыка звучит. Эту мелодию композитор П.И.Чайковский так и назвал: «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени все самое важное, красивое и интересное. У нас прошел конкурс рисунков «Золотая осень», вы знаете о ней стихи, песни и загадки, мы очень много наблюдали за осенними изменениями, мастерили поделки из природного материала. Думаю, вам есть, что рассказать.
- Чтобы не запутаться, предлагаю всем подумать: о чем бы вы хотели рассказать нашему гостю? О чем будем говорить сначала? Потом? Вам помогут схемы-подсказки.

Неживая природа

Растительный мир

Животный мир

Неживая природа осенью.

- Когда приходит осень?

Какие осенние месяцы вы знаете?

Что мы относим к неживой природе? (К неживой природе мы относим явления природы, такие как осадки, облачность, ветер, долгота дня, погода.)

Назовите признаки осени в неживой природе?

Подробнее, расскажите, каким становится день? (Осенью день становится короче, а ночь - длиннее.
- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной) - Какие осадки характерны для осени? (Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас на Севере, даже выпадает снег.)
- Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни? (По утрам бывает туман или заморозки иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда).

Марк, ты хочешь что - то добавить? (По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.)

Петрушка: «Ой, как скучно!»

Да, Петрушка! Осень - унылая, но разноцветная пора.

Знаменитый русский поэт - А.С.Пушкин написал про осень много стихотворений.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…

Ребята! А чтобы не было скучно Петрушке, мы попросим его помочь собрать листочки.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? (Дети собирают разбросанные на полу листочки. Влад - клёна, Анжела - берёзы, Каролина -рябины, Саид - тополя, Петрушка-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Петрушка, разве это листья осины? Давайте поможем Петрушке собрать правильно листья.

Петрушка: «Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.

дуб - дубовый

клён - кленовый

осина - осиновый

рябина - рябиновый

берёза - берёзовый

тополь - тополиный

калина - калиновый

Молодцы! Правильно

Растительный мир осенью

Дети рассаживаются на стульчики в познавательном уголке.
- Продолжаем наш рассказ. О чем будем говорить теперь? (мы будем говорить о растениях. )
- Что мы относим к растительному миру? (К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.)
- Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени и почему? (Осенью опадает листва с деревьев, потому что от холода сок в стволе и веточках двигается медленнее, и листочкам его не недостаточн.,листья меняют свой цвет и начинается листопад.)

Руслан, Шахла, что еще интересного вы можете добавить о листьях? (загадка о листьях.)

Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.

Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
- Что же меняется в жизни трав и цветов? (Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света.)

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер северный подул

(подуть на пальцы)

С-С-С все листочки с липы сдул

Полетели, закружились и на землю опустились.

(ладони зигзагами плавно опустить на стол)

Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап - 2 раза,

(постучать пальцем по столу)

Град по ним заколотил, листья все насквозь пробил.

(постучать кулачками по столу)

Листья все насквозь пробил, снег потом припорошил,

(плавные движения вперед-назад кистями)

Одеялом их накрыл.

(ладони крепко к столу)

Животный мир осенью

Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного. (смена картин)
- Кого мы относим к животному миру? (К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.)
- Что же происходит с приходом осени в жизни зверей? (Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.)
- Даниил, ты хочешь что-нибудь добавить? (Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.)
- Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму? (Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.)
- что меняется в жизни птиц с приходом осени? (есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.)
- А как называются птицы, улетающие от нас на зиму? (Такие птицы называются перелетными.)
- А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи. (А осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.)

Как же выживают оставшиеся с нами птицы? (Эти птицы живут рядом с человеком,и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.)
- Верно. Такие птицы называются оседлыми. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическаяигра «Улетают - не улетают»
Дети встают около стульчиков.
Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона, грач, галка, голубь, ласточка, воробей, утка, скворец.
- Молодцы! Очень внимательны.

Петрушка: «Отгадайте загадку!»

Болтлива птичка - спору нет,

Расскажет новость и секрет!

Красива с виду, белобока

Кто? - Длиннохвостая... (сорока)

Эта птица перелётная или зимующая?

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? Как ты считаешь, Влад? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Петрушке, наверняка, не терпится узнать, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, чтобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом - корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

Мы приглашаем нашего гостя Петрушку поиграть с нами.

Каждый постарался на славу! Петрушка, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Петрушка, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными?
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости.

Тема : «Осень золотая».

Цель : закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней; учить понимать закономерности явлений природы.

Ход занятия

В гости к детям приходит Чепухарь.

Чепухарь. Привет, ребята! Айда купаться на речку! Погода сегодня замечательная! Вот будет здорово! Босиком, в одних трусиках, разбежимся -ив речку. Скорей собирайтесь! (Дети высказывают свое мнение на это предложение.)

Воспитатель (выслушав ребят). Постойте, а какое сейчас время года? (Осень.) Так давайте же объясним Чепухарю, почему вы думаете, что осенью на речку ходить купаться уже нежелательно. (Ответы детей).

Чепухарь. А вот и не осень: солнце светит - раз, шубы не носим - два, листья зеленые - три... (Дети спорят с Чепухарем.)

Воспитатель. Ребята, а какой месяц начинает осень? (Сентябрь.) А после сентября? (Октябрь.) А после октября? (Ноябрь.)

Воспитатель. Да, ребята, у осени свое рабочее расписание. Как у весны, только наоборот. Весенние первые месяцы холодные, а последние жаркие. А у осени наоборот, первые месяцы жаркие, а последние холодные. Осень начинается с теплого воздуха, но постепенно воздух охлаждается, солнце уже не так прогревает землю, особенно холодными бывают вечера и ночи. Высоко над головой начинает желтеть, краснеть, буреть листва на деревьях. Листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха, они начинают менять свою окраску и вянуть. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку), образуется дряблый поясок - лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю.

Ночью бывают заморозки. Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, знай, началась холодная осень. С этого дня все чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют сильные ветры и не сорвут весь роскошный наряд с деревьев. Это явление называется листопад.

Чепухарь. Все это чепуха! Пока листопада нет, значит продолжается лето.

Воспитатель . Есть две осени. Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь.

Давайте подберем много слов-определений к первой, золотой осени. (Прекрасная, золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная и т. д.)

Послушайте, как красиво написал об осени поэт Ф.И. Тютчев:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Липа увядать начала, значит, и лето завяло. Не зря говорят в народе, что ходит лето в сапогах-скороходах. Давно ли встречали его, а вот и прощания пора настала. Появились золотые пряди на березах, багряно-красные - на рябинах, закружились в воздухе опадающие листья.

Удивительная, неповторимая эта пора-увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Чепухарь. Все это чепуха! Все равно хочу на речку. Искупаться бы да позагорать! Смотрите, небо синее, солнце яркое!

Воспитатель . Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Дикие гуси и утки в дорогу собираются, а стрижи и ласточки уже улетели на юг.

Чепухарь. Все равно еще лето! Я слышал вчера гром, как летом.

Воспитатель. И осенью бывает гром. Есть такая народная примета: гром в сентябре предвещает теплую осень. Так что ты, Чепухарь, еще долго будешь радоваться с ребятами хорошей погоде.

Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а все в природе готовятся к суровым холодам.

Одни птицы покидают родные места днем, другие - ночью; одни летят поодиночке, другие - стаями. Поодиночке летят кукушки, зарянки, в косой ряд выстраиваются утки, чибисы - в длинные цепочки, а журавли и гуси летят клином.

Змеи и лягушки прячутся под камни, пни; крот чистит подземные ходы и делает запасы; белка сушит грибы...

Вот уже и октябрь на пороге. Октябрь - предзимье, первый суровый месяц осени, урывает землю - когда листком, когда снежком.

В октябре линяет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний голубовато-серый. И ежа можно увидеть на поляне, наколов на иголки листья, он несет их к себе в нору, готовит там мягкую подстилку на зиму.

Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родной реки. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела. Птицы улетели к теплым синим морям.

Осень золото роняет,

Холод пташек угоняет...

До свиданья, лес и луг,

Мы летим на теплый юг.

Чепухарь. Как жалко, что лето прошло. И осень проходит. Скоро холодно будет.

Воспитатель . Погоди, Чепухарь, не расстраивайся, холодная осень будет в ноябре, а пока радуйся теплу и солнцу, любуйся осенней красотой.

Наступит ноябрь, и осень сама уступит место зиме. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У ноября - изо льда корона, из инея - перстенек, снегом низан поясок.

Все быстрее облетают клены,

Все темнее низкий свод небес,

Все виднее, как пустеют кроны,

Все слышнее, как немеет лес,

И все чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.

(И. Мазнин)

Воспитатель . Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло очень много пословиц, примет и поговорок. По ним мы будем определять, какая будет осень в этом году. Расскажите Чепухарю, какие вы знаете приметы, поговорки...

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Если пузыри от дождя по воде — продолжительное ненастье.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

Если ворона сидит на суку, нахохлившись, и хрипло каркает - к дождю.

Перед дождем дождевые черви выползают из нор.

Появились комары поздней осенью - к мягкой зиме.

Русский народ оставил нам огромное богатство - мудрые приметы, поговорки.

От осени к лету поворота нету.

Весна и осень - на дню погод восемь.

Весной дождь растит, а осенью - гноит.

Осенью семь погод на дворе-сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Такие пословицы и приметы могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

Чепухарь. Как интересно! Ребята, я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте лучше отправимся в лес.

Воспитатель и дети поддерживают его. (Звучит тихая музыка, дети садятся на ковер, представляют с закрытыми глазами, как они находятся в осеннем лесу.)

В это время воспитатель расставляет осенние ветки, лесные ягоды, плоды, цветы, репродукции художников с осенними пейзажами. Дети открывают глаза и удивляются. Читают стихи об осени. После этого выходят с Чепухарем на прогулку, где любуются красотой осени.

Осень

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осеннем дуб некогда зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите, роща золотом одета!

(3. Федоровская)

Осень

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Конспект музыкально-тематического занятия

в подготовительной группе «Осенины»

Цель: Познакомить детей как в прошлые времена встречали осень

Образовательные задачи:

    Учить передавать характер музыки в движении.

    Развивать музыкальную память и чувство ритма.

    Развивать двигательную активность детей, точно выразительно выполнять движения.

Звучит народная музыка (дети входят в зал парами в русских народных костюмах, проходят круг, садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель:

В конце сентября наступает всякому лету конец.

В прошлые времена встречали осень у воды.

По утрам выходили на берег рек, озёр встречать Матушку Осенину.

Мы сейчас с вами перенёсёмся в те далёкие времена, закройте глазки…

Звучит музыка. Входит матушка Осенина с овсяным хлебом

Матушка Осенина:

Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй матушка Осенина!

Матушка Осенина:

Прошу вас детки встать, взяться за руки сделать круг- хоровод, а я встану в центр хоровода. А вы мне песенку споёте?

Дети: Да!

Песня –Хоровод «Осень, осень» дети садятся на стульчики

Музыкальный руководитель:

Матушка Осенина, ребята для тебя приготовили стихи

1 ребенок. Осень красит золотом, рощи и леса. Слышаться прощальные птичьи голоса.

2 ребенок. Алые и желтые ветер листья рвет, кружит, кружит в воздухе пестрый хоровод

3 ребенок. Осень на опушке краски разводила, по листве тихонько кистью проводила

4 ребенок. Пожелтел орешник и зарделись клены в пурпуре рябины дуб еще зеленый.

5 ребенок. с утра ворчала тучка, все небо потемнело, но солнца рыжий лучик вдруг выглянул несмело. И улыбнулась осень, а желтый листик клена, подумал, будто снова он стал совсем зеленым.

6 ребенок. за окошком плачет дождик, дождик не кончается раз он плачет – это значит с летом он прощается.

Матушка Осенина:

Благодарю вас за стихи!

Вот вам Хлеб на угощенье!

Музыкальный руководитель:

Спасибо большое! Мы потом хлеб разломаем и всех угостим! Ребята, одновременно с Осенинами отмечали и праздник урожая. Люди ходили друг к другу в гости, угощали друг друга, ведь урожай уже собран, играли, веселились.

Матушка Осенина:

А играть вы любите?

Дети: Да!

Игра «Кто быстрее перенесёт в свой домик (обручи) овощи и фрукты

Матушка Осенина:

Молодцы ребята!

Музыкальный руководитель:

Матушка Осенина мы тебя приглашаем с нами танцевать

Танец «Весёлый хоровод»

Матушка Осенина:

Ну мне пора идти с зимой встречаться

До свиданья! (матушка Осенина уходит)

Музыкальный руководитель:

Когда Осень зиме на встречу вышла, несли с поля последний сноп. Украшали его лентами. Девушки, которая несла сноп, надевали на голову венок из цветов и колосьев. С этой поры птицы улетали, змеи и ящерицы уползали в норы.

Музыкальный руководитель:

Хорошо мы погуляли, пора возвращаться в группу, там вас ждёт угощенье от Матушки Осенины.

Звучит русская народная музыка

Дети парами идут по кругу, и у уходят в группу

Список литературы:

С.И.Бекина "Учите детей петь", Музыка В.В.Алеев, Т.Н.Кичак