Герой сегодняшнего нашего теста - Olympus OM-D E-M10. Это совершенно новая беззеркалка, анонсированная меньше месяца назад. Она стала продолжателем современной линейки Olympus OM-D, в которой на данный момент кроме нее уже существует две модели: первопроходец E-M5 и новый флагман E-M1 . Но от своих старших во всех отношениях собратьев новинка отличается чуть более скромными характеристиками и намного более привлекательной ценой. При этом за скромным ретро-дизайном E-M10 скрывается такое большое количество новых функций и особенностей, что рассказывать о них мы будем в формате “неделя с экспертом”, публикуя день за днем новые главы большого теста и делясь опытом съемки на камеру в реальных условиях.

Следите за обновлениями! Каждый день в течение недели мы будем публиковать новые главы нашего большого теста.

Кстати, уже сейчас можно оформить предзаказ на Olympus OM-D E-M10 в фирменном магазине , а посмотреть камеру в живую и даже протестировать ее можно в магазинам Медиа Маркт.

Начнем же традиционно - со знакомства. Olympus OM-D E-M10 - это компактная системная камера со сменной оптикой. Причем слово “компактная” как нельзя лучше описывает главную особенность этой новинки. Когда я получал технику на тест, то никак не мог поверить, что смогу уместить фотоаппарат, зарядку к нему и шесть (!) объективов в свой маленький фоторюкзак. Но Olympus умеет удивлять: эта техника заняла ровно половину места в моем рюкзаке, уместившись в одном его отделении.

Своей компактностью камера и вся система Micro 4/3 обязаны прежде всего размеру матрицы. Сенсор формата 4/3” имеет физические размеры 17,3x13 мм - чуть меньше, чем, например, у большинства любительских зеркалок. Некоторые скептики считают, что подобный размер матрицы ограничивает возможности работы с малой глубиной резкости и может негативно сказаться на уровне шумов. Что же, для нас это только повод уделить данным вопросам повышенное внимание в нашем большом тесте.

Кстати, матрица в E-M10 используется та же, что и в полюбившемся миллионам E-M5 . Ее разрешение 16 мегапикселей, изготовлена она по КМОП-технологии. Зато процессор в E-M10 установлен более новый - TruePic VII. Высокая скорость серийной съемки - до 8 кадров/с - это отчасти его заслуга.

Я упомянул, что Olympus OM-D E-M10 будет стоить значительно меньше своих старших собратьев. Давайте попробуем разобраться, на чем пришлось сэкономит разработчикам, а какие характеристики и особенности остались неизменными.

Опыт некоторых других производителей фототехники учит нас, что в первую очередь при выпуске более доступной модели происходит удешевление материалов корпуса. Но здесь такой тенденции не прослеживается: лицевая и верхняя панель камеры, управляющие диски и даже поднимающаяся вспышка изготовлены из металла. Из пластика - детали задней панели и нескользящие накладки. При этом качество сборки на высоте: камеру просто приятно держать в руках.

Начиная с самых первых моделей , беззеркалки Olympus славились своими встроенными стабилизаторами изображения на основе сдвига матрицы. Такой подход к стабилизации позволил одним выстрелом убить двух зайцев: не размещать стабилизатор в оптике (и как следствие - сделать ее дешевле и компактнее) и реализовать стабилизацию при работе с любым объективом.

Не стал исключением и Olympus OM-D E-M10. В нем применен трехосевой стабилизатор на основе сдвига матрицы. Напомню, что в E-M1 и E-M5 применялись пятиосевые стабилизаторы, которые чуть более эффективны при съемке с небольшого расстояния. Однако, трехосевой стабилизатор тоже способен компенсировать вращательные движения камеры, которые чаще всего и приводят к смазу.

Строить кадр фотографу предлагается либо по наклонному сенсорному экрану с диагональю 3 дюйма и разрешением 1040000 точек (это, кстати больше, чем у E-M5) или через ЖК-видоискатель с разрешением 1440000 точек.

При этом производитель заявляет, что на данный момент камера обладает самой низкой в своем классе задержкой отображения информации. Чуть позже мы проверим это. Пока же могу сказать, что картинка в электронном видоискателе действительно воспринимается как живая: частота обновления очень высокая (заявлено до 120 кадров/с), изображение не стробит даже на динамичных сюжетах.

Автофокус камеры похож на тот, что мы видели у E-M5: классический контрастный автофокус по матрице с возможностью выбора области фокусировки и ее размера (в том числе при помощи касания). Кроме ставшей привычной фокусировки по лицам в кадре есть и кое-что интересное: в случае портретной съемки можно задать приоритет фокусировки на глазах, при этом можно отдать приоритет левому или правому глазу. Интеллектуальные способности современных камер не перестают удивлять.

Первую цифровую камеру я купил в 2002 году, через пару месяцев после переезда в Москву. Тогда приличные фотографы еще не воспринимали «цифру» всерьез, но мне на пленке было уж совсем тоскливо. После первого же знакомства в 1999 году с простенькой камерой Epson, разрешение сенсора которой равнялось аж одному мегапикселю, я понял, что это мое. К сожалению, на тот момент желания еще не совпадали с возможностями, но как только они сблизились, я тут же начал выбирать цифровую камеру.

Некоторое время присматривался к «мыльнице» Fuji с умопомрачительным разрешением матрицы (аж 4 мегапикселя!), но Евгений Козловский сказал, что мыльницы для лохов, и только зеркалки выбор серьезных парней. Козловскому я доверял, и в итоге купил Olympus Camedia C-2500L. На тот момент (весной 2002-го) она продавалась уже третий год, особым чудом техники не была. Но зато и стоила около 700 долларов. По тем временам очень гуманно.

Что можно сейчас, спустя 14 лет, сказать о качестве съемки на квази-зеркалку с матрицей 2.5 мегапикселя? Да сейчас смартфоны лучше снимают. Но тогда лично для меня это было словно прорывом в другое измерение. И карточка объемом целых 64 мегабайта казалась почти бесконечной.

Но уже через год возможностей C-2500L мне стало не хватать. Я продал ее другу Юре, у которого камера благополучно трудилась еще много лет, а сам купил Olympus Camedia E-10. И вот это было уже совсем круто. «Десятка» так ловко и красиво фиксировала реальность, что даже через десятилетие мне очень приятно смотреть на многие кадры. Их было отснято порядочно – многие тысячи. И по работе, и в поездках, и для души. Мне очень нравилось, что у нас с камерой одинаковые представления о прекрасном. Каюсь, никогда не был хардкорным фотографом, и до сих пор предпочитаю пользоваться автоматическими режимами. Нет, если прижмет, то, конечно, настрою все, как полагается. Но лучше, конечно, просто нажать кнопку – и чтобы было красиво. Так вот на E-10 было именно так. В автоматическом режиме она снимала именно так, как мне нравилось. Как настроил бы я сам.

Но шли годы. После не очень удачной модели Е-20 в стане Olympus начались какие-то брожения и метания, а вот Canon и Nikon, наоборот, основательно продвинулись вперед. И когда пришло время апгрейдить камеру, коллеги по «Компьютерре» убедили брать Nikon D70. Не могу сказать, что камера мне совсем уж не понравилась. В конце концов, она снимала в RAW – формате, позволяющем исправить многие огрехи пост-фактум. Но в автоматическом режиме получалось вообще не то, что мне хотелось. И в первые месяцы после расставания с Е-10 было ужасно некомфортно. Потом привык, куда деваться. Но воспоминание о камере, с которой мы жили в полной гармонии, осталось.

Не буду описывать все свои камеры, перейду к главному. Осенью 2014-го Алекс Экслер попросил меня отвезти в Москву камеру Olympus OM-D E-M1. И сказал, что если хочу, могу на нее поснимать.


Прилетел домой, вставил в камеру карточку, сделал несколько снимков… и обалдел. Вернулось то же самое ощущение, что десять лет назад с E-10. Камера «видела» мир ровно так же, как и я. Но, конечно, стала на порядок лучше – быстрее, удобнее, точнее в деталях. У меня не было планов менять камеру. Мы на тот момент были вполне счастливы с Sony RX100, совершенно уникальным аппаратом, после знакомства с которым я продал зеркалку Nikon D90 и думал, что вообще навсегда перестал носить с собой камеру, сильно отличающуюся по габаритам от пачки сигарет.

Но, поснимав на OM-D E-M1, понял, что гармонии с RX100 пришел конец. С годами я стал все меньше фотографировать, что называется, для души, и гораздо больше – по работе. Типичный сценарий – поехать куда-то, в течение пары дней нащелкать кадров 300-400, отобрать из них 50 и использовать в тут же написанном репортаже. На выставках и конференциях о правильном свете на стендах мало кто думает. Точнее, мне иногда кажется, что люди стремятся максимально осложнить работу фотографов. Украсить все какой-нибудь жуткой неонкой, затемнить зоны, где лежат новые продукты, накрыть их самыми бликующими на свете стеклами. Все это лечится в Photoshop. И если снимаешь в RAW, лечится почти без следов. Но времени уходит очень много. Когда ты, отмотав пару десятков километров по выставке, пишешь в номере текст, потом отбираешь те самые 40-50 кадров, и потом еще лечишь почти каждый из них… Ну, часа в два ночи обычно заканчиваешь, конечно. Но потом с некоторой нервозностью реагируешь на вопросы – как там Лас-Вегас? Как там Лондон? Да хрен его знает как. Не видел я их.

А вот E-M1 снимала сразу, как надо. И даже профили объективов записывала в сами RAW-файлы, что избавляло от необходимости корректировать оптические искажения (они есть у любых «зумов», независимо от цены). И баланс белого ловила правильно. И фокусировалась мгновенно. И дивно размывала фон.

В общем, E-M1 меня покинула, но тоска по ней осталась. Я посмотрел – почем ее продают, и показалось дороговато. Мне нужна была версия с объективом Olympus ED 12-40mm f/2.8 Pro, где светосила 2.8 сохраняется на всем диапазоне фокусных расстояний. Именно такая связка обеспечивала так порадовавшие результаты. Но инвестировать сразу сотню тысяч рублей…

Решил попробовать камеру Sony a6000, которую в мае 2015-го в Штатах продавали с дивной скидкой в честь Дня матери. Мамы-фотографы, наверное, были в диком восторге. C двумя объективами она обошлась мне примерно в 45 тысяч рублей.

Хорошая камера, спору нет. Наверное, если бы не попробовал E-M1, снимал бы да нахваливал. Но все же разница с Olympus была настолько заметной, что через полтора месяца я a6000 продал и взял китовую версию OM-D E-M1 с правильным объективом. Последней каплей, заставившей принять решение, стало отсутствие на a6000 входа для стандартного микрофона. Я тогда всерьез планировал писать видео в промышленных масштабах, и покупать какую-то адскую конструкцию вместо уже имеющегося нормального микрофона мне не улыбалось категорически.

И вот с июня 2015-го снова снимаю на Olympus.

За что я люблю Olympus E-M1?

Можно, конечно, написать «за всё» и поставить точку. Но это будет не очень вежливо по отношению к читателю, хотя и честно. Расскажу все же поподробнее.

Данная модель относится к классу беззеркалок. Первые представительницы этого племени ничем особенным не радовали, но постепенно они научились снимать не хуже зеркальных камер аналогичного ценового диапазона при гораздо более компактных габаритах. Да, сразу оговорюсь, что суровым парням и девчонкам, считающих все с неполным кадром фигней, дальше лучше не читать. Полный кадр, спору нет, отличная вещь. И если вы а) можете его себе позволить, б) можете полностью использовать его возможности и в) готовы таскать с собой саму тушку и подходящие объективы, респект вам и уважуха. Нет, серьезно, я прекрасно понимаю, что на полном кадре можно добиться большего. Но для моих потребностей и, боюсь, возможностей, как фотографа, покупка полнокадрового фотоаппарата – деньги на ветер.

Тут есть еще один… пикантный момент. Недавно беседовал с действительно хорошим фотографом, имеющим полный арсенал профессиональной техники. И он пожаловался, что большую камеру зачастую приходится носить с собой исключительно для умиротворения заказчиков. Они судят о фотографе исключительно по размерам камеры и объектива, и если габариты не впечатляют – начинают возмущаться. Я, кстати, несколько сталкивался с таким, когда ездил с RX100. Снимаешь какие-нибудь экспонаты на стенде, а сотрудники вежливо уточняют: мол, не прислать ли вам потом нормальные фотографии, а то на эту пукалку ничего толкового не получится.

Правда, был и другой случай. Года полтора назад фотографировал Ноэля Ли, хозяина Monster, и попросил его не удивляться размерам камеры. А он в ответ – да чего удивляться, она ж классная, у меня самого такая. И достал из кармана RX100.


Ноэль Ли в объективе Olympus E-M1. Темнота в зале кромешная.

Но мы отвлеклись. В E-M1 использована матрица 4/3 МОП, разработанной Panasonic. По площади она относительно невелика – почти в полтора раза меньше APS-C, не говоря уж о Full Frame. Законы физики никто не отменял. Но в цифровой фотографии значение имеет не только размер сенсора, но и то, как под него заточен объектив. И еще качество программных алгоритмов. Уже оскомину набил пример, что в смартфонах других производителей фотомодули Sony почему-то снимают сильно лучше, чем в Xperia… Разрешение сенсора 16 мегапикселей, что не рекорд по нынешним временам, но мне этот показатель вообще не критичен. Все, что больше 10 мегапикселей, уже больше, чем на самом деле нужно.

E-M1 вышла в 2013 году, и Olympus ее с тех пор непрерывно улучшает. В конце 2015-го вышла четвертая версия прошивки, добавившая ряд действительно полезных вещей. Например, макросъемку сразу с восемью точками фокусировки, из которых потом можно выбрать одну по вкусу. Упоминаю это в начале рассказа о камере, чтобы подчеркнуть 2 вещи. Первая – несмотря на солидный по нынешним временам возраст, компания о ней не забывает и продолжает совершенствовать. Вот, прямо сейчас заглянул в раздел прошивок и обнаружил совсем новую прошивку, вышедшую 4 февраля. Второй момент – запас производительности E-M1 настолько велик, что даже годы спустя позволяет добавлять ресурсоемкие функции. В 2013-м, когда камера только вышла, она стала настоящим прорывом и получила кучу престижных наград. Но и сейчас она абсолютно современна. И не придумано пока фишек, которые были бы для меня важны, и которых бы в ней не было.

Так вот – о том, что для меня важно.

Абсолютно необходимая в современной камере вещь – это поддержка Wi-Fi. Она позволяет не только скачать фотографии на ноутбук, если в последнем забыли разместить кардридер, но и, что еще важнее, обеспечивает оперативную синхронизацию со смартфоном или планшетом. У Olympus E-M1 тут все на высоте: есть удобное приложение для iOS и Android, через которое можно и готовые снимки в телефон/планшет отправить, и использовать последний в качестве беспроводного видоискателя. Теперь во время зажигательных презентаций я могу делать качественные снимки и мгновенно отправлять их в редакцию или выкладывать в Facebook. Фотографировать сразу на смартфон не вариант: в полумраке даже лучшие модели справляются так себе, да и оптический зум в мобильных устройствах пока редкость.

Вторая полезная штука – поддержка HDR. Когда снимаешь против источника света (увы, иногда приходится), без HDR убивается слишком много деталей. На E-M1 есть два режима HDR, базовый и продвинутый. В обоих случаях камера делает серию снимков с разной выдержкой, а потом на их основе готовит что-то вроде среднего арифметического. Результат отличается по качеству и времени, требуемому для съемки.

Третье, что очень нравится – большой сенсорный видоискатель с поворотным механизмом. То есть, конечно, в основном я смотрю через глазок, но если камеру приходится держать над головой, экран очень выручает. Там заодно можно выбрать точку фокусировки и даже сразу сделать снимок с ней. При просмотре фотографии на экране листаются, как на экране смартфона, жестами.

Пятиосевая оптическая стабилизация встроена в саму тушку, а это значит, что у владельца камеры есть возможность сэкономить на объективах. Я без особых надежд купил недорогой M.ZUIKO DIGITAL ED 40‑150mm 1:4.0‑5.6 R (от 10 тысяч рублей в Москве), и вдруг обнаружил, что на него можно на максимальном зуме снимать четкие кадры с относительно маленькой выдержкой. Да, по четкости он все же уступает M.ZUIKO DIGITAL ED 12–40mm 1:2.8 PRO, но этот шедевр не зря стоит около 50 тысяч. Светосила 2.8 на всем диапазоне в сочетании с молниеносным автофокусом – это, скажу я вам, просто чудо какое-то. Не любитель носить с собой несколько «стекол» и менять их во время работы, и был соблазн подобрать универсальный ультразум. Но пока рисунок ED 12–40mm 1:2.8 PRO удерживает от экспериментов. Шедевр! У него еще есть интересная особенность – одним движением руки можно переключиться между автоматической и ручной фокусировкой.


На Olympus E-M1 можно снимать уважаемых людей с безопасного расстояния.








С первыми версиями прошивки E-M1 основательно ела аккумулятор. В обзоре Алекса Экслера говорится, что хватало кадров на 200. Сейчас это починили: я, врать не буду, специально не считал, но на 400-450 кадров одного заряда хватает точно. Со мной в январе случай произошел: прилетел на CES, первый день яростно фотографировал с утра до вечера, на второй день тоже щелкал от души, но где-то к обеду заморгал значок – мол, батарея садится, надо зарядить. И тут я обнаружил, что забыл зарядник дома… В окрестных магазинах ничего подходящего за разумные деньги не нашлось, а платить 70 долларов мне как-то не улыбалось. И я пошел на стенд Olympus. Объяснил ситуацию и попросил выручить. Я-то думал, что мне просто зарядят аккумулятор. Но вместо этого бородатый дядька достал из сумки свой экземпляр Е-М1, вытащил оттуда батарею и отдал мне. С ней я снимал до конца выставки, сделав в общей сложности 932 кадра. И второй аккумулятор к тому моменту еще сохранял процентов 30 заряда. Вот и считайте. Да, замечу, что снимал в RAW, а в JPEG расход энергии меньше.

Видео снимает чудесно. В новой прошивке добавили переменную частоту кадров и такую профессиональную вещь, как синхронизация с линейным PCM-диктофоном. Встроенный микрофон пишет звук очень прилично, но и подключить петличку, благодаря наличию разъема, вообще не проблема. Единственный момент – при съемке в максимальном качестве необходима быстрая карта памяти. Обжегшись на медленных, использую сейчас Kingston SDA3 с максимальной скоростью записи 80 Мб/с. С ней все в порядке.

Итого

Знаете, я, наверное, не самый крутой фотограф. Моя дочь снимает гораздо лучше . Мне важна не столько художественная ценность кадра, сколько его информативность. И еще возможность мгновенно зафиксировать какие-то ситуации, сценки существующие считанные секунды. Также регулярно снимаю репортажи – о людях и устройствах.






В этом смысле Olympus OM-D E-M1 идеальна: если я осознанно нажал на кнопку спуска, кадр будет качественным. Разумеется, если я начну снимать без вспышки зайца, мчащегося по полю в кромешной темноте, у меня вряд ли получится что-то толковое. Но даже в полумраке я с руки снимаю своих очень быстро двигающихся детей, и получается неплохо.


Такие коллажи можно делать прямо средствами E-M1.





Корпус из магниевого сплава с пыле- и влагозащитой позволят особенно не переживать, если неудачно приложишь рюкзак или попадешь с камерой под дождь. Кстати, прошу прощения, что на портретах самой камеры многовато пыли: работе это не мешает, а когда налетаешь и наездишь вместе добрых 70 тысяч миль, чего только не осядет.


Можно ли назвать E-M1 лучшей беззеркальной камерой в мире? Понятия не имею. Но это определенно лучшая камера, которая у меня когда-либо была. Камера-спутник. Камера-помощник. Я понимаю, что чудес не бывает. Но очень жаль, что ее не было со мной десять лет назад. Некоторые снимки с техническим браком, вызванным техническими ограничениями того времени, которые я храню, как документы своего времени, можно было бы показывать окружающим.


Фото на закате. Как говорится, “без фильтров”

Лично мне не хватает в камере только автоматической съемки панорам. Их можно легко склеить потом из нескольких снимков, но, привыкнув к этой функции на Sony, отвыкать трудно. В то же время, панорамы теперь отлично снимают смартфоны, так что если она вдруг срочно нужна – проблем не возникает.


Просмотры: 11 559

02.09.2017 12748 Тесты и обзоры 0

Компания Olympus, выпустив модельный ряд OM-D E-M10, предложила фотографам стильные, удобные и функциональные камеры. Но останавливаться на двух моделях компания не собиралась, представив Olympus OM-D E-M10 III.

Обычно камеры с приставкой Mark практически не отличаются от предыдущих моделей в линейке, получив лишь незначительные обновления.Справедливо ли это утверждение? Новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на свою предшественницу, но, несмотря на наследование многих черт и характеристик, набор функций был переделан. Давайте посмотрим сравнительную таблицу основных спецификаций.

Камера Olympus OM-D
Матрица

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

16 Мп
Live MOS

Процессор

TruePic VIII

Стабилизация изображения 5-осевая
(4 EV)
5-осевая
(4 EV)

5-осевая
(5 EV)

Электронный затвор Да Да
Минимальная выдержка 1/4000 с

1/4000 с
(1/16000 с электронным затвором)

1/8000 с
(1/16000 с электронным затвором)

Диапазон ISO 200-25600
(с расширением 100-25600)
200-25600
(с расширением 100-25600)

200-25600
(с расширением 100-25600)

Монитор

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Наклонный
Сенсорный

1.04 Мточек
3″
LCD
Вращающийся
Сенсорный

Встроенный
электронный
видоискатель
2.36 Мточек
OLED
0.62x
2.36 Мточек
OLED
0.62x

2.36 Мточек
OLED
0.74x

Фокусировка 121 точка 81 точка
Серийная съемка 8.6 к/с 8.5 к/с

10 к/с

Встроенная вспышка Есть Есть
Максимальное качество видеосъемки

4K 3840 x 2160 @ 30p

Full HD
1920×1080@60

Full HD
1920×1080@60

Тайм-лапс Да Да
Микрофонный разъем Нет Нет
Брекетинг по фокусировке Да Да Нет
Защищенное исполнение Нет Нет
Габаритные размеры, мм
Вес, г 410 390

Не сразу можно заметить разницу между OM-D E-M10 Mark III и E-M10 Mark II. Камеры близки по форме и габаритам, органы управления расположены на тех же местах и внешне не претерпели радикальных изменений. Тем не менее, различия всё же есть, главное из которых - существенным образом переработан интерфейс и система управления; снаружи этого и не заметишь. Переработанный выступ на передней панели для хвата стал изогнутым и чуть сильнее выдается из корпуса. Казалось бы, мелочи - однако, взяв камеру в руку, обнаруживаешь, что хват стал более удобным.

Среди компактных камер ОМ-D E-M10 III выделяется своим богатым набором элементов контроля настроек. Несмотря на миниатюрные размеры, на корпусе камеры нашлось место для двух дисков управления, а также для множества кнопок. Большие диски не только выглядят хорошо, но и значительно удобнее в управлении, чем раньше. Причем не сказали бы, что раньше были какие-то проблемы - это тот пример, когда всегда можно лучше.

По сравнению с E-M10 II, диски управления и кнопки в Mark III были немного переделаны. Они стали больше, а обозначения понятнее. Рифление на всех дисках стало чуть более узким, но эта разница не принципиальна. Два диска управления утратили черные вставки. Джойстик стал легче и понятней для быстрой настройки ключевых параметров без погружения в экранное меню.

Кнопка с красной точкой запускает (и останавливает) видеозапись. Кнопка Fn2 - как была у E-M10 II, так и осталась программируемой, только раньше по умолчанию она включала управление светами и тенями, а сейчас - цифровой телеконвертер. Видимо, разработчики вполне разумно посчитали, что у фотолюбителя, который купил камеру с китовым объективом, возможность «приблизить» снимаемую сцену (по сути, увеличить масштаб вдвое) окажется в более высоком приоритете. В режиме просмотра кнопка Fn2 включает и отключает защиту снимков от удаления. Да выступе задней панели расположена еще одна программируемая кнопка, Fn1. По умолчанию она включает блокировку экспозамера и автофокуса.

Переключатель в левой части верхней панели стал более красивым, чем у E-M10 II, однако функции его остались прежними. Поворот на 90 градусов - камера включается. Упругое нажатие еще немного дальше, в сторону надписи «UP» - и встроенная вспышка поднимается в рабочее положение. Опускать её нужно вручную, нажимая сверху.

Кнопка, которая расположена рядом с рычажком, изменилась - как внешне, так и по сути. Раньше это была программируемая Fn3, теперь - «быстрая кнопка», или «кнопка быстрого меню». Реакция камеры на ее нажатие зависит от того, какой режим включен в данный момент. Опять же, об этом чуть дальше.В крайнем левом углу вы увидите новую кнопку «Быстрый вызов», которая позволяет пользователям перейти непосредственно к экрану соответствующих настроек, независимо от того, в каком режиме съёмки он находится. Например, в режимах AUTO, Scene (SCN), Advanced Photo (AP), и Art Filter (ART) при нажатии кнопки быстрого меню открывается графический дисплей, показывающий различные сцены, которые могут быть выбраны на сенсорном экране.

Расположение органов управления на задней панели E-M10 Mark III точно такое же, как у Е-М10 II. Однако на четырех навигационных клавишах, которые раньше были безымянными, теперь появились надписи, в соответствии с их функциями: ISO (вверх), Выбор зоны автофокуса (влево), Режим вспышки (вправо) и Режим затвора (вниз).

Интерфейс на Mark III имеет «обновленную» структуру и дизайн, аналогичные топовой модели OM-D E-M1. Конечно, с заметно меньшим количеством страниц и пунктов, что обусловлено как объективно более скромными функциональными возможностями любительской камеры по сравнению с профессиональным флагманом, так и сознательным стремлением разработчиков упростить работу с камерой. Внутрикамерное меню разбито на шесть разделов - Меню съемки 1 и 2, Меню видео (впервые в камерах младшей линейки видеосъемка вынесена в отдельный раздел - и это неудивительно, с учетом возросших возможностей камеры в этой области и появления режима 4К), Меню просмотра, Пользовательское меню и Меню настройки. Пользовательское меню обозначено пиктограммой шестеренки. В нем одиннадцать страниц, обозначенных буквами (иногда с цифрами расширения). Дизайн строгий, цветовое кодирование страниц, принятое во всех предыдущих камерах Olympus (кроме E-M1 Mark II), убрано.

Экран прежний: три дюйма, разрешение 1037000 пикселей, откидной, но он не может полностью переворачиваться для создания селфи. Классическое для Olympus решение, подобный экран ставится на все старшие модели компании. Дисплей очень яркий, обладает сочными цветами, сенсорный, с его помощью можно управлять большинством параметров и функций, как во время съемки, так и в просмотре. Прикосновением к экрану можно указывать камере область фокусировки, или даже одновременно выполнять спуск затвора. Когда включен (через меню) режим «Тачпад АФ», вы можете, глядя в окуляр видоискателя, движениями пальца по дисплею перемещать точку фокусировки, и это будет отображаться в видоискателе.

В режиме Live View на экран выводятся параметры съемки, сетка, гистограмма, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры); проблема только в том, что не все из этого можно совместить — увидеть на экране одновременно гистограмму и горизонт, например, невозможно.

Электронный видоискатель у E-M10 Mark III - очень качественный, его разрешение составляет 2.36 миллиона точек, как и у E-M10 II, как и у старших моделей OM-D (хотя увеличение несколько меньше, чем у них (0.62x против 0.74x у E-M1 Mark II и E-M5 Mark II). Картинка в видоискателе E-M10 III воспринимается достаточно большой.

Сама система автофокуса у Olympus OM-D E-M10 III изменилась. С 81 точки в Mark II было произведено расширение до 121 точки. Эти точки можно выбирать прикосновениями к экрану. Также доступен спуск затвора при выборе точки, как это реализовано в некоторых камерах смартфонов. OM-D E-M10 III может снимать со скоростью 8.6fps, до 22 кадров RAW в серии или 36 JPEG. Скорость падает до 3.8fps, если вам нужна непрерывная автофокусировка.

Доступна функция брекетинга по фокусировке. Она позволяет получить до 999 кадров с отличающейся по фокусу картинкой. Шаг фокусировки настраивается как исходная позиция - дальше камера сама сделает нужное число снимков с заданным шагом, делая их единой серией (до 10 кадров на высокой скорости, затем с паузами, буфер обмена невелик). Очень полезная функция при макросъемке, когда тяжело определиться с точкой фокусировки, автофокус не справляется, либо вы ведете съемку на объектив с ручным фокусом. Также все полученные кадры можно склеить в редакторе и получить снимок с большой глубиной резкости даже на открытой диафрагме.

Не изменилась система затвора. Компанию необходимому механическому с диапазоном выдержек 30-1/4000 составляет электронный с возможностью съемки с выдержкой вплоть до 1/16000. Помимо возможности снимать на открытой диафрагме в солнечную погоду он дает бесшумный режим съемки. Но не только ультракороткие выдержки дарит нам E-M10 Mark III: в камере уже традиционно стоит 5-осевой стабилизатор, как на E-M5 и E-M1.

Как всегда, выделяются арт-фильтры, по исполнению которых с Olympus трудно тягаться. К списку из 14 фильтров, которые были на первой версии, добавилась новинка - Bleach Bypass («Пропуск отбеливания») в двух вариантах. Глубокой подстройки Арт-фильтров не предусмотрено, они всегда по большей частью используются «как есть». Однако почти всегда можно привнести относительно небольшие, косметические, изменения - включить «цветные фильтры» в монохромных режимах. или придать цветное окрашивание монохромному изображению. Можно использовать дополнительные эффекты - прямое и обратное виньетирование, добавлять рамку, размытие краев и так далее.

Конечно же, есть и самые различные дополнительные настройки: с помощью E-M10 Mark III можно автоматически клеить снимки с мультиэкспозицией, снимать time lapse, уникальная функция live composite, которая идеально подходит для съемки звездного неба, звездных треков, молний и фризлайта, внутрикамерная склейка HDR. Есть различные цветовые схемы (в том числе и фирменная система работы с цветом i-Enhance), многочисленные виды брекетинга (добавлен брекетинг по балансу белого). На месте и система, позволяющая вручную настраивать градацию светов и теней с помощью простейшей диаграммы.

В камеру встроен модуль Wi-Fi, позволяющий быстро передавать сделанные снимки и использовать смартфон/планшет в качестве пульта дистанционного управления. Подсоединение смартфона/планшета осуществляется за счет считывания QR-кода — без логина и пароля. Но еще более шустрая система, с NFC, пока еще обходит камеры Olympus стороной.

Самая большая модернизация в E-M10 Mark III по сравнению с его предшественником является добавление 4K-видео со скоростью до 30p, с потоком до 102 Мб/с. HD видео также доступно. Есть Slow Motion видео с частотой 120 кадров в секунду. При этом через меню можно задавать частоту кадров (50/25/24) и степень сжатия (SF/F/N). Но камера по-прежнему не имеет микрофонного входа и выхода на наушники, что автоматически лишает ее профессионального применения. Но для любительского видео ее возможностей, особенно в сочетании с потрясающим стабилизатором, хватит с головой.

Сенсор остался без изменений- это Live MOS стандарта Micro Four Thirds (физический размер — 17,3 х 13 мм, кроп-фактор — 2) разрешением 16 мегапикселей. Небольшим недостатком сенсора можно назвать высокий нижний порог светочувствительности, характерный для Micro Four Thirds - ISO 200 с возможностью искусственного расширения до ISO 100. По работе на высоких ISO сенсор также не относится к числу лидеров - рабочим можно назвать диапазон до ISO 1600, выше шумы уже становятся навязчивыми, необходимо их давить. Но за счет стабилизатора сильно падает необходимость снимать на завышенных ISO. А вот процессор - нового поколения TruPic VIII, которые обеспечивает работу улучшений в камере.

Оснащение камеры отметим встроенную вспышку с ведущим числом 5,8, порты Mini USB и HDMI и слот для карт памяти SD, SDHC и SDXC. Без подзарядки можно сделать всего 330 снимков.

Резюме

Olympus OM-D E-M10 III - косметическое обновление одной из самых сбалансированных беззеркалок на рынке. Mark III производит впечатление достаточно мощного фотоинструмента с богатой функциональностью и дружественным интерфейсом. Прекрасная камера для фотолюбителя.

Повороты диска режимов сопровождаются появлением на экране информации о смене режима и о его сути. С режимами P (программный автомат), A (приоритет диафрагмы), S (приоритет выдержки) и M (ручное задание экспопараметров) всё понятно, это классика. Кстати, когда вы находитесь в режимах группы P-A-S-M, нажатие кнопки быстрого меню выводит на экран панель управления SCP – ту самую, что на предыдущей иллюстрации.

«Зеленый» авторежим AUTO предназначен для тех, кто не хочет задумываться над настройками камеры. В этом режиме камера сама распознает, какого типа сюжет вы снимаете, и с учетом условий съемки автоматически устанавливает оптимальные параметры.

В режиме AUTO кнопка быстрого меню (или прикосновение к правому краю сенсорного дисплея камеры) включает функцию Live Guide («Гид по легкой смене настроек»). Справа появляется столбик с пиктограммами, позволяющими изменить Насыщенность, Оттенок (ввести цветовой сдвиг), Яркость (ввести экспокоррекцию), Размыть фон (изменить диафрагму) и включить Динамичный сюжет (настроить выдержку).

Шестой, самый нижний пункт «Гида по легкой смене настроек» называется – Советы по съемке. Это как бы микроучебник по съемке, где даются краткие советы по кадрированию, а также съемке детей, животных, цветов, цветов и продуктов.

Намерение облегчить жизнь начинающему фотографу при помощи «Гида по легкой смене настроек» стоит приветствовать, хотя я не уверен, что разноцветные квадратики так уж наглядны и с ходу понятны.

Вообще-то, большинство фотографов, даже начинающих, к «зеленому режиму» относятся немного свысока. На самом же деле за его внешней простотой (включил, и больше ничего делать не надо) скрываются сложные алгоритмы и весьма широкие изменения в поведении камеры. Например, она может сама ввести экспокоррекцию или включить съемку в HDR. Я довольно долго ходил по городу и снимал именно в режиме AUTO, и порой он приятно удивлял.

Например, на полном автомате сделан вот этот кадр.

На первый взгляд он может показаться если не пересвеченным, то все же излишне светлым, в пасмурную-то погоду. Однако на самом деле камера проанализировала сюжет, увидела съемку людей, распознала лица и, сделав экспозамер по лицам, в соответствии с этим выставила экспопараметры. Ну, поворот камеры – это уже моё :).

Для сравнения, вот как выглядела съемка в тех же условиях (и в том же режиме AUTO), но без лиц на переднем плане:

Положение диска режимов SCN – это сюжетные программы (Scenes). Доступ к ним организован совершенно не так, как во всех других камерах Olympus. Очевидно, разработчики посчитали, что перебор однообразного (и длинного, обычно более двадцати пунктов) списка слишком утомителен (особенно для любителя беспроблемного общения с камерой – а ведь именно с прицелом на него как раз и выстроен весь интерфейс E-M10 Mark III).

Когда вы поворачиваете диск режимов в положение SCN (а также, если, уже находясь в режиме SCN, нажимаете кнопку быстрого меню на верхней панели), на экран выводится шесть заголовков – Люди, В движении, В помещении, Ночная съемка, Пейзаж и Крупный план – внутри которых уже находятся сгруппированные сюжетные программы.

Передвигаться по экранному меню можно и кнопками навипада, и дисками управления, и простым прикосновением к сенсорному экрану. Причем первым касанием вы активизируете заголовок группы (он будет обведен рамкой), а уже второе касание откроет доступ к сюжетам этой группы. Это похоже на работу с мышкой, когда вы можете перебирать ярлыки приложений на рабочем столе одним кликом, а запускать приложение – двойным кликом.

Откроем первую группу, «Люди».

Там нам предложат пять сюжетных программ – Портрет, e-Портрет (с приукрашиванием)…

…Ландшафт+Портрет…

…Ночь+Портрет…

…как видите, каждая сюжетная программа сопровождается своими «обоями» (картинкой во весь экран), пояснениями о её сути, а иногда и рекомендациями (использовать штатив, поднять встроенную вспышку)…

…и, наконец, Дети.

Группа «В движении» включает в себя три сюжетных программы.

Вы уже начинаете уважать режим AUTO, не так ли? Ведь там камера сама определяет и условия, и снимаемые объекты… по сути, выбирает сюжетную программу автоматически.

Сюжетную программу Дети встречаем уже второй раз. Да, такова особенность организации нового меню – одна сюжетная программа может входит в несколько разных групп. Сюжет Дети входит в три группы: Люди, В движении и В помещении.

К сюжетам Портрет и e-Портрет также можно адресоваться через разные группы.

Любопытен сюжет съемки с проводкой. По-видимому, здесь замаскирована возможность переключения стабилизатора в режим «гасить только вертикальные колебания», которого в явном виде теперь нет.

Хотя индикация режима на панели управления по-прежнему остается просто как «S-IS On».

Группа «В помещении» включает в себя целых шесть сюжетных программ. Это уже знакомые нам два портретных сюжета и съемка детей, а кроме того, Свет свечи…

…и «Беззвучная» сюжетная программа. Именно здесь мы по-сути включаем электронный затвор (которого нет среди режимов работы затвора, выбираемых нажатием клавиши навипада Вниз). В переводе описания сюжета «Беззвучный» допущена курьезная ошибка – в словах «при низком качестве звука и света от камеры». Имеется в виду, что сюжет полезен «в условиях, когда издаваемые камерой шумы и свет нежелательны». То есть, помимо отключения механического затвора, отключается вспышка, подсветка автофокуса и звуковое подтверждение его срабатывания.

В сюжете «Подсветка HDR» делается несколько кадров, которые автоматически объединяются в один для расширения динамического диапазона. Этот же режим может включаться, порой неожиданно, при работе камеры в режиме AUTO.

В сюжете «Подсветка HDR» никаких настроек не предусмотрено, в отличие от «Продвинутого фоторежима HDR». Кстати, во всех случаях результирующий кадр может сохраняться не только в формате JPEG, но и в RAW.

Пять сюжетный программ помещены в группу «Ночная съемка».

Отметим, что встроенная вспышка сама не выскакивает – о необходимости поднять её предупреждает надпись «Вспышку POP UP».

Здесь есть как режимы, где нужен штатив, так и ночная Съемка с рук (делается несколько снимков с относительно высоким значением ISO, ради укорочения выдержки, а затем эти несколько снимков объединяются в один для снижения шумов).

Сюжет Фейерверк – это «обычная» съемка со штатива с длинной выдержкой…

…а под «Съемкой полос света» скрывается более интересный режим Live Composite, в котором процесс экспонирования при длинных выдержках наглядно виден на дисплее камеры.

Запуск «полос света» (режима Live Composite) здесь максимально упрощен, он включается одним нажатием кнопки – причем делать это можно как из сюжетных программ SCN, так и из «продвинутых функций» AP.

Четыре сюжета группы «Пейзаж» – это Ландшафт, Закат (с усиленной передачей красных и желтых оттенков), Пляж и Снег (с сохранением ярко-белых участков), а также уже знакомая нам Подсветка HDR.

Последняя, шестая, группа сюжетных программ названа «Крупный план».

Два сюжета посвящены Макросъемке.

Конечно, макросъемка здесь фигурирует только в смысле настроек камеры, но не масштаба изображения; для получения настоящих макроснимков с большим увеличением потребуются специализированные объективы.

Сюжет Документы оптимален для съемке контрастных монохромных текстов.

Наконец, сюжетная программа «Расширенный фокус» включает функцию брекетинга по фокусировке. Как и в случае «Полос света», а также «Подсветки HDR», запуск из сюжетных программ получается максимально беспроблемным, «однокнопочным», подходящим для самых начинающих фотографов.

Мы добрались до группы режимов, для которых на диске режимов выделено отдельное положение АР, что расшифровывается как Advanced Photo, или «Продвинутые фоторежимы», или, как на экране – «Расширенный режим съемок».

Напомню, что меню режима АР, которое вы видите на следующем скриншоте, появляется как при повороте диска режимов в соответствующее положение (то есть, когда вы только попадаете в режим АР), так и при нажатии «кнопки быстрого меню» (если вы уже в режиме АР находитесь).

Функция Live Composite (переведённая в этой камере как «Коллаж в реальном времени») – воистину продвинутый инструмент для ночной съемки. Камера сначала записывает неподвижную картинку, а дальше те объекты в кадре, которые не двигаются и яркость которых не изменяется, уже такими и остаются; добавляются лишь более светлые объекты. Наблюдая за дисплеем, вы можете ждать, пока сформируется нужное изображение, или рисовать его сами – и остановить съемку, когда достигнут желаемый результат.

Запуск функции Live Composite из режима АР максимально упрощён, вы нажимаете кнопку один раз, задумываться ни о чем не нужно, установку экспопараметров берет на себя автоматика камеры.

Вместе с тем, сохранена и возможность более осознанного запуска Live Composite (а также Live Bulb и Live Time) с большим количеством настроек – через внутрикамерное меню.

Более подробно о работе с режимами Live Composite и Live Time можно посмотреть в моём .

Live Time – более простой режим, чем Live Composite. Он позволяет смотреть на экране, как проявляется изображение при длинной выдержке, и остановить съемку, когда достигнут нужный результат, нажав кнопку спуска затвора.

Перед запуском режима Live Time можно задать максимальную выдержку, после которой камера автоматически прекратит экспозицию, даже если вы забыли нажать кнопку.

В режиме «Мультиэкспозиция» вы последовательно делаете два снимка, которые затем автоматически складываются в один.

Результат сохраняется в форматах JPEG и/или RAW.

Режим HDR полезен при очень высоком контрасте освещения в кадре. Камера делает три быстрых последовательных снимка с разной экспозицией, которые затем автоматически объединяются в один. Грубо говорят, от недодержанного снимка берутся самые светлые участки, а от передержанного – тёмные. В результате получается изображение с расширенным динамическим диапазоном.

Есть два варианта – более реалистичный HDR 1 (с меньшей эксповилкой) и более «эффектный» HDR 2.

Посмотрите три примера работы функции HDR. Во всех случаях использован вариант HDR 1.

Если в кадр попадают движущиеся предметы (а такое бывает нередко), то камера не формирует несколько полупрозрачных «призраков», а успешно разбирается с проблемой, используя лишь один из дублей, так что двоений и троений в итоговом снимке не наблюдается.

Заметьте, что во всех трёх случаях динамического диапазона матрицы хватало, чтобы информация в светах и тенях не терялась, и в принципе было достаточно снимать в RAW, не используя HDR. Ну а поскольку в результате съемки в HDR получается кадр RAW, то… мы можем при необходимости вытянуть детали из него, и получится как бы двухступенчатое сохранение деталей!

Следующий режим в группе АР – «Беззвучный». С ним мы уже знакомы, он встречался среди сюжетных программ SCN, в группе «В помещении». Включается беззвучный электронный затвор, выключаются издаваемые камерой звуки и подсветка автофокуса.

В режиме «Панорама» вы делаете последовательно несколько кадров, при этом на экране отображаются метки, облегчающие кадрирование (вам показывают край предыдущего кадра, который надо совместить со следующим).

Внутрикамерной склейки панорам у E-M10 III нет, как нет её и в других системных камерах Olympus. Можно посетовать по этому поводу, хотя я бы особенно не расстраивался – редакторы изображения прекрасно справляются с этой задачей, склеивая панораму из отдельных кадров быстро и качественно.

Пример панорамы из четырех кадров, снятых камерой E-M10 III и склеенной за пару минут во внешнем редакторе (по клику – файл разрешения 4564×1080 точек):

Функция коррекции трапецидальных искажений может использоваться для изменения геометрии снимка прямо во время съемки. Можно выпрямлять сходящиеся вертикали, можно наоборот, добавлять снимкам драматизм.

Мало изменений в последнем обновлении самой маленькой OM-D камеры от Olympus, улучшенная автофокусировка и 4K видео завершают то, что уже было в прошлом способном оборудовании.

Сегодня в индустрии потребительских товаров есть интересный парадокс: производители телефонов постоянно работают над тем, чтобы камеры в их продуктах работали как «настоящие» фотоаппараты, в то время как производители фотоаппаратов находят способы сделать свои продукты более похожими на телефоны.

Новая беззеркальная камера Olympus OM-D E-M10 Mark III имеет обновлённый сенсорный интерфейс с элементами управления, похожими на смартфон, сообщает компания. Olympus предлагает её непосредственно телефонным фотографам, указывая на способность фотокамеры снимать размытые и «достойные изображения» даже в тёмных сценах, где телефонные камеры обычно терпят неудачу.

Olympus всегда приспосабливала свои компактные, бюджетные модели E-M10 к случайным пользователям. Но первые пользователи, стремящиеся перейти от смартфонов к компакт камерам, обнаружили, что камеры Olympus сложны. Olympus рассказала прессе, что Mark II нацелена на демистификацию этого, и частично разработана как ответ на отзывы пользователей.

Компания признаёт, что камера не является большой эволюцией в сравнении с предшественником, но E-M10 Mark III действительно заслуживает нескольких достойных функций для серьёзных съёмок, это 4K видео, пятиосевая стабилизация видео, увеличенный ISO (от 1600 до 6400) и 121-точечную систему автофокусировки от флагмана E-M1 Mark II. Фотоаппарат также наследует процессор изображения TruePic VIII от E-M1 Mark II, который помогает с шумоподавлением, а непрерывная скорость съёмки увеличивается до 8,8 кадров в секунду с 8,5 в E-M10 Mark II. Время автономной работы составляет 330 снимков на одном заряде (против 320 в Mark II).

Что нового в камере?

Однако, по большей части, новая Olympus OM-D E-M10 Mark III очень похожа на предшествующую ему камеру, как по внешнему виду, так и по спецификации (лишь немного лучше). Устройство использует один и тот же 16-мегапиксельный датчик Micro Four Thirds, пятиосевую стабилизацию с четырьмя остановками уменьшения вибрации, электронный OLED видоискатель с 2,36-миллионном пикселей и наклоняемый ЖК-дисплей.

Olympus повторно рекламирует сенсорные автофокусы и органы управления затвором, но они тоже не кажутся новыми, по крайней мере, на бумаге. У пользователей будет больше возможностей управления благодаря более высокой плотности точек автофокусировки, но, с технической точки зрения, здесь есть несколько функций, которые действительно новые.

Mark III будет поэтапным обновлением по сравнению с Mark II. Это необязательно плохо: OM-D E-M10 Mark II очень способная камера, и Olympus, вероятно, предпочитает, чтобы нынешние пользователи E-M10 обновлялись в линейке продуктов, до среднечастотной E-M5 или флагманской камеры E- M1. Работа E-M10 Mark III, по-видимому, заключается в том, чтобы привлечь телефонных фотографов в мир сменных объективов, камер большего размера, и, безусловно, тут для этого есть функции и производительность.

E-M10 Mark III начнёт поставляться в конце сентября по цене 650 долларов (39,000 р.) за корпус или 800 долларов (48,000 р.) с объективом EZ MZZIKO 14-42 мм.

Первые впечатления

У нас была возможность попробовать Olympus OM-D E-M10 Mark III. Мы не можем прокомментировать качество изображения, так как не смогли просмотреть какие-либо фотографии, но поскольку оборудование использует аналогичные компоненты, как Mark II, ожидаем, что качество изображения будет таким же хорошим. С 4K на борту Mark III устраняет один из недостатков, который мы выявили в нашем обзоре Mark II.

Ретродизайн придаёт камере привлекательный внешний вид. Как и Mark II, Mark III очень компактный и лёгкий фотоаппарат. Сопряжён с небольшим объективом и его удобно носить с собой. Ручка была переделана, чтобы обеспечить лучшее удержание камеры одной рукой. Olympus сказала, что дополнительный захват Mark II не был популярен, поэтому они улучшили захват и исключили аксессуар. Цифры шкал тут также больше и чётче обозначены. В целом Olympus сказала, что Mark II и Mark III похожи, но Mark III был сконструирован таким образом, чтобы позволить потребителю управлять камерой и получать доступ к более продвинутым функциям, чем раньше.

Хотя мы не заметили, что с Mark II было трудно работать, Mark III имеет изменённый автоматический режим, который может определять тип сцены, которую вы снимаете, включая предметы и экспозицию. Она даже может быстрее обнаруживать движущиеся объекты. Хотя, мы не смогли проверить это, Olympus сказала, что обнаружение сцены должно работать значительно быстрее благодаря процессору TruePic VIII. Нам также понравилась и новая кнопка быстрого доступа, которая даёт более быстрый доступ к параметрам съёмки.

Компактный фотоаппарат Olympus OM-D E-M10 Mark III - видео трейлер

Если вы нашли ошибку, не работает видео, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .