Своими ночными песнями самцы соловьев объявляют всем, что пока еще не обзавелись подругой. Самки же, озабоченные поиском подходящего супруга, по ночам совершают экскурсии по окрестностям, приближаясь то к одному, то к другому поющему холостяку. Это продолжается до тех, пока самка не сделает свой выбор. Самец, обретший супругу, прекращает ночное пение, хотя и продолжает петь по утрам, предупреждая соседей, что данный участок занят.

Уже в детстве, из первых книжек, мы узнаем, что соловей — это скромно окрашенная птичка, способная петь необычайно красиво. Соловей, как и роза, — давний атрибут классической поэзии. И даже те, кто никогда соловьиного пения не слышал, или слышал, но не знал, что это соловей (такое встречается очень часто), в любом случае наслышан о соловьином пении. Самцы соловьев — действительно страстные певуны, причем в отличие от многих других видов поют они не только по утрам и вечерам, но и ночью. Невольно возникает вопрос — а для чего они поют? Ведь на это тратится много времени и сил, которые, казалось бы, можно было бы употребить на добывание корма или какую-то другую, очевидно более полезную, активность. Но профессионалы-орнитологи знают, что пение в жизни птиц, в том числе и соловьев, играет очень важную роль.

Во-первых, поющий самец позиционирует себя как хозяин определенной территории, на которой они с самкой будут добывать (или уже добывают) корм для своих птенцов и которую он готов защищать от незваных пришельцев. Во-вторых, еще до формирования брачной пары самец своим пением завлекает самок. Не будем забывать, что ему надо не только петь, но еще и питаться, выяснять отношения с другими самцами и при этом, стараясь быть заметным для особей своего вида, не попасться на обед хищнику.

Выбирая хорошо поющего самца, самка выбирает крепкого, ловкого отца своим будущим потомкам. Скорее всего, ее потомки тоже будут хорошими певунами, и, следовательно, у них больше шансов найти пару и передать свои гены следующему поколению... Таким образом, качество пения — это признак, который формируется выбором самок, иными словами — поддерживается половым отбором (см.: Sexual selection).

Хотя общая картина брачного поведения соловьев понятна, многие важные детали до недавнего времени оставались неизвестными. Кое-что удалось выяснить французским исследователям, которые уже с начала 1990-х годов изучают поведение соловьев (Luscinia megarhynchos ) в районе Эльзаса (верховья Рейна). В частности, было показано, что самцы, которые уже обзавелись подругами и удерживают определенную территорию, интенсивно поют на закате и на рассвете, но по ночам замолкают. Холостяки же активно поют и по ночам — вплоть до того момента, когда они образуют брачные пары. Очевидно, что утреннее и вечернее пение важно для поддержания границ своего участка, а ночное служит для привлечения самок.

Но как ведут себя самки в период образования брачных пар? Для того чтобы ответить на этот вопрос, французские орнитологи совместно с коллегами из Швейцарии, Нидерландов и Германии предприняли специальное исследование, в ходе которого следили за перемещениями самок, занятых поиском женихов, с помощью миниатюрных радиопередатчиков.

В район, где непосредственно проводились исследования и где уже было хорошо изучено территориальное распределение самцов, были привезены 10 самок, пойманных на расстоянии 70 км от данной местности. Перевозили самок в период, когда только началось образование брачных пар. На спину каждой перевезенной самке прикрепляли (специальным, не раздражающим кожу клеем) миниатюрный радиопередатчик (вес его 1 г, что составляло в среднем 4,6% от веса тела птицы). Такой передатчик работает до 2-3 недель, пока у него не сядет батарейка. Впрочем, нередко передатчик теряется и раньше. Кроме того, птица может улететь достаточно далеко и тогда сигнал становится слишком слабым или вообще пропадает.

В обсуждаемой работе описаны результаты наблюдений за перемещениями снабженных передатчиками самок в течение 42 часов после выпуска. При этом выяснилась четкая закономерность: в дневные часы самки находились практически на одном месте, но ночью они начинали перемещаться, покрывая иногда до 4,5 и даже до 6 км (хотя средние значения меньше — 1,12 км в первую ночь и 1,49 км — во вторую).

Впрочем, исследователи подчеркивают, что приводимые оценки заведомо заниженные, поскольку иногда самки с передатчиками улетали слишком далеко, сигнал исчезал, и соответствующие данные в расчет не принимались. Перемещающаяся ночью самка посещала участки нескольких поющих самцов и в конце концов делала свой выбор. Пение самцов-холостяков и прогулки самок по окрестностям, по всей видимости, не случайно совпадают во времени. Неясно, правда, что является причиной, а что следствием: самки ли подстраивают свое поведение под самцов, или самцы — под самок.

В заключение можно вспомнить шуточное стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Опоздавший соловей» (перевод с польского Марка Живова). Речь в нём идет о соловьихе, которая беспокоится оттого, что ее соловей никак не прилетает на ужин:

Плачет, плачет соловьиха, слезы льет и тужит.
Соловей пропал — ведь знает: ровно в девять ужин.
Он всегда домой приходит очень аккуратно,
А теперь двенадцать скоро... Просто непонятно!
Всё остыло: суп мушиный, на росе настоян,
Соус из мозгов шмелиных с кашкою густою,
И шашлык — комарик юный с почкой и салатом,
Да на третье — пудинг лунный с звездочкой-цукатом. ...

Наконец муженек является:

... Вдруг соловушка явился — глянь, свистит и скачет...
— Где летал ты? Где порхал ты? Я волнуюсь, плачу...
— Ты прости, — он отвечает сладким тенорочком. —
Чудный вечер! Захотелось погулять пешочком...

Стихи очень милые, но, как мы теперь видим, они не соответствуют действительности. «Погулять пешочком», да еще по ночам, склонны как раз соловьихи, а не соловьи, которые вынуждены сидеть на месте и распевать песенки в ожидании будущей супруги!

Пожалуй, ни одна птица не восхвалялась так часто в стихах поэтами, как соловей. Это маленькое серенькое существо неприметно по виду, но зато его трелями может заслушаться каждый. Тем, кто никогда их не слышал, очень интересно знать, как поют соловьи и когда они это делают. Есть мнение, что эти птицы подают голос лишь ночью, но это не так. Они поют и днем, просто за шумом, создаваемым другими пернатыми, их не слышно, а вот вечером, ночью и рано утром, когда на улице тихо и спокойно, их трели разносятся по всей округе.

Многим интересно, когда начинает петь соловей. Если почитать стихи, то можно сделать вывод, что делает он это круглый год, но такое утверждение неверно, потому что это В наши края пернатые прилетают во второй половине апреля или начале мая, когда солнце уже хорошо прогреет землю, на улице установятся стабильно теплые деньки. Гнездятся эти птицы в основном возле водоемов, в густых зарослях. Гнезда обустраивают прямо на земле, в кустах или на ветках, но не высоко. Им, как никому другому, нужно тщательно подбирать себе место, потому что гнезда могут легко разрушить кошки и собаки.

Многие задаются вопросом о том, почему поют соловьи, ведь в мире животных ничего не делается просто так. Оказывается, голос подают только самцы, самочки безмолвно сидят рядом. Делается это для привлечения второй половинки и отпугивания других представителей пернатых, которые посмеют прилететь на чужую территорию. То, как поют соловьи, невозможно изобразить или передать словами, их песня неповторима. Здесь можно услышать щелкающие, свистящие, рокочущие звуки. Песня довольно сложная, в ней до 24-х колен.

По тому, как поют соловьи, можно определить их возраст. У молодых особей трели получаются не такие красивые и заливистые, как у более старых. Молодые самцы обычно проходят обучение у опытных и мудрых птиц, постепенно улучшают свои навыки. Услышать, как поют соловьи, можно лишь с начала мая до середины июня. Именно в этот период они занимаются выбором места для гнездования, привлечением самки, высиживанием яиц. Когда появляются птенцы, соловьи умолкают, потому что, с одной стороны, возникают новые заботы, и на песни нет времени, а с другой - они не хотят привлекать к себе излишнее внимание со стороны хищников.

Выбрав место для гнездования, самец сидит на ветках и поет, призывая самок. Птицы прилетают, и если их все устраивает, то они остаются, создают пару и приступают к строительству гнезда. Если самец долгое время не может найти самку, это является верным признаком того, что нужно менять место.

Хоть и принято считать, что соловьи селятся в живописных уголках, в садах или недалеко от реки, но сегодня можно услышать их пение даже в мегаполисе. Птицы гнездятся в городов, на дачах. Конечно, люди не всегда рады такому соседству, ведь соловьи поют в основном ночью или рано утром и очень громко, что мешает спать. Но слушая неимоверно красивые заливистые трели, можно расслабиться и почувствовать единение с природой. Каждая птица по-своему уникальна, а самобытность соловья заключается в его прекрасном голосе, который хочется слушать и слушать.

Лесной соловей в сказке Андерсена - одна из достопримечательностей Китая. О нем рассказывают друг другу путешественники, о нем пишут в путеводителях ‒ и лишь высокопоставленные обитатели императорского дворца ничего не знают о лесной знаменитости.

Моим слушателям шесть лет и больше; они болтают ножками и слушают сосредоточенно, тихо. Но охотно помогают мне озвучить происходящее, когда в поисках примечательной птицы министры идут сначала мимо мычащих коров, потом по болоту мимо квакающих лягушек ‒ и каждый раз думают, что слышат нежное пение соловья. Конечно, после своего мычания и квакания дети смеются.

Накануне я специально нашла в интернете звукозапись соловьиного пения, но в нужный момент она, как назло, на моем смартфоне не включается… Но большинство ребят уже слышали соловьев - даже во время недавнего мартовского потепления они уже пели под окнами.

Эта часть истории комична, в первую очередь, за счет нелепого поведения заносчивых и глупых министров и придворных. Но император совсем не такой, как его сановники. Пение птицы трогает его и вызывает слезы - соловей называет их высшей наградой. Начинается короткий период признания для соловья, который теперь становится жителем столицы. Все им восхищаются, но он может гулять только дважды в день и один раз - ночью, в сопровождении слуг, которые держат его за двенадцать шелковых ленточек, привязанных к ножке.

Слава длится недолго. Японский император присылает своему китайскому собрату искусственного соловья. Тот гораздо наряднее настоящего, но их дуэт не сложился («Он ведь живой!» - убежденно, хоть и бессвязно, объясняют дети). Весь в драгоценных камнях, искусственный певец умеет повторять только одну и ту же песенку, в то время как живой серенький соловей каждый раз придумывает что-то новое. И пока придворные наслаждаются японским подарком, оказывается, что их земляк улетел. Дети одобряют: «Конечно, что же это за жизнь - в клетке! Он улетел в лес, на волю! Привязанным ведь быть невозможно!»

Проходят годы, сначала ломается механическая птичка, потом тяжело заболевает сам император: «Бедный император едва дышал, ему казалось, что кто-то сжимает его горло. Он приоткрыл глаза и увидел, что на груди у него сидит Смерть. Она надела себе на голову корону императора, в одной руке у нее была его золотая сабля, а в другой - императорское знамя. А кругом из всех складок бархатного балдахина выглядывали какие-то страшные рожи: одни безобразные и злые, другие - красивые и добрые. Но злых было гораздо больше. Это были злые и добрые дела императора. Они смотрели на него и наперебой шептали.

‒ Помнишь ли ты это? - слышалось с одной стороны.

‒ А это помнишь? - доносилось с другой. И они рассказывали ему такое, что холодный пот выступал у императора на лбу.

‒ Я забыл об этом, - бормотал он. - А этого никогда и не знал...

Ему стало так тяжело, так страшно, что он закричал:

‒ Музыку сюда, музыку! Бейте в большой китайский барабан! Я не хочу видеть и слышать их!»

Но никто из придворных не приходит на помощь, некому даже завести музыкальную игрушку с золотой императорской туфлей на шее. В этот момент прилетает живой соловей, которого после побега объявляли изгнанным из Китая (увы, мой смартфон по-прежнему не поддается). Он поет о том, как хорошо на кладбище, - для того, чтобы Смерти захотелось туда вернуться, оставив больного выздоравливать. Так и происходит. Император чувствует себя гораздо лучше, он хочет одарить своего избавителя. Но соловей отказывается от награды - ведь он уже видел слезы восторга в глазах императора - и просит лишь разрешения изредка тайком рассказывать властителю, что происходит за пределами его дворца.

О чем же эта сказка? «О добре и зле! О том, что если слушаешь искусственного соловья, забываешь то, что же ты делал! О том, что живое лучше! Что надо природу слушать! О справедливости! О неблагодарности!» - слушатели тянут руки, наперебой выкрикивают свои версии, у каждого история отозвалось чем-то своим - в этом и состоит волшебство чтения…

Мы идем играть, дети начинают дурачиться, бегать. И только когда уже пора расходиться, мне, наконец, удается победить смартфон. На всю библиотеку раздаются соловьиные трели, разбушевавшаяся ребятня собирается вокруг них и затихает.

Сезон библиотечных встреч на этом заканчивается. Хотя за окном очередное апрельское похолодание, мы знаем, что скоро лето: живое пение птиц и магия чтения.

Мария Климова

Цените каждый миг своей жизни! Цените друг друга! Вчера ушёл из жизни один священнослужитель нашей епархии. Батюшке было 39 лет и у него осталась жена и пятеро детей. Самому младшему ребенку 5 дней. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ ПРОТОИЕРЕЮ МИХАИЛУ. Сегодня хотела бы поговорить о том, как священнослужители отдают себя полностью служению Богу и людям. И как мало люди это ценят. Когда священника рукополагают они снимают с себя обручальное кольцо, потому что душа священника словно венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Потому брак для священнослужителя возможен только до рукоположения в сан. После Таинства Священства он – человек, посвящённый Богу. Конечно с «белого» батюшки не снимается забота о семье. Он должен опекать свою малую церковь. Но это является для него второстепенной задачей. На первом месте он – служитель Божий. И несмотря ни на какую болезнь,ни на какие трудности они будут приходить в храм и совершать богослужения. Для священников не существует слово "Я". Очень мало людей это понимают и считают священников,то попрошайками, то шарлотами. А на самом деле кто помнит или знает, что если нужно что-то сделать для храма, а денег нет, то любой священник возьмёт это из бюджета семьи и сделает. Священники уходят молодыми из жизни,потому что они не находят время на себя, у них почти его нету. Они думают- " вот доделаю это,потом пойду к врачу. Вот дострою это, и потом пойду к врачу, или у меня сейчас денег нет на врача." Я недавно смотрела как в этот период когда аллергия очень обострилась пришли священники служить, и видно что они задыхаются, но не смотря на это они послужили, проповедь сказали, и после этого батюшка видно было что уже от боли не может дышать, но он с людьми пообщался и ещё крещение сделал, потому что он не может отказать людям. У батюшек нет времени на жалость к себе. Я помню как мой супруг в один год в Великий Четверг не мог вставать с кровати, но несмотря на это он поставил себе укол и еле-еле на карачках дошёл до машины, и мы с трудом доехали. Я помню эти страшные мгновенья, когда его двое людей под ручку вели, и он с огромным трудом совершил литургию что бы люди не остались без причастия. Кто может представить что творилось у меня тогда на душе? Я знаю священника который после операции не прошло и 3 недели,но он взял косу и пошёл косить возле храма,потому что некому было это делать. Я рассказываю вам об этом чтобы вы поняли,что священники они не попрошайки, они люди которые отдают полностью себя людям и служению Богу. Люди привыкли осуждать священников и если один где-то провинился будет гудеть интернет о его проступке. А вот про жертвенность батюшек пишут очень мало. Сегодня я бы хотела кричать, вопить: "дорогие мои,любите, цените своих батюшек!!!" Если ты веришь в батюшку - поводов для разочарования найдётся немало, но если ты веришь в Господа, - в Нем ты никогда не разочаруешься! Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а батюшки – для неба и для вечной жизни с Богом. Цените друг друга. Я вижу как тяжело священникам, как "сгорают" священники на своих службах – защищая наши души. Я вижу как "сгорают" служители армии на своей службе –защите Родины. Я видела как седеют и "сгорают "врачи переживающие за своих пациентов. Все те люди которые полностью отдают себя служению людям - это подвижники. Их всех нужно ценить!!! Ценить друг друга нужно каждый миг! Мы не знаем что будет завтра, мы не знаем не пожалеем мы о том что мы не додали,недолюбили. Если кто-то подходит к нам за помощью любой:финансовой и моральной или советом мы не имеем права не помочь ему, потому что может именно мы будем те, кто спасёт его от смерти. Мне кажется, что мы должны быть горды тем, что Господь выбрал нас себе в помощники. Потому что Бог помогает через людей и если к нам подошёл кто-то за помощью значит Господь знает что именно мы сможем ему помочь. Не надо делать надутые губки или фыркать что этот не достоин, или опять этот просит,или опять это попрошайка ходит за мною. Может именно вы будете для него спасательным кругом. Будьте благодарны,что вас Господь удостоил стать его помощником. Цените друг друга! Любите друг друга! Цените каждый миг своей жизни! И как пишет Н. А. Островский: "Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы"

В нашей семье любимый день недели - .... В этот день мы всей семьей отправляемся на лыжную прогулку.
Переходим.... дорогу и сворачиваем в лесок. Хорошо на морозном воздухе!
А.... вечером нас ждет.... баня.
Запиши: а) сочетания со вставленными словами; б) вторую и третью часть текста, в последнем предложении покажи связь главных членов; в) текст, покажи связь главных членов вр 2-м предложении.

охотиться в лесу всего трудней: высохший лист (лежит, гремит) под ногами, дичь тебя далеко слышит. Ещё и видит сквозь (редкий, густой) кустарник и, не допустив, улетает.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Найди в тексте выделенные существительные, определи их склонение и падеж.1) Лесу (__ скл., __ п.) 2) кустарник (__ скл., __ п.) 3) ногами (__ скл., __ п.) 3. Выпиши из текста задания №1 по одному слову в каждый столбик.ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ4. Укажи, какой частью речи является выделенное слово.Лист с (_____________) деревьев падал.Объясни свой ответ._______________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Подбери к слову СВЕТЛЫЙ четыре однокоренных слова, которые часто употребляются в речи.____________________________________________________________________________________6. Выпиши слово, где все согласные звуки мягкие.Уголь, ресница, лебедь, петли. ______________________________7. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.Днём лошади п…слись (________________) в лугах, а поз…ней (____________________) ночьюспали около тёплых стогов. Иногда лошади просыпались от гу…ков (_____________) парохода на реке. С бер…га (__________________) доносился запах шиповника.8. Выпиши слова, одинаковые по составу.Оттепель, глубина, заморозок, запахи, ручей. ________________________________________9. Поставь в конце предложений пропущенные знаки препинания (? ! .).1) Как хороши были тихие закаты над лесными озёрами__2) Камень малыш перевернул легонько тронул пальцем испуганного жука__3) Как в дождевую лужу могли попасть моллюски, рачки и рыбки__10. В задании № 9 обведи номер предложения, в котором пропущена запятая.Прочитай рассказ и выполни задания 11-12.Жил у нас в доме кот – Иваныч. Целый день он ел или спал. Бывало, залезет на тёплую лежанку, свернётся клубком и уснёт. Однажды замесила мама тесто в кадушке и поставила на печку. Прошло время и мама пошла посмотреть - хорошо ли тесто поднимается. Глядит, а в кадушке, свернувшись калачиком, как на перине, Иваныч спит. Всё тесто примял и сам весь измазался. Так мы без пирогов и остались. Иваныч был ленивый кот, даже мышей не ловил. Захожу я как-то на кухню, гляжу -Иваныч растянулся на полу и дремлет на солнышке, а рядом с ним целый выводок мышат гуляет: совсем крошечные, бегают по полу, собирают хлебные крохи, а кот будто пасёт их -изредка поглядывает да глаза от солнца жмурит. Но иногда Иваныч любил ради развлечения и поохотиться. Сидим мы как-то у окна, вдруг видим - по двору бежит Иваныч, а во рту крыса. Вскочил он в окно - прямо к маме в комнату. Разлёгся посреди пола, выпустил крысу, сам на маму смотрит: «Вот, мол, каков я охотник!» Мама вскочила на стул, крыса шмыг под шкаф, а Иваныч посидел-посидел и спать себе отправился.. 11. Допиши пропущенные пункты плана.1. Кот Иваныч2. _______________________________________________________________3. Мышиный пастух4. ______________________________________________________________12. Подчеркни главные члены в выделенных предложениях из рассказа.13. Прочитай текст. Зачеркни «лишнее» предложение.После вылета птенчиков из гнезда птичьи заботы кончаются. Ведь птенцов надо ещё научить летать, искать еду, прятаться от врагов. При опасности одни птицы подают птенчикам сигнал затаиться, другие стараются отвести врага хитростью, а третьи бесстрашно гонят коршуна или лисицу.14. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.Солнце взошло, туман стал расходиться волнами, шлюпку спустили на воду, поплыли на берег. Впереди туман, да волны накатывают, и глупыши кричат – морские птицы. Вынырнет из тумана глупыш и с криком за кормой в тумане исчезнет. Шлюпка – ____________________________________________________________________Глупыш – _____________________________________________________________________15. Поставь пропущенные знаки препинания в конце предложений.– А какой он из себя __– Ну, вроде птица, – сказал дед нерешительно. – Шагай быстрее__– А он чёрный__– Поглядишь – увидишь. – Если встретим, то можно двустволкой напугать, – предложили мы. – Ишь чего выдумали__16. Обведи кружком номер верного ответа. Суффикс есть во всех словах группы:1) словарь, секретарь 3) поток, комок2) пятак, добряк 4) лукошко, кошка

Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить.
Озаглавь каждую часть и запиши план. Ещё раз прочитай текст и выпиши из каж­дой части трудные для написания слова.
Напиши изложение по плану.

и мелодичные звуки доносятся... . ... виднеется лес. ... направляется охотник,а из лесу выскакивает заяц и... устремляется... . Слова для справок: мгновенно, вдали, вниз, там, снизу, наверху, туда, обратно. Запишите получившийся текст. Разберите все предложения по членам предложения. Укажите, какой частью речи выражено каждое обстоятельство.Покажите стрелками связь слов в словосочетаниях с наречиями.