СССР был единственной страной в мире, где поиск йети велся по поручению властей. «Снежный человек» обязательно должен был стать советским.

Наука о существовании несуществующего

В 1957 году мир взбудоражила вышедшая в Москве книга англичанина Диренфурта «К третьему полюсу», в которой пересказывались многочисленные истории о неуловимом человекообразном существе в Гималаях. Как эхо, пронеслись по стране многочисленные истории о том, что это человекоподобное существо может проживать в одном из глухих и малообжитых районов СССР, которых, надо сказать, хватало.

Слухи были настолько упорными, а истории настолько невероятными, что сбором и изучением сведений о загадке века занялась Академия наук СССР, в конце концов, подняв вопрос об отлове мохнатого привидения на самый высокий уровень.

В январе 1957 года в Москве на заседании президиума Академии наук в повестке дня значился один-единственный пункт: «О снежном человеке». В обсуждении помимо президента академии приняли участие известный физик-теоретик, академик Игорь Тамм, антрополог Михаил Нестурх и другие ученые с именем. Основной доклад делал главный инициатор поиска советского йети, историк и философ, профессор Борис Поршнев, выдвинувший версию, что йети вполне может обитать в горных районах советского Памира, а конкретно в двух малоизученных участках – бассейнах Сарезского озера и реки Мук-Су.

Ученые настояли на экспедиции, которая вскоре получила официальную лицензию АН СССР, а так же «зеленую улицу» на всем пути следования. Чтобы ученым никто не помешал, в местах следования экспедиции был даже введен временный запрет для других путешественников и альпинистских групп.

Комиссию возглавил ученый Обручев, его замами стали профессор Поршнев, морфолог животных Клейнберг и директор Памирской станции Станюкович. Вместе с группой антропологов и альпинистов рядовыми членами комиссии в экспедицию влились многие известные ученые «мужи» той эпохи. Всего – несколько десятков человек.

Дело оставалось за малым - получить санкцию высшего руководства страны. Докладную записку в ЦК КПСС отправил сам академик Несмеянов, глава Академии наук. Бумага попала в ЦК КПСС в феврале 1958 года и была встречена с пониманием и вскоре отдел науки ЦК, куда была спущена записка, дал добро на организацию памирской экспедиции. Условие было только одно – если «снежный человек» существовал, он непременно должен был стать советским.

Вытянули «пустышку»

Прибывший на Памир весьма представительной экспедиции были созданы все условия – район поисков оцепила армия, им дали лучших проводников из местных жителей и, самых опытных собак из элитного военного питомника.

Однако, несколько месяцев изнурительных хождений по труднодоступным памирским местам не дали ровным счетом ничего. Ученые вернулись с пустыми руками. Провал выглядел еще и потому обескураживающим, что про экспедицию уже раструбили «по секрету всему свету» – будучи уверенными в успехе.

В общем, получив отрицательный результат, власти страны комиссию свернули мгновенно, решив, что оснований предполагать в настоящее время существование на Памире «снежного человека» нет. А там еще и к руководству страной пришел Никита Хрущев, во всю эту «галиматью» не веривший и критиковавший Академию наук за то, что они занимаются «черт те чем».

Академическая экспедиция на Памир стала первой и последней. Но ее членам она аукалась и много позже. Многие из них лишились своих должностей и перспектив продвижения по службе. К примеру, через два года после эпопеи с йети даже руководителю Академии наук Несмеянову, доселе крепко сидевшему в своем кресле, пришлось уйти в отставку.

«Эхо» снежного человека

И все-таки со временем эпопея с поисками «снежного человека» получила продолжение. На протяжении многих лет десятки любительских экспедиций бороздили высокогорные области СССР в поисках следов йети. Теперь уже без лишнего шума и без поддержки Кремля – но иногда со странными находками.

В 1986 году в районе Ловозера на Кольском полуострове исследователю Леониду Ершову удалось собрать на месте предполагаемого лежбища волосы «снежного человека». Он отдал свои находки в Мурманское бюро главной судебно-медицинской экспертизы Минздрава РСФСР, но единственное, что специалисты сумели установить – это то, что волосы могут принадлежать неизвестному травоядному существу животного происхождения.

Тем не менее, сегодняшние российские исследователи считают, что в современных условиях и поиски и изучение возможных находок дадут больше шансов на успех. И не сомневаются, что обнаружение «снежного человека» - это лишь дело времени.

Хотя все-таки ради справедливости скажем, что подавляющее большинство представителей сегодняшней официальной науки, в отличие от советской эпохи, весьма скептически относятся к рассказам о «снежном человеке».По их мнению, никаких научных доказательств существования йети, кроме расплывчатых снимков, сомнительных следов и неоднозначных рассказов очевидцев, не существует.

Наверное, есть в словах ученых своя правда. Ведь любой особи, чтобы выжить, необходимо какое-то минимальное количество себе подобных. Иначе как будет продолжен род? А тут и одного найти не могут. Да и последняя находка человекообразного примата имеет возраст несколько миллионов лет.

Однако, людей, увлеченных поиском йети и искренне верящих в его существование, с годами не уменьшается. Только на поиск этого неуловимого мохнатого существа денежки из бюджета нынче не выделяются и армия районы поисков не оцепляет…

В мире много непознанного и неизученного. Одной из спорных тем для ученых является снежный человек, ведутся споры, кто он такой, откуда появился. Высказываются различные мнения и версии, и каждая из них имеет свое обоснование.

Существует ли снежный человек?

И да и нет, зависит от того, кого и по каким признакам относят к этой категории живых организмов:

  1. Имеется несколько его названий, например, сасквоч, йети, алмасты, бигфут и ряд других. Обитает высоко в горах на территории центральной и северо-восточной Азии, а также в Гималаях, однако достоверное подтверждение его существования отсутствует;
  2. Имеется мнение профессора Б. Ф. Поршнева, что оно является так называемым реликтовым (сохранившимся с древних времен) гоминидом , то есть относится к отряду приматов, куда входит и человек как биологический род и вид;
  3. Академик А. Б. Мигдал в одной из своих статей привел мнение ученого-океанолога относительно реальности Лох-Несского чудовища и снежного человека. Суть его состояла в том, что нет оснований в это верить, несмотря на то, что очень бы хотелось: основа научного подхода состоит в его доказанности;
  4. По мнению палеонтолога К. Еськова, данный субъект в принципе может обитать в определенных природных ареалах. При этом, как считает зоолог, местонахождение существа в таком случае должно быть известно и изучено профессионалами.

Высказывается также точка зрения, что снежный человек является представителем альтернативной ветви эволюции человеческого рода .

Как выглядит снежный человек?

Описания йети не отличаются большим разнообразием:

  • Существо имеет похожее на человеческое лицо с темной кожей, довольно длинные руки, при короткой шее и бедрах, тяжелую нижнюю челюсть, заостренную форму головы. Мускулистое и плотное тело покрыто густыми волосами, которые по длине короче, чем волосяной покров на голове. Длина тела варьируется от обычного среднего человеческого роста и до примерно 3-х метровой высоты;
  • Отмечается большая ловкость при лазании по деревьям;
  • Длина ступни, по имеющимся сведениям, составляет до 40 см в длину и 17-18 и даже до 35 см в ширину;
  • В описаниях встречаются сведения, что ладонь у йети также покрыта шерстью, а сами они похожи на обезьян;
  • В одном из районов Абхазии во второй половине 19 века жила дикая, заросшая волосами женщина по имени Зана, которая имела детей от мужчин из местного населения.

Рассказы о встречах со снежным человеком сопровождаются описанием огромных, заросших шерстью существ, которые наводят страх и ужас, от чего люди могут даже потерять сознание или получить расстройство психики.

Кто такие криптозоологи и чем они занимаются?

Термин образован от слов «криптос», что с греческого переводится как скрытый, тайный, и «зоология» - всем известная наука о животном мире, коим является и человек:

  • В конце 80-х годов прошлого века в нашей стране энтузиастами было создано общество криптозоологов, занимавшееся поиском и изучением снежного человека в качестве особой ветви человекоподобных существ, сохранившихся с древних времен и существующих параллельно с «человеком разумным»;
  • Оно не входит в состав академической науки, хотя в свое время было «приписано» к министерству культуры Советского Союза. Одним из наиболее активных основателей общества была врач М.- Ж. Кофман, участница экспедиции на Памир по поиску снежного человека, организованной по линии Академии наук в 1958 году, и член специальной комиссии, в состав которой входили известные ученые в области геологии, ботаники, антропологии, физики;
  • Огромную роль в разработке вопроса о реликтовых гоминидах сыграл профессор Б. Ф. Поршнев, рассматривавший эту проблему не только с точки зрения палеонтологии, но и включавший сюда мировоззренческий подход, исходя из социальной роли современного человека, в отличие от его чисто биологических функций.

Данное общество существует и поныне, и его члены публикуют свои работы.

Как правильно называть гоминидов?

Название «снежный человек» появилось в 20-х годах прошлого столетия, и по одной из версий, связано с неточностью перевода:

  • Оно совсем не свидетельствует о том, что существо постоянно живет в снегах высокогорья, хотя и может там появляться во время своих передвижений и переходов. При этом пищу находит ниже этой зоны, в лесах и лугах;
  • Борис Федорович Поршнев считал, что данный созданий, относимых к семейству гоминидов, не только нельзя связать со снегом, но и, по большому счету, нет оснований называть человеком в том смысле, как мы его понимаем. Жители районов, в которых проводились исследования, это наименование не употребляют. Ученый вообще считал этот термин случайным и не соответствующим сути предмета изучения;
  • Профессор-географ Э. М. Мурзаев упоминал в одной из работ о том, что наименование «снежный человек» являлось дословным переводом слова «медведь» с некоторых языков народов Центральной Азии. Многими оно понималось в буквальном смысле, что вносило известную путаницу понятий. Это цитирует в своем труде о Тибете Л. Н. Гумилев.

В разных регионах страны и мира у него существует множество местных «имен».

Тема снежного человека в искусстве

Он присутствует в различных преданиях и легендах, является «героем» художественных лент и мультипликационных фильмов:

  • В роли снежного человека в фольклоре северных народов Сибири выступал наполовину фантастический «Бродячий чукча». Коренное и русское население верило в его существование;
  • О диких людях, называвшихся чучунами и мюленами , говорит якутский и эвенкийский фольклор. Эти персонажи носили звериные шкуры, имели длинные волосы, высокий рост и нечленораздельную речь. Они были очень крепкими, быстро бегали, носили с собой лук и стрелы. Могли украсть еду или оленей, напасть на человека.
  • Русский ученый и писатель Петр Драверт в 30-х годах на основе местных историй опубликовал статью об этих, как он назвал, первобытных, людях. При этом его рецензент Ксенофонтов считал, что данная информация относится к области старинных поверий якутов, которые верили в духов;
  • На тему снежного человека было снято несколько фильмов, относящихся к разным жанрам: от ужасов до комедии. К ним относится фильм Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», ряд американских картин, немецкий мультфильм «Переполох в Гималаях».

В государстве Бутана по горам проложен туристический маршрут, именующийся "тропой снежного человека".

Прямо, как в стихах Маршака про неизвестного героя, которого все ищут, но не могут найти. Даже знают, как его зовут - снежный человек. Кто же он такой - только пока точно определить не удается, и существует ли он в принципе.

6 редких роликов про йети

В данном видео Андрей Волошин покажет редкие кадры, доказывающие существование снежного человека:

Йети или много лет будоражит умы учёных. Кто он, человек или животное? Сам факт существования йети пока не признается многими исследователями. Зато специалисты из Китая утверждают, что в их стране живет большое количество снежных людей. Официальные лица от науки отмахиваются от факта существования йети. Кому же не выгоден снежный человек?

Руководитель экологического общества в Синьцзяне в Китае сообщил, что в стране живет от 200 до 500 йети, сообщает издание Современный Китай . Результаты своего сенсационного исследования о снежном человеке, Юань Гоин разместил в книге, под названием «Дикие люди».

Где живет снежный человек

Самые крупные представители загадочного «снежного человека» живут в горах Алтынтаг и Куньлунь. Самые маленькие йети были замечены в горах в районе города Урумчи в Китае.

Долгие годы изучения снежного человека

Эколог Юань Гоин, долгие годы работает в институте защиты окружающей среды региона СУАР. Изучением «снежных людей» китаец занимается уже более 40 лет. Увлеченный исследователь участвовал во множестве экспедиций по горам родного Китая, где много раз сам видел доказательства существования этих загадочных существ.

Юань Гонг в своей книге рассказывает, что сегодня на земле проживает около 1 тысячи особей «снежного человека». В разных странах загадочных существ большого размера, покрытых шерстью, называют по-разному: йети, «снежный человек», «дикие люди», сасквоч и т. д. Даже в КНР в разных провинциях страны «снежных людей» называют по-разному: меведечеловек, волосатый человек, горный дух.

Кто они — снежные люди

За последние 100 лет накопилось множество доказательств существования снежного человека. Выдвинуты различные теории происхождения йети на Земле. Одни называют их одичавшими олигофренами, кто-то считает их пришельцами, оставленными на нашей планете. Есть версии о том, что снежный человек, лишь галлюцинация в условиях недостатка кислорода или обычный медведь, как пишется в статье о снежном человеке в Википедии .

Во многих местах мира происходили случаи встреч со снежным человеком. Есть фото и видео доказательства существования йети, но официальной позиции от представителей науки до сих пор нет. Учреждена даже новая научная отрасль — Криптозоология, а академики всё отмахиваются от предоставленных фактов. Возможно, своим существованием снежный человек может поколебать и без того хлипкую дарвинистскую теорию.

Смотреть подборку видео и фото материалов о снежном человеке (йети)

Снежный человек — неизвестное науке человекообразное существо. В разных культурах ему дали разные имена. Среди самых известных: Йети, Бигфут, Сасквоч . Отношение к Снежному человеку довольно неоднозначное. Официально-подтверждённых данных о существовании бигфута сегодня нет. Однако многие заявляют, что доказательства его существования есть, однако официальная наука не хочет или не может их рассматривать, как вещественные улики. Помимо многочисленных видео и фото, которые, честно признаться, не являются 100%-ным доказательством, так как могут быть обычными подделками, в ассортименте криптозоологов, уфологов и исследователей феномена снежного человека есть слепки отпечатков ног, волосы сасквоча, а в одном из монастырей Непала хранится якобы целый скальп этого существа. Однако для подтверждения существования данного гоминида подобных доказательств недостаточно. Единственным доказательством, с которым не сможет спорить официальная наука, станет бигфут, так сказать, собственной персоной, который позволит себя исследовать и проводить над собой опыты.

По версии некоторых учёных, йети — это чудом сохранившиеся до наших дней , которые были изгнаны кроманьонцами (предками людей) в леса и горы, и с тех пор живут вдалеке от людей и стараются не показываться им на глаза. Несмотря на бурный расцвет человечества, в мире остаётся огромное количество мест, где может укрываться снежный человек и до поры до времени существовать необнаруженным. По другим версиям, бигфут — это совершенно другой вид человекообразных обезьян, которые не относятся ни к предкам людей, ни к неандертальцам, а представляют свою ветвь эволюции. Это прямоходящие приматы, которые могут обладать довольно развитым разумом, так как на протяжении большого количества времени умело прячутся от людей и не дают себя обнаружить. В недавнем прошлом йети зачастую принимали за одичавших людей, которые ушли в лес, обросли волосами и потеряли привычный человеческий облик, однако многочисленные свидетели описывают явно не одичавших людей, так как люди и неизвестные существа, если судить по описаниям, отличаются разительно.

В основной массе свидетельств, сасквоча видели либо в лесных районах Земли, там где существуют большие лесные массивы, либо в высокогорных районах, куда люди поднимаются крайне редко. В таких регионах, которые людьми обследованы очень мало, могут обитать разные животные, которые ещё не открыты наукой, и бигфут может быть одним из них.

Большинство описаний этого существа, причём описаний из разных регионов планеты, совпадают. Свидетели описывают снежного человека , как крупное существо, достигающее роста 3-х метров, с крепким, мускулистым телосложением. У снежного человека заострённый череп и лицо тёмного цвета, длинные руки и короткие ноги, массивная челюсть и короткая шея. Йети сплошь покрыто волосами — чёрного, рыжего, белого или седого цвета, причём волосы на голове длиннее, чем на теле. Иногда свидетели подчёркивают, что у снежного человека есть короткие усы и борода.

Учёные высказывают предположения, что йети очень сложно найти, так как они очень тщательно скрывают свои жилища, а человека или людей, которые приближаются к их жилищам, начинают отпугивать треском, воем, рёвом или криками. Такие звуки, кстати, описаны и в мифологии прошлого, в частности, в мифологии древних славян, где их приписывали Лешему и его помощникам, например, лесному духу Стукачу, который изображает стук,чтобы отпугнуть человека или наоборот — завести его в болото или трясину. Исследователи утверждают, что лесные йети могут обустраивать гнёзда в густых кронах деревьев, причём так искусно, что человек, даже проходя мимо и посмотрев на крону дерева, ничего не заметит. Есть также версии, что йети роют норы и живут под землёй, что делает их обнаружение ещё сложнее. Горные йети обитают в глухих пещерах, которые находятся в труднодоступных местах.

Считается, что именно эти дикие существа большого роста и покрытые волосами стали прообразами разных персонажей в мифологии народов мира, например, русские Лешие или древнегреческие Сатиры, римские Фавны, скандинавские Тролли или индийские Ракшасы. Стоит только вдуматься, ведь в йети верят практически повсюду: Тибет, Непал и Бутан (Йети), Азербайджан (гулей-бани), Якутия (чучунна), Монголия (алмас), Китай (ежэнь), Казахстан (киик-адам и албасты), Россия (снежный человек, леший, шишига), Персия (див), Украина (чугайстер), Памир (дев), Татарстан и Башкирия (шурале, ярымтык), Чувашия (арсури), Сибирские татары (пицен), Ахазия (абнауаю), Канада (сасквоч), Чукотка (тэрык, гиркычавыльин, мирыгды, килтаня, арынк, арыса, рэккем, джулии), Суматра и Калимантан (бататут), Африка (агогве, какундакари и ки-ломба) и так далее.

Стоит отметить, что сегодня вопрос существования йети рассматривается разве только отдельными, частными и независимыми организациями. Однако в СССР проблема поиска йети рассматривалась на государственном уровне. Количество свидетельств появления этого существа было настолько большим, что в его существовании просто перестали сомневаться. 31 января 1957 года в Москве состоялось заседание Академии Наук, на повестке дня которого значился только один единственный пункт «О снежном человеке». Поиском этого существа занимались несколько лет, отправляли экспедиции в различные регионы страны, где до этого были зафиксированы свидетельства его появления, но после бесплодных попыток найти загадочное существо, программа была свёрнута, и этим вопросом стали заниматься только энтузиасты. Энтузиасты и по сей день не теряют надежды повстречаться с бигфутом и доказать всему миру, что это не просто мифы и легенды, а реальное существо, которое, быть может, нуждается в поддержке и помощи человека.

За поимку снежного человека объявлена настоящая награда. 1 000 000 рублей обещает счастливчику губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Однако, стоит сказать, что если вы встретите на лесной тропинке хозяина леса, то в первую очередь необходимо подумать о том, как унести ноги, а не извлечь из этого прибыль. Может быть оно и к лучшему, что люди в своё время не посадили Бигфута на цепь или в одну из клеток зоопарка. Со временем интерес к этим существам пропал, и теперь многие просто отказываются в него верить, принимая все свидетельства за выдумки. Это, бесспорно, на руку, лесным людям, и если они действительно существуют, то встречаться с любопытными людьми, учёными, репортёрами, туристами и браконьерами, которые обязательно испортят их тихое существование, им пока не стоит.

Снежный человек. Последние очевидцы