Николай Платонович Огарёв (1813-1877) - поэт, публицист, русский революционер.
Родился в богатой дворянской семье Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее воспитание, поступил вольнослушателем в Московский университет.
Был одним из организаторов студенческого кружка политической направленности при Московском университете. Там же сдружился с А. И. Герценом, который являлся его дальним родственником. В 1831 г. Огарёв был выслан к отцу в Пензу, но через два года вернулся в Москву и в 1834 г. был признан, вместе Герценом и Сатиным, виновным в хранении революционной литературы. Герцен был сослан в Пермь, Сатин - в Симбирск, Огарёв, из внимания к его отцу, пораженному апоплексическим ударом, снова в Пензу. Чтобы не огорчать близких, Огарёв стал бывать довольно часто в пензенском «свете» и женился на родственнице пензенского губернатора М.Л. Милославской. Она оказала роковое влияние на жизнь Огарёва, благодаря мотовству и скандальным похождениям в период их пребывания за границей в 1840-1846 годах, где Огарёв слушал курс лекций в Берлинском университете.
В 1846, после смерти первой жены, Огарёв поселился в своем пензенском имении, где женился на дочери пензенских помещиков Н.А. Тучковой. В 1850 был вновь арестован, но вскоре, освобождён.
В 1856 г. Огарёв окончательно покинул Россию, эмигрировав в Великобританию. Здесь, примкнув к деятельности Герцена, Огарёв вместе с ним стал во главе русской эмиграции, возглавил Вольную русскую типографию. Был одним из инициаторов и соредактором еженедельника «Колокол». Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции. Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860-1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869-1870).
Получив в наследство населенные имения, сторонник уничтожения крепостного права, Огарёв тотчас же решил освободить своих крестьян. Что наряду с его деловой непрактичностью в конечном итоге привело его к полному разорению.
Огарёв - автор нескольких поэм и множества стихотворений (в основном романтических). Стихотворения Огарёва долго имелись в России только в очень неполных 3 изданиях (М., 1856, 1859 и 1863). Лондонское издание 1858 г. гораздо полнее, хотя и не вследствие цензурных причин; значительно большая часть напечатанных здесь впервые стихотворений вполне цензурна. Но и это издание было весьма неполно. Много стихотворений Огарёва напечатано в воспоминаниях Татьяны Пассек и второй жены Огарёва, Тучковой-Огарёвой, а также в «Русской Старине» 1890-х годов и в переписке Огарёва («Из переписки недавних деятелей»), в «Русской Мысли» 1890-х годов и только в 1904 г. издано в 2 томах исчерпывающее «Собрание Стихотворений Огарёва».
В 1865 г., в связи с переездом из Лондона Вольной русской типографии, Огарёв поселился в Женеве; в 1873 переехал в Лондон. Конец жизни Огарёва был очень печален. Больной, без всяких средств, запутавшись в своих отношениях и со второй женой, которая стала подругой Герцена, он жил на небольшую пенсию, сначала от Герцена, а после смерти последнего - от его семьи.
Скончался Николай Платонович Огарёв в 1877 году в Гринвиче (близ Лондона). Прах его ныне покоится на московском Новодевичьем кладбище.

Есть имена, которые судьба и история связали незримыми нитями. В этом ряду - Маркс и Энгельс, Сартр и Камю, Герцен и Огарев. И это - при весьма непростых личных взаимоотношениях. Крепкая дружба и единомыслие нередко оказывались выше личных пристрастий или антипатий. И даже когда фигура одного заслоняла фигуру другого - что ж, талант дается человеку от Бога или от природы. Герцен, конечно, был куда талантливее Огарева, хотя и, по язвительному замечанию , как будто сразу родился эмигрантом. А Николай Платонович последовал за верным другом туда же, в Англию…

Биография Николая Огарева

Николай Огарев был выходцем из богатой дворянской семьи, родился он 24.11.(6.12.) 1813 года. Получил прекрасное домашнее воспитание и образование. Впрочем, его детство было омрачено трагедией - в два года он потерял мать. Мальчик рос натурой сентиментальной и впечатлительной. Чтение входило в круг его любимых занятий. Благодаря дядьке-гувернеру произошло судьбоносное знакомство Огарева с Герценом, продолжавшееся, как говорится, до гробовой доски. Притянулись полюса: один - энергичный и деятельный, другой - рассудочный и мечтательный. Сильнейшее впечатление на обоих оказало выступление декабристов.

Юноши возомнили себя продолжателями дела первых дворянских революционеров, даже дали клятву никогда не изменять своим идеалам. Несмотря на то, что оба были еще в «младых летах», а молодости вообще свойственно горячо откликаться на все, что кажется честным и справедливым, и Огарев смогли пройти раз выбранным путем до конца, что уже само по себе вызывает уважение. Огарев постигал азы наук на правах вольнослушателя в Московском университете. Там возник студенческий кружок, настроенный оппозиционно по отношению к монархической власти в России.

Вскоре последовали репрессии. Обоих друзей подвергают сначала аресту, затем административной высылке. Так Огарев оказывается в Пензе, подле тяжело больного отца. Там же он знакомится с первой женой - Марией Львовной, ставшей одним из главных проклятий его жизни - слишком уж несхожими по характеру они окажутся. В 1856 году Огарев навсегда покидает Россию и воссоединяется с Герценом. Вскоре следует очередная семейная драма - вторая жена Огарева, Наталья Алексеевна, уходит именно к самому преданному другу - Герцену. Огарев ни словом, ни намеком никогда не упрекнул ни ее, ни друга - таков уж он был по характеру: мягкий, добрый, прощающий, даже когда невыносимо больно.

Одиночество Огарева скрасила Мэри Сатерленд, женщина из самых низов английского общества. Умер Огарев в 1877 году.

Творчество Николая Огарева

У Огарева, пожалуй, нет того самого одного стихотворения или даже нескольких строчек, строф, которые прославили бы его имя и поставили в один ряд с первоклассными русскими поэтами. Да, писал он по преимуществу лирические стихотворения, которые навеяны были романтическими увлечениями юности. В каком-то смысле Огарев оказался «литературным старовером», опоздавшим родиться, ибо эпоха романтизма уже заканчивала свой век. Многое из написанного - дань увлечению немецким романтизмом. Отчасти Огарев заново переписывает , ибо почти нигде любовь у него не выражена в настоящем времени: она уже прошла, отбушевала, но еще тревожит душу, питает ее сладким ядом воспоминаний.

Благодаря» советским критикам Огарев снискал репутацию самого мрачного русского поэта. Огаревым написано несколько поэм. Наиболее известная из них - «Юмор». В эмиграции он много занимался публицистикой, издал сборник русской «потаенной» литературы, снабдив его пространным предисловием. Активно сотрудничал как в «Колоколе», так и в «Полярной звезде».

  • В марте 1966 года прах Николая Огарева был доставлен в Россию и захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
  • На Кавказе Огареву посчастливилось познакомиться с некоторыми из боготворимых им декабристов. Наиболее сильное впечатление на него произвел Александр Одоевский.

Николай Платонович Огарев (1813-1877)

Русский революционер, публицист, поэт, друг и соратник А. И. Герцена. Родился в дворянской семье. Рано лишился матери. Первоначальное образование получил дома. В 1830 г. поступил в Московский университет, где в то время уже учился А. И. Герцен. Хотя Н. П. Огарев числился вольнослушателем юридического факультета, он посещал также и лекции на физико-математическом и словесном факультетах. Интересы к естествознанию и философии роднили его с Герценом.

Мировоззрение Н. П. Огарева формировалось главным образом под воздействием движения декабристов, а также идей Великой французской революции, поэзии А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, произведений Ж.-Ж. Руссо, Ф. Шиллера, идей западноевропейского утопического социализма. Вокруг Н. П. Огарева и А. И. Герцена возник студенческий кружок, в котором преобладали политические интересы. В 1834 г. Н. П. Огарев вместе с А. И. Герценом и некоторыми другими участниками кружка был арестован и после 9 месяцев тюрьмы сослан в Пензенскую губернию.

Педагогические идеи Н. П. Огарева возникли вместе с его проектами улучшения форм хозяйствования помещиков. Так, в 1837 г. Огарев задумал учредить губернские комитеты сельского хозяйства. Ими должны были руководить лучшие хозяева-помещики. В ведении этих комитетов должны находиться и сельские училища («училища сельского хозяйства»), где преподавались бы грамота, закон божий и теория агрономии с возможными применениями на опыте.

После смерти отца (1838) Н. П. Огарев освободил от крепостного состояния своего первого учителя, а в начале 1839 г. им были отпущены на волю крестьяне с. Верхний Белоомут Рязанской губернии с обязательством уплатить ему выкуп за землю.

Во время поездки на Кавказ с разрешения пензенского губернатора (1838) Н. П. Огарев познакомился с поэтом-декабристом А. И. Одоевским. Эта встреча описана им в рассказе «Кавказские воды». После окончания срока ссылки (1839) Н. П. Огарев вернулся в Москву, где сблизился с В. Г. Белинским и Т. Н. Грановским. В идейной борьбе 40-х гг. вместе с Белинским и Герценом он стоял во главе зарождавшегося революционно-демократического направления.

1841-1846 годы Н. П. Огарев провел за границей. Длительное путешествие по Европе (Париж, Рим, Вена, Берлин и другие города) обогатило его новыми впечатлениями о разных сторонах жизни народов Франции, Италии, Австро-Венгрии, Германии. За границей Н. П. Огарев встретился с В. Ф. Одоевским (1842), изучавшим постановку обучения в сельских начальных школах. В эти же годы Н. П. Огарев познакомился с произведением Л. Фейербаха «Сущность христианства» (1841) и понял разрушительную силу этой книги для христианства.

После возвращения в Россию Н. П. Огарев переехал в одно из своих имений - Старое Акшено Пензенской губернии (1846-1851). При посещении с. Верхний Белоомут, куда он попутно заехал, чтобы посмотреть, как живут прежние его крепостные, он понял, что многие попали в новую неволю: богатые крестьяне взяли на себя немалую долю выкупа вместо неимущих, а за это пользовались их наделами и личным трудом. Огарев задумал превратить помещичью усадьбу в показательную ферму и открыть заводы и фабрики -- винокуренные и сахарные. Но крестьяне не поняли Огарева, по вековечной привычке не доверяя барину.

Н. П. Огарев пришел к выводу о необходимости распространения грамотности в народе. Он составил проект «Народной политехнической школы», чтобы с ее помощью преодолеть косность и невежество, возбудить интерес к знаниям и подготовить крестьян к овладению рациональными формами сельскохозяйственного труда. Крепостничество выработало привычку к рабству, слепое повиновение, «нехотение постоять за свое право открыто». Эту психологию крестьянина Огарев намеревался изжить школьным воспитанием, призванным активизировать его личность, сделать способным к решительным действиям, к борьбе за право на человеческую жизнь.

Проект Н. П. Огарева представляет большую теоретическую ценность как одна из первых попыток использования общего образования народа для улучшения крестьянского труда и быта. Огарев считал «Народную политехническую школу» едва ли не главным средством переделки психологии крестьян. Заслугой его несомненно является то, что он обосновал новый тип школы для народа, хотя и неосуществимый в то время.

При вторичном аресте Н. П. Огарева (1850) жандармы нашли черновики его статьи «Рассуждения об основах народного образования», содержавшие положения проекта и другие мысли о том, каким он представлял себе школьное дело для народа.

Последующее хозяйствование Н. П. Огарева в Симбирской губернии с целью внедрения «очеловеченного» вольнонаемного труда (на Тальской писчебумажной фабрике) окончилось крахом (фабрика сгорела). Этот период (1851-1855) промышленных поисков Огарева, вероятно, убедил его, что идеальные представления сначала об образцовой ферме, а потом об образцовой фабрике по переделке психологии «русского мужика» в духе Р. Оуэна требуют серьезных поправок. В 1856 г. он уехал в Англию. В Лондоне возобновилась его литературно-публицистическая деятельность. Совместно с А. И. Герценом он руководил Вольной русской типографией, издавал газету «Колокол», сотрудничал в «Полярной звезде», был неутомимым пропагандистом революционных идей, участвовал в подготовке и создании общества «Земля и воля».


Русский букварь для обучения чтению. Собственность департамента народного просвещения. Спб., 1846. В противоположность прекрасно изданным азбукам для домашнего обучения в дворянско-помещичьих семьях официальный букварь, утвержденный департаментом народного просвещения, был маленькой, в 28 страниц, книгой без иллюстраций, отпечатанной на плохой бумаге. В течение двух десятков лет он был одним из основных пособий для начального обучения. Этот букварь последовательно проводит официальное указание о том, что "закон божий - единственно твердое основание всякому полезному учению". Сохраняя устаревшую методику преподавания, пособие обучает церковной и гражданской азбукам. Более половины текстов и примеров религиозного содержания набраны кириллицей. Небольшое количество гражданских нравоучительно-назидательных текстов учит детей покорности, благонамеренности. Букварь ярко иллюстрирует, каким было просвещение для народа в самодержавно-крепостнической России

ОГАРЕВ, НИКОЛАЙ ПЛАТОНОВИЧ (1813–1877), русский поэт, публицист, революционный деятель. Родился 24 ноября (6 декабря) 1813 в Петербурге, из старинного дворянского рода. Рано потерял мать, детство провел в имении отца (Пензенская губ.), которое для болезненного мальчика (Огарев страдал эпилепсией) на всю жизнь осталось «местом романтической привязанности». С 1820 жил в Москве. К 1826 относится начало его многолетней дружбы с А.И.Герценом , дальним родственником и единомышленником в восторженном приятии либерально-освободительных и антидеспотических идей декабризма. Летом 1826 (или 1827) на Воробьевых горах друзья поклялись посвятить свои жизни борьбе за свободу народа. В 1829 Огарев, получивший прекрасное домашнее образование, поступил вольнослушателем на физико-математическое отделение Московского университета, посещал также лекции словесного и нравственно-политического (юридического) отделения, куда перешел в 1832 (оставил в 1833), одновременно начав службу в Московском архиве коллегии иностранных дел. Сложившийся вокруг друзей (Герцен также учился в университете) студенческий кружок способствовал интенсивной умственной работе Огарева, особенно увлеченного в эти годы идеями французских социалистов-утопистов. В 1834 был арестован за распевание «пасквильных» стихов, порочащих царскую фамилию; с лета 1834 по весну 1835 пробыл в одиночном заключении, затем сослан в имение отца. Был определен в канцелярию гражданского губернатора А.А.Панчулидзева, на племяннице которого М.Л.Рославлевой женился в 1836. В 1838, во время лечения на кавказских минеральных водах (Пятигорск), сблизился с А.И.Одоевским и другими ссыльными декабристами.

После смерти отца (1838) занялся освобождением части своих крестьян (соответствующий договор утвержден Николаем I в 1842) и (во второй половине 1840-х годов) воплощением «индустриальных» проектов – организацией вольнонаемного труда крепостных. К 1839 относятся разрешение Огареву переезда в Москву, знакомство с В.Г.Белинским и споры с ним, как и с другими гегельянцами (в т.ч. с давним другом, известным историком-«западником» Т.Н.Грановским), о роли живого чувства, любви в эволюционном развитии человечества. Годы 1841–1846 Огарев провел (с перерывами) в Германии, Швейцарии, Италии, Франции, активно поддерживая дружеские и литературно-философские связи с соотечественниками в России и за рубежом. Сложные отношения с женой, не разделявшей ни его радикализма, ни философских и поэтических исканий, привели к разрыву. По возвращении на родину Огарев, несмотря на разочарование от результатов произведенного им эксперимента с освобождением крепостных (малоимущих закабалили богатые крестьяне), продолжает задуманные реформы: строит в своих селах суконную фабрику, сахарный и винокуренный заводы, покупает писчебумажную фабрику, начинает лесные промышленные разработки, постройку речных судов, открывает школы, больницы и т.п., сам увлеченно занимаясь при этом медициной, фармакологией, педагогикой, экономикой и статистикой.

Хозяйственная деятельность Огарева не принесла желаемого успеха, о чем, в частности, не без самоиронии рассказано в автобиографических строках поэмы Огарева 1840-х годов Деревня (незавершена, опубл. 1908) и стихотворной повести Господин (опубл. 1857), и в 1848 он был почти разорен. К этому же времени относится начало истории его любви к Н.А.Тучковой (дочери уездного предводителя дворянства, бывшего члена декабристского Союза благоденствия), осложненное доносом отца жены Огарева на «безнравственность», «вольнодумие» и участие в создании «коммунистической секты», в связи с чем Огарев находился несколько месяцев в заключении, был отдан под надзор полиции и лишен права выезда за границу.

Оформив после смерти первой жены (1853) отношения с Тучковой (будущей мемуаристкой, известной по публикациям как Тучкова-Огарева; с 1857 – гражданская жена Герцена), Огарев вместе с ней в 1856 покинул Россию. Поселившись в Лондоне, жил либо в доме Герцена, либо по соседству с ним. Начиная с 3-го номера совместно с Герценом выпускает оппозиционный антикрепостнический и антицаристский альманах «Полярная звезда»; с 1857 – газету «Колокол» с приложением «Общее вече», серию сборников «Голоса из России», ставшие влиятельной политической силой в России (куда доставлялись тайно) и Европе (так, в «Колоколе» печатались Дж.Гарибальди, В.Гюго, Ж.Мишле). Много сил отдал Огарев изданию Дум К.Ф.Рылеева, сборников Русская потаенная литература XIX столетия , Свободные русские песни , помощи Бернской типографии, печатавшей радикально-обличительную литературу, Гейдельбергскому кружку передовой молодежи, участию в разработке плана русской подпольной организации «Земля и воля».

Совместно с Н.Н.Обручевым в июле 1861 Огарев пишет прокламацию Что нужно народу ? В ряде статей «Колокола» и «Полярной звезды» критикует буржуазный парламентаризм Европы, капиталистические процессы в Европе и Америке. Народнические утопии Огарева находят выражение в апологии русской земельной общины и возлагаемых на нее социальных надеждах. В 1865 Огарев и Герцен переезжают в Швейцарию, куда в то время переместился центр русской эмиграции. В отличие от Герцена, не принимавшего неразборчивости в средствах т.н. «молодой эмиграции», Огарев пытается наладить контакты с ней, в т.ч. с анархистом М.А.Бакуниным и террористом-заговорщиком С.Г.Нечаевым, участвуя в его издании нового «Колокола» (1870).

С 1875 в Англии, где изгоняемый швейцарским правительством Огарев поселился вместе с «англичанкой простого звания» Мэри Сатерленд, в 1858 поднятой им с лондонского «дна» и ставшей до конца дней его преданным другом, сближается с известным революционным народником П.Л.Лавровым , выступая в редактируемом последним периодическом двухнедельном обозрении «Вперед!» с собственными статьями и подборками материалов о России в заграничной прессе.

Поэтическое и публицистическое творчество Огарева составляет существенную часть истории отечественной литературы 19 в. В его публицистику вошли трактат Profession de foi (Исповедание веры , 1916), отразивший глубокие религиозные искания молодого Огарева, социально-экономические изыскания конца 1840-х годов (Замечания на статью... , 1847, и др.), пламенно-обличительные статьи и прокламации 1850–1870-х годов Русские вопросы (1856–1858), Правительственные распоряжения (1858), Московский комитет (1858–1859), Под суд ! (1859, совместно с Герценом), Разбор нового крепостного права (1861), а также концептуальные статьи Памяти художника (1859), посвященная судьбе А.А.Иванова, критике теории «искусства для искусства», порожденной «эпохой общественного падения», и призывающая творческую молодежь отражать в своих произведениях «общественные страдания и все элементы живой общественной жизни»; Первый ответ и Второй ответ старому другу (обе 1869), отстаивающие, в духе бакунинского анархизма, необходимость тотального разрушения всех существующих институтов; Главные основы будущего общественного строя (1870) и др.

Начав в 1823 с элегических стихов, в зрелые годы Огарев наиболее ярко заявил о себе гражданской лирикой некрасовского накала и широкого социального спектра, нередко агитационно-пафосной, иногда философско-медитативной, порой задушевно-ностальгической, неизменно ясной по мысли и стилю, композиционно и ритмически четко организованной, отмеченной характерным для русской демократической поэзии 1860–1870-х годов сплавом разговорной, даже фольклорно-просторечной лексики и «газетной» декламационности (стихотворения Деревенский сторож , 1840; Кабак , 1841; Дорога , положено на музыку автором, Изба , оба 1842, и др., где с сочувствием изображены типы сельских неудачников; На смерть поэта , посвященное А.С.Пушкину, 1837, опубл. 1931, На смерть Лермонтова , 1841, опубл. 1937; ставшее солдатской песней Арестант , 1850, опубл. 1869; Свобода , 1858, стало революционной песней; Памяти Рылеева , 1859; Михайлову , 1862, заключительная часть которого – «Закован в железы, с тяжелою цепью» – также стала революционной песней; Памяти Герцена , 1870, и имитирующие народный раешник и речитатив Песня русской няньки у постели барского ребенка , Размышления русского унтер-офицера перед походом , поэмы Гой, ребята, люди русские !, Восточный вопрос в панораме , обе 1869, и др.). Созданные в эмиграции социально-критические поэмы распространялись в России в списках (Юмор , 1840–1841, опубл. 1857; С того берега , Тюрьма , обе 1857; Рассказ этапного офицера , Матвей Радаев , 1859, полностью 1866); частично незавершенные, иногда они распадались на отрывки, популярные в подпольном репертуаре (песня казака из поэмы Дон , заключительные строки поэмы Забытье и др.).

Романтические стихи первого периода творчества Огарева разнообразны по философской ориентации (от Сен-Симона до Г.В.Ф.Гегеля), нередко насыщены религиозно-мистическими мотивами («Я видел вас, пришельцы дальних стран», 1838) и одухотворены поиском абсолютной истины и справедливости, метафорой которых для поэта нередко выступает христианство (стихотворения Иисус , Христианин ). В рефлективной лирике цикла Монологи (1844–1847), вызвавшей критику сторонника активных форм протеста Белинского, Огарев создает образ одинокого человека, страдающего комплексом «гамлетизма», неверием в свою способность изменить мир. Позднее в стихотворной повести Господин Огарев разоблачил тип «лишнего человека» и либерала во дворянстве. Амплуа поэта-борца, с которым он вошел в литературу, отразилось и на любовной лирике Огарева, этом своеобразном дневнике «утаенной любви», нередко перемежающемся гражданскими раздумьями (На наш союз святой и вольный... , 1850–1852, и др.). Задушевны многие бытовые и пейзажные поэтические зарисовки Огарева, с тонкой музыкальностью передающие динамику настроения автора, философским психологизмом отмечена поздняя лирика поэта. Автор стихотворных циклов Воспоминания детства (1856–1861), Настоящее и думы. Письма к Герцену (1863, опубл. 1953) и др., сатирических стихов и эпиграмм, переводов из Г.Гейне, Фр.Шлегеля, незавершенных драматических сцен Исповедь лишнего человека .

Умер Огарев после эпилептического припадка в Гринвиче близ Лондона 31 мая (12 июня) 1877; в 1966 прах был перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

(6.12 (24.11).1813, г. Петербург - 12.06 (31.05).1877, г. Гринвич, Великобритания),

поэт, публицист, философ, политический деятель. Происходил из среды родовитой помещичьей и чиновной знати. Детство прошло в родовом имении Старое Акшено Инсарского уезда Пензенской губернии (ныне Республики Мордовии). В 1820 г. семья переехала в Москву. Н.П. Огарёв получил домашнее образование, учителя И.Ф. Волков и В.П. Запольский приобщили его к либеральным взглядам. В круг его чтения входили , К.Ф. Рылеев (списки их запрещённых стихов привозил сын приятеля отца Ф. Левин), Ф. Шиллер, Ж.Ж. Руссо, Дж. Байрон. В 1823 г. Огарёв начал писать элегические стихи. К февралю 1826 г. относится начало дружбы Огарёва с А.И. Герценом, дальним родственником. На формирование их мировоззрения решающее влияние оказало восстание декабристов. Летом 1827 г. на Воробьёвых горах они поклялись посвятить себя борьбе за свободу народа. В 1829 г. Н.П. Огарёв и А.И. Герцен поступили в Московский университет. Огарёв становится вольнослушателем физико-математического отделения. Посещая лекции на словесном и нравственно-политическом (юридическом) отделении, в 1832 г. он становится действительным студентом этого отделения, одновременно, по настоянию отца, поступив в Московский архив коллегии иностранных дел. В Московский университет Огарёв и Герцен пришли с твёрдой решимостью основать здесь тайное общество с целью продолжения дела декабристов. Вскоре вокруг них складывается кружок вольнолюбивой молодёжи. Летом 1833 г. за сбор денег в пользу арестованных членов кружка Н.П. Сунгурова за Огарёвым был установлен негласный полицейский надзор. В июле 1834 г. он вместе с друзьями был арестован по обвинению в распевании «пасквильных» стихов, порочащих царскую фамилию, но спустя 3 дня освобождён, затем арестован вновь и подвергнут девятимесячному одиночному тюремному заключению. Воспоминания об этом времени нашли отражения в его поэме «Тюрьма» (1857-1858). Приговорённый к ссылке, Н.П. Огарёв в середине апреля 1835 г. с жандармским конвоем был доставлен в Пензу под надзор местных властей и наблюдение отца. В мае 1838 г. Огарёву была разрешена поездка из Пензы на лечение в Пятигорск, о чём позднее он рассказал в автобиографическом очерке «Кавказские воды» (1860-1861). В Пятигорске Огарёв знакомится с ссыльными декабристами Н.И. Лорером, В.Н. Лихаревым, М.М. Нарышкиным, А.Е. Розеном, А.И. Одоевским, с которым особенно сблизился. О своём преклонении перед подвигом «людей 14 декабря» Огарёв рассказал в ряде своих произведений. Среди них - стихотворение «Я видел вас, пришельцы дальних стран…» (1838) и статья «Разбор книги Корфа» (впервые опубликована в сборнике «14 декабря и император Николай». Лондон, 1858).

После смерти отца (1838) Огарёв получил в наследство большое помещичье хозяйство. В 1839 г. начал хлопоты по освобождению от крепостной зависимости крестьян с. Верхний Белоомут Рязанской губернии. Вслед за этим предполагались меры по улучшению крестьянского быта в его пензенских владениях. Однако начатая работа была прервана годами заграничных странствий (1841-1846). Путешествие предпринималось и с целью изучения «опыта Европы», возможности его применения в России. Огарёв побывал в Германии, Италии, Франции, Швейцарии. За эти годы поэт создал много поэтических произведений. Среди них - стихотворный цикл «BuchderLiebe» («Книга любви»), посвящённый Евдокии Сухово-Кобылиной.

С ноября 1846 г. Н.П. Огарёв живёт в Старом Акшене. В следующем году, осенью 1847 г., осмотрел и затем приобрёл Тальскую писчебумажную фабрику в Карсунского уезда Симбирской губернии (ныне Инзенского района). По делам купленной фабрики поэт стал часто бывать здесь, а через некоторое время и совсем переселился в Проломиху. В Симбирской губернии происходит знакомство с композитором В.Н. Кашперовым, М.Н. Островским - братом драматурга, А.Н. Татариновым и др. Решив здесь начать осуществлять свои социально-экономические преобразования, Огарёв оснастил фабрику новыми импортными машинами, ввёл для крестьян паспорта, открыл школу, больницу. Деятельность Н.П. Огарёва по улучшению жизни рабочих фабрик и крестьян вызвала недовольство окрестных помещиков и, по одному из доносов, утром 24 февраля 1850 г. (ст. стиля) он был арестован в Симбирске по обвинению «в коммунизме». В середине марта 1850 г. Н.П. Огарёв был освобождён и вместе с женой Н.А. Тучковой вернулся на Тальскую фабрику, где находился до конца 1855 г. Он активно занимался литературным трудом, музыкальным творчеством, написал десятки публицистических и поэтических произведений, делал переводы с немецкого, французского и английского, переписывался с А.И. Герценом и другими выдающимися людьми. Н.П. Огарёв вновь продолжил свою преобразовательскую деятельность, но вскоре в его настроениях произошёл перелом - он убедился в бесплодности своих социально-утопических экспериментов. В результате неудачных финансовых операций и пожаров разорился, фабрика перестала существовать.

В начале 1856 г. Н.П. Огарёв уезжает в Лондон, где начинает заниматься интенсивной политической деятельностью профессионального революционера. На страницах альманаха «Полярная звезда», издаваемого совместно с Герценом, Н.П. Огарёв печатает свои стихи, а также статьи о жгучих проблемах жизни России. В этом же году в издательстве К.Т. Солдатенкова вышел в свет первый сборник стихотворений поэта. По инициативе Н.П. Огарёва в 1857 г. было начато издание «Колокола» — первой русской бесцензурной газеты. За «Колоколом» последовало «Общее вече» — бесцензурная газета, предназначавшаяся для русского крестьянства. На страницах этих и других изданий Вольной типографии Огарёв опубликовал многие десятки публицистических статей, прокламаций и поэтических произведений. В канун реформ 1860-х гг., Н.П. Огарёв активно участвует в создании первой в России нелегальной партии «Земля и воля». Годы революционной эмиграции (1856-1877) были самыми плодотворными в литературной деятельности Огарёва. В особенности - первое десятилетие. Свыше трёхсот художественных и публицистических произведений было опубликовано им в это время на страницах «Полярной звезды», «Колокола», «Общего веча», в различных сборниках Вольной типографии. Через всё поэтическое творчество Огарёва заграничного периода прошёл образ родины, России.

Около полувека продолжалась художественно-творческая и революционная деятельность Н.П. Огарёва. Его поэзия явилась связующим звеном между Пушкиным и Лермонтовым, с одной стороны, Некрасовым и поэзией революционного народничества - с другой. В 70-х годах Н.П. Огарёв постепенно отходит от активной политической жизни. Тяжёлая болезнь часто и надолго приковывала его к постели. Он жил в крайней нужде, медленно угасая. Н.П. Огарёв умер 12 июня (31 мая) 1877 г в предместье Лондона - Гринвиче. Через 89 лет, в феврале 1966 г., урна с прахом поэта была возвращена на родину и торжественно захоронена на Новодевичьем кладбище в Москве. в Заволжском районе г. Ульяновска названы в честь русского революционера, поэта, публициста, друга и соратника Герцена Николая Платоновича Огарёва. 10 декабря 2014 г. в кинотеатре «Заря» г. Инзы прошёл городской праздник, посвящённый присвоению имени Николая Платоновича Огарёва Инзенской межпоселенческой центральной библиотеке.

Библиография:

Блохинцев А. Н. Дом в Проломихе // Памятники Отечества: ил. альм. — М. : Памятники Отечества. - 1998. — Вып. 41(5-6). : Века над Венцом: в 2-х ч. : Ч. 1. — С. 141-144: ил. - (Вся Россия). - Симбирск-Ульяновск-Симбирск: 350 лет.

Волоскова Н. К. Н.П.Огарёв в Проломихе // Есть в России малиновый край: к 70-летию Инзенского района Ульяновской области. — Ульяновск, 1999. — С. 114-122.

Воронина Н. И. Огарёв и музыка . - Саранск: Морд. кн. изд-во, 1981. - 176 с. : нот., ил.

Гриценко Н. П. Н. П. Огарёв на Тальской фабрике в 1848-1855 гг. : обзор архивных материалов // Краеведческие записки / Ульян. обл. краеведч. музей. — Ульяновск, 1953. - Вып. 1. - С. 181-203.

Н. П. Огарёв в воспоминаниях современников / вступ. статья, сост. С. С. Конкина; коммент. С. С. Конкина и Л. С. Конкиной. - М. : Худож. лит. 1989. - 543 с. : ил. - (Серия литературных мемуаров).

Решетилова И. В. В святой тиши воспоминаний : по материалам лирики и писем Николая Огарёва. - М. : Современник, 1990. - 229, c.

Судакова Н. «Я музыкою полн…» // Мономах. - 2003. — № 4. - С. 8-10: фот.