Брифинг Минобороны РФ и карта зоне деэскалация с него, они синим выделены.
Вообще, по хорошему, чтобы реализовать этот план, необходимо будет значительно увеличить военные контингенты России, Ирана и Турции на земле, так как охватываемая линия фронта весьма протяженная. Ну и сразу встает вопрос, что делать с бывшей Нусрой - "Хайят тахрир аш-Шам", что сидит в этих зонах безопасности и явно не собирается соблюдать какого-либо перемирия.

МОСКВА, 5 мая. /ТАСС/. Россия с 1 мая прекратила применение авиации в Сирии в рамках подписанного Меморандум о зонах деэскалации в Сирии, заявил начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных сил России генерал-полковник Сергей Рудской.
"С 00:00 часов 1 мая прекращено применение авиации ВКС России в районах, соответствующих зонам деэскалации, определенных Меморандумом", - сказал он.
Рудской отметил, что Россия продолжит операцию по уничтожению террористов в районе Кабун, которые обстреливают российское посольство в Дамаске. "В эту зону (где объявлена деэскалация конфликта - прим. ТАСС) не включен район Кабун, который полностью контролируется боевиками "Джебхат ан-Нусры" и откуда осуществляются постоянные обстрелы Дамаска, в том числе российского посольства. Операция по уничтожению террористов в этом районе будет продолжена", - сказал он.
Рудской сообщил, что зона района Кабун расположена в третьей зоне деэскалации - Восточной Гуте, но не входит в нее из-за наличия там боевиков "Джебхат ан-Нусры".
Ранее сообщалось, что в Сирии будут созданы четыре зоны деэскалации. Как рассказал Рудской, первая и наиболее обширная зона деэскалации создана на севере Сирии. Она захватывает провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама с населением более одного миллиона человек. Данную зону контролируют вооруженные формирования общей численностью 14,5 тыс. человек.
Вторая зона расположена на севере провинции Хомс. В нее вошли города Эр-Растан и Тель-Биса, а также близлежащие к ним районы, контролируемые отрядами оппозиции, насчитывающими до 3 тыс. боевиков. В данных районах проживает около 180 тыс. мирных жителей, рассказал Рудской.
Третья зона создана в Восточной Гуте. В данном районе вооруженные формирования насчитывают около 9 тыс. человек. "На территории Восточной Гуты проживает порядка 690 тыс. мирных жителей, для беспрепятственного перемещения которых сирийские власти уже развернули восемь контрольно-пропускных пунктов. Многие жители утром выезжают на заработки в Дамаск, а вечером беспрепятственно возвращаются домой", - сообщил Рудской.
Четвертая зона расположена на юге Сирии в приграничных с Иорданией районах провинций Дераа и Кунейтра. Эта зона в основном контролируется отрядами так называемого Южного фронта общей численностью до 15 тыс. человек. В районе проживают до 800 тыс. мирных жителей, сообщил Рудской.

Меморандум о создании зон деэскалации подписали в четверг в Астане глава российской делегации, спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, заместитель министра иностранных дел Турции по Ближнему Востоку и Африке Седат Онал, заместитель министра иностранных дел Ирана по делам арабо-африканских стран Хосейн Джабери Ансари.
Продолжение совместной борьбы
Россия, Турция и Иран продолжат совместную борьбу с террористическими формированиями на территории Сирии, сказал он. "Хочу подчеркнуть, что подписание Меморандума о создании зон деэскалации в Сирийской Арабской Республике не означает прекращение борьбы с террористами ИГИЛ и "Джабхат ан-Нусры" (запрещены в РФ - прим. ТАСС) на территории Сирии", - заявил он.
По словам Рудского, страны-гаранты обязуются принимать все необходимые меры для продолжения борьбы с формированиями этих и других связанных с ними террористических организаций в зонах деэскалации, а также оказывать содействие правительственным войскам и вооруженной оппозиции в борьбе с боевиками в других районах Сирии.
По его словам, зоны безопасности под контролем формирований из России, Турции и Ирана будут созданы вдоль границ зон деэскалации. "Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности, которые включают наблюдательные пункты для контроля за соблюдением режима перемирия и контрольно-пропускные пункты для обеспечения перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности", - сказал он.
"Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности будет осуществляться персоналом и формированиями России, Турции и Ирана. По взаимной договоренности стран-гарантов могут привлекаться силы других сторон", - добавил Рудской.

В настоящее время командование российской группировки под руководством Генерального штаба проводит расчеты необходимого количества контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также сил и средств для обеспечения их деятельности. "В течение двух недель из представителей стран-гарантов будет создана Совместная рабочая группа, которая до 4 июня 2017 года представит для утверждения точные границы зон деэскалации и полос безопасности, а также карты отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок", - сказал Рудской.
При этом представитель Генштаба добавил, что Меморандум позволяет в дальнейшем увеличить количество зон безопасности. "При необходимости в зависимости от развития обстановки Меморандум позволяет сформировать дополнительные зоны деэскалации", - сказал он.

Подробнее на ТАСС.

Где прекратятся любые столкновения между правительственными войсками и вооруженными группировками, начинают действовать на территории страны, согласно достигнутым ранее договоренностям в Астане .

Представители стран-гарантов (РФ , Иран , Турция) перемирия в Сирии в ходе очередного раунда международных переговоров в Астане подписали меморандум о создании четырех зон деэскалации в Сирии, которые включают провинцию Идлиб и семь других регионов. Согласно меморандуму, с 6 мая в этих зонах прекратятся любые столкновения между правительственными войсками и вооруженными группировками. Зоны деэскалации

Заместитель начальника главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Станислав Гаджимагомедов ранее сообщил, что меморандум о зонах деэскалации в Сирии удалось согласовать с 27 полевыми командирами отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской в свою очередь заявил, что Дамаск направит высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы против "Исламского государства" (ИГ, запрещена в России), а ВКС РФ будут поддерживать эти действия.

Говоря о работе авиации в зонах деэскалации, спецпосланник президента РФ, глава российской делегации на переговорах по Сирии в Астане Александр Лаврентьев заявил, что работа авиации коалиции в зонах деэскалации в Сирии невозможна, страны-гаранты будут тщательно отслеживать все действия на этом направлении.

"Работа авиации в зонах деэскалации, особенно сил международной коалиции, не предусматривается абсолютно - с уведомлением, без уведомления. Этот вопрос закрыт. Единственное, где может работать авиация международной коалиции - по объектам «Исламского государства», которые располагаются в районе сосредоточения сил этой группировки - в районе Ракки, в других населенных пунктах в районе Евфрата, Дейр-эз-Зора и на иракской территории", - сказал Лаврентьев журналистам.

Согласно меморандуму, Россия, Турция и Иран как страны-гаранты режима прекращения боевых действий подготовят к 4 июня карты зон безопасности в Сирии.

По словам Лаврентьева, зоны деэскалации в Сирии будут установлены на шесть месяцев с пролонгацией на аналогичный период, однако меморандум может быть бессрочным.

Позиция Ирана и Сирии

По мнению замглавы МИД Ирана Хоссейна Джабери Ансари, страны-участницы процесса в Астане постараются сделать так, чтобы режим прекращения огня стал более стабильным и распространился на все зоны, в которых идут столкновения, а также предпринять эффективные действия для противоборства терроризму. По его словам, это может способствовать решению кризиса в Сирии.

"Документ, подписанный представителями стран-гарантов перемирия, в случае правильной реализации может привести к коренным изменениям в Сирии", - сказал Ансари журналистам.

Руководство Сирии поддержали инициативу РФ по созданию безопасных зон. Кроме того, Дамаск подтвердил продолжение сирийской армией и силами союзников борьбы против терроризма, в частности ИГ, "Джебхат ан-Нусры" (обе группировки запрещены в РФ) и других связанных с ними террористических группировок, где бы они ни находились на ее территории.

"Мне об этом неизвестно", - сказал Дэвис на брифинге, отвечая на вопрос, предупреждали ли российские военные США о том, чтобы те не летали над зонами деэскалации.

При этом он отметил, что создание зон безопасности в Сирии не помешает проведению операции коалиции против ИГ. «Я бы отметил, что зоны деэскалации, как я их видел на карте, находятся на западе Сирии, не там, где действует ИГ. Мы (США и союзники - ред.) концентрируемся на операциях против ИГ на востоке (Сирии - ред.) и в долине реки Евфрат», - заявил Дэвис.

В соответствии с достигнутыми 3-4 мая в Астане договорённостями на сирийской территории начинают действовать четыре зоны деэскалации, где прекращаются любые столкновения между правительственными войсками и вооруженными группировками.

О процессе подготовки меморандума и его имплементации рассказали в ходе специального брифинга представители Министерства обороны и Генерального штаба Вооружённых Сил РФ. По мнению военных, выполнение меморандума о создании зон деэскалации в Сирии позволит фактически остановить гражданскую войну в этой стране. Документ даст возможность отделить сирийскую оппозицию от террористов, уничтожение которых будет продолжено. Действие меморандума начинается с 00.00 часов 6 мая, однако российские ВКС прекратили полёты над предполагаемыми территориями зон деэскалации с 1 мая.

Заместитель министра обороны РФ Александр Фомин сообщил, что меморандум готовился ведомством по прямому поручению президента России Владимира Путина. Подписанию документа предшествовала серьёзная подготовительная работа со всеми участниками переговорного процесса: «Вопросы политического урегулирования в Сирии неоднократно обсуждались президентом Российской Федерации с руководством Турции, США и других государств. В частности, вопрос о зонах деэскалации обсуждался в ходе переговоров руководителей России и Турции 3 мая в городе Сочи».

Одновременно министр обороны России Сергей Шойгу провел рабочие встречи с коллегами из Ирана, Турции, Сирии, Израиля; постоянные контакты велись по линии разведок и внешнеполитических ведомств. Большая работа была проведена с властями Дамаска и с лидерами формирований вооруженной оппозиции с тем, чтобы убедить их в необходимости принятия практических шагов по снижению напряжённости. По словам Фомина, Тегеран и Анкара поддержали идею укрепления режима прекращения боевых действий, что сыграло важную роль в оперативной подготовке меморандума к подписанию. Кроме того, «позитивное значение в вопросе создания зон деэскалации имела позиция Соединенных Штатов, приветствовавших шаги по снижению насилия в Сирии, улучшению гуманитарной ситуации и созданию условий для политического урегулирования конфликта».

Заместитель начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Станислав Гаджимагомедов отметил участие в переговорах не политиков и эмигрантов, а полевых командиров, реально контролирующих обстановку «на земле». В целом меморандум удалось согласовать с 27 предводителями отрядов, действующих непосредственно в зонах деэскалации.

По мнению участников брифинга, реализация документа позволит, наконец, отделить оппозицию от запрещенных в России террористических группировок ИГИЛ и «Джебхат ан-Нусра», облегчить положение мирного гражданского населения и перемещённых лиц. Начальник главного оперативного управления Генштаба ВС РФ Сергей Рудской рассказал о территориальном охвате зон деэскалации: «Первая , наиболее обширная - на севере Сирии, захватывает [приграничную с Турцией - Прим. ред. ] провинцию Идлиб, а также граничащие с ней северо-восточные районы провинции Латакия, западные районы провинции Алеппо и северные районы провинции Хама с населением более 1 миллиона человек». Данную зону контролируют вооруженные формирования общей численностью как минимум 14,5 тысячи человек. Заметим, что в Идлибе сильны позиции «Джебхат ан-Нусры», что, конечно, не уходит от внимания Москвы. «Дальнейшее соблюдение режима прекращения боевых действий в большей степени будет зависеть непосредственно от тех формирований вооруженной оппозиции, которые находятся в зонах деэскалации, но и от террористических организаций, прежде всего "Джебхат ан-Нусры", присутствие которых на этих территориях достаточно значительно», - заявил накануне спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.


Зона деэскалации на северо-западе Сирии

Вторая зона расположена на севере провинции Хомс с городами Эр-Растан и Тель-Биса и прилегающими районами, удерживаемыми отрядами оппозиции численностью до 3 тысяч боевиков. Здесь проживает около 180 тысяч мирных жителей, причём ситуация является предельно сложной вследствие этноконфессиональной чересполосицы (сунниты, шииты, алавиты, христиане) с непосредственным соприкосновением враждующих сторон.


Зона деэскалации в районе Растанского котла

Третья зона - это Восточная Гута, район, где имеется до 9 тысяч боевиков и до 600-700 тысяч мирных жителей, а многие территории городской застройки практически полностью разрушены в результате многолетних столкновений. Здесь «уже развернули восемь контрольно-пропускных пунктов; многие жители утром выезжают на заработки в Дамаск, а вечером беспрепятственно возвращаются домой», отметил Рудской. В эту зону не включен район Кабун, который полностью контролируется боевиками «Джебхат ан-Нусры» и является базой обстрелов Дамаска, в том числе российского посольства. Подконтрольные ИГ анклавы в зону деэскалации также не вошли, и операция по уничтожению террористов, позиции которых в этом районе стали куда менее прочными, будет продолжена.


Зона деэскалации в Восточной Гуте

Четвертая зона - это район на юге Сирии в приграничных с Иорданией районах провинций Дейра и Кунейтра, в основном контролируемый отрядами так называемого «Южного фронта» общей численностью до 15 тысяч человек. В указанном районе проживает до 800 тысяч мирных жителей, включая шиитов у границы с Ливаном, что предполагает участие в мониторинге иранской стороны.


Зона деэскалации на юге Сирии

В границах зон деэскалации прекращаются боевые действия между правительственными войсками и формированиями вооруженной оппозиции, присоединившимися или готовыми присоединиться к режиму прекращения боевых действий, отметил С. Рудской. Это касается применения любых видов вооружений, включая авиационные удары, пояснил он [позже в Пентагоне уточнили, что силы проамериканской коалиции будут продолжать бомбить сирийскую территорию по своему усмотрению. - Ред. ]. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности, которые включают наблюдательные пункты для контроля за соблюдением режима перемирия и контрольно-пропускные пункты для обеспечения перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности. Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности будет обеспечиваться персоналом и формированиями России, Турции и Ирана, причем по взаимной договоренности стран-гарантов могут привлекаться силы других сторон, добавил Рудской.

В целях практической реализации пунктов меморандума в течение двух недель из числа представителей стран-гарантов будет создана совместная рабочая группа. До 4 июня она должна представить точные границы зон деэскалации и полос безопасности, а также карты отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок. Отчеты о деятельности группы будут заслушиваться в ходе международных встреч по сирийскому урегулированию в рамках астанинского процесса (очередная встреча в столице Казахстана намечена на середину июля).

Что же касается нарушителей меморандума, то не исключено, что по ним будет открываться огонь. При этом реализация достигнутых договорённостей не означает прекращение борьбы с ИГ и "Джебхат ан-Нусрой" на территории Сирии, подчеркнул С. Рудской. Высвободившиеся в результате установления зон деэскалации силы правительственных войск будут привлечены к действиям против ИГ. Основные усилия будут направлены на развитие наступления на восток от Пальмиры и последующее деблокирование кварталов Дейр эз-Зора, а также освобождение северо-восточных территорий в провинции Алеппо по Евфрату, причём «ВКС России будут поддерживать эти действия».

Поддержка подписания меморандума всеми основными заинтересованными игроками - ООН, администрацией США, руководством Саудовской Аравии и другими странами - «является определенной гарантией его претворения в жизнь», считает А. Фомин. Впрочем, декларируемые добрые намерения вовсе не гарантируют от ножа за пазухой и от очередных провокаций со стороны «друзей сирийского народа».

Очередная постановка «белых касок»: «удар Асада по палаточному лагерю беженцев в Джиср-эш-Шугуре» 5 мая 2017 г.

На этом фоне обращает внимание информация агентства Reuters о позиции представителей просаудовского «высшего комитета по переговорам», считающими меморандум о создании четырех зон деэскалации в Сирии «неясным» и «нелегитимным», ведущим к «разделению страны». Кое-кто уже объявил о «русско-иранской» оккупации Сирии, обвиняя Москву в «политике обессиливания и истощения сирийцев» и возмущаясь «навязыванием делегации оппозиции в Астане требования борьбы с терроризмом». На фоне антииранской риторики Эр-Рияда и турецкой активности в Идлибе с примечательным заявлением выступил командующий сухопутными силами иранского КСИР генерал М. Пакпур, заявивший, что Иран направит большее число военных советников в Сирию для поддержки официального Дамаска: «Мы направим советников по всем аспектам, чтобы фронт сопротивления не был нарушен, и мы предложим любую возможную помощь».

Всё это говорит о том, что задача, которую придётся решать государствам-гарантам, окажется чрезвычайно сложной.

Создание зон деэскалации в Сирии могло бы стать прорывом в урегулировании длящегося седьмой год конфликта в арабской республике. Поставленные Россией, Турцией и Ираном - гарантами перемирия от 30 декабря 2016 года - цели достойны того, чтобы относиться к ним именно в качестве «прорывных». Это укрепление режима прекращения боевых действий и отделение сирийских повстанцев от террористических групп. Однако уже в первые часы после своего подписания в Астане 4 мая трёхсторонний меморандум указанных стран подал серьёзные поводы усомниться в его реализуемости на практике.

Под соглашение изначально заложено несколько «мин замедленного действия», на которые необходимо обратить самое пристальное внимание. Прежде всего, создание зон деэскалации проблематично в виду известной позиции «вменяемой» части вооружённых сирийских повстанцев, которая незамедлила резко отмежеваться от российско-турецко-иранских договорённостей. Определённые к размежеванию с террористической группировкой «Джебхат Фатх аш-Шам» (переименованная летом 2016 года «Джебхат ан-Нусра») формирования оппозиции общим числом более 40 тысяч боевиков сами отмежевались от зон деэскалации. Их главный аргумент - неприемлемость участия Ирана в создании таких зон на правах страны-гаранта или в ином «учредительном» качестве. Если находящиеся в зонах снижения военной напряжённости вооружённые формирования отказываются участвовать в деэскалации, то подписанный в Астане меморандум рискует остаться на бумаге.

Иллюстрация: mil.ru

Дальше-больше. Чёткие границы сведённых в четыре зоны деэскалации сирийских районов под контролем «вменяемых» («умеренных») повстанцев ещё предстоит определить силами формируемой Совместной рабочей группы с участием представителей России, Ирана и Турции. Но уже сейчас очевидно, что зоны деэскалации не станут зонами демилитаризации. Оружие на руках боевиков сохраняется, и нет никаких серьёзных оснований надеяться, что их оружейные арсеналы, включая тяжёлую бронетехнику и ракетно-артиллерийские установки, не будут расширены.

Упование на так называемые полосы безопасности вокруг зон деэскалации с инсталлируемыми в них контрольно-пропускными и наблюдательными пунктами представляется крайне нереалистичным. Как минимум в северной части зон деэскалации, у наиболее крупного и «целостного» их куска вокруг провинции Идлиб сохраняется непосредственный территориальный контакт с турецкой границей. Ожидать от Анкары постановки подопечных боевиков на «сухой оружейный паёк» явно не приходится. Можно договариваться о чём угодно, но интересы Турции по подавлению курдского ополчения Сирии, прежде всего, в долине Африн, к северу от Идлиба, руками «деэскалируемых» боевиков никто в Анкаре не отменял. И вряд ли отменит впредь.

Нет также упоминания такого неотъемлемого атрибута всех более-менее дееспособных «режимов тишины», как отвод тяжёлых ударных систем от линий соприкосновения правительственных войск и вооружённой оппозиции. Без этого любые разговоры о замирении тех или иных районов зон боевых действий остаются строго гипотетическими. Ввод с 6 мая в зонах деэскалации запрета на военную активность, включая и полёты авиации, является необходимой мерой снятия с действующего режима прекращения огня остающегося «болевого синдрома». Но данную меру необходимо подкрепить отводом ударных систем от линий разграничения сторон конфликта.

Получается интересная ситуация. Значительная часть повстанцев сопротивляется созданию зон деэскалации на условиях трёхстороннего формата стран-гарантов с участием в нём Ирана. Никто разоружать, даже частично, их не собирается. Тяжёлая техника не отводится или этот вопрос, в лучшем случае, пока не проработан. К тому же высок риск физической недостижимости взятия зон деэскалации под плотный эффективный контроль с помощью полос безопасности с их КПП и наблюдательными (мониторинговыми) пунктами. Возникает вопрос, как при таком стечении факторов враждебности боевиков, их оснащённости оружием и отсутствия нехватки боеприпасов, получением драгоценного времени для накопления сил, а также неизбежными «пробелами» в полосах/буферах безопасности можно добиться основных целей деэскалации?

Снизить уровень насилия, к чему, собственно, сводится результативность режима прекращения огня от 30 декабря и его менее удачных предшественников, - вполне посильная задача. Но об стену размежевания «умеренных» от террористов уже давно многие сломали свой былой оптимизм. Нет абсолютно никаких критериев идентификации с последующим отделением повстанцев от террористов. Производный от этого нюанс - нет никаких ограничителей для перетока «умеренных» боевиков в джихадистские группировки под стягами «Джебхат ан-Нусры» и создаваемые ею террористические коалиции.

Откуда уверенность в том, что террористический анклав в Кабуне под Дамаском, где в районе Восточной Гуты создаётся одна из четырёх зон деэскалации, не вольётся в состав группировки «Джейш аль-Ислам» («Армия Ислама»)? Было бы наивным ожидать от возглавляемой Иссамом аль-Бувайдани и Мохаммедом Аллушом повстанческой «Армии Ислама» отказа от людских, оружейных и других «активов» сирийских алькаидовцев. Тогда возникает скрытая угроза трансформации «Джебхат» в Кабуне или в иных районах зон деэскалации в «спящие ячейки». Последние отсидятся, накопят силы и под «камуфляжем» той же «Армии Ислама» начнут атаковать, к примеру, иранских военнослужащих на КПП и наблюдательных пунктах в буферах безопасности.

Внешний фон вокруг масштабного начинания России, Ирана и Турции также явно не задался. Сложно ожидать от таких ключевых игроков на Ближнем Востоке, как Саудовская Аравия, Иордания и Израиль, двое из которых имеют общую границу с Сирией, спокойное наблюдение за, по сути, легализацией военного присутствия Ирана в арабской стране. Эр-Рияд уже обозначил свои сомнения в практической реализуемости астанинского меморандума, подписантом которого выступает Тегеран. Реакция Израиля пока запаздывает, но в её антииранском существе не может быть сомнений.

Пока в «группе сильно сомневающихся» всех превзошли Соединённые Штаты. Официальный Вашингтон присутствовал 4 мая в казахстанской столице на достаточно высоком дипломатическом уровне (помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Стюарт Джонс ). Но это не стало препятствием для публичного, местами нарочито провокационного, манифестирования американцами сомнений на счёт иранцев.

США поддержали усилия России и Турции вокруг создания зон деэскалации, выразив при этом обеспокоенность участием в процессе Ирана в качестве гаранта. «Действия Ирана в Сирии только стимулировали рост насилия, а не остановили его. Безусловная поддержка Ираном режима Башара Асада продлила страдания простых сирийцев», - говорилось в заявлении Госдепа.

Чем не прикрытое одобрение Вашингтоном торпедирования сирийскими повстанцами роли Тегерана в процессе деэскалации? Как следствие, сигнал от американской администрации может быть интерпретирован «умеренными» боевиками только в одном ключе: правильно делаете, что отказываетесь признавать российско-турецко-иранские договорённости.

Проникновение Ирана на «стратегическую глубину» наиболее острых процессов на Ближнем Востоке достигло непозволительно высоких для США, Саудовской Аравии и Израиля пределов. Мирится с этим они не намерены, а значит будут относиться к статусу Ирана в качестве гаранта перемирия и создателя зон деэскалации в Сирии решительно враждебно.

У США ныне имеется как минимум один повод ставить знак вопроса после любого упоминания зон деэскалации в Сирии. Им дали понять, что над деэскалируемыми сирийскими районами боевые рейды авиации американской коалиции возбраняются. На это из Белого дома незамедлил поступить ответ: летали и будем летать .

Вопросов по зонам деэскалации в настоящее время больше, чем вразумительных ответов, убеждающих в высоких шансах беспроблемной реализуемости соглашения. Налицо турецкая идея, которую Анкара в разных вариациях продвигала последние годы по так называемым «зонам безопасности» и «бесполётным зонам» в Сирии, адаптированная под интересы России и Ирана.

К чему придут три гаранта действующего сейчас в Сирии режима прекращения огня, предстоит ещё понять. Политики и дипломаты сказали своё слово. Теперь начинается работа военных и специалистов «на земле» в Сирии. Тем временем уже сейчас можно ранжировать плюсы и минусы от создания сирийских зон деэскалации для государств-гарантов перемирия и учредителей этих зон, непосредственно присутствующих на театре военных действий (ТВД) в арабской республике. Конечно, при том понимании, что схематичная калькуляция выгод и «убытков» отдельных стран далеко не полная и подлежит периодической корректировке.

Плюсы Минусы
Россия

Снижение уровня насилия, усиление режима прекращения огня;

Создание «миротворческой инфраструктуры», позволяющей отслеживать ситуацию «на земле» совместными силами стран-гарантов перемирия;

Перегруппировка сил с ТВД между правительственными войсками и вооружённой оппозицией на контртеррористический фронт;

Концентрация ударного кулака вместе с сирийской армией на направлении к Дейр-эз-Зору, находящемуся в блокаде террористов ДАИШ; ­

Оптимизация военной группировки в Сирии в соответствии с новыми приоритетами, позволяющая, при возможности, вывести из арабской страны часть сил;

Ясный сигнал-приглашение Вашингтону объединить силы для нанесения скоординированных ударов по ДАИШ, прежде всего, в районе Дейр-эз-Зора;

Отсрочка вопроса отстранения Башара Асада от власти на неопределённо длительное время;

Демонстрация результативности астанинского процесса, в том числе и на фоне «пробуксовки» женевских переговоров под эгидой ООН

Высокий уровень враждебности по отношению к зонам деэскалации со стороны количественно существенной и качественно боеспособной части вооружённой оппозиции;

Сохраняющийся высокий риск масштабного срыва перемирия;

Предоставление противникам сирийских властей фактически бессрочной передышки, которая будет использована для усиления их боевого потенциала;

Сирийская вооружённая оппозиция де-факто легализует свой статус в зонах деэскалации в качестве эффективно контролирующей территории силы, что наиболее ярко выраженно в случае с провинцией Идлиб;

Государственный суверенитет Дамаска в зонах деэскалации обнуляется со всеми вытекающими из этого последствиями для послевоенного устройства Сирии;

Настороженное отношение к созданию зон деэскалации со стороны США, поступление из Вашингтона прямого сигнала сирийским повстанцам о «беспокойстве в связи с иранским участием» в астанинском меморандуме;

Сохраняющаяся неопределённость вокруг конструктивного «сожительства» ВКС РФ и ВВС США в сирийском небе, подвешенность вопроса с возобновлением действия российско-американского Меморандума о безопасности полётов в Сирии

Турция

Окончательное оформление членства в «клубе» ведущих внешних сил в сирийском конфликте;

Получение дополнительных возможностей влиять, а в необходимых случаях и манипулировать режимом перемирия и сохранением стабильности в северной зоне деэскалации;

Сохранение в «рабочем режиме» южных участков границы с Сирией, через которые идёт оружейный поток и пролегают каналы снабжения «подопечных» боевиков с турецкой территории;

Фиксация особых отношений с частью вооружённой оппозиции, представленной на границе с Турцией, преимущественно в районах провинций Идлиб, Алеппо и Латакия;

Молчаливое признание Россией и Ираном турецкого военного присутствия в северной части сирийской провинции Алеппо;

Повышение роли в сирийском конфликте в качестве ближневосточного фланга НАТО, с которым в большей степени будут вынуждены считаться США;

Повышение роли в сирийском конфликте в качестве проводника интересов арабских союзников в Персидском заливе;

Пусть и ограниченная, но реализация турецкой идеи по «зонам безопасности» и «бесполётным зонам» в Сирии, которую Анкара безуспешно «пробивала» с 2013 года;

Получение возможности сконцентрировать силы на ударе по курдскому анклаву Африн на северо-западе Сирии, на который не распространяется северная зона деэскалации

Признаются особые права и интересы Ирана в Сирии, происходит отклонение от линии арабских союзников Турции, настаивающих на «дестабилизирующем» характере иранского присутствия в Сирии;

Фиксация ограниченного в территориальном плане характера турецкого влияния «на земле» в Сирии - районы северных регионов арабской страны - на фоне более широкого охвата Россией и Ираном контроля ситуации на сирийском ТВД;

Рост боевой активности курдского ополчения к западу от Евфрата, «замораживание» американцами вопроса о присутствии курдов в сирийском Манбидже, что в сумме с другими курдскими факторами под «протекторатом» США является следствием фактического отведения сирийским курдам особого места в будущем политическом устройстве Сирии.

Иран

Де-факто признание Россией и Турцией особой роли Ирана в поддержке сирийского правительства в Дамаске;

Углубленное присутствие иранских военных в армейских структурах Сирии, усиление их позиций в Генштабе и Минбороны САР;

Оставление проиранских группировок на занимаемых ими ныне позициях с перспективой их косвенного привлечения к механизмам контроля над ситуацией в полосах безопасности вдоль зон деэскалации;

Сохранение в силе планов Тегерана по созданию в провинции Дамаск постоянной военной базы ВС ИРИ или пункта передового базирования иранского Корпуса стражей Исламской революции (КСИР)

Крайне враждебное отношение к роли Ирана в соглашении по зонам деэскалации со стороны вооружённой сирийской оппозиции, подогреваемое группой сразу трёх ключевых государств - США, Израиль и Саудовская Аравия;

Перманентная угроза осуществления провокаций против иранских военнослужащих или «военных советников», которые будут вовлекаться в работу КПП и наблюдательных пунктов в полосах безопасности вдоль зон деэскалации;

Сохранение угрозы прямых военных ударов Израиля по позициям правительственных войск Сирии в провинциях Кунейтра и Дамаск с повышенным риском «задевания» этими ударами иранских военных

Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):

руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);

подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;

заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,

договорились о нижеследующем.

  1. В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы следующие зоны деэскалации:
  • провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
  • определенные части на севере провинции Хомс,
  • Восточная Гута,
  • определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).

Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой, продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением на основе консенсуса Гарантов.

  1. В границах зон деэскалации:
  • прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами (Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых видов вооружений, включая авиационные удары;
  • обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
  • создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
  • принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
  • создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности.

4. Полосы безопасности включают:

  • контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;
  • наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.

Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.

5. Гаранты обязуются:

  • принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
  • принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон деэскалации;
  • продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.

6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая группа), состоящую из уполномоченных представителей.

Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в параграфе 5 Меморандума.

К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.

Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.

Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.

Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.

Подписано:

За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику