Водяного нельзя назвать ни злым, ни добрым — это своевольный дух, охраняющий свой водоем, который, впрочем, не против подшутить над теми, кто туда пришел. Выглядит водяной как старик с большой бородой и рыбьим хвостом вместо ног, волосы старика имеют зеленый оттенок, а глаза похожи на рыбьи. Днем водяной предпочитает оставаться на дне водоема, а с восходом луны поднимается на поверхность. По водоему дух предпочитает перемещаться верхом, в основном плавая на соме.

Дух обитает в крупных пресноводных водоемах: реках, озерах, болотах. Впрочем, иногда он выходит на сушу и появляется в ближайших селениях. На водоемах для жилища водяной предпочитает выбирать наиболее глубокие места или места с сильным круговым течением (водовороты, места возле водяных мельниц).

Водяной ревностно охраняет свой водоем и не прощает тех, кто непочтительно к нему относится: провинившегося дух способен утопить или сильно покалечить. Впрочем, водяной также может и вознаграждать людей: считается, что водяной может даровать хороший улов, но также он способен оставить рыбака вообще без единой рыбки. Любит дух и попроказничать: пугает людей по ночам странными криками, может прикинуться утопленником или младенцем, а когда его втянут в лодку или вытащат на берег, он откроет свои глаза, рассмеется и плюхнется обратно в воду.

Водяные живут семьями, обычно водяной имеет множество жен – русалок. Утянутые духом на дно люди остаются у водяного в услужении, всячески развлекая хозяина водоема и выполняя различные поручения, впрочем, от него можно откупиться, но цена будет соизмеримая — придется отдать своего первенца.

Способности

Водяной – хозяин водоема, в котором обитает, он имеет полную власть над ним. Так дух способен управлять водой: поднимать волны, выводить водоем из берегов и создавать сильное течение, также водяному подчиняются все обитатели водоема: рыбы, утопленницы и т.д.

Способен водяной менять свой облик, оборачиваться рыбой, животными и даже деревьями. Хотя возможно облик меняется лишь в сознании наблюдателя, так как водяные искусно воздействуют на человеческую психику, заставляя поверить во все что угодно.

Враги

В родной стихии у водяного нет врагов, а вот, когда дух выходит на сушу и, особенно, когда проникает в селения людей, то здесь ему противостоят и . На суше водяной практически не имеет шансов на победу, но, все же, часто вступает в схватки, исход которых заранее известен: дух убегает в свой водоем.

Как бороться?

Бороться с водяным в его родной стихии практически невозможно, однако его можно отпугнуть от себя железом или медью, что в итоге лишь сильнее его разозлит. Поэтому в древности предпочитали не злить водяного , а если уж он рассердился, то духа пытались задобрить, бросая в воду хлеб, или принося в жертву животное черного цвета (курицу, кошку). На суше сила водяного значительно уменьшается и в открытый бой он старается ни с кем не вступать, а хитростью заманивает жертву в воду, и тут главное устоять перед чарами, не войти в водоем. Чтобы пробудиться от колдовства водяного можно кольнуть себя железной иголкой, тогда ты на мгновенье увидишь его истинный облик и сможешь вырваться из чар духа.

Древняя Греция считается колыбелью европейской цивилизации, давшей современности множество культурных богатств и вдохновлявшей деятелей науки и искусства. Мифы Древней Греции гостеприимно распахивают двери в мир, населённый богами, героями и чудовищами. Хитросплетения взаимоотношений, коварство натуры, божественной или человеческой, немыслимые фантазии погружают нас в пучины страстей, заставляя содрогаться от ужаса, сопереживания и восхищения гармонией той реальности, существовавшей много веков назад, но такой актуальной во все времена!

1) Тифон

Самое могучее и устращающее существо из всех порождённых Геей, олицетворение огненных сил земли и её испарений, с их разрушительными действиями. Чудовище обладает невероятной силой и имеет на затылке 100 драконовых голов, с чёрными языками и огненными глазами. Из его пастей раздаётся то обыкновенный голос богов, то рёв ужасного быка, то рыканье льва, то вой собаки, то резкий свист, отдающийся эхом в горах. Тифон был отцом мифических чудовищ от Ехидны: Орфа, Цербера, Гидры, Колхидского Дракона и других, которые на земле и под землёй угрожали человеческому роду, пока герой Геракл не уничтожил их, кроме Сфинкса, Цербера и Химеры. От Тифона пошли все ветры-пустовеи, кроме Нота, Борея и Зефира. Тифон, переходя Эгейское море, раскидал острова Киклады, до этого расположенные тесно. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило всю его западную половину, а остальную часть превратило в выжженную пустыню. Остров с тех пор приобрел форму полумесяца. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. Тифон был настолько устращающ и силён, что боги-олимпийцы бежали из своей обители, отказавшись от сражения с ним. Лишь Зевс, самый храбрый из молодых богов, решился на борьбу с Тифоном. Поединок продолжался долго, в пылу боя противники перенеслись из Греции в Сирию. Здесь Тифон разбороздил своим гигантским туловищем землю, впоследствии эти следы сражения наполнились водой и стали реками. Зевс оттеснил Тифона на север и сбросил в Ионическое море, поблизости от италийского берега. Громовержец испепелил чудовище молниями и низверг его в Тартар под гору Этна на острове Сицилия. В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются молнии, ранее брошенные Зевсом. Тифон служил олицетворением разрушительных сил природы, таких, как ураганы, вулканы, смерчи. От английского варианта этого греческого имени и произошло слово «тайфун».

2) Дракайны

Представляют собой змею или дракона женского пола, часто с человеческим чертами. К дракайнам относятся, в частности, Ламия и Ехидна.

Название «ламия» этимологически происходит из Ассирии и Вавилона, где так называли демонов, убивающих грудных младенцев. Ламия, дочь Посейдона, была царицей Ливии, возлюбленной Зевса и родила от него детей. Необыкновенная красота самой Ламии разожгла огонь мести в сердце Геры, и Гера из ревности убила детей Ламии, превратила её красоту в безобразие и лишила возлюбленную мужа сна. Ламия была вынуждена укрыться в пещере и по велению Геры превратилась в кровавое чудовище, в отчаянии и безумии похищавшее и пожиравшее чужих детей. Так как Гера лишила её сна, Ламия неустанно бродила по ночам. Сжалившийся над ней Зевс даровал ей возможность вынимать свои глаза, чтобы заснуть, и лишь тогда она могла стать безвредной. Став в новом облике наполовину женщиной, наполовину змеёй, она породила жуткое потомство, именуемое ламиями. Ламии обладают полиморфическими способностями, могут выступать в различных ипостасях, обычно как зверо-человеческие гибриды. Однако чаще они уподобляются красивым девушкам, поскольку так легче очаровать неосторожных мужчин. Нападают они и на спящих и лишают их жизненных сил. Эти ночные привидения под видом прекрасных дев и юношей высасывают кровь у молодых людей. Ламией в древности называли также упырей и вампиров, которые по народному представлению новогреков, гипнотическим способом завлекали юношей и девственниц и затем умерщвляли их, выпивая их кровь. Ламию при некотором умении легко разоблачить, для этого достаточно заставить её подать голос. Поскольку язык у ламий раздвоенный, то они лишены способности говорить, однако умеют мелодично свистеть. В более поздних легендах европейских народов Ламию изображали в облике змеи с головой и грудью красивой женщины. Ассоциировалась также с ночным кошмаром - Марой.

Дочь Форкиса и Кето, внучка Геи-Земли и бога моря Понта, она изображалась в виде исполинской женщины с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом, реже ящерицы, совмещая красоту с коварным и злобным нравом. Произвела на свет от Тифона целый сонм чудищ, различных по внешности, но отвратительных по своей сущности. Когда она напала на олимпийцев, Зевс отгонял её и Тифона. После победы громовержец заключил Тифона под гору Этна, но позволил Ехидне и её детям жить в качестве вызова будущим героям. Она была бессмертной и нестареющей и обитала в мрачной пещере под землёй вдали от людей и богов. Выползая на охоту, она подстерегала и заманивала путников, в дальнейшем безжалостно пожирая их. Владычица змей Ехидна обладала необыкновенно гипнотическим взглядом, сопротивляться которому были не в состоянии не только люди, но и животные. В различных вариантах мифов Ехидна была убита Гераклом, Беллерофонтом или Эдипом во время своего безмятежного сна. Ехидна по своей природе является хтоническим божеством, сила которого, воплощенная в его потомках, была уничтожена героями, знаменуя победу древнегреческой героической мифологии над первобытным тератоморфизмом. Древнегреческое сказание о Ехидне легло в основу средневековых легенд о чудовищной рептилии как самом мерзком из всех существ и безусловном враге человечества, а также служило объяснением происхождению драконов. Именем Ехидны названо яйцекладущее млекопитающее, покрытое иглами, обитающее в Австралии и на островах Тихого океана, а также австралийская змея, самая крупная из ядовитых змей в мире. Ехидной также называют злого, язвительного, коварного человека.

3) Горгоны

Эти чудовища были дочерьми морского божества Форкиса и его сестры Кето. Существует также версия, что они были дочерьми Тифона и Ехидны. Сестёр было трое: Эвриала, Сфено и Медуза Горгона - самая известная из них и единственная смертная из трёх чудовищных сестёр. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуёй, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень всё живое. Во время поединка героя Персея с Медузой, она была беременна от бога морей Посейдона. Из обезглавленного тела Медузы с потоком крови вышли её дети от Посейдона - великан Хрисаор (отец Гериона) и крылатый конь Пегас. Из капель крови, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи и уничтожили в ней всё живое. Ливийская легенда гласит, что из потока крови, пролившегося в океан, появились красные кораллы. Персей воспользовался головой Медузы в бою с морским драконом, посланным Посейдоном опустошать Эфиопию. Показав лик Медузы чудовищу, Персей превратил его в камень и спас Андромеду, царскую дочь, которую предназначили в жертву дракону. Остров Сицилия традиционно считается местом, где жили Горгоны и была убита Медуза, изображённая на флаге региона. В искусстве Медуза изображалась в виде женщины со змеями вместо волос и часто кабаньими клыками вместо зубов. В эллинских изображениях иногда встречается прекрасная умирающая девушка-горгона. Отдельная иконография - изображения отрубленной головы Медузы в руках у Персея, на щите или эгиде Афины и Зевса. Декоративный мотив - горгонейон - украшает до сих пор одежду, предметы обихода, оружие, инструменты, украшения, монеты и фасады зданий. Считается, что мифы о Горгоне Медузе имеют связь с культом скифской змееногой богини-прародительницы Табити, свидетельством существования которой являются упоминания в античных источниках и археологические находки изображений. В славянских средневековых книжных легендах Медуза Горгона превратилась в деву с волосами в виде змей - девицу Горгонию. Животное медуза получило своё название именно из-за сходства с шевелящимися волосами-змеями легендарной Медузы Горгоны. В переносном смысле «горгона» - ворчливая, злобная женщина.

Три богини старости, внучки Геи и Понта, сёстры Горгон. Их звали Дейно (Дрожь), Пефредо (Тревога) и Энио (Ужас). Они были седыми от рождения, на троих у них один глаз, которым они пользовались поочерёдно. Только Грайи знали местонахождение острова Медузы Горгоны. По совету Гермеса Персей направился именно к ним. Пока глаз был у одной из грай, две другие были слепы, и зрячая грайя вела слепых сестёр. Когда же, вынув глаз, грайя передавала его следующей по очереди, все три сестры были слепы. Именно этот момент и выбрал Персей, чтобы забрать глаз. Беспомощные грайи пришли в ужас и готовы были сделать всё, лишь бы герой вернул им сокровище. После того, как им пришлось рассказать, как найти Медузу Горгону и где достать крылатые сандалии, волшебную сумку и шлем-невидимку, Персей отдал око грайям.

Это чудовище, рождённое Ехидной и Тифоном, имело три головы: одна была львиная, вторая - козья, росшая на спине, а третьей, змеиной, заканчивался хвост. Оно дышало огнём и сжигало всё на своём пути, опустошая дома и посевы жителей Ликии. Неоднократные попытки убить Химеру, предпринимаемые царём Ликии, терпели неизменное поражение. Ни один человек не решался близко подходить к её жилищу, окружённому разлагающимися тушами обезглавленных животных. Выполняя волю царя Иобата, сын царя Коринфа Беллерофонт на крылатом Пегасе направился к пещере Химеры. Герой убил её, как и было предсказано богами, поразив Химеру стрелой из лука. В доказательство своего подвига Беллерофонт доставил одну из отрезанных голов чудовища ликийскому царю. Химера - олицетворение огнедышащего вулкана, у основания которого кишат змеи, на склонах много лугов и козьих пастбищ, из вершины пышет пламя и там же, наверху, логовища львов; вероятно, Химера - метафора этой необычной горы. Пещерой Химеры считают район близ турецкой деревни Чирали, где находятся выходы на поверхность природного газа в концентрациях, достаточных для его открытого горения. В честь Химеры назван отряд глубоководных хрящевых рыб. В переносном смысле химера - фантазия, несбыточное желание или действие. В скульптуре химерами называются изображения фантастических чудовищ, при этом считается, что каменные химеры могут оживать, чтобы наводить ужас на людей. Прообраз химеры послужил основой для жутких горгулий, считающимися символом ужаса и необычайно популярными в архитектуре готических зданий.

Крылатый конь, появившийся из умирающей Медузы Горгоны в тот момент, когда Персей отсёк ей голову. Поскольку конь появился у истоков Океана (в представлениях древних греков Океан был рекой, опоясывающей Землю), его назвали Пегасом (в переводе с греческого - «бурное течение»). Стремительный и грациозный, Пегас сразу стал объектом вожделения многих героев Греции. Днём и ночью охотники устраивали засады на горе Геликон, где Пегас одним ударом копыта заставил бить ключом чистую прохладную воду странного тёмно-фиалкового цвета, но очень вкусную. Так появился знаменитый источник поэтического вдохновения Гиппокрена - Лошадиный источник. Наиболее терпеливые, случалось, видели призрачного скакуна; самых удачливых Пегас подпускал к себе так близко, что казалось, ещё чуть-чуть - и можно дотронуться до его прекрасной белой шкуры. Но поймать Пегаса не удавалось никому: в последний миг это неукротимое создание взмахивало крыльями и с быстротою молнии уносилось за облака. Лишь после того, как Афина подарила юному Беллерофонту волшебную уздечку, он смог оседлать чудесного скакуна. Верхом на Пегасе Беллерофонт смог подобраться к Химере и с воздуха поразил огнедышащее чудовище. Опьянённый своими победами с неизменной помощью преданного Пегаса, Беллерофонт возомнил себя равным богам и, оседлав Пегаса, отправился на Олимп. Разгневанный Зевс поразил гордеца, а Пегас получил право посещать сияющие вершины Олимпа. В позднейших сказаниях Пегас попал в число коней Эос и в общество strashno.com.ua муз, в круг последних, в частности, за то, что он ударом своего копыта остановил гору Геликон, которая при звуках песен муз начала колебаться. С точки зрения символики, Пегас объединяет жизненную силу и мощь скакуна с освобождением, подобно птице, от земной тяжести, поэтому идея близка не скованному духу поэта, преодолевающему земные препятствия. Пегас олицетворял не только прекрасного друга и верного товарища, но и безграничный интеллект и талант. Любимец богов, муз и поэтов Пегас часто фигурирует в изобразительном искусстве. В честь Пегаса названы созвездие северного полушария, род морских лучепёрых рыб и оружие.

7) Колхидский дракон (Колхис)

Сын Тифона и Ехидны, неусыпно бодрствующий огнедышащий огромный дракон, стороживший Золотое руно. Имя чудовищу дано по местности его нахождения - Колхиде. Царь Колхиды Ээт принес барана с золотой шкурой в жертву Зевсу, а шкуру повесил на дубе в священной роще Ареса, где её и стерег Колхис. Ясон, воспитанник кентавра Хирона, по поручению Пелия, царя Иолка, отправился в Колхиду за Золотым руном на корабле «Арго», построенном специально для этого путешествия. Царь Ээт давал Ясону невыполнимые поручения, чтобы Золотое руно навеки осталось в Колхиде. Но бог любви Эрос зажёг любовь к Ясону в сердце волшебницы Медеи, дочери Ээта. Царевна окропила Колхиса усыпляющим зельем, призвав на помощь бога сна Гипноса. Ясон похитил Золотое руно, спешно отплыв с Медеей на «Арго» обратно в Грецию.

Великан, сын Хрисаора, рождённого из крови Горгоны Медузы, и океаниды Каллирои. Он слыл сильнейшим на земле и был страшным чудовищем с тремя сросшимися у пояса телами, имел три головы и шесть рук. Герион владел чудесными коровами необычайно красивой красной масти, которых держал на острове Эрифия в Океане. Слухи о прекрасных коровах Гериона дошли до микенского царя Эврисфея, и тот отправил за ними Геракла, который находился у него в услужении. Геракл прошел всю Ливию, прежде чем достиг крайнего Запада, где, по мнению греков, кончался мир, который был окаймлен рекой Океан. Путь к Океану перегораживали горы. Геракл раздвинул их своими могучими руками, образовав Гибралтарский пролив, и установил на южном и северном берегах каменные стелы - Геркулесовы столпы. На золотой ладье Гелиоса сын Зевса переплыл на остров Эрифия. Геракл сразил своей знаменитой палицей сторожевого пса Орфа, охранявшего стадо, убил пастуха, а затем принял бой с подоспевшим трёхглавым хозяином. Тремя щитами прикрывался Герион, три копья были в его могучих руках, но они оказались бесполезны: копья не могли пробить шкуру Немейского льва, наброшенную на плечи героя. Геракл же выпустил в Гериона несколько ядовитых стрел, и одна из них оказалась смертельной. Затем он погрузил коров в ладью Гелиоса и переплыл Океан в обратном направлении. Так был повержен демон засухи и мрака, и освобождены небесные коровы - дожденосные облака.

Огромный двуглавый пёс, охраняющий коров великана Гериона. Порождение Тифона и Ехидны, старший брат пса Цербера и других чудовищ. Является отцом Сфинкса и Немейского льва (от Химеры), по одной из версий. Орф не так знаменит, как Цербер, потому известно о нём гораздо меньше и сведения о нём противоречивы. Некоторые мифы сообщают, что кроме двух собачьих голов, у Орфа ещё семь глав дракона, и на месте хвоста была змея. А в Иберии у пса было святилище. Был убит Гераклом во время исполнения его десятого подвига. Сюжет о гибели Орфа от руки Геракла, уводившего коров Гериона, часто использовался древнегреческими ваятелями и гончарами; представлен на многочисленных античных вазах, амфорах, стамносах и скифосах. По одной из весьма авантюрных версий, Орф в древности мог одновременно олицетворять два созвездия – Большого и Малого Пса. Сейчас эти звезды объединяются в два астеризма, а в прошлом их две самые яркие звезды (Сириус и Процион, соответственно) вполне могли видеться людям клыками или головами чудовищного двухголового пса.

10) Цербер (Кербер)

Сын Тифона и Ехидны, ужасный трёхглавый пес с жутким хвостом дракона, покрытый грозно шипящими змеями. Цербер стерёг вход в мрачное, полное ужасов подземное царство Аида, следя за тем, чтобы никто оттуда не вышел. Согласно древнейшим текстам, Цербер приветствует своим хвостом входящих в ад и разрывает на куски тех, кто пытается убежать. В более поздней легенде он кусает новоприбывших. Чтобы его умилостивить, в гроб умершего клали медовый пряник. У Данте Цербер терзает души умерших. Долгое время на мысе Тенар, что на юге полуострова Пелопоннес, показывали пещеру, утверждая, что здесь Геракл по заданию царя Эврисфея спустился в царство Аида, чтобы вывести оттуда Цербера. Представ перед троном Аида, Геракл почтительно попросил подземного бога разрешить ему отвести пса в Микены. Как ни суров и мрачен был Аид, но сыну великого Зевса он не смог отказать. Поставил только одно условие: Геракл должен укротить Цербера без оружия. Геракл увидел Цербера на берегу реки Ахерон - границы между миром живых и мёртвых. Герой схватил пса своими могучими руками и принялся душить его. Пёс грозно завыл, силясь вырваться, змеи извивались и жалили Геракла, но он только крепче сжимал руки. Наконец Цербер сдался и согласился следовать за Гераклом, который отвёл его к стенам Микен. Царь Эврисфей пришёл в ужас при одном взгляде на страшного пса и велел поскорее отправить его обратно в Аид. Цербер был возвращён на своё место в Аид, и именно после этого подвига Эврисфей дал Гераклу свободу. Во время своего пребывания на земле Цербер уронил капли кровавой пены из пасти, из которых потом выросла ядовитая трава аконит, иначе называемый гекатиной, поскольку первой его использовала богиня Геката. Эту траву Медея подмешивала в своё колдовское зелье. В образе Цербера прослеживается тератоморфизм, против которого борется героическая мифология. Имя злобного пса стало нарицательным для обозначения излишне сурового, неподкупного сторожа.

11) Сфинкс

Наиболее известный Сфинкс в греческой мифологии был родом из Эфиопии и обитал в Фивах в Беотии, о чём упоминает греческий поэт Гесиод. Это было чудовище, порождённое Тифоном и Ехидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Посланный Герой на Фивы в наказание, Сфинкс расположился на горе близ Фив и задавал каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?». Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивал и таким образом погубил многих знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем Креонт объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, ответив Сфинксу: «Человек». Чудовище в отчаянии бросилось в пропасть и разбилось насмерть. Этот вариант мифа вытеснил более древнюю версию, в которой первоначальным именем хищника, обитавшего в Беотии на горе Фикион, было Фикс, и тогда его родителями названы Орф и Ехидна. Имя Сфинкс возникло из сближения с глаголом «сжимать», «удушать», а сам образ - под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы. Древний Фикс был свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу; его одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма, начиная с британских интерьеров 18-го века и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтизма. Масоны считали сфинксов символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов. Сфинкс олицетворяет тайну, мудрость, идею борьбы человека с судьбой.

12) Сирена

Демонические существа, рождённые от бога пресных вод Ахелоя и одной из муз: Мельпоменой или Терпсихорой. Сирены, как и многие мифические создания, миксантропичны по природе, это полуптицы-полуженщины либо полурыбы-полуженщины, унаследовавшие от отца дикую стихийность, а от матери - божественный голос. Число их колеблется от нескольких до целого множества. Опасные девы обитали на скалах острова, усеянных костями и высохшей кожей их жертв, которых сирены заманивали пением. Слыша их сладкое пение, моряки, теряя разум, направляли корабль прямо на скалы и в итоге погибали в морской пучине. После чего беспощадные девы разрывали тела жертв на части и поедали. По одному из мифов, Орфей на корабле аргонавтов пел слаще, чем сирены, и по этой причине сирены в отчаянии и неистовой злобе бросились в море и были превращены в скалы, ибо им было суждено умереть, когда их чары окажутся бессильными. Внешний вид сирен с крыльями роднит их по внешнему виду с гарпиями, а сирен с рыбьими хвостами - с русалками. Тем не менее сирены, в отличие от русалок, имеют божественное происхождение. Привлекательная внешность также не является их обязательным атрибутом. Сирены воспринимались также как музы иного мира - их изображали на надгробных памятниках. В классической античности дикие хтонические сирены превращаются в сладкоголосых мудрых сирен, каждая из которых сидит на одной из восьми небесных сфер мирового веретена богини Ананке, создавая своим пением величавую гармонию космоса. Чтобы задобрить морских божеств и избежать кораблекрушения, сирен часто изображали в виде фигур на кораблях. Со временем образ сирен стал так популярен, что сиренами назвали целый отряд крупных морских млекопитающих, к которому относятся дюгони, ламантины, а также морские (или стеллеровы) коровы, к сожалению, полностью истреблённые к концу 18го века.

13) Гарпия

Дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, архаические доолимпийские божества. Их имена - Аэлла («Вихрь»), Аэллопа («Вихревидная»), Подарга («Быстроногая»), Окипета («Быстрая»), Келайно («Мрачная») - указывают на связь со стихиями и мраком. Слово «гарпия» происходит от греческого «хватать», «похищать». В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Близость гарпий strashno.com.ua к ветрам сказывается в том, что от Подарги и Зефира родились божественные кони Ахиллеса. Они мало вмешивались в дела людей, их обязанностью было лишь уносить души умерших в подземное царство. Но потом гарпии стали похищать детей и досаждать людям, налетая внезапно, как ветер, и так же внезапно исчезая. В разных источниках гарпии описаны как крылатые божества с длинными распущенными волосами, летящие быстрее птиц и ветров, или как стервятники с женскими лицами и острыми крючковатыми когтями. Они неуязвимы и зловонны. Вечно терзаемые голодом, который они не могут утолить, гарпии спускаются с гор и с пронзительными воплями всё пожирают и пачкают. Гарпий посылали боги в наказание провинившимся перед ними людям. Чудовища отнимали пищу у человека всякий раз, когда он принимался за еду, и так длилось до тех пор, пока человек не умирал от голода. Так, известна история о том, как гарпии мучили царя Финея, проклятого за невольное преступление, и, похищая его пищу, обрекли его на голодную смерть. Однако чудовища были изгнаны сыновьями Борея - аргонавтами Зетом и Калаидом. Убить гарпий помешала героям вестница Зевса, их сестра, богиня радуги Ирида. Местом обитания гарпий обычно называли Строфадские острова в Эгейском море, позднее - вместе с другими чудовищами их поместили в царство мрачного Аида, где их причисляли к самым опасным местным существам. Средневековые моралисты использовали гарпий как символы жадности, ненасытности и нечистоплотности, часто объединяя их с фуриями. Гарпиями называют также злобных женщин. Гарпией названа крупная хищная птица из семейства ястребиных, обитающая в Южной Америке.

Детище Тифона и Ехидны, отвратительная Гидра имела длинное змеиное тело и девять голов дракона. Одна из голов была бессмертной. Гидра считалась непобедимой, так как из отрубленной головы у неё вырастали две новые. Выйдя из мрачного Тартара, Гидра жила в болоте неподалеку от города Лерны, куда убийцы приходили замаливать свои грехи. Это место и стало её жилищем. Отсюда название - Лернейская гидра. Гидра была вечно голодна и опустошала окрестности, поедая стада и сжигая посевы своим огненным дыханием. Её тело было толще самого толстого дерева и покрыто блестящей чешуёй. Когда она приподнималась на хвосте, её было видно далеко над лесами. Царь Эврисфей отправил Геракла с заданием убить Лернейскую гидру. Иолай, племянник Геракла, во время сражения героя с Гидрой, огнём прижигал её шеи, с которых Геркулес сбивал своей палицей головы. Новые головы перестали вырастать у Гидры, и скоро у неё осталась только одна бессмертная голова. В конце концов и она была снесена палицей и зарыта Гераклом под громадной скалой. Затем герой рассёк тело Гидры и погрузил в её ядовитую кровь свои стрелы. С тех пор раны от его стрел стали неизлечимыми. Однако этот подвиг героя не был признан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Имя Гидры носят спутник Плутона и созвездие южного полушария неба, самое длинное из всех. Необычные свойства Гидры подарили своё имя также роду пресноводных сидячих кишечнополостных. Гидрой называют человека с агрессивным характером и хищнической манерой поведения.

15) Стимфалийские птицы

Хищные птицы с остры­ми бронзовыми перьями, медными когтями и клювами. Названы по имени озера Стимфала близ одноимённого города в горах Аркадии. Размножившись с необычайной быстротой, они превратились в огромную стаю и вскоре обратили все окрестности города едва ли не в пустыню: уничтожили весь урожай полей, истребили животных, пасшихся на тучных берегах озера, погубили многих пастухов и земледельцев. Взлетая, Стимфалийские птицы роняли свои перья, как стрелы, и поражали ими всех, кто находился на открытой местности, либо разрывали медными когтями и клювами. Узнав об этом несчастии аркадийцев, Эврисфей послал к ним Геракла, надеясь, что уж на этот раз спастись ему никак не удастся. Герою помогла Афина, дав ему выкованные Гефестом медные трещётки или литавры. Встревожив птиц шумом, Геракл стал пускать в них свои отравленные ядом Лернейской гидры стрелы. Перепуганные птицы покинули берега озера, улетев на острова Чёрного Моря. Там стимфалиды были встречены аргонавтами. Они, вероятно, слышали о подвиге Геракла и последовали его примеру - прогнали птиц шумом, ударяя мечами по щитам.

Лесные божества, составлявшие свиту бога Диониса. Сатиры косматы и бородаты, ноги у них заканчиваются козлиными (иногда лошадиными) копытами. Другие характерные черты облика сатиров - рога на голове, козий или бычий хвост и человеческий торс. Сатиры наделялись качествами диких существ, обладающих животными качествами, мало задумывающихся о человеческих запретах и нормах морали. Кроме того, они отличались фантастической выносливостью, как в битве, так и за праздничным столом. Большой страстью было увлечение танцами и музыкой, флейта - один из основных атрибутов сатиров. Также атрибутами сатиров считались тирс, свирель, кожаные мехи или сосуды с вином. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников. Часто сатирам составляли компанию и девушки, к которым сатиры питали известную слабость. По рационалистической интерпретации, в образе сатира могло отразиться племя пастухов, жившее в лесах и горах. Сатиром иногда называют любителя алкоголя, юмора и женского общества. Образ сатира напоминает европейского чёрта.

17) Феникс

Волшебная птица с золотистыми и красными перьями. В ней можно заметить собирательный образ многих птиц - орла, журавля, павлина и многих других. Самыми поразительными качествами Феникса были необычайная продолжительность жизни и способность после самосожжения возрождаться из пепла. Существует несколько вариантов мифа о Фениксе. В классическом варианте раз в пятьсот лет Феникс, неся на себе печали людей, прилетает из Индии в храм Солнца в Гелиополе, в Ливии. Главный жрец разжигает костер из священной лозы, и Феникс бросается в огонь. Его пропитанные благовониями крылья вспыхивают, и он быстро сгорает. Этим подвигом Феникс своей жизнью и красотой возвращает в мир людей счастье и гармонию. Испытав муки и боль, через три дня из пепла вырастает новый Феникс, который, поблагодарив жреца за проделанную работу, возвращается в Индию, ещё более прекрасный и сияющий новыми красками. Переживая циклы рождения, прогресса, смерти и обновления, Феникс раз за разом стремится стать всё более совершенным. Феникс был олицетворением древнейшего человеческого стремления к бессмертию. Еще в античном мире Феникса стали изображать на монетах и печатях, в геральдике и скульптуре. Феникс стал излюбленным символом света, перерождения и истины в поэзии и прозе. В честь Феникса назвали созвездие южного полушария и финиковую пальму.

18) Сцилла и Харибда

Сцилла, дочь Ехидны или Гекаты, некогда прекрасная нимфа, отвергла всех, в том числе и морского бога Главка, который попросил помощи у волшебницы Цирцеи. Но влюблённая в Главка Цирцея из мести ему превратила Сциллу в чудовище, которое стало подстерегать мореходов в пещере, на крутой скале узкого Сицилийского пролива, по другую сторону которого жил другой монстр - Харибда. У Сциллы шесть собачьих голов на шести шеях, зубы в три ряда и двенадцать ног. В переводе её имя означает «лающая». Харибда являлась дочерью богов Посейдона и Геи. Её превратил в страшное чудовище сам Зевс, сбросив при этом в море. Харибда обладает исполинской пастью, в которую вода льётся без остановки. Она олицетворяет страшный водоворот, разверзающуюся морскую пучину, который за один день возникает три раза и поглощает, а затем извергает воду. Её никто не видел, так как она скрыта толщей воды. Именно так она и губила многих мореплавателей. Мимо Сциллы и Харибды сумели проплыть только Одиссей и аргонавты. В Адриатическом море можно найти Скиллейскую скалу. Как гласят местные предания, именно на ней проживала Сцилла. Там также водится креветка с одноимённым названием. Выражение «находиться между Сциллой и Харибдой» означает подвергаться опасности одновременно с разных сторон.

19) Гиппокампус

Морское животное, имеющее вид коня и оканчивающееся рыбьим хвостом, также называемое гидриппусом - водяной лошадью. По другим версиям мифов гиппокампус - это морское существо в виде strashno.com.ua морского конька с ногами коня и телом, оканчивающимся змеиным или рыбьим хвостом и перепончатыми лапами вместо копыт на передних ногах. Передняя часть тела покрыта тонкой чешуёй по контрасту с крупной чешуей на задней части корпуса. По некоторым источникам, для дыхания гиппокампусу служат лёгкие, по другим - модифицированные жабры. Морские божества - нереиды и тритоны - часто изображались на колесницах, запряженных гиппокампусами, или восседающими на гиппокампусах, рассекающих пучину вод. Эта удивительная лошадь появляется в стихах Гомера как символ Посейдона, колесница которого была запряжена быстрыми лошадьми и скользила по поверхности моря. В мозаичном искусстве гиппокампусы часто изображались как гибридные животные с зелёной чешуйчатой гривой и придатками. Древние полагали, что эти животные были уже взрослой формой морского конька. Другие наземные животные с хвостом рыбы, которые появляются в греческих мифах, включают леокампуса - льва с хвостом рыбы), таурокампуса - быка с хвостом рыбы, пардалокампуса - леопарда с хвостом рыбы и эгикампуса - козу с хвостом рыбы. Последний стал символом созвездия Козерога.

20) Циклопы (Киклопы)

Циклопы в 8-7 веках до н. э. считались порождением Урана и Геи, титанами. К циклопам относились три бессмертных одноглазых великана с глазами в виде шара: Арг («вспышка»), Бронт («гром») и Стероп («молния»). Сразу после рождения циклопы были сброшены Ураном в Тартар (глубочайшую бездну) вместе с появившимися на свет незадолго до них их буйными братьями сторукими (гекатонхейрами). Циклопы были освобождены остальными титанами после свержения Урана, а затем вновь сброшены в Тартар их предводителем Кроносом. Когда предводитель олимпийцев Зевс начал борьбу с Кроносом за власть, он, по совету их матери Геи, освободил циклопов из Тартара, чтобы те помогли олимпийским богам в войне против титанов, известной как гигантомахия. Зевс использовал изготовленные циклопами молнии и громовые стрелы, которые он метал в титанов. Кроме того, циклопы, являясь искусными кузнецами, выковали Посейдону трезубец и ясли для его коней, Аиду - шлем-невидимку, Артемиде - серебряный лук и стрелы, а также научили Афину и Гефеста разным ремёслам. После окончания гигантомахии циклопы продолжали служить Зевсу и ковать для него оружие. Как подручные Гефеста, кующие железо в недрах Этны, циклопы выковали колесницу Ареса, эгиду Паллады и доспехи Энея. Также циклопами называли мифический народ одноглазых великанов-людоедов, населявших острова Средиземного моря. Среди них наиболее известен свирепый сын Посейдона Полифем, которого Одиссей лишил единственного глаза. Палеонтолог Отенио Абель в 1914 году предположил, что находки в древности черепов карликовых слонов стали причиной рождения мифа о циклопах, поскольку центральное носовое отверстие в черепе слона могло быть принято за гигантскую глазницу. Останки этих слонов найдены на островах Кипр, Мальта, Крит, Сицилия, Сардиния, Киклады и Додеканес.

21) Минотавр

Полубык-получеловек, родившийся как плод страсти царицы Крита Пасифаи к белому быку, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Настоящим именем Минотавра было Астерий (то есть «звёздный»), а прозвище Минотавр означает «бык Миноса». Впоследствии изобретатель Дедал, создатель многих устройств, соорудил лабиринт, дабы в нём заточить её сына-чудовище. Согласно древнегреческим мифам, Минотавр питался человечиной, и, чтобы его кормить, царь Крита наложил на город Афины страшную дань - семь юношей и семь девушей должны были отсылаться на Крит каждые девять лет на съедение Минотавру. Когда Тесею, сыну афинского царя Эгея, выпал жребий стать жертвой ненасытного чудовища, он решил избавить родину от подобной повинности. Влюблённая в юношу Ариадна, дочь царя Миноса и Пасифаи, дала ему волшебную нить, чтобы он мог найти обратный путь из лабиринта, и герою удалось не только убить чудовище, но и освободить остальных пленников и положить конец страшной дани. Миф о Минотавре был, вероятно, отзвуком древних доэллинских культов быка с характерными для них священными боями быков. Судя по настенным изображениям, человеческие фигуры с бычьими головами были обычны в критской демонологии. Кроме того, образ быка появляется на минойских монетах и печатях. Минотавр считается символом гнева и звериной дикости. Словосочетание «нить Ариадны» означает способ выйти из затруднительного положения, найти ключ к решению трудной проблемы, разобраться в сложной ситуации.

22) Гекатонхейры

Сторукие пятидесятиголовые великаны по имени Бриарей (Эгеон), Котт и Гиес (Гий) олицетворяют подземные силы, сыновья верховного бога Урана, символа Неба, и Геи-Земли. Сразу после рождения братья были заключены в недрах земли отцом, опасавшимся за своё владычество. В разгар борьбы с титанами боги Олимпа призвали гекатонхейров, и их помощь обеспечила олимпийцам победу. После своего поражения титаны были низвергнуты в Тартар, а гекатонхейры добровольно вызвались сторожить их. Владыка морей Посейдон отдал Бриарею в жёны свою дочь Кимополею. Гекатонхейры присутствуют в книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» в качестве грузчиков в НИИ ЧАВО.

23) Гиганты

Сыновья Геи, которые появились на свет из крови оскоплённого Урана, впитавшейся в Землю-мать. По другой версии, Гея породила их от Урана после того, как титаны были низринуты Зевсом в Тартар. Очевидно догреческое происхождение Гигантов. Подробно история рождения Гигантов и их гибели рассказана Аполлодором. Гиганты внушали ужас своим видом - густыми волосами и бородами; нижняя часть тела у них была змеиной или подобной осьминогу. Они родились на Флегрейских полях в Халкидике, что в северной Греции. Там же потом произошла битва олимпийских богов с Гигантами - гигантомахия. Гиганты, в отличие от титанов, смертны. По велению судьбы их гибель зависела от участия в битве смертных героев, которые придут на помощь богам. Гея разыскивала волшебную траву, которая бы сохранила Гигантам жизнь. Но Зевс опередил Гею и, послав на землю мрак, сам срезал эту траву. По совету Афины Зевс призвал для участия в битве Геракла. В гигантомахии олимпийцы уничтожили Гигантов. Аполлодор упоминает имена 13 Гигантов, которых вообще насчитывают до 150. В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Этот чудовищный змей, порождённый Геей и Тартаром, сторожил святилище богинь Геи и Фемиды в Дельфах, заодно опустошая их окрестности. Поэтому его ещё называли Дельфинием. По повелению богини Геры Пифон воспитывал ещё более страшное чудовище - Тифона, а затем стал преследовать Латону, мать Аполлона и Артемиды. Подросший Аполлон, получив лук и стрелы, выкованные Гефестом, отправился на поиски чудовища и настиг его в глубокой пещере. Аполлон убил Пифона своими стрелами и должен был за это восемь лет оставаться в изгнании, чтобы умилостивить разгневанную Гею. Громадный дракон периодически упоминался в Дельфах во время проведения различных священных обрядов и процессий. Аполлон основал на месте древнего прорицалища храм и учредил Пифийские игры; в этом мифе получила отражение смена хтонического архаизма новым, олимпийским божеством. Сюжет, где светоносное божество убивает змея, символа зла и врага человечества, стал классическим для религиозных учений и народных сказаний. Храм Аполлона в Дельфах прославился на всю Элладу и даже за её пределами. Из расщелины в скале, находящейся в середине храма, поднимались испарения, которые оказывали сильное воздействие на сознание и поведение человека. Жрицы храма пифии давали зачастую запутанные и туманные предсказания. От Пифона пошло название целому семейству неядовитых змей - питонов, достигающих порой до 10 метров в длину.

25) Кентавр

Эти легендарные существа с человеческим торсом и лошадиными туловищем и ногами являются воплощением природной силы, выносливости, отличаются жестокостью и необузданным нравом. Кентавры (в переводе с греческого «убивающие быков») возили колесницу Диониса, бога вина и виноделия; на них также ездил бог любви Эрос, что подразумевало их склонность к возлияниям и безудержным страстям. Существует несколько легенд о происхождении кентавров. Потомок Аполлона по имени Кентавр вступил в связь с магнесийским кобылицами, что придало облик получеловека-полуконя всем последующим поколениям. По другому мифу, в доолимпийскую эпоху появился умнейший из кентавров Хирон. Его родителями были океанида Фелира и бог Крон. Крон принял облик коня, поэтому дитя от этого брака соединило в себе черты коня и человека. Хирон получил прекрасное образование (медицина, охота, гимнастика, музыка, прорицательство) непосредственно у Аполлона и Артемиды и был наставником многих героев греческих эпосов, а также личным другом Геракла. Его потомки кентавры жили в горах Фессалии по соседству с лапифами. Эти дикие племена мирно уживались друг с другом до тех пор, пока на свадьбе царя лапифов Пирифоя кентавры не попытались похитить невесту и несколько красивых лапифянок. В буйном сражении, названном кентавромахией, победили лапифы, а кентавры были рассеяны по материковой Греции, загнаны в горные области и глухие пещеры. Появление образа кентавра более трёх тысяч лет назад говорит о том, что уже тогда лошадь играла важную роль в жизни человека. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом просто отразили распространение лошади. Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Неслучайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного животного. Одно из созвездий и знаков зодиака посвящено кентавру. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра, в научной литературе используется термин «кентавроиды». Существуют вариации внешнего вида кентавров. Онокентавр - получеловек-полуосёл - ассоциировался с демоном, Сатаной или лицемерной личностью. Образ близок сатирам и европейским чертям, а также египетскому богу Сету.

Сын Геи, по прозвищу Паноптес, то есть всевидящий, ставший олицетворением звездного неба. Богиня Гера заставила его стеречь Ио, возлюбленную своего мужа Зевса, превращенную им в корову, чтобы уберечь от гнева ревнивой жены. Гера выпросила у Зевса корову и приставила к ней идеального смотрителя, стоглазого Аргуса, который зорко стерег её: лишь два глаза у него одновременно закрывались, другие были открыты и зорко следили за Ио. Только Гермесу, лукавому и предприимчивому вестнику богов, удалось убить его, освободив Ио. Гермес усыпил Аргуса маком и одним ударом отсёк ему голову. Имя Аргуса стало нарицательным для бдительного, неусыпного, всевидящего стража, от которого никто и ничто не скроется. Иногда так называют, следуя античной легенде, узор на перьях павлина, так называемый «павлиний глаз». По преданию, когда Аргус погиб от руки Гермеса, Гера, сожалея о его смерти, собрала все его глаза и прикрепила их на хвосты своих любимых птиц, павлинов, которые должны были всегда напоминать ей о преданном слуге. Миф об Аргусе часто изображался на вазах и на помпейской стенной живописи.

27) Грифон

Чудовищные птицы с телом льва и орлиной головой и передними лапами. От их крика вянут цветы и жухнет трава, а все живые существа падают замертво. Глаза у грифона с золотым отливом. Голова по размеру напоминала голову волка с огромным устрашающего вида клювом, крылья со странным вторым суставом, чтобы удобнее было их складывать. Грифон в греческой мифологии олицетворял проницательное и бдительное могущество. Тесно связан с богом Аполлоном, фигурирует как животное, которое бог впрягает в свою колесницу. Некоторые из мифов говорят о том, что этих существ впрягали в повозку богини Немезиды, что символизирует быстроту воздаяния за грехи. Кроме того, грифоны вращали колесо судьбы, а с Немезидой были связаны генетически. Образ грифона олицетворял господство над стихией земли (лев) и воздуха (орёл). Символика этого мифического животного связана с образом Солнца, поскольку и лев, и орёл в мифах всегда неразрывно связаны с ним. Кроме того, лев и орёл связаны с мифологическими мотивами скорости и отваги. Функциональное назначение грифона - охрана, в этом он схож с образом дракона. Как правило, охраняет сокровища или некое тайное знание. Птица служила посредником между небесным и земным миром, богами и людьми. Уже тогда в образ грифона была заложена амбивалентность. Их роль в различных мифах неоднозначна. Они могут выступать и как защитники, покровители, и как злобные, ничем не сдерживаемые звери. Греки считали, что грифоны охраняют золото скифов на севере Азии. Современные попытки локализации грифонов весьма различаются и помещают их от северного Урала до Алтайских гор. Эти мифологические животные широко представлены в античности: о них писал Геродот, их изображения обнаружены на памятниках периода доисторического Крита и в Спарте - на оружии, предметах быта, на монетах и зданиях.

28) Эмпуса

Женщина-демон подземного мира из свиты Гекаты. Эмпуса была ночным привидением-вампиром с ослиными ногами, одна из которых медная. Она принимала вид коров, собак или прекрасных дев, изменяя свой вид на тысячу ладов. По существовавшим повериям, эмпуса часто уносила маленьких детей, высасывала кровь у красивых юношей, являясь им в образе прелестной женщины, причём, насытившись кровью, нередко пожирала их мясо. По ночам на пустынных дорогах эмпуса подстерегала одиноких путников, то пугая их в виде животного или призрака, то увлекая обликом красавицы, то нападая на них в своём истинном страшном обличье. Прогнать эмпусу, по поверьям, можно было бранью или специальным амулетом. В некоторых источниках эмпуса по описанию близка к ламии, онокентавру или сатиру женского пола.

29) Тритон

Сын Посейдона и владычицы морей Амфитриты, изображаемый в виде старца или юноши с рыбьим хвостом вместо ног. Тритон стал родоначальником всех тритонов - морских миксантропических существ, резвящихся в водах, сопровождая колесницу Посейдона. Эта свита низших морских божеств изображалась в виде полурыбы и получеловека, трубящих в улиткообразную раковину для возбуждения или укрощения моря. Своим внешним видом они напоминали классических русалок. Тритоны в море стали, подобно сатирам и кентаврам на суше, второстепенными божествами, прислуживающими главным богам. В честь тритонов названы: в астрономии - спутник планеты Нептун; в биологии - род хвостатых земноводных семейства саламандр и род переднежаберных моллюсков; в технике - серия сверхмалых подводных лодок ВМФ СССР; в музыке - интервал, образуемый тремя тонами.

Испокон веков люди были очарованы красотой и мощью океана. Бездонные воды морей всегда хранили какую-то тайну и опасности. Истории и легенды гласят о чудовищах, живущих в морских пучинах.

Верите ли вы в них? Давайте поговорим о самых известных из них.

Лох-несское чудовище

Наиболее известное морское чудовище, которое, по большому счету, является пресноводным а не морским, но не исключено, что может жить и в соленой воде.

Его еще часто называют Несси.

Впервые это неизвестное существо было обнаружено в 1933 году, и до сих пор нет четких доказательств того, что оно существовало или существует.

В прессе время от времени появляются его фотографии, но научные сообщества всех стран сомневаются в их подлинности.

Тем не менее, остается одним из самых популярных легендарных существ, и многие исследователи до сих пор пытаются найти доказательства его существования.

Хотя большинство ученых в Несси не верят, они допускают, что если оно и существует, то является потомком – «динозавра» с длинной шеей и перепончатыми лапами.

Говорят, животное совершенно безобидно и предпочитает есть только рыбу.

Название Ику-Турсо переводиться как «тысячерогий» или «имеющий тысячу щупалец». В современном финском языке его имя можно перевести как «осьминог»

В финской мифологии существует упоминание о зловредном Ику-Турсо, которого еще называют вечным Турсо.

Живет в Атлантическом океане, сея хаос везде, где ни появится.

Внешний вид его довольно интересен. Его изображают в виде рогатого и бородатого чудища, которое, судя по его внешнему виду, питается явно не рыбой.

Говорят, что раньше он был очень опасен, но финский эпос «Калевала» гласит, что однажды Ику-Турсо был пленен и дал слово в обмен на свободу вести себя хорошо.

Теперь он проживает только в океане, а на суше и не появляется.

В японских народных сказаниях есть персонаж по имени Умибодзу.

Говорят, что, когда утонул священник, его дух наполнился силой океана и превратился в огромное темноголовое существо, внешне похожее на человека.

Впрочем, Умибодзу – это не только душа утопшего священника.

Этим словом теперь называют любые неспокойные души умерших.

Попытки общаться с ними вызывают шторм, и корабли идут ко дну.

Иногда Умибодзу просит моряков дать ему бочку, но, если это сделаешь, он тебя тут же схватит и в этой же бочке утопит.

Гидра оберегает озера и океаны, она может жить и в соленой, и в пресной воде.

Гидра огромна, и убить ее практически невозможно.

Если ей отрубить одну голову, на ее месте вырастут две новые.

Греческий герой Геракл, которого почему-то часто называют Геркулесом, в конечном итоге, ее победил.

Ему в этом помог его племянник, который заметил, что если одну голову отрубить и прижечь огнем, новые головы не появятся.

Итак, Гидра была повержена двумя отважными греками, но тот факт, что для борьбы с ней помощь понадобилась даже Гераклу, известному своей неимоверной силой, говорит о том, насколько она могущественна.

Левиафаном называют любое огромное , но знаете ли вы, что упоминание о нем встречается и в Библии?

О нем рассказывает Книга Иова и описывает его как мощное огнедышащее существо невероятных размеров.

Говорят, что убить его было невозможно, и чудище умерло само по себе от старости.

Большинство иллюстраций монстра показывают его в виде змеи или кита с длинным толстым телом.

Мощное тело, огромные зубы и злобный характер Левиафана наводят ужас на всех моряков, вынужденных бороздить океаны.

Морское чудовище обитает в океанских водах вблизи берегов Норвегии и Гренландии.

Его изображают в виде гигантского кальмара или человека, у которого вместо рук щупальца кальмара.

Единственное, что в его облике является неизменным, – его размер. Кракен огромен! Даже легендарные боги и герои теряются на его фоне.

Каждый, кому дорога жизнь, будет остерегаться его, если морским путем двинется в Норвегию. Этот злыдень ненавидит людей и сделает все возможное, чтобы их уничтожить.

Берегитесь его! Впрочем, он не самый и страшный. Страшнее, больше и мощнее его …

Ёрмунганд — персонаж скандинавской мифологии, также именуемый Йормунгандом, Мидгардсорм, Змеем Мидгарда или Мировым Змеем

Ёрмунганд настолько огромен, что легко может объять телом весь земной шар.

Слышали ли вы о скандинавском боге Торе, невероятно могущественном повелителе молний? Так вот его отравит до смерти Ёрмунганд во время конца мира, или Рагнарёка.

Представляете себе, у Ёрмунганда есть еще и яд! Казалось бы, одного его размера достаточно, чтобы легко разделаться с любым.

Ёрмунганд – самое опасное и огромное морское чудовище, которому нет равных.

Оказывается, акулы в океане – не самое страшное. Существует целое скопище морских чудовищ, по сравнению с которыми, даже большая белая акула покажется безобидным карасём.

Мифология разных культур насчитывает сотни различных созданий. Их главным отличием является место обитания - территория, на которой созданы все условия для комфортной жизни. Мифические морские существа выходят на сушу только с определенной целью - они ищут жертву, защищают свои владения или пытаются найти источник силы.

Происхождение мифических персонажей

Существа, которые живут под водой или на суше, славятся определенной историей. Если современный жанр фэнтези основан на специально выдуманных чудовищах, то в мифологии есть множество примеров, когда люди придумывали страшные истории для собственного успокоения.

Мифические персонажи, созданные в разные эпохи, объясняли то, что человек не мог осознать. Чудища появлялись от страха: те, что живут под водой пугали больше остальных. По поверьям они выползали только ночью и очень быстро затягивали добычу под толщу воды.

Утопленники служили ярким тому доказательством. С годами истории и легенды укоренились, а чудовище получило новые способности: изменились его умения, образ жизни и цель существования.

Речные и морские чудовища

Речные и морские чудища имеют общие и отличительные черты. Они обитают в воде, но если реки прилегают к лесам и закрытым территориям, то в море монстры атакуют только судна или лодки рыбаков. Название чудищ зависит от того, как они питаются и как часто появляются на суше.

Самые известные обитатели рек и океанов, которые могут навредить человеку:

  1. Ктулху. Является одним из божеств. Он владеет мирами, видимыми и невидимыми людскому оку. Спит Ктулху на дне самых больших водоемов. Заключена сила чудовища в его разуме. Он может воздействовать на психику и повелевать богом или зверем. Создание встречается в литературе в произведении «Зов Ктулху» и изображается, как большой осьминог с красными, налитыми кровью глазами и смертоносными щупальцами.
  2. Вритра. Мифическое создание, которое встречается в поверьях древних индейцев. Выглядит чудовище, У него длинные когти, торчащие по всей спине. Окрас темно-красный. В пасти монстра длинный язык, поражающий жертву ядом. Главная цель Вритры - преграждать водоемы и уничтожать все судна, которые попадутся ему на пути.
  3. Водяной. Встречается и описывает обитателя речных водоемов. Человек может не бояться водяного, если не потревожит его покой. Внешность Водяного неприятная: он похож на большое бесформенное создание синего или зеленого цвета. Водяные большие по размеру и часто живут недалеко от болот.
  4. Грендель. Живет в подводной пещере. Один из самых страшных в саксонской мифологии. Демон ненавидит людей. Если к его пещере прибивает лодку или корабль, он ее уничтожает вместе со всеми пассажирами.

Морские чудовища несут большую опасность для судов. Проявляются такие монстры в сильный шторм или же они сами его вызывают. Только они просыпаются от спячки, поднимаются сильные волны. Не все существа поедают людей: некоторые из них питаются страхом, жизненными силами или бессмертными душами. Речные чудовища грозят людям, которые оказываются недалеко от водоема. Одна часть созданий заманивает жертву, другая же убивает случайных прохожих.

Кракен

Морские чудовища берут себе обличие животных или рыб. Они отличаются большим размером и массивными щупальцами. Кракен известен в мифологии как гигантский кальмар, способный уничтожать все, что попадется на его пути. Прототипом мистического персонажа послужил реальный осьминог: он был не настолько большой, но значительно отличался от своих сородичей.

Называют Кракена грозой морей и океанов. По размеру он походит на большой корабль и также просто может потопить любое судно. Длина щупалец Кракена еще больше. Как самое грозное морское создание, он охраняет свои владения. Если корабли заходят на его территорию, пощады им не ждать. За несколько минут чудовище расправляется с любой плавающей конструкцией. Живет Кракен на дне, но часто выплывает на поверхность.

Морской змей

Еще одно создание, пугающее моряков и рыбаков - Морской змей. Впервые он был описан в далеком 1555 году. Архиепископ Магнус заявил, что страшнее порождения ада ему не приходилось видеть. Подводные течения для Змея стали домом. Он не привязан к одному месту и быстро передвигается под водой.

Свое название чудовище получило за длинное тело, напоминающее змеиное. У него есть несколько плавников, что позволяет монстру плыть со скоростью течения. Большие уши, похожие на плавники ярко-красного цвета. Они могут улавливать незначительные колебания и вибрации.

Пасть монстра покрыта мелкими, но очень острыми зубцами. Есть вытянутые клыки, связанные между собой перепонкой. Чем старше особь, тем больше дополнительных отростков у нее вырастает. На толстой коже, которую сложно пробить гарпуном, есть небольшие бугорки. Хвост заканчивается такими же опасными отростками.

Келпи

Морские духи в шотландской мифологии называются Келпи. Они могут жить в озерах и реках. Подходят для духов спокойные водоемы, где их редко беспокоят люди или животные. Если их покой нарушен, создания становятся агрессивными. В порыве гнева они способны нанести смертельные раны.

Как выглядят Келпи:

  • они похожи на лошадь;
  • у них длинная черная шерсть;
  • у духа хорошо развиты челюсти, которые покрыты мелкими, но острыми зубами;
  • на месте ног коня длинные, покрытые шерстью плавники.

По преданиям духи хитростью заманивают людей к себе, а потом забирают их под воду. Выиграть в схватке с чудовищем нельзя.

Русалка

Одна из самых известных обитательниц океанского дна - русалка - живет в глубоких водоемах.

В половине мифов она описывается, как дружелюбное и доброе создание. В других преданиях она злобная, кровожадная обольстительница. Приманивает русалка моряков и простых странников. Она выходит на открытую местность или садится на коралловый риф и начинает петь свои песни. По легенде голос настолько красив, что никто не может перед ним устоять. Часто ее

Дружелюбный персонаж встречается в мультфильмах и фильмах. В них изображена миролюбивая русалка, которая ищет свое счастье. Она не боится людей. Выглядит создание, как полуженщина-полурыба. Она обладает плавником, который позволяет ей быстро передвигаться. Верхняя часть туловища человеческая. Русалка не стареет и всегда остается красивой.

Мужские особи живут глубоко под водой и никогда не выбираются наружу. Они охраняют жилище и при необходимости защищают его от врагов.

Невероятные факты

Современный океан является пристанищем для множества невероятных существ, о многих из которых мы не имеем ни малейшего представления. Никогда не знаешь, что кроется там – в темных холодных глубинах. Однако ни одно из них не сравнится с древними монстрами , господствовавшими в мировом океане миллионы лет назад.

В этой статье мы расскажем вам о ящерах, плотоядных рыбах и хищных китах, терроризировавших морских обитателей в доисторические времена.


Доисторический мир

Мегалодон



Мегалодон, возможно, самое известное существо в этом списке, однако сложно представить, что акула размером со школьный автобус действительно когда-то существовала на самом деле. В наше время существует множество различных научных фильмов и передач об этих удивительных монстрах.

Вопреки расхожему мнению, мегалодоны не жили в одно время с динозаврами. Они господствовали в морях от 25 до 1.5 миллионов лет назад, а это значит, что они разминулись с последним динозавром на 40 миллионов лет. Кроме того, это значит, что первые люди застали этих морских чудовищ живыми.


Домом мегалодона был теплый океан, который существовал вплоть до последнего ледникового периода в раннем плейстоцене, и считается, что именно он лишил этих огромных акул пищи и возможности размножаться. Возможно, таким образом природа защитила современное человечество от ужасных хищников.

Лиоплевродон



Если бы в фильме "Парк Юрского периода" была сцена с водой, которая включала бы в себя несколько морских чудовищ того времени, лиоплевродон обязательно появился бы в ней. Несмотря на то, что ученые спорят насчет реальной длины этого животного (некоторые утверждают, что она доходила до 15 метров), большинство из них сходится во мнении, что она составляла около 6 метров, причем пятую часть длины занимала заостренная голова лиоплевродона.

Многие думают, что 6 метров – это не так уж и много, однако самый маленький представитель этих чудовищ способен проглотить взрослого человека. Ученые воссоздали модель плавников лиоплевродона и протестировали их.


В ходе исследований они выяснили, что эти доисторические животные были не такими быстрыми, однако проворности им было не занимать. Они так же были способны совершать короткие, быстрые и резкие атаки, подобные тем, которые совершают современные крокодилы, что делает их еще более устрашающими.

Морские чудовища

Базилозавр



Несмотря на название и внешний вид, они не являются рептилиями, как это может показаться на первый взгляд. На самом деле это самые настоящие киты (причем не самые устрашающие в этом писке!). Базилозавры были хищными предками современных китов, и их длина составляла от 15 до 25 метров. Он описывается как кит, чем-то напоминающий змею из-за своей длины и способности извиваться.

Трудно представить, что, плавая в океане, можно было наткнуться на огромное существо, похожее на змею, кита и крокодила одновременно длиной 20 метров. Страх океана закрепился бы за вами надолго.


Физические данные свидетельствуют о том, что базилозавры не имели таких когнитивных способностей как современные киты. К тому же они не имели возможностей для эхолокации и могли перемещаться лишь в двух измерениях (это значит, что они не могли активно нырять и погружаться на большую глубину). Таким образом, этот ужасный хищник был так же глуп, как мешок доисторических инструментов и не смог бы вас преследовать, если бы вы нырнули или вышли на сушу.

Ракоскорпионы



Не удивительно, что слова "морской скорпион" вызывают только негативные эмоции, однако этот представитель списка был наиболее жутким из них. Jaekelopterus rhenaniae – это особый вид ракоскорпионов, который был самым крупным и устрашающим членистоногим того времени: 2.5 метра чистого когтистого ужаса под панцирем.

Многие из нас панически боятся небольших муравьев или крупных пауков, однако представьте весь спектр страха, испытуемого человеком, которому не посчастливилось бы встретить это морское чудовище.


С другой стороны, эти жуткие существа вымерли еще до события, которое убило всех динозавров и 90% жизни на Земле. Выжили лишь некоторые виды крабов, которые не так страшны. Нет никаких доказательств, что древние морские скорпионы были ядовитыми, однако исходя из строения их хвоста, можно сделать вывод, что, возможно, это действительно было так.

Читайте также: На берег Индонезии выбросило огромного морского монстра

Доисторические животные

Мауизавр



Мауизавр был назван в честь древнего бога Маори Мауи, который, согласно легенде, вытягивал с помощью крючка остова Новой Зеландии со дна океана, так что только по названию можно понять, что это животное было огромным. Шея мауизавра в длину составляла около 15 метров, что довольно много по сравнению с общей его длиной – 20 метров.

Его невероятная шея имела множество позвонков, что придавало ей особую гибкость. Представьте себе черепаху без панциря с удивительно длинной шеей – примерно так и выглядело это жуткое существо.


Он жил во время мелового периода, а это означало, что несчастные существа, прыгающие в воду, чтобы спастись от велоцирапторов и тиранозавров были вынуждены лицом к лицу столкнуться с этими морскими чудовищами. Места обитания мауизавров были ограничены водами Новой Зеландии, что свидетельствовало о том, что все обитатели находились в опасности.

Дунклеостей



Дунклеостей был десятиметровым хищным чудищем. Огромные акулы жили значительно дольше дунклеостеев, однако это не значило, что они были лучшими хищниками. Вместо зубов у дунклеостеев были костистые наросты, как у некоторых видов современных черепах. Учеными было подсчитано, что сила их укуса равнялась 1500 килограмм на квадратный сантиметр, что ставило их на одну ступень с крокодилами и тиранозаврами и делало их одними из существ с самым сильным укусом.


Основываясь на фактах об их челюстной мускулатуре, ученые сделали вывод, что дунклеостей мог открыть рот за одну пятидесятую долю секунды, поглощая все на своем пути. По мере взросления рыбы единая костистая зубная пластина сменялась на сегментированную, что позволяло легче добывать пищу и прокусывать толстые панцири других рыб. В гонке вооружений, называемой доисторическим океаном, дунклеостей был самым настоящим хорошо бронированным, тяжелым танком.

Морские монстры и чудовища глубин

Кронозавр



Кронозавр – это еще один короткошеий ящер, внешне похожий на лиоплеврозавра. Что примечательно, его подлинная длина так же известна лишь приблизительно. Считается, что она доходила до 10 метров, а зубы его достигали до 30 см в длину. Именно поэтому он был назван в честь Кроноса – короля древнегреческих титанов.

А теперь угадайте, где это чудище обитало. Если ваше предположение было связано с Австралией, то вы абсолютно правы. Голова кронозавра была около 3 метров в длину и он был способен проглотить целого взрослого человека. Кроме того, после этого внутри животного оставалось место еще для одной половины.


Так же, в связи с тем, что ласты кронозавров были схожи по строению с ластами черепахи, ученые делали вывод об их очень дальнем родстве и предполагали, что кронозавры так же выбирались на сушу, чтобы отложить яйца. В любом случае, мы можем быть уверенными в том, что гнезда этих морских монстров точно никто не осмеливался разорять.

Геликоприон



У этой акулы длиной в 4.5 метра нижняя челюсть была своеобразным завитком, усыпанным зубами. Она была похожа на гибрид акулы с циркулярной пилой, а всем известно, что когда опасные электроинструменты становятся частью хищника, который находится на вершине пищевой цепи, весь мир трепещет.


Зубы геликоприона были зазубрены, что явно указывает на плотоядность этого морского чудовища, однако ученым до сих пор доподлинно не известно, была ли челюсть так выдвинута вперед, как на фото, или же немного задвинута вглубь рта.

Эти существа пережили массовое триасовое вымирание, что могло указывать на их высокий интеллект, однако причиной так же могло послужить их проживание в глубоком море.

Доисторические морские монстры

Левиафан Мелвилла



Ранее в этой статье уже шла речь о хищных китах. Левиафан Мелвилла – самый устрашающий из них. Представьте себе огромного гибрида косатки и кашалота. Это чудовище было не просто плотоядным – оно убивало и ело других китов. У него были самые огромные зубы из всех известных нам животных.

Их длина иногда доходила до 37 сантиметров! Они жили в тех же океанах, в то же время и питались той же пищей, что и мегалодоны, таким образом конкурируя с самой крупной хищной акулой того времени.


Их огромная голова была оснащена теми же приспособлениями для эхолота, что и у современных китов, что делало их охоту более успешной в мутной воде. Если кому-то это было не ясно с самого начала, это животное было названо в честь Левиафана – гигантского морского монстра из Библии и Германа Мелвилла, написавшего знаменитого "Моби Дика ". Будь Моби Дик одним из Левиафанов, он бы непременно съел "Пекод" со всей его командой.