«Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал: — О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину»

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Вот неверующие ухищрялись, чтобы заточить, убить или изгнать тебя. Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах — Наилучший из хитрецов» (Сура «Добыча», аят 30).

Многие муфассиры приводят такую историю.

— В Мекке был один дом, который назывался «Дарун-Надва». Однажды в этот дом вошли четыре мушрика, чтобы обсудить, как устроить засаду пророку Мухаммаду (мир ему) и убить его. Среди них затесался Иблис. Абу Джахиль велел ему покинуть этот дом. Но Иблис возразил:

— Я прибыл сюда из страны Наджид. Я прожил долгую жизнь, и поэтому смогу все предусмотреть. Я хочу остаться с вами и подсказать вам кое-что.

Абу Джахиль и его товарищи сказали:

— Раз уж ты прибыл из Наджида, оставайся с нами и посиди здесь.

Слово взял Утба:

— Его смерть решит все наши проблемы. Когда Мухаммад (мир ему) умрет, мы избавимся от его зла, и он не сможет нам больше навредить.

Иблис встрял в разговор:

— Это неправильное суждение, — сказал он.

Слово взял Шейба:

— Я предлагаю заточить его в темницу, и пусть он там умрет с голоду.

— Это тоже неправильно, — сказал Иблис.

После этого заговорил Ас бин Ваил:

— Давайте привяжем Мухаммада (мир ему) к верблюду и оставим в пустыне. Пусть там и умрет, — предложил он.

— Это тоже не подходит, — сказал Иблис.

Потом высказался Абу Джахиль:

— Соберем лучших парней из каждого племени и однажды ночью нападем на Мухаммада. Все вместе ударим его мечами, так что даже невозможно будет установить, кто именно его убил. Если его близкие потребуют выкуп, все соберем деньги и отдадим. Так мы избавимся от его зла.

— Хорошо сказал, — одобрил Иблис.

Все согласились убить Пророка (мир ему), придя к единому решению. После этого они покинули тот дом.

Тотчас явился Джибрил (а.с.) и сказал:

— О, Мухаммад! Всевышний Аллах велит тебе покинуть Мекку и переселиться в Медину. У меня тут еще есть одно тайное дело. Этой ночью ты будешь лежать в своей постели, но спать не будешь, так велит Аллах.

Когда наступила ночь, Пророк (мир ему) собрал сподвижников, чтобы посоветоваться.

— Кто из вас поедет со мною в Медину? — спросил он.

Абу Бакр ас-Сыддик (р.г.) сказал:

— О, Посланник Аллаха! Куда бы ты ни поехал, я поеду с тобой.

После этого Пророк (мир ему) посмотрел на сахабов и спросил:

— Кто из вас этой ночью ляжет в мою постель, тому я гарантирую, что он войдет в Рай.

Хазрати Али (р.г.) заявил:

— Я готов пожертвовать жизнью на твоем пути. Этой ночью в твоей постели буду лежать я.

Ночью неверующие окружили дом Пророка (мире ему) сидели, ждали. Иблис тоже был с ними. Всевышний наслал на них крепкий сон, даже Иблис заснул. Пророк (мир ему) вместе с Абу Бакром (р.г.) вышел из дома, затем взял горсть земли, рассыпал над ними и прочел суру «Йасин».

Из книги «Анваруль ашикын»

Читайте также:


Мы не одни в этом мире?

На протяжении всей истории человечество привлекало сверхъестественное. Духи, привидения и многие другие существа заполнили наши умы и захватили наше воображение. Существуют ли эти духи на самом деле? Являются ли они чем-то большим, чем просто плодом нашего воображения и иллюзией?

Искусственное прерывание беременности — величайший грех

В настоящее время искусственное прерывание подобно заразной болезни поразило наше общество. Некоторые наши соотечественницы даже не задумываются насколько это вредно для здоровья и крайне отрицательно воспринимается общественностью. Совершение этого деяния является тягчайшим грехом среди представителей различных конфессий

«Ля иляха иллАллах» состоит из четырех слов, в чем смыл этого?

Вопрос: «Ля иляха иллАллах» состоит из четырех слов, в чем смыл этого? Ответ: Некоторые ученые придерживаются следующего мнения: половина середины дня и ночи составляет четыре часа, и эти четыре слова, произнесенные в эти четыре часа, могут стать причиной принятия любой просьбы со стороны Создателя. Кто будет упоминать эти четыре слова и ночью, и днем, тот получит прощение от Всевышнего. По мнению других четыре слова, равны количеству ангелов, несущих их. Некоторые же это связывают с тем, что говорящий эти четыре слова искренне от сердца, будет полностью очищен от грехов.

Я приняла Ислам. Что дальше?

Первые годы после произнесения шахады не всегда проходят гладко. После прочтения множества книг, созерцания и осознания, что я готова к тому, чтобы сделать этот шаг, сам переход в мусульманство представился мне беспокойным.

«О,Аллах, я чуть было не продал свою религию!»

Рецепт здоровых волос от Посланника Аллаха (мир ему)

Уход за волосами – сегодня это не только неотъемлемая часть жизни современного человека, но и целая индустрия, без которой немыслима жизнь общества. Однако, наверное, сегодня мало кому известно, что на протяжении пятнадцати столетий мусульмане, следуя сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), трепетно относятся к вопросу ухода за волосами.

Дуа, читаемая в Ночь Предопределения

16 фраз, которые должен знать каждый мусульманин

Будучи мусульманами, при столкновении с теми или иными обстоятельствами, нам следует отвечать на них так, как предписано в исламе. Существует большое количество мусульманских фраз, которые являются уместными и подходящими в том или ином контексте:

© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Ночь Хиджры: из Мекки в Медину

20 сентября 622 года произошло переселение (хиджра) Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину. Один из величайших праздников ислама - Ночь Хиджры. Это память о переселении пророка Мухаммеда из Мекки в Медину. В эту ночь Мухаммед и Абу Бакр, выйдя из родной пророку Мекки, достигли Медины, где к тому времени сложилась мусульманская община. После этого исламская религия стала известна по всему свету, распространившись во все края земли.

Сегодня мусульмане всего мира вспоминают событие, которое праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб положил в начало исламского летоисчисления. Тем самым было ознаменовано начало эры ислама.

С самого первого дня исламской проповеди Мухаммеда и примкнувших к нему сторонников со злобой преследовали необращенные соплеменники. А уж после того, как курайшиты (правящее племя древней Мекки; из купцов этого племени происходит пророк Мухаммад) узнали, что пророк заключил договор с жителями города Ясриб, и число мусульман среди них выросло, обстановка вокруг Мухаммеда, жившего в ту пору в Мекке, стала и вовсе нетерпима.

Дело в том, что старейшины Ясриба предложили мусульманскому пророку переселиться к ним и возглавить их. В Ясрибе в ту пору жили постоянно враждовавшие друг с другом евреи и арабы, но и те и другие надеялись, что правление Мухаммеда покончит с бесконечными распрями и принесет долгожданный мир. Произошло это на тринадцатый год проповеди пророка.

С тех пор Мухаммеда и единоверцев притесняли в Мекке до такой степени, что запрещали им проповедовать, призывать людей к исламу, открыто молиться возле Каабы. Над мусульманами издевались и унижали их так, что в конце концов сторонники ислама попросили Мухаммеда позволить им покинуть родной город и переселиться в края, где они будут избавлены от гонений, забрасываний камнями, попыток сжить со свету. Пророк Мухаммед согласился с их доводами и указал им на Ясриб - город, который вскоре получил название Мадинат ан-Наби, то есть город Пророка или просто Медина.

Асхабы (сторонники пророка Мухаммеда) начали готовиться к переселению. Опасаясь язычников, переезжать в Медину они были вынуждены тайно. Асхабы покидали родной, но такой неласковый город под покровом ночи и маленькими группами, не заботясь об имуществе. С собой сторонники Мухаммеда брали лишь самое насущное: не за легкой жизнью гнались они, переселяясь в Ясриб, а лишь желая беспрепятственно молиться и проповедовать ислам.

Читайте также: Мусульманки требуют секс-рай на земле

Но не все уходили тихо. Например, ближайший сподвижник Мухаммеда, второй праведный халиф Омар ибн аль-Хаттаб, известный храбростью и силой, в разгар дня, на глазах множества язычников, семь раз обошел Каабу, вознес молитву Единому Богу и обратился к взирающей на него толпе многобожников со следующей речью: «Кто хочет оставить свою мать без сына, кто хочет оставить своего ребенка сиротой, кто хочет сделать свою жену вдовой, пусть попробует воспрепятствовать мне сделать Хиджру» (то есть, «переселение»).

Мало-помалу Мекку покинули все мусульмане, кроме самого Мухаммеда, первого халифа и тестя пророка Абу Бакра, на чьей дочери Аише тот был женат, кузена и зятя Мухаммеда Али и немногих мусульман, которые не могли уйти из города из-за плохого здоровья. Сам пророк попросил Абу Бакра остаться с ним, ожидая повеления Аллаха на собственное переселение.

Минуло четыре месяца. Пока пророк с ближайшими соратниками оставался в Мекке, в Медине росла мусульманская община. Создалось братство мухаджиров, как называли переселенцев из Мекки, и ансаров - мусульман Медины.

Но язычникам в окружении пророка Мухаммеда рост и усиление ислама в Медине был что нож острый по сердцу. Понимая, что сердцем исламской проповеди является Мухаммед, онисобрались на совет и вынесли пророку смертный приговор. Задумано было хитро: убить Мухаммеда должен был не один человек, а по одному представителю каждого рода города Мекки. А чтобы род пророка не смог отомстить по закону кровной мести, нанести удар Мухаммеду все убийцы должны были одновременно.

Согласно мусульманскому преданию, Аллах открыл Мухаммеду злодейский умысел язычников, послав к нему ангела Джибриля. Одновременно с этим Всевышний повелел своему пророку в ту же ночь совершить хиджру. Мухаммед и Абу Бакр немедленно покинули родную Мекку. В городе остался только Али, который должен был вернуть доверенное ему на хранение имущество - он-то и встретил убийц, пришедших по душу пророка Мухаммеда.

Но голова Али не была им нужна. Узнав, что Мухаммед вслед за своими единоверцами совершил хиджру, разъяренные язычники бросились в погоню. Мухаммед не успел уйти далеко, и, чтобы спрятаться от преследователей, ему пришлось три дня провести в пещере Савр недалеко от покинутой Мекки. Страшные минуты пережили беглецы, когда убийцы добрались до пещеры и были буквально на пороге… но Всевышний затмил им глаза и разум: ни одному даже в голову не пришло заглянуть внутрь.

Читайте также: Паломнические туры: дом Аллаха в Мекке

Абу Бакр, испуганный за жизнь своего зятя-пророка, сказал: «Если один из них посмотрит под ноги, то увидит нас». Но Мухаммед остался безмятежен: «Что ты скажешь о троих, один из которых - Аллах.» Пророк подразумевал, что сам Господь находится с ними в пещере и обязательно укроет от противников.

Собственно, так и вышло: охотники за пророческой головой вернулись в Мекку с пустыми руками, но немедленно объявили награду за поимку Мухаммеда. Сто верблюдов пообещали они дать тому, кому повезет больше, чем им. На эту наживку клюнул известный следопыт и охотник Сурака ибн Навфаль. Верхом на быстром скакуне он помчался на беглецами и уже почти настиг их. Но, когда Мухаммед и Абу Бакр были уже практически в его руках, лошадь Сурака вдруг начала тонуть в песке, как в воде. Перепуганный охотник взмолился о помощи к своим потенциальным жертвам, и те помиловали незадачливого убийцу. Мухаммед воззвал к Аллаху, и немедленно лошадь Сурака была освобождена из песчаного плена.

Впечатленный таким чудом, Сурака уверовал не сходя с места, признал Мухаммеда пророком и, памятуя о своих грехах, предусмотрительно попросил у него заступничества в Судный день перед Аллахом. Сурака доказал свою веру делом: не успел он вернуться в город (разумеется, без Мухаммеда), как тут же начал успешно сбивать со следа других охотников за жизнью пророка.

Тем временем Мухаммед и Абу Бакр, преодолев все трудности пути, все-таки добрались до Медины 12 числа месяца рабиуль-авваль. Там их встречали обрадованные сподвижники, принесшие пророку клятву верности. Куда благосклоннее принимали здесь проповедь Мухаммеда и его сторонников, поэтому ислам стал быстро распространяться по Аравийскому полуострову. А ночь ухода Мухаммеда из Мекки (в 622 году от Рождества Христова) положила начало новому летоисчислению, лунному мусульманском календарю, по которому до сих пор живет мусульманский мир.

Но враждебная мусульманам Мекка не осталась безнаказанной. В 630 году члены мединской общины во главе с пророком Мухаммедом победителями вошли в изгнавший пророка город. Жители Мекки сдались без боя и беспрекословно согласились принять ислам. С тех пор Мекка стала религиозным центром, а мусульмане начали молиться, обернувшись лицом в сторону священного города.

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Хиджра (هِجْرَةٌ ‎‎ араб. переселение, эмиграция, уход) - переселение пророка Мухаммеда в 622 году из Мекки в Медину. Именно это событие считается точкой отсчета исламского летоисчисления.

Термин относится к переселению Пророка Мухаммада и его сторонников из Мекки в Ясриб (будущая Медина), состоявшемуся в 622 г. Переселение связано с тем, что двенадцатилетняя пророческая миссия Мухаммада не нашла широкой поддержки в его родном городе. Последователи, которых он приобрел, и сам Мухаммад постоянно подвергались насмешкам и гонениям.
В 615 г. две большие группы первых мусульман, спасаясь от нищеты, на которую их обрекли знатные курайшиты, и от издевательств, переселились из Мекки в Абиссинию (Эфиопию), где им дал убежище христианский негус. Это была первая волна хиджры. Мухаммад оставался под защитой своего рода, так как хашимитов в то время возглавлял его дядя, Абу Талиб. Но в 620 г. Абу Талиб умер, и Мухаммад лишился и моральной поддержки, и защиты, так как главой рода стал Абу Лахаб, сторонник злейших врагов Мухаммада, впоследствии упомянутый в Коране среди тех, кто осужден на адские муки. Абу Лахаб отказал Мухаммаду в покровительстве, вынудив его искать убежище от гонений. Поиски укрытия вне Мекки привели Пророка сначала в Таиф, но попытки духовного сближения с жителями этого города были безрезультатными. Тем временем ситуация в Мекке обострилась: Мухаммаду угрожали физической расправой. Его враги из влиятельных курайшитов составили заговор с целью убийства Пророка, а чтобы вина за убийство была равномерно распределена между всеми заговорщиками, они решили, что представители каждого рода, участвующие в заговоре, нанесут Мухаммаду по удару. Помощь к Пророку пришла из Ясриба, города, находившегося в 400 км к северу от Мекки.
Во время тайной встречи (ал-акаба) с представителями Ясриба, совершавшими очередное паломничество, ему предложили переселиться в их земли, где он будет принят как вождь и судья, способный принести мир и положить конец междоусобицам. Мухаммад принял предложение старейшин и посоветовал Своим последователям начать переселение незамедлительно, но тайно от курайшитов и небольшими группами. Сам Пророк оставался в Медине во избежание подозрений и покинул ее вместе со своим ближайшим другом Абу Бакром одним из последних. В доме остался его племянник, Али ибн Абу Талиб, которого заговорщики, явившись за Мухаммедом, не тронули, а кинулись в погоню за беглецами. Согласно сире, Мухаммаду и Абу Бакру удалось спастись от преследователей, укрывшись в пещере, вход в которую чудесным образом заткал паутиной паук. Преследователи увидели паутину и, решив, что пещера необитаема, не стали ее осматривать. Несколько дней беглецы скрывались в пещере, а затем кружным путем через пустыню вышли к южной окраине Ясриба.
Традиция сообщает, что они прибыли в Ясриб в 12-й день раби ал-аввала 622 г. Навстречу Мухаммаду устремились жители города, предлагая ему кров. Пророк был смущен гостеприимством горожан и доверил право выбора своему верблюду. Земля, на которой остановилось животное, тут же была подарена Мухаммаду для возведения дома.

В последующей исламской истории термин хиджра употреблялся и в метафорическом смысле, обозначая религиозное путешествие верующего.

Переселение мухаммеда из мекки в медину

БЕГСТВО МУХАММЕДА ИЗ МЕККИ В МЕДИНУ

Из всех основателей мировых религий только существование Мухаммеда не подвергается сомнению большинством историков. Возможно, потому, что он жил во времена более близкие к нам, ведь ислам - самая молодая мировая религия.

Родилась она среди арабского населения Аравийского полуострова. Арабские племена были известны уже в глубокой древности, но они играли в основном подчиненную роль по отношению к соседям. В VI - первой половине VII в. наибольшее влияние на арабов имели могущественные Персия и Византия.

Только в VI в. н. э. из арабских родов и племен складываются более прочные союзы и объединения, у них начинают развиваться государственные формы пока что на основе отдельных центров - Мекки, Ясриба и др. Арабы были язычниками, поклонялись многочисленным идолам, зачастую это были обычные камни. Среди таких святынь наибольшее значение в арабском мире играла знаменитая Кааба в Мекке. Здесь проводились ежегодные ярмарки, совпадавшие по времени со священными празднествами, посвященными поклонению Каабе. Племя курайшитов, наиболее сильное в Мекке, претендовало на роль гегемона для всего арабского мира, по крайней мере в отношении к западной части Аравийского полуострова - Хиджазу. Курайшитский род Хашимов держал в своих руках ключи от храма Каабы, следовательно, пользовался наибольшим влиянием в городе.

Аравийский полуостров кроме арабов населяли представители и других этнических, соответственно и религиозных, групп - евреи, иранцы и пр. Среди них были иудеи, зороастрийцы, христиане, в том числе многочисленные сторонники еретических учений: арианства, несторианства, монофизитства. Такое количество монотеистов не могло не влиять на развитие религиозных представлений арабов. Повышение культурного уровня приводило к увеличению скептицизма населения по отношению к старым идолам. Арабы в VII в., безусловно, не были фанатично преданны своим идолам. Все большее значение приобретает культ одного из многочисленных богов - Аллаха, чей приоритет признавался уже многими жителями полуострова. Наконец постоянные междоусобные войны, конфликты с сильными соседями, экономические и социальные неурядицы объективно вели арабов к мысли о необходимости объединения, что требовало и духовного обновления, и новой, единой идеологии.

В арабской среде появляются, как в свое время в еврейской, многочисленные проповедники и пророки - ханифы, которые возвещают приход мессии, скорый божий суд и выступают против идолопоклонничества. Одним из таких ханифов был и родившийся в 571 г. Мухаммед. Он происходил из упомянутого рода Хашимов, но из бедной семьи, поэтому вынужден был заниматься «презренными» занятиями, например пастушеством. Положение его изменилось, когда он женился на богатой вдове Хадидже. Где-то в возрасте 40 лет Мухаммед почувствовал потребность начать проповедовать среди мекканцев. Историки полагают, что основатель ислама обладал рядом свойств, которые позволили ему завоевать авторитет среди арабов. Это был человек, умевший убеждать, увлеченный и мечтательный. Его подверженность эпилептическим припадкам, во время которых к нему приходили видения, вероятно, поражала впечатлительных последователей Мухаммеда.

Мухаммед объявил себя новым пророком и начал проповедовать религиозные истины в духе ханифов. Он явно воспринял ряд положений как иудаизма, так и христианства, но полагал, что истинное учение искажено этими религиями. Мусульманство стало строгой монотеистической религией Аллаха. Учение ислама было изложено в Коране. Первыми последователями пророка стали его ближайшие родственники и друзья. Среди них стоит выделить практичного купца Абу-Бекра и энергичного воина Омара, которые сделали для распространения ислама едва ли не больше, чем их экстатический друг.

Конечно, новое учение было направлено против родоплеменной знати, державшей в руках и религиозные дела. Недаром Мухаммед часто обращался к беднякам и рабам. Хранители культа Каабы и многие влиятельные в Мекке лица подвергли нового пророка насмешкам и издевательствам. Физически воздействовать на него они долгое время не могли, опасаясь оскорбить родовую честь могущественных Хашимов. Наконец в 617 г. представители этого рода были отстранены от караванной торговли, что говорит о том, что мекканская аристократия уже всерьез опасалась боговдохновенного пророка. Позже вместо поддерживавшего племянника главы рода Абу-Талиба во главе Хашимов был поставлен Абу-Лехеб, ненавистник мусульман. По легенде, он задал пророку провокационный вопрос, где окажутся после смерти «язычники», на что Мухаммед не мог ответить ничего, кроме как «в аду». Это послужило решающим доводом в пользу устранения неугодного проповедника. Гонения на мусульман в Мекке усилились.

Мухаммед же решил искать поддержки за пределами Мекки. Часть его последователей переселилась в Северную Эфиопию. В 620 г. он попытался обратить в свою веру жителей города Таиф, но безуспешно. Наконец он обратил внимание на земледельческий город Ясриб, давно соперничавший с Меккой. В Ясрибе уже много лет продолжалась распря между арабскими племенами аусов и хезреджей. За время междоусобицы опасно усилилось религиозное влияние проживавших там же иудеев. Вероятно, вражда с Меккой, а также необходимость объединить арабов вокруг общей идеи повлияла на решение ясрибской знати пригласить к себе в качестве своеобразного третейского судьи популярного пророка из Мекки - Мухаммеда. Переговоры состоялись в 622 г., весной в Ясриб стали отбывать небольшие группы мусульман. Мекканские аристократы не могли остановить этого исхода. Они уже договорились убить пророка, но тот ускользнул от них, перебравшись в Ясриб 16 июля 622 г.

С того времени Ясриб стал носить имя Медина («город пророка»). Бегство Мухаммеда стало ключевым эпизодом в истории ислама и называется «хиджрой», от него ведется отсчет в мусульманском лунном календаре. Соответственно, 16 июля стало считаться и первым днем нового года.

Медина встретила Мухаммеда и его сторонников торжественно и со всем возможным гостеприимством. Пророк вскоре сосредоточил в руках не только судебную, но и, конечно, вероучительную, а также политическую власть. Раздоры между арабами здесь прекратились, все они были поделены на две категории: ансаров (живших здесь и прежде) и мухаджиров (переселенцев Мухаммеда). Мухаджиры долгое время не имели земельной собственности и жили на иждивении у ансаров. Но именно они были главными сподвижниками Мухаммеда в экспансии, которую начала его религия. Постепенно в Хиджазе создается мощный союз городов и племен, объединенный на базе ислама вокруг Медины. Вводится невиданная дотоле у арабов религиозная дисциплина, уплата десятины. Разрабатываются культ и вероучение мусульманства, причем Мухаммед делает явные уступки прежним верованиям в виде установления священных месяцев, признания священности Мекки и Каабы. С 623 г. он ведет открытые военные действия против Мекки, нападая на идущие туда и оттуда караваны даже в священные месяцы (отсюда берет начало идея священной войны, которую можно вести в любое время). После многолетних военных действий в 630 г. Медина одержала верх.

Смотреть что такое «Хиджра» в других словарях:

ХИДЖРА - араб. hedschra, от hadschara, бежать. Бегство Магомета из Мекки в Медину, в ночь с 15 на 16 е июля 622 г. по Р. Хр. С этой эпохи мусульмане ведут свое летоисчисление. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с… … Словарь иностранных слов русского языка

ХИДЖРА - (араб. переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год Хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама) 622… … Большой Энциклопедический словарь

Хиджра - переселение пророка Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Ясриб (Медину). Совершено (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 г. (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I год хиджры был объявлен началом мусульманского… … Исторический словарь

ХИДЖРА - ХИДЖРА, хиджры, жен. То же, что геджра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

хиджра - сущ., кол во синонимов: 5 бегство (12) геджра (3) гиджра (3) … Словарь синонимов

Хиджра - (hegira, араб, hijra исход, переселение или разрыв связей), тайный отъезд Мухаммеда из Мекки в 622 г. в сопровождении Абу Бекра с намерением поселиться среди жителей Ятриба, впоследствии Медины, что положило начало первой общине мусульман. В… … Всемирная история

хиджра - (араб. переселение), переселение Мухаммеда и его приверженцев из Мекки в Медину в сентябре 622. При халифе Омаре I (634 644) год хиджра объявлен началом мусульманского летосчисления. Исходным для него принято 1 е число 1 го месяца (мухаррама)… … Энциклопедический словарь

Хиджра - Ислам · Пророки … Википедия

Хиджра - I Хиджра (араб., буквально переселение) переселение Мухаммеда и его приверженцев (мухаджиров) из Мекки в Ясриб (Медину), совершенное (согласно мусульманской традиции) в сентябре 622 (между 8 и 21 или 24 сентября). При халифе Омаре I… … Большая советская энциклопедия

Хиджра - (тат.) см. Геджра … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Это интересно:

  • Министерство обороныРоссийской Федерации Единый реестр Обращаем Ваше внимание, что раздел «Жилье военнослужащим» находится в опытной эксплуатации. В настоящее время проводятся работы по актуализации сведений данного раздела. Вы не сможете получить сведения из ЕДИНОГО РЕЕСТРА в […]
  • Регистрация, снятие с регистрационного учета страхователей и подтверждение ими основного вида экономической деятельности Перечень основных нормативных правовых актов по регистрации, снятию с регистрационного учета страхователей и подтверждению ими основного вида экономической […]
  • Как жить после развода? Если хорошо подумать, то развод, как бы трагичен он не был, это всего лишь окончание чего-то перед началом чего-то другого. Неплохо было бы разобраться, о чём мы жалеем при разводе больше: о потерянном времени в прошлом или об утраченных возможностях, на которые […]
  • Исковое заявление и его реквизиты по ГПК РФ. Порядок исправления недостатков искового заявления Исковое заявление – установленная законом форма обращения в суд за разрешением спора о субъективном праве. В исковом заявлении выражается воля заинтересованного лица, обращающегося в суд за […]
  • Примерная форма приказа о допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо допуске к самостоятельной работе (после прохождения стажировки) [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] г. [ вписать нужное ] О допуске к […]
  • Являются ли муж и жена родственниками? В повседневной жизни мужа и жену много связывает: дети, имущество, права и обязанности. По крови – нет, а по смыслу наверно – да? Ну, не по смыслу, а скорее по восприятию. Это субъективно. Но вообще - да, по закону жена относится к ближайшим […]
  • Статистика и причины разводов Экономические науки Похожие материалы Давно прошло то время, когда развод был редкостью и обсуждался, как большой скандал. В нашем современном мире разводом уже никого не удивишь. Приблизительно с 1970 года количество разводов в России стало значительно […]
  • Выигрывает не тот кто лучше всех играет по правилам У человека должна быть цель, он без цели не умеет, на то ему и разум дан. Если цели у него нет, он ее придумывает… Как только общество решит какую-нибудь свою проблему, сейчас же перед ним встает новая проблема таких же масштабов… нет, […]

Современный мир считает, что пророк Мухаммед является основоположником ислама. Его полное имя читается как Muhammad, а жизнеописание пророка начинается с 570 года, с которого по очередности приведены факты его существования.

Рожден он был в известной семье Саудовской Аравии, в 570 году, если считать по христианскому календарю.

Отец Мухаммеда был кровным родственником основателя Мекки, что давало ему принадлежность к такому знатному роду как Курайш.

Жизнь пророка Мухаммеда

Отец умер еще до рождения сына, а мать он потерял в возрасте 6 лет. Воспитывал Мухаммеда его дедушка, которого зовут Абдалмутталиб, а затем, после его смерти, права на мальчика получил его кровный дядя – Абу Талиб.

Рождение и детство основателя ислама

Детство его проходило в простом и постоянном труде: он пас овец, ухаживал и кормил животных, помогал по хозяйству, снаряжал караваны. При достижении 25-летнего возраста юноша поступил на службу к обеспеченной Хадидже.

В его обязанности входило сопровождение торговых караванов в Сирию, а также содержание животных в надлежащем порядке.

Женитьба

Прошло много времени, когда Мухаммед вырос и превратился в статного мужчину.

Он предложил Хадидже свое сердце, а она ответила согласием, после чего была проведена пышная свадебная церемония.

Его жена была для него единственной любовью – одной и на всю жизнь. Всего же у него было 13 жен и множество детей, но он всегда любил только первую — Хадиджу.

Начало проповеди и религиозная деятельность

Пророк какое-то время занимался торговлей, но после практик медитаций у него случилось видение, в котором к нему пришел Ангел и сообщил весть от самого Бога.

Таким образом, спустя время, Мухаммед начал новую жизнь и сразу приобщил к вере свою жену и племянника. Затем ему поверили его друг Абу-Бекр и бывший раб Зайд.

В первое время Мухаммед не рассказывал открыто о Боге – он боялся преследований и угроз со стороны правительства. Но после того, как Ангел посетил его и приказал говорить всем людям о Боге, он пошел в Мекку и там начался период его проповедования. К 610 году жители Мекки, до этого не слышавшие учения о Боге, встретили Мухаммеда с издевками.

Но он продолжал свои проповеди несмотря ни на что. Конечно, сказывалось отсутствие образования, и он не мог читать Священные книги, поэтому он запоминал все, что слышал, и переводил это в краткую стихотворную форму.

Мухаммед призывал жителей любить друг друга и уважать ближнего своего. Все, что он говорил, слушали даже дети. Свои слова он подкреплял чудесами, такими как исцеление от недугов.

Переселение Мухаммеда из Мекки в Медину

Так как за мусульманами постоянно были слежки и гонения, Мухаммед принял решение переехать в Медину вместе со своими паломниками. Там его встретили тепло и радушно.

Местная еврейская община примкнула к Мухаммеду и приняла новую веру. С этой исторической точки и наступила эпоха мусульманства — Хиджра.

Учение Мухаммеда

Учения пророка основывались на двух религиях: христианстве и иудаизме. Со временем его влияние распространилось настолько, что исламские общины в Мекке признали свое поражение и разрешили Мухаммеду в 630 году вернуться в Мекку. Теперь столицей ислама стал город Мекка.

После долгих молитв и медитаций, Мухаммеду на закате своей жизни был ниспослан Коран, который он записал как книгу, олицетворяющую ислам.

За несколько лет до своей кончины он сказал своим проповедникам, чтобы они собрали деньги и построили мечеть, которая сейчас находится в Мекке. Там он и провел последнюю службу, где строго наказал женщинам носить платок, дабы спрятать волосы.

Как умер пророк Мухаммед

Получив всеобщую любовь и признание, пророк вернулся в Медину, где и скончался в 632 году, после своего паломничества на Священную родину ислама.

Как написано в Священной книге, пророк долго болел и несмотря на то, что он плохо выглядел, все равно посещал мечеть. Похоронен он недалеко от дома, и на сегодняшний день его могила является местом сподвижничества для прихожан.

Пророчества Мухаммеда

Самые известные пророчества касаются ислама и востока. Например, он предсказывал покорение Иерусалима после его смерти и завоевание Персии, а также падение Рима, Йемена.

Множество пророчеств говорят об Апокалипсисе: в них повествуется о том, что в последние дни верующие будут изгнаны из своих домов, а городами будут править лживые люди.

Потомки пророка Мухаммеда

У него родилось 6 детей: 4 дочки и 2 сына. К сожалению, история умалчивает, по какой причине мальчики умерли в младенчестве, а девочки в раннем возрасте, однако, пережить отца удалось лишь одной из дочерей – Фатиме.

Заключение

Сейчас в интернете много биографических фильмов, содержащих исторические факты о жизни пророка Мухаммеда и его смерти, а также много фото тех мест, где он проповедовал.

переселение Пророка из Мекки в Медину

Хвала Аллаху, который отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы возвысить её над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам. Мир и благословение избранному Аллахом в качестве доброго вестника и предостерегающего увещателя для миров, нашему Пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.

Посланник Аллаха ﷺ является примером и светочем, указывающим путь всем людям. Его жизнь переполнена событиями, являющимися уроком для его последователей, вдохновляющими их к благим поступкам. Одним из таких событий является Хиджра (переселение) Пророка из Мекки в Медину.

Причины Хиджры

Для совершения Хиджры были причины. Среди них необходимость переселения в силу известных причин и обстоятельств, а также ряд причин упомянутых ниже. Самые главные из этих причин:

— Усиление вражды со стороны курайшитов и располагавшихся вокруг Мекки обществ против призыва Пророка ﷺ, которая проявлялась в его отвержении, а также идеологическом и экономическом противостоянии. Дело дошло до того, что они прибегли к преступному решению: покушению на жизнь Пророка ﷺ с тем, чтобы приостановить пророческую деятельность Мухаммада ﷺ. Это послужило поводом для поиска другого, более благополучного места, где будет принято небесное напутствие и будет свобода для его распространения среди людей.

— Потеря в Мекке самого дорогого помощника и защитника. Большая часть родственников Пророка ﷺ выступили против призыва к Исламу, и к нему на помощь пришли только несколько членов его семьи, самым главными из которых были его дядя Абу Талиб и жена Хадиджа. По воле Аллаха им суждено было покинуть этот мир в один и тот же год. Абу Талиб и Хадиджа были для Пророка ﷺ надежной опорой и помощью.

— Поиск подходящей среды для принятия призыва Пророка ﷺувенчался успехом, когда группа жителей Медины поспешили присягнуть Пророку ﷺ на принятие веры, предоставление убежища и оказание помощи (вторая присяга Акабы в Мине).

— Сохранение пророческого послания беспристрастным, чтобы честь и заслуга этого послание принадлежала только Аллаху и Его Посланнику, и никто не мог сказать, что мекканцы поддерживали Пророка ﷺ из-за национальной и племенной принадлежности. Воля Аллаха была в том, чтобы он и его призыв были приняты чужим обществом, а не его соотечественниками.

Краткое описание Хиджры

Когда со стороны курайшитов усилились вражда и козни против Пророка ﷺ, он решил совершить хиджру и начал тщательно готовиться к этому событию. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Посланник Аллаха пришел к Абу Бакру и сказал: Я получил разрешение переселиться. И тот воскликнул в ответ: Значит ли это, что я буду сопровождать тебя?l Аиша продолжает: Клянусь Аллахом, я никогда раньше не видела, как плачут от радости, пока не увидела в тот день плачущего Абу Бакра».

Пророк ﷺ и Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) вышли из Мекки и направились в пещеру Саур, которая находилась к югу от Мекки, и укрылись в ней.

Абу Бакр отдал поручение своему сыну Абдуллаху прислушиваться в городе ко всему, что о них говорят, и приносить эту информацию вечером того же дня к ним в пещеру. А Асма дочь Абу Бакра каждый вечер должна была снабжать их продовольствием и всем необходимым в этих условиях.

Курайшиты объявили вознаграждение в сто верблюдов тому, кто приведет Пророка и его спутника и люди начали усердно искать. Преследователи добрались и до входа в пещеру. Абу Бакр рассказал: «Находясь в пещере вместе с Пророкомﷺ , я сказал ему: О Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то увидит нас! Пророк ﷺ ответил: А что ты скажешь о двоих, третьим из которых является Аллах. Мы покинули пещеру, когда поиски все еще продолжались, и никто не смог обнаружить нас кроме Сураки ибн Малика бин Джу’шума, который преследовал нас верхом на коне. Тогда я воскликнул: Это погоня настигла нас, о Посланник Аллахаl Он же сказал мне: Не печалься, поистине Аллах с нами!» Всевышний Аллах спас Пророка ﷺ от козней курайшитов и они не смогли его победить. Он благополучно добрался до Медины, и жители города встретили Пророка ﷺ с любовью и радушием. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел более радостного и светлого дня, чем тот день, когда посланник Аллаха ﷺприехал к нам, и никогда не видел дня более мрачного, чем тот день, когда Посланник Аллаха ﷺ умер».

Эта дата выбрана в качестве точки отсчета мусульманского календаря. Именно с этого дня новая религия, проповедуемая Мухаммедом, ислам (что означает "покорность", имеется в виду - Богу), начинает свое распространение.

Аравия до Мухаммеда

Аравия – полуостров в Западной Азии, расположенный по соседству с Африкой; это засушливая и пустынная область, как и Сахара, которая ее продолжает по другую сторону Красного моря. В нескольких оазисах, в горах на западе и на юге развивается земледелие.

В начале VII в. арабы в своем большинстве – это племена кочевников-скотоводов, которые постоянно враждуют друг с другом. Несколько городов, как Мекка и Ятриб (Медина), являются торговыми центрами, где заканчиваются караванные пути, ведущие из Сирии и Персии.

В Аравии распространены иудаизм и христианство. В 525 г. во время эфиопского вторжения (Эфиопия приняла христианство монофизитского толка) христианство на время даже стало официальной религией Южной Аравии.

Но большинство арабов остаются язычниками. В Мекке – центре паломничества – поклонялись различным идолам, а особенно черному камню в храме Каабы.

Жизнь Мухаммеда

Мухаммед родился около 570 г., рано осиротел, пас стада, а в 25 лет стал погонщиком караванов богатой вдовы Хадиджи, на которой впоследствии женился.

К сорока годам ему явился ангел, сообщивший, что Бог избрал его своим пророком. Он начинает проповедовать новую религию – ислам.

Вначале его проповеди не имеют никакого успеха. Он вызывает антипатию богатых купцов Мекки своими нападками на идолов (паломничество было источником доходов жителей города) и требованиями делиться своим имуществом с бедняками.

Чтобы спастись от преследований, он убегает из Мекки в Ятриб, который назовут Мединой ("медина" на арабском означает "город", имеется в виду "город пророка"). Этот его исход (622) получил название хиджры.

Мухаммед надеется найти в Медине более благосклонную аудиторию, здесь много иудеев и христиан. Действительно, здесь его ждет успех, и Мухаммед становится политическим и религиозным лидером Медины. Он собирает под своей властью несколько племен и в 629 г. возвращается в Мекку победителем. Он помирится с мекканцами, сделав необходимость паломничества в Мекку требованием новой религии. Мекка станет святым городом ислама. Здесь он умрет в 632 г., объединив большую часть арабов под знаменем новой религии и своей власти.

Принципы новой религии изложены в Коране (по-арабски "чтение"). Он составлен из откровений, переданных Мухаммедом ученикам, которые их запомнили, а позже записали.

Коран является одновременно священной книгой и гражданским кодексом, так как определяет правила общественной жизни. Религия и политика слиты в исламе воедино.

Ислам ссылается на Ветхий Завет и признает в Аврааме и Моисее пророков. К ним он добавляет Иисуса, признаваемого пророком, но не сыном Божьим.

Ислам – религия монотеистическая. Символ веры, Шахада, прост: "Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк". Как и иудейская религия, ислам запрещает всякое изображение Бога и, чтобы избежать идолопоклонства, запрещает изображение человека и других живых существ.

Обязанности верующего просты, хотя и нелегки для исполнения. Они составляют пять столпов ислама: повторение Шахады; совершение пяти ежедневных молитв, которые следует произносить, обратясь лицом к Мекке после очищения путем омовения; соблюдение поста в месяц рамадан (в течение целого месяца нельзя ни есть, ни пить от восхода до захода солнца); раздача милостыни бедным. Последняя обязанность – по крайней мере раз в жизни совершить паломничество в Мекку.

Ислам запрещает вино и другие алкогольные напитки, а также употребление свинины и "нечистого" мяса (животное должно быть забито по определенному ритуалу). Эти же запреты свойственны иудаизму. Ислам также запрещает азартные игры и ростовщичество. Он терпим к многоженству, но советует ограничиться четырьмя женами.

Арабские завоевания

Накануне смерти Мухаммед призвал своих учеников исламизировать мир и обещал рай тем, кто погибнет в "священной войне" за веру.

В следующие 30 лет после смерти пророка исламизированные арабы бросились на завоевание мира, создав огромную империю от Испании до Индии.

Они быстро покорили Сирию и Египет, где христиане-монофизиты подвергались налоговой эксплуатации и религиозным преследованиям со стороны византийцев. Они разгромили персидскую сасанидскую монархию и захватили Персию и Центральную Азию до границ Индии. На западе они завоевали Северную Африку, затем Испанию, где разрушили королевство вестготов. В стране франков они были остановлены у Пуатье в 732 г. майордомом Карлом Мартеллом.

С 632 до 661 г. вся эта империя вынуждена была признавать власть наследника Мухаммеда, носившего титул халифа (вождь) и объединяющего в своем лице политическую и религиозную власть.

В 661 г. зять пророка Али был свергнут правителем Сирии, объявившим себя халифом и основавшим династию Омейядов. Тех, кто не признал эту узурпацию и поддержал Али, стали называть шиитами.

В 750 г. Омейяды были свергнуты новой династией, Аббасидами, которые избрали столицей халифата Багдад. Один из потомков Омейядов спасся и добрался до Испании, где основал Кордовский халифат. Позже шиитский халиф, выдававший себя за потомка Али, обосновался в Каире.

Мусульманский мир потерял свое единство, но оставался активным и богатым.

Коран предписывает искать знание везде, даже если бы пришлось за ним идти до Китая. Первые халифы распорядились перевести на арабский язык великие труды греческой античности (работы Аристотеля, Птолемея) и совершенствовать математические, астрономические, географические знания древних. Именно через переводы с арабского на латинский европейское средневековье открыло Аристотеля.

Мухаррам знаменует собой начало нового года по мусульманскому летоисчислению. Оно ведётся от даты переселения (по-арабски «хиджра») пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Ясриб, переименованный позже в Медину («город Пророка ﷺ »). Это переселение было совершено в 622 году по григорианскому летоисчислению. Об истории хиджры повествуется в книге «История пророков» досточтимого шейха Саида-афанди аль-Чиркави .

Когда притеснения со стороны неверных стали невыносимыми, сподвижники пожаловались Пророку ﷺ . Пророк ﷺ разрешил им переселиться и сказал, что лучше идти в город Ясриб. Получив разрешение Посланника Аллаха ﷺ , сподвижники группами стали готовиться к переселению. Поскольку Любимец Всевышнего ﷺ указал на Ясриб, все, у кого была возможность, направились туда. Из-за препятствий, чинимых мекканскими неверующими, мусульмане были вынуждены выйти в путь тайно, поздней ночью.

‘Умар ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ же, уходя, открыто объявил: «Вот я ухожу. Кто хочет, чтобы его дети осиротели, жена овдовела, заплакала мать , встаньте на моем пути!». Но найдется ли соперник ‘Умару ибн Хаттабу ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ , исполненному имана, не страшащемуся смерти ?! Чтобы выступить против него и помешать ему, надо было не знать его саблю.

Все мухаджиры (1 ) переселились в Медину , Любимец Аллаха ﷺ же остался среди язычников. До получения разрешения Всевышнего он вместе с Абу Бакром ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ оставался в Мекке .

Ангел Джибриль ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ прибыл к Пророку ﷺ , чтобы сообщить о коварном плане курайшитов, и посоветовал ему ночью уложить в своей постели ‘Али ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ . Он передал ему разрешение Аллаха на переселение (хиджру), велел отправиться к Абу Бакру ﺭﺿﻲﷲﻋﻨﻪ и готовиться к отъезду этой ночью.

Каждый хотел, чтобы Любимца Господа ﷺ остановился у него. Посланник ﷺ , никого не выделяя, отвечал так, что все остались довольны. «Аллах повелел верблюду, дайте ему идти куда велено», - сказал он. Верблюд с Ахмадом ﷺ на спине пошёл вперед и остановился, опустившись на колени, на месте будущей мечети. Затем верблюд встал с этого места, пошел дальше и остановился также у дома Абу Аюба. После этого он снова встал и вернулся туда, где останавливался раньше, и обосновался там. Он посмотрел по сторонам и начал урчать. Пророк ﷺ сказал, что здесь место его жилища, и спешился. Он выразил желание построить здесь мечеть. Участок предлагали ему даром, но Пророк ﷺ не согласился принять дар. Владельцами этой земли были двое сирот, о которых заботился сын Зарарата. Любимец Всевышнего ﷺ отдал сиротам десять динаров и начал закладку фундамента мечети.

Согласно версии, приведенной в книге «Ис‘афу ррагибин», строительство началось в конце месяца раби аль-авваль, а завершилось на следующий год в месяце сафар. В строительстве принимал участие и сам Пророк ﷺ , он носил камни вместе со сподвижниками. В то время как другие носили по одному кирпичу, Аммар брал всегда по два. Рядом с мечетью построили и две комнаты – для Савды и ‘Айши. До окончания строительства мечети и комнат Ħабîб ﷺ жил в доме Абу Аюба.