В разделе нашего сайта "Вопросы священнику" появляется немало сведений о вражеском действии на человека. Народ спрашивает у батюшки, что это такое, почему - отец Андрей Большанин отвечает. Воздействие нечистой силы - ныне одна из составляющих современной жизни, она входит и в понятие "скорби". Побеждая внутри себя зло, мы спасаемся для вечной жизни.
Несколько лет назад информационная служба Псковской епархии побывала в Великолукском благочинии. Тогда благочинным был настоятель Свято-Вознесенского собора в Великих Луках иеромонах Киприан (Грищенко). Наша беседа с отцом благочинным была о разном: как всегда нас интересовал путь, которым пришел человек к Богу, задавали мы вопросы и связанные с демонической проблемой.
Одной из основных духовных проблем современного общества отец Киприан считает легкомысленное отношение к "врагу рода человеческого": "Они думают, что сатаны нет",- сказал в нашей беседе иеромонах. Спустя год отец Киприан покинул Псковскую епархию, видимо, избрав путь только монашеского делания.
р.Б. Наталья

-Отец Киприан, мы идем разными путями к Богу, а какой путь у Вас?
-После окончания вуза я работал как все, и мысли пойти в монашество, не было. В храм не ходил и жил нецерковно. Но был внутренний вопрос, и он не давал мне покоя. Теперь я понимаю, что душа просила Бога. Возможно, бабушка меня вымолила для такой жизни, и когда мне исполнилось тридцать, стали появляться мысли о вечности, стал заходить в храм, но город не давал мне ответа на мои вопросы. Поехал в деревню, купил дом, корову, козы были, был огород, хозяйство. Условия для моего развития как христианина идеальны: тайга, деревня. Но я ни к чему, слава Богу, не привязался. Не стал крестьянином в современном понимании этого слова, который с утра до вечера работает, а находит утешение в пьянке. Прожив пару лет в деревне, я ушел в монастырь.

-Куда?
-Приехал в Мордовию. В Санаксарский монастырь Рождества Богородицы, в котором когда-то подвизался старец Федор Ушаков (его родственник адмирал Ушаков там похоронен). Тогда там был духовником схиигумен Иероним, к которому я и попал. Прожив в монастыре около года, общаясь со старцем, я получил великую пользу. Но монастырь был очень посещаем, мне приходилось каждый день бывать в миру, в командировках, я и водитель, и тракторист - все "железо" было мое. И это для меня было сложно.

-Омирщаешься?
-Мое убеждение, что в монастыре для начала надо побыть безвыходно несколько лет, чтобы укрепиться, встать на ноги. И выходить их монастыря только по послушанию, как это и происходит обычно. Но это все равно вредит монаху. Я и уехал потому в Карелию. Попал на Онежское озеро, в уединенный монастырь, к которому не было дорог, там не было электричества, связи, зимой все заносило снегом. И только огромное Онежское море на триста километров. Там я принял в 33 года монашеский постриг. И в этот же год был рукоположен в иеродиаконы.

-Монастырь довольно уединенный. Были искушения?
-Да, сатана может искушать по-разному. Если живешь в миру, где много людей, враг рода человеческого - диавол, искушает через зрение. Основные соблазны идут через зрение, человек получает информацию через зрение - что видит, тем и соблазняется. Сатана старается соблазнить любого человека, особенно верующего, православного, паче того, если он монах. И монахи, уединяясь, внешних искушений себя лишают, избегают, особенно в уединенном монастыре. Нет развлечений, увеселений, т.е. газет, радио.

-В отсутствии таких соблазнов легче избежать искушения?
-В этом смысле легче. Но, читая святых подвижников, понимаешь, что есть духовная брань, мысленная, внутренняя. И опытно испытать это на себе мне приходилось. Когда монастырь занесен снегом, горит лампада, и ты читаешь монашеское правило - эта брань приходит в помыслах. Враг рода человеческого сопротивляется делу спасения нашей души и начинает показывать картинки прошлого, приходят воспоминания, особенно, если человек до прихода в монашество жил обычной светской жизнью, без духовных принципов, соблюдения заповедей, как заведено в обществе, которое теперь себе ни в чем не отказывает. Мы каемся в этих моментах, исповедуемся, но уйти от мысленных воспоминаний трудно.

-А видения, батюшка?
-Хотите шутку? Однажды ночью проснулся и вдруг вижу кто-то в двери стоит: черный, высокий. Пришел в некоторый трепет, но зажег лампу - оказалось, мой подрясник висит. Видения были, когда был трудником. Зашел в один монастырь с батюшкой пообщаться, и были моменты, когда ночью кто-то душит, приходилось ночью молиться. Мало молились.

-Мало молились?
-Да, когда трудником был. Враг имеет доступ к человеку через его страсти, его грехи. Это бывает и в оскверненных монастырях, где совершались властью непотребства. А тот монастырь, куда я пришел, паломничая, был занят воинской частью. В Карелии же ветер, в основном, старался, завывал как трактор, когда мы все ждали, что привезут дрова. Надо молиться, молиться, молиться.

-Долго были в Карелии?
-Четыре года. Принял там священство, стал иеромонахом, год был наместником. Но начались болезни. В 1998 году, в январе приехал по совету к отцу Валентину (Мордасову) под Псков, в Камно со своими духовными вопросами. Очень немного был с ним. Отец Валентин говорил интересно и вроде о ком-то, а, оказалось, все это касалось меня. Теперь опытно знаю на себе - дерзновение молитв к Богу (не дерзость, а дерзновение). И я испытал на себе чудо - мои духовные вопросы разрешились, и я вернулся в Карелию немного другим человеком. Потом приехал летом опять в Камно, отец Валентин уже болел, не служил, и я двадцать дней прожил в Камно и служил литургии, говорил с отцом Валентином. Ему оставался всего месяц, и Господь сподобил меня быть с ним. Затем я заболел, и врачи мне сказали сменить климат. По благословению Архиерея в Петрозаводске я перешел в 1999 году в Псковскую епархию, и наш Владыка Евсевий благословил меня служить в Камно, где и прослужил четыре года.

-А как оказались в Великих Луках, отец Киприан?
-В 2003 году, на празднике Иоанна Богослова, в мае, на престольном празднике во Пскове, я молился и просил Иоанна Богослова, чтобы он помог мне полюбить Бога и людей, чтобы это было подобно Господней любви. Просил - просил, просил - просил на Всенощной, на литургии, а после литургии мне Владыка сказал: "Поедешь в Великие Луки".
И уже позже, через месяц, будучи великолукским благочинным, я понял, что выпросил у Иоанна Богослова: 6ез скорбей любви не будет. Говорили раньше: поехал священник в Великие Луки - на великие муки. Сейчас такого нет, как раньше было. Но явно Иоанн Богослов услышал мою просьбу. Я уже два раза был в больнице, чего раньше со мною не было. Скорби и болезни - ими и спасаемся, а Иоанн Богослов всегда здесь, рядом. А принял меня под свой омофор Патриарх Тихон, поскольку у меня есть крест - мощевик, и в нем в 1999 году появилась частица мощей Святого Патриарха Тихона, а здесь, оказалось, его родина, в Клину. И Владыка в 2003 году в погосте Клин благословил создание женского монастыря, чем я сейчас и занимаюсь.

-Видно, что у вас в Соборе много сделано: иконостас, полы в храме. Есть ли финансовые сложности на приходе, всем же ясно, что церковь живет жертвой? Нуждаетесь ли вы, или Бог помогает?
-У каждого настоятеля нынешнего времени большие проблемы с восстановлением порушенных святынь. С финансами проблема существует, но надо отдать должное, в городе Великие Луки сохранены заводы, работают предприятия, есть бизнес. И благополучные люди, руководители предприятий не отказывают в помощи. Депутаты областного собрания из Великих Лук нам очень помогают, никогда не отказывают. Только покраска собора в прошлом году обошлась в пятнадцать тысяч долларов. Нынешняя городская администрация города очень доброжелательно относится к Церкви, нам передали старое здание, и мы его сейчас полностью ремонтируем капитально под палаты Владыки и церковный магазин. Избранный год назад мэр Лидия Голубева, перед выборами приходила к нам в храм и просила нашей молитвы, мы молились, но никакой пропаганды, никакой политической деятельности мы не вели. Я захожу в администрацию города, как любой другой посетитель, и мне не отказывают в помощи. Вся власть в городе доброжелательна, помогают нам проводить Крестные ходы, с которыми мы ходим вокруг квартала, где находится наш Свято - Вознесенский храм.

У нас сейчас открыты все храмы, люди не гонимы за веру, может быть, нам Господь дал такую последнюю возможность сделать выбор. Что Вы скажете об этом, отец Киприан?
-Есть духовная проблема - люди православные скорбят от того, что нет старцев. Всегда были старцы: оптинские, валаамские. Со старцами легче. Своим рассуждением и молитвой они помогают нам. А сейчас человек остался без поводыря. Господь отнял старцев, потому что люди, спросив совета у старца, его не выполняют. Батюшка, благословите! Батюшка благословляет, а человек домой приедет, подумает своим разумением и не выполнит благословение, не поверит старцу. А открытые храмы сейчас - я просто благодарю Господа за такую дарованную возможность.
О себе скажу, что если бы не было открытия монастырей, я бы не был верующим человеком. Я пришел в открытый действующий монастырь в Санаксарах, где было пятнадцать священников, из них два схимника, это стойкий твердый монастырь с Уставом и службами. Там мне было легко переходить из светского человека в монаха. Говорить о последних временах я не берусь, кликушеством заниматься дело нехорошее.
О последних временах говорили еще Апостолы, а это было две тысячи лет назад. Но по поведению общества, по жизни нашей современной - да. Апокалипсическое время. Потому что безнравственность, разврат, пьянство, наркомания достигли таких размеров, что дети уже этим занимаются. Господь сказал: "Приду когда на землю, найду ли веру свою". Нас, православных, всегда было не так - то и много, но сказано Господом: "Не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир".

-То есть как немного было первых христиан, так и сейчас тоже православных мало?
-Времена тяжелые, непростые, но в тяжелые времена, будь то война, смуты всегда Русь объединялась вокруг Церкви. И сейчас бедная жизнь, высокие цены, сложная обстановка в стране, и люди идут в храм, прихожан прибавляется. Верующих людей становится все больше. Пусть это не имеет массового характера, но когда видишь, что в воскресение тридцать маленьких детей причащаются со взрослыми, благодаришь Господа за них. Нам не дано знать, когда наступит последний день. Он может наступить завтра, сейчас, сию минуту. "В чем застану, в том и сужду", и мы должны быть готовы в любой момент предстать перед Господом. Для этого необходима регулярная и постоянна исповедь, причастие, как духовник благословит. Я благодарю Господа за то время, какое есть. Хотя кто-то и говорит, что вчера "были коммунисты - сегодня крестятся", а я радуюсь, что Господь нам дал такую возможность, радуюсь, что у нас почти 160 священников в области и псковскую землю называют еще "Палестиной", а река Великая как Иордан.

Да у нас еще и Иерусалимка за Псковом течет. Какую проблему, отец Киприан, Вы видите? Что особенно угнетает православного человека?
-Угнетает людей отсутствие стабильности завтрашнего дня, если говорить о земной нашей жизни. Бывает, люди дрогнут. А твердые говорят: "Слава Богу за все". И я вижу явно, вижу, как людям, у которых четверо детей и которых считают безумными, Господь им явным образом помогает, потому что они уповают на Господа. И Господь помогает им через ближних, благотворителей, благодетелей.

Говорят, что раньше бесы только в свиньях жили, а сейчас в людях. Что Вы можете сказать об этой проблеме, ведь Вы окормлялись у священника, который занимался экзорцизмом, отчиткой?
-Отец Валентин говорил так, что во времена земной жизни Спасителя сильно умножилась болезнь, называемая беснованием. Очень сильно. Так же и в наше время, очень похожее на то. Это от бездуховности общества, безверия, несоблюдения заповедей.
Помните, как рассказывается в Евангелии, Господь исцелил по просьбе отца бесноватого отрока, который бросался то в огонь, то в воду. И Господь, исцелив, сказал: "О роде неверный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас!" И сейчас все болеют, а спроси: "Когда Вы, больной, были на исповеди?". Кто - ни разу, а кто - редко. Все в жизни нам по грехам. А бесы не хотят, чтобы их изгнали, они кричат, визжат, такое бывает иногда в обряде Крещения, когда произносятся слова отречения от сатаны.
У меня был случай при крещении в Камно, когда я после молитвы отречения, слышу, как за моей спиной восьмимесячный ребенок просто рычит и плачет. Я поворачиваю голову и вижу: на руках у крестного маленький сморщенный старичок, он протягивает ручку и кричит. Я спрашиваю у родителей: "Когда была свадьба?" Оказывается, в пост. Получается, что люди с детства находятся вне Церкви. Раньше на Руси перед населенными пунктами, городами стояли кресты, храмы были, крестили во младенчестве, а сейчас в Великих Луках около двух десятков сект. Секты там, где гордость, где превозношение, где человек не хочет трудиться. Зачем каяться, вспоминать свои грехи, стыд терпеть за самого себя и переживать.
Вот сейчас свобода. А свобода одна - истинная свобода от греха. Господь дает свободу, и другой свободы нет. Есть рабство греха, своих привычек, рабство у Запада. Люди думают, чтобы стать верующим человеком, нужно так сломать себе жизнь, необходимо столько себе запретить, что многие воспринимают Православие как религию запретов: то нельзя, это - нельзя. А Апостол говорит: "Все мне возможно, но не все полезно". Грех не полезен ни душе, ни телу. И становление церковное только на благо человека идет, когда человек учится себя ограничивать. Распущенность охватила ныне всецело, и трудно себя ограничивать. Тут один участковый в нашем благочинии сказал, что люди православные отличаются от других послушанием власти.

-А для большинства подвиг - власть не слушать.
-Да, адреналин такой. Это бунтарский дух, дух декабристов, раскольников.

-Может, дух русского человека?
-Нет, неправильно. Нет уже национальных черт, за столько веков вся кровь перемешалась. Русский, значит, православный, а вот советский, бунтарский дух - да, еще есть.

-Что бы Вы, отец Киприан, пожелали нашим людям?
-Сказано, что будем спасаться терпением скорбей и болезнями. Скорби есть, болезни есть, а терпения нет. Хотелось бы пожелать всем людям терпения. И, прежде всего, научиться терпеть себя: не отвечать на обиды, начинать молиться. Терпения, терпения и еще раз терпения. Милости всем Божией, послушания Святой Матери Церкви, твердого стояния, непоколебимого в вере. И здоровья, насколько Господь даст.

На вопросы отвечает насельник Даниловой обители иеромонах Киприан (Сафронов)

– Батюшка, многие люди сейчас жалуются на то, что они не могут как следует исповедаться, у них не получается.

– Да, подавляющее большинство людей исповедоваться не умеют. Некоторые по десять лет ходят в храм, а так и не научились правильно исповедоваться. Почему? Проблема даже не в том, что они не могут понять, как правильно исповедоваться, проблема в том, что они не интересуются по-настоящему этим, не читают литературу, хотя сейчас много издается книг, недорогих брошюр, не знают до сих пор, как надо правильно в храме себя вести, как вообще должен вести себя православный человек. Есть же кодекс поведения православного человека! Иногда забывают даже, что они – православные люди. И как следствие – не могут правильно к таинству Исповеди подойти. Отсюда и проблемы возникают. Такой человек приходит на исповедь как на обычную процедуру, предшествующую причащению. А ведь это же таинство, великое таинство Церкви, только через таинство Исповеди человек может исправиться, исправить свою жизнь, научиться правильно жить. Больше никак. Благодать Божия дается непосредственно только через таинства. Каждое церковное таинство дает свою благодать: таинство Венчания дает благодать на супружескую жизнь, таинство Рукоположения – на священническое поприще, а таинство Исповеди дается человеку на то, чтобы он был духовно и физически здоров, чтобы он рано или поздно научился правильно жить, то есть не грешить. И если человек сам не может перестать грешить, не может исправиться, то Господь попускает болезнь, чтобы он хотя бы через нее перестал грешить. Болезни – это милость Божия, даются нам по нашей немощи и неразумию, болезнями Господь смиряет нас, и мы к грехам, которые любим повторять, когда здоровы, начинаем во время болезни относиться более чем прохладно, смиряемся.

– Многие, приходя на исповедь, надеются, что священник сам их расспросит обо всем…

– Священник на исповеди не должен обязательно выспрашивать у исповедуемого что-либо… Человек обязан научиться исповедовать свои грехи самостоятельно, заранее подготовить исповедь, проанализировав свое поведение, выявить грех, прийти и сказать батюшке: я грешен. Часто исповедуемый начинает рассказывать, как он с кем-то, скажем, сильно повздорил, что тот ему сказал, и что он ответил, и как тот на это отреагировал; кто виноват – уже не разберешь. Тогда приходится спрашивать исповедуемого, в чем же твой-то грех, лично твой, и напоминать ему, что он пришел исповедоваться, а не жаловаться на другого.

– А если человек не может сам правильно оценить ситуацию и рассказывает ее священнику, чтобы батюшка помог?

– Человек должен знать, что в любой ситуации он обязан в первую очередь винить себя самого. Почему? Потому что, обидевшись, не пошел на уступки, не прекратил инцидент, хотя мог бы. Православный должен искать свою вину в любой ситуации, ведь в любой жизненной ситуации часть вины всегда на нас лежит. Если же на нас совсем вины нет, то мы должны чувствовать себя спокойно, совесть у нас должна быть спокойной.

– Но на человека напраслину возвели, а он не делал то, что ему ставят в вину…

– Тогда это не его проблемы.

– Так обидно же ему…

– А вот это уже большой грех, и надо сразу на исповедь идти. Проблема здесь в том, что ты обижаешься, значит, в том, в чем тебя оговорили, есть доля правды. Если у тебя какое-то беспокойство, если ты начинаешь жаловаться – это показатель, что есть и твоя вина. Наша обида говорит нам, что у нас что-то неблагополучно. Это неблагополучие сначала копится внутри, понемногу, и не сразу выходит наружу, но потом, переполнив нас, обязательно выявляется. И человек, если не исповедуется как следует, начинает искать свои способы выхода обиде: строит планы личной мести, идет к психологу, колдуну, а то и подумывает, как нанять киллера…

Бывает так, что человек, скажем, наступил другому на больную мозоль и не заметил. Обладатель больной мозоли начинает кричать на него, мол, смотри, куда идешь, а то и по макушке даст – обидно, что его больную мозоль не заметили. Человек, зная, что на нем вины никакой нет, в недоумении – за что получил, но тем не менее не обижается. Какой же итог? Пострадавший, мало того, что ему на больную мозоль наступили, так он еще и нагрешил и теперь должен каяться на исповеди. То есть получается, что потерпевшая сторона больше и нагрешила. А с того, кто наступил, с него спроса нет, он получил по макушке ни за что, ему и каяться не в чем. Пострадавший, если претерпел бы, мучеником бы стал, и любовь бы у него появилась к человеку от того, что простил его.

– Часто люди из-за болезни или из-за каких-то других уважительных причин пропускают воскресные службы в храме, и, может быть, трудно винить их в этом…

– Раньше православный человек мечтал умереть в храме, а после Причастия – тем более за счастье почитал умереть, потому несмотря ни на какую болезнь, шел на службу в храм, постился, причащался. Он не задумывался над тем, больной он или здоровый, может идти в храм или не может. Надо идти в храм – шел в храм, надо идти работать – шел работать. Почему? Потому что верил в Бога, старался жить в Его произволении. А в наше время человек по 40 лет лечится и вылечиться не может, и все 40 лет только этим и озабочен, покупает и читает множество «здоровой» литературы, консультируется со множеством специалистов, пьет огромное количество медицинских препаратов, а толку никакого. И помереть по-Божески тоже никак не может, хотя, может быть, и желает – срок наступил. Грехи не пускают. Как раньше помирали? Человек работал-работал в поле, почувствовал, что устал, сел отдохнуть, вздохнул, перекрестился и отдал Богу душу. А сейчас мучается, а грехи не пускают… Не исповедуются, как следует, не причащаются по полгода, когда же случается какое-либо несчастье с ними, сразу бегут в церковь на исповедь. Придут, исповедуются и опять на полгода исчезают… Так вот и крутятся по немощи своей – то одно несчастье, то другое, то третье, и получается – и к Богу не повернуты, и миру не принадлежат.

– Что же делать?

– Вовремя исповедоваться, причащаться, не нарушать постов – строго исполнять свои обязанности. А строгость должна определяться батюшкой, как он определит каждому человеку отдельно.

С иеромонахом Киприаном (Сафроновым) беседовала Валентина Морева

На чёрной рясе отца Киприана слева выделяется бархатно-алый прямоугольник, под ним та самая золотая пятиконечная звезда Героя Советского Союза.
Напоминание из прошлой жизни, в которой остались армия, политика и бизнес. Тогда его звали Валерий Бурков. Сейчас — инок Киприан. Тогда он защищал свою страну и боевых друзей. Сейчас хочет спасти человеческие души и обрести счастье.

В 1992-м Бурков инициировал в ООН Международный день инвалидов

В этом доме в Подмосковье отец Киприан принимает всех страждущих

На стенах - репродукции икон и картин с библейскими сюжетами

Двухэтажный домик отца Киприана притаился на берегу Москвы-реки в ста километрах от столицы. Место тихое, особенно зимой. Соседей-дачников в это время здесь почти не встретишь. Эта комнатка — его келья и обитель. Здесь он живёт и молится. Здесь же принимает людей. Которые нуждаются в совете или помощи. Смартфон Валерия периодически вибрирует. Иноку Киприану звонят из самых разных уголков бывшего Союза. Так и проходит весь день. В общении, чтении и молитвах. На стенах репродукции известных икон и картин с библейскими сюжетами. Полумрак рассекают лучи от пары лампадок. В воздухе узнаются нотки ладана. На стуле сидит высокий худощавый мужчина с пепельной бородой. Неспешно дымит камин. Из кухни доносится постукивание ножа о деревянную доску. Два молодых человека азиатской внешности готовят обед. Салат из свежих огурцов и помидоров. Картошка с грибами. В электрическом чайнике закипает вода. На скатерти широкого стола появляются мёд и варенье. Отец Киприан спускается по ступеням и приветствует своих гостей.
- Здравствуйте, товарищи бойцы!
- Здравия желаем, товарищ…
Возникает неловкая пауза. Молодые люди не знают, как назвать отца Киприана.
- Товарищ монах, — улыбаясь, подсказывает хозяин дома.
Двое молодых ребят приехали сюда из Киргизии. У одного проблемы с алкоголем, пил весь прошлый год. У второго тоже неспокойно на душе. Отец Киприан превратил свою дачу в дом помощи людям, попавшим в сложную ситуацию. Принимает всех. Помогает словом и делом. Бесплатно.
Впервые отец Киприан принял на своей даче людей, нуждающихся в помощи, в 2010 году, еще до пострига. Киприан не считает себя наставником, учителем и уж тем более врачом. По его мнению, все блага дарит Бог, нужно только захотеть этого. А на даче для этого есть все условия. Свежий воздух, рыбалка, работа в огороде и по дому. Каждый выбирает отдых по себе.
- Здесь спится по-другому. Здесь святой дух ходит. Моя роль мизерная. Вот условия вам. Ни о чём не заботьтесь: что есть, во что одеться. Ищите царство Божие. Всё. Моя задача — помочь увидеть путь и пойти. Всё остальное Бог делает, — говорит отец Киприан.
Темнота. Где-то далеко зажигается маленькая, словно бархатная, точка. Она плавно превращается в кружок. Свет ширится, льётся в разные стороны. Приятный, божественный. Всё вокруг замерло без движения. Тишина. Только этот свет даёт тепло, успокоение и умиротворение. Внизу какое-то помещение и силуэты трёх людей. Они склонились над четвёртым. Возвращаться назад не хочется. Очень не хочется. Но тело затягивает назад. Глаза открываются. Жизнь продолжается. С этого начался путь к Богу отца Киприана.

В Афгане у Буркова была редкая специальность - авианаводчик

В Афганистане у него была одна из самых опасных военных профессий — авиационный наводчик. Он выжил после тяжелейших ранений, потерял ноги, но вновь стал летчиком, а после службы был успешным бизнесменом. Но всё это были только этапы жизни на пути к Богу.
— Самое страшное состояние, которое можно испытать на войне, это беспомощность. Когда ты слышишь, как погибают твои товарищи, а ты ничем не можешь им помочь, — признаётся Валерий Бурков.
Он поехал туда уже после гибели в Афгане отца. Однако, как оказалось, не за тем, чтобы мстить.
- У меня никогда желания отомстить за отца не возникало. Что он, что я - мы искренне хотели помочь братскому народу Афганистана.
В апреле 84-го во время зачистки Панджшерского ущелья Бурков обнаружил вражеский ДОТ. Пулемёт ДШК в пещере. Много патронов, гранат. Отличные трофеи!
- Делаю шаг, и взрыв. Сначала не понял, думал, что кто-то другой подорвался. Но потом в глазах сделалось темно и пришло осознание, что я сам, — вспоминает Бурков.
В полевом госпитале под Кабулом провели несколько операций. Сначала ампутировали ноги чуть ниже колена, затем Бурков пережил три клинические смерти. Уже в Ленинграде медики поставили редчайший диагноз — каузалгический синдром. Один из гвоздей, которыми был начинен заряд, повредил нервы на руке. Бурков постоянно испытывал страшную боль. Жжение сродни тому, что человека заживо жарят на костре. Хирурги буквально под микроскопом сделали несколько надрезов на нерве, и боль ушла.
Через год в штабе ВВС сначала даже не поняли, что Бурков на протезах. Удивились. Но своего офицер добился. Его оставили в армии и тут же направили на учёбу в Академию ВВС имени Гагарина. В итоге он вновь садится за штурвал самолёта. Через два года после ранения Валерий Бурков женился, а в 87-м у него родился сын. После увольнения из армии Бурков на виду, успешно занимается бизнесом, пробует себя в политике. В 92-м Бурков по-военному чётко выступает с трибуны ООН с инициативой установления Международного дня инвалидов. В 2009-м его кандидатуру рассматривают как приоритетную на пост губернатора Курганской области. Но Бурков отказывается, уходит от мирских дел и переезжает жить на дачу в Подмосковье.
Сейчас отец Киприан окончил двухгодичные богословские курсы при Саввино-Сторожевском монастыре, учится в двух православных университетах на педагога и психолога. В прошлом году Бурков приехал к старцу Илию в Переделкино. Спросил: «Есть ли Божья воля на постриг меня в монахи?» Старец долго молчал, молился, затем прикоснулся рукой к голове и благословил. Валерий принял постриг и получил имя Киприан. Жена не была против. Сейчас он тесно сотрудничает со Свято-Казанским мужским подворьем Бишкекской и Кыргызстанской епархии. Именно с ней за семь лет оказания помощи людям сложились добрые и тесные отношения.

Уж кто-кто, а люди набожные знают, где соломки подстелить, прежде чем упасть. И все равно они упрямо ехали в Троице-Сергиеву лавру, к теперь уже бывшему игумену Киприану, в миру Евгению Цибульскому. Чтоб исповедаться, покаяться в грехах своих тяжких, спасти душу... Правда, после таких таинств с духовником некоторые молодые прихожанки до сих пор испытывают "демонские нападения". А люди постарше и поопытнее пытаются отсудить свое конституционное право на жилье. Как там у Высоцкого? "Нет, и в церкви все не так, все не так, ребята..."

— С отцом Киприаном я познакомилась на исповеди осенью 2000 г., — вспоминает москвичка, 24-летняя Вера Шувалова. — Сначала он приглашал меня к себе в келью, где просил сделать массаж. Мне показалось странным, когда он положил руку мне на талию. Но батюшка заверил, что этим самым вырабатывает у меня бесстрастие. Он действовал расчетливо, приучая меня к блуду. И, когда посадил к себе на колени, я отнеслась и к этому спокойно — посчитав, что это такое послушание, которое нужно исполнять...Впервые монах поцеловал девушку аж через два года после знакомства — на Пасху в 2002 г. К этому времени Вера уже была совершенно ослеплена своим духовником и безропотно выполняла все его приказания. По 5 часов в день делала массаж его обнаженного (!) тела, после чего у нее тряслись руки. Но их она даже не мыла, пребывая в уверенности, что прикасается к святой плоти и эта святость передается ей, грешнице.

— Наконец, летом 2003 года, — продолжает она, — в своей квартире в Сергиевом Посаде он просто овладел мною. Обвил мое тело, как змея. И сблизился со мной, как со своей женой.

На испуганный вопрос девушки (уже женщины): "Что же вы делаете? Ведь вы монах!" — отец Киприан буднично ответил: "Какой я монах? Монахи в пустыне!.."

Веру (по понятным причинам ее фамилия изменена) после череды таких "исповедей" начали мучить блудные сны. Как-то она сообщила об этом игумену. И сама же осталась виноватой: мол, эти похотливые желания тебе внушают бесы. Молись!

В интимные отношения с прихожанкой "монах" вступал и накануне дня причастия — что не могут себе позволить даже женатые священники, не говоря про аскетов-монахов! Зачарованная "духовником", Вера продолжала считать, что это не блуд, а такое послушание, своего рода борьба с бесовскими силами. Иногда в такие минуты спрашивала: "Что же вы со мной делаете?" "Я тебя смиряю", — отвечал игумен. Когда к нему на квартиру приходили и другие девушки, Вера не унималась: "Вы и их так "смиряете?" "Не твое дело!" — отвечал монах.

И только позже поняла, что под видом послушания совершала смертный грех. Сейчас, когда Вера уже в другом храме становится на молитву у иконы Спаса Нерукотворного, ей кажется, что лик Спасителя каким-то образом делается похожим на Цибульского. И ей становится страшно...

Когда похождения похотливого игумена стали известны наместнику лавры и Духовному собору Троице-Сергиевой лавры, разразился большой скандал. Решением Духовного собора лавры от 29 октября 2003 года, утвержденного патриархом, игумен Киприан (Евгений Цибульский) был запрещен в священнослужении и отчислен из братии лавры за грубые нарушения православной пастырской деятельности. А позже, когда открылись и другие его делишки, лишен священного сана, извержен из монашества и отлучен от церковного общения за растление приходивших к нему на исповедь девушек.

В материалах церковного дела, по которому старцы лавры принимали столь важное решение, собраны десятки страниц документов: показания потерпевших, заключения экспертов. Все они свидетельствуют о том, что батюшка, пользуясь безграничной властью духовника над своим чадом, использовал эту власть в корыстных, в том числе плотских целях.

Как говорится, ничто человеческое ему не было чуждо. Одна девушка признается на исповеди, что на ум ей пришло богохульное слово, ей очень стыдно, она не знает, как быстрее избавиться от этого наваждения. "Напиши это слово 100 раз!" — требует игумен. "Но батюшка, это же!.." — изумляется прихожанка. "Я сказал — пиши!"

Она пишет 100, 1000 раз. Это слово, уже конкретным образом, начинает сниться по ночам — духовник времени даром не теряет, навязчиво ищет с ней сексуальной близости. Все под благородным предлогом антибесовской "закалки".

История, конечно, грязная. Речь идет не о захолустном приходе, а о колыбели российского православия, где сотни монахов беззаветно служат Господу Богу. И вдруг такой вот пассаж: в кои веки в самом храме даже был проведен обыск! При непонятных обстоятельствах игумену оторвало несколько пальцев на левой руке. А когда прибыли блюстители порядка, у Киприана обнаружили целый арсенал оружия...

Важно было изгнать паршивую овцу, чтобы сохранить неповрежденным стадо. И мы понимаем суровость решения Духовного собора лавры — до игумена Киприана лишь один человек за последние 30 лет подвергся такому же строгому наказанию: бывший экзарх Украины митрополит Филарет (Денисенко) за подобные деяния был запрещен в священнослужении и извержен из сана монашества.

Однако ставить точку в этой истории пока рано. В Сергиевом Посаде есть люди, которые из-за собственной доверчивости пострадали от кипучей пастырской деятельности Киприана. В результате чего оказались на улице: без семьи, без детей, без квартиры...

38-летний Алексей Самойлюк — один из них. Свою жизнь он четко делит на три этапа: до Киприана; вместе с Киприаном; и, соответственно, без Киприана.

Родился и вырос Алексей в офицерской семье, окончил Калининградское высшее военно-морское училище, служил в Севастополе, там был женат первым браком.

С Цибульским познакомился в 91-м, когда еще служил офицером. Видимо, какая-то власть над человеком у Евгения Аркадьевича все-таки есть. Алексей, который раньше не особенно задумывался над вечным, вдруг стал ходить в церковь, изучать религиозную литературу, наконец — исповедоваться. У кого? Естественно, у отца Киприана. Сегодня для душеспасительной беседы тысячи километров (Киприан служил в лавре, а Алексей — в Севастополе) не преграда. Они часто звонили друг другу, обменивались письмами.

По странному стечению обстоятельств жизнь военно-морского офицера с тех самых пор и начала запутываться.

— Что-то со мной произошло, — вспоминает Алексей, — я стал слепо выполнять советы духовника. Грубо относился к жене — Киприан предостерегал меня, чтобы я не стал "подкаблучником". Перестал помогать ей по хозяйству, а вскоре наш брак — опять же по совету духовника — превратился в формальность, мы не жили как муж и жена...

Дальше — больше. В 1992 году Алексей оставил службу в звании старшего лейтенанта, приехал в Сергиев Посад поступать в Московскую духовную семинарию. В это время Россия и Украина делили между собой военно-морской флот, вся мощь отчизны рушилась на его глазах. И он окончательно и бесповоротно решил уйти туда, где, казалось бы, нет никаких потрясений. Лавра, колокола, купола, игумен... Что может поколебать эти священные устои?!

С 1994 по 1998 г. учился в семинарии, с 1998 по 2002 г. — в духовной академии. Разумеется, все это время он ни на день не прерывал связь со своим духовником, отцом Киприаном то есть. Под видом послушания построил гараж и забор вокруг его участка в городе. С другими, такими же, как он, семинаристами сделал обширную пристройку к однокомнатной квартире монаха в Сергиевом Посаде: она находится на первом этаже и теперь стала комфортабельной двухкомнатной квартирой.

Идиллия, казалось бы, полная. Но в один совсем не прекрасный день отец Киприан стал упрекать свое чадо в сребролюбии, в отсутствии всякого милосердия и заботы о ближнем.

— Нет у тебя, сын мой, жертвенности, которая присуща православию. О себе только думаешь. О своем!..

Алексей очень огорчался — ведь поводов к таким замечаниям не давал. Напротив, свою квартиру в городе он получил по духовному завещанию от старой уборщицы в семинарии, за которой ухаживал. Из скромных семинарских доходов оплачивал ее жилье, коммунальные услуги, покупал продукты, провожал вечерами домой. Перед смертью свои апартаменты старушка завещала молодому семинаристу.

Оказывается, эту самую квартиру игумен и имел в виду. Чтоб избавиться от сребролюбия, духовник предложил Самойлюку заключить договор купли-продажи его (Самойлюка) квартиры в свою (Киприанову) пользу. Договор, как заверил духовник, чисто формальный, Алексей будет по-прежнему владеть этим жилищем, но уже сам факт наличия такой бумаги поможет Самойлюку избавиться от пороков, спасти душу и тело.

Христиане безгранично верят своим духовникам, ведь через них они общаются с Создателем, через них Господь просветляет, наставляет на путь истинный. И 21 февраля 2003 года такой документ был подписан у нотариуса, затем зарегистрирован в Регистрационной палате.

К этому времени Алексей, выпускник Московской духовной академии, по благословению Киприана готовился к заключению брака с Надеждой Котовой: в церкви уже состоялось их венчание. Невеста, что немаловажно, тоже являлась духовной дочерью отца Киприана.

Но не успел в Сергиевом Посаде стихнуть марш Мендельсона, как молодые узнали неприятную, в общем-то, весть. Духовник запрещает молодым жить в квартире мужа. Алексей, по мнению Киприана, сумел преодолеть свои пороки, за него батюшка как бы спокоен. А вот за его "половинку" Надю духовник не ручается. Потому "медовый месяц" им лучше провести в квартире родителей Надежды Котовой.

Так прошел месяц, за ним второй, третий... В августе Самойлюк поставил перед пастырем вопрос ребром: хотим перебраться к своим пенаты, жена ребеночка ждет — да и вообще, с какой стати скитаться по чужим углам, когда есть своя квартира?!

Киприану такие настроения духовных чад не понравились. Он решительно отказал в благословении этого "своеволия". Как выяснилось чуть позже, в квартире уже поселились какие-то молдаване.

Самойлюк подал иск в суд, собрал документы, подтверждающие, что духовник завладел его квартирой обманным путем.

— Я попал под власть этого человека, — вздыхает Алексей, — он не православный проповедник, а типичный сектант. И методы его работы с паствой тоже сектантские. Манипулирует сознанием, запугивает людей...

Чтоб эффективно бороться с демонскими страстями, все Киприановы ученики каждый день открывали батюшке свои помыслы. Даже в нехороших мыслях (не говоря уже о поступках) религия видит грех. Посмотрел, допустим, на девушку в городе, что-то внутри зашевелилось — согрешил. Восхитился роскошной иномаркой у супермаркета — кайся. И так далее и тому подобное.

В первых веках от Рождества Христова миряне открывали помыслы духовникам и чистосердечно в них раскаивались. Мир за две тысячи лет сильно изменился, соблазнов стало куда больше. Сегодня в православии помыслы, как правило, контролируют только монахи. Отец Киприан, известный своим "благочестием", требовал этого и от рядовых прихожан.

Вот почему они обменивались с духовником письмами, в которых признавались во всех грехах. Как-то Алексей и его жена отпросились у Киприана на молебен в лавру. Он их благословил, но с оговоркой: в храм — и обратно! Молодожены значения этому не придали, после молебна поднялись на колокольню, потом побродили по территории лавры...

Надя простудилась. О чем сразу же сообщила и покаялась Киприану. Вот что он написал ей в ответ: "Ты заболела от праздного шатания, а точнее, от страстей своего мужа, потому что пошла у него на поводу. Хотя душа тебе говорила, что ты согрешаешь, но ты проявила малодушие и предпочла угодить мужу, а не Богу. Почему и будешь страдать от человекоугодия и лукавства, пока не исправишься. Повредила и Алексею, и себе, и будущим детям — если доживете до них, т.к. вы с Алексеем только разрушаете семью.

Алексею не служба нужна и не общение с Богом — т.к. он не живет по Богу. Ему нужен выход в свет, развлечения. И ты его в этом поддержала. Вы слукавили оба, как Анания и Сапфира в "Деяниях" — пытались обмануть Духа Святого и оба замертво упали. Вы не понимаете, чем играетесь..."

В этом коротком письмеце батюшка ненавязчиво сравнил себя самого со Святым Духом и припугнул чад: доживете ли до своих детей? Не умрете ли, как Анания и Сапфира?

В общении с прихожанами 49-летний Киприан любил нагнать страху. Вот страничка из дневника той же Нади Котовой, датированная декабрем 2001 г. Ее мы процитируем с некоторыми поправками: у Нади образование — три класса. "27 ноября 2001 г. к нам приехал батюшка, он заболел, у него хронический бронхит, он приехал погреться на печке.

Я тоже тогда болела и лежала у себя в комнате. Батюшка зашел ко мне и сказал: "Пойдем, ты меня расчешешь". Я взяла расчески, пришла на печь и стала не спеша расчесывать, потому что волосы у него были весьма запутанные. И сказала, что на своей голове нашла несколько седых волос: "Я же, батюшка, к 20 годам совсем поседею!"

— А сколько тебе лет? — спросил он.
— 15, — ответила я.
— Э-э, голубушка, — сказал он, — да ты не доживешь до 20. От силы еще года 2—3 протянешь, а там похороним, лишь бы покаяться успела..."

Так и общаются с духовником его чада. Кто-то страдает морально, а кто-то, как Самойлюк, — материально. Теперь он натуральный бомж. У него нет семьи, жилья (по решению сергиевопосадского суда, который состоялся почему-то без его участия, Самойлюк выписан из квартиры в декабре прошлого года) и, соответственно, работы.

Убежал экс-офицер от мирской суеты в лоно Церкви, чтобы спастись, найти душевное спокойствие. А, получив высшее религиозное образование, остался ни с чем, не вылезает из судов.

Все его внимательно слушают, сокрушенно качают головой и возмущаются отцом Киприаном: каков фрукт! Отец Анатолий (Берестов) — профессор, доктор медицинских наук, руководитель центра антисектантских исследований — в своем заключении, приобщенном к материалам дела, заявляет, что, подписывая договор купли-продажи своей квартиры, Самойлюк не отдавал отчета в действиях. Так как "зомбировался непосредственно Цибульским, принимал разные гомеопатические вещества, которые в секте у Цибульского употреблялись под видом лекарств и пищи".

Но, хотя собрана куча документов, обличающих пастырскую деятельность Киприана, в райсуде батюшке почему-то верят больше. У него главный аргумент: будучи студентом семинарии, а потом и академии, Самойлюк не мог материально поддерживать старушку, завещавшую ему квартиру. У Алексея, дескать, самого денег не было. А поддерживали ее финансово и духовно он, Киприан, и Ольга Котова (теща Самойлюка), которая убирала в квартире, хлопотала по хозяйству.

Значит, делает вывод бывший монах, все по справедливости, жилье принадлежит тому, кто его и заслужил.

В свою очередь, Самойлюк заверяет, что деньги у него были. Он подрабатывал, являлся дежурным помощником проректора духовной академии. К тому же бабушка, которая завещала ему квартиру, ни за что бы не оставила ее Киприану. Ибо она была не просто уборщицей в семинарии, а тайной инокиней — это особый вид монашества, своего рода внутренний подвиг: быть настоящим монахом, но жить в миру, и никто, кроме узкого круга духовных лиц, не догадывается, кто ты есть на самом деле!

Даже если бы Киприан эту инокиню перед смертью осыпал золотом, она никогда бы не оставила ему квартиру. Прежде всего потому, что Киприан — монах. При постриге он давал обет нестяжания — добровольной нищеты. У него для служения Богу есть келья, и больше быть ничего не должно!

Оказывается, забыл монах про свой обет — есть у бывшего батюшки и квартира, и недвижимость, и загородный дом.

10 лет назад в поселке Семхоз (в пяти километрах от Сергиева Посада) он создал собственную православную общину. Расположена она на ул. Хотьковской и занимает 30 соток. Примерно половина территории — постройки: огромный дом, хозблоки, гараж...

Откуда деньги на строительство? Ведь и сегодня там не утихают работы, хозяйство общины расширяется не по дням, а по часам.

Когда-то давно все это добро принадлежало диакону Дмитрию — мужу Ольги Котовой, которая, в свою очередь, является тещей Алексея Самойлюка. Нетрудно предположить, что она тоже исповедуется у Киприана.

Вот с тех пор, как они познакомились, все смешалось в доме Котовых. Диакон по простоте душевной переписал собственность на имя жены — после чего их счастливый брак затрещал по швам, а четверо детей отреклись от своего отца! В новоявленной "православной общине" (свято место пусто не бывает) обосновался расстрига Киприан.

Трудно сказать, сколько обитает там человек. Ольга Котова (она заняла место "правой руки" батюшки), двое ее дочерей (Надя и Даша), две племянницы расстриги Киприана и еще очень много семей из Москвы, Твери, других областей, которые периодически сюда то приезжают, то уезжают. Бывают дни, когда здесь собираются по 30—40 человек. Однако эта цифра не окончательная. Расстрига со свойственной ему страстью ведет активную переписку с верующими из Тюмени, Новороссийска, других регионов. Они верят в его святость, и неизвестно, куда может завести эта слепая вера.

Тем, кому удалось вырваться из Семхоза (батюшка без обиняков предупреждает своих чад: "Уйдешь — погибнешь!"), очень долго адаптировались к окружающему миру, их преследовали кошмары. Нам удалось поговорить с одной из бывших прихожанок общины.

— Это настоящая секта, — считает она. — Нам запрещалось общаться с родственниками, на все вводились ограничения. Например, отец Киприан в день разрешал мне съедать по одной чайной ложке меда и варенья, по одной галете и по пачке кукурузных палочек — но ее он выдавал уже на месяц. Все время хотелось есть, но мы работали круглые сутки. Рыли ямы, носили землю, таскали бревна, подавали кирпичи. Все эти порядки противоречат православию. Меня он каждый день заставлял учить правила — свод молитв, каноны, Псалтырь... Запомнить все это под силу только монахам, а не простым прихожанам. До сих пор не пойму, как могла верить этому человеку.

Словом, порядочки в Семхозе еще те. По каким-то причинам нескольких девчонок из общины по приказу игумена обрили наголо. Никакого сопротивления с их стороны: чада почитают Киприана за святого старца. Чтобы расчесать его патлатые волосы (помните страничку из дневника Нади Котовой?), выстраивается целая очередь. Юные прихожанки выпрашивают у батюшки его нижнюю рубашку и мечтают быть похороненными в ней...

Как тут не вспомнить про знаменитого Гришку Распутина — они даже внешне очень похожи!

Тяжелая физическая работа в общине-секте считается послушанием. Отказ от пищи — воспитанием, порка детскими скакалками молоденьких прихожанок — смирением гордыни. Многие воспитанницы так привыкли к унизительным побоям, что испытывали при этом наслаждение и часто сами просили, чтобы их наказали.
Бывшие чада расстриги и впрямь считают, что наказаны за свою гордыню. В Троице-Сергиевой лавре обитает немало истинных монахов, отказавшихся ради служения Господу от всего мирского. И каждая девушка, впервые приходившая на исповедь, поначалу шла к другим духовникам.

Но как-то так получалось, что вдруг они узнавали об игумене Киприане. О том, что только он и есть настоящий монах, что только он и сможет наставить на путь истинный... И ноги сами шли к Киприану — ведь он лучше других. Это и есть гордыня: выбрать себе духовника особенного, который к тому же выделяется и ростом (у Киприана под 2 метра), и голубыми глазами.

"Православную общину" расстриги Цибульского профессор-иеромонах Анатолий Берестов считает сектой по нескольким причинам: туда шла обманная вербовка членов; человек ставился в материальную зависимость от секты — лишался собственного имущества в пользу лидера секты. Наконец, членство в "общине" часто приводило к разрыву родственных отношений, к распаду семей. Разрушались даже браки, венчанные в церкви!

Расстригу нисколько не смущало, что венчанные браки никем не могут быть расторгнуты. Он легко благословлял такие разводы.

За примером далеко ходить не надо. Надя Котова (вторая жена Самойлюка) еще не успела родить ребенка, как ее насильно увезли в Семхоз, в эту самую якобы православную общину. И оформили развод с законным мужем. Ее мать, Ольга Котова, венчанная с диаконом Дмитрием, тоже бросила мужа. "Настоящий православный монах" в столь щепетильных делах позволял себе очень многое. Жене Алексея, Наде Котовой, на момент их венчания в церкви еще не исполнилось 16 лет. По канонам венчать их священник не имел права. Священника "благословил" Киприан — и дело было сделано. Когда батюшкой занялся Московский патриархат, священника сослали куда-то в провинцию.

А расстрига продолжает в Семхозе активно строить раскольничью общину. И свято верит, что не перевелись еще простаки на Святой Руси!

Настоятелю Свято - Вознесенского собора, что стоит в центре города Великие Луки, иеромонаху Киприану (Грищенко) сорок три года. Он из обычной большой семьи, если можно назвать обычной семью, где четверо детей. Бабушка будущего монаха была молитвенницей. У иеромонаха высшее светское образование: закончил факультет эксплуатации автомобильного транспорта Хабаровского политехнического института. Наш разговор о путях к Богу и служении иеромонаха Киприана состоялся в канун большого праздника Вознесения Господня. Когда-то в Великих Луках было восемнадцать храмов, теперь остались два: Свято - Вознесенский Собор и маленький кладбищенский храм иконы Божией Матери Казанской. Отец Киприан недавно вернулся из паломничества на Святую Землю, видел место Вознесения Господня воочию, видел и отпечатавшуюся стопу Господа. Говорит, там, на Святой Земле, начинаешь четко понимать, что такое "суета сует и томление духа". Одной из основных духовных проблем современного общества отец Киприан считает легкомысленное отношение к "врагу рода человеческого": "Они думают, что сатаны нет".

Отец Киприан, мы идем разными путями к Богу, а какой путь у Вас?

После окончания вуза я работал как все, и мысли пойти в монашество, не было. В храм не ходил и жил нецерковно. Но был внутренний вопрос, и он не давал покоя. Теперь я понимаю, что душа просила Бога. Возможно, бабушка меня вымолила для такой жизни, и когда мне исполнилось тридцать, стали появляться мысли о вечности, стал заходить в храм, но город не давал мне ответа на мои вопросы. Поехал в деревню, купил дом, корову, козы были, был огород, хозяйство. Условия для моего развития как христианина идеальны: тайга, деревня. Но я ни к чему, Слава Богу, не привязался. Не стал крестьянином в современном понимании этого слова, который с утра до вечера работает, а находит утешение в пьянке. Прожив пару лет в деревне, я ушел в монастырь.

Куда?

Приехал в Мордовию. В Санаксарский монастырь Рождества Богородицы, в котором когда-то подвизался старец Федор Ушаков (его родственник адмирал Ушаков там похоронен). Тогда там был духовником схиигумен Иероним, к которому я и попал. Прожив в монастыре около года, общаясь со старцем, я получил великую пользу. Но монастырь был очень посещаем, мне приходилось каждый день бывать в миру, в командировках, я и водитель, и тракторист - все "железо" было мое. И это для меня было сложно.

Омирщаешься?

Мое убеждение, что в монастыре для начала надо побыть безвыходно несколько лет, чтобы укрепиться, встать на ноги. И выходить их монастыря только по послушанию, как это и происходит обычно. Но это все равно вредит монаху. Я и уехал потому в Карелию. Попал на Онежское озеро, в уединенный монастырь, к которому не было дорог, там не было электричества, связи, зимой все заносило снегом. И только огромное Онежское море на триста километров. Там я принял в 33 года монашеский постриг. И в этот же год был рукоположен в иеродиаконы.

Монастырь довольно уединенный. Были искушения?

Да, сатана может искушать по-разному. Если живешь в миру, где много людей, враг рода человеческого - диавол, искушает через зрение. Основные соблазны идут через зрение, человек получает информацию через зрение - что видит, тем и соблазняется. Сатана старается соблазнить любого человека, особенно верующего, православного, паче того, если он монах. И монахи, уединяясь, внешних искушений себя лишают, избегают, особенно в уединенном монастыре. Нет развлечений, увеселений, т.е. газет, радио.

В отсутствии таких соблазнов легче избежать искушения?

В этом смысле легче. Но, читая святых подвижников, понимаешь, что есть духовная брань, мысленная, внутренняя. И опытно испытать это на себе мне приходилось. Когда монастырь занесен снегом, горит лампада, и ты читаешь монашеское правило - эта брань приходит в помыслах. Враг рода человеческого сопротивляется делу спасения нашей души и начинает показывать картинки прошлого, приходят воспоминания, особенно, если человек до прихода в монашество жил обычной светской жизнью, без духовных принципов, соблюдения заповедей, как заведено в обществе, которое теперь себе ни в чем не отказывает. Мы каемся в этих моментах, исповедуемся, но уйти от мысленных воспоминаний трудно.

А видения, батюшка?

Хотите шутку? Однажды ночью проснулся и вдруг вижу кто-то в двери стоит: черный, высокий. Пришел в некоторый трепет, но зажег лампу - оказалось, мой подрясник висит. Видения были, когда был трудником. Зашел в один монастырь с батюшкой пообщаться, и были моменты, когда ночью кто-то душит, приходилось ночью молиться. Мало молились.

Мало молились?

Да, когда трудником был. Враг имеет доступ к человеку через его страсти, его грехи. Это бывает и в оскверненных монастырях, где совершались властью непотребства. А тот монастырь, куда я пришел, паломничая, был занят воинской частью. В Карелии же ветер, в основном, старался, завывал как трактор, когда мы все ждали, что привезут дрова. Надо молиться, молиться, молиться.

Долго были в Карелии?

Четыре года. Принял там священство, стал иеромонахом, год был наместником. Но начались болезни. В 1998 году, в январе приехал по совету к отцу Валентину (Мордасову) под Псков, в Камно со своими духовными вопросами. Очень немного был с ним. Отец Валентин говорил интересно и вроде о ком-то, а, оказалось, все это касалось меня. Теперь опытно знаю на себе - дерзновение молитв к Богу (не дерзость, а дерзновение). И я испытал на себе чудо - мои духовные вопросы разрешились, и я вернулся в Карелию немного другим человеком. Потом приехал летом опять в Камно, отец Валентин уже болел, не служил, и я двадцать дней прожил в Камно и служил Литургии, говорил с отцом Валентином. Ему оставался всего месяц, и Господь сподобил меня быть с ним. Затем я заболел, и врачи мне сказали сменить климат. По благословению Архиерея в Петрозаводске я перешел в 1999 году в Псковскую епархию, и наш Владыка Евсевий благословил меня служить в Камно, где и прослужил четыре года.

А как оказались в Великих Луках, отец Киприан?

В 2003 году, на празднике Иоанна Богослова, в мае, на престольном празднике во Пскове, я молился и просил Иоанна Богослова, чтобы он помог мне полюбить Бога и людей, чтобы это было подобно Господней любви. Просил - просил, просил - просил на Всенощной, на Литургии, а после Литургии мне Владыка сказал: поедешь в Великие Луки. И уже позже, через месяц, будучи великолукским благочинным, я понял, что выпросил у Иоанна Богослова: 6ез скорбей любви не будет. Говорили раньше: поехал священник в Великие Луки - на великие муки. Сейчас такого нет, как раньше было. Но явно Иоанн Богослов услышал мою просьбу. Я уже два раза был в больнице, чего раньше со мною не было. Скорби и болезни - ими и спасаемся, а Иоанн Богослов всегда здесь, рядом. А принял меня под свой омофор Патриарх Тихон, поскольку у меня есть крест - мощевик, и в нем в 1999 году появилась частица мощей Святого Патриарха Тихона, а здесь, оказалось, его родина, в Клину. И Владыка в 2003 году в погосте Клин благословил создание женского монастыря, чем я сейчас и занимаюсь.

Видно, что у вас в Соборе много сделано: иконостас, полы в храме, еще и монастырь начинается. Есть ли финансовые сложности на приходе, всем же ясно, что церковь живет жертвой? Нуждаетесь ли вы остро, или Бог помогает?

У каждого настоятеля нынешнего времени большие проблемы с восстановлением порушенных святынь. С финансами проблема существует, но надо отдать должное, в городе Великие Луки сохранены заводы, работают предприятия, есть бизнес. И благополучные люди, руководители предприятий не отказывают в помощи. Депутаты областного собрания из Великих Лук нам очень помогают, никогда не отказывают: Дмитрий Викторович Матвеев, Борис Николаевич Каракаев. Только покраска собора в прошлом году обошлась в пятнадцать тысяч долларов. Нынешняя городская администрация города очень доброжелательно относится к церкви, нам передали старое здание, и мы его сейчас полностью ремонтируем капитально под палаты Владыки и церковный магазин. Избранный год назад мэр Лидия Голубева, перед выборами приходила к нам в храм и просила нашей молитвы, мы молились, но никакой пропаганды, никакой политической деятельности мы не вели. Я захожу в администрацию города, как любой другой посетитель, и мне не отказывают в помощи. Вся власть в городе доброжелательна, помогают нам проводить Крестные ходы, с которыми мы ходим вокруг квартала, где находится наш Свято - Вознесенский храм.

У нас сейчас открыты все храмы, люди не гонимы за веру, может быть, нам Господь дал такую последнюю возможность сделать выбор. Что Вы скажите об этом, отец Киприан?

Есть духовная проблема - люди православные скорбят от того, что нет старцев. Всегда были старцы: оптинские, валаамские. Со старцами легче. Своим рассуждением и молитвой они помогают нам. А сейчас человек остался без поводыря. Господь отнял старцев, потому что люди, спросив совета у старца, его не выполняют. Батюшка, благословите! Батюшка благословляет, а человек домой приедет, подумает своим разумением и не выполнит благословение, не поверит старцу. А открытые храмы сейчас - я просто благодарю Господа за такую дарованную возможность. О себе скажу, что если бы не было открытия монастырей, я бы не был верующим человеком. Я пришел в открытый действующий монастырь в Санаксарах, где было пятнадцать священников, из них два схимника, это стойкий твердый монастырь с Уставом и службами. Там мне было легко переходить из светского человека в монаха. Говорить о последних временах я не берусь, кликушеством заниматься дело нехорошее. О последних временах говорили еще Апостолы, а это было две тысячи лет назад. Но по поведению общества, по жизни нашей современной - да. Апокалипсическое время. Потому что безнравственность, разврат, пьянство, наркомания достигли таких размеров, что дети уже этим занимаются. Господь сказал: "Приду когда на землю, найду ли веру свою". Нас, православных, всегда было не так - то и много, но сказано Господом: "Не бойся, малое стадо, ибо Я победил мир".

То есть, как немного было первых христиан, так и сейчас тоже православных мало?

Времена тяжелые, непростые, но в тяжелые времена, будь то война, смуты всегда Русь объединялась вокруг Церкви. И сейчас бедная жизнь, высокие цены, сложная обстановка в стране, и люди идут в храм, прихожан прибавляется. Верующих людей становится все больше. Пусть это не имеет массового характера, но когда видишь, что в воскресение тридцать маленьких детей причащаются со взрослыми, благодаришь Господа за них. Нам не дано знать, когда наступит последний день. Он может наступить завтра, сейчас, сию минуту. "В чем застану, в том и сужду", и мы должны быть готовы в любой момент предстать перед Господом. Для этого необходима регулярная и постоянна исповедь, причастие, как духовник благословит. Я благодарю Господа за то время, какое есть.

Хотя кто-то и говорит, что вчера "были коммунисты - сегодня крестятся", а я радуюсь, что Господь нам дал такую возможность, радуюсь, что у нас почти 160 священников в области и псковскую землю называют еще "Палестиной", а река Великая как Иордан.

Да у нас еще и Иерусалимка за Псковом течет. Какую проблему, отец Киприан, Вы видите? Что особенно угнетает православного человека?

Угнетает людей отсутствие стабильности завтрашнего дня, если говорить о земной нашей жизни. Бывает, люди дрогнут. А твердые говорят: "Слава Богу за все". И я вижу явно, вижу, как людям, у которых четверо детей и которых считают безумными, Господь им явным образом помогает, потому что они уповают на Господа. И Господь помогает им через ближних, благотворителей, благодетелей.

Говорят, что раньше бесы только в свиньях жили, а сейчас в людях. Что Вы можете сказать об этой проблеме, ведь Вы окормлялись у священника, который занимался экзорцизмом, отчиткой?

Отец Валентин говорил так, что во времена земной жизни Спасителя сильно умножилась болезнь, называемая беснованием. Очень сильно. Так же и в наше время, очень похожее на то. Это от бездуховности общества, безверия, несоблюдения заповедей. Помните, как рассказывается в Евангелии, Господь исцелил по просьбе отца бесноватого отрока, который бросался то в огонь, то в воду. И Господь, исцелив, сказал: "О роде неверный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас!" И сейчас все болеют, а спроси: "Когда Вы, больной, были на исповеди?". Кто - ни разу, а кто - редко. Все в жизни нам по грехам. А бесы не хотят, чтобы их изгнали, они кричат, визжат, такое бывает иногда в обряде Крещения, когда произносятся слова отречения от сатаны. У меня был случай при крещении в Камно, когда я после молитвы отречения, слышу, как за моей спиной восьмимесячный ребенок просто рычит и плачет. Я поворачиваю голову и вижу: на руках у крестного маленький сморщенный старичок, он протягивает ручку и кричит. Я спрашиваю у родителей: когда была свадьба? Оказывается, в пост. Получается, что люди с детства находятся вне Церкви. Раньше на Руси перед населенными пунктами, городами стояли кресты, храмы были, крестили во младенчестве, а сейчас в Великих Луках около двух десятков сект. Секты там, где гордость, где превозношение, где человек не хочет трудиться. Зачем каяться, вспоминать свои грехи, стыд терпеть за самого себя и переживать. Вот сейчас свобода... а свобода одна - истинная свобода от греха, Господь дает свободу. И другой свободы нет. Есть рабство греха, своих привычек, рабство у Запада. Люди думают, чтобы стать верующим человеком, нужно так сломать себе жизнь, необходимо столько себе запретить, что многие воспринимают православие как религию запретов: то нельзя, это - нельзя. А Апостол говорит: "Все мне возможно, но не все полезно". Грех не полезен ни душе, ни телу. И становление церковное только на благо человека идет, когда человек учится себя ограничивать. Распущенность охватила ныне всецело, и трудно себя ограничивать. Тут один участковый в нашем благочинии сказал, что люди православные отличаются от других послушанием власти.

А для большинства подвиг - власть не слушать.

Да, адреналин такой. Это бунтарский дух, дух декабристов, раскольников.

Может, дух русского человека?

Нет, неправильно. Нет уже национальных черт, за столько веков вся кровь перемешалась. Русский, значит, православный, а вот советский, бунтарский дух - да, еще есть.

Мы говорили о проблеме: духовная проблема - люди знают, что есть плоть, есть душа, а про дух не ведают

Чтобы Вы, отец Киприан, пожелали нашим людям?

Сказано, что будем спасаться терпением скорбей и болезнями. Скорби есть, болезни есть, а терпения нет. Хотелось бы пожелать всем людям терпения. И, прежде всего, научиться терпеть себя: не отвечать на обиды, начинать молиться. Терпения, терпения и еще раз терпения. Милости всем Божией, послушания Святой Матери Церкви, твердого стояния, непоколебимого в вере. И здоровья. Насколько Господь даст.

Спаси, Господи.

Информационная служба Псковской епархии.

http://informpskov.ru/print/21445.html