Исследование содержания эмоциональных проблем.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», разработанная И. Л. Соломиным, относится к классу проективных методов диагностики. Уникальность этой методики - то, что она разработана отечественным автором и учитывает российские социокультурные особенности.
Методика позволяет:
- выявлять эмоциональное состояние человека,
- выявлять особенности темперамента и характера,
- личностные проблемы и возможные способы их решения,
- определять представлений о своей жизни и отношений к ней,
- формулировать цели и планировать пути их достижения.
Процедура проведения методики состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. В состав методики входит атлас рисунков, в котором проиллюстрированы основные показатели методики и примеры ее практического использования.
Назначение методики
Методика может быть использована для решения задач, связанных с диагностикой психологических особенностей личности и психического состояния, с консультированием по вопросам самоопределения и планирования карьеры. Методика обладает значительным потенциалом для коррекционной работы с клиентами.
Участникам тренинга «Найди дверь своего сердца» Арт-терапия как путь к собственной уникальности и жизненной силе » (преподаватель В. Григалюнайте ) предоставляется скидка 10% на методику «Жизненный путь» в период обучения.
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», разработанная И. Л. Соломиным, относится к классу проективных методов диагностики. Уникальность этой методики - то, что она разработана отечественным автором и учитывает российские социокультурные особенности.
Методика позволяет: устанавливать эмоциональное состояние человека, выявлять особенности темперамента и характера, личностные проблемы и возможные способы их решения, определять представлений о своей жизни и отношений к ней, формулировать цели и планировать пути их достижения. Процедура проведения методики состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. В состав методики входит атлас рисунков, в котором проиллюстрированы основные показатели методики и примеры ее практического использования.
Назначение методики
Методика может быть использована для решения задач, связанных с диагностикой психологических особенностей личности и психического состояния, с консультированием по вопросам самоопределения и планирования карьеры. Методика обладает значительным потенциалом для коррекционной работы с клиентами.
Отзывы пользователей
Психолог - тренер частной компании г. Челябинска: «Много лет я провожу тренинги развития личности. Последние пять лет в своей практике я стал применять методику И. Л. Соломина „Жизненный путь“ при проведении тренингов. Обсуждение рисунков участников тренинга в ходе групповой работы способствует глубокой проработки их проблем»
Комплектация
Кабинетный вариант
- Методическое руководство
- Атлас рисунков
- Бланки фиксации результатов
- Сертификат качества «Иматон»
- Информационный CD «Иматон»
- Фирменная ручка «Иматон»
- Коробка-футляр
Стоимость данного комплекта: 4500 руб.
И.Л.Соломин
Методика рисуночных метафор "Мой жизненный путь"
Санкт-Петербург
Методика рисуночных метафор "Мой жизненный путь" реализует современный подход к психологической диагностике и консультированию клиентов. Методика позволяет выявлять эмоциональное состояние человека, некоторые особенности его темперамента и характера, специфику представлений о своей жизни и отношений к ней, определять личностные проблемы и возможные способы их решения, формулировать цели и планировать пути их достижения.
Методика рисуночных метафор "Мой жизненный путь" представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей:
изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка,
обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.
Методика предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.
Методика относится к классу проективных методов диагностики личности. Методика характеризуется:
экономичностью (методика компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки),
глубиной получаемой информации (методика позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования),
универсальностью (методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования),
значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом.
Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика:
облегчает установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры и формальный характер взаимоотношений, является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать,
позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации.
Методика допускает возможность сравнения различных категорий клиентов между собой, контролировать ход и результаты консультирования, выявлять группы клиентов, нуждающихся в различных консультационных услугах и формах работы.
Процедура проведения методики рисуночных метафор "Мой жизненный путь" Инструкция клиенту
"Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника.
О чем Вы думаете?
Что Вы чувствуете?
Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда Вы хотите придти?
Что Вы возьмете с собой в дорогу?
С чем встретитесь на своем пути?
Чему Вам предстоит научиться?"
Условия проведения методики
Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних условий (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий.
Перед началом тестирования следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться.
Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей.
Клиент должен рисовать сидя за столом, либо на специальном - ровном и твердом планшете.
Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А4 (210х297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунков.
Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий.
Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается.
Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Но торопить клиентов нельзя.
Регистрация показателей поведения клиента в процессе выполнения методики
В том случае, если методика проводится в индивидуальной форме, целесообразно регистрировать показатели поведения клиента в процессе рисования, представляющие собой дополнительный источник диагностической информации:
Вопросы и уточнения, самооправдания,
Поиск помощи или оценки, самокритика, извинения,
Критика задания или внешних условий,
Наклон туловища,
Поворот туловища,
Расстояние от руки до туловища,
Прикрывание рисунка рукой,
Потоотделение,
Покраснение или побледнение кожи,
Тремор, дрожание рук,
Раскачивание туловищем, головой или конечностью,
Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша.
Латентный период (продолжительность времени от конца предъявления инструкции до начала выполнения рисования),
Длительность выполнения задания,
Паузы, остановки в процессе рисования продолжительностью более минуты,
Возвраты к уже нарисованным частям изображения,
Нарушения последовательности рисования от прошлого к будущему,
Спонтанные высказывания клиента, выражающие:
Отказ от выполнения задания,
Ведущая рука,
Поза клиента:
Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента:
При этом проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования.
Диагностика особенностей личности
Методика рисуночных метафор «Жизненный путь», разработанная И. Л. Соломиным, относится к классу проективных методов диагностики. Уникальность этой методики - то, что она разработана отечественным автором и учитывает российские социокультурные особенности.
Методика позволяет: устанавливать эмоциональное состояние человека, выявлять особенности темперамента и характера, личностные проблемы и возможные способы их решения, определять представлений о своей жизни и отношений к ней, формулировать цели и планировать пути их достижения. Процедура проведения методики состоит из двух частей: изображение клиентом своей собственной жизни в виде рисунка и обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом. В состав методики входит атлас рисунков, в котором проиллюстрированы основные показатели методики и примеры ее практического использования.
Назначение методики
Методика может быть использована для решения задач, связанных с диагностикой психологических особенностей личности и психического состояния, с консультированием по вопросам самоопределения и планирования карьеры. Методика обладает значительным потенциалом для коррекционной работы с клиентами.
Отзывы пользователей
Психолог - тренер частной компании г. Челябинска: «Много лет я провожу тренинги развития личности. Последние пять лет в своей практике я стал применять методику И. Л. Соломина „Жизненный путь“ при проведении тренингов. Обсуждение рисунков участников тренинга в ходе групповой работы способствует глубокой проработки их проблем»
Комплектация
Кабинетный вариант
- Методическое руководство
- Атлас рисунков
- Бланки фиксации результатов
- Сертификат качества «Иматон»
- Информационный CD «Иматон»
- Фирменная ручка «Иматон»
- Коробка-футляр
Стоимость данного комплекта: 5700 RUB руб.