Интернет продолжают будораживать новости из небольшого поселка Урдома Архангельской области. Местные жители уверены, что в скором времени в их районе появится мусорная свалка, куда будут привозить отходы из Московской области. Не убеждает урдомчан и обещания официальных лиц о том, что пока что им не о чем беспокоиться и проект находится только на стадии разработки.

В Коми пристальнее всего за ситуацией в Урдоме следят жители поселка Мадмас Усть-Вымского района. Поселение, в котором проживают около 700 человек, находится в 20 км от возможного места полигона ТБО. Татьяна Пронько и.о. главы администрации поселка Мадмас рассказала, что местные жители обеспокоены новостями из соседней области.

Мы отрицательно относимся к происходящему. В правительстве Коми нас говорят, что пока стадия изыскательских работ, а в итоге в Урдоме построят завод по переработке древесины и отходов, но каких именно отходов – не уточняют. Но мы видим, что там уже ведутся работы. Сейчас создали петицию, которую подписали более 300 человек. Мы выступаем против строительства свалки на границе с Архангельской областью, - подчеркнула Татьяна Пронько.

В администрации также рассказали, что в поселке обсуждают, якобы из Москвы в Мадмас скоро приедут специалисты, которые будут нанимать рабочих для станции Шиес.

Люди без работы, их устроит все, что им предложат. Говорят о 200 рабочих местах. В администрацию уже приходят и спрашивают, когда приедут эти московские специалисты? А мы ничего об этом не знаем, - возмущается замглавы поселка. – Нас самих пугает отсутствие информации.

Журналисты «КП -Коми» на себе убедились, что получить полноценную информацию о назначении стройки на границе Коми и Архангельской области затруднительно. Есть ощущение, что жителей регионов предпочитают держать в неведении, нежели дать детальные ответы и позволить им быть ответственными за свои земли. Редакция продолжит следить за развитием ситуации.


Мнение жителей

Антон Митюгин (Котлас):

Такого рода проекты не должны пропихиваться втихую, без обсуждения с людьми, которые живут в регионе и которых затрагивает проблема нарушения экологии непосредственным образом.

Ирина Рябчикова (Урдома):

Я против свалки московских отходов, так как это экологическая катастрофа для всего района и всей области. Я хочу спокойно дожить до старости и чтоб рядом жили и росли мои дети и внуки. А что их ждет?

Любовь Щеголева (Яренск ):

Это произвол и беззаконие! Зачем, спрашивается, нам нужна гигантская свалка с мусором из первопрестольной, когда нам своего хватает! Народ близлежащих населенных пунктов, в том числе входящих и в Коми, в панике: как так? Техника на станцию поступает каждый день, лес вырубают, роют котлован - для чего такой объем работ? Хотя нам говорили, что без изысканий на территории станции и публичных слушаний ничего строиться не будет! Получается, нас обманули?

Компетентно

Татьяна Тихонова , кандидат экономических наук, зав. лабораторией экономики природопользования Института социально-экономических и энергетических проблем Севера:

Не считаю целесообразным транспортировать мусор из Московской области в Архангельскую. Что мешает Собянину и Воробьеву построить мусороперерабатывающий завод на территории своих регионов? У Москвы и Московской области есть все возможности для переработки и утилизации твердых бытовых отходов самыми передовыми способами. Но если в самом деле планируется создание мусоросортировочной линии, то не исключаю, что это будет партнерский проект. Возможно, что будет построен завод, который вместе с привозным мусором будет перерабатывать ТБО из Архангельской области.

Дословно

Иван Иванов, зам. председателя «Комитета по спасению Печоры»

Можно выделить несколько моментов. Во-первых, возить мусор из Москвы в регионы - аморально. Они ничего не могли сделать с ним под Москвой? Во-вторых, место - никто не верит, что там будет какая-то переработка и сортировка мусора. Будут такие же огромные свалки, как под Санкт-Петербургом и Москвой, потому что Россия не готова сортировать мусор. В–третьих, любой проект размещения отходов требует экологической экспертизы. Плюс должны быть общественные слушания, но ничего этого не было! Проекта никто не видел, а работы уже идут. Еще и территория болотистая, грунтовые воды залегают невысоко, из-за этого местные грунтовые и поверхностные воды будут заражены.

Мы должны понимать, что сейчас под угрозой вся России и в перспективе нужно объединяться регионами, в которые могут повести этот мусор. Ведь не факт, что его не повезут в Коми. У нас тоже много мест, куда можно привести мусор, выгрузить его и даже никто этого не заметит.

Информация к размышлению

5 вопросов, оставшихся у жителей Коми без ответов

Зачем везти мусор за 1200 км из Люберец в Архангельскую область?

Какие именно отходы будут перерабатываться в Шиесе ?

Как на станции Шиес могут идти строительные работы, если проект еще не утвержден?

Кому принадлежит земля на станции Шиес?

Проведут ли общественные слушания по проекту среди жителей Архангельской области и соседней Коми?

Разобраться с мусором московской мэрии поможет РЖД, в районе Некрасовка почти достроен первый перевалочный пункт

Московские власти приступили к реализации ранее озвученных планов по вывозу мусора по железной дороге в отдаленные регионы страны. Первый такой комплекс «Производственный погрузочно-разгрузочный Кластер» уже скоро появится на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал».

На первый взгляд, придраться вроде бы не к чему. Согласно размещенному на сайте госзакупок контракту №31503053617 , на территории производственной базы АО «Мосводоканал» «Некрасовка» строится комплекс по обращению с отходами обработки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод Люберецких очистных сооружений. Только вот действия чиновников по изменению законодательства о создании мусорных объектов в городе, а также сделанные местными жителями видео стройки, завозимого на объект оборудования, и кадры тренировок персонала, указывают на то, что вывозить отсюда будут не илы и осадки, а твердые коммунальные отходы.

Хаос 1990-2000 годов отбросил отечественную сферу обращения с отходами далеко назад. Чиновники на местах, бандиты и коммерсанты быстро увели отрасль в глубокую тень, причем во всех смыслах: технологическом, экономическом и социальном. И вот у государства, наконец, дошли руки и до этой сферы. Чему, признаться, поспособствовала озарившая ну очень больших начальников, гениальная в свое простоте мысль «отходы жизнедеятельности человека будут всегда, а значит, их переработка и утилизация, всегда будут приносить доход». Так возникли призванные решить проблему всяческие проекты и стратегии. А город Москва становится пилотным регионом для их реализации.

Возникшие в Москве проблемы с утилизацией твердых бытовых отходов (ТБО), помимо озвученной выше, вызваны еще двумя причинами. Первая заключается в том, что чиновников вновь подвело их стремление отдавать «все и вся» на аутсорсинг частникам, в том числе и отрасли, напрямую влияющие на жизнь и здоровье граждан. Так, заключенные контракты жизненного цикла с региональными мусорными операторами, согласно которым регоператоры должны были не только вывозить столичные отходы, но и создать отрасли переработки, так и остались мертворожденными. Со времени заключения договоров прошло 6−8 лет (контракты заключались в 2012-2014 гг.), а обещанных сортировочных заводов и полигонов так и не появилось.

Очевидно также, почему этого не произошло. Вывозить мусор на имеющиеся в Подмосковье свалки оказалось в разы дешевле, а при доверительных отношениях с надзорными органами так и безопаснее. Это и есть вторая причина сегодняшних проблем.

Такое положение дел в корне не устроило администрацию Московской области. Переговоры всех заинтересованных участников процесса ни к чему не привели. Кто же захочет отказываться от баснословных и зачастую не облагаемых налогами барышей. Тогда из администрации губернатора Воробьева нанесли «ответный удар», начали массово закрывать Подмосковные свалки. Неверно говорить о том, что только интересами игроков все ограничивается, но влияние федеральных игроков на процесс нетранспарентно, а оперировать совсем уж откровенными слухами мы не будем.

Выведенная благодаря «Прямой линии с президентом» тема утилизации отходов, и последующих массовых протестов, приобрела федеральный масштаб. В настоящее время для ее решения выбраны две стратегии, в большей или меньшей степени наносящие урон как экологии, так и жизненным интересам рядовых граждан. Одни лоббистские группы предлагают мусоросжигание, по самым смелым оценкам, по всей стране могут построить свыше 300 МСЗ. Сторонники другой модели предлагают построить в отдаленных от мест проживания людей так называемые ЭкоТехнопарки, куда мусор будут вывозить по железной дороге.

Московские чиновники выбрали второй вариант решения проблемы. И уже с начала 2018 года стали готовить правовую базу для реализации проекта. 18 января текущего года на сайте РБК вышел материал с рассказом о желании РЖД выйти на рынок перевозки мусора, который компания будет доставлять из Москвы в другие регионы в специальных вагонах.

Позднее в июне 2018 года журналистам газеты «Коммерсант » стало известно о том, что власти Москвы обратились с неофициальным предложением в Минприроды изменить законодательство для упрощения процедуры создания мусорных объектов в Москве. Журналисты выяснили, что речь идет о замене общественного обсуждения проектов создания таких объектов на решение специальной комиссии, а также сокращении размера санитарно-защитных зон для создания «погрузочно-разгрузочных железнодорожных кластеров». Кроме того, опубликованный материал дает основания считать, что в мэрии рассматривается возможность строительства на территории столицы новых МСЗ. По крайней мере в обращении в Минприроды они также настаивают на сокращении санитарно-защитных зон вокруг объектов обезвреживания твердых коммунальных отходов (ТКО).


Дарья Антонова © ИА REGNUM Строительство первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка»

Еще раньше весной 2018 года без каких-либо обсуждений с местными жителями, не дожидаясь утверждения соответствующей нормативно-правовой базы, московские власти приступили к строительству первого «Производственного погрузочно-разгрузочного Кластера на территории Люберецких очистных сооружений АО «Мосводоканал» «Некрасовка». Добавлю, что строительство ведется с весны, а документально его оформить сподобились лишь в июле 2018 года, когда разместили на портале госзакупок информацию о проведении соответствующего тендера.

Несмотря на то, что строительство объекта по перевалке мусора, давно стало «секретом Полишенеля», чиновники активно маскируют свои планы. Сделанные местными жителями видеосъемки наглядно свидетельствуют о том, что на территории базы Мосводоканала «Некрасовка» будут заниматься не столько сбором и транспортированием осадочных илов, как о том указано в конкурсной документации, сколько перевалкой ТКО. Никем не скрываемое участие РЖД в проекте также подтверждается тем, что от ближайшей ж/д станции «Люберцы-2» тянут 4 железнодорожные ветки. Оборудование, которое установили на объекте, а также съемки тренировок по погрузке/разгрузке отходов также указывают на то, что речь идет не об илах, а о работе с ТКО. Есть информация, что кластер «Некрасовка» будет принимать порядка 300 мусоровозов в сутки.

Не является секретом и то, куда поедут отходы жизнедеятельности москвичей и гостей столицы. На портале госзакупок размещены два тендера на проведение работ по созданию «ЭкоТехноПарка» близ деревни Михали в Калужской области. Жители Архангельского поселка Шиес пусть не так доказательно, но смогли установить причастность столичных ведомств к проекту строительства на их территории очередной свалки. Почему свалки? Под якобы «ЭкоТехноПарк» выделено 56 гектаров, а в местное лесничество поступил запрос на отведение 5000 гектаров (50 квадратных километров) лесного фонда для строительства промышленной площадки. Трудно вообразить производство на такой территории. «Рука Москвы» спровоцировала мусорные конфликты в Ярославской, Владимирской и ряде других областей.

Пренебрежение московских властей интересами горожан настолько очевидно, что не стоит особого обсуждения. Важно понять другое - на смену местечковым «мусорным королям» железной поступью идет олигархия, в интересах которой и реализуются громко названные мусорные проекты. А значит, вновь будут разрушать природу теперь уже супергигантскими свалками, травить людей выхлопами МСЗ почти под окнами домов, как это сейчас и происходит в Некрасовке, строить перевалочные кластеры. Ни о каком рециклинге здесь не может идти и речи, нет, нас, конечно, и мусор заставят собирать раздельно, и платить за это, а также за другие якобы современные способы утилизации отходов. Вместо сокращения потребления, а следовательно, и выработки отходов узкая группа лиц в целях своего обогащения решила сделать сферу обращения нескончаемым источником прибылей.

Помните у Бутусова: «Эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки».

Куда после закрытия балашихинского полигона будут возить мусор? Жители опасаются, что в ближайшем Подмосковье могут возникнуть стихийные нелегальные свалки

Вид на территорию полигона бытовых отходов «Кучино» в Балашихе. Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

После того как балашихинский полигон, где размещалось, по некоторым данным, около 80% всех отходов Москвы, был в одночасье закрыт, возник естественный вопрос — куда отправят мусор? Из столицы его ежедневно вывозят до тысячи грузовиков.

Владимир Путин дал подмосковному губернатору Андрею Воробьеву месяц на закрытие полигона «Кучино». Губернатор взял под козырек и сделал это за один день. Министр экологии Подмосковья Александр Коган заявил, что проблем не возникнет: московский мусор будут возить на остальные подмосковные свалки, такие как «Алексинский карьер», «Торбеево», «Тимохово» и «Храброво».

Однако глава можайской администрации Василий Овчинников — именно там, в 120 километрах от Москвы, расположен полигон «Храброво» — уже заявил, что мощности их объекта не позволят принять московский мусор. Если посмотреть на спутниковые снимки трех остальных, которые также находятся значительно дальше, чем подмосковная Балашиха, становится видно, что размер их несопоставим с «Кучино».

Из самых простых подсчетов ясно, что мощностей свалок — именно свалок, а не полигонов, как их принято называть — остро не хватает, говорит директор Всероссийского института природы Андрей Пешков.

Андрей Пешков директор Всероссийского института природы «Куда можно отвозить и куда везут — это разные представления. Все отходы доезжают до МКАД и потом исчезают. Московская область рассчитывает свою территориальную схему на чуть более 4 млн тонн. Всего. Спрашивается, а разница в несколько миллионов тонн куда размещается? Размещается это все нелегально. Куда это все повезут? В овраг свалят, если контроля не будет, а его сейчас толкового нет. Криминальную систему, которая существовала, разрушают. Значит, мы будем ждать это в ближайшем Подмосковье».

То есть в местах, как та же Балашиха, где такие свалки уже есть. Теперь местные жители, которые боролись против «Кучино», опасаются, что мусор будут сваливать рядом, но в уже неожиданных местах, рассказывает председатель инициативной группы «Балашиха-1» Лиса Тарева:

Лиса Тарева председатель инициативной группы «Балашиха-1» «У нас есть несанкционированные свалки и не одна. У Тарелочкина пруда, не так далеко от Кучино, засыпано все вокруг, люди борются с этим вопросом. К Лисьей горе, где горнолыжный курорт, тоже возят мусор. Туда уже Ростехнадзор ездил. Еще свозили мусор в Нагоренки, недалеко от Объездного шоссе в Балашихе, но сейчас там наши балашихинские дорожники следят за свалкой, мы с ними на связи, сами жители тоже ходят и смотрят, чтобы туда больше не сыпали».

Тем временем в департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу сообщили, что в связи с закрытием полигона «Кучино» стараются не допустить появления несанкционированных свалок на территории Московской области и проводят крупномасштабный рейд. На сайте ведомства опубликован телефон оперативного дежурного, который должен круглосуточно принимать сообщения граждан о нарушениях, однако на звонок по этому номеру отвечает частное лицо. По его словам, он вообще не знает, о чем идет речь.

На «Кучино» и «Тимохово» (Ногинский р-н, 110 га) приходилось более 60% свободного места полигонов Подмосковья («остаточная вместимость», данные Минприроды на конец 2011 г.).

Коган заявил, что потоки перераспределят на полигоны «Торбеево», «Тимохово», «Храброво», Алексинский карьер (Люберецкий, Ногинский, Можайский и Клинский районы). Но «Торбеево» в Люберцах серьезно перегружено, принимать мусор с балашихинского полигона будет достаточно сложно, цитирует «Интерфакс» пресс-службу администрации округа. Полигон «Храброво» не готов принимать мусор из других районов, рассказал мэр Можайска Василий Овчинников радиостанции «Говорит Москва». Только пресс-служба компании, эксплуатирующей «Тимохово», сообщила «Интерфаксу», что этот полигон сможет принять мусор, поскольку заполняется лишь на четверть допустимого объема ежегодно.

Минприроды с властями Москвы и области работает над дорожной картой, сказал представитель министерства. Министр Сергей Донской на совещании в четверг предлагал Путину закрывать «Кучино» постепенно: очень важно перераспределить нагрузку, которая поступает из Москвы, необходимо строить новые полигоны, чтобы размещать все эти отходы, тогда с 2019 г. свалку можно будет закрыть, а пока максимально обезвредить ее выбросы и стоки, построив специальные системы отвода биогаза и фильтрации. Но президент потребовал закрыть полигон в течение месяца.

Высок риск того, что не принятый в «Кучине» мусор окажется в каналах, оврагах, карьерах «и, не дай бог, в лесу», признал Коган. Впрочем, даже на закрытые подмосковные полигоны отходы продолжают свозить, говорится в докладе «Гринписа». Из 39 легальных полигонов области с 2013 г. закрыто около 20.

Сопредседатель Экологической палаты Владимир Коптев-Дворников предложил построить в «Кучине» современный мусоросжигательный завод. Область уже готовится строить четыре мусоросжигательных завода по приоритетному проекту «Чистая страна» (в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске, Наро-Фоминске). В июне конкурс на строительство выиграл единственный участник – компания автора проекта «РТ-инвест» (принадлежит «Ростеху» и фонду «Царицын капитал» Андрея Шипелова). Инвестиции составят порядка 127 млрд руб., окупить их компания рассчитывает, поставляя государству выделяющуюся при сжигании мусора энергию по зеленому тарифу.

О перемещении одного из этих четырех заводов в Балашиху речь не идет, уточнил представитель Минприроды. Для строительства рассматриваются другие площадки, говорит представитель «РТ-инвеста», отмечая: для строительства завода в Балашихе необходима земля – около 12 га плюс санитарно-защитная зона, по оценкам проектного института.

Накопленный в «Кучине» мусор планируется рекультивировать за пару лет и 4 млрд руб., по словам Когана, после этого там может быть организована зона отдыха. Такая практика есть в Европе: гору обезвреженных отходов накрывают и превращают в горнолыжный спуск, например, говорит Губайдуллин. Путин уже поручил выдать деньги на рекультивацию: 5,4 млрд руб. – из федерального бюджета, еще 1,5 млрд – экологические сборы, «если нужно, попросим Минфин, или можно даже из резервного фонда правительства, из моего резервного фонда выделить какие-то деньги». Это дорогая технология, получается, бюджет будет расплачиваться за то, что полигон работал неэффективно на протяжении предыдущих 50 лет, говорит Губайдуллин. Пока рекультивация не началась, главное – не допустить возгорания на полигоне, это самый опасный процесс с точки зрения экологии и здоровья людей, для этого надо оградить территорию, передал Донской через представителя.

Смена полигона увеличит логистические расходы перевозчиков мусора, говорит Губайдуллин, допуская, что повысить тариф могут и серые полигоны. Но для производителей мусора цены вряд ли изменятся – у города с возчиками мусора долгосрочные госконтракты, у коммерческих предприятий цена, вероятно, зафиксирована в договорах, рассуждает Губайдуллин, но перевозка – самое прибыльное звено мусорной цепочки и им придется взять на себя эти затраты, если они не смогут переложить их на клиентов.

Тема с полигонами была поднята, чтобы ускорить корректировку территориальных схем, считает Губайдуллин: их введение сделает невыгодным вывоз мусора на нелегальные свалки. Переход на территориальные схемы был отложен на два года до 2019 г. Схемы утвердили 83 региона, но только семь выбрали операторов, говорил Донской.

История с закрытием полигона опасна, поскольку призвана убедить население, что мусоросжигательные заводы – благо и единственная альтернатива захоронению, указывает Артамонов. У Москвы есть мощности для переработки всех видов отходов, образующихся в городе, они недозагружены, сетует он. Деньги лучше направлять на развитие раздельного сбора и переработки, чем на мусоросжигательные заводы, которые будут вырабатывать токсичную золу, для которой также потребуются полигоны, объясняет Артамонов.