Занятие № 2

Тема лекции: Экономика транспорта и ее особенности.

План лекции

    Предмет экономики автомобильного транспорта.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

4. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Теоретическая часть

1. Предмет экономики автомобильного транспорта.

Общественное производство, т.е. единство производительных сил и производственных отношений, изучается с двух сторон. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершаемый между человеком и природой. Объектом их изучения являются преимущественно вещественные отношения. Общественные и социально-экономические науки изучают отношения между людьми в процессе производства и объектом изучения являются производственные отношения.

Транспорт, как часть общественного производства, изучается с технической стороны и со стороны общественных отношений. Экономика транспорта изучает общественные отношения на транспорте и закономерности их развития.

Экономика транспорта изучает:

    действия и формы проявления на транспорте объективных экономических законов;

    условия и факторы, обеспечивающие достижение в интересах общества наилучших результатов при наименьших (минимальных) затратах живого и овеществленного труда;

    методологию и методику планирования транспорта;

    роль транспорта в расширенном воспроизводстве;

    экономические методы повышения эффективности работы транспорта;

    взаимоотношения транспорта с другими отраслями материального производства.

Экономика автомобильного транспорта является одним из важных разделов экономики транспорта. Она изучает условия работы транспорта и разрабатывает рекомендации для обеспечения наиболее полного и высококачественного удовлетворения потребностей народного хозяйства, частных предпринимателей и населения в автомобильных перевозках с минимальными затратами общественного труда.

Материальной основой обращения продукции машиностроения, сельского хозяйства, строительства и т.д., является транспорт, при помощи которого осуществляются многосторонние внутрирайонные и межрайонные связи.

Экономические и исторические условия развития народного хозяйства, неравномерность размещения промышленного производства обуславливают важное значение транспорта в расширенном воспроизводстве.

2. Задачи экономики автомобильного транспорта.

Основными задачами экономики автомобильного транспорта являются:

изучение комплексного развития территорий, отраслевых производств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.);

изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований;

изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий;

исследование и распространение методов, способствующих экономическому развитию страны;

использование экономических и технологических методов организации производства автотранспортных услуг для улучшения обслуживания населения при условии снижения транспортных затрат в цене готовой продукции;

выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономически эффективной доставке грузов и пассажиров;

определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомобильную отрасль для формирования её современной материально-технической базы.

3. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт осуществляет перемещение грузов народного хозяйства из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда можно считать готовым, когда он доставлен потребителю. Осуществляя перемещение продуктов, транспорт обеспечивает их доставку в места назначения и делает возможным фактическое их использование. Это объективно-необходимый процесс, благодаря которому происходит реализация потребительной стоимости.

В результате производственного процесса, т.е. процесса перевозок, не создается нового продукта. В отличие от, других отраслей материального производства продукция транспорта не существует самостоятельно вне производственного процесса.

Особенностью транспорта является то, что его продукция – это само перемещение грузов и пассажиров, тот полезный эффект, который создается транспортом.

В промышленности или сельском хозяйстве процесс производства продукта и процесс его реализации и потребления разделены между собой в пространстве и времени, т.е. вначале производят продукт, затем его реализуют и потребляют.

На транспорте эти процессы слиты воедино и совпадают во времени, т. к. перевозка грузов и пассажиров, само перемещение и является продукцией транспорта.

Продукция транспорта – это перемещение людей и натурально-вещественных продуктов во времени и пространстве без изменения физических и химических свойств продуктов.

Транспорт необходим для осуществления перевозок как внутри предприятий, так и между предприятиями, районами и странами.

Перемещение требует дополнительных затрат труда, в результате этого возрастает стоимость перевозимого продукта на величину общественных издержек на транспорт. В результате перемещения продукции в сфере обращения изменяется потребительная стоимость продукции, т.е. ее полезность, ее способность удовлетворять потребности людей.

Пространственное перемещение продуктов от места производства к месту потребления или пространственное перемещение людей и является потребительной стоимостью, создаваемой транспортом.

Например: картофель на полях является для общества лишь потенциальной потребительной стоимостью. Для того, чтобы она стала реальной потребительной стоимостью, необходимо его доставить к потребителю, т.е. кроме труда картофелеводов, затратить еще и труд работников автомобильного или железнодорожного транспорта. Стоимость перевозимых продуктов растет на величину общественных издержек на транспорт.

Транспортная продукция возникает и потребляется в самом процессе перевозок. Поэтому отпадает необходимость создания запасов транспортной продукции. Эта важная особенность транспортной продукции определяет необходимость иметь резервы наличия подвижного состава, в целях бесперебойного удовлетворения потребностей народного хозяйства, населения и частных предпринимателей в перевозках грузов и пассажиров. Это основная отличительная черта продукции транспорта от продукции других отраслей материального производства.

Транспорт не создает нового продукта. Поэтому в его издержках на производство готового продукта не содержится такого главного элемента как сырье. Это вторая отличительная черта.

Процесс перемещения грузов или пассажиров состоит из трех элементов:

    погрузка грузов или посадка пассажиров;

    перемещение;

    выгрузка грузов или высадка пассажиров.

Продукция транспорта, не имея вещественной формы, измеряется количеством груза или пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

Измерителями транспортной продукции по грузовым перевозкам являются объем перевозок (Q ) в тоннах и грузооборот (Р) в тонно-километрах.

По пассажирским перевозкам измерителями транспортной продукции являются количество перевезенных пассажиров и пассажирооборот.

3. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта.

Транспорт является отраслью материального производства с особым характером трудовых процессов и специфической формой продукта производства.

Степень участия отдельных видов транспорта в перевозках грузов и пассажиров не одинакова. Она зависит от множества факторов, определяемых технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта: организации перевозочного процесса, условий работы, размещения относительно предприятий и населенных пунктов и т.д.

Для определения сфер экономически целесообразного применения того или иного вида транспорта необходимо учитывать как народнохозяйственные, так и специфические транспортные факторы.

К народнохозяйственным факторам относятся:

    размещение и размеры производства и потребления, определяющие объемы и направление перевозок и грузопотоков;

    номенклатура выпускаемой продукции, влияющая на структуру подвижного со става, ритмичность работы;

    состояние запасов товарно-материальных ценностей, определяющее требования к транспорту по срочности доставки грузов и т.д.

К специфическим транспортным факторам относятся:

    размещение сети путей сообщения;

    условия эксплуатационной работы, в том числе:

    1. сезонность и ритмичность работы;

      наличие пропускной и провозной способности;

      техническая вооруженность;

      система организации перевозочного процесса.

Все перечисленные факторы оказывают решающее влияние на технико-экономические показатели каждого вида транспорта. Однако, для выбора оптимальных решений требуется проведение технико-экономических расчетов.

При сравнении вариантов экономической эффективности перевозок различными видами транспорта основными показателями являются:

    уровень эксплуатационных расходов (себестоимости перевозок);

    инвестиции;

    скорости движения и сроки доставки грузов;

    наличие провозной и пропускной способности;

    маневренность в обеспечении перевозок в различных условиях;

    надежность и бесперебойность перевозок, возможность их регулярного осуществления в массовые размерах;

    гарантия сохранности перевозимых грузов;

    условия для высокоэффективного использования подвижного состава и технических средств, возможности применения новых средств для перевозок (поддоны, контейнеры и т.д.), механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Величина этих показателей на каждом виде транспорта различна и во многом зависит от мощности и структуры грузопотока, дальности перевозок, рода груза, величины отправки, типа подвижного состава, материально-технической базы, вида транспорта и других факторов.

Железнодорожный транспорт.

Основными технико-экономическими особенностями железнодорожного транспорта являются:

    неразрывная связь с предприятиями промышленности и сельского хозяйства, стройками, торговыми базами, складами, а также другими организациями всех отраслей народного хозяйства;

    возможность сооружения железных дорог практически на любой сухопутной территории страны (а посредством паромов могут создаваться связи сухопутных районов и территорий, тяготеющих к рекам и морям) и обеспечение устойчивых связей между районами;

    высокая провозная и пропускная способность железных дорог;

    возможность осуществления массовых перевозок грузов в сочетании со сравнительной дешевизной;

    возможность бесперебойного и равномерного осуществления перевозки во все времена года и периоды суток;

    сравнительно высокая скорость движения и сроки доставки грузов;

    более короткий путь следования грузов;

    высокие экономические показатели и совершенная технология перевозок.

Большая провозная способность, сравнительно низкая себестоимость перевозок и высокий уровень производительности труда являются важнейшими преимуществами железнодорожного транспорта.

Недостатком является то, что строительство железных дорог требует больших инвестиций, особенно в трудных топографических условиях районов Крайнего Севера, Востока страны, в болотистых, горных и пустынных районах страны.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт обладает рядом технико-экономических особенностей Основными технико-экономическими особенностями автомобильного транспорта являются:

    большая маневренность и подвижность (перевозка грузов из пункта (места) производства (погрузки) до склада потребителя (получателя) без перегрузочных работ, т.е. «от двери до двери»);

    высокая скорость доставки грузов;

По скорости движения автомобильный транспорт уступает лишь воздушному транспорту, значительно превышает речной и морской, а иногда и железнодорожный. Это преимущество особенно ощутимо при перевозке грузов на короткие расстояния.

    более короткий путь движения грузов.

Особенно эффективно доставлять грузы и перевозить пассажиров автотранспортом в тех случаях, когда расстояние перевозки по автомобильным дорогам меньше, чем по железным дорогам.

Недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, которая значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте. Резервами снижения себестоимости перевозок являются сокращение порожнего пробега автомобилей и повышение коммерческих скоростей. Все еще велика стоимость материально-технической базы обслуживания автомобилей (гаражи, станции технического обслуживания). Низок еще удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием.

Высокие показатели работы автомобильного транспорта могут быть получены только при наличии достаточно развитой сети автомобильных дорог. Несмотря на значительное увеличение объемов дорожного строительства, автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием еще недостаточно.

Рост грузовых и пассажирских перевозок автомобилями в качестве одной из важнейших задач ставит строительство автомобильных дорог, связывающих все населенные пункты страны между собой и с магистральными видами транспорта.

Крупнейшей задачей является совершенствование структуры автомобильного парка, т.е. приведение его в соответствии со структурой грузооборота.

Важными задачами эффективности работы автомобильного транспорта являются:

    увеличение времени в наряде;

    совершенствование организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава;

    совершенствование механизации погрузочно-разгрузочных работ;

    широкое внедрение автоматизированных систем управления и т.д.

Морской транспорт.

По сравнению с другими видами транспорта, в частности с железнодорожным и речным, морские пути имеют ряд технико-экономических особенностей, определяющих их преимущества. Ими являются:

    возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок грузов внешнеторгового оборота;

    сравнительно небольшие капиталовложения (морские пути являются естественными путями и поэтому не требуют затрат по их сооружению или поддержанию в эксплуатационном состоянии, кроме каналов);

    практически неограниченная пропускная способность;

    незначительный расход топлива и затраты энергии, (морские пути горизонтальны, не связаны с рельефом местности, поэтому не требуют затрат энергии для их преодоления силы тяжести, которая возникает на железных дорогах и автотранспорте);

    при перевозках на большие расстояния более низкая, чем на других видах транспорта, себестоимость перевозок.

К недостаткам морского транспорта относятся:

    зависимость от естественно-географических и навигационных условий (ветры, течения, осадки, туманы, температура воздуха);

    необходимость создания на морских побережьях сложного портового хозяйства;

    ограниченное использование морского транспорта в прямых морских сообщениях,

Речной транспорт.

Меры, проводимые по техническому перевооружению речного транспорта, систематическое его совершенствование позволили значительно увеличить объем работы и улучшить использование технических средств.

Основными технико-экономическими особенностями речного транспорта являются:

    большая провозная способность на глубоководных реках;

    сравнительно невысокая себестоимость перевозок (средняя себестоимость грузовых перевозок близка к железнодорожной, а пассажирских перевозок выше примерно в 1,5 - 2 раза);

    сравнительно меньшие капиталовложения (затраты на организацию судоходства по естественным магистральным водным путям с пропускной способностью 80-100 млн. т. в год в несколько раз меньше, чем на сооружение железной дороги широкой колеи (с подвижным составом), в 3 – 4 раза меньше, чем на постройку автомобильной дороги с твердым покрытием.

К существенным недостаткам речного транспорта относятся:

    извилистость пути, неравномерность глубин на всем его протяжении;

    ограничение в использовании подвижного со става, связанное с сезонностью работы;

    удлинение маршрутов следования грузов;

    небольшая по сравнению с другими видами транспорта скорость перевозки грузов.

Одним из основных направлений дальнейшей технической реконструкции речного транспорта явится повышение грузоподъемности флота, его специализация, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, применение крупных несамоходных сухогрузных и нефтеналивных судов, увеличение толкаемых составов.

Для повышения эффективности речного транспорта важным Фактором является продление навигационного периода и пополнение для этого речного транспорта мощными ледоколами.

Воздушный транспорт.

Основными преимуществами воздушного транспорта в пассажирских перевозках являются:

    высокая скорость доставки пассажиров, комфортабельность проезда;

    маневренность в организации пассажирских перевозок;

    большая беспосадочная дальность полета;

    кратчайшие расстояния воздушных маршрутов по сравнению с маршрутами на других видах транспорта;

    экономия времени пассажиров;

    высокая культура обслуживания пассажиров;

    небольшая потребность в капитальных вложениях на строительство комплексов технических сооружений в аэропортах. В расчете на 1 км воздушной линии, обслуживаемой реактивными самолетами, капитальные вложения примерно в 35 – 45 раз меньше, чем на железнодорожном и автомобильном транспорте.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести все еще высокую стоимость перевозок.

Улучшение экономических показателей воздушного транспорта будет достигаться за счет повышения моторесурсов двигателей, улучшения использования самолетного парка, совершенствования аэродромного хозяйства, улучшения обслуживания самолетов и широкого внедрения автоматизации.

Трубопроводный транспорт.

Он представляет собой комплекс сооружений для транспортировки нефти и нефтепродуктов от места добычи или производства к пунктам потребления или перевалки на другие виды транспорта.

Трубопроводы строятся – магистральные, промысловые, подводящие.

Нефтепроводы транспортирующие нефть из районов добычи на нефтеперерабатывающие предприятия, а также на перевалочные базы, расположенные в железнодорожных, речных и морских пунктах налива, или на головные перекачивающие станции на территории добывающего нефтяного промысла называются магистральными .

Промысловые , заводские и нефтебазовые трубопроводы предназначены для внутренних перекачек.

Подводящие нефтепроводы служат для транспортировки нефти с промыслов на головные сооружения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктов с перерабатывающих заводов на головные нефтепродуктопроводы.

Преимущества трубопроводного транспорта для перекачки нефти и нефтепродуктов по сравнению с другими видами транспорта заключаются в следующем:

    возможность повсеместной прокладки труб и перекачки нефтегрузов в массовых размерах;

    большое расстояние перекачки нефтегрузов;

    низкая себестоимость транспортирования нефти (в 2 раза меньше, чем по водным путям, и в 3 раза ниже, чем по железным дорогам);

    сохранность нефтепродуктов (благодаря полной герметизации процесса транспортировки);

    полная автоматизация операций по наливу, перекачке и сливу нефти и нефтепродуктов;

    меньше, чем на других видах транспорта, капиталовложения, расход металла;

    отсутствие, при соответствующей изоляции, отрицательного воздействия на окружающую среду.

Так же важными преимуществами нефтепроводного транспорта является непрерывность процесса перекачки, малая зависимость от климатических условий, малочисленность обслуживающего персонала и т.д.

К недостаткам трубопроводного транспорта относится его узкая специализация и то, что для его рационального использования требуется устойчивый поток нефти.

Комплексное развитие всех видов транспорта и рациональное распределение перевозок между ними позволяют значительно повысить эффективность инвестиций в транспорт и снизить народнохозяйственные издержки на перевозки грузов.

Под транспортными издержками народного хозяйства в целом следует понимать все расходы, связанные с транспортировкой сырья, топлива, промышленной и сельскохозяйственной продукции от предприятий-поставщиков до потребителей, а также расходы на перевозки грузов снабженческо-сбытовых и торговых организаций.

Наибольший удельный вес транспортных расходов приходится на автомобильный транспорт. Весьма высокая себестоимость автомобильных перевозок объясняется большим количеством мелких отправок грузов, сравнительно малой грузоподъемностью автомобилей, некруглосуточной работой, коротким расстоянием перевозок и т.д.

На всех видах транспорта велики затраты на погрузочно-разгрузочные работы, которые связаны с тем, что значительное количество погрузочно-разгрузочных операций выполняется немеханизированным способом и недостаточно используются мощности имеющихся погрузочно-разгрузочных машин.

Экономия транспортных расходов является важным фактором повышения эффективности общественного производства. Сокращение транспортных расходов только на 1% может дать экономию в народном хозяйстве 650-700 млн. руб., на которые можно построить 2000 км железных дорог, или 2600 магистральных электровозов, или более 200 тыс. автомашин.

Основными факторами снижения транспортных расходов являются:

    повышение производительности труда;

    снижение себестоимости перевозок;

    повышение фондоотдачи.

Контрольные вопросы

    Что изучает экономика транспорта.

    Что является продукцией транспорта.

    Преимущества и недостатки деятельности различных видов транспорта.

    Особенности автомобильного транспорта.

    Задачи экономики автомобильного транспорта.

Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» И.Н. ЛАВРИКОВ, Н.В. ПЕНЬШИН ЭКОНОМИКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Утверждено Учёным советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Организация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и специалистов автомобильного транспорта Тамбов Издательство ГОУ ВПО ТГТУ 2011 1 УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 Л135 Р е ц е н з е н т ы: Доктор экономических наук, доктор технических наук, профессор ГОУ ВПО ТГТУ Б.И. Герасимов Доктор экономических наук, профессор МичГАУ В.А. Солопов Лавриков, И.Н. Л135 Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Минакова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. – 2011. – 116 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1005-6. Рассмотрены предмет и задачи транспортной отрасли, понятие рынка транспортных услуг, организация производства автотранспорт- ных услуг, материально-техническое обеспечение, себестоимость и особенности ценообразования на автотранспортные услуги, система финансовых отношений, учёт и анализ деятельности, планирование, инвестиционная и инновационная деятельность на автомобильном транспорте. Приведены понятия основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов, производительности труда. Предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 190601 «Автомобили и автомобильное хозяйство» и 190702 «Органи- зация и безопасность движения (автомобильный транспорт)» и спе- циалистов автомобильного транспорта. УДК 33:629.331 ББК У373.3я73-5 ISBN 978-5-8265-1005-6  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет» (ГОУ ВПО ТГТУ), 2011 2 ВВЕДЕНИЕ Транспортная отрасль в Российской Федерации представленашестью основными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, морским, воздушным и трубопроводным. Однако основой транспортной системы в Российской Федерации является авто- мобильный транспорт. Он обеспечивает перевозку более 70% грузов и 50% пассажиров, участвует в решении транспортных задач во всех отрас- лях народного хозяйства страны. Автомобильный транспорт является свя- зующим звеном и тесно взаимодействует с другими видами транспорта, а на коротких расстояниях фактически обладает монопольным правом по перевозкам грузов и пассажиров. В современных условиях рыночной экономики одним из важнейших факторов оптимального функционирования автомобильного транспорта является обеспечение эффективности финансово-экономического управ- ления. Для этого необходимо знать экономические основы деятельности автотранспортной отрасли, уметь использовать и анализировать финансо- во-экономические показатели, результаты анализа финансово-хозяй- ственной деятельности автотранспорта применять на практике. В настоящем учебном пособии достаточно подробно рассмотрены основные финансово-экономические показатели автомобильного транс- порта, приведены термины и понятия по следующим направлениям: − организация производства автотранспортных услуг; − материально-техническое обеспечение на автотранспорте; − основные фонды; − оборотные средства; − трудовые ресурсы; − производительность труда; − оплата труда; − себестоимость услуг; − особенности ценообразования на автотранспортные услуги; − финансовые ресурсы; − учёт и анализ деятельности на автомобильном транспорте; − планирование; − инвестиционная и инновационная деятельность. Информация о финансово-экономической деятельности необходима для принятия эффективных управленческих решений. Анализ финансово- хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия позволяет правильно определить и использовать резервы повышения эффективности деятельности субъекта хозяйствования в конкурентной среде на основе использования инновационных достижений и передового опыта. 3 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ 1.1. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТА Транспорт представляет собой комплекс технических средств для транспортирования (перемещения) грузов и пассажиров. Транспорт в структуре экономики страны – это отрасль, обеспечи- вающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, ос- нова их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития. В транспортную отрасль входят: автомобильный; железнодорожный; морской; внутренний водный; воздушный; трубопроводный виды транс- порта. Экономика транспорта является одним из важнейших разделов эко- номической теории, прикладной экономической наукой, изучающей при- роду и особенности транспорта, специфический характер закономерно- стей, форм проявления экономических законов и развития транспорта как отрасли материального производства. Автомобильный транспорт в качестве элемента транспортной систе- мы обеспечивает в большой степени современную мобильность, гибкость, скорость реакции транспортной системы на внешние воздействия и на регулирование государства; связываетв экономике страны подотрасли транспортной отрасли с отраслями, производящими товары, сырьё, про- дукцию. Автомобильный транспорт в Российской Федерации является осно- вой транспортной системы вместе с другими видами транспорта (желез- нодорожным, водным, воздушным, трубопроводным). Более того, занима- ет лидирующие позиции по перевозкам грузов (74…83%) и пассажиров (51…56%), участвует в решении транспортных задач во всех отраслях народного хозяйства страны. Предметом экономики автомобильного транспорта являются эко- номические отношения, законы и закономерности функционирования и развития производства автотранспортных услуг. Экономика автомобиль- ного транспорта рассматривает взаимосвязь технических, эксплуатацион- ных и экономических показателей работы автотранспорта с исторически- ми и технологическими условиями и факторами, влияющими на эффек- тивность использования материально-технической базы, основных средств, капитальных вложений, инвестиций . 4 1.2. ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Основными задачами экономики автомобильного транспорта яв- ляются: − изучение комплексного развития территорий, отраслевых произ- водств, других сфер общественной жизни (культуры, образования и др.); − изучение взаимовлияния развития транспорта и развития городов и других муниципальных образований; − изучение форм и методов организации транспортных систем, обеспечивающих транспортную доступность территорий и транспортную обеспеченность населения их территорий; − исследование и распространение методов, способствующих эко- номическому развитию страны; интеграции России в мировую транспорт- ную систему и экономику; − использование экономических и технологических методов орга- низации производства автотранспортных услуг для улучшения обслужи- вания населения при условии снижения транспортных затрат в цене гото- вой продукции; − выбор и реализация методов экономии ресурсов при экономиче- ски эффективной доставке грузов и пассажиров; − определение и использование наиболее эффективных методов влияния на структуру капитальных вложений и инвестиции в автомо- бильную отрасль для формирования её современной материально- технической базы. 1.3. РОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ТРАНСПОРТА КАК ОТРАСЛИ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА Транспорт в геополитике используется в качестве инструмента структурирования мирового экономического пространства. Транспорт России занимает особое место в мировой транспортной системе не только в силу выгодного территориального местоположения, но и в силу ста- бильно функционирующей, сбалансированной, динамично развивающей- ся и готовой к интеграции, транспортной системы. Транспортная отрасль имеет значительные отличия от других отрас- лей материального производства. Их несколько, приведём часть из них. 1. Труд работников транспортных предприятий является производи- тельным, при этом его результаты не воплощены в вещественной форме, как в случае производства материальных товаров. Продуктом труда на транспорте является транспортная услуга. Полезный эффект от услуги и есть потребительская стоимость транспортной продукции. Стоимость трудаработников транспорта существенно изменяет стоимость переме- щаемых грузов, поэтому снижение величины транспортных затрат в цене готовой продукции – одна из главных задач экономики транспорта. 5 2. Транспортная услуга может рассматриваться как существенно от- личающаяся от других видов продукции. 3. При производстве транспортных услуг не используется сырьё а в затратах – велика доля заработной платы. Доля материальных ресурсов на транспорте составляет 15…20%, в промышленности – 40…80%; доля за- работной платы на транспорте – 30…45%, в промышленности – 10…15%. 4. Производство транспортных услуг сильно зависит от внешней среды: реальных условий эксплуатации транспорта; дорожной ситуации; климата; географии маршрута и т.д. 5. Ущерб окружающей среде от транспорта в несколько раз выше (особенно автомобильного), чем в других отраслях материального произ- водства. 6. Вероятность получения травм на транспорте также выше, чем в других отраслях материального производства. Контрольные вопросы 1. Что собой представляет транспорт? 2. Какие виды транспорта составляют транспортную отрасль? 3. Что является предметом экономики автомобильного транспорта? 4. Назовите основные задачи экономики автомобильного транспорта. 5. Какие отличия имеет транспортная отрасль от других отраслей материального производства? 6 2. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 2.1. РЫНОК ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ КАК СИСТЕМА Современная экономика всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что рыночная экономика оказалась наибо- лее эффективной и гибкой для решения основных экономических про- блем. Рынок – это механизм взаимодействия покупателей, основанный на действии рыночных законов и принципов. Рыночные отношения – это отношения, возникающие между покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций. Появление рынка является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы все предпосылки, среди них: − разделение труда; − обособленность производителей; − независимое от других ведение своей деятельности; − свобода предпринимательства. Рыночная экономика не требует постановки целей и задач. Субъект рынка, решая свои корыстные экономические задачи, в конечном счёте, действует в интересах всего общества. В своих действиях они направля- ются «невидимой рукой» (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистиче- ские цели воедино. «Невидимая рука» – это действие объективных ры- ночных законов. Основные признаки рынка транспортных услуг в качестве эко- номической системы: 1. Система рынка состоит из элементов: производителей транспорт- ных услуг, клиентов, поставщиков, посредников, государства (регулиро- вание рынка) и др. 2. Элементы системы рынка взаимосвязаны и взаимозависимы, сложившаяся система связей находится в постоянном динамичном дви- жении. Основные группы связей: материальные (поставки материальных ресурсов и техники); финансовые (операции с денежными ресурсами); коммерческие (продажа услуг); информационные (передача сведений, обмен данными). 3. Система рынка имеет сложную структуру – участники рынка ка- чественно разнообразны. 4. Система рынка проявляет основные свойства систем: прямой и обратной связи, стабильности, адаптации, самоорганизации, иерархично- сти, разнообразия, нестационарности. В целом рынок транспортных услуг определяют как систему со встроенным организационным механизмом управления транспортной от- 7 раслью, посредством которого формируются отношения обмена между покупателями (клиентами) и продавцами (производителями и посредни- ками в продаже) транспортных услуг. Удовлетворение потребностей го- сударства и общества в предоставляемых услугах регулируется посредст- вом экономических инструментов. Основная задача рынка транспортных услуг – распределение огра- ниченных ресурсов отрасли и производимых услуг с наибольшей эконо- мической эффективностью. 2.2. СТРУКТУРА РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Структура рынка транспортных услуг представляет собой совокуп- ность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих целост- ность рынка под воздействием внешних и внутренних факторов. В струк- туре рынка транспортных услуг взаимодействует множество подсистем: отраслевая, рыночная, организационная, ассортиментная, производствен- но-технологическая, территориальная, институциональная, социальная и другие структуры. Отраслевая структура рынка отражает комплекс видов транспорта, взаимодействующих в экономике региона, страны. В региональной отрас- левой структуре рынка выделяют автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный, авиационный, трубопроводный виды транспорта. По специализации выделяют – грузовой и пассажирский транспорт; по виду сообщения – транспорт, работающий в международ- ном, междугородном, пригородном, городском сообщении; по принад- лежности – ведомственный и общего пользования, коммерческий и госу- дарственный. Рыночная структура отражает конъюнктуру рынка – взаимоотно- шение элементов рынка – производителей транспортных услуг (подразде- ляются по масштабу производства, качеству обслуживания, уровню цен, доле рынка и т.д.) и клиентов (индивидуальные клиенты и предприятия). Организационная структура отражает уровень управляемости и ие- рархию взаимоотношений участников рынка, в том числе государствен- ное регулирование рынка транспортных услуг. Ассортиментная структура рынка отражает потребности и ожида- ние клиентуры. Выделяют основные услуги – перевозка грузов и пасса- жиров и дополнительные – услуги, сопровождающие и обеспечивающие перевозки. Для исследования рынка транспортных услуг применяют структур- ный анализ, состоящий из следующих этапов: 1. Оценка статистического потенциала рынка – характеристика чис- ла и структуры клиентов, объёмов спроса, существенных факторов спро- са, определение отраслевой и рыночной структур рынка. 8 2. Основа анализа динамического потенциала рынка – определение числа и структуры продавцов и производителей транспортных услуг с выделением групп посредников, их характеристика, выяснение вида зави- симости устанавливаемого уровня взаимоотношений от нормы прибыли на рынке и количества клиентов. 3. Об общем уровне экономической активности крупных транспорт- ных предприятий можно судить по степени концентрации продавцов транспортных услуг, определять которую следует через насыщенность рынка производителями и их мощность, возможность аккумулировать все виды ресурсов. 4. Общая активность и влияние конкуренции на конъюнктуру опре- деляется количеством лидеров на рынке. Как правило – это признак нали- чия олигополии или монополии. 5. Уровень дифференциации услуг как показатель степени конку- ренции дополняет количественные оценки структуры продавцов транс- портных услуг. 6. Уровни вертикальной (государственные предприятия, отраслевые координационные структуры) и горизонтальной (отраслевое единство участников рынка) интеграции. 7. Финансовая (унификация налоговых систем, бюджетной класси- фикации и др.) и экономическая (проведение согласованной федеральной и региональной транспортной политики) интеграция. 8. Диверсификация – распределение риска возможных потерь. Эко- номическая диверсификация – распространение активности крупных про- изводителей услуг и видов транспорта за рамки основной деятельности (строительство домов, банковские услуги и др.). Диверсификация транс- портных услуг повышает эффективность функционирования рынка. 2.3. АНАЛИЗ, ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ С увеличением подвижности и сложности среды рынка транспорт- ных услуг возрастает роль анализа, планирования и прогнозирования как инструментов, обеспечивающих стабильность процессов развития каждо- го из участников и рынка в целом. Анализ рыночной ситуации позволяет оценить адекватность дейст- вий участников рынка, формирует базу для принятия решения на буду- щее. Прогнозированием изменения макроэкономических показателей рынка (всей экономики и отдельных отраслей) занимаются в основном государственных структуры. Планирование более важно для транспортных предприятий и пред- ставляет собой функцию управления предприятием, в наибольшей степе- ни способствует установлению максимально возможной планомерности и 9 пропорциональности, социально-экономического развития предприятий и отрасли в целом. В транспортных предприятиях существуют следующие виды плани- рования: 1. По охвату будущего периода (горизонту планирования): − краткосрочное (текущее, оперативное) планирование обеспечи- вает ритмичность организации производства при выполнении заказов клиентов (до 1 года); − среднесрочное планирование – на срок от 1 года до 5 лет; − долгосрочное планирование – на срок более 5 лет. 2. По характеру: − целевое планирование определяет развитие транспортного пред- приятия в соответствии с поставленной целью и не связано с конкретны- ми временными рамками (реконструкция, модернизация предприятия); − программное планирование – это поэтапная программа действий предприятия с определённой последовательностью выполнения меро- приятий в определённом временном периоде и решением комплекса про- блем (комплексная программа); − стратегическое планирование обеспечивает достижение постав- ленной цели (долгосрочной) определёнными способами. В настоящее время используются следующие методы анализа, пла- нирования и прогнозирования: Экономико-статистические – дисперсный факторный анализ, рег- рессионный; корреляционный; теория распознавания образов; экспертных оценок (на основе математической статистики). Моделирование экономических процессов – построение экономи- ко-математических моделей и алгоритмов процессов и явлений; проведе- ние расчётов по ним с целью получения новой информации о моделируе- мом объекте (моделирование производственных функций, экономическо- го роста). Исследование операций – группа методов, позволяющих выполнять анализ целенаправленных действий и количественное обоснование реше- ний (линейное, дискретное, динамическое, стохастическое программиро- вание; теория игр; теория управления запасами; теория расписаний; сете- вое планирование). Экономическая кибернетика – исследование и совершенствование экономических систем на основе общей теории кибернетики с помощью экономической теории, теории систем, теории управления, теории ин- формации (разделы ЭК – теория экономических систем; теория экономи- ческой информации; теория систем управления в экономике). На практике все методы применяют в комплексе, представляющем собой оптимальное сочетание нескольких методов, соответствующих це- лям и задачам исследования. 10

В лекционном материале по ПМ.02. Основы экономики отрасли (автотранспорт)» освещены основные понятия и вопросы первого раздела учебной программы: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и дру­гие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производствен­ная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства и др.

Материал составлен в полном соответствии с требованиями действующего ФГОС по специальности 190631.

Для студентов и преподавателей техникумов, колледжей, руководителей и специалистов предприятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа студентов СДО-13 специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» (очная форма обучения) По ПМ.02, МДК 02.05. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом.

Методические указания по выполнению курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01. Оценка качества товаров и основы экспертизы

Предлагаемая разработка содержит основные положения, рекомендуемые темы, порядок оформления и защиты курсовой работы по ПМ. 02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров МДК. 02.01....

Экзаменационный билет по ПМ.02 «Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации» по специ...

АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах

Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...

Методические рекомендации обучающимся по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02.Организация деятельности коллектива исполнителей. МДК.02.01.Управлениеколлективом исполнителей для специальности 190631

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по ПМ. 02.Осуществление мероприятий по реализации принятых проектных решений. МДК. 02.01. Основы строительного производства. Тема 1.1. Технология и организация строительного производства. «Проектирование стройгенпланов»

Основанием для разработки стройгенплана служит генеральный план (генплан) строящегося здания, сооружения или комплекса. Различают общеплощадочный стройгенплан, охватывающий территорию всей строительно...

УДК 658(075.32) ББК 65.29я723 Т86

Рецензенты:

Генеральные директор УПК МОСАВТОТРАНС, заслуженный работник РФ А.С. Несов;

директор отраслевого атомобильного колледжа Б.Д. Колубаев

Туревский И.С.

Т86 Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. - М.:

ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 288 с. - (Профессиональное об­разование).

I8ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)

В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)»: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; автотранспортное предприятие (АТП и дру­гие) как хозяйствующий субъект; формы предприятий, их производствен­ная и организационная структура; типы производства, их характеристика;

основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; основные и оборотные средства; нормирование и оплата тру­да; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразо­вание; оценка эффективности деятельности; инновационная и инвестици­онная политика; внешнеэкономическая деятельность; бизнес-план; мето­дика расчета основных технико-экономических показателей деятельности предприятий автомобильного транспорта.

Предназначен для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений.

УДК 658(075.32) ББК 65.29я723

^ 15ВN 5-8199-0303-Х (ИД «ФОРУМ») 15ВN 5-16-002890-0 (ИНФРА-М)


© И.С. Туревский, 2006 © ИД «ФОРУМ», 2006


Введение

В конце XX столетия и в начале третьего тысячелетия в нашей стране были радикально преобразованы социальные и экономи­ческие устои общества. Изменились фундаментальные принципы хозяйственной деятельности, поистине революционным образом преобразованы отношения собственности. Реформирована систе­ма управления экономикой, изменились ее структуры и функции, возникли принципиально новые направления экономической деятельности в отрасли.

В начале 1990-х гг., когда в стране начались масштабные ры­ночные преобразования, специаалисты уже имели определенный опыт работы в рыночных условиях. Поэтому не случайно, что процессы разгосударствления и приватизации на автомобильном транспорте не только инициировались «сверху», но и активно поддерживались «снизу» многими руководителями предприятий, готовыми к самостоятельной деятельности на рынке и видевши­ми большие потенциальные возможности, которые она могла принести.

Учебная дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транспорт)» является важной составной частью обшепрофессио-нальной и специальной экономической подготовки специалистов автомобильного транспорта. В курсе предмета изучается эконо­мическая деятельность автотранспортных предприятий (АТП и др.) и основы управления ими в условиях перехода к рыночным отношениям.

В современных условиях центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики - предприятию.

На предприятии решаются вопросы экономного расходова­ния ресурсов, снижения издержек производства, применения со­временной высокопроизводительной техники. Специфика авто­мобильного транспорта, обусловленная высокой ресурсоем-костью транспортной продукции, усугубляет важность решения выше перечисленных вопросов.

Введение

Все это требует глубоких экономических знаний, опираясь на которые специалист сумеет верно оценить реальную экономичес­кую ситуацию и, в конечном счете, обеспечить высокую эффек­тивность производства в условиях перехода на новые методы хо­зяйствования и рыночную экономику, когда расширился спектр экономических методов управления, изменился экономический механизм деятельности предприятий.

Дисциплина «Экономика отрасли (автомобильный транс­порт)» связана с рядом других изучаемых предметов.

Теоретические положения рыночной экономики рассмат­риваются в учебном курсе «Основы экономики»; необходимые знания о производственной деятельности АТП, технологии ос­новных процессов студенты получают при изучении курсов «Организация грузовых перевозок и транспортно-экспедици-онной деятельности на автомобильном транспорте», «Органи­зация и управление пассажирскими автомобильными перевоз­ками» (специальность 2401), «Технического обслуживания ав­томобилей и двигателей» (специальность 1705). Некоторые вопросы курса «Экономика и управление предприятием» более углубленно изучаются в таких дисциплинах, как «Учет, финан­сирование и кредитование» (специальность 2401).

Автомобильный транспорт не только меняется сам по себе в результате структурных преобразований внутри отрасли. Он ис­пытывает также и сильное дополнительное влияние со стороны формирующихся и развивающихся товарных рынков, деятель­ность которых обеспечивается автомобильным транспортом.

Несомненно, наиболее сложным и быстро меняющимся в ходе реформ компонентом работы АТП является их экономи­ческая деятельность - комплекс функций, которые облегчают реализацию принципов предпринимательства в автотранспорт­ной отрасли.

Развитие автомобильного транспорта напрямую зависит от качества экономического образования менеджеров и инженер­но-технических работников предприятий отрасли.

В процессе изучения дисциплины «Экономика отрасли» у сту­дентов вырабатываются навыки, которые позволяют им устанав­ливать, каким образом рыночные процессы направляют деятель­ность производителей для удовлетворения потребительского спро­са, как эти процессы могут нарушаться, каким образом они

Введение

регулируются или могут быть отрегулированы так, чтобы результа­тивность экономики была достаточно высокой.

Изучив дисциплину «Экономика отрасли» и получив пред­ставление о структуре отрасли, студент должен:

1) знать экономику размещения предприятий отрасли и уметь использовать теорию олигополистического ценообразования;

2) знать продуктивность отрасли и влияние свойств перево­зочных процессов на ее технико-экономические показатели;

3) владеть профессиональными навыками в области организа­ционно-экономических проблем, отражающих специфику авто­транспортного предприятия;

4) уметь применять полученные знания для последующего успешного освоения образовательной программы по специаль­ности.

Именно в сфере экономического руководства автотранспорт­ных предприятий совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенные» опыт, на­выки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям.

С другой стороны, грамотно организованная деятельность на основе знаний экономических законов может позволить авто­транспортному предприятию добиться замечательных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возмож­ностях.

Стратегический курс на переход к рыночной экономике вы­нудил государство и общество преобразовать формы и отношения собственности. Попытки внедрить рыночный механизм без вме­шательства в сложившиеся базисные отношения собственности представляются экономически наивными, поскольку рынок - это прежде всего взаимодействие многообразных собственников, равных в реализации своих экономических прав.

Предисловие

Условия создания рыночной экономики

Рынок без развитых рыночных отношений и разнообразия форм собственности невозможен в принципе.

Во-первых, потому, что на рынке развиваются взаимоотно­шения именно между собственниками капитала, средств произ­водства, имущества, рабочей силы, информационного продукта. Без собственников нет рынка.

Во-вторых, отношения собственности лежат в основе прин­ципа подлинной заинтересованности в результатах хозяйствова­ния. Его соблюдение позволяет обеспечить высокую экономичес­кую эффективность деятельности каждого собственника, а в ито­ге и экономики в целом.

В-третьих, необходим экономичный механизм, придающий динамизм развитию экономики. Таким экономическим механиз­мом является конкуренция. А конкуренция зарождается естест­венным образом там, где есть многообразие форм собственности, конкурирующих между собой.

В-четвертых, согласно принципам рыночной экономики, определяющим из них является принцип экономической сво­боды хозяйствующих субъектов. В этом случае формы и отно­шения собственности в рыночной экономике становятся ее ор­ганичной частью, проявляясь в товарно-денежных, рыночных отношениях.

Интерес собственника подчинен одному важному закону:

объект его собственности должен использоваться эффективным образом.

В условиях рыночной экономики субъект собственности предлагает свою собственность как товар на рынке. В связи с от­сутствием гарантий реализации товара он рискует денежной суммой в размере стоимости продаваемого им объекта. Но, с другой стороны, в случае успеха он получает возможность на­растить свою собственность на величину остаточной прибыли.

Предисловие

Т. е. у собственника проявляется интерес к экономическому вы­живанию.

Степень риска собственника и величина его дохода обычно пропорциональны доле его вклада и участия в формировании объекта собственности.

Наиболее высокая степень мотивации возникает в сфере ин­дивидуальной собственности, где собственник рискует всем сво­им имуществом, тогда как участие в совместной собственности снижает степень мотивации.

Отношения собственности порождают и другие интересы и стимулы рационального хозяйствования. Подлинный собствен­ник не руководствуется сиюминутными интересами: он прекрас­но понимает, что если объект будет принадлежать ему и в буду­щем, то надо думать о его перспективе, износе ценностей.

Для перехода к рыночным отношениям необходимо пробу­дить в людях чувство хозяина или обновить его, инициировав собственнический интерес.

Достижение этой цели возможно только при условии форми­рования новых видов собственности в России. Данный процесс сопровождается переделом собственности, т. е. ее разгосударст­влением и приватизацией.

^ Формирование новых видов собственности в России

Прежде чем разбираться в задачах, целях и необходимости приватизации и разгосударствления собственности в России, нужно рассмотреть, что означают эти два понятия.

Под разгосударствлением понимают переход от преимущест­венно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных ме­ханизмов. Иными словами - это выведение государственных предприятий из-под непосредственного государственного адми­нистративного управления.

Под приватизацией понимают развитие негосударственных форм собственности. Приватизация государственных и муници­пальных предприятий - это приобретение гражданами, акцио­нерными обществами, товариществами в частную собственность объектов государственной собственности (предприятий, цехов, зданий, акций, паев, лицензий).

Предисловие

«Частная собственность» в данном контексте означает всякую форму негосударственной собственности, в том числе акционер­ную, паевую и др.

Приватизационная кампания 1990-х г. в России явилась од­ним из условий формирования и установления рынка. Привати­зация позволила перейти к многоукладной экономике, что, в свою очередь, предусматривало преобразование государствен­ной собственности в России.

Вследствие этого появились и развиваются необходимые эле­менты инфраструктуры рынка - банки, биржи, мелкооптовые коммерческие организации для торговли, различного рода по­среднические структуры и т. д. В условиях образовавшегося рын­ка стали реально выполняться его функции, что позволило ре­шить широкий круг жизненно важных задач в общественном про­изводстве, обмене и распределении.

Приватизация в естественном смысле этого слова - т. е. нор­мальная продажа государством своего имущества в частные руки - была в сложившихся тогда условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики требовалась незамедлительно.

Во-вторых, приватизация «классического» типа - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хоро­шо подготовленных специалистов для представления интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это препятствие оказалось неодоли­мее всех остальных - в стране попросту не было достаточного ко­личества денежных средств. Даже если бы хватило времени и экс­пертов, чтобы нормально продавать государственное имущество, никто не мог бы его в сколько-нибудь значимых количествах купить.

Деньги, правда можно было бы привлечь с Запада.

Однако, страны Западной Европы и США не решились на это, потому что там были хорошо осведомлены об экономической и политической обстановке в России. Да и вряд ли таким уж удач­ным решением было бы в одночасье продать огромную долю на­ционального богатства иностранным инвесторам.

Три перечисленные выше препятствия и продиктовали стра­тегию разгосударствления российской экономики. А в условиях

Предисловие

нехватки времени это означало проведение приватизации по ко­манде или «строем».

Конкретные программы приватизации обычно преследуют несколько целей. Во-первых, путем продажи государственной собственности облегчить бремя государственного бюджета, лик­видировав дотации предприятиям и увеличив поступления в его доходную часть. Во-вторых, создать конкурентные условия в тех отраслях, где все предприятия, будучи государственными, управ­лялись из единого административного центра. В-третьих, вос­пользоваться изменением формы собственности и провести пред­варительную рационализацию структуры крупных государствен­ных корпораций до их превращения в частные. В-четвертых, осуществить приватизацию и акционирование так, чтобы конт­роль над крупными корпорациями попал в руки тех частных лиц или институтов, которые заинтересованы в развитии производст­ва, а не в спекулятивной перепродаже собственности. В-пятых, воспользоваться приватизацией для максимального «распыле­ния» акций среди рабочих и мелких служащих. Последняя мера рассматривается как составной элемент общей социальной поли­тики, стимулирующей участие трудящихся в капитале предпри­ятия или в управлении производством.

Проблема приватизации субъекта - пожалуй, ключевая для всего этого процесса, смысл которого - получить, в конечном счете, компетентного «хозяина», способного взять на себя ответ­ственность за поддержание производства и повышение его эф­фективности. Одна только смена собственников, замена государ­ства частным лицом или группой частных лиц не гарантирует успеха. Ведь конечная мотивация любого собственника - не про­изводство, а прибыльность, рентабельность.

В условиях рыночной экономики главным фактором повы­шения эффективности отечественного народного хозяйства становятся уже не отдельные достижения науки и техники, ка­кими бы выдающимися они ни были, а высокий научный и тех­нологический уровень всего производства. Этот уровень опре­деляется в первую очередь состоянием автомобильного парка и ремонтного производства как отрасли, которая удовлетворяет потребности предприятий в доставке сырья и оборудования в сроки, обеспечивающие непрерывность производственных процессов.

10 Предисловие

В условиях перехода к рыночной экономике были осуществ­лены реформы, которые заставили отраслевых специалистов ко­ренным образом пересмотреть представления об основах органи­зации деятельности предприятий любого профиля и, в частности, на предприятиях автомобильного транспорта. Стало ясно, что не­обходимо учитывать и их специфическую роль как связующих звеньев между сферами производства и потребления.

Раздел 1

Предприятие и предпринимательство

на автомобильном транспорте

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта

^ Экономические законы, будучи законами жизни общества, как и законы природы, объективны, т. е. не зависят от воли и созна­ния людей.

Они действуют в течение определенного исторического пе­риода, уступая свое место новым законам. Каждому способу про­изводства присуща своя система экономических законов. Среди них обычно выделяют три группы: общие, т. е. действующие при всех способах производства; особые - свойственные лишь неко­торым способам производства; специфические - присущие од­ному способу производства.

Чем глубже разделение труда в обществе, тем более актуальна проблема взаимосвязи между производителями и согласования их деятельности. Способ такого согласования в условиях разделения труда называется экономической системой. Существуют три ос­новных типа экономических систем, соответственно различают традиционную, централизованную (командную) и рыночную экономику. В некоторых развивающихся государствах Азии, Аф­рики и Латинской Америки существуют все типы экономических систем в определенных сочетаниях. Они получили общее назва­ние смешанной экономики.

Традиционная экономика доминировала в течение длитель­ного периода истории человечества. Проблемы, стоящие перед экономической системой (что, как и для кого производить), ре­шались исходя из обычаев (традиций), т. е сегодня полагалось по­ступать так же, как раньше.

Многовековая традиция позволяла достичь высокого уров­ня мастерства, но технический прогресс был запрещен, и по-

12 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство

этому производительность труда ремесленника оставалась не­изменной.

При централизованной (командной) экономике решения о том, что и как производить, кому распределять, принимаются государственными органами. Поскольку согласование деятель­ности различных производителей при централизованной эконо­мике происходит посредством планирования, ее называют также плановой. При централизованной экономике работники подчи­нены тому или иному государственному чиновнику.

Он, в свою очередь, исполняет команды более высокого чиновника - и так далее вплоть до наиглавнейшего в государстве лица. Экономика, построенная в нашей стране после Октябрь­ской революции и существовавшая до последнего времени, пред­ставляла собой ярко выраженную командную модель.

Рыночная экономика зиждется на том, что производители свободны от власти «традиций» и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком коли­честве, исходя при этом из одной цели - личного интереса, по­вышения собственного благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обме­на. Продукт, произведенный специально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, производитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.

Взаимосвязь людей при рыночной экономике очень велика. Обменять товар на товар непросто. Для этого необходимо согла­сие обоих товаровладельцев. Общепризнанным товаром для об­мена на произведенные товары в натуральной форме являются деньги - особые бумаги и монеты, выпускаемые государствен­ным банком каждой страны. Никакой самостоятельной ценности в хозяйстве деньги не имеют, а ценность им придает авторитет стоящего за ними государства. Обмен товара на деньги называет­ся его продажей, обмен денег на товар - покупкой. Количество денег, которое можно выручить при продаже товара, называется его ценой.

Экономическая система, которая состоит из свободных това­ропроизводителей, связанных между собой отношениями куп­ли-продажи, и является рыночной. При рыночной экономике для производства выбирается самый выгодный продукт, за который можно выручить цену, в наибольшей степени превышающую за-

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 13

траты, поэтому и технология производства выбирается самая эф­фективная.

Производители при рыночной экономике, стремясь к выгоде, конкурируют друг с другом, т. е. изготавливают продукт, ценимый в обществе. В результате, словно невидимая рука подталкивает производителей к общественному благу.

Основные принципы рыночной экономики:

1. Свобода выбора видов и форм деятельности, мобильность рынка.

2. Равноправие субъектов с разными формами собственности.

3. Саморегулирование деятельности.

4. Принцип договорных отношений.

5. Свобода ценообразования.

6. Децентрализация управления и самостоятельность.

7. Экономическая ответственность.

8. Государственное регулирование.

9. Конкуренция и механизм социальной защиты.

Главный принцип рыночной экономики - свобода выбора видов и форм деятельности - декларирует право любого хозяй­ствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической дея­тельности подразумеваются производство разнообразных видов продукции, товаров; оказание платных услуг; торгово-посредни-ческая, финансово-кредитная, научно-информационная, управ­ленческая деятельность.

Один из основополагающих принципов рыночной экономи­ки - равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности - предусматривает, что права каждого субъекта в экономической деятельности, а также ограничения, налоги, льготы, санкции должны быть равноправными (адекватными) для всех субъектов. Плюрализм форм собственности в рыночной эко­номике, их экономическое равноправие порождают многообра­зие этих форм, не присущее обычно централизованной (команд­ной) экономике.

Свойственные рыночной экономике процессы саморегулиро­вания, дополняющие и заменяющие государственное управление, в полной мере проявляются и при создании предприятий. Пре­доставление лицам, группам, коллективам права образования но-

14 Раздел 1. Предприятие и предпринимательство

вых предприятий, как изначально с нуля, так и на основе подраз­делений действующих предприятий, активизирует процесс демо­кратизации управления экономикой, но не только. Это еще одно направление реализации принципа экономической свободы.

Рыночную экономику часто определяют как экономику раз­витых товарно-денежных отношений. С тем же основанием ее можно назвать и экономикой договорных отношений. Преиму­щество договора между взаимодействующими экономическими субъектами как инструмента управления хозяйственными взаи­мосвязями заключается в том, что он повышает экономическую самостоятельность предприятий, способствует переходу от при­нудительности к добровольности отношений, повышает надеж­ность функционирования экономики.

Принцип договорных отношений универсален. Его действие распространяется и на взаимные поставки, и на закупки, и на обязательства.

^ При функционировании рыночной экономики активно действует принцип свободы ценообразования.

Цена никем не назначается, а формируется в результате торга на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем.

Именно такие цены принято называть рыночными.

Одним из принципов рыночной экономики является также самофинансирование.

^ 1.1. Роль и значение автомобильной отрасли в системе рыночной экономики

АТП - это хозяйственная единица, которая, как самостоя­тельный экономический субъект, представляющий собой юри­дическое лицо и имеющий собственный счет в банке, обязана осуществлять финансовое самообеспечение, т. е. самофинанси­рование.

Принцип децентрализации управления в рыночной экономи­ке является производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация эконо­мики рыночного типа проявляется в отсутствии государственного плана, который устанавливается центром и подлежит обязатель­ному выполнению. Его заменил индикативный, рекомендатель­ный, советующий план-прогноз (бизнес-план). При децентрали-

Глава 1. Основы экономики автомобильного транспорта 15

зации управления происходит саморегулирование хозяйственной деятельности субъектов рыночной экономики. Для этого необхо­дима разработка системы правил экономического поведения, имеющих общий характер для всех участников экономического процесса. Установление единых правил и норм экономического поведения приводит к хозяйственной самостоятельности эконо­мических субъектов.

При рыночной экономике действует принцип экономической ответственности. Он предусматривает экономные способы, меры и средства, побуждающие нести ответственность, а также возме­щение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно карается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.

По своим обязательствам хозяйственный субъект отвечает принадлежащим ему имуществом, денежными активами. Субъ­ект, нарушающий свои обязательства, теряет доверие и по суще­ству лишается статуса полноценного надежного партнера, участ­ника делового предпринимательства.

Рыночная экономика не может существовать и функциониро­вать без государственного регулирования, которое проявляется в формировании свода правил и ограничений рыночной деятель­ности, его поддержке и обновлении, контроле над соблюдением;

в изъятии части прибыли, дохода через действие системы налого­обложения посредством обязательных платежей в бюджет. Госу­дарственное регулирование рынка осуществляется на основе за­конодательства, выпускаемых правительством нормативных ак­тов, через государственное планирование.

Одним из важных принципов развития современной эконо­мики является конкуренция между предприятиями, организация­ми, предпринимателями. В западной экономической литературе конкуренция рассматривается как соперничество между товаро­производителями за лучшие, экономически более выгодные усло­вия производства и реализации продукции.

Для рыночной экономики характерен принцип социальной защиты населения от неблагоприятных или непредвиденных по­следствий. Социальная защита осуществляется через систему го­сударственного регулирования посредством ограничений, не по­зволяющих рыночным эффектам достичь социально опасного уровня, и компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, пре-

16

Отрасль экономики, включающая все аспекты функционирования и развития транспорта как части сферы материального производства.

Базовые элементы экономической эффективности транспортной логистики

Как известно, даже из задач по математике начальной школы, основная модель эффективности любого транспорта строится на том, насколько быстро будет доставлен товар в ту или иную точку страны или отдельно взятого города.

Однако это лишь самое общее представление об экономике транспорта. На самом деле она (т.е. экономическая эффективность) является синтезом достаточно сложных элементов, которые можно представить следующим образом:

  1. подготовка груза к перевозке, его упаковка, хранение, страхование;
  2. производство погрузочных — разгрузочных работ, включая транспортные экспедиторские услуги — таможенное оформление, подготовка документации;
  3. непосредствено сам процесс перевозки, включая использование разных видов транспорта на одном плече доставки — мультимодальные перевозки;
  4. доставка товара или груза до конечного получателя (от двери до двери) или поступление его на складские помещения, распределение товара через сеть коммерческой дистрибьюции;
Как видно, на каждом из этих этапов или плечей логистики существуют свои нормы экономической эффективности. Причем, не всегда быстрота, скорость доставки может быть главным параметром эффективности. Так, например, затраты на складское хранение (на таможенной площадке временного хранения), могут полностью нивелировать весь экономический эффект от скорости (доставки груза воздушным транспортом).

Основные типы транспортной логистики с точки зрения экономики

Если конкретизировать понятие экономика транспорта, то не обойтись без анализа каждого из существующих типов логистических средств доставки. Приведем самые главные группы таких транспортных моделей.

Морской и речной транспорт

Основная линия экономической эффективности строится на том, что:
  • осуществляется массовая перевозка грузов, что снижает общую долю затрат на перевозку единицы груза;
  • возможность доставки в любую точку планеты;
  • относительно низкие эксплуатационные расходы;
  • всесезнность и всепогодность.
Главным недостатком морского транспорта является его относительно низкая скорость. Тем не менее, транспортные коридоры, где функционирует морской транспорт, фактически обеспечивают более 23 всех грузопотоков в мире.

Железнодорожный транспорт

Экономика этого логистического элемента определяется тем, что производится перевозка массовых грузов при относительно высокой скорости. Главный недостаток — это необходимость создания и поддержания дорогостоящей транспортной инфраструктуры — жд. пути, станции, необходимость постоянного обновления подвижного состава. Однако этот вид транспорта занимает второе место в обеспечении, как внутренних, так и трансграничных перевозок во всем мире.

Трубопроводный транспорт

Этот вид логистики имеет одно преимущество — массовая доставка грузов (как правило, это природное сырье) на большие расстояния и его работа не зависит от множества природных и техногенных факторов. Однако экономика этого транспортного бизнеса ограничена только определенными районами и достаточно высокими затратами на содержание инфраструктуры (насосные и перекачивающие станции, нефте или газохранилища).

Автомобильный транспорт

Его роль, как фактора логистики в рамках отдельных локальных регионов и даже целых стран, не может быть переоценена. Так, например, более 70% всех внутренних перевозок в США и Канаде осуществляется именно автотранспортом (автопоездами или трейлерами). Основное достоинство этого вида транспорта — в его возможности доставить груз непосредственно к потребителю, практически в любую точку сухопутной части планеты (за исключением труднопроходимых и горных районов). Главный недостаток состоит в том, что автотранспорт требует дорогостоящей сети автомобильных дорог и мостов.

Авиационный транспорт

Этот вид логистики трудно заменим в скоростной доставке ценных грузов и пассажиров на дальние расстояния. Главная его составляющая экономической эффективности — это скорость и регулярность трафика. Однако на этом все достоинства этого вида транспорта заканчиваются. Авиатранспорт — дорог в эксплуатации, особенно на фоне постоянно дорожающего авиатоплива. К тому же, для обслуживания самолетов требуется строительство сложных портовых мощностей и терминалов. Основная экономика этого логистического бизнеса строится на обслуживании массовых транспортных потоков пассажиров, как например, на направлениях мировых курортных зон.