Учебник для 5 класса (часть 2)

Русский язык

§ 125. Орфограммы в окончаниях слов

С какими частями речи связан выбор гласных в окончаниях слов?

721 . Подберите по 4-5 примеров к каждому случаю употребления буквы и в окончаниях изученных частей речи.

  1. Сущ. на -ия в род., дат. и предл. п.; на -ий, -ие в предл. п.
  2. Сущ. 3-го скл. в род., дат. и предл. п.
  3. Прилаг. м. и ср. рода в тв. п.
  4. Гл. II спр.

722 . Составьте таблицу «Буква е в окончаниях изученных частей речи». Заполните её примерами.

723 . Запишите слова с орфограммами - гласными буквами после шипящих в окончаниях слов, обозначая графически выбор написания.

Ключ..м, туч..й, больш..й, врач..м, саранч..й, дач..й, товарищ..м, крыш..й, пахуч..го, ковш..м, горяч..го, рогц..й, (с) удач..й, свеж..го, камыш, .м, ландыш..м, (к) Алёш.., на свеж..м (воздухе), пиш..м, (с) хорош..м (другом).

724 . Диктант. Обозначьте орфограммы в окончаниях глаголов.

По утрам весь омут покрыт туманом. Туман настолько плотен, что сверху каж..тся - в широкую чашу Лешачьего омута до половины налито снятое синее молоко. С разбегу броса..шься вниз. Сначала головой пробива..шь туман и только потом попада..шь в воду. Вынырн..шь - и, словно в сказке, другой мир: не видно берегов, не видно неба, только льются сверху рассеянные солнечные лучи, таинственные, нездешние. А вода тёплая, за ночь не успева..т остынуть. Зато когда вылез..шь, пачкая коленки о глинистый берег, грудь сдавлива..т от холода...

(В.Тендряков)

12. Устно объясни написание слов. Сколько разных видов орфограмм тебе встретилось? Присвой им порядковые номера. Например, словам с безударным гласным в корне пусть соответствует №1. Выпиши слова с орфограммами под разными цифрами. Там, где возможно, пиши проверки.

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ

В ле су мураш ки-муравь и
Жи вут своим трудом,
У них обычаи свои
И муравейник — дом.

Миролюбивые жи льцы
Без_дела не_си дят:
С утра на пост бе гут бойцы ,
А няньки в дет ский сад .

Ра бочий муравей спе ши т
Тро пинкой трудовой,
С утра до вечера шурши т
В тра ве и под ли ствой.

Ты с палкой по ле су гулял
И муравь иный дом,
Шутя, до дна расковырял
И подпалил потом.

Покой и труд большой семь и
Нарушила бе да.
В дыму метались муравь и,
Спасаясь кто куда.

(С. Михалков)

Орфограмма №1 . Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением: в ле су – лес; си дят – сидя; бе гут – бег; спе шит – спéшка; тро пинкой – трóпка; в тра ве – травы; под ли ствой – лист; пó ле су – лес;
Орфограмма №2 . Парный по звонкости/глухости согласный на конце слова и перед другими согласными: мураш ки – мураши; пост – поста; дет ский – дети; сад – сады; труд – труда;
Орфограмма №4. Разделительный Ь: муравь и; муравь иный; семь и; муравь и;
Орфограмма №8. Буквы И, А, У после шипящих (сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ): жи вут; жи льцы; спеши т; шурши т;
Орфограмма №11. Раздельное написание предлогов, слитное написание приставок: без_дела – без всякого дела;
Орфограмма №11. Раздельное написание НЕ с глаголами: не_ сидят;
Орфограмма №13. Написание букы И/Ы после Ц: жильцы ; бойцы ;
Орфограмма №14 . Непроверяемый безударный гласный в корне слова (словарные слова): ра бочий (работа – словарное слово).

Выпиши выделенное слово. Найди в тексте слова, которые являются проверочными для этого слова. Запиши их рядом.

труд — трудом, трудовой.

Выпиши сложное слово. Подчеркни букву соединительного гласного. Составь, используя вторую часть этого слова, ещё несколько сложных слов. В качестве первой части пусть выступят основы слов: труд, человек , свобод а , жизнь , солнц е . В каких словах ты использовал букву Е в качестве соединительной гласной?

Миро любивые. Трудолюбивый, человеколюбивый, свободолюбивый, жизнелюбивый, солнцелюбивый.

Букву Е в качестве соединительной гласной я использовал в словах: жизне любивый, солнце любивый.

Проверь себя: открой словарь на букву -Й. Найди слова на -ВЫЙ, а среди них — сложные слова. Проверь их написание. Запиши словосочетания с тремя из этих слов.

Жизнелюбивый человек; солнцелюбивый цветок; правдолюбивый мальчик; свободолюбивый народ; трудолюбивая девочка; теплолюбивое растение; миролюбивые жители.

Заглавная буква в начале предложения.

Начало предложения пишется с большой буквы.

а) М альчики играли во дворе.

б) придумай и напиши еще 1 предложения, выдели заглавную букву.

Заглавная буква в имени собственном.

Названия рек, городов, деревень, морей, имена людей, клички животных называются именами собственными. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

а) М арина, Д непр, Д онецк

б) напиши 3 различных имени собственных, выдели заглавную букву.

  1. - ОРО -

а) воро на

б) пропиши строчку слова, в котором сделал ошибку, вспомни и запиши еще 3 слова с этой орфограммой.

ЧА - ЩА

Ча - ща пиши с буквой А

а) ча шка, роща

  1. ЧУ - ЩУ

Чу - щу пиши с буквой У.

а) учу , щу ка

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. ЖИ - ШИ

Жи -ши пиши с буквой И.

а) карандаши , жи вет

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели.

  1. Ь , обозначающий мягкость согласных (ь-м)

а) лос ь , мал ь чик

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, подчеркни Ь-м и согласную, мягкость которой он обозначает.

  1. ЧК - ЧН; ЧТ-НЧ; ЩН- НЩ; ЗД - ЗН; СН

Чк - чн; чт - нч; щн - нщ;зд - зн; сн; пиши без мягкого знака

а) ручк а, ночн ой, песн я

б) придумай и запиши 3 слова с этой орфограммой, орфограмму выдели

  1. Проверяемая безударная гласная в корне слова (а, о, и, е, я)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

а) мо ря - мор е б) запиши проверочные слова,

  1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их в словаре.

а) пе нал, пи лот

б) запиши 3 раза слово, в котором ошибся, выдели орфограмму; придумай и запиши 1-2 однокоренных слова

  1. Парная по глухости - звонкости (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с) Чтобы проверить парную по глухости - звонкости надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная
  2. а) завод - завод ы , лес - лес н ой

б) запиши слово, в котором ошибся, выдели орфограмму, напиши проверочные слова, правильно оформляй работу.

  1. Предлоги (к, по, в, на, за, с, под, про, для, у и др.)

Предлоги пишутся отдельно от слов. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

а) Сосна росла у берега. Сосна росла у самого берега.

б) Придумай и запиши еще 3 слова с предлогами.

  1. Предлоги с местоимениями.

Предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

а) к нему, с ним, ко мне.

б) написать еще 3 слова на это правило

  1. Союзы (а, и, но, да)

Союзы пишутся отдельно от слова.

а) ручка и карандаш

б) запиши 3 слова, с соединительными союзами

  1. Ь - разделительный (ь-р)

Ь-р показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Ь-р пишется после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.

а) плат ь е

б) запиши 3 слова с Ь-р, подчеркни три буквы - согласную, Ь-р, гласную.

16. Разделительный Ъ

Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных Е, Ё, Ю, Я.

а) подъ ём , объ яс нение, предъ юб илейный, съ езд

б) придумай и запиши 3 слова с Ъ, выдели приставку, подчеркни гласную.

17. Двойная согласная (мм, нн, жж, сс и др.)

а) класс , Анн а

б) пропиши 3 раза слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокоренных слова

18. Непроизносимые согласные

1)В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять.

а) чест ный - честь сол нце - солн ышко

звезд ный - звезда здрав ствуй - здоровь е

б) запиши 3 слова, с этой орфограммой, подбери проверочные слова, о

19. Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, писать его не нужно.

Вот наиболее часто встречающиеся слова - запомни их:

Не чудесно, не прекрасно.

А ужасно и опасно

Букву Т писать напрасно

В словах «вкусный» , «интересный»

а) чудесн ый - чудесен

б) вспомни и запиши еще 2-3 таких слова и 2-3 слова с непроизносимой согласной, проверь, правильно выдели орфограмму

20. В словах ЛЕСТНИЦА, ПРАЗДНИК, ЧУВСТВ непроизносимая согласная не проверяется. Эти слова нужно запомнить.

а) лест ница

б) пропиши слово, в котором ошибся, подбери к нему 1-2 однокореннные слова.

21. Ь после шипящих в именах существительных женского рода.

В именах существительных женского рода в именительном падеже

конце слова после шипящих пишется Ь.

а) мышь дочь

б) придумай и запиши 3 существительных женского рода

22. Ь после шипящих в именах существительных мужского рода.

В именах сущ. муж. рода с шипящим звуком на конце Ь знак не пишется.

м.р. м.р. м.р. м.р.

а) луч , меч , плащ , врач

б) придумай и напиши еще 3 слова на это правило.

23. Приставки

1).Приставки со словами пишутся слитно.

а) по летел, за бегал

2) Приставки с гласной : о- до-, о-, об-, обо-, от-, ото- по-, под-, подо-, про-. а)об летел, подо шёл

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Приставки с гласной - а- : за-, на-, над-.

а) на резал, за лил

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

4) Приставки - раз-, из-, без- пишутся, если корень начинается со звонкого согласного.

а) из д ать, раз б ить

5) Приставки - рас-, ис-, бес -пишутся, если корень начинается с глухого согласного.

а) рас т аять, ис п исать

б)придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

6) Приставка с- всегда пишется одинаково, независимо от звучания.

Приставки з- не бывает!

а) с делать, с бежать, с мотать

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

24. Не с глаголами.

Не с глаголами пишется раздельно.

а) не з нал, не у чил, не п илил

б) напиши еще 3 слова на это правило

25. Пропуск, замена, перестановка букв.

Перепиши слово 3 раза.

26 . Переписать предложение, выполнить задание.

а). ? !

б) Разбор по членам предложения.

Дети поехали в лагерь.

в) Разбор по частям речи.

сущ. гл. п. сущ.

Дети поехали в лагерь.

г) Предложение с однородными членами.

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге.

27 . Правописание окончаний.

1) имен существительных

на опушке - опушка, сущ., I скл., П. п.

  1. имен прилагательных

к лесу (какому ?) дальнему - ед.ч., м.р., Д.п.

  1. личных окончаний глаголов.

пишет - писать, I спр. (е-ут-ют)

ставит - ставить, II спр., (и-ат-ят)

видит - исключение, II спр., (и-ат- ят)

28. Родовые безударные окончания глаголов. Если глагол прошедшего времени ед. ч. муж. р., то пиши окончание, если ж.р., то пиши окончание -а,

если ср. р., то пиши окончание - о. Если г лагол прош едшего вр емени мн ожественного ч исла , то пиши окончание -и.

29. Ь на конце глаголов.

На конце глаголов настоящего и будущего времени единственного числа 2-го лица пишется Ь.

а) пишешь , рисуешь , поешь , думаешь

30 . Неопределенная форма глагола.

а) Что делать ? учить ся, умывать ся, брызгать ся.

б) написать еще 3 слова на это правило.

31. Написание букв о - ё после шипящих в окончаниях глаголов.

Под ударением в окончаниях глаголов после шипящих пишется буква ё.

а) стрижём , печём

б) написать еще 3 слова на это правило.

32. Написание суффиксов - ик -, - ек-.

1)Суффикс -ик- пишется, если при изменении слова гласный звук в нем сохраняется, не выпадает: столик - столик а

а) столик , ключик

б) написать еще 3 слова на это правило.

2)Суффикс -ек- пишется, если при изменении слова гласный звук «убегает»: замочек - замочк а

а) замочек , сыночек

б) написать еще 3 слова на это правило.

33. Написание соединительных гласных в сложных словах.

Соединительными гласными в сложных словах могут быть только гласные буквы - о -, - е - .

а) паро ход, мыше ловка

34. Написание буквы -о-, -ё- после шипящих в корне слова.

1) После шипящих в корнях слов под ударением звук [о] обозначается буквой ё, если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится.

а) пчё лы - пче ла

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) Если сделать это невозможно, звук [о] обозначается буквой о :

а) шо рты, шо рох

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

35. Обозначение звука [ы] после звука [ц].

1) в корнях слов после ц звук [ы ] обозначается буквой и.

а) ци рк, ци фра.

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2)Слова- исключения: цы ган, цы плёнок, цы ц, на цы почках.

Перепиши слово 3 раза.

3)В окончаниях после ц пишется буква ы.

а) огурцы, певицы

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

4)в словах на -ция пишется буква и.

а) милиция , акация

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

36. Написание суффикса - ок- в именах существительных.

Суффикс -ок- всегда под ударением.

а) сверчок , жучок

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

37. Написание суффикса -ец- и -иц - и сочетания - ичк- и -ечк-.

1) В именах существительных муж . рода пишется суффикс -ец -.

а) братец , красавец

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

2) В именах существительных жен . рода пишется суффикс иц -.

а) девиц а, красавиц а

б) придумай и запиши еще 3 слова с этой орфограммой

3) Сочетание -ичк- ица.

а) сестрица - сестричк а, лисица - лисичк а

б) запиши проверочное слово

4) В остальных случаях пишется сочетание-ечк-.

а) дочка- дочечк а, чашка - чашечк а б) запиши проверочное слово

38. Написание сочетаний -инк-, -енк-.

1) Сочетание -инк- пишется в словах, образованных от слов с суффиксом -ин- и окончанием и окончанием -а.

а) вершин а - вершинк а, трещин а - трещинк а

б) запиши проверочное слово

2) Сочетание -енк- пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня .

а) вишня- вишенк а, сосна -сосенк а б) запиши проверочное слово

39. Написание окончаний имён существительных после шипящих и ц.

В окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

а) свечо"й - ту"чей, карандашо"м -ду"шем

б) запиши слово, поставь ударение, подчеркни орфограмму.

40. Перенос слов.

1) При переносе слов нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога.

Нельзя переносить: ст-рах, просмо-тр.

Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

2) Нельзя отрывать буквы «Ъ» и «Ь» от предшествующей согласной.

3) Нельзя отрывать «Й» от предшествующей гласной.

4) Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

5) При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идет согласная.

6) При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

7) При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.

8) Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согл., стоящие между гласн. Это правило не относится к двойным согласным второй основы в сложных словах, например: ново-введение.

9) Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращенных

10) Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишушиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами,

например: КЗоТ, ТУ-104.

11) Многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможны варианты переносов:

шу-мный, шум-ный; дет-ский, детс-кий; лов-кий, ло-вкий;

класс-ный, клас-сный; дерз-кий, дер-зкий, дерзкий; бит-ва, би-тва;

род-ство, родст-во, родс-тво; скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий

кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крестьянин.

12) Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13) Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа:

и т.п., и пр., т.е. ж.д., о-во.

14) Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью

прерванной прямой речи.

15) Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку или открывающие кавычки.

Перенеси слово правильно, запиши еще 3 слова с переносом, запиши еще 3 слова, которые нельзя переносить.

Подчеркивание орфограмм - это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы - это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм - двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей - пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма - мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма - сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т - жи пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма - парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт - орфограмма - проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т - ща пишем с А. Орфограмма - сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые - ши пишем с И. Орфограмма - сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки - орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички - пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях - двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

ло ви́л - улó в

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней - двумя.*

дуб - дуб ы , лож ка - лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву - двумя. Если непроизносимой согласной нет - подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове - первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней - двумя чертами.*

мест ный - мест о , опасн ый - опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет - двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней - одной чертой.