Мужество как качество личности – способность проявлять волю, нравственную твердость, действовать решительно и целесообразно в экстремальных ситуациях, переносить страдания, включая физическую боль.

Был случай, когда к Чингисхану подошла жена одного князя, с просьбой освободить её родных. Чингисхан сказал: - Вот, перед тобой стоят твой муж, твой сын и твой брат. Я отпущу только одного, кого выбираешь? Не задумываясь, она ответила: - Брата. - Объясни мне, почему? Женщина сказала: - Мужа я могу найти, сына я смогу родить, а вот брата не могу создать. После услышанного Чингисхан освободил всех троих.

И мужеству и трусости бывает страшно, первое перед лицом опасной неизвестности принуждает себя само делать, что должно и поэтому называется мужеством, второе – не успело, не смогло или не захотело сделать само и спустя секунды все то, что должно сделать, его принудили другие люди, поэтому оно и называется трусостью. Мужество и трусость тесно соседствуют, и разделяет их «фанерная стенка», находящаяся в пространстве между страхом перед опасностью и реакцией на него. Именно эти мгновения расставляют всё по полочкам, именно эти «мгновения раздают кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие».

Мужество идет от разума, а не от чувств. Мужественный человек на рефлексном уровне приучил себя качественно выполнять свои обязанности в любых экстремальных условиях, он не оставил чувствам ни единого шанса бояться, переживать, сомневаться и спокойно делает то, что необходимо. Ну, а как же чувства? Бояться и переживать можно потом, если возникнет желание.

В отличие от смелости, мужество предполагает ответственность и разумность. Мужества без подключения разума не бывает. Смелость может быть импульсивной, может проистекать от страха, смелым может быть и малыш, а мужественным – только разумный, волевой, зрелый и целостный человек. В мужестве проявляется качество накопленной воли. В упрямстве ребенка тоже есть воля, но каково ее качество?

Мужественный человек не только смел, но и благоразумен. «Мужество без благоразумия – только особый вид трусости», — писал Сенека Старший. Развив в себе ответственный, позитивный и конструктивный взгляд на мир, мужество уверенно утверждает: «Я отвечаю за все, что происходит в моей жизни». Ему и в голову не придет перекладывать вину на других людей, обстоятельства, злой рок, карму, наследственность или невезение. «Я способно преодолеть все трудности, усвоить все уроки, которые предлагает мне жизнь, и принимаю любой вызов судьбы», — говорит мужество, — «Чему быть, того не миновать. У любой задачи есть решение. Важно не терять присутствие духа, а думать о том, что необходимо сделать, понять, что я приобретаю от реализации негативного сценария». Фаворит мужества – Николай Островский писал: «Мужественность воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям».

Человеку с таким ярко проявленным качеством как мужество, как правило, присуще самообладание, стойкость, выдержка, самоотверженность и зрелое чувство собственного достоинства. Мужество необходимо всегда, везде и во всем. Однажды полководец спросил воина: - Что нужнее всего в бою? Тот ответил: - Нужней всего мужество! - А сила, а оружие? Или ты о них забыл? - спросил полководец. - Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил тот.

«Мужественный человек, — по словам Пьера Буаста, — обыкновенно страдает, не жалуясь, человек же слабый жалуется, не страдая». Мужество это не каменная бесчувственная глыба, обыкновенно оно идет рядом с мягкостью характера, особой чуткостью к трудностям и бедам других людей и великодушием. «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством», — писал Конфуций. Мужественный человек считает: «Предотвращенный бой – выигранный бой», он не будет кичиться своей силой, напротив, будет терпим и терпелив к чужим недостаткам, стереотипам мышления, заблуждениям и предрассудкам.

Живым воплощением мужества является второй помощник капитана «Титаника» — Лайтоллер. Презирая страх, он после столкновения корабля с айсбергом трудился на корабле, организуя посадку женщин и детей в спасательные шлюпки. Даже в критический момент, когда он спускал на воду последнюю шлюпку, рассчитанную на 47 мест, в то время, как на корабле оставалось еще 1600 обреченных на смерть людей, Лайтоллер не сделал ни малейшей попытки самому сеть в эту шлюпку, хотя имел на это право. Впрочем, лучше предоставим слово Уолтеру Лорду, автору документальной повести «Последняя ночь «Титаника»: «Стоя на крыше кают командного состава, Лайтоллер видел эту волну. Он наблюдал за тем, как гонимые ею толпы людей отступали по палубе наверх, как более проворным удавалось избежать соприкосновения с ней, а наиболее неповоротливые не успевали отступить достаточно быстро и поглощались водой. Лайтоллер понимал, что отступление людей к корме — всего лишь продление агонии. Он повернулся лицом к носу судна и прыгнул в воду. Когда он вынырнул, то увидел впереди «воронье гнездо» (наблюдательная площадка на мачте для впередсмотрящих), которое теперь находилось вровень с поверхностью моря. Слепой инстинкт самосохранения заставил Лайтоллера в течение нескольких секунд плыть к «гнезду» как к месту спасения. Но вскоре он опомнился и стал отплывать от судна, пока не доплыл до перевернутой, но держащейся на плаву шлюпке и вскарабкался на ее днище. На эту шлюпку забралось около тридцати человек, но некоторые из них впоследствии замерзли и были смыты в воду волнами. Ведь температура воды в ту ночь была минус два градуса! Как свидетельствуют очевидцы, именно благодаря хладнокровию Лайтоллера большинству из его спутников удалось дождаться до подхода помощи. Дело в том, что воздух то и дело выходил из под корпуса перевернутой шлюпки, и она все глубже погружалась в воду. Время от времени через ее днище перекатывалась волна и любое неверное движение одного человека могло потопить утлое суденышко. Тогда второй помощник капитана приказал всем тридцати мужчинам встать, построил их в две шеренги и заставил их повернуться лицом к носу шлюпки. Когда она начинала крениться, он приказывал людям одновременно наклоняться в ту или иную сторону и тем самым выравнивать хрупкое равновесие. Перемещая вес тела с одной ноги на другую, замерзшие, пропитанные ледяной водой люди не только удерживали на плаву свое перевернутое «судно», но и согревали себя этими движениями. Лайтоллер же подбадривал свою команду сообщениями о скором подходе помощи, и действительно — после более часа балансирования на грани жизни и смерти, их заметили и спасли гребцы с других лодок». Во истину, мир бы осиротел без мужества!

Петр Ковалев

Му́жество - одна из добродетелей, отражающая нравственную силу при преодолении страха. Мужество зачастую выступает как способность переносить страдания, включая физическую боль.

В античности

В новое время

В ходе перехода к индустриальному обществу (новое время) значение мужества падает, так как «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» (Ницше). В этике Нового времени мужество становится второстепенным или даже приобретает отрицательный оттенок: так, Гоббс рассматривает страх смерти как полезную силу для установления мира. Спиноза помещает мужество в конец списка «аффектов». Согласно Канту, мужество - это способность «отваживаться на то, что велит долг»; Кант отмечает, что страх глумления требует для преодоления больше мужества, чем сражение. Среди известных философов нового времени один Ницше пытался безуспешно вернуть мужество на главную роль в этике.

Сейчас мужество часто употребляется просто как синоним общечеловеческой нравственной твёрдости , и теряет значение мужской добродетели (так, словосочетание «мужественная женщина» во многих языках - включая русский - не содержит противоречия). Этому способствуют современные теории и практические опыты ненасилия , когда ненасильственная борьба рассматривается как более мужественная, чем насильственная (Махатма Ганди).

В военном деле

См. также

Напишите отзыв о статье "Мужество"

Примечания

Источники

Отрывок, характеризующий Мужество

Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.
– Что стали то? Аль загородили? Или уж на француза наткнулись?
– Нет не слыхать. А то палить бы стал.
– То то торопили выступать, а выступили – стали без толку посереди поля, – всё немцы проклятые путают. Эки черти бестолковые!
– То то я бы их и пустил наперед. А то, небось, позади жмутся. Вот и стой теперь не емши.
– Да что, скоро ли там? Кавалерия, говорят, дорогу загородила, – говорил офицер.
– Эх, немцы проклятые, своей земли не знают, – говорил другой.
– Вы какой дивизии? – кричал, подъезжая, адъютант.
– Осьмнадцатой.
– Так зачем же вы здесь? вам давно бы впереди должно быть, теперь до вечера не пройдете.
– Вот распоряжения то дурацкие; сами не знают, что делают, – говорил офицер и отъезжал.
Потом проезжал генерал и сердито не по русски кричал что то.
– Тафа лафа, а что бормочет, ничего не разберешь, – говорил солдат, передразнивая отъехавшего генерала. – Расстрелял бы я их, подлецов!
– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон.
И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев.

Рассмотрим такое общеизвестное понятие, как «мужество». Это образ, возникший еще на заре времен. Он развивался, наполняясь все новыми гранями. Нашлись мыслители, которые пытались его «низвергнуть» и дискредитировать. Только ничего из этого не вышло. Давайте разбираться.

Значение слова «мужество»

Понятно, что сейчас мы вкладываем в тот смысл, который достался нам по наследству. не создаются самостоятельно, они вписаны в любую культуру как ее основные показатели. Лексическое значение слова «мужество» предельно понятно. Это умение противостоять угрозам, затрагивающим основы жизни, в том числе и смерти. Только всей глубины данного понятия это определение не передает. Чтобы разобраться, давайте рассмотрим «исторический путь» слова «мужество». Это позволит глубже понять, что в него вкладывалось изначально, что понимается теперь.

Как определяли «мужество» античные философы

Чаще всего наполняются смыслами, принятыми в том обществе, в котором они действуют. В античном мире считали, что мужество - это героизм, проявляемый в бою. Еще проще - способность не бояться смерти, которая может стать результатом драки. Получается, что мужеством могли обладать только представители сильного пола, причем держащие в руках оружие. Не правда ли, это сильно отличается от того, что мы сейчас думаем? Дополнил понятие Фома Аквинский. Он считал, что это способствующая борьбе за благо. Он признавал мужество добродетелью, хотя мудрость имела в его системе приоритет над ним.

Средние века

В рыцарские времена утверждали, что мужество - добродетель военных. Только вооруженный мужчина мог ее проявлять, так как ему приходилось преодолевать себя, вступая в схватку с противником. При этом простому люду, который ежедневно преодолевал голод, непогоду, иные опасности, в мужестве отказывали. Его приписывали только богатым и «благородным», что с нашей точи зрения весьма странно.

Буржуазная философия

Понятно, что это понятие было наполнено героическим смыслом. Дискредитировать его попытались философы, утверждавшие, что мужество - это некая второстепенная добродетель. Они пытались внушить людям, что страх смерти - это продуктивная сила, приводящая к установлению мира. И. Кант трактовал мужество как способность сделать то, что должно. При этом само понятие расширялось. Было признано, что мужество чаще необходимо в повседневной жизни для преодоления психологических барьеров и борьбы с неблагоприятными обстоятельствами. Например, оно должно быть проявлено человеком, над которым издеваются или глумятся. Первоначальный смысл понятию пытался вернуть Ницше, но его попытки не увенчались успехом.

Современный взгляд

Переосмыслив и трансформировав различные толкования, сейчас общество сходится во мнении, что мужество - это сила духа, проявляемая человеком любого сословия или пола в преодолении разного рода опасностей. Оно равно важно как в бою или противостоянии, так и в повседневности.

Человек, боящийся проявляет высшее мужество, выходя на трибуну. Тот, кто принимает решения, не менее силен духом, когда ему приходится признаваться в собственных ошибках. Женщина, страшащаяся родов, мужественно стремится к продолжению рода. И так далее. Примеров проявления этической нормы в жизни можно привести очень много. Признать, что мужество - качество каждого человека, а не определенной «касты», заставила коммунистическая философия. Там было постулировано, что этические нормы равно распространяются на все общество, без оглядки на классы или иные виды групп населения. Таким образом, мужество - это качество, позволяющее сохранить уравновешенность, смелость и мудрость при любых обстоятельствах, принять и выполнить взвешенное и продуманное решение, невзирая на риски.

В наше время нередко можно слышать про мужество. При том иногда таким качеством наделяют даже представительниц прекрасного пола. У каждого из нас будет свое мнение относительно того, правильно это или нет. Что такое мужество, как выглядит мужественный мужчина предлагаем узнать сейчас.

Мужество - что это?

Принято считать, что обладающий таким качеством характера человек действительно сильный и волевой. Мужество – это одна из положительных черт каждого , проявляющаяся в готовности прийти на помощь не только себе и своим близким, а и даже посторонним людям. Такое благородное качество характера может проявляться в любой сфере жизни:

  • в коллективе;
  • на работе;
  • в общественной жизни;
  • на войне.

В чем проявляется мужество? У каждого из нас свое понимание того, какой поступок можно считать мужским. Однако большинство мужчин и женщин склоняются к тому, что мужественный поступок проявляется в смелости и готовности пожертвовать собственной жизнью для блага других людей. Примером такого поступка может быть спасение человека во время пожара или же какого-либо стихийного бедствия. Хотя для кого-то такое проявление храбрости может показаться нормальным человеческим шагом, то для других это действительно достойный уважения подвиг.

Для чего нужно мужество?

Кто-то хорошо живет без этого , а для кого-то это уже стало жизненным принципом. Такие мужественные люди встречаются везде:

  1. Во время стихийного бедствия. Иногда можно наблюдать, когда не очень физически сильные, но действительно храбрые люди спасают тех, кто оказался в беде.
  2. На войне. Даже здесь можно различить сильных смелых людей и трусов, которые готовы предать друга в трудную минуту.
  3. В повседневной жизни. Порой случается так, что человеку угрожает опасность, но только единицы могут прийти на помощь и помочь пострадавшему. Таких смелых людей вполне заслуженно можно назвать мужественными.

Какое бывает мужество?

Выделяют такие виды мужества:

  1. Психологическое – способность человека увидеть себя не таким каким он есть на самом деле, признавая свои достоинства и недостатки. Такое мужество человека позволяет очертить стратегию своего развития и жизни.
  2. Гражданское – способность защитить себя, а также собственные права в обществе, на работе, в коллективе. Такие люди не боятся казаться не такими как все и отстаивать собственные права.
  3. Боевое или инстинктивное – готовность человека вступить в драку. Это, прежде всего, психологическая способность. Такое мужество может быть врожденным, но часто корректируется при воспитании. Здесь многое зависит от родителей и всех тех людей, которые принимают участие в .

Как стать мужественным?

Бывает и так, что человек не обладает такими качествами характера, но у него есть желание узнать что такое мужество, став храбрее и смелее. Можно развить в себе такие черты и стать действительно сильной и волевой личностью. Для этого необходимо:

  1. Повысить самооценку. Понятно, что неуверенный в себе человек вряд ли сможет кого-то защитить и доказать окружающим, что он мужественный человек.
  2. Обучиться боевым искусствам. Особенно это будет актуально для мальчиков. Так если ребенок с ранних лет будет расти сильным и сумеет постоять за себя, то для него не будет проблемой защитить других.
  3. Научиться быть неравнодушным к окружающим и происходящему вокруг. Такие люди не могут оставаться позади, если кто-то оказался в беде.

Мужество в наше время

Встретить человека, который действительно готов прийти на помощь тому, кто в беде, можно и сейчас. Проявляется мужество в наши дни не только во время военных действий, а и в повседневной жизни. Мужественный человек никто не откажет, если его попросят про помощь. При том порой такие люди помогают окружающим без просьбы, а просто видя такую необходимость.

Каждый из нас может назвать массу примеров того, как не обладающий особой физической силой человек спасает ребенка во время пожара или же защищает пострадавшего на улице. Помимо того, мужественные поступки очень часто можно наблюдать на войне, когда человек способен доказать, что он готов ценой собственной жизни защитить другого. Мужество – это качество характера человека, который ежедневно преодолевает сложности в жизни для блага своих близких.

Что такое мужество в православии?

Положительно говорит про такие качества как мужество и благородство православие. Под такими качествами религия понимает жертвенность, способность человека прийти на помощь в трудную минуту. При этом под данными терминами понимают не дерзость и не лихость. Так мужественным можно назвать человека, готового жертвовать многим для своей семьи. Когда человек готов прийти на помощь тем, кто оказался в беде, его тоже можно назвать мужественным и даже героем. Под мужеством православие понимает благодетель, которая заключается в проявлении любви к окружающим.

Смелость в бою является не единственной и, возможно, даже не наиболее важной формой мужества. Есть также мужество переносить бедность, мужество переносить насмешки, мужество переносить враждебность толпы. Здесь даже самые храбрые солдаты часто оказываются в жалком положении. И главное - есть смелость спокойно и сдержанно думать перед лицом опасности, сдерживая порыв панического страха или ярости.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МУЖЕСТВО

добродетель, характеризующая нравственную меру в преодолении страха; одна из четырех кардинальных добродетелей Античности (наряду с умеренностью, мудростью и справедливостью). Систематический анализ мужества дал Аристотель. По его мнению, мужество есть стимулированное нравственными мотивами преодоление физической боли, ужасов, страха смерти. Речь идет не о всякой смерти, ибо она может наступить от причин, которые не подвластны человеку (болезней, несчастных случаев), и не о всех сопряженных со смертельным ужасом вещах, ибо некоторые из них (пожары, бури и т. п.) одинаково ужасны для всех и страх по отношению к ним является нормальной, здоровой реакцией человека. Предмет мужества - смерть, которая считается достойной, прекрасной и отношение к которой характеризует нравственные качества индивида. Мужество представляет собой сознательный выбор в ситуации, когда добродетельность поведения может быть оплачена только риском собственной жизни. «Кто осмысленно устремляется ради добра в опасность и не боится ее, тот мужествен, и в этом мужество» (ММ. 1191 а 24). В качестве типичных и закономерных такие ситуации связаны с военными битвами; мужество как этическая добродетель и война как общественное отношение взаимно соотнесены друг с другом. Мужество можно также, по Аристотелю, определить как этически достойный способ поведения человека в бою; отсюда представление о нем как мужской добродетели (соответствующее греч. слово как и русское «мужество», является однокоренным со словами «муж», «мужчина»). Хотя мужество представляет собой среднее между страхом и безумной отвагой, оно ближе к отваге, поэтому выступает как способность стойко переносить страдания, прежде всего физическую боль. Существуют мотивы и соответствующие типы поведения, которые очень похожи на мужество и часто даже считаются таковыми, но тем не менее в прямом смысле им не являются. Их, по Аристотелю, пять: а) гражданское мужество, когда преодоление опасностей войны стимулируется страхом бесчестия или возможного наказания; б) опытность, когда эффективное поведение в бою вызвано просто умением, квалификацией воина; в) ярость, когда противостояние опасности является чисто аффективным; г) самонадеянность, проистекающая часто из-за предыдущих побед и похожая на самонадеянность опьянения; д) незнание опасности. Во всех этих случаях преодоление страха смерти обусловлено внешними по отношению к добродетели причинами; они, хотя и стимулируют мужественное поведение в некоторых пределах, тем не менее не гарантируют его. Мужественный человек противостоит опасностям во имя прекрасной цели и такой способ поведения сам по себе считает добродетельным; для него мужество имеет самоценное значение и является достаточным мотивом поведения.

Мужество - одна из центральных добродетелей аристократического этоса, являвшегося господствующим в общественных нравах Античности и Средневековья. Оно этически санкционирует воинскую деятельность как важную функцию привилегированных сословий (напр., в идеальном государстве Платона мужество - специфическая добродетель стражей). В течение всей добуржуазной эпохи аристотелевское понимание мужества остается общепризнанным, а само мужество сохраняет статус одной из кардинальных добродетелей. С переходом от греческой Античности к римской, которая является в большей степени воинственной, чем духовной, значение мужества даже возрастает; в одном из латинских звучаний (virtus) оно становится одновременно синонимом доблести и добродетели. Мужество - центральная добродетель средневекового рыцарского этоса, теснейшим образом связанная с понятием чести. Высокая оценка мужества свойственна также морали мещанства, хотя здесь оно уже не рассматривается в качестве кардинальной добродетели и теряет преимущественное значение воинской доблести.

Девальвация и трансформация понятия мужества стала одним из важнейших выражений и результатов сдвига в общественных нравах, входе которого, по Ф. Ницше, «промышленный дух одержал победу над военным и аристократическим духом» («По ту сторону добра и зла», § 239). Соответственно этому изменению мужество становится второстепенной темой в философской этике Нового времени. Гоббс отказывает ему в статусе гражданской добродетели, а страх смерти рассматривает в качестве продуктивной силы, способствующей установлению мира. У Спинозы оно находится почти в самом конце обширного каталога аффектов («Этика», ч. III. Определение аффектов). Кант определяет понятие мужества как умение противостоять врагу нравственного образа мыслей в нас самих, т. е. склонностям; быть мужественным - отваживаться на то, что велит долг. Он считает, что есть опасности, для преодоления которых нужно больше мужества, чем для поединка в бою или на дуэли (таков, напр., страх, связанный с насмешками, глумлением). Усилия Ницше вернуть мужество на верхние этажи этической иерархии и восстановить его первоначальное понимание как добродетели воина-аристократа остались одиночными. В настоящее время понятие чаще употребляется в расширительном смысле - как синоним нравственной твердости, стойкости духа перед лицом тяжелых испытаний, а также такой решительности в отстаивании нравственных убеждений, которая не считается с возможными потерями (не только физическими, но и материальными, социальными, психологическими). Оно все больше теряет значение мужской добродетели. Смещению акцентов в понимании мужества в значительной степени способствуют современные теории и практические опыты ненасилия, в которых ненасильственная борьба со злом и несправедливостью интерпретируется как более мужественная, чем насильственная (по Ганди, мужество ненасилия во много раз превосходит мужество насилия). Содержание понятия также претерпевает изменения: в соотношении внутренних страхов и внешних опасностей возрастает удельный вес первых.

Лит.; Аристотель. Никомахова этика .- В кн.: Аристотель. Соч. В 4 т., т. 4. M., 1984: Платон. Лахет.- В кн.: Платон. Диалоги. М., 1986; Цицерон. Об обязанностях (I).- В кн.: Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М., 1974; ТиллихП. Мужество быть.- В кн.: Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995; Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1988.

Отличное определение

Неполное определение ↓