Народный Комиссариат Военно-Морского Флота СССР - НАРÓДНЫЙ КОМИССАРИÁТ ВОÉННО МОРСКÓГО ФЛÓТА СССР (НКВМФ), центр. орган, осуществлявший руководство ВМФ СССР в 1937–46. Образован пост. ЦИК и СНК СССР от 30 дек. 1937 на базе Управления ВМС РККА, входившего в состав Народного комиссариата… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    День Военно-морского флота РФ - День Военно морского флота (ВМФ) отмечается в России в последнее воскресенье июля. В 2013 году этот праздник приходится на 28 июля. Военно морской флот как самостоятельный вид Вооруженных Сил Российской Федерации складывался с конца XVII века до… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Народный комиссариат судостроительной промышленности СССР (сокращённо НКСП) центральный орган управления, осуществлявший руководство судостроительной промышленностью СССР с 11 января 1939 года по 15 февраля 1946 года. Наркомат был образован… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Народный комиссариат внутренних дел. Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР) … Википедия

    На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Содержание 1 Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики 2 Командующие всех морских сил РСФСР … Википедия

    Военно-Морской Флот РФ - Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII XVIII веков главным препятствием для экономического и… … Энциклопедия ньюсмейкеров


СМИРНОВ-СВЕТЛОВСКИЙ

ПЁТР ИВАНОВИЧ



родился 1 августа 1897 года в хуторе Сулин (ныне г. Красный Сулин, Ростовской области) области войска Донского в семье земского врача. Детство и юность будущего советского флотоводца прошли в эпоху потрясений – революция 1905 года (русско-японская война).

Получив начальное образование, Петр Смирнов поступил в гимназию.

После окончания гимназии, он поступает в Петроградский политехнический институт,и там знакомится с известным большевистским организатором Николаем Толмачевым, и, связавшись через него с подпольными организациями, принимает активноеу частие в работе Петроградской организации РСДРП (б).

В свои 20 лет Смирнов был активным участником Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. 24 октября 1917 года он вошел в походный штаб моряков-балтийцев на минном заградителе Амур, отправляемом во главе отряда кораблей в поход из Кронштадта в Петроград для свержения Временного правительства. Петр Иванович Смирнов-Светловский был комиссаром одного из отрядов, затем начальником штаба Кронштадтского сводного отряда моряков, сыгравшего решающую роль впобеде вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 года.

Начавшаяся вскоре Гражданская война в полной мере раскрыла природные незаурядные способности, организаторские и военные таланты Смирнова-Светловского. 6 июля 1918 года он командируется на Восточный фронт для подпольной работы в тылу белых армий. Однако, по прибытии в Нижний Новгород он неожиданно для себя назначен начальником штаба Волжской военной флотилии. Смирнов-Светловский сразу же активно включился в эту работу, проявив при этом воинское искусство.

Наступление Колчака на Урале потребовало сосредоточения сил для отражения угрозы падения советской власти на Восточном фронте. Готовилась к боям и Волжская военная флотилия. Её бывший командующий Ф. Ф. Раскольников находился в то время в английском плену. Поэтому, 17 апреля 1919 года Реввоенсовет республики, учитывая боевой опыт Петра Ивановича и его предыдущую службу в качестве начальника штаба Волжской военной флотилии, назначил его командующим и одновременно комиссаром. В короткое время Смирнов-Светловский привел эту флотилию в боеготовое состояние после зимнего перерыва. В мае 1919 года под его непосредственным руководством проведены блестящие операции по разгрому колчаковских войск.

После окончания гражданской войны, Петр Иванович в декабре 1920 года уезжает в Петроград для возобновления учебы в политехническом институте, где учится до весны 1922 года, оставаясь в резерве при морском штабе РККФ.

Восстановление функционирования Военно-морской академии РККФ в марте 1922 года открывает перед Смирновым-Светловским перспективу получить военно-морское образование. Петр Иванович переходит в Военно-Морскую академию и настойчиво учится, постигая специфику морского дела, а также тактикуи оперативное искусство.


В академии Смирнов-Светловский приобретает хорошую теоретическую морскую подготовку, подкрепив ее не менее отличной морской практикой. В июле-декабре 1924 года в должности комиссара и старшего помощника командира сторожевого корабля "Воровский" совершает дальнее заграничное плавание из Архангельска во Владивосток вокруг Европы. По завершении этого похода Петр Иванович был назначен военным советником лидера китайской революции Сунь Ятсена.


По окончании академии Петр Иванович в 1927 году, занимает должность командира эсминца типа "Новик", затем командира дивизиона эскадренных миноносцев в морских силах Балтийского моря,отказавшись от назначения на престижные и высокие посты.


Длительное время с 1930 по 1931 и с 1934 по 1937 годы Смирнов-Светловский служит инспектором Управления ВМС РККА. В этот период времени он активно участвует в учениях флота на Балтийском и Черном морях, а также на Северном Ледовитом и Тихом океанах. Петр Иванович опубликовал в те годы в "Морском сборнике" ряд статей по вопросам военно-морского строительства, оперативного искусства и тактики.


В 1937 году ему присвоено воинское звание"Флагман флота 1 ранга", что соответствует нынешнему воинскому морскому званию – вице-адмирал.

15 августа 1937 года Смирнов-Светловский был назначен командующим Черноморским флотом. А 30 декабря 1937 года был образован Народный комиссариат Военно-морского флота СССР. С учетом многолетнего опыта работы Петра Ивановича в Центральном аппарате Морских Сил РККА уже 15 января 1938 года он был назначен первым заместителем наркома ВМФ с присвоением воинского звания флагмана флота 2 ранга (адмирала).

30 июня 1938 года арестовали наркома ВМФ СССР Петра Александровича Смирнова, однофамильца и прямого начальника. Пришлось Петру Ивановичу Смирнову-Светловскому приступить к временному исполнению обязанностей народного комиссара ВМФ СССР.


8 сентября 1938 года наркомом ВМФ был назначен несведущий в морских делах командарм 1 ранга М. П. Фриновский, ранее служивший заместителем главы НКВД. Его первым заместителем был утвержден Смирнов-Светловский. Петру Ивановичу по-прежнему приходилось готовить все основные решения по управлению флотом в то трудное время.


Наступил 1939 год. Смирнов-Светловский по-прежнему продолжал фактически руководить флотом, а нарком ВМФ Фриновский, в основном, выполнял представительские функции. Но над ними обоими сгущались тучи недовольства Сталина.


Петр Иванович Смирнов-Светловский был арестован 26 марта 1939 года. Одним из оснований для ареста послужили показания его бывшего начальника – первого наркома ВМФ СССР армейского комиссара 1 ранга П. А. Смирнова.

Целый год из Петра Ивановича выбивали признания во "вражеской деятельности". При этом применялись "физические меры воздействия", а попросту избиения, пытки и, "стояние на конвейере" ,когда подследственный стоял много часов, а следователи менялись.

16 марта 1940 года Военная коллегия Верховного Суда СССР рассмотрела сфабрикованное дело Смирнова-Светловского, ему были предъявлены обвинения во вражеской деятельности. Несмотря на заслуги Петра Ивановича Смирнова-Светловского перед страной в годы Гражданской войны и возрождения флота, он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор привели в исполнение 17 марта 1940 года.

В 1956 году Военной коллегией Верховного Суда СССР Петр Иванович Смирнов-Светловскийбыл полностью реабилитирован.


А.Зайцев, (по материалам доцента Кубанского Государственного технического университета С. Близниченко. )

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА СССР - центральный орган военно-морского управления.

Об-ра-зо-ван по-ста-нов-ле-ни-ем ЦИК и СНК СССР от 30.12.1937 года на ба-зе Управ-ле-ния Морских сил РККА Нар-ко-ма-та обо-ро-ны СССР . По-ло-же-ние о Нар-ко-ма-те ВМФ СССР ут-вер-жде-но ЦИК и СНК СССР 15.01.1938 года. На Нар-ко-мат ВМФ СССР воз-ла-га-лись: раз-ра-бот-ка пла-нов строи-тель-ст-ва, воо-ру-же-ния и ком-плек-то-ва-ния ВМФ, раз-ви-тие средств бое-вой тех-ни-ки, воо-ру-же-ния и бе-ре-го-во-го строи-тель-ст-ва, кон-троль за вы-пол-не-ни-ем за-ка-зов для ВМФ; ру-ко-во-дство опе-ра-тив-ным при-ме-не-ни-ем ВМФ, его опе-ра-тив-ной, бое-вой, по-ли-тической и мо-би-ли-зационной под-го-тов-кой и ор-га-ни-за-ци-ей ПВО, под-го-тов-ка кад-ров для фло-та и др.

Воз-глав-лял-ся народным ко-мис-са-ром ВМФ СССР. При нар-ко-ме ВМФ с 08.04.1938 года функ-цио-ни-ро-вал со-ве-щательный ор-ган - Главный во-енный со-вет ВМФ. Нар-ко-му ВМФ (кро-ме центральных управ-ле-ний) под-чи-ня-лись Во-енные со-ве-ты фло-тов, ко-ман-дую-щие и во-енные ко-мис-са-ры фло-ти-лий, во-енно-морские учеб-ные и на-уч-но- ис-сле-до-ва-тель-ские уч-ре-ж-де-ния. Пер-во-на-чаль-но в со-став центральных ор-га-нов Нар-ко-ма-та ВМФ СССР вхо-ди-ли Главный морской штаб и управ-ле-ния: по-ли-ти-че-ское (с ию-ня 1940 года Главное управ-ле-ние по-ли-тической про-па-ган-ды ВМФ, с ию-ля 1941 года Главное по-ли-тическое управ-ле-ние ВМФ), морской авиа-ции (с 25.02.1941 года Управ-ле-ние ВВС ВМФ), ко-раб-ле-строе-ния, воо-ру-же-ния и снаб-же-ния бо-е-при-па-са-ми, тех-ническое, гид-ро-гра-фи-че-ское, снаб-же-ния, инженерных, стро-ительных, во-енно-морских учеб-ных за-ве-де-ний, ко-манд-ное; от-де-лы: раз-ве-ды-ва-тель-ный, свя-зи, са-ни-тар-ный и фи-нан-со-вый; во-енно-морской ин-спек-ция, груп-па кон-тро-ля и ин-спек-ти-ро-ва-ния, об-щее от-де-ле-ние. В 1939-1940 годах соз-да-ны: Главное управ-ле-ние пор-тов (с 25.05.1942 года Главное управ-ле-ние ты-ла ВМФ) и др. но-вые управ-ле-ния (бое-вой под-го-тов-ки, раз-ве-ды-ва-тель-ное, мин-но-тор-пед-ное, артиллерийское, хи-мическое, ПВО, под-вод-но-го пла-ва-ния, свя-зи, квар-тир-но-экс-плуа-тационное, са-ни-тар-ное, де-ла-ми) и от-де-лы, на-уч-но-тех-нический комитет, сек-ре-та-ри-ат нар-ко-ма ВМФ, по-сто-ян-ная при-ём-ная ко-мис-сия ко-раб-лей, во-енно-морское из-да-тель-ст-во.

Советский военно-морской флот стал достойным наследником традиций российского флота, заложенного ещё Петром Великим. Многие советские флотоводцы заслуживают самой высокой оценки. «Историк» предлагает познакомиться с пятью, пожалуй, самыми выдающимися адмиралами советского флота.


ЛЕВ ГАЛЛЕР

Родился 17 ноября 1883 года в Выборге в семье военного инженера и дочери пастора. После окончания с отличием тифлисской гимназии в 1902 году зачислен в специальный класс Морского кадетского корпуса.

Первую мировую войну встретил в должности флагманского артиллериста бригады линейных кораблей Балтийского флота. Боевое крещение принял в августе 1915 года, находясь на линейном корабле «Слава», в бою с германскими линкорами «Позен» и «Нассау». В Моонзундском сражении участвовал уже в должности старшего офицера «Славы», а после гибели линкора Льва Галлера назначили командовать эсминцем «Туркменец Ставропольский».

Принимая после Октябрьской революции сторону большевиков, капитан I ранга Лев Галлер руководствовался не политическими соображениями, а идеями служения Родине и флоту. В 1918 году он участвовал в Ледовом походе Балтийского флота - операции по перебазированию кораблей из Ревеля и Гельсингфорса в Кронштадт, чтобы избежать их захвата германскими и финскими войсками.

В 1921 году Льва Галлера утвердили в должности начальника штаба морских сил Балтийского моря. В то время основное внимание ему пришлось уделять тралению вод Балтики (после окончания Первой мировой войны осталось множество мин) и разработке планов оперативных и организационно-мобилизационных мероприятий флота на случай войны. Достаточно весомым оказался вклад Льва Галлера и в разработку утверждённой в 1926 году программы военного кораблестроения.

С 1937 года Лев Галлер - заместитель начальника морских сил Наркомата обороны СССР, с 1938 года - начальник Главного морского штаба, с 1940 года - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению и вооружению. Во время Великой Отечественной войны руководил разработкой и строительством новых кораблей. В 1945 году при его непосредственном участии разработали программу послевоенного кораблестроения, которая предусматривала строительство авианосцев в качестве новой основной ударной силы.

Дальнейшая судьба Льва Галлера сложилась трагически. В 1947 году он стал одним из фигурантов так называемого дела адмиралов, которым предъявили обвинение в передаче без согласия советского руководства союзникам по антигитлеровской коалиции чертежей высотной торпеды, а также морских карт двух островов и побережья Камчатки. Хотя на суде Лев Галлер и доказывал, что к моменту передачи торпеда и карты вовсе не являлись секретными, его приговорили к четырём годам тюремного заключения. 12 июля 1950 года Лев Галлер скончался в Казанской тюрьме.

Постановлением Совета Министров СССР от 13 мая 1953 года он был полностью реабилитирован и восстановлен в звании адмирала (посмертно).

ИВАН ИСАКОВ

Родился 22 августа 1894 года в армянском селении Аджикент вблизи Карса в семье дорожного техника Степана Исаакяна, русифицировавшего свою фамилию на «Исаков». После окончания реального училища в Тифлисе летом 1913 года решил поступать в Морской кадетский корпус, но инородца недворянского происхождения не приняли в это кастовое учебное заведение. Исаков был вынужден учиться в Петербургском технологическом институте.

С началом Первой мировой войны флоту перестало хватать кадров, выпускаемых Морским корпусом, поэтому пришлось организовать Отдельные гардемаринские классы, куда и поступил Иван Исаков. В марте 1917 года его произвели в мичманы и назначили на эсминец «Изяслав», на котором он участвовал в Моонзундском сражении.

В марте 1920 года Исаков получил назначение на должность командира эсминца «Деятельный». Одновременно он стал флагманским специалистом по тралению и заграждению на Каспийском море. Под его руководством на рейде Астрахани было выставлено минное заграждение, на котором подорвался белогвардейский вспомогательный крейсер «Князь Пожарский». Позднее Иван Исаков участвовал в Энзелийской операции.

После окончания Гражданской войны Исаков командовал кораблями на Балтийском и Чёрном морях, занимал ряд штабных должностей и преподавал в военной академии. С 1940 года - кандидат военно-морских наук.

Начало Великой Отечественной войны Иван Исаков встретил в должности первого заместителя наркома ВМФ. В июле 1941 года его назначили заместителем командующего Северо-Западного направления по морской части. Находясь в этой должности, он принял самое деятельное участие в организации перевозок в осаждённый Ленинград по Ладожскому озеру, а также в создании Ладожской, Чудской, Онежской и Ильменской военных флотилий. Под Шлиссельбургом Ивана Исакова контузило, и он навсегда оглох на левое ухо.

Вскоре адмирала отправили на юг для оказания помощи в подготовке Керченско-Феодосийской десантной операции. Далее в должности заместителя командующего и члена Военного совета Закавказского фронта он координировал действия Черноморского флота, Азовской и Каспийской флотилий. 4 октября 1942 года, попав под бомбёжку, Исаков получил тяжёлое ранение бедра. Из-за начавшейся гангрены пришлось ампутировать ногу. После прохождения курса лечения адмиралу поручили руководить подготовкой к изданию сборников, обобщающих опыт ведения войны на море. Сам же он написал книгу «Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне».

С 1946 по 1950 год Иван Исаков являлся начальником Главного морского штаба, а затем заместителем Главнокомандующего ВМФ. Иосиф Сталин очень ценил его и отзывался: «Умница, без ноги, но с головой». Адмирал Иван Исаков скончался в Москве 11 октября 1967 года.

НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ

Родился 11 июля 1904 года в селе Медведки Архангельской губернии в крестьянской семье. Окончив три класса церковно-приходской школы, в 1915 году после смерти отца устроился работать рассыльным в управление Архангельского порта. В 1919 году Николая Кузнецова зачислили в Северодвинскую военную флотилию, а после её расформирования перевели в Петроград в Центральный флотский экипаж, где он принял участие в ликвидации Кронштадтского мятежа.
С 1923 по 1926 год учился в Военно-морском училище имени М.В. Фрунзе, после окончания которого с отличием был направлен на крейсер «Червона Украина» Черноморского флота. После окончания в 1932 году Военно-морской академии стал старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ», а позднее - командиром крейсера «Червона Украина».

Во время Гражданской войны в Испании являлся главным военно-морским советником республиканского правительства. После возвращения в Россию - заместитель командующего, а с 1938 года - командующий Тихоокеанским флотом.

29 апреля в возрасте 34 лет Николая Кузнецова назначили на должность наркома ВМФ СССР. Началась его интенсивная деятельность по укреплению флота и подготовке его к войне. В ночь на 22 июня 1941 года он своевременно отдал приказ о приведении в боевую готовность кораблей и морской авиации, что позволило флоту избежать потерь в первый день Великой Отечественной войны. Кузнецов был членом Ставки Верховного главнокомандования и руководил действиями флота на всех театрах.

В январе 1948 года в рамках «дела адмиралов» Николая Кузнецова понизили в звании до контр-адмирала и назначили на должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. В 1951 году он вновь возглавил флот, теперь уже в должности военно-морского министра СССР, но звание адмирала флота ему вернули лишь 13 мая 1953 года, после смерти Иосифа Сталина.

Однако вскоре последовала вторая опала, вызванная его категорическим неприятием действий Никиты Хрущёва, направленных на принижение роли флота. Под предлогом виновности во взрыве, погубившем 29 октября 1955 года линкор «Новороссийск», Николая Кузнецова понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Опальный флотоводец любил повторять тогда: «От службы во флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту - невозможно». В этот период он написал несколько книг и множество статей, неоднократно выступал перед общественностью по различным касающимся флота вопросам. Скончался 6 декабря 1974 года. Лишь спустя много лет, 26 июля 1988 года, Кузнецова посмертно восстановили в звании адмирала флота Советского Союза. В настоящее время его имя носит единственный российский тяжёлый авианесущий крейсер.

АРСЕНИЙ ГОЛОВКО

Родился 10 июня 1906 года в станице Прохладная Терского казачьего войска в семье казака-ветфельдшера и крестьянки. Окончил церковно-приходскую школу, а в 1922 году поступил в Ростове-на-Дону на рабфак. В 1925 году переехал в Москву и начал учиться в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, правда, через несколько месяцев был призван по комсомольскому набору на флот. Командиры обратили внимание на способного матроса и послали его учиться. После окончания в 1928 году Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе получил назначение на эсминец. Молодой командир достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и к маю 1935 года являлся начальником штаба бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота.

В августе 1936 года Арсений Головко поступил в Военно-морскую академию, но вскоре отправился добровольцем в Испанию, где исполнял должность советника командира военно-морской базы Картахены. По возвращении продолжил учёбу в академии, после окончания которой стал начальником штаба Северного флота, а с июня 1938 года - командиром дивизиона эсминцев. В дальнейшем командовал Каспийской флотилией и Краснознамённой Амурской флотилией.

С июля 1940 года - командующий Северным флотом, на тот момент наиболее молодым и слабым по корабельному составу. Хотя как раз этому флоту довелось сыграть едва ли не самую важную роль в Великой Отечественной войне, так как именно северным маршрутом в СССР доставлялась основная масса поставок , снаряжения, продовольствия и различных стратегических материалов по ленд-лизу. Кроме обеспечения проводки конвоев под руководством Головко флот активно участвовал в обороне Советского Заполярья и Мурманска, а также действовал на коммуникациях германских войск в Северной Норвегии.

С марта 1950 года Арсений Головко - начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра. Скончался 17 мая 1962 года.

СЕРГЕЙ ГОРШКОВ

Родился 13 февраля 1910 года в Каменец-Подольском в семье учителей. После окончания средней школы поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета, но в 1927 году становится курсантом Военно-морского училища имени М.В. Фрунзе, по окончании которого отправился служить на Черноморский флот. Через год его перевели на Тихоокеанский флот.

В 1939 году Горшков вернулся на Черноморский флот в качестве командира бригады эсминцев, а год спустя - командира бригады крейсеров. В годы Великой Отечественной войны командовал Азовской и Дунайской флотилиями. Участвовал в обороне Одессы. Руководил высадкой многих десантов.

Хотя настоящая слава пришла к нему после войны, когда он стал «отцом» советского ракетно-ядерного флота. В январе 1956 года его назначили командующим Военно-морским флотом СССР. Непосредственно в это время флот начал активно пополняться новыми современными кораблями: атомными подводными лодками и ракетными крейсерами. Постепенно советский флот достиг состояния, близкого к паритету с американским, причём темпы строительства новых советских кораблей превышали аналогичные показатели для американских.

Благодаря Горшкову флот смог получать корабли принципиально новых классов - авианесущие крейсера и тяжёлые атомные ракетные крейсера, что позволило полноценно конкурировать на океанских просторах с силами НАТО.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков скончался 13 мая 1988 года. Он оставил стране богатое наследство в виде многочисленного и современного флота, а ряд построенных при нём кораблей продолжает нести службу до настоящего времени.

Такие разные судьбы адмиралов флота Советского Союза Николая Кузнецова, Ивана Исакова и Сергея Горшкова.

До 1993 года, пока отряхивающаяся от обломков разваленного СССР новая Россия не взялась перекраивать и систему воинских званий, высшим персональным званием в ВМФ было звание Адмирала флота Советского Союза. Его ввели указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1955 года, и за четыре десятилетия этого звания удостоились только три человека.

Своим появлением звание Адмирала флота Советского Союза обязано разрыву в соответствиях между армейскими и флотскими званиями, который неожиданно возник после введения в 1935 году персональных званий для военачальников РККА и РККФ. Высшим армейским стало звание Маршала Советского Союза, а соответствующего ему звания на флоте не появилось ни тогда, ни в 1940-м, когда верхней ступенью флотских званий стало звание Адмирала флота. На изменении этой обидной для флота ситуации настоял легендарный нарком ВМФ Николай Кузнецов. В его личном архиве есть такая запись (цитируется по примечаниям к мемуарам «Крутые повороты: Из записок адмирала»): «В 1944 году Сталин неожиданно для меня поставил вопрос в Ставке ВГК о присвоении мне очередного звания. У нас к этому времени не было звания выше адмирала, а значит, не было предусмотрено и соответствующих погон. Я доложил, что в других флотах существует звание адмирала флота. «Чему это будет равно в наших Вооруженных Силах?» - спросил Сталин. Я ответил, что если выдерживать ту же последовательность, что и в армии, то адмиралу флота следует присвоить погоны с четырьмя звездочками, но это тогда не будет самым высшим званием, какое имеют сухопутные военачальники, то есть звание маршала. Тогда же было решено учредить пока звание адмирала флота с четырьмя звездочками на погонах, не указывая, кому это звание присваивается в сухопутных силах. <…> В мае 1944 года было решено заменить эти погоны на маршальские, с одной большой звездой. А когда обсуждался уставной вопрос и в табели о рангах нужно было решить, кому же равен по своим правам адмирал флота, то черным по белому было записано: «Маршалу Советского Союза»».
Легендарный адмирал ошибся в дате введения звания Адмирала флота, хотя остальное описано точно. Так и возникла ситуация, когда высшее флотское звание стало выше предыдущего не на одну ступеньку, а на две: ранее соответствовавшее генералу армии, оно «переехало» на строчку выше, сломав стройную систему. Справились с этим только десять лет спустя после Победы. Вот как описывает это Николай Кузнецов: «Уже после войны встал вопрос: следует ли адмиралу флота иметь и носить маршальскую звезду? Помнится, маршал Жуков предложил изменить тогда и название на «Адмирал Флота Советского Союза». Правительство решило внести такую поправку в высшее звание ВМФ, и я вместе с группой маршалов из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилова получил маршальскую звезду…».

Каждый из трёх адмиралов флота Советского Союза - Николай Кузнецов, Иван Исаков и Сергей Горшков - по-разному пришёл к этому высшему званию. И по-разному сложилась судьба каждого из них, хотя и были они тесно переплетены между собой - и далеко не всегда это переплетение играло положительную роль. О судьбах «флотских маршалов» сегодня рассказывает своим читателям «Историк».

Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов

11 июля 1904 года - 6 декабря 1974 года

В 1939–1947 и 1951–1955 годах - нарком Военно-морского флота, военно-морской министр и главнокомандующий ВМФ.
Герой Советского Союза, четырежды кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова
Адмирал Николай Кузнецов неслучайно назвал последнюю книгу своих воспоминаний «Крутые повороты» - именно так короче всего и можно описать его судьбу. Самый молодой нарком Военно-морского флота и первый моряк на этой должности, назначенный на неё 29 апреля 1939 года - и единственный из обладателей высшего флотского звания, который дважды (!) лишался его по воле партийного начальства. Единственный высший офицер СССР, который не побоялся привести флот в состояние полной боевой готовности за два часа до начала Великой Отечественной войны, причём не просто отдав приказ, но и позвонив лично каждому командующему Балтийским, Северным и Черноморским флотом, - и человек, обвинённый в продаже секретов союзникам по антигитлеровской коалиции.
До первых послевоенных лет служебная карьера крестьянского сына Николая Кузнецова развивалась без каких-либо резких перепадов. В 1926 году он окончил Военно-морское училище имени Фрунзе и прошёл все ступеньки от командира батареи линкора «Червона Украина» до наркома ВМФ, всюду показав себя блестящим офицером, отличным тактиком и стратегом. Успел повоевать в Испании (главный военно-морской советник правительства республиканцев под псевдонимом дон Николас Лепанто), бессменно командовал всем советским флотом в годы Великой Отечественной войны - и попал в опалу после Победы. Многие историки флота считают, что это случилось из-за слишком твёрдого и независимого характера Николая Кузнецова, который рисковал спорить с Иосифом Сталиным (причина первой опалы в 1948 году) и категорически не сошёлся характером с Георгием Жуковым (вторая опала в декабре 1955 года). И если в первый раз Кузнецов сумел добиться возвращения ему высшего флотского звания, то второй раз оно вернулось к нему только спустя 14 лет после смерти: слишком уж противился этому его бывший подчинённый и протеже на посту главкома ВМФ Сергей Горшков…

Адмирал флота Советского Союза Иван Исаков

10 августа 1894 года - 11 октября 1967 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 3 марта 1955 года
В 1938–1950 годах - заместитель наркома (министра, главнокомандующего) Военно-морского флота, в 1941–1943 и 1946–1950 - начальник Главного морского штаба.
Герой Советского Союза (7 мая 1965 года), шестикратный кавалер ордена Ленина, трижды кавалер ордена Красного Знамени, дважды кавалер ордена Ушакова I степени
Если Николая Кузнецова можно назвать гениальным флотоводцем-практиком, то получившего высшее флотское звание в один день с ним Ивана Исакова точнее всего будет назвать гениальным флотоводцем-теоретиком. Но ни в коем случае не кабинетным!

Если у Николая Кузнецова судьба стала делать резкие повороты после Великой Отечественной войны, то судьба Исакова с самого начала была извилистой. Армянин по национальности, уроженец селения Аджикент Карской области (оказавшейся в итоге в Турции), выросший в Тифлисе, он никогда не получил бы погон морского офицера, если бы не Первая мировая война. Осенью 1914-го Исаков стал «чёрным гардемарином»: ученики разночинских Отдельных гардемаринских классов носили чёрные погоны, а не белые, как в Морском корпусе. Но флот ни разу не пожалел о том, что дал восторженно мечтавшему о море юноше такой шанс. Иван Исаков сдал все выпускные экзамены на высший балл - среди десяти других лучших выпускников классов - и вскоре уже принял своё боевое крещение во время Моонзундского сражения 1917 года, будучи ревизором на эсминце «Изяслав». В 1928 году Исаков так же блестяще окончил и Курсы усовершенствования высшего начсостава при Военно-морской академии РККА имени К.Е. Ворошилова, а вскоре сумел проявить себя не только как прекрасный штабной офицер, но и как великолепный теоретик и преподаватель. Он хорошо сочетал теорию и практику: начальником штаба Экспедиции особого назначения № 1, проводившей первые корабли для Северного флота по Беломоро-Балтийскому каналу, Исаков стал после публикации статьи, в которой обосновал военное значение этой водной магистрали.

Великую Отечественную войну Иван Исаков встретил на посту начальника Главного морского штаба. Будучи членом Военного совета Северо-Западного направления и координируя действия армии и флота при обороне Прибалтики, а затем Ленинграда, он получил первую тяжёлую контузию и оглох на левое ухо. А вскоре Исакова отправили выполнять ту же трудную работу на Черноморском театре военных действий, где 4 октября 1942 года он был тяжело ранен и потерял правую ногу. При этом умение ясно мыслить и анализировать военачальник сохранил, что и доказал, вернувшись на штабную работу и оставаясь заместителем главкома ВМФ до 1950 года. Потом Исаков занимался изданием «Морского атласа», продолжал активно писать теоретические статьи для «Морского сборника» и даже стал членом Союза писателей СССР.

Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков

13 февраля 1910 года - 13 мая 1988 года
Звание Адмирала флота Советского Союза присвоено: 26 октября 1967 года
В 1956–1985 годах - главнокомандующий ВМФ СССР, заместитель министра обороны СССР.
Дважды Герой Советского Союза (7 мая 1965 года и 21 декабря 1982 года), семикратный кавалер ордена Ленина, четырежды кавалер ордена Красного Знамени, кавалер ордена Ушакова I и II степени
…Спустя год, после того как из Высшего военно-морского училища имени Фрунзе выпустили новоиспечённого морского командира Николая Кузнецова, туда же на штурманский факультет поступил недоучившийся студент физмата ЛГУ Сергей Горшков. Блестящим курсантом он не был, но и в середнячках не ходил, как, собственно, и всю дальнейшую военную карьеру. Она привела его к высшему флотскому званию и высшей флотской должности - главнокомандующего ВМФ, которую он занимал три десятка лет, то есть дольше, чем любой не только военно-морской, но и вообще военный чиновник в СССР!

Секрет такого рекорда традиционен для послесталинского СССР: Сергей Горшков был не просто умелым флотоводцем, которого ни соперники, ни критики никогда не могли упрекнуть в незнании флота или военного дела, но и умелым аппаратчиком. И конечно, свою роль сыграли три важных знакомства, которые будущий главком-рекордсмен свёл за время прежней службы. Первым из них оказалось знакомство с Николаем Кузнецовым, который настолько высоко ценил молодого офицера, что сумел оградить его от наказания за гибель на скалах недавно построенного тихоокеанского эсминца «Решительный». Вторым и третьим - знакомство во время обороны Новороссийска с двумя будущими начальниками Сергея Горшкова: командующим 18-й армией генерал-майором Андреем Гречко, которому суждено было стать одним из самых известных министров обороны СССР, и начальником армейского политотдела Леонидом Брежневым.

Снятый с должности главком ВМФ Николай Кузнецов сумел сделать так, чтобы его пост достался именно Горшкову, которого он ценил. А 10 лет спустя, когда высшие посты в стране заняли Брежнев и Гречко, судьба подарила Горшкову шанс построить такой флот, о котором он мечтал: сильный, океанский, демонстрирующий свой флаг во всех морях и океанах. И, хотя главкому-долгожителю не удалось избежать таких грехов, как пренебрежение интересами подчинённых, нежелание продвигать самостоятельных офицеров, пристрастие к политическим интригам и тяга к внешним атрибутам и наградам, флотскими делами Горшков занимался серьёзно и со знанием проблем. Но многие моряки, которые начали службу ещё в «кузнецовском» флоте, так и не простили адмиралу Горшкову одного проступка: нежелания добиваться возвращения высшего флотского звания его наставнику Николаю Кузнецову. Нежелания настолько сильного, что звание Адмирала флота Советского Союза Кузнецову вернули лишь через три года после отставки и последовавшей за ней смерти Сергея Горшкова.