В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра территорий и помещений, используемых для извлечения дохода (прибыли) а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции в том же порядке, что и налоговые органы, наделены в соответствующих случаях теми же правами и несут те же обязанности.

  • 1) проверку выполнения организациями и физическими лицами обязанностей по исчислению и уплате налогов;
  • 2) проверку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
  • 3) проверку правильности ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения, своевременности представления налоговых деклараций и достоверности содержащихся в них сведений;
  • 4) проверку исполнения налоговыми агентами своих обязанностей по своевременному удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов;
  • 5) проверку соблюдения банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, проверку правильности и своевременности исполнения ими платежных поручений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, а также инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней;
  • 6) проверку правильности применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
  • 7) предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • 8) выявление нарушителей законодательства о налогах и сборах и привлечение их к ответственности;
  • 9) выявление проблемных категорий налогоплательщиков;
  • 10) принятие соответствующих мер по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами своих налоговых обязанностей.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям.

  • 1. В зависимости от стадии проведения налогового контроля выделяют:
    • а) предварительный налоговый контроль - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;
    • б) текущий налоговый контроль - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде в основном в виде камеральных проверок;
    • в) последующий налоговый контроль - предполагает проверку реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов, проводится по окончании отчетных периодов, последующий контроль, отличающийся углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истекший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
  • 2. В зависимости от объема контролируемой деятельности объекта налогового контроля (организаций или физических лиц) выделяют:
    • а) комплексный налоговый контроль - подразумевает обследование всего комплекса деятельности подконтрольного объекта по уплате сборов;
    • б) тематический (специальный) налоговый контроль - подразумевает осуществление проверки подконтрольного объекта по уплате определенного перечня налогов (например, только федеральных, только региональных или только местных налогов и сборов, только прямых или только косвенных налогов).
  • 3. В зависимости от используемых методов и приемов проверки документов выделяют:
    • а) сплошной налоговый контроль - проверяются все имеющиеся документы, связанные с уплатой налогов и сборов;
    • б) выборочный налоговый контроль - проверка проводится на основании выборки документов.
  • 4. В зависимости от источников данных и места проведения мероприятий налогового контроля выделяют:
    • а) камеральный налоговый контроль, основанный на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в учетных документах. Осуществляется по месту нахождения налогового органа путем формальной, логической и арифметической проверки документов и использования других приемов. При необходимости могут быть истребованы у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
    • б) выездной налоговый контроль осуществляется, как правило, по месту нахождения налогоплательщика с применением разнообразных методов контрольной деятельности, таких, как инвентаризация имущества, осмотр помещений и территорий, проведение экспертиз и т. д.
  • 5. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность, и характера полномочий выделяют:
    • а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;
    • б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами.
  • 6. В зависимости от графика проведения контрольных мероприятий выделяют:
    • а) плановый налоговый контроль;
    • б) внеплановый налоговый контроль - в установленных налоговым законодательством случаях (при реорганизации, ликвидации организации-налогоплательщика и др.).
  • 7. В зависимости от подведомственности и подчиненности налоговых органов, осуществляющих налоговый контроль, выделяют:
    • а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, в которых налогоплательщик состоит на учете;
    • б) налоговый контроль, осуществляемый вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки , которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг - относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные :
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические :
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.
  1. Дополнительные методы налогового контроля.
  • Расчетно-аналитические :
    • экономический анализ данных,
    • технические расчеты,
    • логическая оценка,
    • контроль ценообразования и т.п.
  • Информативные :
    • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
    • истребование письменных справок,
    • разъяснение действующих норм законодательства.

Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

Виды налогового контроля в РФ

О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

  • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
  • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
  • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
  • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
  • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
  • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
  • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

Нестеров А.К. Налоговый контроль // Энциклопедия Нестеровых

В современных условиях налоговый контроль осуществляется государством с учетом создания условий, в которых налогоплательщики могут добросовестно исполнять обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из основных направлений организации налогового контроля является уменьшение количества фактов уклонения от уплаты налогов, что непосредственно возложено на органы налогового контроля.

Понятие и цели налогового контроля

Органы налогового контроля действуют сегодня исходя из того, что необходимо выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений, а не тотальный налоговый контроль. Собственно, Владимир Владимирович Путин определил основные приоритеты налоговой политики на 2015-2017 годы так: стимулирование позитивных структурных изменений в экономике, снижение налоговой нагрузки, улучшение налогового администрирования и повышение собираемости налогов.

В настоящее время в условиях глобального экономического кризиса и тотального давления на российское государство необходимо поддерживать развитие именно отечественного предпринимательства. В связи с этим необходимость коррекции процесса налогового контроля стала насущной необходимостью. Адекватная коррекция невозможна в случае ненадлежащего функционирования органов государственного налогового контроля, именно поэтому их функции и обязанности должны быть тщательно изучены и скорректированы в соответствии с современными российскими реалиями.

Одним из ключевых направлений налоговой политики является осуществление налогового контроля соответствующими органами.

Понятие налогового контроля – охрана и обеспечение имущественных прав государства и муниципальных образований.

Понятие налогового контроля может рассматриваться в широком и узком смысле.

  1. В широком смысле понятие налогового контроля означает совокупность мер государственного регулирования, которые обеспечивают экономическую безопасность России, защиту фискальных интересов государства и субъектов федерации.
  2. В узком смысле понятие налогового контроля представляет непосредственно осуществление контрольной деятельности в лице государственных органов в сфере соблюдения законности и целесообразности в рамках введения, уплаты и взимания налоговых сборов.

Налоговый кодекс Российской Федерации оперирует узким понятием налогового контроля.

Статья 82 НК РФ определяет, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

Показаны на рисунке 1

Рисунок 1. – Цели налогового контроля

Формы налогового контроля

Формы налогового контроля включают в себя налоговые проверки, получение объяснений, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий и мониторинг.

  1. Налоговые проверки – основная и наиболее эффективная форма налогового контроля, подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проводятся в налоговой инспекции, выездные – у налогоплательщика.
  2. Получение объяснений представляется собой форму налогового контроля, в рамках которой уполномоченный орган вызывает налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. В рамках данной формы налогового контроля объяснения и пояснения даются в устной или письменной форме и протоколируются.
  3. Проверка данных учета и отчетности производится на основании требования налоговой инспекции, направленном налогоплательщику. При реализации данной формы налогового контроля налогоплательщик должен предоставить налоговикам перечисленные в требовании необходимые документы в течение 10 дней. В рамках данной формы налогового контроля может быть назначена инвентаризация, если проводится выездная проверка.
  4. Осмотр помещений и территорий это форма налогового контроля, в рамках которой инспектор в ходе проводимой выездной проверки осматривает помещения проверяемой организации в присутствии понятых, также производится фото- и видеосъемка. Данная форма налогового контроля регулируется ст. 92 НК РФ.
  5. Налоговый мониторинг является относительно новой формой контроля, которая введения с 1.01.2015. Налоговые органы в рамках данной формы контроля контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты налогов в онлайн-режиме. Налоговый мониторинг согласно п. 6 ст. 105.26 НК РФ может осуществляться посредством предоставления налоговым контролерам либо необходимых документов (информации) в электронной форме, либо доступа к информационным системам, в которых содержатся указанные документы (информация).

Налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг может осуществляться на добровольной основе – на основании заявления организации и принятого по нему решения налогового органа (п. п. 2, 3 ст. 105.26 НК РФ).

Возможность обратиться в налоговые органы с заявлением на осуществление мониторинга могут организации, удовлетворяющие следующим условиям (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. Совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за год, предшествующий году подачи заявления, без учета налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;
  2. Суммарный объем полученных доходов – не менее 3 миллиардов рублей;
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря указанного года не менее 3 миллиардов рублей.

На период налогового мониторинга вводится ограничение на камеральные и выездные налоговые проверки.

Исключения для камеральных проверок указаны в п. 1.1 ст. 88 НК РФ:

  1. деклараций по НДС (и акцизам) с налогом к возмещению;
  2. уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате или увеличен убыток;
  3. деклараций (расчетов), представленных позднее 1 июля года, следующего за годом, в котором ведется мониторинг.

В части выездных проверок исключения предусмотрены для случаев (п. 5.1 ст. 89 НК РФ):

  1. выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за "мониторящей" инспекцией;
  2. досрочного прекращения мониторинга;
  3. невыполнения налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;
  4. представления за мониторинговый период "уточненки", в которой сумма налога к уплате уменьшена по сравнению с ранее поданной декларацией (расчетом).

Налоговый мониторинг, являясь формой контроля, предоставляет также это возможность обращения в инспекцию для получения разъяснений налоговой практики и действующих норм законодательства. В п. 4 ст. 105.30 НК РФ указано, что организация может направить в налоговые органы запрос на получение мнения, которое налоговики будут обязаны сформулировать. Исполнение мнения будет являться основанием для освобождения организации от ответственности и пеней п. 8 ст. 75, пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ, если таковые могли возникнуть при наличии ошибок при уплате налогов организацией.

В настоящее время в налоговом кодексе закреплено ряд устоявшихся методов налогового контроля.

Представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. – Методы налогового контроля

Налоговый контроль имеет утвержденный регламент, согласно которому налоговики могут проверять хозяйственные операции, а организация имеет возможность избежать ошибок при начислении налогов. Органы налогового контроля до момента сдачи деклараций предоставляют разъяснения по вопросам изменений в налоговом законодательстве и налогообложении.

Следовательно, документарный метод налогового контроля в рамках данного регламента предполагает проведение формальных, учетных, юридических проверок, а также экономического анализа.

Фактический метод налогового контроля, напротив, оперирует иными категориями, в частности, учетом налогоплательщиков, показаниями свидетелей, опросами экспертов и т.п. данными.

Виды налогового контроля

Налоговый кодекс не вобрал в себя классификацию или толкование отдельных видов налогового контроля. Виды налогового контроля в научной литературе представлены достаточно разнообразно, их классификация может быть представлена в зависимости от различных аспектов.

Предварительный налоговый контроль проводится до решения каких-либо вопросов, связанных с налогоплательщиков или его налоговыми обязательствами. Таким образом, данный вид налогового контроля осуществляется государственными органами до окончания отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д. Примером может служить определение возможности предоставления налоговой отсрочки, в данном случае обязательным условием является проведение предварительной проверки финансового состояния налогоплательщика.

Текущий налоговый контроль проводится непосредственно во время отчетного налогового периода. Данный вид налогового контроля отличается проведением в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. осуществляется в процессе ведения налогоплательщиком его основной деятельности. Данный вид контроля основывается на проверке данных бухгалтерского и налогового учета. Сюда относится проверка первичных документов, кассовых операций, инвентаризаций. Текущий налоговый контроль позволяет оперативно реагировать на изменения в нормативных актах, финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства, предотвращая финансовые потери на государственном, муниципальном и хозяйственном уровне.

Последующий налоговый контроль направлен на оценку своевременности и полноты исполнения налоговых обязательств налогоплательщика. Данный вид налогового контроля проводится после завершения отчетного периода путем проверки налоговых деклараций, анализа бухгалтерской отчетности и ревизии финансовой документации.

Субъекты налогового контроля осуществляют его в рамках своей основной деятельности. Налоговые органы – при осуществлении проверок соблюдения налогового законодательства, таможенные органы – при проверках соблюдения таможенных правил, следственные органы и органы внутренних дел – в рамках проведения следственных и оперативных действий, соответственно. Следовательно, виды налогового контроля по данному признаку отличаются, как субъектом контрольной деятельности, так и в организационно-содержательной части проверок.

Выездной и камеральный вид налогового контроля по своему содержанию соответствуют аналогичной форме контрольной деятельности налоговиков.

Вывод

Современный налоговый контроль в Российской Федерации предусматривает реализацию фундаментальной задачи пополнения бюджета государства на любом уровне своевременно и полном объеме. Налоговый контроль дисциплинирует налогоплательщиков, его наиболее эффективной формой являются камеральные и выездные проверки, наряду с введенным недавно мониторингом.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации
  2. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации"
  3. Комарова Е.И. Развитие налогового контроля в России и оценка его эффективности // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1 С.12
  4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  5. Мосейкин В.В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования РФ // Вестник Омского университета. Серия "Экономика".- 2014. – №1.- С.163-167.
  6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение – М.: Юрайт, 2015
  7. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2015

1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V.2 настоящего Кодекса.

2. Утратил силу.

3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных , и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 настоящего Кодекса.

6. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрена возможность участия компетентного органа иностранного государства (территории) в осуществлении в соответствующей части налогового контроля в Российской Федерации, налоговая проверка, налоговый мониторинг могут проводиться с участием такого компетентного органа по его запросу в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

В случае принятия налоговым органом решения о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга с участием компетентного органа иностранного государства (территории) такому компетентному органу федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сообщает в порядке, им определяемом, информацию о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, включая информацию о налоговом органе, которым принято решение о проведении налоговой проверки, налогового мониторинга, времени и месте проведения налоговой проверки, налогового мониторинга, а также об установленных настоящим Кодексом порядке и условиях проведения налоговой проверки, налогового мониторинга.

Порядок организации работы по обеспечению участия и условия участия компетентного органа иностранного государства (территории) в налоговой проверке, налоговом мониторинге утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Комментарий к Ст. 82 НК РФ

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов за соблюдением организациями или предпринимателями, а также налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством:

а) налоговых проверок;

б) получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

в) проверки данных учета и отчетности;

г) осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

д) в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Отметим, что вышеуказанный перечень не является закрытым.

Вышеуказанные формы деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, указанные в п. 1 ст. 82 НК РФ, отнесены Рекомендациями, подготовленными в целях обеспечения единообразия процедур проведения мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками (далее — Рекомендации по проведению мероприятий налогового контроля), которые приведены в Письме ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12837 «О Рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками», к мероприятиям налогового контроля.

Цель проведения мероприятий налогового контроля должна соответствовать цели проведения налогового контроля (целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах).

Мероприятия налогового контроля проводятся в ходе проведения налоговых проверок и при рассмотрении материалов налоговых проверок в качестве дополнительных мероприятий налогового контроля (мероприятия налогового контроля, связанные с налоговыми проверками). Отдельные мероприятия налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут проводиться вне рамок налоговых проверок.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут проводиться истребование документов в соответствии со ст. ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы (абз. 2 п. 1.2 Рекомендаций по проведению мероприятий налогового контроля).

а) вызова налогоплательщиков в налоговые органы для дачи пояснений;

б) инвентаризации имущества;

в) направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), об операциях на счетах, по вкладам (депозитам), об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств ();

г) проведения допроса свидетеля, а также на порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений о допросе свидетеля;

д) проведения осмотра помещений, территорий, объектов налогообложения, документов и предметов;

е) истребования документов;

ж) истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих этими документами (информацией), в том числе информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке;

з) проведения выемки;

и) назначения экспертизы;

к) привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых.

В теории можно разграничить несколько видов налогового контроля: предварительный, текущий, последующий. Они различаются по временному критерию. Выбор конкретного вида зависит от уровня развития налоговой системы и общей организации контроля. В России в настоящее время преобладает последующий налоговый контроль. Широкое применение именно этого вида контроля вызвано недостаточным уровнем информатизации налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков и одновременно недостаточной работой с ними.

Вместе с тем в специальной литературе высказывается совершенно справедливое мнение о том, что «по мере развития налогового контроля, создания принципиально новых технологий налоговой деятельности на основе применения компьютерных сетей и баз данных определяющую роль будут играть предварительный и текущий контроль, связанные с работой по разъяснению налогового законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании которой могут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков». Однако оптимальным является сочетание предварительного, текущего и последующего контроля, которые между собой тесно взаимосвязаны.

Круг субъектов налогового контроля ограничен должностными лицами налоговых органов.

Объект налогового контроля — отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Теории налогового права известно несколько форм налогового контроля: наблюдение, проверка, обследование, анализ, ревизия. В гл. 14 НК РФ регламентируется порядок проведения только одной формы контроля — налоговых проверок, в ходе которых возможны получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), и другие действия.

Правила, указанные в комментируемой статье, имеют общий характер: различным формам проведения налогового контроля — налоговому учету, налоговым проверкам, осмотру и т.д. — посвящены отдельные статьи гл. 14 НК РФ. Тем не менее они играют и важную самостоятельную роль, так как устанавливают:

1) принципы и порядок проведения налогового контроля;

2) что налоговый контроль осуществляют лишь должностные лица (ст. ст. 33, 35 НК РФ) налоговых органов. Что же касается органов внутренних дел и их должностных лиц, то они осуществляют специфические формы контроля в соответствии с Законом о полиции, а в налоговых проверках принимают участие лишь по запросу налоговых органов (ст. ст. 36, 37 НК РФ);

3) что должностные лица налоговых органов вправе осуществлять налоговый контроль лишь в той мере, в какой это предусмотрено кругом их полномочий (), и с учетом правил гл. 14 НК РФ;

4) что перечень ст. 82 НК РФ не является исчерпывающим; существуют и иные формы налогового контроля (контрольные обмеры объекта налогообложения недвижимости, количественный подсчет объектов налогообложения, построенных сооружений, транспортных средств, закупки для определения применяемых налогоплательщиком реальных цен и т.п.).

В соответствии с п. 3 комментируемой статьи налоговые и таможенные органы, ОВФ, органы внутренних дел:

а) обязаны заключить специальное соглашение о порядке обмена друг с другом информацией об имеющихся у них:

— материалах о нарушении законодательства о налогах. При этом имеются в виду любые материалы: письменные, вещественные доказательства, предметы, магнитные носители, видеоматериалы и т.п.;

— данных о налоговых преступлениях (они предусмотрены ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ);

— сведениях о принятых мерах по борьбе с налоговыми правонарушениями и преступлениями, другими нарушениями законодательства о налогах;

— актах, протоколах и т.п. материалах, составляемых ими в ходе налоговых проверок (в том числе камеральных);

б) обязаны обмениваться любой другой необходимой информацией (ст. ст. 32, 36 НК РФ).

Исключительно большое значение имеют правила п. 4 ст. 82 НК о:

а) запрете — в нарушение норм Конституции РФ, НК РФ, иных федеральных законов:

— сбора информации о налогоплательщиках. Не имеют значения ни способы сбора (с помощью оперативной техники, осмотра помещений, обыска, фотографирования и т.п.), ни количество собранных материалов, ни характер информации;

— хранения указанной информации (в служебных сейфах, в памяти ЭВМ, на дискетах, в письменном виде, на видеороликах и т.п.);

— использования такой информации (в том числе и при осуществлении налогового контроля, и при привлечении лица к ответственности);

— распространения этой информации (например, в ходе выступления по радио, телевидению, в печатных СМИ, на конференции, во время предвыборного митинга и т.п.);

б) недопустимости нарушения принципа сохранности информации (о порядке соблюдения этого принципа, а также о порядке предоставления доступа к информации, ст. 102 НК РФ), составляющей:

— профессиональную тайну (то есть связанную с осуществлением той или иной деятельности в качестве постоянных занятий, профессии, работы, источника доходов, например врачебная тайна, педагогическая, коммерческая, секреты производства и т.п.) иных лиц (т.е. не относящихся к налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам), например, специалистов, экспертов и т.д.;

— адвокатскую тайну (разновидность профессиональной тайны) лиц, оказывающих плательщикам налогов юридическую помощь;

— аудиторскую тайну лиц, осуществляющих как обязательный аудит, так и аудит по заказу самих плательщиков.

Отметим, что особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 НК РФ.

Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82 НК РФ, применяемый с 1 января 2015 г. в редакции Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 348-ФЗ «О внесении изменений в часть первую НК Российской Федерации»).

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторингновая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите .

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.