Апостола из 12-ти Фому (I).

Народное название:

день Фомы, Фомин день, Фома, хлебник.

Приметы и обычаи

Октябрь в русских деревнях был одним из самых сытных месяцев в году. К этому месяцу заканчивались все основные работы в поле, собирался урожай, корм для скотины был уже заготовлен. Отсюда и пошли присказки: «Фома - большая сума», «Фома - большие корма» и «Хлебник ломит закрома - все бери задарма». Поэтому 19 октября полагалось заполнять сусеки уже очищенным зерном.

Сусеком в деревнях называли отгороженное специально для хранения зерна место в амбаре. Зерном занимался сам хозяин дома со своим старшим, еще не женатым, сыном. После этого отец выделял ему часть закрома, откуда взрослый сын мог самостоятельно брать зерно. Но перед работой необходимо было обратиться с молитвой к апостолу Фоме. Считалось, что он поможет сохранить зерно и правильно его распределить на всю долгую зиму.

19 октября хозяйки впервые обучали дочерей, которым уже исполнилось семь лет, ткацкому мастерству.

В этот день меняли замки, в лавках ставили новые иконы и лампады.

Если выпадет снег, а деревья еще не сбросили листву, он скоро растает.

Первая пороша - еще не санный путь.

Именины 19 октября празднуют:

Гликерия, Еротида, Клавдия, Лаура, Макар, Никанор, Фома.

Ап. Фомы.

19 октября - Фома. Фома — большая крома

Святой Фома был галилейским рыбаком, последовавшим за Господом Иисусом Христом и ставшим Его учеником и одним из 12 апостолов. По свидетельству Священного Писания, апостол Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Господа. На восьмой день после Воскресения Иисус явился ему и показал Свои раны; после этого уверившийся в истинности Христова Воскресения апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» По церковному преданию, святой Фома проповедовал Евангелие в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Восточной Индии. За обращение ко Христу сына, супруги и сестры правителя индийского города Малипура святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки и наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Фома-хлебник: ломит закрома — все бери задарма!

Фома — большая крома.

В народе апостол Фома, усомнившийся в Воскресении Христовом, стал прообразом недоверчивого, склонного к сомнениям человека. «Фома неверующий» — говорят о таких людях.

В русском фольклоре Фома оказался накрепко соединен с Еремой.

Говорят про Ерему, а он про Фому.

Били Фому за Еремину вину.

Искали Ерему, нашли Фому.

Этой неразлучной паре комических персонажей, иногда — дурней братьев, иногда «подельников», которые совершают глупые и нелепые поступки, посвящены пословицы, сказки и юмористические песни, народные повести и лубочные картинки. Подавляющее большинство этих произведений построено на обыгрывании одного приема: синтаксическом параллелизме парных предложений и лексической синонимии, причем особая прелесть их в том, что в качестве синонимов выступают и слова, которые действительно обозначают одно и то же или почти одно и то же, и те слова, которые в реальности обозначают совершенно разные вещи. Например, во фразе «Фома толчет редьку, а Ерема чеснок» редька и чеснок становятся синонимами, так как оба овоща означают скудную пищу. Произведения про Фому и Ерему поражают великолепным чувством юмора, безграничной фантазией безымянных авторов, умудряющихся тонко и «вкусно» играть на сходстве разного и разности сходного.

Вот один из вариантов шуточной песни:

Фома да Ерема,

Ерема да Фома

Двое братеньки

Прокуратеньки.

У них бороды, как бороны,

Усы — как кнуты.

Собирались наши бороды

В торг торговать.

Ерема взял полтину,

А Фома полтора,

Ерема купил лошадь,

А Фома жеребца.

Еремина не едет,

Фомина не везет <...>.

— Лучше станем мы, Ерема,

С тобой клети ломать!

Вот Ерема залез в клеть,

А Фома в амбар,

Ерема схватил шубу,

А Фома кафтан.

Ерему ухватили,

А Фому огребли.

Как Ерему-то в шею,

А Фому в толчки.

Ерема убежал,

Фома вырвался.

Вот Ерема-то бежит —

Не оглянется,

А Фома за ним спешит —

Не расстанется.

— Неудача нам, Ерема,

С тобой клети ломать.

Лучше станем мы, Ерема,

С тобой Бога молить!

Вот Ерема идет в церковь,

А Фома в алтарь,

Ерема схватил ризы,

А Фома стихарь,

Ерема взял кадило,

А Фома свечу.

Ерема-то кадит,

Фома кланяется.

Как натялся на них

Да лихой пономарь.

Вот Ерему-то в рылу,

А Фому по ноздрям.

Ерема бежал,

Фома вырвался.

— Неудача нам, Ерема,

С тобой Бога молить,

Лучше станем мы, Ерема,

С тобой рыбу ловить!

Вот Ерема купил невод,

А Фома бредник.

Вот Ерема-то за щуку,

А Фома за сома.

Вот Ерема утонул

И Фому потянул.

Вот Ерема сел на дно,

И Фома с ним заодно.

Вот Ерему схоронили,

А Фому погребли —

Уж не выйдут из земли.

Осенним днём, в который подводили итоги прошедшему урожайному сезону и подсчитывали запасы в закромах, издавна считался девятнадцатый день октября. К этому периоду окончательно заканчивались полевые и сельскохозяйственные работы, хозяйки заканчивали консервирование и заготовки на зиму.

Народные приметы и традиции дня

Традиционно в девятнадцатый день октября занимались тем, что подсчитывали количество запасов в закромах и амбарах:

  • Перебирали и сортировали овощи.
  • Проверяли запас зерна, перебирали и сортировали его.
  • Расставляли банки с вареньем, соленьями.
  • Расставляли в удобном и подходящем месте бочки с солеными грибами, огурцами, квашеной капустой.

Согласно народным приметам, если в этот день пересчитать все запасы, то пройдёт благополучно и запасов хватит на весь длинный холодный период и хватит до наступления тёплых дней.

Важной традицией этого дня считалось так называемое «мировое застолье». Вернувшись из церкви, следовало накрыть богатый и щедрый стол, пригласить и угостить как можно больше друзей, соседей и просто знакомых людей. Согласно народному поверью, такой обряд, проведённый в этот день, поможет собрать щедрый урожай и на будущий год.

Православные традиции дня

В православной церкви в этот день почитают память святого апостола, который вошёл в историю православия как самый сомневающийся христианский проповедник и как человек, очень сильно внешне похожий на Спасителя. Остальные апостолы из-за этого сходства называли Фому «близнецом». Примечательно то, что изначально Фома занимался тем же ремеслом, что и большинство апостолов: зарабатывал на жизнь тем, что ловил рыбу.

Последовав за спасителем, этот апостол стал ревностным проповедником, однако, после воскресения Христа, усомнился в правдивости этой вести. Тогда ему явился Мессия и показал все свои шрамы. После этого Фома проповедовал ещё в течение некоторого времени, после чего принял смерть мученическую от язычников.

Верующие в этот день молятся Спасителю и святым апостолам. Принято ставить свечку за то, чтоб зима была мягкой и благосклонной к людям, хорошо сохранился урожай в закромах.

Приметы на погоду

Старались наблюдать за погодой в девятнадцатый день октября, анализировать увиденное. По погодным приметам и явлениям делали прогноз на погоду ближайших дней и месяцев.

  • Если вороны в этот день собирались в стаи – ожидалось приближение ненастной погоды.
  • Щедрый листопад в девятнадцатый день октября указывал на скорое похолодание и заморозки.
  • Кучевые облака, плывущие по небу в этот день, несут за собой зиму и скорые холода со снегопадами.

Говорили, что на Дениса Позимского 19 октября в небе можно в последний раз увидеть кучевые облака в этом году – считалось, что с этого момента наступит зима, начнутся холода. «Пришел Денис, потянул день вниз, стало раньше смеркаться, позже светать, солнце выше печных труб не поднимается, а кучевые облака и вовсе исчезли».

Собственно, этой фразой и можно было ограничиться, давая характеристику очередному октябрьскому дню, который в ряду других «белый снег с великой грязью венчает». Позимье - что еще скажешь.

Крестьяне 19 октября подводили итоги хозяйственного года. Молились апостолу Фоме. Отмечали, что с 19 октября дни становятся короче, а ночи – длиннее. В этот день наполняли амбары самыми разными припасами: овощами, хлебом, вареньем, консервациями, пастилой, солеными грибами. Верили, что чем больше припасешь, тем проще будет пережить зиму – продовольствия хватит до наступления теплых дней. Согласно крестьянским убеждениям, Фома очень любит запасливых и бережливых людей. А вот, расточительность не приветствует.

19 октября обычно подводили итоги года и определяли, удалось ли получить доход от своей деятельности. Обязательно отправлялись утром в церковь и ставили свечку святому Фоме. В особо урожайные годы можно было накрыть богатый стол и как следует поесть в этот день, отмечая успешную трудовую деятельность.

В русском фольклоре личность Фомы связывают с Еремой. Святой Фома был одним из 12 апостолов, но так случилось, что он также стал персонажем многих сказаний. И получилось так, что Фома и Ерема стали выступать в качестве комичной парочки. Это были подельники, совершающие самые разные глупые поступки. Впоследствии возникли пословицы, поговорки, народные повести, сказки, песни и даже картинки на эту тему. Подавляющее большинство таких произведений основывалась на обыгрывании аналогичного приема: параллелизма разных предложений.

Если говорить о церковных канонах, то, согласно Священному Писанию, Фома был одним из 12 апостолов, который не поверил в воскресение Иисуса Христа. Жил он в Галилее и занимался рыболовным промыслом точно так же, как апостолы Иаков, Иоанн и Петр. Интересно, что Фому ученики часто называли «близнецом», поскольку внешне он очень был похож на Христа. Когда Фома не поверил в воскресение Иисуса, то он сам явился к Фоме и показал ему свои раны. Впоследствии Фома продолжил проповедовать христианство на территории Персии и Индии. Умер мученической смертью в I веке, погибнув от рук язычников. Кстати, в народе существует поговорка «Фома неверующий», происхождение которой как раз и связано с личностью святого.

«Пришел Денис, потянул день вниз, стало раньше смеркаться, позже светать, солнце выше печных труб не поднимается, а кучевые облака и вовсе исчезли». Собственно, этой фразой и можно было ограничиться, давая характеристику очередному октябрьскому дню, который в ряду других «белый снег с великой грязью венчает». Позимье — что еще скажешь.

Да, пожалуй, то, что не одной только погодой жизнь на земле определяется. А октябрь, хоть и считается на Руси месяцем ненастья, зато кладовые его полны. Недаром же говорят: «Фома ломит закрома, все бери задарма». Зверье по лесам и то жирует, благодушно поглядывая по сторонам и не находя причины для беспокойства, когда все дупла, норы, гнезда «под завязку» съестным заполнены. А что о людях говорить?

В конце октября все основные огородно-полевые работы закончены, скотина обихожена, кормами обеспечена, в избах тепло, сухо, а подпол так мешками, ларями и кадушками заставлен, что ступить некуда. Тут и яблочки моченые, и огурчики соленые, и квашенья, и варенья, и маринады самые разнообразные. А среди них пузатая бочка с арбузами, которые, конечно, и будучи свежими хороши, но и побывав в рассоле своих вкусовых качеств не теряют.